Дорожные знаки 8 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Разработка классного часа в 8 классе на тем: " Правила дорожного движения".

Содержимое разработки

- проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;

- правил водителей велосипедов;

- пользование общественным транспортом;

- воспитывать у учащихся культуру поведения.

- Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.

- Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.

- Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно – транспортного травматизма.

Актуальность.

По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий.Среди них наиболее частыми являются:

- Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест 35-40%.

-Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору 25-30 %.

- Неподчинение сигналам светофора 10-15%.

- Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара -5-10%.

- Как можно уберечь от необдуманных действий на дороге?

Оборудование: дорожные знаки, плакаты по правилам дорожного движения, кружки красного, жёлтого, зелёного цвета, кружки за правильные ответы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Введение (вступительное слово классного руководителя).

Выступления учащихся.

Классный руководитель подводит итог.

Историческая справка : Сегодня Государственная автомобильная инспекция – серьезная сила, в ней служат профессионалы. Им поручено очень важное дело – сохранять порядок на дорогах большой страны и решать много других задач. Передовой и самый мощный отряд Госавтоинспекции – дорожно-патрульная служба (ДПС). В 1998 году Госавтоинспекция была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД). Однако широкая общественность новую аббревиатуру не очень жаловала, и было решено оставить два названия – ГАИ и ГИБДД (применительно к аппарату управления).

Учитель: С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.

Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.

Немного об истории правил дорожного движения.

Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного привода, которым управлял полицейский.

Первый сигнальный светофор появился в США в 1919 году.

Из всего числа дорожно-транспортных происшествий половина совершается с участием пешеходов. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов и водителей.

Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что мы делаем на дороге не так. Начнем с самого распространенного транспортного средства доступного школьникам – велосипеда.

Запомним первое: это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим. А себя надо беречь – полноценных запчастей для человека пока не изобрели.

Второе: ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона. Так как таких зон очень мало, старайтесь предупредить любую потенциальную опасность.

Третье правило: никогда не пытайтесь проехать между едущим и стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не считайте это за трусость, это всего лишь здравый смысл. Элементарное чувство сохранения.

Теперь главное: старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже если вам исполнилось 14 лет.

На мопеде вы можете выезжать на проезжую часть с 16 лет. Но помните: двигаться вы должны только по крайней правой полосе, в один ряд, как можно правее. Относительная зона безопасности кончается дальше одного метра от тротуара.

Вывод: сегодня мы с вами узнали, как вести себя за рулем велосипеда. Запомнили главные правила управления этого транспортного средства на дорогах и во дворах нашего города и, и поняли главное – не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Быть осторожным на дороге – это не трусость, а расчет.

Предлагается блиц-опрос по теме. (За каждый правильный ответ даётся кружок)

Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают?

Как на проезжей части улиц и дорог обозначен пешеходный переход?

Где и как должны ходить пешеходы по улице?

В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?

Где нужно стоять в ожидании трамвая, троллейбуса, автобуса?

Какие правила поведения в транспорте общественного пользования вы знаете?

Как нужно переходить улицу при выходе из трамвая, автобуса?

Каков порядок посадки в автобус и выход из него? Правила перехода улиц и дорог.

Как надо правильно переходить улицу, дорогу?

Можно ли перебегать через улицу, дорогу?

Почему пешеходам нельзя ходить по проезжей части улицы, дороги?

Сколько сигналов у пешеходного светофора?

На какие группы делятся дорожные знаки?

Кто должен знать дорожные знаки?

В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?

Дорога для трамвая?

Дом для автомобиля?

Загадки.

Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как,
Вам в пути…(Дорожный знак).

Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает людям дорогу перейти. (Светофор).

Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется… (Трамвай).

Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней.
Обувь носит из резины, называется… (Машина).

Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе).

Человек, едущий на транспорте. (Пассажир).

Человек, совершающий движение пешком. (Пешеход).

Он бывает запрещающий, разрешающий, информационный. (Знак).

Место ожидания автобуса. (Остановка).

Транспорт, работающий от электричества. (Троллейбус, трамвай).

Номер телефона скорой помощи. (03).

Место, где на время оставляют свой транспорт. (Стоянка).

Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус).

Водители-лихачи очень любят его совершать. (Обгон).

Трехглазый постовой. (Светофор).

Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие).

Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар).

Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП).

Пешеходный переход по-другому. (Зебра).

Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток).

Часть автомобиля, под которую попадает разиня. (Колесо).

Его боятся нарушители правил. (Инспектор).

В него попадает зазевавшийся водитель. (Кювет).

О дорожных знаках : число знаков росло с каждым годом, начиная с 1909 года. Назначение дорожных знаков легко запомнить. Запрещающие – круглые с красной каймой (ассоциация с огнем) с белым, а некоторые с голубым фоном. Предупреждающие – треугольной формы, с красной каймой. Предписывающие, т.е. указывающие направление движения, минимальную скорость и т.д. – голубые круглые. Информационно – указательные знаки – они имеют различный фон: синий, зеленый, белый, желтый. Прямоугольные, квадратные, шестиугольные.

Подводится итог мероприятия:

По количеству заработанных кружков выявляются самые лучшие знатоки правил дорожного движения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподаватель – организатор ОБЖ Маланчик Павел Иванович.

Разработка урока по ПДД для 8 класс

Тема урока: История дорожных знаков.

Цель урока: познакомить с историей дорожных знаков, причинами их усложнения, с международным языком знаков; научить читать дорожные знаки.

Оборудование: брошюры ПДД, плакаты с дорожными знаками.

Рекомендации к проведению урока.

Для чего нужны дорожные знаки? Где и как устанавливаются дорожные знаки? (урок 2-5 класс). Как вы думаете, когда появились первые дорожные знаки?

Самые старые из всех дорожных знаков – указатели расстояния. Для того, чтобы люди не сбились с пути, дорогу помечали. Так в Древнем Риме вдоль дорог через определенные расстояния устанавливали каменные столбы – указатели. А в самом Риме у здания форума стоял позолоченный камень, от которого велся счет расстояний всех главных дорог. По этим столбам можно было узнать направление дороги и определить расстояние.

Наши предки славяне тоже заботились о путешественниках, старались помочь им правильно выбрать направление движения. В лесистых местах вдоль дорог устанавливали вешки из сучьев деревьев, делали затесы на стволах, а в степи вдоль дорог укладывали камни или ставили столбы. На перекрестках дорог устанавливали каменные или деревянные кресты, строили часовни.

Позднее стали устанавливать столбы на перекрестках, делать на них надписи, объясняющие, куда какая дорога ведет. Ставили столбы на границах уездов, на них делались надписи с названиями уездов. Между селами также устанавливали небольшие столбы с указателями, какое село должно отвечать за состояние того или иного участка дороги. На опасных участках дороги устанавливались надолбы. Дороги, на которых ставили столбы, назывались столбовыми, на второстепенных дорогах столбов не было.

Но когда по дорогам вместо саней, колясок и телег, запряженных лошадьми, потянулся непрерывный поток машин, оказалось, что одних указателей расстояния мало. Стало понятно, что ездить быстро и без аварий можно лишь в том случае,если шоферу помогают другие дорожные знаки.

Попытка ввести единые международные знаки была предпринята еще в 1909 году. С этой целью в Париже собралась Международная конференция по дорожным знакам, на которой были приняты четыре международных знака.

Эти знаки круглой формы имели символы, почти полностью соответствующие тем, которые применяются на современных знаках для обозначения тех же видов опасности.

В 1968 году на следующей конференции уже было введено 126 знаков. В 1978 году принят новый ГОСТ, который устанавливал 7 групп дорожных знаков (перечислить эти группы).

Дорожным знакам присвоены номера, состоящие из цифр. Первое число – номер группы, к которой принадлежит знак; второе – порядковый номер знака в группе. Для знаков, имеющих одинаковое смысловое значение, сохраняется общий порядковый номер, а разновидности этих знаков обозначены цифрами, разделенными между собой точками (рассмотреть номера дорожных знаков в ПДД).

Повторить все 7 групп знаков, используя ПДД и плакаты.

Какова форма знаков, их цвет, общее значение? Какие знаки информируют о пересечении дорог ( с трамвайной линией, с равнозначной дорогой, с круговым движением)?

Как делятся дороги по своему значению? (Главные и второстепенные). Каково общее значение знаков приоритета? Устанавливают очередность проезда перекрестков, где кто-то должен уступить дорогу.

Знаки данной группы устанавливают очередность проезда только на перекрестках? Также очередность проезда узких участков дорог.

В этой группе есть единственный восьмиугольный знак; какой и каково его значение? Запрещающие знаки.

Какова форма знаков, их цвет, общее значение? Приведите примеры запрещающих знаков.

Все ли знаки этой группы запрещают движение? Есть знаки, запрещающие обгон, стоянку, остановку, ограничивающие максимальную скорость, а также знаки. информирующие о конце каких-либо ограничений).

Какова форма знаков, их цвет, общее значение? Какие знаки разрешают движение только в определенных направлениях? Какие знаки разрешают движение только с определенной скоростью? Какие знаки разрешают движение только определенным участникам движения?

Какие это знаки и зачем они нужны? Приведите примеры. Знаки дополнительной информации. Как по-другому называют эти знаки? (Таблички). Каково их значение? Могут ли эти знаки применяться самостоятельно? Только вместе с другими знаками. Какие знаки данной группы можно объединить по видам транспортных средств? Какие знаки данной группы можно объединить по времени действия?

Закончить урок можно решением задач и разбором БТП с участием детей и подростков.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дорожные знаки

Дорожные знаки предоставляют водителю практически всю необходимую информацию: об условиях и порядке движения, ограничениях и требованиях. Знать нужно не только как выглядит тот или иной знак, но и как он называется, в большенстве случаев название знака дает водителю исчерпывающую информацию о том, что от него требуется или что здесь находится.

Все знаки (а их в настоящий момент 265) делятся на 8 групп: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, особых предписаний, информационные, сервиса и знаки дополнительной информации. Мы не будем рассматривать абсолютно все знаки, а остановимся лишь на тех, что имеют особенности в применении.

Основная и единственная задача знаков этой группы предупредить водителя об подстерегающей его далее по дороге опасносте, причем предупредить заранее. Таким образом, предупреждающие знаки устанавливаются вне населенных пунктов за 150 — 300 м., а в населенных пунктах за 50 — 100 м., более того знаки могут устанавливаться дважды, это для тех кто пропустил и не заметил первый знак.

1.1 — "Железнодорожный переезд со шлагбаумом"

1.2 — "Железнодорожный переезд без шлагбаума"

1.3.1 — "Однопутная железная дорога"

1.3.2 — "Многопутная железная дорога"

1.4.1 - 1.4.6 —"Приближение к железнодорожному переезду"

В отдельном комментарии нуждаются знаки "Приближение к ж/д переезду": они устанавливаются по мере придлижения к переезду, сначала знак с тремя полосами - за 150-300 м., с 2-мя полосками - за 100-150 м. и с одной полоской примерно за 50 м. Знаки 1.4.1-1.4.3 устанавливаются справа, а 1.4.4-1.4.6 слева. Подробнее о проезде ж/д переездов мы поговорим в главе "Движение через железнодорожные пути".

1.5 — "Пересечение с трамвайной линией"

1.6 — "Пересечение равнозначных дорог"

1.7 — "Пересечение с круговым движением"

1.8 — "Светофорное регулирование"

Все эти четыре знака предупреждают о том, что впереди по ходу вашего движения будет пересечение того или иного вида.

1.11.1 и 1.11.2 — "Опасный поворот"

1.12.1 и 1.12.2 — "Опасные повороты"

Все четыре знака предупреждают, что впереди водителя ждет один либо несколько опасных поворотов. Опасность заключается прежде всего в том, что на таком участке дороги видимость ограниченная (что это такое недостаточная и ограниченная видимость мы разобрали в главе "Общие положения"), кроме этого движение по окружности требует от водителя определенных навыков о чем речь пойдет позже, в главе "Основы безопасности дорожного движения".

1.13 — "Крутой спуск"

1.14 — "Крутой подъем"

Очень легко запомнить эти знаки, если читать их как книгу: слева направо, проценты на знаках указывают степень крутизны - чем больше число, тем более крутой спуск или подъем. Для сравнения горка на нашем автодроме имеет уклон порядка 14-15%. Об особенностях движения на подъемах и спусках мы поговорим в главе "Основы безопасности дорожного движения".

1.22 — "Пешеходный переход"

Знак предупреждает, что пешеходный переход будет дальше, но в районе знака его еще нет. Стоит приготовиться к появлению пешеходов, ведь с учетом настоящей действительности их появление возможно не только на самом пешеходном переходе, но и рядом с ним. Более подробно поведение водителя на пешеходном переходе рассматривается в главе "Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств".

1.34.1 - 1.34.3 — "Направление поворота"

В отличии от большинства предупреждающих знаков, знаки "Направление поворота" устанавливаются непосредственно на участке дороги, где и есть поворот.

Назначение знаков данной группы устанавливать очередность проезда в местах, где траектории транспортных средств могут пересечься, в большинстве случаев это перекрестки, но также знаки применяются перед узкими участками дорог. Знак 2.5 "Движение без остановки запрещено" может применяться перед железнодорожными переездами.

Обратите внимание, при наличии работающих средств регулирования, знаки приоритета не действуют. При решении экзаменационных задач очень часто приходится сталкиваться с невнимательностью учеников: они очень хорошо видят ярко-желтый знак "Главная дорога" и абсолютно не замечают, что при этом на светофоре включен красный сигнал, в результате - ошибка.

2.1 — "Главная дорога"

2.2 — "Конец главной дороги"

Знаки, соответственно, обозначают начало и конец главной дороги. Знак 2.1 "Главная дорога" должен устанавливаться перед каждым перекрестком со стороны главной дороги, но увы это не всегда так, поэтому если вы не увидели на своей дороге ни одного из знаков приоритета, посмотрите на пересекаемую дорогу, возможно на ней вы найдете знаки "Уступите дорогу" или "Движение без остановки запрещено" (их не сложно узнать по форме), если это так, ваша дорога главная.

2.4 — "Уступите дорогу"

2.5 — "Движение без остановки запрещено"

Оба знака говорят вам, что находитесь вы на второстепенной дороге, но поступать требуют по-разному. Знак 2.4 "Уступите дорогу" не оговаривает как нужно уступить дорогу и не требует обязательного прекращения движения, в отличие от него, знак 2.5 "Движение без остановки запрещено" требует уступить дорогу с обязательным прекращением движения при наличии стоп-линии у нее, а если ее нет у края пересечения проезжих частей. Как правило, знак 2.5 устанавливается перед перекрестками с ограниченной видимостью.

2.6 — "Преимущество встречного движения"

2.7 — "Преимущество перед встречным движением"

Эти знаки устанавливают очередность проезда узких участков дорог. Одновременно такой участок могут проехать транспортные средства, которые не мешают друг другу. Подробнее о встречном разъезде мы поговорим в главе "Обгон и встречный разъезд".

Знаки этой группы вводят определенные ограничения (запреты), при этом действие знаков единое: если что-то знак запретил, все остальное разрешено. Например, знак 3.18.2 "Поворот налево запрещен" запрещает лишь поворот налево, все остальные траектории движения разрешены, в том числе и разворот.

Существуют три категории транспортных средств, водители которых могут не подчиняться требованиям некоторых запрещающих знаков: автомобили специальных служб с включенным маячком синего цвета, маршрутные транспортные средства и автомобили федеральной почтовой службы (на синем борту нанесена белая диагональная полоса). Об автомобилях, оборудованных проблесковыми маячками и сиренами мы подробно рассмотрим в главе "Применение специальных сигналов". Далее мы не будем касаться этих исключений, а будем подходить к знакам как водители обычных транспортных средств.

3.1 — "Въезд запрещен"

3.2 — "Движение запрещено"

3.3 — "Движение механических транспортных средств запрещено"

Общеизвестный знак 3.1 "Въезд запрещен", а в народе попросту "Кирпич" запрещает въезд со стороны знака, но попасть на обозначенную территорию можно с другой стороны. Самое частое применение знака - односторонняя дорога со стороны встречного движения.

Знак 3.2 "Движение запрещено" запрещает всякое перемещение по обозначенной территории всем транспортным средствам, однако имеет исключение: въехать за него могут лица проживающие или работающие на этой территории.

Знак 3.3 "Движение механических транспортных средств запрещено" полностью подобен предыдущему знаку, но не затрагивает водителей немеханических транспортных средств (велосипеды, мопеды).

3.7 — "Движение с прицепом запрещено"

3.16 — "Ограничение минимальной дистанции"

Знак 3.7 "Движение с прицепом запрещено" для водителей легковых автомобилей имеет иное от названия действие: он запрещает буксировку механических транспортных средств.

Знак 3.16 "Ограничение минимальной дистанции" чаще всего применяется перед опасными участками дорог и перед мостами.

Знаки, несмотря на схожее начертание имеют несколько различное применение: знак 3.17.1 "Таможня" обязывает прекратить движение у таможни, знак 3.17.2 "Опасность" запрещает всем без исключения дальнейшее движение, а знак 3.17.3 "Контроль" обязывает прекратить движение у контрольно-пропускного пункта (например, при выезде с территории предприятия).

3.27 — "Остановка запрещена"

3.28 — "Стоянка запрещена"

3.29 — "Стоянка по нечетным числам запрещена"

3.30 — "Стоянка по четным ч ислам запрещена"

У всех четырех знаков есть очень важная особенность — они распространяют свое действие только на ту половину дороги, на которой установлены.

Знак 3.27 "Остановка запрещена" запрещает всякое прекращение движения по инициативе водителя, т.е. запрещена и остановка, и стоянка (легко запомнить знак с 2-мя чертами). Знак 3.28 "Стоянка запрещена" запрещает стоянку, но возможна остановка (знак с 1-ой чертой). У этого знака есть два исключения, на стоянку автомобиль могут поставить: 1) такси с включенным таксометром и 2) инвалиды I и II групп.

Знаки 3.29 запрещает остановку по нечетным числам месяца, а знак 3.30 по четным числам месяца.

Предписывающие знаки в своем большинстве требуют от водителя выбрать определенное направление движения или объезда препятствия. Занк 4.6 "Ограничение минимальной скорости" обязывает водителя двигаться со скоростью не меньшей, чем указана на знаке. Из всех предписывающих знаков особое внимание стоит уделить знаку 4.1 "Движение прямо".

Знак 4.1 "Движение прямо" может применяться в двух вариантах:

Перед перекрестками, этот вариант предполагает, что знак обязывает двигаться только прямо и действуют на ближайшее от знака пересечение проезжих частей. Подобный случай мы рассмотрели в качестве примера в главе "Общие положения".

За перекрестками, при подобном применении знак имеет зону действия до ближайшего перекрестка, обязывает двигаться водителя только прямо, но не запрещает повороты направо во дворы и прилегающие территории. На представленном рисунке возможен только поворот во двор "А" (направо), а вот во двор "Б" таким образом попасть нельзя.

Знаки данной группы вводят (отменяют) особые режимы движения, начинают действовать эти знаки с момента установки

5.2 — "Конец автомагистрали"

5.3 — "Дорога для автомобилей"

5.4 — "Конец дороги для автомобилей"

Знаки 5.1 "Автомагистраль" и 5.2 "Конец автомагистрали" обозначают соответственно начало и конец особенной дороги - автомагистрали. Особенность данной дороги заключается прежде всего в высоком скоростном ограничении, но есть и определенный набор запретов, действующих на автомагистрали, но об этом мы поговорим подробно в главе "Движение по автомагистралям", там же мы рассмотрим и применение знаков 5.3 "Дорога для автомобилей" и 5.4 "Конец дороги для автомобилей".

5.5 — "Дорога с односторонним движением"

5.6 — "Конец дороги с односторонним движением"

5.7.1 и 5.7.2 — "Выезд на дорогу с односторонним движением"

В большинстве городов центр - часть города с очень высокой интенсивностью движения, а вот застройка историческая, с узкими дорогами и соответственно, узкими проезжими частями. Для уменьшения вероятности возникновения пробок большинство таких дорог делают односторонними, т.е. движение транспортных средств возможно только в одном направлении.

Эти знаки как раз и указывают водителю в каком направлении организовано движение на таких дорогах. В темах "Расположение транспортных средств на проезжей части" и "Начало движения и маневрирование" мы еще раз поговорим о применении этих знаков.

5.8 — "Реверсивное движение"

5.9 — "Конец реверсивного движения"

5.10 — "Выезд на дорогу с реверсивным движением"

Знаки обозначают дорогу, на которой присутствуют одна или несколько полос с реверсивным движением. Реверсивная полоса - особая полоса, движение по которой возможно либо туда, либо обратно. Обратите внимание, не туда и обратно, а именно либо туда, либо обратно. Т.е. в один момент времени на этой полосе могут находится либо попутные, ливо встречные автомобили, но никак не одновременно. Использование и применение реверсивной полосы мы с вами рассмотрим в главе "Расположение транспортных средств на проезжей части".

5.11 — "Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств"

5.12 — "Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средств"

5.13.1 и 5.13.2 — "Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств"

5.14 — "Полоса для маршрутных транспортных средств"

Знаки говорят водителю, что на проезжей части данной дороги (односторонней) имеется полоса, предназначенная для движения маршрутных транспортных средств. Более подробно возможность использования этой полосы вами мы рассмотрим в главе "Приоритет маршрутных транспортных средств"

5.15.1 — "Направление движения по полосам"

5.15.2 — "Направление движения по полосе"

Эти знаки устанавливаются перед пересечениями проезжих частей и указывают водителю с какой полосы и в каком направлении можно продолжить движение.

5.15.3 и 5.15.4 — "Начало полосы"

5.15.5 и 5.15.6 — "Конец полосы"

Знаки "Начало полосы" информируют водителя о увеличении количества полос на проезжей части, и наоборот, знаки "Конец полосы" - о уменьшении полос. Обратите внимание, полосы могут появляться и заканчиваться как справа, так и слева. Если водитель меняет полосу для движения такой маневр называется "Перестроение", а вот о том по каким правилам этот маневр выполняется мы расскажем в главе "Начало движения, маневрирование".

5.19.1 и 5.19.2 — "Пешеходный переход"

В случае отсутствия разметки, именно эти знаки обозначают границы пешеходного перехода, устанавливаются они как правило, попарно один слева от проезжей части, а другой справа. Правила проезда пешеходных переходов мы рассмотрим отдельно в главе "Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств", а пока лишь скажу: одной из самых распространенных причин неудовлетворительной сдачи практического экзамена в ГАИ является именно нарушения при проезде пешеходных переходов.

5.21 и 5.22 — "Жилая зона"

Знаки обозначают, соответственно, въезды и выезды из жилых зон. Жилые зоны, порядок движения в них мы рассмотрим в главе "Движение в жилых зонах".

5.23.1 и 5.25 — "Начало населенного пункта"

5.24.1 и 5.26 — "Конец населенного пункта"

Знаки обозначают административные границы населенных пунктов на въездах и выездах. Знаки "Начало населенного пункта" на белом фоне вводят ограничения, характерные для городов (например устанавливают максимальную скорость движения 60 км/ч). Знаки "Конец населенного пункта" (и с белым, и с синим фоном) отменяют ранее установленные ограничения.

5.27 — "Зона с ограничением стоянки"

5.28 — "Конец зоны с ограничением стоянки"

5.29 — "Зона регулируемой стоянки"

5.30 — "Конец зоны регулируемой стоянки"

Так, называемые "зональные" знаки появились не так давно, их самая важная особенность заключается в том, что они действуют на всей территории зоны (на обе стороны дороги) и отменяются только соответсвтующими отменяющими знаками.

Судя по названию, знаки этой группы предоставляют водителю сопутствующую информацию, например месторасположения объектов, схемах движения или объезда. Однако они не принуждают водителя к каким-либо определенным действиям.

6.2 — "Рекомендуемая скорость"

В отличии от запрещающего знака "Ограничение максимальной скорости" и предписывающего "Ограничение минимальной скорости" не заставляет водителя выбрать указанную на знаке скорость движения, но подумайте, ведь рекомендация наверное рекомендация имеет под собой некую основу, поэтому придерживаться указанной скорости все-таки стоит.

6.3.1 — "Место для разворота"

6.3.2 — "Зона для разворота"

Знаки указывают место где удобно развернуться, единственной их особенностью является то, что в этих местах запрещен поворот налево. Правила выполнения разворота мы подробно рассмотрим в главе "Начало движения, маневрирование".

6.8.1 - 6.8.3 — "Тупик"

Эти знаки устанавливаются перед перекрестками и сообщают водителю что дорога не имеет сквозного проезда. Однако факт, что дорогу нельзя проехать насквозь не делает из нее прилегающую территорию. В главе "Общие положения" мы рассмотрели пример применения этих знаков.

6.16 — "Стоп линия"

Знак "Стоп линия" обозначает место, где нужно остановиться в случае необходимости (запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, знак "Движение без остановки запрещено" и т.д.). Обратите внимание, этот знак не требует остановки, он указывает место. Для этих же целей применяется дорожная разметка 1.12, 1.13 "Стоп-линия"

Знаки этой немногочисленной группы информируют о расположении объектов сервиса, которые могут потребоваться водителю.

7.1 — "Пункт первой медицинской помощи"

7.3 — "Автозаправочная станция"

7.4 — "Техническое обслуживание автомобилей"

На знаках этой группы могут указываться расстояния до изображенных объектов и иная дополнительная информация.

Знаки дополнительной информации (другое их название - "таблички") не применяются сами по себе, а только в составе с основным знаком и дополняют его действие.

8.1.2 — "Расстояние до объекта"

Эта табличка применяется со знаком "Уступите дорогу" и сообщает водителю, что через указанное расстояние его ожидает неравнозначный перекресток и перед ним установлен знак "Движение без остановки запрещено".

8.6.1 - 8.6.9 — "Способ постановки транспортного средства на стоянку"

Таблички описывают способ постановки ТС на стоянку, обратите внимание на самый первый из этих знаков - автомобиль поставлен вдоль проезжей части, рядом с тротуаром - именно так и нужно останавливаться в отсутствии всяких знаков, таким способом можно ставить на стоянку любое транспортное средство. Остальные восемь табличек позволяют ставить на стоянку только легковые автомобили и мотоциклы, еще раз повторюсь не транспортные средства категорий "А" и "В", а исключительно легковые автомобили и мотоциклы вне зависимости от их разрешенной максимальной массы. Более подробно правила выполнения остановки и стоянки мы рассмотрим в главе "Остановка и стоянка".

8.13 — "Направление главной дороги"

Эта табличка применяется исключительно со знаками приоритета: "Главная дорога", "Уступите дорогу" и "Движение без остановки запрещено", устанавливается на перекрестках, где главная дорога меняет направление. В главе "Проезд перекрестков" мы еще не раз столкнемся с этой табличкой.

Цель классного часа: привлечь внимание школьников к проблемам безопасности на дорогах.

Подготовка классного часа

1. Кабинет оформляется по теме мероприятия.

2. Из учащихся формируется ансамбль для исполнения песен.

Действующие лица

Ход мероприятия

Что такое правила движенья?

Это безопасность пешеходов

На дорогах, перекрестках и у переходов.

Светофор - надежный наш помощник.

Красный свет - будь осторожным,

Желтый - ты подожди немножко,

На зеленый - в путь пускаться можно.

Ведущий . Здравствуйте, дорогие ребята!

Инспектор ГИБДД . Здравия желаю всем присутствующим!

Ведущий. Сегодня речь пойдет о правилах дорожного движения и безопасности на дорогах. Ежедневно на дорогах в ДТП попадают школьники в возрасте от 7 до 14 лет. Это более половины всех пострадавших детей! Я думаю, что в этом виноваты не только водители, но и сами дети.

Инспектор ГИБДД. Каждому из вас как настоящему гражданину необходимо не только знать все правила дорожного движения, но и стараться следовать им. Это нужно для обеспечения безопасности на дорогах нашего города.

Ведущий . Сейчас мы предлагаем разделиться на три команды, выбрав определенный цвет галстука: красный, желтый, зеленый.

Инспектор ГИБДД. И первым, но нелегким испытанием для вас станет наша викторина.

Ведущий . Если ваша команда знает правильный ответ, то подает сигнал в виде поднятой вверх таблички определенного цвета. В случае неправильного ответа право высказать свое предположение переходит к следующей команде.

Инспектор ГИБДД . Итак, все пристегнулись? Поехали!

1. Как должен передвигаться пешеход по улицам города? (Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.)

2. Как обязан вести себя пешеход при отсутствии тротуаров? (При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут идти или по велосипедной дорожке, или в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю разделительной части).

3. При передвижении по краю проезжей части на что должен обратить внимание пешеход? (При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.)

4. Каким образом пешеход может пересечь проезжую часть дороги? (Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин).

5. Как должен вести себя пешеход в случае отсутствия перехода или перекрестка? (При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она просматривается в обе стороны.)

6. Чем руководствуется пешеход при переходе проезжей части? (В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.)

7. Перечислите значения поочередно загорающихся огней светофора. (Зеленый сигнал разрешает движение. Зеленый мигающий разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал. Желтый сигнал запрещает движение. Желтый мигающий разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждение об опасности. Красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.)

8. Как должен вести себя пешеход на нерегулируемых участках проезжей части? (Пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до ближайших транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.)

9. Что делать в случае, если пешеход не успел завершить начатый им путь через проезжую часть дороги? (Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить пешеход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора.)

10. Расскажите правила поведения пешехода при ожидании транспортного средства. (Ожидать маршрутное или транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.)

11. Перечислите обязанности пассажиров. (1. При поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими. 2. Посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.)

12. Перечислите, что запрещается пассажиру. (1. Отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения. 2. Открывать двери транспортного средства во время его движения.)

Ведущий . Молодцы! Каждый ваш правильный ответ мы оценили в два балла. По окончании нашей встречи мы подведем итоги и выявим победителя.

Инспектор ГИБДД . Ну а пока думать об этом рано, так как впереди нас ждут крутые повороты и нелегкие испытания.

Ведущий . Но для начала давайте вспомним или узнаем, когда, как и кто создал первый автомобиль?

Инспектор ГИБДД. В отличие от многих великих событий никто не может приписать себе право называться изобретателем автомобиля. Он достиг современного уровня совершенства в результате применения огромного количества идей на протяжении многих десятилетий.

Первое наземное самоходное средство передвижения с двигателем для практического применения было построено в 1769 году французом Никола Куньо. Это был громоздкий трехколесный экипаж с паровым двигателем и котлом огромных размеров. Он передвигался со скоростью 5 километров в час и должен был пополнять запасы топлива каждые 24 километра!

В 1789 году американец Оливер Эванс первым в Соединенных Штатах получил патент на самодвижущийся экипаж. Это был четырехколесный фургон с гребным колесом сзади, чтобы он мог двигаться и по суше, и по воде. Весил он 19 тонн!

Почти 80 лет спустя эксперименты с самоходными экипажами были продолжены. Большинство их были паровыми, хотя некоторые приводились в движение электричеством и должны были везти, кроме пассажиров, тяжелые аккумуляторы. Наконец, в 80-х годах XIX века были сделаны два изобретения, которые открыли дорогу появлению современного автомобиля. Одно из них - разработка двигателя внутреннего сгорания, другое - изобретение пневматической, или бескамерной, шины.

Только после того как автомобили стали уже привычным средством передвижения, внимание создателей машин обратилось на то, как сделать его удобнее и мощнее. Довольно быстро они поняли, что хрупкая форма кабриолета не подходит автомобилю. Постепенно стала возникать законная форма автомобиля, какую мы знаем сегодня. Двигатели были вынуты из-под сидений и помещены впереди. Более мощные колеса сменили легкие велосипедные и экипажные, а вместо рычагов появились рулевые колеса. И наконец, вместо дерева для усиления конструкции стала использоваться сталь, и наш современный автомобиль стал реальностью.

Ведущий. Ну а теперь вернемся к конкурсам.

Читайте также: