План конспект урока мужества 3 класс

Обновлено: 08.07.2024

Урок мужества в начальной школе (19 ноября - начало контрнаступления под Сталинградом)

Цели:

- рассказать детям о контрнаступлении;

- расширять кругозор, развивать познавательный интерес к истории страны.

Ход занятия

Учитель. Сталинград! Наверное, не так уж много на земле мест, к которым было приковано внимание людей нашей страны и всего мира в 1942 году. Двести суток продолжалась Сталинградская битва.

143 дня шли бои на улицах и площадях Сталинграда. Каждый дом стал крепостью, каждый метр земли по несколько раз переходил из рук в руки. Счет шел не на километры, а на метры.

1-й ученик. 17 июля 1942 года в большой излучине Дона начались кровопролитные бои. Ценой огромных потерь враг продвинулся на 60-80 км. Но у него еще были большие силы, он продолжал рваться к Волге. И 23 августа, прорвав оборону советских войск, гитлеровские танки вышли на северную окраину Сталинграда.

В этот же день враг начал массированную бомбардировку. До 2 тысяч самолетовылетов в день делали гитлеровцы. Тысячи бомб обрушились на мирный город.

2-й ученик. 14 сентября считается началом уличных боев. В этот день гитлеровцы, сосредоточив на узком участке 7 дивизий, 500 танков, прорвали оборону советских войск, взяли Мамаев курган, железнодорожный вокзал, а в восьми километрах южнее центра вышли к Волге.

3-й ученик. Две армии обороняли Сталинград (62-я под командованием Чуйкова и 64-я под командованием Шумилова).

В истории войн всегда было так: если враг взял центральную часть и господствующие высоты, город считался побежденным. В Сталинграде бои шли за каждую улицу, за каждый дом. Так, здание железнодорожного вокзала несколько раз переходило из рук в руки. Сталинград стал городом массового героизма.

4-й ученик.

Земля гудела и стонала,

Смешались вместе ночь и день,

Железо даже уставало,

Везде витала смерти тень.

5-й ученик.

Бой, тяжкий бой под Сталинградом,

Враг перемалывал полки.

Как он спешил! Ведь Волга рядом!

Победа мнилась у реки.

В это время, когда шли оборонительные бои, советское командование разработало план наступления советских войск.

И вот пришел этот долгожданный день 19 ноября 1942 года. 7 часов 30 минут. Свет. Взвились ракеты, прогремел сигнал, началось наступление советской армии по всей линии фронта.

Музыка, показ слайдов.

Учитель. Но до окончания победы под Сталинградом были еще долгие и тяжелые дни боев.

1-й чтец. Мамаев курган. Высота 102. 135 дней и ночей был главной высотой России. 135 дней и ночей не затихал здесь бой. Выжженная и взрывная огнем авиации и артиллерии земля Мамаева кургана покрылась панцирем осколков от мин, снарядов и бомб. Не раз бои разгорались на вершине кургана и не раз она переходила из рук в руки, но врагу так и не удалось овладеть курганом.

2-й чтец. О тяжелых боях на Мамаевом кургане говорит такой факт: после Сталинградской битвы на одном квадратном метре земли можно было насчитать от 500 до 1250 осколков. Весной 1943 года на Мамаевом кургане не поднялась даже трава.

3-й чтец.

Весь мир сегодня знает

Геройской славы высоту

Мать-Родина, в бетон одета,

Стоит там вечно на посту.

А в годы грозных испытаний

Она на подвиги звала.

Сквозь кровь и тысячи страданий

Страну к Победе привела!

4-й чтец. Защитникам Сталинграда, живым и мертвым, полководцам и рядовым, воздвигнут мемориальный комплекс на Мамаевом кургане.

5-й чтец.

Приезжайте сюда, приходите,

Здесь лежит неизвестный солдат!

Проходите по светлым аллеям,

Где вздымается меч к облакам.

Он естественным стал мавзолеем

На планете, Мамаев Курган.

Здесь ему благодарною песнею

Изнутри даже камни звучат.

Значит, каждый солдат неизвестный –

Это самый известный солдат.

Показ слайдов о Мамаевом кургане.

Учитель. 6 января 1943 года советское командование предъявило генералу Паулюсу ультиматум с предложением прекратить бессмысленное сопротивление и капитулировать.

10 января войска Донского фронта развернули действия по ликвидации окруженных немецко-фашистских войск.

Разгромив гитлеровскую группировку, советская армия вырвала у врага инициативу в войне, перешла в общее наступление широким фронтом от Ленинграда до Кавказа.

Это был перелом не только в ходе Великой Отечественной войны, но и всей Второй мировой войне.

Неприступной твердыней стал Сталинград на пути врага.

1-й чтец. В Сталинграде солдатами были все: рабочие, стоящие у станков, мирное население с оружием в руках, защищавшие свой город в ополчении женщины, работающие на оборонительных сооружениях, старики и даже дети.

Учитель. 22 июня 1941г. мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

3. Работа в группах.

Учитель. Назовите антонимы к словам: враг – . (друг), смерть – . (жизнь), рабство – . (свобода), жестокость – . (доброта), война – . (мир).

Подумайте над вопросами:

  1. Что несет людям война?
  2. Что дает людям мир?

4. Придумывание заголовка для стихотворения.

Учитель. Прочтите стихотворение (самостоятельно).

Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?

Учитель. Какое название вы дадите этому стихотворению?

Сколько горя, слез, сколько тяжких воспоминаний, сколько незаживающих ран оставила война. Долгими вечерами будут сидеть фронтовики, и скупая слеза напомнит им о войне.

6. Рассказы о родных, воевавших на фронтах ВОВ.

Учитель. В прошлом году мы с вами собрали материал и сделали книгу о ваших родных-фронтовиках. Давайте вспомним их.

У нас в классе есть новые ученики, которые хотели бы пополнить страницы нашей книги. Выслушаем их.

Рассказы детей.

7. Решение кроссворда.

Учитель. Тысячи людей сражались на разных фронтах и прославили Родину героизмом, преданностью к ней. Какими еще качествами характера должны обладать защитники Родины?

Вопросы кроссворда:

8. Составление синонимичного ряда.

Учитель. Составим словарь синонимов к слову ГЕРОИЗМ.

Героизм – мужество – отвага – смелость – храбрость – стойкость – бесстрашие – упорство – удаль – решимость – . (слова выставляются на наборное полотно).

9. Беседа о героях войны.

Учитель. Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу – это подвиг беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине. Каких героев вы можете назвать?

Ответы детей.

Учитель. Прочтите текст.

Мы не слышали взрывов бомб,
Не стояли холодными ночами за хлебом,
Мы не знали, что такое похоронки.

Но когда мы расспрашиваем взрослых о войне, то почти в каждой семье кто-то: погиб, пропал без вести, умер от ран. В наши сердца с огромной силой стучат 20 миллионов жизней погибших. Помните о них!

Учитель. Сколько человек погибли на этой войне?

10. Дети на войне.

Учитель. Воевали не только взрослые, но и дети.

11. Беседа о ветеранах – подстепкинцах.

Учитель. Рядом с настоящим должно жить прошлое. Историю дома узнают по венцам, историю страны по судьбам живущих в ней людей. С первых же часов войны наши земляки – подстепкинцы прославили свою родину ратными подвигами, завоевали себе славу отважных и решительных воинов, стойких и упорных в бою.

Послушайте о некоторых из них.

Рассказы детей.

Если вы захотите узнать о других вы можете прочитать эту книгу.

12. Беседа о наградах.

Учитель. Как отмечался на войне подвиг солдат и офицеров?

Ответы детей.

Учитель. За годы войны Героями Советского Союза стали 11600 человек, 86 из них – женщины. В Ставропольском районе 14 человек имеющих высокое звание Героев Советского Союза:

  1. Е. Никонов.
  2. Д. Голосов.
  3. В. Жилин.
  4. В. Кудашов.
  5. А. Грачев.
  6. И. Бузыцков.
  7. П. Лапшов.
  8. С. Фадеев.
  9. В. Андриянов.
  10. Б. Еряшев.
  11. К. Викторов.
  12. А. Казачков.
  13. А. Лобов.
  14. А. Голоднов.

14. Работа с рассыпанным текстом.

1. Мама, тебе эти строки пишу я.
Тебе посылаю сыновий привет.
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру,
И пусть между нами сейчас километры
Ты здесь, ты со мною, родная моя!

2. Мы – дети свободной и мирной страны,
Народ наш великий не хочет войны.
И матери наши, и наши отцы –
За мир, за свободу, за счастье борцы.

3. Мы учимся в школе,
Растим тополя,
Мы любим походы
В леса и поля.
Нам в жизни открыты любые пути,
Под небом спокойным хотим мы расти.

Учитель. Самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина-мать. Прочтите эти стихотворения.

Читают получившееся стихотворение 1-й группа.
Чтение стихотворений 2 и 3 группами.

14. Разгадывание ребуса.

Да будет светлой наша память,
Как материнская слеза.
Забывчивым напомни, камень,
О том, что забывать нельзя.

Учитель. Эти слова высечены на камне в память о людях, погибших в годы войны.

Вычисли и прочитай название памятника, на котором есть эти слова.

Ответ: Вечный огонь.

Учитель. Из этих разрозненных частей сложите изображение вечного огня.

15. Заключение.

Учитель. Я прошу встать тех, чьи родные и близкие погибли в годы Великой Отечественной войны.

Прошу встать тех, чьи родные и близкие воевали на фронтах Великой Отечественной.

Прошу встать и тех, чьи родные и близкие были в эвакуации, работали на трудовом фронте, голодали, подвергались лишениям в годы войны.

Прошу всех встать.

Склоним головы перед величием подвига русского солдата.

Почтим память всех погибших минутой молчания.

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие предназначено для учащихся начальной школы. Мероприятие способствует формированию представлений об ответственном гражданском поведении детей и молодежи на примерах отважных поступков их сверстников, а также неравнодушного отношения к людям, нуждающимся в помощи.

Конспект Урока мужества.

Учитель Шевченко Ольга Анатольевна

Дата проведения 15 февраля 2016 года.

Цель: формирование представлений об ответственном гражданском поведении детей и молодежи на примерах отважных поступков их сверстников, а также неравнодушного отношения к людям, нуждающимся в помощи, участия в деятельности общественных объединений направленных на заботу о представителях старшего и младшего поколений.

Задачи: 1. Повышение познавательного интереса обучающихся к вопросам патриотизма, неравнодушия, здорового образа жизни, бережного отношения к родным и близким.

2. Мотивация обучающихся к проявлению неравнодушного, ответственного отношения к различным жизненным ситуациям, повышению социальной активности.

Содержательное наполнение Урока мужества представляет собой диалог, дискуссию о нравственных, гражданских ценностях, возможностях изменения окружающей действительности к лучшему.

Образовательная часть Урока мужества иллюстрируется героическими примерами лауреатов Инициативы.

Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

-Кто такой герой? (ответы детей).

-Герой — человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

-Что такое Отечество? (ответы детей).

-Отечество, отчизна — родная страна.

-Могут ли быть героями ваши ровесники? (ответы детей).

Введение в тему.

С ноября 2013 года в России проходит Всероссийская общественно-государственная инициатива "Горячее сердце" – это новый проект Фонда социально-культурных инициатив.

Основной целью инициативы является чествование и выражение признательности детям и молодежи в возрасте до 23 лет, проявившим неравнодушие и активную жизненную позицию, совершившим героические и мужественные поступки, бескорыстно пришедшим на помощь людям, а также преодолевшим трудные жизненные ситуации.

Награждение проводится ежегодно на торжественных церемониях в Москве, а также в регионах РФ при поддержке Полномочных представителей Президента РФ в Федеральных округах и губернаторов субъектов Российской Федерации.

Среди награжденных есть ребята, которые отдали свои жизни, оказывая помощь пострадавшим. Это – невосполнимая утрата для родителей и всех нас. Однако эти ребята показали пример истинного мужества и отваги, крепости духа, нравственного и духовного стержня. Они навсегда останутся в нашей памяти и в сердцах ими спасенных людей.

Президентом Фонда социально-культурных инициатив является Светлана Владимировна Медведева. В своем обращении она говорит:

Работа по теме урока.

Маленький герой.

Далеко не каждому дано в 7-летнем возрасте совершить поступок, достойный уважения. А вот Никита Баранов – маленький житель башкирского села Ташкиново – в свои 7 лет сумел проявить недетское мужество и героизм!

Вот уже второй год в селе Ташкиново строители вели бесконечные работы по газификации. Из-за этого все улицы были перерыты, в селе отсутствовало уличное освещение. Жители с нетерпением ожидали когда же, наконец строители завершат свою работу.

В начале апреля 2012 года, проходя по одной из улиц, 7-летний Никита Баранов услышал доносящиеся откуда-то крики о помощи. Он прислушался: кричал, явно, ребёнок. Кричал страшно, похоже, захлебываясь…

Никого из взрослых вокруг не было, и Никита, ни минуты не раздумывая, бросился к траншее, которая больше напоминала заполненную водой полутораметровую яму. На дне он увидел соседского мальчика Диму Тойгузина. Трёхлетний малыш тщетно пытался выбраться на поверхность. Видно было, что он устал и силы его были на исходе, к тому же холодная вода тянула отяжелевшую одежду ко дну. От неудачных попыток выбраться мальчик начал захлёбываться…

Никита понимал, что помощи ждать неоткуда. Напрягая все свои силёнки, он стал вытаскивать Диму из ямы. Было очень тяжело, но он всё же сумел вытащить малыша на поверхность. Рады были оба – и спасатель, и спасённый. Маленькому Диме очень повезло, что рядом со злополучной ямой оказался Никита, который своей смелостью и решительностью предотвратил страшную трагедию.

Юному герою Никите Баранову была вручена Грамота за проявление смелости, отвагу, самоотверженность и проявление героизма при спасении утопающего 3-летнего ребёнка.

Награда нашла героя.

Михайлов Дмитрий. Родился в 2003 году в селе Михайловка Кижингинского района, Республика Бурятия.

Дима Михайлов живёт в селе Михайловка Кижингинского района, а его племянник и друг Данил Павлов – в городе Улан-Удэ (Республика Бурятия). Когда Данилка приезжает в гости к бабушке с дедушкой ребята вместе играют и вместе проказничают. Дети как дети. Но всё изменилось, когда пришла беда.

Шансов выжить у мальчика не было, если бы не героический поступок его друга. Дима тут же прыгнул в воду, и ему удалось схватить племянника за воротник. Когда детям наконец-то удалось добраться до берега, их отнесло от места падения на 60 метров. От переохлаждения Данил уже терял сознание, у него начались судороги. А когда Дима вытащил его на берег, тот уже не мог стоять на ногах.

К счастью, рядом оказался ученик 10-го класса Фёдор Гладких. Он на руках отнёс Данилку домой. Дима пришёл сам.

Дмитрий в одночасье стал героем всего села. На сельском сходе было решено ходатайствовать перед МЧС о присуждении мальчику награды за героический поступок.

Отважная четвероклассница.

Васильковская Светлана. Родилась в 2002 году в поселке Тесовский Новгородской области.

10-летняя Светлана Васильковская 4 мая 2013 года прогуливалась вместе с двумя подружками. Одна из девочек везла в коляске 2-летнего брата. День был жаркий, и девочки пошли к пожарному водоёму. Там они стали плескаться водой. Потом побежали на солнышко сушиться, а Света не побежала, осталась рядом с коляской. Вдруг она услышала странный шум: коляска с ребёнком сорвалась с места и покатилась прямо в водоём!

Колёса быстро несущейся коляски подскакивали на неровностях и в конце концов застряли в иле. Малыш вылетел из коляски и плюхнулся в глубину водоёма. Света, испугавшись за малыша, стала звать подружек на помощь, но те были далеко и не слышали её. Мальчик, барахтаясь, начал погружаться под воду. Девочке стало страшно, и она, не раздумывая, кинулась в водоём спасать малыша.

Вода была ещё холодная, дно вязкое. Свету стало засасывать. С большим трудом она зашла в воду по грудь и, дотянувшись до малыша, попыталась его ухватить, но он всё время выскальзывал из её рук. И тут Света вспомнила, как их учили в школе: тонущего человека надо вытаскивать из воды, стоя боком. Наконец она смогла ухватить малыша, но илистое дно снова стало её засасывать. К счастью, Света нащупала под ногами что-то твёрдое – кирпич, на который и встала. Выбиваясь из последних сил, она смогла выбраться на сушу вместе со спасённым мальчиком.

Продрогшего мальчугана девочка донесла до своего дома. Увидев на пороге внучку в мокрой одежде с рыдающим соседским ребёнком на руках, бабушка ужаснулась. Света вся тряслась и не столько от холода, сколько от пережитого страха. Но особенно перепугалась бабушка: ведь внучка не умела плавать! Оказывается, в тот страшный момент девочка совсем забыла об этом и бросилась спасать малыша.

За смелые действия Светлана Васильковская получила благодарственное письмо от Управления защиты населения от чрезвычайных ситуаций и по обеспечению пожарной безопасности Новгородской области, ей был вручён планшет.

Бевзак Евгения. Родилась в 2000 году. Город Троицк Челябинской области.

Женя Бевзак, ученица 6-го кадетского класса города Троицка, апрельским днём 2013 года стояла у подъезда многоэтажного дома, болтая с подружкой. На улице уже чувствовалось весеннее тепло…

Внезапно взгляд Жени упал на окно второго этажа. Девочка прервала разговор на полуслове: на подоконнике стоял малыш! Это был Никита. С этим соседским мальчиком она часто гуляла во дворе и с удовольствием его нянчила. Окно было распахнуто, и мальчик упирался руками в москитную сетку, лишь она отделяла квартиру от улицы. Видимо, он на время остался без присмотра старших…

Не успев толком сообразить, что же она делает, Женя ринулась под окно. Вытянув руки, она хотела поймать мальчика. И, к счастью, он упал прямо в её руки. Испуганный, но живой. От тяжести Женя не удержалась на ногах, и они вместе упали, получив шишки и ссадины. Малыш с ушибами несколько дней провёл в больнице, а Женю, которая не хотела пропускать уроки, лечила дома бабушка.

Как удалось девочке собраться в доли секунды, рассчитать траекторию падения мальчика и поймать его в свои маленькие, но, как выяснилось, сильные руки? Что это – чудо? Нет, это характер!

Педагоги отзываются о Евгении, как о ребёнке, который может мгновенно принимать решение. Эта способность помогла девочке спасти маленькую жизнь. Одноклассники гордятся подвигом Жени. В её честь они своими силами организовали в школе концерт.

Евгения не считает свой поступок геройским и продолжает навещать спасённого малыша.

Клименко Максим. Родился в 1999 году в городе Крымск Крымского района, Краснодарский край.

В ночь с 6-го на 7-е июля 2012 года стихия обрушилась на Крымский район Краснодарского края. Паводок, с каждой минутой становясь всё мощнее и мощнее, нёсся по краю, сметая всё на своем пути. Поток выворачивал корни деревьев, подмывал и обрушивал здания, неся гибель всему живому.

Люди, застигнутые стихией врасплох, искали спасения там, куда пока не доставала вода: на крышах домов, сараев, деревьях, заборах. Максим Клименко, ученик 7-го класса, вместе со своей семьёй сидел на крыше собственного дома, крепко уцепившись за конёк. Внизу бесновались мутные воды потока, унося с собой фонарные столбы, нехитрый скарб и домашнюю, ещё живую скотину.

Внезапно сквозь треск ломающихся деревьев и грохот потока Максим услышал крики о помощи. Кричала женщина с ребёнком. Тем временем уровень паводка уже достиг 2-метровой высоты. Без посторонней помощи Валентина Баранова и её дочка Светлана, которые звали на помощь, неминуемо погибли бы. Медлить было нельзя – уровень воды поднимался очень быстро.

Не раздумывая, Максим соскользнул с крыши в воду. Холодная грязная муть, в которой он очутился, закрутила его, пытаясь подчинить своей воле. Мальчик, стиснув зубы, боролся с потоком. Надо было добраться до забора, за который уцепилась женщина с 6-летней дочкой. Максим, подхватив девочку, отправился в обратный путь. Труднее всего было держать голову Светланы над поверхностью воды, чтобы она не захлебнулась. Пальцы малышки от страха крепко вцепились в плечи Максима, мешая движениям. Задыхаясь и теряя силы, 13-летний парнишка всё-таки добрался до крыши своего дома вместе с девочкой. Теперь ребёнок был в безопасности.

Минутная передышка – и Максим вместе с отцом и дедом вновь ныряет в воду. Им удалось помочь матери Светланы и ещё одной женщине, которым грозила гибель.

В тот горестный день разгула стихии в Крымске погибло 153 человека. Если бы не героизм 7-классника Максима Клименко, жертв было бы больше.

Подведение итогов урока.

- Скажите можно ли назвать всех этих девчонок и мальчишек героями нашего времени? (ответы детей).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с жизнью и борьбой людей в этот тяжёлый период времени.

Показать учащимся какой ценой наш народ одержал победу над врагом и как мы должны беречь мир на Земле.

Данный урок:

Содержит информацию об исторических фактах времён ВОВ.

Знакомит детей с жизнью и борьбой людей в этот трудный период времени.

Рассказывает о силе и моще народа, который встал на защиту своей Родины.

Развивает способность учащихся чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих

В заключительной части нашего урока подводится итог проделанной работы. Дети осознали цену победы нашего народа и как важен мир на Земле.

Формы и методы:

Ожидаемые результаты:

Повышение интереса детей к историческим фактам времён ВОВ, о жизни и борьбе людей в это тяжёлое время.

Понятие детей о ценности мира на Земле.

Развитие способности чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих.

Организационный момент.

Дети в парадной форме выстраиваются парами в актовом зале

2. Основная часть.

Чтение стихов.

Ученики (в центре зала)

1. Если скажут слово "Родина",

Сразу в памяти встаёт

Старый дуб, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

2. У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

3. В лужах первые кораблики,

Со скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

4. Или степь от маков красная,

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Лето. Был обычный выходной день - суббота. После трудовой недели миллионы советских людей отдыхали, веселились. У выпускников школ был выпускной бал. Они пели, танцевали и были счастливы., ведь они праздновали вступление во взрослую жизнь. И вдруг тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, нарушил рокот самолетов. . Предрассветную тишину разорвали и залпы тысячи орудий. Мирный труд советских людей оборвала война.

На нашу милую и горделивую,
На нашу Родину счастливую
На наш родимый, мирный край,
Напал фашистский негодяй!
Он осквернил всё дорогое,
Где только подлая нога
Ступала фрица-негодяя
Там пепел, смерть и нищета.

Учитель (на фоне песни). 22 июня в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границы Советского Союза - так называлась наша Родина.

Весь советский народ с ужасом слушал объявления комментатора о вероломном нападении немецко-фашистской Германии.

И все: и стар, и млад встали на защиту Отечества. Ваши прабабушки, прадедушки ушли на войну (тогда они были очень молоденькими). Вчерашние школьники надевали на себя гимнастерки, сапоги и тоже уходили на фронт.

Вся наша огромная страна поднялась на борьбу с врагом. Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Идя в бой, бойцы давали клятву Родине в том, что будут действовать стремительно и смело, не щадя своей жизни ради победы над врагом. Волю свою, силы свои и кровь свою, капля за каплей отдадут за счастье своего народа и горячо любимую Родину.

Обрушился огонь орудий,
И целых три часа подряд
Не разговаривали люди
И били пули невпопад.

И, навсегда оглохнув, птицы,
Бесшумные спешили прочь.
За ними вслед, сверкнув зарницей,
На запад отступала ночь.

Громада огненного вала
Шла всем стихиям вопреки,
Дубы с корнями вырывала,
Колола скалы на куски.

В пике упали самолёты,
Танк загремел, и, наконец,
Безмолвно двинулась пехота
По грудь в воде через Донец.

Каждый день Великой Отечественной войны был подвигом на фронте и в тылу врага, проявлением беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине.

Немецкое командование разработало план по уничтожению города Москвы. Они считали, что падение Москвы будет означать победу над Россией. Враг стоял у стен Москвы. В эти дни 120 тысяч москвичей – рабочие, служащие, студенты, ученые, инженеры – добровольно вступили в ополчение.
В боях за Москву люди совершали подвиги. В неравный бой с фашистами вступили 28 панфиловцев. На них шли десятки немецких танков. "Велика Россия, а отступать нам некуда! За нами Москва!" С такими словами к солдатам обратился политрук Клочков.. Четыре часа длился этот легендарный бой. Панфиловцы преградили дорогу 50 фашистским танкам. Защищая столицу, почти все бойцы погибли, но они подбили 50 фашистских танков.

И у мёртвых, безгласных
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она спасена.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас.
На земле на поверки
Выкликают не нас.

Нам свои боевые
Не носить ордена,
Вам – всё это, живые.
Нам – отрада одна:
Что не даром боролись
Мы за Родину-мать.
Пусть не слышен наш голос,
Вы должны его знать.

Учитель.
Война - какое страшное слово. Сколько горя и слез принесла война!

Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране.

Одну белорусскую деревню Хатынь фашисты сожгли всех ее жителей и их дома. Это было так: 22 марта 1943 года небольшую деревню Хатынь окружили немцы. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нём становилось всё теснее и теснее. Матери пытались успокоить детей, но сами не могли сдержать слёз. В Хатыни было немало многодетных семей. Например, у Барановских - 9 детей. У Новицких, Иотко - по 7. А 19-летняя Вера Яскевич на руках качала семинедельного сына. В сарай прикладами затолкали стариков. Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Многие пытались вырваться из огня. Тщетно! Эсэсовцы хладнокровно, без промаха расстреливали их из автоматов. Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним. Мученическую смерть приняли 75 детей.

Война - это 84 тысячи разрушенных школ и 334 высших учебных заведения.

Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

(прослушивание отрывка из данной книги в записи)

Шла к отцу и слез не отирала:
Трудно было руку приподнять.
Ледяная корка застывала
На лице отекшем у меня.
Тяжело идти среди сугробов:
Спотыкаешься, едва бредешь.
Встретишь гроб —
Не разминуться с гробом:
Стиснешь зубы и —
Перешагнешь.
Друг мой, друг, и я, как ты,
Встречала
Сотни их, ползущих по снегам,
Я, как ты, через гробы шагала…
Память вечная таким шагам.
Память вечная, немая слава,
Легкий, легкий, озаренный
Путь…
Тот, кто мог тогда перешагнуть
Через гроб, — на жизнь имеет право…

Война была. Эти пожелтевшие треугольники - доказательство. Это фронтовые письма. Их писали бойцы с фронта своим родственникам. Это были самая счастливая и радостная весть. Ведь кто писал их, он был жив!

Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой.

Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней.

4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 40 миллионов погибших людей!
А мы живём в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с лёгкостью, почти не задумываясь произносим .Тысяча километров в час, миллионы тонн сырья…
Но 40 миллионов погибших. Вы представляете, что это такое?
Если по каждому погибшему из 40 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…64 года!
Около 40 миллионов советских людей погибло. Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб.

Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!
Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.
(Минута молчания)

(Звучит фонограмма песни “Давно мы дома не были…”)

Учитель.
Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины! Вечное почтение и вечная память всем, кто выжил в те страшные годы!

Помните!
Через века, через года - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, - помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
Жизнью просторной, каждой секундой,
Каждым дыханьем будьте достойны!

И все-таки долгожданный день пришел.

И вот уже у стен Рейхстага
Ожесточенный бой кипит,
Советских воинов отвага
В последней схватке победит.
И над фашистскою столицей,
Пронзая синеву насквозь,
Как вестник славы, вольной птицей,
Победы знамя вознеслось.

Наш народ разгромил фашизм и спас от него народы всего мира. Победа пришла весной 9 мая 1945 года

Звучит Объявление комментатора о подписании акта о безоговорочной капитуляции.

В Москве на Красной площади состоялся первый парад Победы. И с того дня каждый год 9 мая наш народ отмечает праздник Победы.

Прошла война, прошла отрада,

Но боль взывает к людям:

"Давайте, люди, никогда

об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Учитель.
9 мая 1945 года — день Победы, день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах: 40 миллионов жизней стоила нам эта победа.
Но Победа — это не только радость, но и скорбь. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое. На сотнях памятников и обелисков не увидишь имен, лишь количество захороненных. Они пали за свободу и независимость нашей Родины.

Ученик.
Мы здесь с тобой не потому, что дата,

Как злой осколок память жжёт в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Он защищал тебя на поле боя.

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя -

Великой Армии простой солдат.

Сияет солнце в День Победы

И будет нам всегда светить.

В боях жестоких наши деды

Врага сумели победить.

Идут колонны ровным строем,

И льются песни там и тут,

А в небе городов-героев

Сверкает праздничный салют!

Песня "С дедом на парад!".

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Пусть оглашают наши леса

Только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!

3. Итог урока.

Ребята, теперь вы знаете, какой дорогой ценой досталась нашему народу победа в ВОВ и что означает для нас мир на Земле

Наш народ хорошо знает цену миру, мирной жизни.

Дети.
Мир – это утро, полное света и надежд.
Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы.
Мир – это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.

Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся. Хорошо быть счастливым!
Дети бросают воздушные шары, с бумажными голубями на них, под музыку.

Читайте также: