Художественная культура древней греции 10 класс мхк конспект

Обновлено: 03.07.2024

Цель: Выявить типологические особенности культуры Древней Греции; раскрыть систему ценностей и картину мира древних эллинов.

Задачи:

- Охарактеризовать эстетику древнегреческого искусства;

- Выявить роль древнегреческой культуры в становлении европейской культуры;

- Рассказать о великих философах Древней Греции;

- Представить и проанализировать философские идеи Сократа и Платона;

- Рассказать о жизни творчестве Гомера;

Представить и проанализировать поэмы Гомера как исторические источники.

I. Орг. момент

II. Проверка домашнего задания

III. Изучение нового материала

1. Лекция учителя

Эллинский мир шел своим путем в поисках ответа на вопросы о происхождении мироздания, смерти и бессмертии, добре и зле. Переломный момент от первобытного состояния к древнегреческой цивилизации ознаменовался рождением мифологии. В мифах греки впервые запечатлели священный характер порядка земного бытия и противопоставили ему иррациональные силы демонических стихий. В образной форме это извечное вселенское борение гармонии и хаоса передают сказания о борьбе богов с титанами, темными силами, порожденными Матерью-землей. Боги одержали победу и навечно поселились в мифологической небесной резиденции верховных греческих повелителей – на Олимпе. Божества греческого пантеона ничем не отличались от людей, их жизнь протекала в войнах, интригах, соперничестве… и только бессмертие, поддерживаемое бессмертным напитком, давало им власть над деяниями человека, над его над его настоящим и будущим.

Религиозная мысль древних греков не выдвинула четких этических принципов, их мифы не учили морали. Нравственное начало в поступках олимпийцев было столь сомнительным, что со временем они стали вызывать насмешки. И все же культ богов-оракулов был очень силен, и нигде в мире не было столь развито искусство предсказаний судьбы, как в античном обществе. Оракулы были неизменными спутниками и простых людей, и царей. Впрочем, сама античная религия была удивительно материалистической, посюсторонней. здоровье, богатство, благополучие – вот единственное и высшее благо для человека!

Однако победа богов-олимпийцев над силами хаоса не была окончательной. Боги не рискнули посягнуть на Мать-прародительницу, верховная власть над людьми и их судьбами оставалась за ней. Тщетны попытки преодолеть неведомый рок, нельзя избежать предначертанного судьбой – это мистическое чувство пронизывает всю древнегреческую мифологию.

В истории античной художественной культуры выделяют несколько этапов.

1. Гомеровский (XI-IX вв. до н.э.)

2. Архаический (VIII-VI вв. до н.э.)

3. Классический (V-IV вв. до н.э.)

4. Эллинистический (конец IV-I вв. до н.э.)

5. Императорский Древний Рим (I – V вв. н.э.)

В марте 1900 г. служащий английского Оксфордского музея Артур Джон Эванс начал раскопки на о. Крит, научные результаты которого имели исключительное значение для исследования культуры, о существовании которой имелись лишь предположения на основании всем известных древнегреческих мифов. Греки не случайно воспели о. Крит. Здесь родился Зевс.


Искусство Древней Греции изучается во всех своих проявлениях. Оно формировалось и развивалось на протяжении большого промежутка времени и являлось фундаментом римской и современной культуры.

Греческая керамика

Историю Древней Греции на 5 отдельных периодов, тянувшихся с 3 тысячелетия до н.э. и до 5 века н.э.: Крито-микенский, Гомеровский период, Архаический, Классический и Эллинистический.

Говоря кратко про изобразительное искусство Древней Греции, следует отметить, что оно дошло до нас благодаря сохранившимся керамическим вазам. Именно на них большинство ремесленников оставляли свои рисунки. В более древние века декоративно-прикладное искусство было представлено геометрическими фигурами, из которых составлялись орнаменты. Главным отличием живописи Древней Греции стала характерная только эллинам меандровая роспись как ваз, так и рисунков на одеждах и зданиях.

В классический период к этим двум методикам добавился еще один вид живописи – монументальный. Он использовался при изготовлении фресок и мозаик.

В росписи ваз использовалось только два цвета. Рисунок выполнялся либо красным цветом на черном фоне, либо наоборот. Чернофигурный метод использовался немного раньше краснофигурного.

которые читают вместе с этой





Именно греки открыли игру светотени, автором которой стал Апполодор Афинский, а также первыми стали оставлять автографы под своим творением.

Древнегреческая амфора

Рис. 1. Древнегреческая амфора.

Музыка и театральное искусство

Классическими жанрами древнегреческого театра были комедия и трагедия, а его неотъемлемой частью является хор.

Наиболее популярными произведениями оставались гимны богам и богиням, а также народные песни, среди которых выделялись крестьянские, свадебные и поминальные.

Среди театрально-хоровых песен преобладали элегии, исполняемые под флейту, и оды.

Скульптура

Высочайшим достижением античности являются древнегреческие скульптуры. Зарождение скульптуры происходило во времена Гомера, а в архаическую эпоху были созданы лучшие статуи и ансамбли. Уникальным достижением греков во времена античности стало подчеркивание красоты человеческого тела как высшего идеала. Многие статуи героев и богов представляли их без одежды, указывая на это превосходство над обычным человеком.

Скульптура Геракла

Рис. 2. Скульптура Геракла.

Литература

Бюст Аристотеля

Рис. 3. Бюст Аристотеля.

Что мы узнали?

Именно в Древней Греции появились зачатки театрального, изобразительного и музыкального искусства. Заложенные в Древней Греции основы используются даже современными творцами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архитектуре Древней Греции не была свойственна масштабность египтян и монументальность Древней Передней Азии.

Человек Древней Греции усматривал соразмерность и гармонию.

Упорядочность, пропорциональность, строгая ритмичность, соразмерность всех частей архитектурных сооружений были главными отличительными чертами древнегреческого зодчества.

Заслугой древнегреческой архитектуры является создание ордерной системы. Чтение с. 73 строка 5 снизу. ОРДЕР являлся воплощением мужественности и стойкости характера греческих племён.

Заслугой древнегреческой архитектуры является создание ордерной системы.

Чтение с. 73 строка 5 снизу.

ОРДЕР являлся воплощением мужественности и стойкости характера греческих племён.

Храмы служили жилищем для богов.

Наиболее распространённым видом греческого храма стал ПЕРИПТЕР , т.е. окружённый по периметру колоннами.

Длинная сторона – 16 или 18 колонн.

Меньшая сторона – 6 или 8 колонн.

Портики – символы небесного мира богов.

Чтение с. 75 аб 1.

Большие святилища – храмы: Храм Аполлона в Дельфах

Большие святилища – храмы:

Храм Аполлона в Дельфах

Храм Аполлона в Коринфе

Храм Аполлона в Коринфе

Храм Геры в Олимпии

Храм Геры в Олимпии

Храм Геры в Пестуме

Храм Геры в Пестуме

Золотой век Афин

Чтение с. 75 строка 6 снизу.

Скульпторы и философ Перикла Поликлет Фидий Анаксагор

Скульпторы и философ Перикла

Акрополь – это ансамбль общественного и культурного центра Афинского государства.

Рассмотрите рисунок на с. 76

Пропилеи - . ( с. 77 аб.2)

Пропилеи - . ( с. 77 аб.2)

Пройдя Пропилеи, посетитель оказывался на большой площади, где возвышалась статуя Афины. . ( с. 77 аб 3)

Пройдя Пропилеи, посетитель оказывался на большой площади, где возвышалась статуя Афины. . ( с. 77 аб 3)

Парфенон – главный храм Акрополя. 8 и 17 колонн высотой 10,5 м. по преданию в храме находилась 12 – метровая статуя Афины, выполненная из слоновой кости с золотым покрытием.

Парфенон – главный храм Акрополя.

8 и 17 колонн высотой 10,5 м. по преданию в храме находилась 12 – метровая статуя Афины, выполненная из слоновой кости с золотым покрытием.

Средняя часть горизонтального перекрытия колонн – фриза .

Средняя часть горизонтального перекрытия колонн – фриза .

Рельефы прославляют героический греческий народ и его историю. Здесь собрались все боги Греции: громовержец Зевс, могучий властелин морей Посейдон, мудрая воительница Афина, крылатая Победы Ника. Здесь совершают подвиги герои греческих мифов.

Рельефы прославляют героический греческий народ и его историю.

Театр вмещал 17 тысяч человек. Разыгрывались трагические и комедийные сцены из жизни богов и людей.

Перед началом спектакля в алтаре перед статуей бога Диониса совершали жертвоприношения и обряд очищения всех присутствующих в театре.

Мир древнегреческой культуры – мир совершенно особенный. Греки были едва ли не первым народом, который попытался сам себя описать. Они испытывали к себе и миру громадное любопытство, благодаря этому мы и знаем о них так много.

Этот исследовательский интерес греков, умение наблюдать и понимать человека, был унаследован европейской цивилизацией. Древние греки оставили свой след во всех областях культуры и науки. Достаточно вспомнить, что греческая письменность лежит в основе большинства современных алфавитов.

Древнегреческая наука. Философия

Демокрит

Бюст Сократа


Скульптура головы Аристотеля — копия работы Лисиппа, Лувр

Литература

Бюст Гомера

Самым известным автором любовных стихов была поэтесса Сапфо. Также поэты тех времен сочиняли торжественные песнопения для праздничных хоров, для прославления победителей всевозможных состязаний. Среди них прославились Пиндар и Арион, написавший первый дифирамб – гимн Дионису. С возникновением театра появились новые поэтические жанры – трагедия и комедия, новые авторы и новые художественные идеи.

Дж. В.Уотерхаус. Одиссей и сирены

Прозаические произведения создавались историками – Геродотом, Фукидидом, Ксенофонтом. Сама история в древности считалась художественным повествованием. Также образцами художественной прозы стали речи афинских ораторов, прежде всего Демосфена. Да и авторы философских произведений Платон, Аристотель придавали огромное значение литературной отделке, языку своих произведений.

Бюст Пиндара. Римская копия греческой скульптуры середины V века до н. э.

Ксенофонт

Архитектура

Виды ордеров

Градостроительство греческой классики основывалось на архитектурном ордере. В этот период их было два – строгий и величественный дорический и легкий изящный ионический. В период эллинизма начал распространяться изысканный и пышный коринфский. Наиболее распространенными общественными зданиями в Греции были храмы. В зависимости от количества колонн они делились на несколько типов. Торжественный и нарядный облик храму придавали фронтон со скульптурами и рельефами, верхние части наружных стен, портики с колоннами, пронизанные воздухом и светом. Колонны создавали постепенный переход от пространства к храму.

Греки считали, что храмы олимпийских богов, которые внесли в мир порядок, следует возводить такими же гармоничными, упорядоченными.

Внутри храма находилась статуя бога, чьим домом считался этот храм, священные предметы и сокровища, часто здесь же хранилась городская казна. Греческий храм, в отличие от христианской церкви, предназначался для внешнего осмотра людьми, вся его красота была снаружи, а не изнутри.

Греческие архитекторы не только мастерски создавали отдельные здания. Их достижением была разработка идеи регулярного города, то есть строительства городов по заранее обдуманному, разумному плану. Ее придумал Гипподам из Милета. И хотя его предложения годились для городов на новом месте (например, по его плану выстроили Пирей), в старинных городах вроде Афин тоже старались архитектурно выделять акрополь, агору, строить театры и стадионы в определенных местах.

Руины Эрехтейон

Храм Афины стоял не в центре Акрополя, а сбоку, на самой вершине. При его создании архитекторы Иктин и Калликрат решили не стесывать, не выравнивать верхнюю площадку скалы. Так создавалось ощущение, будто храм вырастает из самой природы и при этом торжествует над ее каменным хаосом. Зрители сравнивали Парфенон с птицей, готовой взлететь.

Дух свободы, гармонии, человеческой соразмерности унаследовала от греческой классики вся дальнейшая европейская архитектура.

Скульптура

Скульптура была излюбленным видом изобразительного искусства греков. Современники шутили, что в Афинах статуй больше, чем живых людей. Скульпторы работали в полном согласии с архитекторами, примером тому служит жизнь Фидия. Скульптурные группы были частью фронтонов храмов, в Эрехтейоне колоннами служили статуи девушек – коры. И множество статуй богов, богинь и героев из мрамора, бронзы, дерева стояли в храмах, общественных зданиях и на улицах полисов.

Статуя Зевса в Эрмитаже

Афина и Марсий

Греческие скульптуры дошли до нас в римских копиях и достаточно редких подлинниках.

Арес Людовизи

Изобразительное искусство. Вазопись

Греческая архитектура и скульптура давали много работы живописцам. Открытые части статуй окрашивали в телесный цвет, оружие – в золотой, глаза писали краской по мрамору. Детали храмов тоже раскрашивались. Любимыми цветами были синий и красный.
Картины, фрески и мозаики греческих живописцев из-за непрочности материалов не сохранились. Однако описания современников говорят, что они были не менее популярны, чем скульптуры, и столь же прекрасны.

В V в. до н.э. мастера Полигнот и его ученик Панайн (брат Фидия) создавали многофигурные картины, посвященные великим событиям: взятию Трои, Марафонской битве. Римский оратор Цицерон утверждал, что эти художники использовали только четыре краски – белую, желтую, красную и черную, создавая множество оттенков. В Афинах живописные работы были выставлены у входа на Акрополь – в залах специально построенной для этого и всегда открытой для граждан Пинакотеки.

Греческие живописцы, как и скульпторы, стремились достичь достоверности изображения. Про художников IV в. до н.э. рассказывали, что они состязались в умении так нарисовать предмет, чтобы никто не смог отличить его от настоящего. Например: будто бы виноград, нарисованный художником Зевксисом, пытались склевать подлетевшие птицы, а кони, подведенные Апеллесом к его картине, заржали, потому что увидели на ней кобылицу.

Мы можем получить представление о греческой живописи благодаря росписи на вазах. Образцов прославленной греческой керамики сохранилось множество. В VI в. до н.э. был распространен чернофигурный стиль: по красной глине художник наносил фигуры черным лаком. В V в. до н.э. он сменился краснофигурным: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы.

Читайте также: