Выделение согласных на фоне слова конспект логопеда 3 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.

• закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;

• развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;

• учить дифференцировать слова различной слоговой структуры;

• активизировать словарный запас учащихся.

• развивать звуковое восприятие и навыки запоминания слов;

• развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;

• развивать зрительно-моторную координацию.

• воспитывать умение работать в коллективе;

• воспитывать стремление к результату деятельности;

• воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.

Оборудование: доска, карточки с заданиями, предметные картинки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Звуки чётко произносим.

Буквы правильно читаем.

Пишем их старательно.

Логопед : Как вы думаете, чтобы правильно писать, что нужно уметь?

• Правильно писать буквы.

• Четко произносить звуки.

• Проговаривать слова по слогам.

Логопед : Сегодня будем учиться делить слова на слоги, определять количество и последовательность слогов в словах, а так же записыватьсловасостоящие из нескольких слогов, четко их проговаривая.

III. Основная часть

1. Позиционный анализ и синтез слов.

Логопед : Внимательно послушайте и определите:

Логопед : Отгадайте, какую картину нарисовал художник?

Узнаем её название, если правильно назовем и запишем:

• первый звук в названии предмета, изображенного на картинке (предъявляется картинка с изображением очков, запишем на доске соответствующую букву;О

• первый звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением весов)

• второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением дома)

• последний звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением плаща); Щ

• второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением кита). И

Логопед : Прочитаем составленное слово. (ОВОЩИ.)

Предъявляется картинка с изображением овощей.

2. Определение количества слогов в слове.

На доске предметные картинки: репа, морковь, помидор, тыква, капуста, огурец, свёкла. Один ученик выбирает картинки, в названии которых два слога, а другой – картинки с трехсложными словами. Кто быстрее и правильнее выберет картинки, тот победил. Проводится коллективная проверка.

3. Выделение первого слога в слове.

Логопед :Прочитайте названия овощей. Выделите в каждом слове первый слог и запишите в тетрадь.

На доске предъявляется запись слов :

ПОМИДОР, РЕДИСКА, БАКЛАЖАН, МОРКОВЬ, КАПУСТА, ЦУКИНИ, КАРТОФЕЛЬ.

Отдохнем немножко – разотрем ладошки.

Чтобы лучше слушать, растираем уши.

Разотрем теперь и лоб, чтобы лучше думать мог.

4. Выделение лишнего слога в слове.

Логопед : Слоги решили пошалить и забрались не в свои слова. Давайте найдём лишний слог в каждом слове и запишем слова правильно.

На доске предъявляется запись слов :

(чеснок, репа, тыква, перец, огурец, свекла)

Что общего во всех этих словах? (Это овощи).

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (упражнение с мячом-ёжиком) Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук. Движения соответствуют тексту

5. Работа с деформированными словами. Определение порядка слогов в слове.

Логопед : Расшифруйте названия овощей, переставив слоги местами. Соедините расшифровки с правильно написанными словами.

На доске предъявляется запись слов :

IV. Подведение итога занятия.

Логопед : Чему мы учились на занятии?

-Какое правило помогает определить количество слогов в слове?

- Работа над каким заданием вам особенно понравилась?

Конец занятия.

Конспект занятия для детей старшей группы с ТНР Тема: Звуко-буквенный анализ слов Тема:Звуко-буквенный анализ слов. Транспонирование. Цель: Развитие фонематического восприятия. Задачи: 1. Учить детей транспонировать слова,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги. Воспитатель Хдошоянц Л. Т. ГБДОУ.

Звуко-буквенный анализ и синтез как основа формирования навыка чтения. Использование нетрадиционных пособий МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ- ДЕТСКИЙ САД №11 г. МЕЛЕНКИ, ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ МАСТЕР – КЛАСС Тема: Звуко-буквенный.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в 3 классе

Тема: Выделение гласных и согласных звуков и букв в речи и словах.

-Закрепить знания о гласных и согласных звуках и буквах и умения выделять их в словах.

-развить фонематическое восприятие, устную и письменную речь, наглядно-действенное мышление, каллиграфию, приёмы анализа, сравнения и обобщения, навыки самоконтроля и самостоятельности;

-Воспитать мотивацию к учению.

1. Организационный момент.

1) В волшебном ларце она передала вам послание, но что-то случилось. Это проделки буквоеда. И всё-таки попробуйте прочесть.

ЕБРЯАТ! ЕЮЖАЛ МАВ ДУЧАИ!

2 31 4 6 5 2 5 1 4 3 3 2 1 2 1 4 35

2. Повторение.

1) Звуки и буквы (правило):

Звуки-невидимки мы повсюду слышим

Буквами их правильно на страничках пишем.

Цели: развить умение определять количество звуков в слове.

– Животные решили поехать в город к своим друзьям – ребятам, но не могут понять кто де должен ехать. Вы, ребята, проводники вагонов и должны помочь им.

В 1-ом вагоне животные, названия которых состоят из трёх звуков;

Во 2-ом вагоне – из 4-х звуков;

В 3-ем вагоне – из 5 звуков.

Условие: поезд отправится в путь только в том случае, если все животные правильно займут посадочные места.

ЛЕВ, ВОЛК, КОТ, БЕЛКА, РЫСЬ, КАБАН, ЛОСЬ, ЖИРАФ, СЛОН, ТИГР

3) Гласные и согласные буквы(правописание)

Нет преграды, шире рот – гласный голос подаёт.

А согласный удивляется – на преграду натыкается.

– Это не обычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не простые яблочки, а с буквами(а,о,и,е,я). Сорвать яблоко сможет тот, кто правильно подберёт для него подходящее слово на таблице.

3. Проверка домашнего задания.

-Заменяй где можно в словах первые и последние буквы( ко м -ко т …, п ечка- р ечка, и т.д.).

4. Упражнение на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Поиграем на пианино.

5. Минута чистописания.

Назови элементы, которые стоят между буквами;

Обрати внимание на соединения элементов букв;

Какие буквы вы увидели в соединениях;

Запишите элементы букв вместе со спрятавшимися между ними буквами;

Прочти слова(тема урока).

6. Работа по теме.

1) Словарный диктант

МАШИНА, ЛОПАТА, ПОМИДОР, МОРКОВЬ, ВОРОБЕЙ, БАРАБАН, КОРЗИНА

– выдели точкой гласные буквы, чертой – согласные

Беда – провалились в колодец слова.

Их достать нелёгкое задание.

Надо знать тех слов правописание.

– нужно достать из колодца слова, сначала ведром (о), затем (е), следом (к) и (с).

МОЛОКО, УЧЕНИК, РЫБАК, СУТКИ

3) Словарь: Н Е ДНЛЯ

– Сколько дней в неделе?

– Сколько дней ты ходишь в школу? Сколько отдыхаешь?

ФИЗКУЛЬМИНУКА: вращение рук – слово с гласной буквой в начале;

наклоны в стороны – слово с согласной буквой.

7. Закрепление.

1) Письмо под диктовку.

ПРИШЛА ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ. МОРОСИТ ДОЖДЬ. ПО УТРАМ МОРОЗНО. ЁЖАТСЯ ОТ ХОЛОДА ГОЛЫЕ ДЕРЕВЬЯ.

Цель: научить выделять первый согласный звук в слове.

- развитие фонематического восприятия;

- развитие умения сравнивать, анализировать;

- развитие познавательной деятельности.

Инвентарь: рабочие листы, картинный материал

Ход занятия

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Мы знаем, что для каждого звука ротик открывается по-своему. Давайте произнесем вместе ССС – рот приоткрыт, ААА – рот широко открыт. Сколько звуков я произнесла СССАААА.

Дети должны услышать и понять, что прозвучало два звука.

- А нам нужно назвать только первый звук. СССобака. Какой первый звук?

Выделение хорошо протягивающегося согласного звука (Рабочий лист №1)

Раздать детям рабочий лист с заданием.

- Перед вами задание. Там нарисована собака, а собака любит собирать предметы, которые начинаются на звук С. Нарисуйте дорожки от собаки к предметам, которые начинаются на такой же звук.

- А теперь отдохнем. Выполняйте движения, которые я буду называть.

- Коснись правой рукой своего носа.

- Прыгни на двух ногах вправо.

- Вытяни левую руку вперед, а правую подними вверх.

- Сделай один шаг назад и попрыгай на левой ноге.

Выделение взрывного согласного звука (Рабочий лист №2)

- Этот кот любит покушать. Он может есть, только то, что начинается на звук К. Давайте потренируемся. Произнесем вместе КККот (логопед многократно произносит звук К).

Выделение мягкого согласного звука

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок письма проведён для учеников 3 класса с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

Урок письма в 3 классе.

Тема. Выделение гласных и согласных звуков и букв.

Учитель. Егорова Г.Н.

коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, внимание, мышление, познавательный интерес;

воспитывающие: формирование самостоятельности, положительной мотивации.

Оборудование: учебник русского языка под ред. А.К. Аксёновой, Э.В. Якубовской; сигнальные флажки (красные и синие), полотно с набором букв, карточки с цифрами и буквами для словарной работы, карточки для самостоятельной работы, цветные карандаши.

Организационный момент.

У: - Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться,

На вопросы отвечать

И пятёрки получать.

Актуализация опорных знаний.

1.Вопрос. Что это за звуки?

- Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных

Голос участвует, голос зовёт

Звук получается … (гласный).

- Эти звуки согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Задание. Назвать согласные звуки.

2. Игра на развитие фонематического восприятия.

(У учащихся в руках синие и красные флажки: красные для гласных звуков, синие для согласных. Дети отгадывают загадку, выделяют звук в начале слова и сигнализируют нужным флажком).

Любе в рот попало. (Яблоко).

- Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява,

Меня в них поищи. (Капуста).

Хвостик, как у хрюшки,

В виде завитушки. (Арбуз).

Кто к хозяину идёт

Она знать даёт. (Собака).

- Под берёзой иль под ёлкой

Бродит кто-то весь в иголках.

Берегитесь ночью, мыши!

Он всё видит, он всё слышит. (Ёжик).

Вывод. Что такое звук?

Какие бывают звуки?

Чем обозначаются звуки на бумаге?

Изучение нового материала.

У: -Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о гласных и согласных звуках и буквах, выделять их в записанных словах.

Минутка чистописания.

Задание. Внимательно посмотрите на полотно с набором букв. Определите, какую букву будем писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строке данного набора:

Задание. Определить порядок следования букв на второй строке:

об ов ог од ож оз

Написать данные буквы в предложенной последовательности по алфавиту. Прочитать.

Словарная работа.

Загадка. Что копали из земли,

Что в золе мы испекли,

(На доске карточки с буквами. Из карточек по шифровке составляют слово и записывают в тетрадь).

Читайте также: