Конспект уроку на тему сонячна система

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 6

Тема: Планеты Солнечной системы

Цели: а) образовательная: сформировать понятия о планетах Солнечной системы.
б) воспитательная, воспитать логическое мышление, внимание, словесно-логическую память.

в) развивающая: развить воображение, сообразительность, познавательный интерес.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование урока: доска, презентация, цветные мелки.

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

После составления эскиза Солнечной системы, преподаватель просит всю информацию о планетах законспектировать с презентации.

Контроль и самопроверка знаний

После конспектирования лекции, преподаватель предлагает пройти тест по данной теме

Вывод о достижении цели занятия.

Выучить основные сведения о Солнечной системе

I . Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

II . Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока

Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. Легко ли познать себя? Мы это делаем всю нашу жизнь, и порой усилия наши остаются напрасными. А легко ли познать окружающий нас мир, Вселенную. Какие цели мы можем перед собой поставить? Узнать строение Солнечной системы, ее состав и характеристику компонентов.

III . Объяснение материала

Что из себя представляет Солнечная система

Солнечная система – это система космических тел, которая кроме центрального светила – Солнца, включает в себя восемь планет (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун), их спутники, множество маленьких карликовых планет, кометы, космическую пыль и мелкие метеорные тела. Радиус около двух световых лет.

Солнце – звезда, статус желтый карлик. Температура поверхности 5000 С. Вокруг Солнца вращаются 8 планет .

Меркурий: Ближайшая к Солнцу планета. Самая маленькая планета Температура колеблется от -180 до 450 градусов по Цельсию. Максимальный перепад температур в дневное и в ночное время на Меркурии оказался самым высоким в Солнечной системе — более 600 градусов по Цельсию. Сутки составляют приблизительно 60 земных, а год около 88 суток. Планета получила своё название в честь римского бога торговли – Меркурия.

Венера: Ближайшая к Земле планета. Окружена мощной атмосферой, состоящей в основном из углекислого газа (96%). День составляет около 117 земных суток. Температура поверхности планеты и нижних слоев атмосферы около 480 градусов. Постоянные ветры. Период обращения вокруг оси около 243 суток (по часовой стрелке). Планета получила своё название в честь богини красоты – Венеры.

Земля: Земля является третьей планетой от Солнца и самой большой из планет земной группы. Атмосфера есть. Присутствует жизнь. Земле требуется примерно 365 дней для того, чтобы сделать полный оборот по орбите вокруг Солнца.

Марс: Соседняя с Землёй планета. Меньше Земли примерно в 2 раза по диаметру и примерно в 9 раз по массе. Период обращения вокруг Солнца около 2 земных лет, а вокруг своей оси примерно как на Земле

Температура колеблется от 40 до -100 градусов. Имеет 2 спутника - Фобос (страх) и Деймос (ужас). Планета названа в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови.

Юпитер : Самая большая планета (больше Земли в 1310 раз по диаметру и в 318 раз по массе). Температура составляет около 140 градусов. Атмосфера состоит из смеси газов водорода, гелия, метана и аммиака

Сутки составляют приблизительно 9ч 55мин. В тени жарче, чем на освещенном Солнцем месте. Имеет 68 спутников (Ио, Европа, Ганимед, Каллисто – самые крупные). У Юпитера самое сильное магнитное поле в нашей Солнечной системе. Оно в 14 раз больше, чем на Земле.

Юпитер имеет цветастую атмосферу. В атмосфере постоянно бушуют мощные ураганы. Крупнейшие спутники Юпитера:

Названа в честь самого главного римского бога – Юпитера.

Сатурн : Самая плоская планета. Наделена прекраснейшей кольцевой системой

Сутки составляют около 10ч 15мин. Год длится 29.4 лет. Температура поверхности планеты около -170 градусов. Имеет 62 спутника. Самый крупный спутник – Титан – окружен плотной атмосферой. Сатурн знаменит своими кольцами. Однако с Земли кольца видны не всегда.

Нептун : Сутки составляют около 16 часов. Для полного оборота по орбите вокруг Солнца Нептуну требуется 164.8 земных лет. Планета обладает очень динамичным климатом. Средняя температура поверхности Нептуна составляет -214 °С. Имеет 14 спутников (Тритон движется в обратную сторону). Имеет Большое тёмное пятно. Планета Нептун носит имя римского бога морей. Помимо восьми больших планет, вокруг Солнца обращается множество планет-карликов. Это тела шарообразной формы, которые по размерам массе меньше Луны.

IV . Закрепление изученного материала

Конспектирование слайдов с экрана.

hello_html_m23cb70fe.jpg
hello_html_m2bb8fe13.jpg

hello_html_m43582a4a.jpg
hello_html_m409c378b.jpg

hello_html_m54ddd342.jpg
hello_html_m6a2432b5.jpg

hello_html_m6fcd81bf.jpg
hello_html_m2adf2b38.jpg

hello_html_m6991e42b.jpg
hello_html_75f97c40.jpg

hello_html_7fc15cb7.jpg
hello_html_m386a7aa8.jpg

hello_html_m3ea6d72a.jpg
hello_html_5279e612.jpg

hello_html_m1fe06b98.jpg
hello_html_m4c2c3924.jpg

hello_html_m52b9b9b8.jpg
hello_html_259c74ab.jpg

V . Контроль и самопроверка знаний

1. Ближайшая к Солнцу планета

2. Сколько спутников имеет Марс?

3. Какие из планет Солнечной системы пригодны для жизни?

4. Сколько планет входит в состав Солнечной системы?

5. Какая из планет Солнечной системы самая большая?

6. У какой из планет наибольшее количество спутников?

7. Какой по счету от солнца идет Земля?

8. Какие планеты входят в планеты- гиганты?

9. Самая маленькая планета?

10. Самая маленькая планета?

VI Подведение итогов

И так, астрономия – наука о Вселенной, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем. Действительно, у природы много тайн и загадок, раскрывает она их неохотно, поэтому каждая очередная разгадка – важный шаг человечества на пути к познанию мира.

ЦЕЛЬ: Активизация познавательной деятельности в процессе ознакомления с Солнечной системой.

ЗАДАЧИ: Сформировать представление о Солнечной системе/дать характеристику Солнцу как огромному светилу/звезде/, назвать и показать все планеты Солнечной системы особо остановиться на планете Земля. Земля – уникальная планета, на которой есть жизнь.

Освоить действия построения модели, отражающей особенности строения Солнечной системы.

Развивать логическое мышление /умение устанавливать причинно-следственные связи/.

Воспитывать бережное отношение к планете Земля.

Ход ЗАНЯТИЯ

Это звонят из Центра управления полетами. Готовится к полету очередной космический корабль.

- Вам нужна группа космонавтов - исследователей? Хорошо. Мы постараемся помочь вам.

- Дети, вы согласны стать участниками полета в космос?

- С этой минуты мы с вами исследователи. /Прикрепляю детям эмблемы/

-Нам предстоит узнать: что такое Солнечная система и есть ли в ней жизнь.

На чем можно осуществить полет?

- Для начала изучим космические корабли.

Вам нужно найти пару: к каждому силуэтному изображению подобрать схематическое изображение космических кораблей.

/Дети выполняют задание/

- Молодцы, с заданием справились верно.

Дети, то, что нам нужно будет для исследования космоса, находится в лаборатории космического корабля.

- Представим, что мы сели в космический корабль (дети садятся за столы); надели космические костюмы.

- Внимание, внимание! Космический корабль отправляется в космическое путешествие! Десятисекундная готовность! Начинаем обратный отсчет! Помогайте, ребята!

(показывать цифры)

Р-р-р! - ракета рвется ввысь!

(Звучит космическая музыка) / Упражнение на релаксацию/

Вот наш корабль вышел в космическое пространство.

Мы видим, как небо из голубого стало темно-синим, а потом совсем чёрным.

Как хорошо видны все звезды!

(открыть макет)

- Открываем глаза. Мы оказались на одной дальней звезде, и отсюда посмотрим на Солнечную систему.

- Что мы видим в центре Солнечной системы?

(Солнце)

- Каким вы его видите? (ответы-предположения детей) Обобщая ответы детей:

С другой дальней звезды мы, скорее всего, увидели бы Солнце в виде маленькой мерцающей звездочки.

На самом деле звезда Солнце-это огромный раскаленный шар.

- Как вы думаете, возможна ли жизнь на Солнце?

(Ответы детей) Обобщая ответы детей:

Температура поверхности Солнца очень высокая. При такой температуре любой металл или камень превращается в газ. Поэтому Солнце это газовый шар.

- А вы знаете, что звезда Солнце не одинока?

У нее есть своя семья. Только это не дочки и сыночки, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к солнцу.

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете (Поднять руки над головой, сомкнув их)

На носки поднимись, (Тянутся вверх)

А потом руки вниз. (Опускают руки)

Раз, два, три, потянись. (тянутся вверх)

Вот летит ракета ввысь! (бегут по кругу)

Мы продолжаем исследовать Солнечную систему (дети подходят к макету)

- Сосчитайте планеты Солнечной системы. (Дети считают)

-В семье 9 планет. Какие из них вы уже знаете? (ответы детей)

- В семье звезды Солнце царит порядок : никто не толпится, никого не толкает.

Каждая планета имеет свой путь, по которому кружит вокруг Солнца. Этот путь называют - орбита.

- Какая самая близкая к Солнцу планета? (ответы детей) (Меркурий)

- Что о ней можно сказать?

(небольшой горячий шар)

Опыт: Поднести предмет к огню и посмотреть, как он плавится.

- Сможем мы выйти на эту планету?

- Есть ли жизнь на этой планете

Изобразите эту планету оранжевым кругом.

- Какая следующая планета? (Венера)

- Что можно сказать об этой планете? (жаркая и неприветливая планета.)

- Да, дети, Венера окутана плотными облаками из кислоты и на ней нечем дышать).-

- Летим дальше от Солнца. Чувствуете, дышать стало легче.

- РЕБЯТА А КАК ВЫ ДУМАЙТЕ ЧТО ЭТО ЗА ПЛАНЕТА.

- Что вы знаете об этой планете?

(Мы живем на планете Земля)

- Какая она, наша Земля?

(ответы детей)

- Почему нашу планету называют разноцветной? (ответы детей)

- Вот как эта планета выглядит из космоса, (показать фото)

Дети, мы говорили, что Солнце - это газовый шар. А что представляем собой Земля?

Эксперимент: На столе лежат: воздушный шар, камень,

жидкость в стакане, дерево, резина.

Назовите предмет, свойства которого больше всего похожи на Землю.

Значит: Земля-это огромный каменный шар, большая часть которого покрыта водой.

- Дети, а какие условия нужны для того, чтобы на планете была жизнь? (ответы детей)

Верно: есть вода, температура, свет солнечный, Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой. Атмосфера содержит кислород, который нужен всем обитателям нашей планеты.

\- Что было бы на Земле, если бы не было Солнца?

(ответы детей)

Опыт: - Дети, возьмите мячи и подбросьте их вверх. Что с ними происходит?

(Они падают на пол).

Опыт: Возьмите магнит и ключ. Что происходит с ключом?

(Магнит притягивает ключ)

- Дети, наша планета имеет огромную силу притяжения. Земля делает тяжелым все, что есть на ней. Земля за счет силы притяжения все к себе притягивает. И как только предмет лишается опоры, он немедленно падает вниз.

Гимнастика для глаз (Рассказать поверье о падающей звезде.) (Дети следят за звездой)

- Дети, отгадайте загадку:

Ночью по небу гуляю,

Тускло Землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня. (Луной).

- А вы знаете, что Луна - это естественный спутник Земли? Она движется вокруг Земли по своей орбите.

- Давайте исследуем остальные планеты.

( Перечислить названия планет: Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.) Зарисуйте их.

- Как вы думаете, а на этих планетах есть жизнь? Почему? (Планеты удалены от Солнца, там холодно).

- Дети, а вы знаете, почему Земля и другие планеты не улетают в открытое космическое пространство и не сталкиваются друг с другом"

(не улетают - этому препятствует притяжение Солнца; не сталкиваются - потому что вращаются по своим орбитам вокруг Солнца).

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит.

И на Землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной - наш дом родной.

- Дети, где мы побывали сегодня?

(В космосе, на планетах Солнечной системы)

Наше исследование закончилось. (Что находится в центре Солнечной системы? Солнце - звезда. Вокруг Солнца 9 планет.

Планеты движутся в определенном направлении. Только на Земле есть жизнь, потому что.)Звонок по телефону.

- Центр управления полетами благодарит команду космонавтов -исследователей за очень важные открытия.

Прикреплённые файлы:

Презентация на тему: " Сонячна систиема Сонячна система Детальніше про Сонце." — Транскрипт:

4 Детальніше про Сонце

5 Детальніше про Меркурій

6 Детальніше про Венеру

7 Цікаве про Землю

8 Цікаве про Марс

10 Сатурн - найцікавіше про цю планету

11 Детальніше про планету Плутон Цікаві факти про планету Нептун Доповнення про планету Уран

Похожие презентации

Планеты Солнечной системы Меркурий Венера Земля.

Планеты Солнечной системы Меркурий Венера Земля.

Планеты Солнечной системы НАЧАТЬ! подсказка ? дальше Юпитер Как называется это планета?

Планеты Солнечной системы НАЧАТЬ! подсказка ? дальше Юпитер Как называется это планета?

Солнечная система Земля, Солнце и Луна Наша галактика, Млечный Путь.

Солнечная система Земля, Солнце и Луна Наша галактика, Млечный Путь.

Солнечная система Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун.

Солнечная система Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун.

Наша Галактика – Млечный Путь. Солнечная система.

Наша Галактика – Млечный Путь. Солнечная система.

Наша Галактика – Млечный Путь. Солнечная система.

Наша Галактика – Млечный Путь. Солнечная система.

Корсунь-Шевченківська ЗОШ 1 Кулик Б.В.. Планети-велетні Меркурій, Венера, Земля, Марс невеликі розміри тверда поверхня Юпітер, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон.

Корсунь-Шевченківська ЗОШ 1 Кулик Б.В.. Планети-велетні Меркурій, Венера, Земля, Марс невеликі розміри тверда поверхня Юпітер, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон.

Астрономія Сонячна система. Тобі вже відомо, що маса Сонця значно більша за масу небесних тіл, які обертаються навколо нього. Завдяки величезній силі.

Астрономія Сонячна система. Тобі вже відомо, що маса Сонця значно більша за масу небесних тіл, які обертаються навколо нього. Завдяки величезній силі.

Космос 9 планет сонячної системи. Меркурій Перша планета сонячної системи. Її назвали на честь одного з богів римської міфології. Він був покровителем.

Космос 9 планет сонячної системи. Меркурій Перша планета сонячної системи. Її назвали на честь одного з богів римської міфології. Він був покровителем.

Содержание Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун Плутон.

Содержание Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун Плутон.

Земля – наш космічний дім Планети Сонячної системи.

Земля – наш космічний дім Планети Сонячної системи.

СОНЯЧНА СИСТЕМА. Вечірнє небо Ранок Зірки у космосі.

СОНЯЧНА СИСТЕМА. Вечірнє небо Ранок Зірки у космосі.

Лунный звездочет На Луне жил звездочет Он планетам вел подсчет.

Лунный звездочет На Луне жил звездочет Он планетам вел подсчет.

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА Научные чтения Работу выполнила ученица 3 В класса МОУ лицея 15 г. Ставрополя Гринько Александра.

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА Научные чтения Работу выполнила ученица 3 В класса МОУ лицея 15 г. Ставрополя Гринько Александра.


Методист: Барсукова И.В. Тема: Солнечная система . Планируемые результаты: Познакомить учащихся со строением Солнечной системой; Расширить знаний о планете Земля; Сформировать представление о звездах, Солнце; Углубить знания о существовании Земли без солнечного света и тепла; Развить интерес, уметь сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;Развить речь учащихся.

Цель: формировать представление детей о звёздах, о Солнце, о солнечной системе, о Земле и других планетах СС.

Задачи: Образовательная: Освоить материал о Солнечной системе. Воспитательная: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь. Развивающая: Развить представление о Солнечной системе Форма проведения: урок – виртуальное путешествие . Дата проведения: 15.09.2015г. Ресурсы: презентация PowerPoint к уроку.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о том, что находится на просторах нашей галактики .

И начнем мы со знакомства с солнечной системой.

Подготовка класса к работе.

Подготовка к основному этапу занятия

Что же такое солнечная система? Может кто-нибудь знает?

Солнечная система - это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Вы догадываетесь, что это за звезда?

Да, ребята ,солнце – это звезда, такая же, какие мы наблюдаем на ночном небе.
В ночном небе звёзды кажутся маленькими точками, потому что они очень далеко от нас. А на самом деле они так же горячи, как и Солнце. Но Солнце находится ближе других звезд к нашей планете. Ребята, а как вы думаете, как выглядит Солнце?

Солнце - это огромный раскаленный шар. Оно излучает тепло и свет, дает жизнь людям, растениям, животным.

Но на самом Солнце жизни нет.

А почему на нем нет жизни?

Ребята, но Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не мама, папа, сестричка или братик, как у нас с вами, а планеты.

А вы знаете какие-нибудь планеты?

Сколько всего планет?

У каждой планеты есть свое название. Внимательно посмотрите на доску.


Семью Солнца называют Солнечной системой.
В семье Солнца царит идеальный порядок. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца.

Как называются такие дорожки?

Дорожка, по которой движется планета, называется орбита.

(Повторите, это слово).

А теперь давайте познакомимся с планетами поближе:

Итак, первой планетой, с которой мы познакомимся, это- Меркурий.

Меркурий находится ближе всех к Солнцу, поэтому температура воздуха там выше, чем огонь в печи. Это самая маленькая и самая быстрая планета ,она обращается вокруг солнца за 88 дней.

Днем на Меркурии жара, а ночью холод. Поверхность у планеты каменистая и пустынная с множеством кратеров из-за отсутствия атмосферы и из-за близости к Солнцу.

(Ребята, вы знаете что такое атмосфера?

(воздух, воздушная оболочка земли)

Лёд ,который появляется за ночь, во время дневной жары не тает полностью, совсем небольшая часть может остаться только в его кратерах, в самой глубине.

Как вы думаете, жить на этой планете можно?

Теперь познакомимся с самыми большими планетами, можно сказать – гигантами. Это Юпитер и Сатурн. На этих планетах нет твёрдых поверхностей, они состоят из газов, которые образуют вещество похожее на желе. В атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы. А на Сатурне дуют самые сильные ветра в солнечной системе, поэтому она окружена множеством ярких колец, которые состоят из обломов льда и камней.

Хотели бы там жить?

Планеты Уран и Нептун тоже относятся к большим планетам.

Планета-гигант Уран названа в честь греческого
бога неба Урана. Недра Урана состоят в основном изо льдов и горных пород. Из-за большого удаления от Солнца Уран получает от него очень мало света и тепла .Нептун тоже носит имя бога, только не греческого, а римского, бога морей.

Догадываетесь почему она так названа?

Температура
на ее поверхности доходит до минус 200°С. На планете свирепствуют самые сильные бури во всей Солнечной системе

Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун находятся далеко от Солнца, поэтому солнечные лучи до них добраться не могут, и температура на этих планетах очень низкая .

Можно ли выжить при такой температуре?

Ещё одна интересная планета, четвертая от Солнца– Марс, её иногда называют Красной планетой, потому что она состоит из красного камня. Название ей дано в честь римского бога войны за свой красный цвет. Поверхность Марса содержит большое количество железа, которое, окисляясь, даёт красный цвет. Ночью температура на Марсе опускается до минус 85°. На эту планету учёные отправляли космические корабли, которые обнаружили, что воды на ней нет, а атмосфера состоит из углекислого газа.

Что вы думаете о жизни на этой планете?

Не зевай по сторонам (повороты в стороны)

Ты сегодня – космонавт.

Начинаем тренировку (наклоны вперёд)

Чтобы сильным стать и ловким.

Ждёт нас быстрая ракета (приседаем)

Для полёта на планету.

Отправляемся на Марс (кружимся)

Звёзды, ждите в гости нас.

Продолжение:

Осталась ещё одна планета.

Ребята, может быть вы знаете как она называется?(Земля)

потому что на ней много воды и она имеет воздушную оболочку, атмосферу, которая придаёт планете голубизну.

Земля состоит из камня и металлов и имеет сложное строение. Она находится на третьей орбите от Солнца и это единственная планета, где есть жизнь.Земля не только движется вокруг Солнца , но и в то же время вращается вокруг своей оси с запада на восток .Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за 23 часа 56 минут 4 секунды . с этим движением связана смена дня и ночи . Время оборота – сутки – определяют по Солнцу и звездам . На стороне, освященной Солнцем , - день, противоположной стороне , - ночь .

Это все или может, мы еще что-то упустили?(Луна)

Луна- естественный спутник Земли.

Луна вращается вокруг Земли по вытянутой орбите, а Земля, в свою очередь, вращается вокруг.

Поверхность Луны покрыта так называемым реголитом — это смесь тонкой пыли и скалистых обломков, образующихся в результате столкновений метеоритов с лунной поверхностью. Луна является единственным астрономическим объектом вне Земли, на котором побывал человек. Луна не светит сама по себе, так, как Солнце. Это только кажется, что она сияет, а на самом деле Луна отражает свет Солнца. Так как Луна движется вокруг Земли, Солнце освещает разные ее части.
Именно поэтому иногда мы видим полную поверхность Луны , а иногда освещена только ее часть. А нам кажется, что она меняет форму, но на самом деле это просто изменения Луны ,их называют фазами. Различают 4 фазы луны : новолуние , прибывание , полнолуние и убывание.

Читайте также: