Конспект по теме час мужества

Обновлено: 05.07.2024

Мы знаем, что ныне лежит на весах,
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Организационный момент, запись темы урока. (Слайды 1, 2, 3). Презентация

Вступительное слово учителя. На фоне песни “Священная война”. (Слайд 4)

О Война! Мы навеки
Злые силы отрубим тебе.
Будь же мир в человеке!
Земля! Обратись в колыбель.

О.Шираз

Вопрос. В самом начале появились поэтические произведения. А почему? Как вы думаете?

- В стихотворения лучше можно выразить мысль, чувства.

Учитель. Только что прозвучала песня. Вы узнали ее? Как она называется? Кто ее автор? Это песня Лебедева-Кумача “Священная война”.

А сейчас я хочу, чтобы вы вслушались в суровую музыку стихотворения Анны Ахматовой “Мужество”. Строки из него мы сделали эпиграфом нашего урока. (Слайд 5)

Чтение стихотворения “Мужество” наизусть.

Имя следующего поэта вам знакомо. Это Константин Симонов. (Слайд 6)

Среди многих записей стихотворения "Жди меня" эта запись выделяется особо: она сделана Симоновым в Берлинской радиостудии 7 мая 1945 года, за два дня до победы. Как писал позднее известный исследователь звучащей литературы Лев Алексеевич Шилов, "именно эта фонограмма при всем ее техническом несовершенстве как-то особенно действует на слушателя - той достоверностью чувств, которые слышны в этом немного усталом голосе". Сохранил старую пленку знаменитый ленинградский радиожурналист Лазарь Ефимович Маграчев, присутствовавший тогда в студии.

Звучит стихотворение “Жди меня” в исполнении автора.

В год 20-летия победы участник Великой Отечественной войны, поэт Юрий Георгиевич Разумовский написал стихотворение о тяжком бое, о солдатском долге, о смысле жизни. И стихотворение это называется “Я обращаюсь к молодым”. (Слайд 7)

Чтение стихотворения. Звучит песня “На безымянной высоте”.

Я обращаюсь к молодым.
Я помню этот тяжкий бой:
В ту ночь два раненых солдата
Бежали тайно из санбата
К себе домой - к передовой.
Всю ночь гремел железный гром,
А утром тех солдат убило,
И рота их похоронила
На высоте, в песке сыром.
А вы, в невинной простоте,
Поете в тишине негромко
О "безымянной высоте
У незнакомого поселка".
Я нюхал тех сражений дым,
Я видел слева смерть и справа,
И это все дает мне право -
Я обращаюсь к молодым:
- Мальчишки, вам по двадцать лет,
И вы - ровесники Победы,
Но смысл ее - не в трубной меди,
Поверьте мне, не в этом. Нет!
петь можно и о высоте,
О том, как падает ракета,
Но надо быть - на высоте,
Когда понадобиться это..

Вопрос: О какой высоте говорит здесь автор?

- Высота духа, моральная высота, о которой нужно помнить нам всегда.

Учитель. Война закончилась, оставив на поле битвы миллионы погибших. Некоторые из них так и остались неизвестными. Но они живут в наших сердцах. Об этом не помнить нельзя.

Чувство неизъяснимой вины перед теми, кто погиб, чувство благодарности можно увидеть в стихотворении А. Твардовского “Я знаю, никакой моей вины”. Послушайте его. (Слайд 8)

- Чтение стихотворения. Слово об авторе.

Александр Трифонович Твардовский - первый из поэтов, кто затронул тему ответственности живых перед павшими. Той высокой ответственности, без которой жизнь вообще теряет свой смысл, ибо каково человеку переносить все невзгоды бытия, если знать, что потомки никак не оценят сделанное им и его поколением, и не только предадут их забвению, но могут даже растоптать все их завоевания, как это, увы, не раз бывало за многовековую историю человечества. “Нет, погибающий должен хотя бы за мгновение до смерти увидеть, пусть мысленно, тех, “кто из рук наших знамя подхватил на бегу. А иначе даже мертвому - как?”.

До конца дней Александр Трифонович пронес чувство смущения своей судьбой и судьбой тех, кто вернулся живыми из страшной круговерти войны. Он писал:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же.

Стремление сказать самое существенное и объективное о нашей жизни - едва ли не главное свойство поэтического творчества А.Твардовского. Судьбы народа, его пути к общему счастью, духовная красота и сила советских людей, их беспримерный трудовой подвиг, государство и личность, общественное назначение искусства и художника - вот круг вопросов, которые вдумчиво и глубоко охватывает эпос и лирика поэта. Поэзия Твардовского - образец самобытного творчества народного художника, для которого служение народу было смыслом всей жизни, единственным подлинным счастьем. В своем творчестве Твардовский правдиво и страстно запечатлел важнейшие, ключевые этапы жизни народа. Народность, доступность его поэзии достигаются богатыми и разнообразными средствами художественной выразительности. Поэзия А.Твардовского - это искусство в самом высоком смысле слова. Она еще ждет подлинного прочтения и понимания.

Вопрос. А какое значение стихов о войне в наше мирное время?

Ответ. Стихи о войне – школа мужества.

Учитель. А как жил наш город во времена Вов? (Выступление Рябининой Тани). (Слайд 9)

Учитель. О нашем земляке, писателе Сергее Афоньшине расскажет Акулина Настя. (Слайды 10-12)

Учитель. О своих родственниках расскажут Самарина Алёна и Коршунова Катя. (Слайды 13-22)

Слово учителя. На фоне песни “День Победы”. (Слайд 23)

Дня победы все ждали с нетерпением. Спустя 4 года войны он наступил. Это был без сомнения самый радостный день, но и в этот день люди помнили о тех, кто остался на поле битвы, о всех бедах, горестях, которые принесла война.

Слово учителя. Наш урок закончился, но говорить о войне, о подвиге народа на войне, о поэтах мы еще будем не раз. Об этом нельзя молчать. Об этом не помнить нельзя.

Река времени всё и дальше и дальше уносит от нас события той страшной войны. Но память колючей льдинкой живет у нас под сердцем.

И когда наступает опять долгожданный май, когда каждая травинка и любая пташка поёт гимн всепобеждающей жизни, мы встречаем праздник Победы “со слезами на глазах” и приносим на могилы павших букеты цветов.

И так будет всегда, пока будут биться сердца тех, для кого слова “Родина” и “Память” священны.

3вучит песня “День Победы”.

Д/з. (Слайд 24)

1) Стихотворение наизусть (по выбору учащихся).

2) Сочинение-рассуждение “Что такое мужество?”.

Приложение 1

Список используемой литературы (Слайд 25)

Приложение 2

А это одна из творческих работ ученика 7 класса Вороновича Даниила.
Эссе “Памяти павших будем достойны…”

Война… Какое страшное слово… А что я про это знаю? 66 лет прошло с того Великого Дня Победы. А мне всего 13. Достойны ли мы, тинэйджеры XXI века своих дедов, а вернее прадедов?

Воин Степан (дед моего отца) погиб в первые дни войны. Воин Стефан (дед моей мамы) мобилизован летом 1941 года, пропал без вести… Воин Болислав (другой дед моего отца) – командир партизанского отряда в Белоруссии – расстрелян фашистами… Как немного я знаю о них. Но ведь именно они вели к Победе нашу страну. Да, не довелось им услышать долгожданного ликования, но услышали другие и донесли до нас имена тех, кто не дошёл.

65 лет мира, спокойствия, счастья. Но какой ценой? Мне сейчас, наверное, не понять, что значит провожать отца на фронт в 7 лет, как мой дед Евгений (по материнской линии) провожал и не думал, что видит батьку в последний раз. Что значит остаться в доме с сёстрами и братом и везти всё домашнее хозяйство на себе: запасти дров, ухаживать за скотиной, выращивать огород. Ведь мамка, как и все женщины деревни, – в поле (всё для фронта, всё для Победы!). Что должны чувствовать люди, когда в их хату приходят солдаты, говорящие на непонятном языке? А ведь было и такое с моим дедом Анатолием (по линии отца), которому было всего 2 года, когда Белорусская ССР была оккупирована фашистами, а его сестрёнке Лёде было несколько месяцев. Как давно это было, но ведь было! И я не вправе забывать об этом, если хочу быть достойным внуком своих дедов, ели ношу их фамилию.

Скоро 9 Мая. День Победы. Праздник, со слезами на глазах. Что можем мы сделать для тех, кто остался в живых, чем можем помочь? Подарить цветы? Выразить благодарность? Расколоть дрова? Да, это в наших силах. Но что мы можем сделать для тех, кто не дожил? Придти к памятнику Неизвестного солдата? Помолиться об упокоении? Возложить цветы? Да. Но главное – сделать всё для того, чтобы помнили, чтобы не забывали ни на минуту, какой ценой завоёвано наше настоящее и будущее! Помнить для того, чтобы никогда не повторить.

66 лет… Как давно и как совсем недавно это было. Но я-то помню, я не вправе забывать, потому что и во мне течёт кровь тех, чьей ценой завоёвана Победа!

Воин Степан, воин Стефан, воин Болислав… Слышите ли вы меня? Я о вас знаю, я вас помню, я вам говорю cпасибо за моих дедов, за моих родителей, за свою жизнь. Вечная вам память! Вечная память всем, кто ковал это прекрасное слово победа!

Цель: познакомить учащихся с поэтами военной поры и их судьбами, с лирикой военных лет, имеющей огромное значение в патриотическом воспитании молодого поколения.

ВложениеРазмер
chas_muzhestva.doc 87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Рузаевского муниципального района

Урок литературы в 7 классе

Подготовила: Нуварьева О.К.,

учитель первой квалификационной категории

Урок литературы в 7-м классе

Цель: познакомить учащихся с поэтами военной поры и их судьбами, с лирикой военных лет, имеющей огромное значение в патриотическом воспитании молодого поколения.

- формировать представления о лирике военного и послевоенного периодов через сравнительный анализ стихотворений о Великой Отечественной войне;

- помочь понять значение военной лирики в воспитании чувств патриотизма и формировании такого качества личности истинного патриота, как мужество;

- развивать умения выразительно читать и анализировать лирическое произведение, сравнивать, обобщать, делать выводы;

-развивать связную речь, зрительную и слуховую память учащихся;

-воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою Родину, за свой народ.

Тип урока: урок внеклассного чтения

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, тексты стихотворений о войне.

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

II. Вступительное слово учителя

Все дальше в прошлое уходит День Победы 1945-го года. С каждым годом все меньше остается живых свидетелей Великой Отечественной войны. Как истинные патриоты, мы должны знать героическое прошлое наших дедов и прадедов. И неоценимую помощь в этом, наряду с документальными свидетельствами, нам оказывает именно художественная литература. Сегодня мы имеем возможность ознакомиться с разными точками зрения, авторскими позициями в литературе о войне.

Поэты молчат, за них говорят строки,

За них стихи продолжают сегодня

Жить, любить и бороться.

Сегодня мне очень хочется окунуться вместе с вами в атмосферу этих тяжких событий с помощью поэтических произведений, созданных авторами – участниками и очевидцами войны.

Эпиграфом к нашему уроку послужило небольшое стихотворение Юлии Друниной:

Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

III. Изучение нового материала

1) Работа с эпиграфом и словарем

-Ребята, какие ассоциации у вас связаны со словом война? (страх, боль, ужас, слезы, потери, смерть)

- А как вы понимаете значение слова война? (столкновение двух враждующих сторон)

А теперь прочитаем определение, которое дается в толковом словаре (обучающийся зачитывает значение этого слова)

-В эпиграфе нам дается слово рукопашный, а что такое рукопашный? (работа со словарем)

Ребята, в то время оружие было слишком большой роскошью, поэтому часто бои были рукопашными.

- Что мы с вами понимаем, прочитав это небольшое стихотворение, страшно ли на войне? (тот, кто не был на войне, ничего о ней не знает и не может утверждать, что там не страшно. Война – это вовсе не игра, а серьёзные боевые действия).

2) Беседа по вопросам

Великой школой мужества и героизма навсегда останется в памяти людей Великая Отечественная война, получившая многогранное отражение в литературе 50 – 70-х годов.

Сущность человека, как она утверждается советской литературой, с наибольшей убедительностью раскрывается в произведениях о Великой Отечественной войне.

В то время всё было общим – страдание и горе, надежды и радости, вера в победу. Большую роль тогда играла поэзия.

- Как вы думаете почему? (поэзия помогала людям выразить свои чувства и настроения, выделить некоторые важные для них моменты войны, сохранить их в своей памяти)

Каждый поэт – это особый мир, особый взгляд на жизнь, в том числе и на войну. Когда множество непохожих друг на друга поэтов по-разному рассказывают о войне, то получается полная и объёмная картина военных событий.

-Каких поэтов и писателей, посвятивших свои произведения теме Великой Отечественной войны, вы знаете? (Виктор Астафьев, Булат Окуджава, Борис Пастернак, Муса Джалиль, Владимир Высоцкий и др.)

Литература и искусство неизменно выступают как хранители памяти поколений. С особой силой это проявляется в произведениях, запечатлевших героические страницы жизни нации.

Произведения, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа–прямого свидетельства непосредственного участника событий.

- Из каких источников мы сейчас узнаём все ужасы кровопролитной войны? (из уст тех, кто выжил, из кинофильмов, песен и стихотворений, из дневников участников войны, многие из которых не увидели победного дня).

С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов войны.

- Поднимите руку те, у кого есть знакомые-ветераны войны? Может быть, кто-то из ваших родственников является ветераном? Расспрашивали ли вы их когда-нибудь о военных подвигах? (ответы обучающихся)

Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми известными стихотворениями, написанными в годы войны, и их авторами, очевидцами и участниками военных событий.

На войне, в быту суровом,

В трудной жизни боевой,

На снегу, под хвойным кровом,

На стоянке полевой, -

Лучше нет простой, здоровой,

Доброй пищи фронтовой.

Важно только, чтобы повар

Был бы повар - парень свой;

Чтобы числился недаром,

Чтоб подчас не спал ночей, -

Лишь была б она с наваром

Да была бы с пылу, с жару -

Чтоб идти в любую драку,

Силу чувствуя в плечах,

Дело тут не только в щах.

Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

Не прожить, как без махорки,

От бомбежки до другой

Без хорошей поговорки

Или присказки какой -

Без тебя, Василий Теркин,

Вася Теркин - мой герой,

А всего иного пуще

Не прожить наверняка -

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

Что ж еще. И все, пожалуй.

Словом, книга про бойца

Без начала, без конца.

Почему так - без начала?

Потому, что сроку мало

Начинать ее сначала.

Почему же без конца?

Просто жалко молодца.

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой,

Я забыть того не вправе,

Чем твоей обязан славе,

Чем и где помог ты мне.

Делу время, час забаве,

Дорог Теркин на войне.

Как же вдруг тебя покину?

Старой дружбы верен счет.

Словом, книгу с середины

И начнем. А там пойдет.

- Почему Александр Трифонович Твардовский решил сделать героем своей поэмы рядового бойца и прославить его подвиги? (это подбадривало дух воевавшим солдатам, вселяло в них мужество, они хотели ему подражать)

- Что означает фамилия героя? Какой фразеологизм мы можем использовать для описания героя? (тёртый калач, бывалый воин)

Константин Михайлович Симонов

Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Жди, когда снега метут,

Жди, когда других не ждут,

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Выпьют горькое вино

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Не понять, не ждавшим им,

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Мы заслушали с вами стихотворение Константина Михайловича Симонова, посвященное любимой женщине Валентине Серовой. Нас с вами интересует необычное написание стихотворения. К какому жанру лирики его можно отнести? (к посланию, поскольку оно обращено к конкретному лицу - В.С.).

А с какой целью автор пишет это послание? (ответы обучающихся)

Действительно, уходя на фронт, Константин Симонов не был уверен ни в победе советской армии, ни в том, что ему удастся увернуться живым. Тем не менее, его согревала мысль, что где-то далеко, в солнечной Фергане, куда был эвакуирован театр Валентины Серовой, его ждет любимая женщина. В стихотворении он просит любимую, а вместе с ней тысячи других жен и матерей не отчаиваться и не терять надежды на возвращение своих любимых. Поэтому оно звучит как заклинание, как молитва.

В стихотворении есть ключевое слово. Какое? (жди)

Для чего его использует автор? (наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь и победа).

Отечественная война застала Анну Ахматову в Ленинграде. В июле 1941 года она написала стихотворение, облетевшее всю страну:

И та, что сегодня прощается с милым,

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

- К чему призывает это стихотворение, какова его основная мысль? (призывает объединить все свои силы против захватчиков, призывает быть мужественными, откинуть всякий страх и двигаться вперёд к победе)

-Ахматовой удаётся показать любовь к родной стране и всему, что с ней связано, а помогают ей в этом изобразительно-выразительные средства. Какие? Вам в помощь тексты, которые лежат перед вами.

3.Лексический повтор: час-часах, мужество-мужество (в первой строфе).

10. Последнее предложение является восклицательным, что как бы призывает, побуждает к действиям.

11. Посмотрим на звуковой состав стихотворения. Какие звуки повторяются чаще всего и почему? [м], [н], [р] делает стихотворение, можно сказать, громким, с помощью этого оно звучит торжественно, отрывисто, создаётся явное ощущение того, что эти воодушевляющие слова адресованы всей стране, каждому её жителю.

17-летняя выпускница одной из московских школ Юлия Друнина , как и многие ее сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного поезда.

Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы – девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты –

То юность моя в огне.

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Эти строки Юлия Друнина написала в 1942 году. И на протяжении всего ее творчества сквозным мотивом станет мотив ухода из детства в ужас войны, из которой она не смогла возвратиться даже спустя десятилетия. Тонкая и возвышенная натура, она рано прошла школу настоящего мужества. Этот жизненный опыт и сильные впечатления легли в основу ее творчества.

Мы легли у разбитой ели.

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

- Знаешь, Юлька, я - против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня - лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет.

Знаешь, Юлька, я - против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг приказ: "Выступать вперед!"

Снова рядом, в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.-

Мы хотели со славой жить.

. Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

- Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

. Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?!

- Ради чего Зинка сражалась на войне? Что нам известно из строк стихотворения о её характере? (она хотела вернуться обратно к матери, т.к. была единственной дочерью, Зинка не любила грустить)

Перед лицом твоим, Война,
я поднимаю клятву эту,
как вечной жизни эстафету,
что мне друзьями вручена.
Их множество – друзей моих,
друзей родного Ленинграда.
О, мы задохлись бы без них
в мучительном кольце блокады.

В бомбоубежище, в подвале,

Нагие лампочки горят.

Быть может, нас сейчас завалит,

Кругом о бомбах говорят.

. Я никогда с такою силой,

Как в эту осень, не жила.

Я никогда такой красивой,

Такой влюбленной не была.

- Как и где жили люди в то время? Во что они верили? О чём мечтали? (жили в грязных теплушках, бомбоубежищах, но верили в победу, наслаждались каждой минутой жизни, не страшились смерти)

Ребята, не за горами великий праздник – День Победы. А что бы вы могли пожелать или сказать ветеранам Великой Отечественной войны, которых с каждым годом становится все меньше и меньше? Может быть, вы что-то хотели бы сказать поэтам-участникам Великой Отечественной войны? Или нынешнему поколению, то есть своим сверстникам? Подумайте, и запишите несколько предложений в тетрадь.

Учащиеся зачитывают тексты, которые у них получились.

V. Заключительное слово учителя

Неугасима память поколений,

И память тех, кого мы свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания (звучит метроном)

VI. Домашнее задание:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по литературе. Данный урок позволяет ознакомить учащихся с лирикой о Великой Отечественной войне.

Час мужества.

Урок литературы, 7 класс.

(УМК под ред. В.Я.Коровиной)

Автор: Гурских Марина Викторовна

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: смешанный.

Форма урока: Час Мужества

Цель урока: знакомство учащихся с лирикой о Великой отечественной войне, имеющей огромное значение для патриотического воспитания молодого поколения.

Задачи урока:

Обучающая: через сравнительный анализ стихотворений о Великой отечественной войне формировать представления о лирике военного и послевоенного периодов, помочь понять значение этой лирики в воспитании чувств патриотизма и формировании такого качества личности истинного патриота, как мужество.

Развивающая: развивать умения выразительно читать и анализировать лирическое произведение, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать связную речь, зрительную и слуховую память учащихся.

Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма.

Оборудование: экран, проектор, На протяжении всего урока с первого его момента демонстрируется презентация.

Слайд 1 Учитель: Почти 70 лет отделяет нас от времен Великой Отечественной войны. Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. К сожалению, Великая Отечественная не была последней войной. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передает, прежде всего , поэзия. Сегодня мы хотим отдать дань уважения поэтам и писателям, защищавшим родную землю пером и автоматом, поднимавшим боевой дух соотечественников своим творчеством в трагические дни. Более 1000 поэтов и писателей ушли на фронт и свыше 400 не вернулись назад.

О Война! Мы навеки
Злые силы отрубим тебе.
Будь же мир в человеке!
Земля! Обратись в колыбель.

- Почему война названа священной? (Это война за правое дело, за свою Родину, не наступательная, захватническая, а оборонительная. Такая война – за свободу родины, против захватчиков – оправданна. Она народная, потому что объединяет устремления всего народа, она священная, потому что защита Отечества, своей семьи – святой долг каждого человека. )

Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.

Слайд № 5 Как вы понимаете эти слова, которые можно взять эпиграфом.? (Когда наступил год войны, 1941 год, на борьбу, защищать Отечество поднялись все – и поэты тоже.)

Слайд №7 Поэты ВОВ

Поэзия поддерживала, помогала, вдохновляла. Отражала необыкновенную душу нашего человека. Вслушайтесь в суровую музыку стихотворения

Слайд №10 Час Мужества пробил на наших сердцах! Итак, сегодня мы проводим Час Мужества, в рамках которого мы прикоснёмся к лирике о Великой отечественной войне. Анализируя стихотворения известных поэтов, подумаем, что общего и различного в стихотворениях о войне, написанных во время войны и послевоенный период, а также попытаемся понять, каково значение этой лирики для поколения, живущего сегодня. Запишем тему урока в тетради.

- так или иначе, но каждый из вас, ребята, по-своему, дал определение понятию мужество. Это действительно качество личности, способной в ответственный момент на подвиг ради других людей. И именно это качество было так необходимо во время войны.

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти — четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови!

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

Как вы думаете, какое из этих стихотворений написано в то время, когда шла война. Почему вы так думаете? Какие слова и строчки доказывают правоту ваших слов?

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же.

А когда, по вашему мнению, написано второе стихотворение: во время войны или уже после? Подтвердите свои ответы словами или строчками из стихотворения.

- Подвожу итоги сказанного учащимися: эти стихотворения действительно написаны в разное время: в одном мы видим реалии войны (холодная землянка, смерть рядом, далёкая любимая), в другом – время послевоенное (лирический герой- вернувшийся с войны солдат, испытывает чувство вины перед теми, кто остался там).

Вся лирика о Великой отечественной войне делится на военную и послевоенную. Обратимся к таблице Слайд № 11

Стихи, написанные во время войны (в передышке между боями, в дороге, бессонной ночью) под впечатлением от увиденного на войне, прочувствованного. Основной мотив – душевный настрой на борьбу с врагом, на победу, на веру в любовь и поддержку близких, за которых можно и жизнь отдать

Стихи, написанные после войны под впечатлением анализа военных событий, раздумий о войне, рассказов фронтовиков, посещений мест боевой славы. Основной мотив – обращение к потомкам, чтобы помнили ту войну, вина перед теми, кто не вернулся, не дожил до Победы, ушёл, унеся с собою целый уникальный мир; вина перед матерями и вдовами

Раздаю учащимся готовые таблицы и прошу ещё раз обратиться к стихотворениям Суркова (1942 год) и Твардовского (1966 год).

- Найдите особенности лирики военной и послевоенной и основные мотивы стихотворений.

- Корректирую высказывания учащихся (если понадобится коррекция).

Особенности военной (землянка, форме настоящего времени: вьётся, поёт) и послевоенной лирики (другие не пришли с войны – прошедшее время глаголов. Остались там, мог, но не сумел сберечь).

Мотив веры в любимую (тепло от негасимой любви), мотив вины за то, что вернулись не все. Молодцы! (словесно поощряю работу учащихся).

Слайд № 12 -Юлия Друнина.

Что вы знаете о ней?

Что может враг? Разрушить и убить,

И только-то? А я могу любить,

А мне не счесть души моей богатства,

А я затем хочу и буду жить,

Чтоб всю её как дань людскую братству

На жертвенник всемирный положить.

В год 20-летия победы поэт Юрий Георгиевич Разумовский написал стихотворение о тяжком бое, о солдатском долге, о смысле жизни. И стихотворение это называется “Я обращаюсь к молодым”

Чтение наизусть

- А какой высоте говорит автор?(Высота духа, моральная высота, о которой нужно помнить нам всегда).

Учитель. Война закончилась, оставив на поле битвы миллионы погибших. Некоторые из них так и остались неизвестными. Но они живут в наших сердцах. Об этом не помнить нельзя.

Слайд № 16 Чувство неизъяснимой вины перед теми, кто погиб, чувство благодарности можно увидеть в стихотворении А. Твардовского “Я знаю, никакой моей вины”. Послушайте его.

- Чтение стихотворения. Слово об авторе.

Александр Трифонович Твардовский - первый из поэтов, кто затронул тему ответственности живых перед павшими. Той высокой ответственности, без которой жизнь вообще теряет свой смысл, ибо каково человеку переносить все невзгоды бытия, если знать, что потомки никак не оценят сделанное им и его поколением, и не только предадут их забвению, но могут даже растоптать все их завоевания, как это, увы, не раз бывало за многовековую историю человечества. “Нет, погибающий должен хотя бы за мгновение до смерти увидеть, пусть мысленно, тех, “кто из рук наших знамя подхватил на бегу. А иначе даже мертвому - как?”.

Поэзия Твардовского - образец самобытного творчества народного художника, для которого служение народу было смыслом всей жизни, единственным подлинным счастьем. В своем творчестве Твардовский правдиво и страстно запечатлел важнейшие, ключевые этапы жизни народа. Народность, доступность его поэзии достигаются богатыми и разнообразными средствами художественной выразительности. Поэзия А.Твардовского - это искусство в самом высоком смысле слова. Она еще ждет подлинного прочтения и понимания.

До конца дней Александр Трифонович пронес чувство смущения своей судьбой и судьбой тех, кто вернулся живыми из страшной круговерти войны.

- И всё же во время войны писали не только о сражениях. Солдаты тянулись к душевному теплу, к лирическим исповедальным стихотворениям.

- Не случайно молодёжь включает в свои выступления песни о войне, о памяти и совести, которые проверялись в жестокие годы военных лет.

Слайд № 20 Различны стихотворения Анатолия Жигунова и Владимира Высоцкого, но одинаково скорбная нота в них о павших бойцах.

Закрыты пашнями. Друзьями павшими,

Осколки острые, Но память полнится

И сны тревожные

Давно поржавели. Нас не оставили.

У братских могил нет заплаканных вдов,—

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче.

Вопрос: А каково значение этих стихов о войне в наше мирное время?

Кроме того, война, как всякое трагическое событие, создает такие невероятные ситуации, которые требуют необычайно ответственных решений. Это колоссальное испытание, испытание сил духа, нравственности, совести. А значит, эта поэзия несет в себе нравственное начало. Мы осознаем лучше историю через искусство и литературу.

- Поэзия в годы Великой Отечественной войны становиться основным и важнейшим жанром литературы. Стихотворения военных лет своей сравнительно малой формой и хорошей запоминаемостью благодаря рифме по праву заслужили всеобщую популярность. Затронутые в них темы защиты Родины, мужества, единения, долга, подвига, патриотизма, справедливости, верности, близкой победы поддерживали в русском народе боевой дух и веру в свои силы.

Наш урок закончился, но говорить о войне, о подвиге народа на войне, о поэтах мы еще будем не раз. Об этом нельзя молчать. Об этом не помнить нельзя.

Река времени всё и дальше и дальше уносит от нас события той страшной войны. Но память колючей льдинкой живет у нас под сердцем.

И когда наступает опять долгожданный май, когда каждая травинка и любая пташка поёт гимн всепобеждающей жизни, мы встречаем праздник Победы “со слезами на глазах” и приносим на могилы павших букеты цветов. И так будет всегда, пока будут биться сердца тех, для кого слова “Родина” и “Память” священны. 6.Подведение итогов:

Слайд 21- Выполните письменно в тетради следующие задания:

1.Назовите, какое из прозвучавших стихотворений понравилось вам больше всего; объясните, чем оно вам понравилось.

2. Объясните, какая тематика стихотворений вам кажется наиболее важной в годы ВОВ.

3. Перечислите, какие еще стихотворения (песни) военных и послевоенных лет вы еще знаете.

Уроки мужества – это внеклассное занятие со сценарием, разработанным педагогом специально для таких важных государственных праздников как День защитника Отечества, День Победы, дни воинской славы, 1 сентября.

В этом тематическом разделе собраны готовые сценарии Уроков мужества, а также рекомендации по привлечению соответствующего наглядного материала, использованию ИКТ. Педагоги делятся своим опытом взаимодействия с приглашёнными гостями; внедрения в пространство Урока небольшой дискуссионной части; другими решениями и профессиональными находками для проведения данных уроков и классных часов.

Воспитываем патриотов, даём детям позитивные образы для подражания

Содержится в разделах:


Цель урока: знакомство учащихся с лирикой о Великой Отечественной войне, имеющей огромное значение в патриотическом воспитании молодого поколения.

Описание разработки

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: смешанный.

Форма урока: Час Мужества

Цель урока: знакомство учащихся с лирикой о Великой Отечественной войне, имеющей огромное значение в патриотическом воспитании молодого поколения.

Обучающая: через сравнительный анализ стихотворений о Великой Отечественной войне формировать представления о лирике военного и послевоенного периодов, помочь понять значение этой лирики в воспитании чувств патриотизма и формировании такого качества личности истинного патриота, как мужество.

Развивающая: развивать умения выразительно читать и анализировать лирическое произведение, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать связную речь, зрительную и слуховую память учащихся.

Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма.

Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, коллективная

Приёмы деятельности учителя: организация: проблемно - поисковой работы учащихся, самостоятельной работы учащихся, оценка работы, рефлексия

Используемая технология: ИКТ

Ожидаемый результат урока:

знать: особенности лирики о Великой Отечественной войне военного и послевоенного периода; понимать: значение этой лирики в воспитании чувств патриотизма и формировании такого качества личности истинного патриота, как мужество; уметь: различать лирику военного и послевоенного периода по мотивам, настроению и чувствам лирического героя.

Ход урока (45 минут)

1. Оргмомент

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь

Не горько остаться без крова –

И мы сохраним тебе, русская речь,

Великое русское слово.

- Час Мужества пробил на наших сердцах! Итак, сегодня мы проводим Час Мужества (слайд 2), в рамках которого мы прикоснёмся к лирике о Великой Отечественной войне. Анализируя стихотворения известных поэтов, подумаем, что общего и различного в стихотворениях о войне, написанных во время войны и послевоенный период, а также попытаемся понять, каково значение этой лирики для поколения, живущего сегодня. Запишем тему урока в тетради.

Актуализация знаний

- так или иначе, но каждый из вас, ребята, по - своему, дал определение понятию мужество. (слайд 3) Это действительно качество личности, способной в ответственный момент на подвиг ради других людей. И именно это качество было так необходимо во время войны.

Подготовка к изучению новой темы

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,

Между нами снега и снега. . .

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти — четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови!

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

Как вы думаете, какое из этих стихотворений написано в то время, когда шла война. Почему вы так думаете. Какие слова и строчки доказывают правоту ваших слов?

(слайд 5) Читаю наизусть.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же, все же. . .

А когда, по вашему мнению, написано второе стихотворение: во время войны или уже после? Подтвердите свои ответы словами или строчками из стихотворения.

- Подвожу итоги сказанного учащимися: эти стихотворения действительно написаны в разное время: в одном мы видим реалии войны (холодная землянка, смерть рядом, далёкая любимая), в другом – время послевоенное (лирический герой - вернувшийся с войны солдат, испытывает чувство вины перед теми, кто остался там).

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Урок литературы в 7 классе по теме

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: смешанный.

Форма урока: Час Мужества

Цель урока: знакомство учащихся с лирикой о Великой Отечественной войне, имеющей огромное значение в патриотическом воспитании молодого поколения.

Задачи урока:

Обучающая: через сравнительный анализ стихотворений о Великой Отечественной войне формировать представления о лирике военного и послевоенного периодов, помочь понять значение этой лирики в воспитании чувств патриотизма и формировании такого качества личности истинного патриота, как мужество.

Развивающая: развивать умения выразительно читать и анализировать лирическое произведение, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать связную речь, зрительную и слуховую память учащихся.

Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма.

Методы обучения:

Формы обучения:

Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, коллективная

Приёмы деятельности учителя: организация: проблемно-поисковой работы учащихся, самостоятельной работы учащихся, оценка работы, рефлексия

Используемая технология: ИКТ

Ожидаемый результат урока:

Учащиеся должны

знать: особенности лирики о Великой Отечественной войне военного и послевоенного периода; понимать: значение этой лирики в воспитании чувств патриотизма и формировании такого качества личности истинного патриота, как мужество; уметь: различать лирику военного и послевоенного периода по мотивам, настроению и чувствам лирического героя.

Структура урока

Подготовка к изучению новой темы

Формирование новых знаний

Применение новых знаний

Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.

Ход урока (45 минут)

1.Оргмомент Задача: создание мотивации к действиям на уроке

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь

Не горько остаться без крова –

И мы сохраним тебе, русская речь,

Великое русское слово.

-Час Мужества пробил на наших сердцах! Итак, сегодня мы проводим Час Мужества (слайд 2), в рамках которого мы прикоснёмся к лирике о Великой Отечественной войне. Анализируя стихотворения известных поэтов, подумаем, что общего и различного в стихотворениях о войне, написанных во время войны и послевоенный период, а также попытаемся понять, каково значение этой лирики для поколения, живущего сегодня. Запишем тему урока в тетради.

Учащиеся слушают и записывают тему урока.

Задача: проверить часть домашнего задания (что есть мужество?)

- так или иначе, но каждый из вас, ребята, по-своему, дал определение понятию мужество. (слайд 3) Это действительно качество личности, способной в ответственный момент на подвиг ради других людей. И именно это качество было так необходимо во время войны.

Учащиеся зачитывают своё продолжение.

3.Подготовка к изучению новой темы Задача: прочитать два стихотворения (военного и послевоенного периода), вызвать интерес учащихся к изучению стихотворений о войне, созданных во время войны и после войны

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти — четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови!

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

Как вы думаете, какое из этих стихотворений написано в то время, когда шла война. Почему вы так думаете. Какие слова и строчки доказывают правоту ваших слов?

(слайд 5) Читаю наизусть.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же.

А когда, по вашему мнению, написано второе стихотворение: во время войны или уже после? Подтвердите свои ответы словами или строчками из стихотворения.

- Подвожу итоги сказанного учащимися: эти стихотворения действительно написаны в разное время: в одном мы видим реалии войны (холодная землянка, смерть рядом, далёкая любимая), в другом – время послевоенное (лирический герой- вернувшийся с войны солдат, испытывает чувство вины перед теми, кто остался там).

Учащиеся читают стихотворение (по желанию)

Учащиеся отвечают на вопросы, работая с текстом стихотворения, подтверждают свои ответы.

Учащиеся отвечают на вопросы, работая с текстом стихотворения, подтверждают свои ответы и слушают учителя.

4.Формирование новых знаний Задача: дать представление о лирике военного и послевоенного периода, об особенности каждого периода

Вся лирика о Великой отечественной войне делится на военную и послевоенную. Обратимся к таблице (слайд 6).

Учащиеся ещё раз перечитывают стихи, находят особенности военной и послевоенной лирики, подчёркивают слова, средства образной выразительности.

Стихи, написанные во время войны (в передышке между боями, в дороге, бессонной ночью) под впечатлением от увиденного на войне, прочувствованного. Основной мотив – душевный настрой на борьбу с врагом, на победу, на веру в любовь и поддержку близких, за которых можно и жизнь отдать

Стихи, написанные после войны под впечатлением анализа военных событий, раздумий о войне, рассказов фронтовиков, посещений мест боевой славы. Основной мотив – обращение к потомкам, чтобы помнили ту войну, вина перед теми, кто не вернулся, не дожил до Победы, ушёл, унеся с собою целый уникальный мир; вина перед матерями и вдовами

Раздаю учащимся готовые таблицы и прошу ещё раз обратиться к стихотворениям Суркова (1942 год) и Твардовского (1966 год).

- Найдите особенности лирики военной и послевоенной и основные мотивы стихотворений.

- Корректирую высказывания учащихся (если понадобится коррекция).

Особенности военной (землянка, глаголы в форме настоящего времени: вьётся, поёт) и послевоенной лирики (другие не пришли с войны – прошедшее время глаголов. Остались там, мог, но не сумел сберечь).

Мотив веры в любимую (тепло от негасимой любви), мотив вины за то, что вернулись не все. Молодцы! (словесно поощряю работу учащихся)

5.Применение новых знаний Задача: проверить вторую часть домашнего задания – выразительное чтение стихотворений о войне наизусть, проанализировать данные стихотворения, применяя новые знания

- А сейчас, когда мы знаем особенности лирики военного и послевоенного периодов, я вас попрошу выразительно рассказать стихотворения и отрывки из стихотворений, которые вы учили дома. А также с опорой на таблицу попытаться самостоятельно проанализировать свои произведения. (слайд 7)

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась

2. Что может враг? Разрушить и убить.

А я могу любить,

а мне не счесть души моей богатства,

а я затем хочу и буду жить,

чтоб всю ее,

как дань людскому братству,

на жертвенник всемирный положить.

Я помню этот тяжкий бой:

В ту ночь два раненых солдата

Бежали тайно из санбата

К себе домой - к передовой.

Всю ночь гремел железный гром,

А утром тех солдат убило,

И рота их похоронила

На высоте, в песке сыром.

А вы, в невинной простоте,

Поете в тишине негромко

О "безымянной высоте

У незнакомого поселка".

Я нюхал тех сражений дым,

Я видел слева смерть и справа,

И это все дает мне право -

Я обращаюсь у молодым:

- Мальчишки, вам по двадцать лет

И вы - ровесники Победы,

Но смысл ее - не в трубной меди,

Поверьте мне, не в этом. Нет!

петь можно и о высоте,

О том, как падает ракета,

Но надо быть - на высоте,

Когда понадобится это.

Когда понадобится это.

(омонимы высота - место сражения и высота - внутреннее состояние человека сближают два поколения в их исторической памяти).

Высота, о которой говорит автор, и есть мужество как качество, так необходимое человеку, чтобы встать на защиту своей страны.

В полях за Вислой сонной

Лежат в земле сырой

Сережка с Малой Бронной

И Витька с Моховой.

А где-то в людном мире

Который год подряд

Одни в пустой квартире

Их матери не спят.

Свет лампы воспаленной

Пылает над Москвой

В окне на Малой Бронной,

В окне на Моховой.

И помнит мир спасённый,

Мир вечный, мир живой,

Серёжку с Малой Бронной

И Витьку с Моховой.

Учащиеся выходят к доске, читают стихотворение наизусть и анализируют его.

6. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание Задача: проверить усвоение темы, оценить работу учащихся,

- И помнит мир спасённый, мир вечный, мир живой – Эти строчки являются очень важными для понимания смысла нашего Часа Мужества (открываю запись этих строчек на доске).

- А вы, ребята, как думаете, помнит ли мир спасённый о тех, кто погиб, чтобы жили мы? (слайд 12) Прежде чем я услышу ваши рассуждения. Хочу показать вам несколько видеофрагментов. Думаю, вы поймёте, почему я решила вам именно это показать (включаю видеофрагменты).

- да, ребята, мир спасённый, это мир, в котором мы с вами живём. С одной стороны – это мир, в котором весело играют дети, утром спешат на работу, а вечером с работы – взрослые, учёные совершают великие открытия и несут мирную службу пограничники, мир, где в космических кораблях устремляются к непознанному космонавты…

Но есть и другой мир, тоже спасённый теми, кто не вернулся с войны, и сегодня представители этого мира, к огромному всеобщему стыду, устраивают акты вандализма у Вечного Огня, оскверняют церкви и памятники и живут по лжезаконам лжепатриотов, которые пропагандируют сегодня идеи фашизма. Сегодня это происходит в братской нам стране Украине, и это страшно.

Нужно читать лирику о войне, так как значение её в воспитании патриотических чувств огромно.

Словесно поощряю ответы учащихся.

- А сейчас откройте дневники. Поставим оценки за выразительное чтение и анализ стихотворений. (слайд 13)

Читайте также: