Конспект по словообразованию в старшей группе

Обновлено: 06.07.2024

В данной работе представлен конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группе.

Содержимое публикации

Конспект занятия в подготовительной к школе группе

Цель: учить детей правильно образовывать сложные слова

- Упражнять в образовании сложных слов;

- Активизировать и расширять словарь по данной теме;

- Упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа;

- Упражнять в образовании существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом;

- Развивать внимание, память.

Оборудование: картинка Незнайки, предметные картины по данной теме, сундучок.

Ребята, посмотрите, Незнайка нам прислал сундучок! Давайте посмотрим, что же в нем? (логопед открывает сундук и говорит, что там много разных картинок). Незнайка просит нас помочь ему подружить слова. Дети, а разве такое бывает, чтобы слова дружили? Что такое дружба? У вас есть друзья? Вот и некоторые слова тоже дружат.

Много разных слов у нас,

Что же делать с ними нам сейчас?

Слова нам нужно подружить,

Чтоб новые словечки получить!

Как – то Незнайка мне рассказал вот такую историю, послушайте внимательно:

Ребята, давайте для Незнайки составим еще такие слова, нам нужно будет подружить 2 слова: Сам летает – самолет-1-ое слово логопед объясняет сам;

Сам катается - самокат;

Везде ходит - вездеход;

Бензин возит - бензовоз;

Рыбу ловит – рыболов;

Лес рубит – лесоруб;

Лед ходит – ледоход;

Пар, возит (с помощью пара возить) – пароход;

Пчел разводит - пчеловод;

Вертится, летает – вертолет;

Землю копает – землекоп;

Воду возит – водовоз;

Лед колит – ледокол.

Н-р, один самолет – много самолетов.

Слова: самолет, вертолет, ледокол, бензовоз, водовоз, лесоруб, самокат, вездеход, паровоз.

Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)

Ребята, теперь мы знаем, как подружить слова! Но бывает и так, что эти сложные слова ссорятся и делятся опять на 2 слова. Н-р, бензовоз – бензин возит. Слова из предыдущих упражнений.

7. Составление предложений со сложными словами с опорой на картинки.

По картинкам дети составляют предложения.

Незнайка подготовил для нас загадки. Давайте попробуем их отгадать.

1. Машинам всем замедлить ход!

Пешком проходит … (пешеход).

2.Увидеть осенью я рад

Паденье листьев — … (листопад).

3.На носу свой носит рог

Зверь свирепый … (носорог).

4. Пилот зовёт людей в полёт –

Сам летает …(самолёт).

5. Замечательный прокат!

Сам катился …(самокат).

6. Пчела в улей мёд несёт.

Пчёл разводит … (пчеловод).

7. Топором огромный дуб

В лесу рубит …(лесоруб).

8. Вот так чудо! Он со вкусом
Может кушать пыль и мусор!
И жужжит, как сотня ос,
Работяга… (Пылесос)

9. Пошла Муха на базар
И купила … (самовар).

Новые слова разбираются(пешеход, листопад, носорог, пылесос, самовар).

Ребята, сегодня мы с вами учились образовывать сложные слова. Главное запомните, чтобы получились сложные слова, надо подружить одно словом с другим.

Дети, а теперь пусть каждый скажет по одному сложному слову, которое вам понравилось или запомнилось. Мне, например, нравится слово – листопад (листья падают).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема. Обучение детей словообразованию.

Формирование у детей умения образовывать слова ( формирование словообразования).

Развивать у детей понимание обобщенного смысла сказок.

Формирование социально-ценностных представлений о дружеских взаимоотношениях .

Игровая мотивация

Воспитатель: Ребята, на одной планете побывал космический корабль и передал сигнал SOS.

Что это за сигнал? ( Да, это сигнал о помощи.)

Воспитатель: Что же происходит на этой планете?

-А происходит то, что жители этой планеты живут как роботы. Они ,не знают слов, а самое главное – не умеют их придумывать, образовывать, и поэтому жизнь на этой планете скучна и однообразна. Попробуйте представить себя на месте этих людей.

1. Что вы чувствуете? (Предполагаемые высказывания детей –грусть, одиночество, скучно).

2. Какое у вас настроение? (Предполагаемые высказывания детей ).

- А хотите помочь людям с другой планеты?

-Как вы будете помогать?

- Будем учиться образовывать новые слова, чтобы помочь людям с другой планеты?

-К какой сказке эти иллюстрации?

-Где жили звери? (в лесу).

-Есть ли другие слова с частичкой лес? Давайте их придумаем.( лесок, лесной, лесовичок, лесник, лесничий, леса).

-Какие звери жили в лесу? ( бык, свинья, кот и петух).

- Ребята, а эти звери всегда были большими? Кем они были раньше? Кем был бык?

( теленком), Кем была свинья? (поросенком), кем был кот?( котенком), кем был петух?( цыпленком).

- Назовите, кто у вас на картинке.

-Какие звери шли в город Бремен?

Давайте мы свами сейчас потанцуем под музыку.

- Вот мы с вами пошагали, попрыгали под музыку.

А звери тоже шагали и кричали каждый по- своему.

- Как кричал осел? ( По ослиному).

(Собака, кошка, петух).

- Ребята, а знаете однажды к этим зверям пришли в гости лесные жители. Остались у них ночевать, а утром не нашли у себя хвостов. когда проснулись. Они решили , что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери искать свои хвосты Давайте поможем им.

- Вот на дереве на сосне висит серенький пушистенький хвост белки.

Чей это хвост?( беличий) . белка нашла свой хвост.

- А под дубом лежит коричневый хвост медведя.

Чей это хвост? ( межвежий).

- В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост?( волчий).

- А вот во мху виднеется рыжий пушистый хвост лисы. Чей это хвост ( лисий) .

- А на пенечке- тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвост ( мышиный).

- Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.

Работа в парах

- Ребята, а про какие части тела зверей можно еще спросить? Вот мы сейчас поиграем в игру парами. Найдите себе пару.

Сначала один задает по своей картинке, другой отвечает, затем наоборот.

Как вы думаете, помогли ли мы жителям другой планеты?

- Почему вы так думаете? (Мы учили придумывать слова).

- Вы научились сами чему?.

- Ребята, какие сказки вы сегодня вспомнили?

- О чем эти сказки? ( о дружбе)

- Что такое дружба?

Давайте мы с вами отгадаем кроссворд .( Дети отгадывают кроссворд, где зашифрована пословица- дружба всего дороже).

-Что у нас получилось? (Дружба всего дороже).

- Какие пословицы вы еще знаете о дружбе?

- Как вы думаете вы все пословицы о дружбе знаете?

- Где можете узнать? (спросить у взрослых)

– Вот вам задание на дом – узнать у взрослых пословицы и поговорки о дружбе.

Молодцы. Я рада, что вы старались помочь жителям другой планеты. Какое у них теперь будет настроение?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2941 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 471 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.02.2018 2781
  • DOCX 42 кбайт
  • 20 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сербина Валентина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

3. научить детей образовывать глаголы с помощью приставок.

4. развивать морфонологический слух.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1. головные уборы с изображением зайца, волка, лисы, лисят,

ёжика, лося, медведя, лягушки, сороки.

2. схемы приставок

3. импровизированная поляна

Л: Сегодня мы с вами проведём время на лесной полянке.

С нами будут: зайчик, волк, лиса, ёжик, лось, лягушка, сорока, медведь

При перечислении действующих лиц логопед раздаёт детям головные уборы с изображением перечисленных персонажей.

II. Знакомство с приставочными глаголами. Понимание семантики приставочных

В группе организована импровизированная лесная полянка.

Л: Однажды по лесу шёл Мишутка.

Ребёнок, играющий роль Мишутки, выходит на импровизированную полянку и выполняет называемые логопедом действия.

Шёл по лесу Мишутка, шёл и на полянку пришёл. На полянке он домик нашёл. Через тропинку перешёл и к домику подошёл, вокруг домика обошёл, ничего не нашёл и в домик вошёл. В домике Мишутка мёд нашёл. Поел мёду, из домика вышел и по дорожке в лес ушёл.

III. Сравнение слов по семантике. Развитие морфонологического слуха.

Л: 1.Вспомните первое слово (шёл)

2. Вспомните второе слово (пришёл)

3. Скажите, какая частичка появилась во втором слове (при-)

Л: Пришёл – оказался на нужном месте.

4. Вспомните третье слово (перешёл)

5. Скажите, какая новая частичка появилась (пере-)

Аналогичная работа проводится с каждым словом-действием.

перешёл – оказался на другой стороне дороги

пошёл – начал двигаться после остановки

подошёл – оказаться очень близко

вошёл – оказался внутри

нашёл – случайно увидел

вышел – оказаться на улице

ушёл – пойти обратно.

Все глаголы демонстрируются схемами приставок.

IY. Формирование навыков образования приставочных глаголов

Л: Ушёл Мишутка. А по лесу зайчик скакал.

Выполняет действие ребёнок, играющий роль зайчика.

Л: Скакал, скакал и на полянку ……

Логопед показывает схему приставки, ребёнок образовывает новый глагол

Р: прискакал

Аналогичная работа проводится с остальными действующими героями.

Лось – из леса на полянку ….. (вышел)

Лиса – бежала и к лисятам ….. (подбежала)

Ёжик – грибок нёс и в норку грибок …. (унёс)

Волк – почуял зайца, искать его пошёл, вокруг дерева …. (обошёл)

Лягушка – услышала шум на поляне; раз прыгнула, два прыгнула и из болота

Конспект обобщающего занятия по словообразованию с детьми 6 лет.
“Путешествие на остров сокровищ”.

Николаева Л.С., учитель-логопед, Московская область г.Чехов.

Задачи: 1. Практиковать детей в образовании сложных слов.

2. Продолжать учить образовывать слова с помощью приставок, суффиксов.

3. Закрепить умение подбирать рифмы к заданному слову и сочинять

4. Закреплять понятия “право, лево”, активизировать межполушарное

взаимодействие путем перекрестных движений.

6. Развивать эмоциональность детей, познавательную мотивацию,

положительное отношение к занятиям.

Карточки, на которых написаны приставки: “вы”, “под”, “от”, “про”, “у”, “пере”, “за”, “при”.

Картинки с рифмующимися словами: петушок, гребешок, мишка, книжка, мальчик, пальчик, елка, пчелка, и т. д.

Физкультурное оборудование “туннель”, “перекладина для перепрыгивания”.

Корабль, построенный из стульев.

“Сокровища” - сундучок с конфетами.

(Дети входят в класс.)

Педагог – Доброе утро, дети! Я хочу подарить вам свою улыбку. Приготовьте

ладошки (дарит). А вы мне подарите?

Сегодня у нас гости. Очень милые и симпатичные. Давайте скажем им

А теперь волшебство.

- Я взмахну правой рукой и гости будут сидеть так тихо, как будто их нет!

- Я хлопну в ладоши, и дети закроют глаза. А когда откроют, будут смотреть

только на меня. Открывайте!

- Сегодня я отправляюсь в морское путешествие на остров сокровищ.

Кто поплывет со мной? Тогда вы должны стать моряками. Согласны?

- Сначала проверим, какие вы ловкие. Покажите, пожалуйста, правой рукой

левое плечо. Правой рукой левую пятку. И т.д.

- Молодцы, принимаю вас в моряки. Надевайте матросские воротнички и

заходите на корабль.

2. Основная часть.

Педагог - (показывает карточку с написанной приставкой) Читайте.

Педагог – Что нужно сделать?

(Дети используют приставки: “вы”, “под”, “от”, “про”, “у”, “пере”, “за”, “при”)

Педагог - Молодцы, вы правильно назвали все действия.

Ну, вот мы и приплыли. Беремся за руки. Выходим.

(музыка) (дети выходят)

Ребята! Посмотрите, как здесь красиво! Куда же мы попали? Прочитайте.

Дети читают “Остров сокровищ”

Педагог – А вон там волшебная поляна, где зарыты сокровища. Видимо, туда можно попасть через этот волшебный туннель. Только он закрыт картинками! Нужно угадать, что нарисовано на картинках и освободить проход.

Педагог – Вода падает. Что это?

Педагог – откроим картинку и проверим. Правильно, водопад.

Педагог - Пыль сосет

Педагог - Рубит лес

Педагог - В воде лазает

Педагог - Сам варит

Педагог - Сам катится

Педагог – Сок выжимает

через этот подземный ход .

(музыка) (дети пролезают в туннель.)

Педагог - Мы попали в пещеру злого волшебника. И он нас превратил в животных.

Ой! Какие мы стали необычные! У тебя рыжий хвост, значит ты теперь какая?(рыжехвостая) А у тебя длинные уши, значит ты…..

(Дети образовывают слова: длинноухий, длиннохвостый, остророгий, длинношеий, длинноногий, острозубый, длинношерстный, большеглазый.)

Педагог – Какое безобразие! Давайте подуем друг на друга и все исправим. У тебя теперь красные щеки, значит ты…

(Дети используют слова: краснощекий, белозубый, белокожий, темнобровый, быстроногий, ловкорукий, длинноволосый, добросердечный, темноволосый, голубоглазый.)

Педагог - Молодцы, вы правильно собирали из двух слов одно. Отправляемся дальше!

Это забор. Вы должны его пере…

(музыка) (дети перепрыгивают)

Педагог - Ой, ребята, это озеро! Плывите! Работайте руками!

Садитесь на камушки!

Педагог - Чтобы озеро переплыть, нужно построить плот.

Плот будем строить из волшебных слов - дощечек. Я раздам вам по одной дощечке – слову. А вы подберете к ним пару. Пару подбирайте так, чтобы можно было сочинить стишок. Например: свечка – печка, мальчик – пальчик.

Слово Роза, у кого пара? Соединяем, кладем в серединку. А теперь попробуем сочинить настоящие стихи.

Дети - непослушный мальчик отморозил пальчик…

Педагог - Молодцы, вы хорошо сочиняли стихи и построили плот. Держитесь друг за друга, сейчас поплывем.

(музыка) дети бегают “змейкой” .

Педагог - Все, ребята, мы на волшебной поляне. А вот и сокровища! Но как их достать? Здесь что-то написано. Эту нитку надо раз…..

Педагог - эту бумагу разо…

Педагог - эту ленту по….

Педагог - Эту крышку от…..

Педагог - Что же за сокровища мы нашли на этом острове?

Дети читают “Знания”.

Педагог - А какие знания мы нашли? Что мы узнали?

Дети – как образуются новые слова.

Педагог – Смотрите, тут еще что-то есть!

Педагог - Как вы думаете, если к слову “гости” приставить букву У, что получится?

Читайте также: