Состав первичного сектора экономики 8 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " Состав первичного сектора экономики. Природно- ресурсный потенциал России. Состав первичного сектора Отрасли эксплуатирующие природу Типы и виды природных." — Транскрипт:

1 Состав первичного сектора экономики. Природно- ресурсный потенциал России. Состав первичного сектора Отрасли эксплуатирующие природу Типы и виды природных ресурсов

2 К первичному сектору экономики относят отрасли, использующие различные ресурсы природы Земля Полезные ископаемые Животные Полезные ископаемые Лесные Водные и др.

3 Состав отраслей, эксплуатирующих природу Добывающая промышленностьСельское хозяйство Добыча живот- ного и раститель-ного сырья Горнодобыва- ющая промышленнос ть Заготовка леса и пушнины, лов рыбы и морского зверя Добыча руд металлов, нерудных полезных ископаемых, топлива Использование земельных, водных и климатических ресурсов

4 Типы и виды природных ресурсов Добывающая промышленностьСельское хозяйство Добыча животного и растительного сырья Горнодобывающая промышленность Заготовка леса и пушни­ ны, лов рыбы и морского зверя Добыча руд металлов, нерудных полезных ис­ копаемых, топлива Использование земель­ных, водных и климати­ческих ресурсов Типы природных ресурсов Виды природных ресурсовНазначение НеисчерпаемыеКлиматическиеМногоцелевое Энергия ядерная, солнеч­наяПромышленное (энергетическое) Энергия ветра, приливов и отливов, морских течений Исчерпаемые: возобновимые невозобновимые Земля, вода, лес, воздух, растительность, животные Многоцелевое ПочвыСельскохозяйственное Минеральные (топливные, рудные) Промышленное

5 Удельный вес России в мировых запасах некоторых природных ресурсов, в % Нефть14Железные руды 44 Природный газ 45Хромовые руды 30 Уголь43Пресная вода23 Сланцы50Древесина20 Обрабатыва- емые земли 9

6 Заполните таблицу: Неисчерпаемы е природные ресурсы Исчерпаемые природные ресурсы Возобно- вимые Невозобно- вимые

7 Распределите в таблице по типам и видам следующие природные ресурсы: Лес Солнечная энергия Рыба Железные руда Морские течения Животные Вода Нефть Каменный уголь Газ

8 Результат: Неисчерпаемы е природные ресурсы Исчерпаемые природные ресурсы Возобно- вимые Невозобно- вимые Солнечная энергия Морские течения Лес Рыба Вода Животные Железная руда Нефть Каменный уголь Природный газ

Первичный сектор экономики — отрасли,

эксплуатирующие природу

§ 47. Состав первичного сектора экономики

К первичному сектору экономики относят отрасли, использующие различные ресурсы природы: землю, растения, животных, полезные ископаемые.

Эти отрасли отличаются от других отраслей хозяйства. Во-первых, они добывают сырье, созданное самой природой. При добыче оно не меняет своих свойств, а только изымается из природной среды.

Таблица 23

Состав отраслей, эксплуатирующих природу

Добывающая промышленность
Сельское хозяйство
Добыча животного и растительного сырья
Горнодобывающая промышленность
Заготовка леса и пушнины, лов рыбы и морского зверя
Добыча руд металлов, нерудных полезных ископаемых, топлива
Использование земельных, водных и климатических ресурсов

Во-вторых, уровень развития и география данных отраслей сильно зависят от природных условий и размещения ресурсов. В-третьих, при развитии этих отраслей необходимо учитывать, что многие виды используемых ресурсов ограниченны и невозобновимы (табл. 24). В-четвертых, добывающая промышленность очень трудоемка и требует дорогостоящего оборудования.

На добычу ресурсов в России приходится значительная доля всех затрат. Только горнодобывающая промышленность сосредоточивает более 1/3 затрат, к ним надо добавить затраты на сельское хозяйство, рыболовство и другие отрасли первичного сектора. Значительна доля этого сектора в промышленном производстве России — более 20%. В развитых странах этот показатель не превышает 2—3% . Наконец, в отраслях первичного сектора сконцентрировано более 35% всех работающих. В США их удельный вес 5% , а в Японии еще меньше.

Столь своеобразная структура российской экономики сложилась под воздействием как объективных, так и субъективных факторов. К первым относятся: а) исключительное богатство России разнообразными ресурсами; б) технологическая отсталость российской промышленности и сельского хозяйства, не позволяющая эффективно использовать добываемое сырье.

Таблица 24

Типы и виды природных ресурсов

Субъективные факторы связаны с тем, что в составе СССР Россия использовалась как основной район добычи сырья для других союзных республик, социалистических стран и для продажи на Запад.

Вопросы и задания

1. Что относят к первичному сектору экономики?
2. Что отличает его от других отраслей хозяйства?
3. Какова роль первичного сектора в хозяйстве России?

География России : Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. : учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе ; под ред. В. П. Дронова. — 10-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2009. — 271 с. : ил., карт.


Видеопо географии скачать, домашнее задание, учителям и школьникам на помощь онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


ПЕРВИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКЕ

Презентация может быть использована на уроках географии в 8 - 9 классах.


" Вторичный сектор экономики" итоговый тест 9 класс

Итоговый тест по теме "Вторичный сектори экономики - отрасли, переробатывающей промышленности".


Доклад "Стратегия подготовки профессиональных кадров для реального сектора экономики"

Опыт работы по подготовке профессиональных кадров.


Проверочная работа по теме "Первичный сектор экономики и сельское хозяйство" для учащихся 8 класса

Проверочная работа по географии для обобщения знаний учащихся 8 класса по теме "Первичный сектор экономики и сельское хозяйство".


Урок 9 класс Вторичный сектор экономики

Урок по географии 9 класс тема Вторичный сектор экономики.


Задания по теме "Состав первичного сектора экономики. Природные ресурсы" 8 класс

Задания по географии по теме "Состав первичного сектора экономики. Природные ресурсы" 8 класс.

Проверочная работа по географии в 9 класе по теме "Вторичный сектор экономики"

Проверочная работа предназначена для текущей проверки знаний по теме "Вторичный сектор экономики". Работа включает в себя 2 варианта из 15 заданий различных видов: выбор оного или неск.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Богуцкая Галина Сергеевна

Описание презентации по отдельным слайдам:

Богуцкая Галина Сергеевна

Богуцкая Галина Сергеевна

1. Отраслевой структурой хозяйства называется: А)деление на экономические рай.

1. Отраслевой структурой хозяйства называется: А)деление на экономические районы; Б) деление на экономические зоны; В) сочетание и взаимосвязи отраслей, образующих единое хозяйственное пространство страны; Г) расположение предприятий на территории России. 2. К производственной сфере хозяйства относится: А) наука б)промышленность, в)образование г) медицина, д)сельское хозяйство. 3. Межотраслевым комплексом называется: А)совокупность отраслей, имеющие тесные связи; Б)отрасли, продукция которых взаимозаменяема: В) группа взаимосвязанных отраслей, выполняющих определенную задачу. Г) группа отраслей, потребляющие однородную продукцию. * Богуцкая Галина Сергеевна

4. Непроизводственная сфера включает: А) строительство, б)сельское хозяйство.

4. Непроизводственная сфера включает: А) строительство, б)сельское хозяйство, в) образование г) науку д) здравоохранение 5. Вторичный сектор экономики включает: А) отрасли добывающие сырье и эксплуатирующие природу; Б) отрасли, предоставляющие услуги; В) отрасли, перерабатывающие (обрабатывающие) сырье. * Богуцкая Галина Сергеевна

Состав первичного сектора экономики. Цель: сформировать представления о соста.

Состав первичного сектора экономики. Цель: сформировать представления о составе добывающей промышленности, о типах и видах природных ресурсов и проблемах их использования. Богуцкая Галина Сергеевна

Состав первичного сектора экономики Отрасли, использующие различные ресурсы п.

Состав первичного сектора экономики Отрасли, использующие различные ресурсы природы: землю, растения, животных, полезные ископаемые. Добывающие отрасли Отрасли использующие природу * Богуцкая Галина Сергеевна

Типы и виды природных ресурсов Неисчерпаемые Исчерпаемые возобновимые невозоб.

Типы и виды природных ресурсов Неисчерпаемые Исчерпаемые возобновимые невозобновимые - Климатические; - Солнечная и ядерная энергия; - Энергия ветра, приливов и отливов, морских течений Земля, вода, лес, воздух, растительность животные, почвы Минеральные ресурсы: топливные, рудные * Богуцкая Галина Сергеевна

Задание 1. Заполните таблицу: Лес Солнечная энергия Рыба Железные руда Морски.

Задание 1. Заполните таблицу: Лес Солнечная энергия Рыба Железные руда Морские течения Животные Вода Нефть Каменный уголь Газ Неисчерпаемые природные ресурсыИсчерпаемые природные ресурсы Возобно-вимыеНевозобно- вимые Богуцкая Галина Сергеевна

Проверка Неисчерпаемые природные ресурсы Исчерпаемые природные ресурсы Возоб.

Проверка Неисчерпаемые природные ресурсыИсчерпаемые природные ресурсы Возобно-вимыеНевозобно- вимые Солнечная энергия Морские течения Лес Рыба Вода ЖивотныеЖелезная руда Нефть Каменный уголь Природный газ Богуцкая Галина Сергеевна

* Богуцкая Галина Сергеевна

* Богуцкая Галина Сергеевна

Первая солнечная ЭС в России 29 сентября 2010 в Белгородской области, на терр.

Планируют строить солнечную электростанцию в Кисловодске * Богуцкая Галина Се.

Планируют строить солнечную электростанцию в Кисловодске * Богуцкая Галина Сергеевна

Проблемы добывающих отраслей 1. При добыче теряется огромное количество основ.

Проблемы добывающих отраслей 1. При добыче теряется огромное количество основного сырья: 20% железной руды, 25-30% фосфатов. В лесной промышленности ежегодно заготавливается 0,5 млрд. биологической массы. Из них только 25% идет в производство. Не используется хвоя, кора, сучья. * Богуцкая Галина Сергеевна

2. Слабое использование вторичных ресурсов. Не увеличивается объем используем.

2. Слабое использование вторичных ресурсов. Не увеличивается объем используемой зоны тепловых электростанций. Мало растет потребление макулатуры, а удельный вес используемого металлолома сократился и составляет 21%. * Проблемы добывающих отраслей Богуцкая Галина Сергеевна

Число занятых в первичном секторе экономики В России - >35%; В США - 5%; В Яп.

Число занятых в первичном секторе экономики В России - >35%; В США - 5%; В Японии – 3% Добыча полезных ископаемых в России * Богуцкая Галина Сергеевна

Удельный вес России в мировых запасах некоторых природных ресурсов, в % Нефть.

Удельный вес России в мировых запасах некоторых природных ресурсов, в % Нефть14Железные руды44 Природный газ45Хромовые руды30 Уголь43Пресная вода23 Сланцы50Древесина20 Обрабатыва-емые земли9 Богуцкая Галина Сергеевна

* Богуцкая Галина Сергеевна

* Богуцкая Галина Сергеевна

Закрепление. Какие отрасли входят в первичный сектор экономики? Какие из них.

Закрепление. Какие отрасли входят в первичный сектор экономики? Какие из них ведущие? Использование каких природных ресурсов можно было бы сократить без ущерба для экономики России? Какова роль первичного сектора экономики? * Богуцкая Галина Сергеевна

Богуцкая Галина Сергеевна

Богуцкая Галина Сергеевна

Домашнее задание Узнать отличие яровой пшеницы от озимой? Где в России можно.

Домашнее задание Узнать отличие яровой пшеницы от озимой? Где в России можно встретить посевы яровой и озимой пшеницы (в каких субъектах РФ). Ответ записать в тетрадь. * Богуцкая Галина Сергеевна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать понятия “природные ресурсы”, выявить особенности классификации природных ресурсов, определить проблемы использования природных ресурсов и наметить пути их решения.

Продолжить формирование умений и навыков решения проблемных вопросов.

Продолжить формирование экологической культуры учащихся.

Средства обучения: учебник: И.И. Баринова. География России. Природа. 8 кл. – М.: Дрофа, 2011,

Организационный момент.

Проверка домашнего задания:

Какие секторы входят в первичный сектор экономики?

Какие из них ведущие?

Использование каких природных ресурсов можно было бы сократить без ущерба для экономики России?

Какова роль первичного сектора экономики?

2. Изучение нового материала:

Учитель: Сегодня на уроке мы должны ответить на вопросы: в чём достоинства и недостатки природно-ресурсного потенциала России? Какие проблемы существуют в использовании природных ресурсов, каковы пути решения? Откроем тетради, запишем число и тему урока.

Учитель: Какие виды природных ресурсов вы знаете? Ответ: водные, минеральные, почвенные, биологические, агроклиматические, рекреационные, земельные.

Учитель: Так что же такое природные ресурсы? Давайте сформируем понятие о природных ресурсах.

Природные ресурсы - это компоненты природы, используемые человеком в процессе производства.

(учащиеся записывают определение в тетрадь)

Природные условия - это тела и силы природы, необходимые для существования человека, то есть то, что человека окружает, созданное природой. Запишите определение в тетрадь.

Учитель: Важнейшая отличительная особенность природных условий заключается в том, что это не материальные тела и объекты, а их свойства и они могут только существенно облегчать или затруднять развитие производства.

Что обычно рассматривают в качестве природных условий? (климат, рельеф, свойства почвенного и растительного покрова, характер залегания подземных вод и т.д.)

Могут ли природные условия стать природными ресурсами?

Так могут ли природные условия стать природными ресурсами?

Ученики:На разных этапах развития общества природные условия могут становиться природными ресурсами. Например- солнечная энергия, энергия приливов, ветра и т.д.

Работа по таблице.вопросы по таблице:

Как вы понимаете слова “неисчерпаемые”, “исчерпаемые”?

Что значит “возобновимые”, “невозобновимые”?

Учитель предлагает классификацию природных ресурсов по другим признакам. Учащиеся записывают в тетрадь.

1. По происхождению:

2. По характеру использования:

А) используемые непосредственно человеком ( питьевая вода, животная и растительная пища)

Б) используемые в производстве (минеральное сырьё, гидроэнергия)

В) рекреационные ресурсы (туризм, отдых, лечение)

Все указанные классификации условны, но они дают возможность наиболее глубоко раскрыть и оценить природные ресурсы.

Учитель: Давайте выясним, какими ресурсами богата Россия?

Учитель: По разнообразию и величине ресурсного потенциала Россия опережает многие страны. Недра России дают значительную часть мировой добычи многих полезных ископаемых.

В ходе беседы выясняются причины:

1. Сырьевые базы России сдвигаются на восток и север - добывать сложнее и дороже.

2. Многие виды сырья Россия получала из республик бывшего СССР, сейчас требуются дополнительные затраты для освоений российских месторождений

3.Недра России разведаны далеко не полностью, геологическая изученность России намного ниже, чем в развитых странах, а обеспеченность разведанными ресурсами меньше среднемировой

4.Нерациональное использование природных ресурсов, устаревшие технологии, низкое качество продукции, большое количество отходов, недостаточное использование вторичного сырья

Каковы пути решения проблемы?

В ходе беседы находятся пути решения:

1. Бережное, экономное использование природных ресурсов

2. Применение современных энергосберегающих технологий

3. Повышение качества продукции

4. Использование вторичного сырья - каждый из нас может принять участие: сбор макулатуры и т.д.

А мы можем участвовать в экономии природных ресурсов? (да) Как? (бережное отношение к воде, бумаге и т.д.)

Учитель: В природе ресурсы размещаются в виде сочетаний, расположенных на определенных территориях.

3. Обобщение.

А теперь давайте ответим на вопросы:

В чём преимущества природно-ресурсной базы России? (много разнообразных ПР)

В чём недостатки? (истощение, размещение в восточной части, где условия добычи затруднены)

Проблемы использования ПР в России. (истощение, нерациональное использование)

бережное, экономное использование ПР

применение современных энергосберегающих технологий

повышение качества продукции

использование вторичного сырья - каждый из нас может принять участие: сбор макулатуры и т.д.

5. Д/З. Дайте оценку природных условий и ресурсов для жизни и деятельности человека подготовка к контрольной работе.

Читайте также: