Характеристики реки 8 класс конспект урока домогацких презентация

Обновлено: 03.07.2024

Стихотворение зачитывает ученик:
Течет река из далека…
Течет река…, течет река…
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока!
Над ней – пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей.
Борис Заходер

– Основные источники пресной воды – внутренние воды, или воды суши. Они многообразны.
– Какие виды внутренних вод вы знаете? (После устного ответа показать СЛАЙД)
– Какие из них созданы человеком? (Пруды, водохранилища, каналы)

– Внутренние воды связанны со всеми компонентами природы. (Приложение 1, СЛАЙД)
– Главными компонентами, влияющими на воды, являются рельеф и климат. Как эти компоненты взаимосвязаны с внутренними водами, рассмотрим на примере рек.
– Россия страна многочисленных рек. Длина рек измеряется тысячами километров, площадь бассейна – миллионами квадратных километров.
– Все реки относятся к бассейну трех океанов и внутренней бессточной области. (Приложение 1, СЛАЙД).
– Большая часть рек впадает в Северный Ледовитый океан. Он занимает 65% территории страны. Сюда относится самая длинная река Лена, самая полноводная река Енисей и река с крупнейшим по площади бассейном – Обь.
– Почему крупнейшие реки текут север? (Большая территория России имеет уклон к северу)
– К бассейну Тихого океана относится крупная река Амур, по которой проходит граница страны, а также река Анадырь.
– Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере? (На побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов.)
– К бессточной области относится великая русская река Волга, Терек, Урал. К бассейну Атлантического океана относятся Дон, Кубань, Нева.
– Итак, рельеф влияет на направление течения.
– Каждая отдельно взятая река уникальна. Но у них всех есть общее – это части реки. (Приложение 1, СЛАЙД)
– Вспомним части реки. (учитель на слайде показывает элемент реки, а ребята называют: главное русло, исток, устье, приток)

– В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные. (Приложение 1, СЛАЙД)

– Равнинных рек больше. Почему? (Большая часть территории России – равнинна)
– Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение. Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. (Приложение 1, СЛАЙД) Они мало пригодны для судоходства.
– Примером одной из горных рек является река Терек. Вот как описывает в своем стихотворении Терек М. Ю. Лермонтов.

– Рельеф влияет еще на две величины: падение и уклон реки.

ПАДЕНИЕ – это разница высот между истоком и устьем в метрах. (Приложение 1, СЛАЙД)

– Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0м. Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой устья. Если река вытекает из озера, то уровень поверхности воды является высотой истока реки.

III. Решение задач на определение падения реки (Приложение 1, СЛАЙДЫ)

Определить падение реки Волги.
Исток – Валдайская возвышенность ~ 300 м
Устье – Каспийское море – (– 28 м)
300 – (– 28) = 328 м.

Определить падение реки Ангары.
Исток – озеро Байкал – 456 м
Устье – река Енисей – 76 м
456 – 76 = 380 м.

Определить падение реки Невы.
Исток – Ладожское озеро – 4 м
Устье – Финский залив – 0 м.
4 – 0 = 4 м

Определить падение реки Лены.
Исток –Байкальский хребет – 930 м
Устье – море Лаптевых – 0 м
930 – 0 = 930 м

– Величина падения влияет на другую важную характеристику:

УКЛОН – отношение падения реки (в см) к ее длине (в км) (Приложение 1, СЛАЙДЫ)

I = Н : L, где

Решение задач на определение уклона рек. (Приложение 1, СЛАЙДЫ)

Определить уклон реки Ангары.
Падение = 380 м = 38000 см
Длина реки 1826 км
Уклон = 38000 : 1826 = 20,8 см/км

Определить уклон Волги.
Падение = 328 м = 32800 см
Длина реки = 3531 км
Уклон = 32800 : 3531 = 9,3 см/км

Определить уклон Невы.
Падение = 4 м = 400см
Длина = 74 км
Уклон = 400 : 74 = 5,4 см/км

Определить уклон реки Лены.
Падение = 930 м = 93000 см
Длина реки = 4400
Уклон = 93000 : 4400 = 21,1 см/км

– Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки.

– А теперь поработаем с атласами и контурными картами.

Задание: нанести на контурную карту крупные реки нашей страны.

Волга, Ангара, Обь, Дон, Лена, Печора, Ока, Северная Двина, Иртыш, Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Яна, Вилюй, Алдан, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Шилка, Аргунь, Зея, Бурея, Нева, Терек, Кубань, Урал.

IV. Многие поэты посвящали свои стихи рекам. (Ребята в к/к подписывают реку, а учитель зачитывает стихотворение)

Николай Якушев о Волге: (СЛАЙД)

Не приметен ничем, не широк,
По просторам Валдайского края
Еле слышно журчит ручеек,
Меж каменьями путь выбирая.
То он моет прибрежный песок,
То внезапно в кустах пропадает,
И не знает еще ручеек,
Что его впереди ожидает.
Сколько верст ему надо пройти,
Сквозь какие преграды пробиться,
Сколько рек с ним сольется в пути,
Сколько чаек над ним закружится.
Сколько долгих минует годов,
Сколько волн разойдется кругами,
Сколько встанет больших городов
Над крутыми его берегами.

Молчанов-Сибирский об Ангаре: (СЛДАЙД)

Коварная, лихая, сумасбродная,
Родная дочь Байкала – старика,
Ты по тайге меж гор течешь, свободная,
Могучая сибирская река.

А. Пономаренко про Обь:

Обь родная – как еще теплее
О тебе в стихах сказать смогу?
Бьешься ты сквозь топи, сквозь тайгу,
Летом – вся блестя, зимой белея,
В твердом льду и в дымчатом снегу.
Знать, не зря кормилицей назвали
Мы тебя – не раз твоею лишь
Добротой мы, ханты, выживали…
И богатства перечтешь едва ли
Те, что ты за пазухой хранишь.
Лишь с весной освободятся воды,
Ты подъемлешь баржи, теплоходы,
Островами движутся плоты…
Города, поселки и заводы
На себе на север тащишь ты…

А. Софронов о Доне: (СЛАЙД)

Откуда Дон берет начало,
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет;
Из-под травы земли Московской,
Ивана – озера берет.

Леонид Попов о Лене: (СЛАЙД)

У тебя, краса – река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Нежное, девичье.
Ласковым тебя не зря
Окрестили словом,
Несмотря что родилась
Ты в краю суровом.

М. Ю. Лермонтов о Тереке:

Расступись, о старец – море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора и мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов.
Я сынам твоим в забаву
Разорил родной Дарьял
И валунов им на славу
Стадо целое пригнал.

Далее ребята самостоятельно отмечают реки на карте.

V. В заключение небольшие загадки: (Приложение 1, СЛАЙДЫ)

В папке содержится технологическая карта урока и презентация. Краеведческая составляющая урока – это всегда актуально, т.к. обучающиеся должны знать и любить свой родной край, понимать явления и процессы, происходящие на территории малой родины. На примере краеведческого материала воспитывается чувство патриотизма и гордости за свой родной край. Знания и умения по данной теме пригодятся в решении заданий ВПР 8 класса.



Нажмите, чтобы узнать подробности

Гидрологический режим – регулярные (суточные, сезонные и годовые) изменения в состоянии реки.

Реки с весенним половодьем Половодье – ежегодно повторяющееся, обычно в один и тот же сезон года, относительно длительное и значительное увеличение количества воды в реке.

Реки с весенним половодьем

Половодье – ежегодно повторяющееся, обычно в один и тот же сезон года, относительно длительное и значительное увеличение количества воды в реке.

 ЛЕТНЕЕ ПОЛОВОДЬЕ может формироваться за счет таяния снега в бассейнах северных рек в начале лета. На реках Дальнего Востока летнее половодье является результатом выпадения муссонных дождей. Летнее половодье может наблюдаться и на реках имеющих ледниковое питание.

ЛЕТНЕЕ ПОЛОВОДЬЕ может формироваться за счет таяния снега в бассейнах северных рек в начале лета. На реках Дальнего Востока летнее половодье является результатом выпадения муссонных дождей.

Летнее половодье может наблюдаться и на реках имеющих ледниковое питание.

Межень – время устойчивого низкого уровня воды в русле реки.

Межень – время устойчивого низкого уровня воды в русле реки.

Паводок – быстрое и нерегулярное увеличение уровня и количества воды в русле реки.

Паводок – быстрое и нерегулярное увеличение уровня и количества воды в русле реки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Карты морей1.doc

hello_html_3ce5025f.jpg

hello_html_3ce5025f.jpg

Выбранный для просмотра документ Конспект открытого урока.doc

Тип урока: Получение новых знаний.

Цель урока : Дать учащимся понятия основных характеристик реки, показать зависимость рек от рельефа и климата.

Задачи урока:

Образовательные:

Изучить особенности рек России, влияние климата и рельефа на реки России.

Повторить понятия: исток, устье, речная система, речной бассейн, водораздел, питание рек, режим рек.

Познакомиться с новыми понятиями: уклон реки, падение реки.

Сформировать представление о реках России и их особенностях: источниках питания, режиме.

Создавать условия для развития речи, процессов логического и образного мышления детей, навыки выделять главную мысль, делать обобщение и выводы, анализировать, классифицировать.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство любви и бережное отношение к природе. Формировать умение работать в парах. Прививать интерес к предмету.

Здоровьесберегающие: Рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями.

Учащийся должен уметь:

Определять уклон и падение реки.

2. Составлять характеристики рек России, пользуясь различными источниками информации.

3.Определять ГП рек и наносить их на контурную карту.

Оборудование:

1.Физическая карта России.

Формы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Диалогово – коммуникативная, ИКТ-технология…

Структура урока:

2. Проверка домашнего задания.

4. Постановка целей и учебных задач.

5.Постановка целей и задач урока.

6. Запись домашнего задания.

7. Подведение итогов урока.

Проверка домашнего задания.

Над какой темой мы работали на прошлом уроке? (Моря России)

Моря России относятся к бассейнам 4 океанов?

Россию омывают 12 морей?

Самыми глубоководными являются моря Тихого океана?

Берингово море относится к бассейну Северного Ледовитого океана?

Баренцево море не замерзает зимой?

Остров Врангеля является родильным домом для белых медведей?

Взаимопроверка по эталону. (Слайд №1,2 )

Вставьте пропущенные слова (Слайд №3, 4)

Берега нашей страны омывают _12__ морей, принадлежащих к бассейнам 3_ океанов. Большая часть морей, омывающих российские берега, относятся к бассейну _ СЛО_ _____ океана. Наибольшее биологическое разнообразие характерно для морей, относящихся к бассейну _ Тихого __ океана. Виды рыб, которые можно ловить в промышленных масштабах, называются _промысловыми .

Черняк Алина

Работа над изучением нового материала.

Она, из чащи вырастая,
Немая, светлая, густая,
Как бы литая из стекла,
Едва текла.
Пора разливов миновала.
Она ничем не выдавала,
Что целый мир
В глубинах вод
Она несет.
Свое пружинистое тело,
Закутав в мягкие леса,
Она белела и алела,
И отражала небеса

Владимир Константинович Павлинов (русский – советский поэт) Слайд 5

- Как вы думаете, о чем идет речь в стихотворении. (О реке)

- Назовите тему нашего урока.

2. Озвучивание темы урока и целей. Слайд 6

Сегодня на уроке мы познакомимся с основными характеристиками реки: выясним, как реки зависят от рельефа и климата.

Слайд с задачами урока 7

*Чем же являются реки для человека. В чем их значимость?

Окончание (равнинные и горные реки). Запись в тетрадь

Какие характеристики реки вы уже знаете? (исток, устье, бассейн)

Давайте вспомним более подробно. Все новые характеристики записываем тетрадь. (5 мин 55сек)

Устно установите соответствие:

Ж) Расстояние от истока до устья.

10. Падение реки

12. Гидрологический режим

-На какие понятия у вас нет определений?

Что мы сегодня будем изучать на уроке? Чему сегодня на уроке мы должны научиться?

Дети сами ставят цель урока.

Видеоурок (фрагмент) Реки России. Определение падения и уклона реки.

Решение задач по слайдам презентации. (Слайды 14-18)

Падение – это превышение истока реки над устьем в метрах . (2мин 47 сек)

П = Н 1 – Н 2

Н 1 – абсолютная высота истока;

Н 2 – абсолютная высота устья.

Определите падение реки, используя физическую карту атласа и данные таблицы.

Определить падение реки Волги, которая начинается на Валдайской возвышенности. Высота истока =256 м. Волга впадает в Каспийское море, уровень поверхности воды в котором равен -28 м.

П = Н 1 – Н 2 = 256 м – (-28 м) = 284 м.

Самостоятельная работа.

Определить падение реки Лены. Высота истока 930 м.

П = Н 1 – Н 2 = 930 м – 0 м = 930 м.

Ответ: падение Лены 930м

Уклон реки – это отношение падения реки к ее длине.

Формула: У= П/Д (см/км).

Определить уклон реки Волги. Падение нам уже известно-284м. Длина реки –3530 км.

П = Н 1 – Н 2 = 256 м – (-28) м = 284 м = 28400 см.

8см/км  У = П / Д = 28400 см / 3530 км

Ответ: уклон Волги = 8 см/км.

Определите самостоятельно уклон реки Лены.

Падение нам уже известно-930м. Длина реки –4400 км.

Высота истока 930 м.

П = Н 1 – Н 2 = 930 м – 0 м = 930 м.= 93000см

21,5см/км  У = П / Д = 93000см / 4400 км

Ответ: уклон Лены= 21,5 см/км.

Учитель: Определите падение и уклон р. Урал самостоятельно. Ответы запишите в таблицу:

Обобщение НОВОГО МАТЕРИАЛА

-Как вы думаете, от чего зависит распределение рек по территории России?

Ответ: Главными компонентами, влияющими, на реки являются климат и рельеф.

-Какие особенности речной сети России связаны с рельефом.

Ответ: Рельеф оказывает влияние на направление течения, характер течения, уклон и падение реки.

-Почему крупнейшие реки Сибири впадают в СЛО? (Общий наклон территории к северу).

-По характеру течения как делятся реки?

Ответ: Горные и равнинные.

Ответить на вопросы:

-Сегодня я на уроке узнал(а), что…?

-Сегодня на уроке я научился(лась)…?

Поставьте в оценочный лист общую оценку себе за работу на уроке.

Выбранный для просмотра документ Презентация Откр урок.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Берега нашей страны омывают ____ морей, принадлежащих к бассейнам ____ океано.

Берега нашей страны омывают ____ морей, принадлежащих к бассейнам ____ океанов. Большая часть морей омывающих российские берега относится к бассейну ______ океана. Наибольшее биологическое разнообразие характерно для морей, относящихся к бассейну _ _____ океана. Виды рыб, которые можно ловить в промышленных масштабах называются ___________.

Берега нашей страны омывают_12__ морей, принадлежащих к бассейнам 3_ океанов.

Берега нашей страны омывают_12__ морей, принадлежащих к бассейнам 3_ океанов. Большая часть морей, омывающих российские берега, относятся к бассейну _СЛО______ океана. Наибольшее биологическое разнообразие характерно для морей, относящихся к бассейну _Тихого__ океана. Виды рыб, которые можно ловить в промышленных масштабах, называются _промысловыми.

Она, из чащи вырастая, Немая, светлая, густая, Как бы литая из стекла, Едва.

Она, из чащи вырастая, Немая, светлая, густая, Как бы литая из стекла, Едва текла. Пора разливов миновала. Она ничем не выдавала, Что целый мир В глубинах вод Она несет. Свое пружинистое тело, Закутав в мягкие леса, Она белела и алела, И отражала небеса. Владимир Константинович Павлинов (русский – советский поэт)

Характеристики реки Презентацию подготовила учитель географии 1 категории Ера.

Характеристики реки Презентацию подготовила учитель географии 1 категории Ерастова Лариса Валериановна

Задачи урока Изучить особенности рек России, влияние климата и рельефа на ре.

Задачи урока Изучить особенности рек России, влияние климата и рельефа на реки России. Повторить понятия: исток, устье, речная система, речной бассейн, водораздел, питание рек, режим рек. Познакомиться с новыми понятиями: уклон реки, падение реки.

Река-это поток воды текущий в выработанном им углублении.

Река-это поток воды текущий в выработанном им углублении.

Реки:


Строение реки

Питание реки-источники поступления воды в реку.

Питание реки-источники поступления воды в реку.

Во время половодья или паводка дед Мазай спасал зайцев?

Во время половодья или паводка дед Мазай спасал зайцев?

Падение – это превышение истока реки над устьем в метрах. П = Н1 – Н2 Н1 – аб.

Падение – это превышение истока реки над устьем в метрах. П = Н1 – Н2 Н1 – абсолютная высота истока; Н2 – абсолютная высота устья.

Определить падение реки Волги, которая начинается на Валдайской возвышенности.

Определить падение реки Волги, которая начинается на Валдайской возвышенности. Высота истока  300 м. Волга впадает в Каспийское море, уровень поверхности воды в котором равен -28 м. Н1 = 300 м Н2 = - 28 м П = Н1 – Н2 = 300 м – (-28 м) = 328 м.

Определить падение реки Лены. Высота истока 930 м. Н1 = 930 м Н2 = 0 м П = Н1.

Определить падение реки Лены. Высота истока 930 м. Н1 = 930 м Н2 = 0 м П = Н1 – Н2 = 930 м – 0 м = 930 м.


Определить уклон реки Ангары. Высота истока Ангары – это уровень поверхности.

Определить уклон реки Ангары. Высота истока Ангары – это уровень поверхности воды в озере Байкал - 456 м. Высота устья – места впадения реки Ангары в Енисей - 76 м. Длина реки – 1826 км. Н1 = 456 м Н2 = 76 м П = Н1 – Н2 = 456 м – 76 м = 380 м = 38000 см. У = П / Д = 38000 см / 1826 км  21 см/км

По характеру течения большинство рек России относится к равнинным. Они имеют.

По характеру течения большинство рек России относится к равнинным. Они имеют малые уклоны. Наименьший уклон имеет Обь (4 см/км). Самый большой уклон из равнинных рек у Енисея (37 см/км). Уклон Волги 7 см/км.

Истоки горных рек расположены высоко в горах. Их воды несутся по долинам с ог.

Истоки горных рек расположены высоко в горах. Их воды несутся по долинам с огромной скоростью. Горные реки имеют большой уклон. Например, уклон Терка 500 см/км. На горных реках встречаются пороги и водопады.

Это показатель многоводности реки. Годовой сток измеряют в км3. самой многово.

Это показатель многоводности реки. Годовой сток измеряют в км3. самой многоводной рекой России является Енисей. Его годовой сток составляет 624 км3. Запишите в тетрадь 5 рек России, имеющих наибольший годовой сток.

Расход – количество воды, которое протекает через поперечное сечение реки в е.

Расход – количество воды, которое протекает через поперечное сечение реки в единицу времени. Чаще всего расход вычисляют в кубических метрах в секунду (м3/с). Расход воды в реке резко колеблется в течение года. Наибольший расход бывает в период половодья или паводка, наименьший – в межень. 19800 м3/с

Весь переносимый рекой материал называют твердым стоком. Наибольший твердый с.

Весь переносимый рекой материал называют твердым стоком. Наибольший твердый сток среди рек России имеет Терек – до 26 млн. т в год. Твердый сток Волги – 22-23 млн. т, Лены – около 12 млн. т.

Домашние задание: п.17; Самостоятельно составить задачу на вычисление падения.

Домашние задание: п.17; Самостоятельно составить задачу на вычисление падения и уклоне реки. Подготовиться к географическому диктанту.

Выбранный для просмотра документ Приложение 2.doc

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 2

Выбранный для просмотра документ Характеристики реки.doc

Характеристики реки (Приложение 1)

Ж) Расстояние от истока до устья.

10. Падение реки

12. Гидрологический режим

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 017 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.06.2018 1194
  • RAR 2 мбайт
  • 50 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ерастова Лариса Валериановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: