Состав первичного сектора экономики 8 класс конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
Презентация на тему: " Состав первичного сектора экономики. Природно- ресурсный потенциал России. Состав первичного сектора Отрасли эксплуатирующие природу Типы и виды природных." — Транскрипт:
1 Состав первичного сектора экономики. Природно- ресурсный потенциал России. Состав первичного сектора Отрасли эксплуатирующие природу Типы и виды природных ресурсов
2 К первичному сектору экономики относят отрасли, использующие различные ресурсы природы Земля Полезные ископаемые Животные Полезные ископаемые Лесные Водные и др.
3 Состав отраслей, эксплуатирующих природу Добывающая промышленностьСельское хозяйство Добыча живот- ного и раститель-ного сырья Горнодобыва- ющая промышленнос ть Заготовка леса и пушнины, лов рыбы и морского зверя Добыча руд металлов, нерудных полезных ископаемых, топлива Использование земельных, водных и климатических ресурсов
4 Типы и виды природных ресурсов Добывающая промышленностьСельское хозяйство Добыча животного и растительного сырья Горнодобывающая промышленность Заготовка леса и пушни ны, лов рыбы и морского зверя Добыча руд металлов, нерудных полезных ис копаемых, топлива Использование земельных, водных и климатических ресурсов Типы природных ресурсов Виды природных ресурсовНазначение НеисчерпаемыеКлиматическиеМногоцелевое Энергия ядерная, солнечнаяПромышленное (энергетическое) Энергия ветра, приливов и отливов, морских течений Исчерпаемые: возобновимые невозобновимые Земля, вода, лес, воздух, растительность, животные Многоцелевое ПочвыСельскохозяйственное Минеральные (топливные, рудные) Промышленное
5 Удельный вес России в мировых запасах некоторых природных ресурсов, в % Нефть14Железные руды 44 Природный газ 45Хромовые руды 30 Уголь43Пресная вода23 Сланцы50Древесина20 Обрабатыва- емые земли 9
6 Заполните таблицу: Неисчерпаемы е природные ресурсы Исчерпаемые природные ресурсы Возобно- вимые Невозобно- вимые
7 Распределите в таблице по типам и видам следующие природные ресурсы: Лес Солнечная энергия Рыба Железные руда Морские течения Животные Вода Нефть Каменный уголь Газ
8 Результат: Неисчерпаемы е природные ресурсы Исчерпаемые природные ресурсы Возобно- вимые Невозобно- вимые Солнечная энергия Морские течения Лес Рыба Вода Животные Железная руда Нефть Каменный уголь Природный газ
Первичный сектор экономики — отрасли,
эксплуатирующие природу
§ 47. Состав первичного сектора экономики
К первичному сектору экономики относят отрасли, использующие различные ресурсы природы: землю, растения, животных, полезные ископаемые.
Эти отрасли отличаются от других отраслей хозяйства. Во-первых, они добывают сырье, созданное самой природой. При добыче оно не меняет своих свойств, а только изымается из природной среды.
Таблица 23
Состав отраслей, эксплуатирующих природу
Добывающая промышленность | Сельское хозяйство | |
Добыча животного и растительного сырья | Горнодобывающая промышленность | |
Заготовка леса и пушнины, лов рыбы и морского зверя | Добыча руд металлов, нерудных полезных ископаемых, топлива | Использование земельных, водных и климатических ресурсов |
Во-вторых, уровень развития и география данных отраслей сильно зависят от природных условий и размещения ресурсов. В-третьих, при развитии этих отраслей необходимо учитывать, что многие виды используемых ресурсов ограниченны и невозобновимы (табл. 24). В-четвертых, добывающая промышленность очень трудоемка и требует дорогостоящего оборудования.
На добычу ресурсов в России приходится значительная доля всех затрат. Только горнодобывающая промышленность сосредоточивает более 1/3 затрат, к ним надо добавить затраты на сельское хозяйство, рыболовство и другие отрасли первичного сектора. Значительна доля этого сектора в промышленном производстве России — более 20%. В развитых странах этот показатель не превышает 2—3% . Наконец, в отраслях первичного сектора сконцентрировано более 35% всех работающих. В США их удельный вес 5% , а в Японии еще меньше.
Столь своеобразная структура российской экономики сложилась под воздействием как объективных, так и субъективных факторов. К первым относятся: а) исключительное богатство России разнообразными ресурсами; б) технологическая отсталость российской промышленности и сельского хозяйства, не позволяющая эффективно использовать добываемое сырье.
Таблица 24
Типы и виды природных ресурсов
Субъективные факторы связаны с тем, что в составе СССР Россия использовалась как основной район добычи сырья для других союзных республик, социалистических стран и для продажи на Запад.
Вопросы и задания
1. Что относят к первичному сектору экономики?
2. Что отличает его от других отраслей хозяйства?
3. Какова роль первичного сектора в хозяйстве России?
География России : Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. : учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе ; под ред. В. П. Дронова. — 10-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2009. — 271 с. : ил., карт.
Видеопо географии скачать, домашнее задание, учителям и школьникам на помощь онлайн
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРВИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКЕ
Презентация может быть использована на уроках географии в 8 - 9 классах.
" Вторичный сектор экономики" итоговый тест 9 класс
Итоговый тест по теме "Вторичный сектори экономики - отрасли, переробатывающей промышленности".
Доклад "Стратегия подготовки профессиональных кадров для реального сектора экономики"
Опыт работы по подготовке профессиональных кадров.
Проверочная работа по теме "Первичный сектор экономики и сельское хозяйство" для учащихся 8 класса
Проверочная работа по географии для обобщения знаний учащихся 8 класса по теме "Первичный сектор экономики и сельское хозяйство".
Урок 9 класс Вторичный сектор экономики
Урок по географии 9 класс тема Вторичный сектор экономики.
Задания по теме "Состав первичного сектора экономики. Природные ресурсы" 8 класс
Задания по географии по теме "Состав первичного сектора экономики. Природные ресурсы" 8 класс.
Проверочная работа по географии в 9 класе по теме "Вторичный сектор экономики"
Проверочная работа предназначена для текущей проверки знаний по теме "Вторичный сектор экономики". Работа включает в себя 2 варианта из 15 заданий различных видов: выбор оного или неск.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Богуцкая Галина Сергеевна
1. Отраслевой структурой хозяйства называется: А)деление на экономические районы; Б) деление на экономические зоны; В) сочетание и взаимосвязи отраслей, образующих единое хозяйственное пространство страны; Г) расположение предприятий на территории России. 2. К производственной сфере хозяйства относится: А) наука б)промышленность, в)образование г) медицина, д)сельское хозяйство. 3. Межотраслевым комплексом называется: А)совокупность отраслей, имеющие тесные связи; Б)отрасли, продукция которых взаимозаменяема: В) группа взаимосвязанных отраслей, выполняющих определенную задачу. Г) группа отраслей, потребляющие однородную продукцию. * Богуцкая Галина Сергеевна
4. Непроизводственная сфера включает: А) строительство, б)сельское хозяйство, в) образование г) науку д) здравоохранение 5. Вторичный сектор экономики включает: А) отрасли добывающие сырье и эксплуатирующие природу; Б) отрасли, предоставляющие услуги; В) отрасли, перерабатывающие (обрабатывающие) сырье. * Богуцкая Галина Сергеевна
Состав первичного сектора экономики. Цель: сформировать представления о составе добывающей промышленности, о типах и видах природных ресурсов и проблемах их использования. Богуцкая Галина Сергеевна
Состав первичного сектора экономики Отрасли, использующие различные ресурсы природы: землю, растения, животных, полезные ископаемые. Добывающие отрасли Отрасли использующие природу * Богуцкая Галина Сергеевна
Типы и виды природных ресурсов Неисчерпаемые Исчерпаемые возобновимые невозобновимые - Климатические; - Солнечная и ядерная энергия; - Энергия ветра, приливов и отливов, морских течений Земля, вода, лес, воздух, растительность животные, почвы Минеральные ресурсы: топливные, рудные * Богуцкая Галина Сергеевна
Задание 1. Заполните таблицу: Лес Солнечная энергия Рыба Железные руда Морские течения Животные Вода Нефть Каменный уголь Газ Неисчерпаемые природные ресурсыИсчерпаемые природные ресурсы Возобно-вимыеНевозобно- вимые Богуцкая Галина Сергеевна
Проверка Неисчерпаемые природные ресурсыИсчерпаемые природные ресурсы Возобно-вимыеНевозобно- вимые Солнечная энергия Морские течения Лес Рыба Вода ЖивотныеЖелезная руда Нефть Каменный уголь Природный газ Богуцкая Галина Сергеевна
* Богуцкая Галина Сергеевна
Планируют строить солнечную электростанцию в Кисловодске * Богуцкая Галина Сергеевна
Проблемы добывающих отраслей 1. При добыче теряется огромное количество основного сырья: 20% железной руды, 25-30% фосфатов. В лесной промышленности ежегодно заготавливается 0,5 млрд. биологической массы. Из них только 25% идет в производство. Не используется хвоя, кора, сучья. * Богуцкая Галина Сергеевна
2. Слабое использование вторичных ресурсов. Не увеличивается объем используемой зоны тепловых электростанций. Мало растет потребление макулатуры, а удельный вес используемого металлолома сократился и составляет 21%. * Проблемы добывающих отраслей Богуцкая Галина Сергеевна
Число занятых в первичном секторе экономики В России - >35%; В США - 5%; В Японии – 3% Добыча полезных ископаемых в России * Богуцкая Галина Сергеевна
Удельный вес России в мировых запасах некоторых природных ресурсов, в % Нефть14Железные руды44 Природный газ45Хромовые руды30 Уголь43Пресная вода23 Сланцы50Древесина20 Обрабатыва-емые земли9 Богуцкая Галина Сергеевна
* Богуцкая Галина Сергеевна
Закрепление. Какие отрасли входят в первичный сектор экономики? Какие из них ведущие? Использование каких природных ресурсов можно было бы сократить без ущерба для экономики России? Какова роль первичного сектора экономики? * Богуцкая Галина Сергеевна
Богуцкая Галина Сергеевна
Домашнее задание Узнать отличие яровой пшеницы от озимой? Где в России можно встретить посевы яровой и озимой пшеницы (в каких субъектах РФ). Ответ записать в тетрадь. * Богуцкая Галина Сергеевна
Дать понятия “природные ресурсы”, выявить особенности классификации природных ресурсов, определить проблемы использования природных ресурсов и наметить пути их решения.
Продолжить формирование умений и навыков решения проблемных вопросов.
Продолжить формирование экологической культуры учащихся.
Средства обучения: учебник: И.И. Баринова. География России. Природа. 8 кл. – М.: Дрофа, 2011,
Организационный момент.
Проверка домашнего задания:
Какие секторы входят в первичный сектор экономики?
Какие из них ведущие?
Использование каких природных ресурсов можно было бы сократить без ущерба для экономики России?
Какова роль первичного сектора экономики?
2. Изучение нового материала:
Учитель: Сегодня на уроке мы должны ответить на вопросы: в чём достоинства и недостатки природно-ресурсного потенциала России? Какие проблемы существуют в использовании природных ресурсов, каковы пути решения? Откроем тетради, запишем число и тему урока.
Учитель: Какие виды природных ресурсов вы знаете? Ответ: водные, минеральные, почвенные, биологические, агроклиматические, рекреационные, земельные.
Учитель: Так что же такое природные ресурсы? Давайте сформируем понятие о природных ресурсах.
Природные ресурсы - это компоненты природы, используемые человеком в процессе производства.
(учащиеся записывают определение в тетрадь)
Природные условия - это тела и силы природы, необходимые для существования человека, то есть то, что человека окружает, созданное природой. Запишите определение в тетрадь.
Учитель: Важнейшая отличительная особенность природных условий заключается в том, что это не материальные тела и объекты, а их свойства и они могут только существенно облегчать или затруднять развитие производства.
Что обычно рассматривают в качестве природных условий? (климат, рельеф, свойства почвенного и растительного покрова, характер залегания подземных вод и т.д.)
Могут ли природные условия стать природными ресурсами?
Так могут ли природные условия стать природными ресурсами?
Ученики:На разных этапах развития общества природные условия могут становиться природными ресурсами. Например- солнечная энергия, энергия приливов, ветра и т.д.
Работа по таблице.вопросы по таблице:
Как вы понимаете слова “неисчерпаемые”, “исчерпаемые”?
Что значит “возобновимые”, “невозобновимые”?
Учитель предлагает классификацию природных ресурсов по другим признакам. Учащиеся записывают в тетрадь.
1. По происхождению:
2. По характеру использования:
А) используемые непосредственно человеком ( питьевая вода, животная и растительная пища)
Б) используемые в производстве (минеральное сырьё, гидроэнергия)
В) рекреационные ресурсы (туризм, отдых, лечение)
Все указанные классификации условны, но они дают возможность наиболее глубоко раскрыть и оценить природные ресурсы.
Учитель: Давайте выясним, какими ресурсами богата Россия?
Учитель: По разнообразию и величине ресурсного потенциала Россия опережает многие страны. Недра России дают значительную часть мировой добычи многих полезных ископаемых.
В ходе беседы выясняются причины:
1. Сырьевые базы России сдвигаются на восток и север - добывать сложнее и дороже.
2. Многие виды сырья Россия получала из республик бывшего СССР, сейчас требуются дополнительные затраты для освоений российских месторождений
3.Недра России разведаны далеко не полностью, геологическая изученность России намного ниже, чем в развитых странах, а обеспеченность разведанными ресурсами меньше среднемировой
4.Нерациональное использование природных ресурсов, устаревшие технологии, низкое качество продукции, большое количество отходов, недостаточное использование вторичного сырья
Каковы пути решения проблемы?
В ходе беседы находятся пути решения:
1. Бережное, экономное использование природных ресурсов
2. Применение современных энергосберегающих технологий
3. Повышение качества продукции
4. Использование вторичного сырья - каждый из нас может принять участие: сбор макулатуры и т.д.
А мы можем участвовать в экономии природных ресурсов? (да) Как? (бережное отношение к воде, бумаге и т.д.)
Учитель: В природе ресурсы размещаются в виде сочетаний, расположенных на определенных территориях.
3. Обобщение.
А теперь давайте ответим на вопросы:
В чём преимущества природно-ресурсной базы России? (много разнообразных ПР)
В чём недостатки? (истощение, размещение в восточной части, где условия добычи затруднены)
Проблемы использования ПР в России. (истощение, нерациональное использование)
бережное, экономное использование ПР
применение современных энергосберегающих технологий
повышение качества продукции
использование вторичного сырья - каждый из нас может принять участие: сбор макулатуры и т.д.
5. Д/З. Дайте оценку природных условий и ресурсов для жизни и деятельности человека подготовка к контрольной работе.
Читайте также: