Хакасская сказка как птицы царя выбирали 3 класс пнш конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цель : учить анализировать название текста и его содержание с целью выявления принадлежности к временному периоду создания сказки, учить отличать самые древние сказочные сюжеты, обращать внимание на то, какой народ создал сказку, учить сравнивать сказки разных народов, находить сходство и отличительные черты этих сказок.

Цели деятельности учителя:

Предметные: изучение древних сказок народов мира, формирование техники чтения, обучение приемам анализа текста; развитие интереса к чтению, устной речи, творческих способностей обучающихся; патриотическое воспитание.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД)

Личностные универсальные учебные действия: создание условий для формирования мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умений выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные универсальные учебные действия: определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать гипотезы, планировать деятельность, выбирать средства достижения цели, оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные универсальные учебные действия: находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы), анализировать (выделять главное), определять понятия, обобщать, делать выводы, выделять причины и следствия, представлять информацию в виде схемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия: формировать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; работать в паре и группе.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал (см. приложение), электронная форма учебника.

Читайте онлайн или скачивайте бесплатно и делитесь ссылками на данный конспект для уроков в социальных сетях!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Формы организации уч. д-сти

Фронтальная, индивидуальная, парная

Межпредметные связи

Ресурсы, необходимые для проведения урока

Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник: 3 кл.: Учебник.-М.: Академкнига/учебник, 2013 (часть 1)

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трофимов С.А.Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. М.: Академкнига/Учебник, 2013 г.

Планируемые результаты освоения темы

Ученик будет осуществлять рефлексию (самооценку собственной учебной деятельности )

Ученик будет перечитывать текст с разными задачами;

определять вид сказки;

ориентироваться по времени создания сказки

Ученик будет активно участвовать в коллективном обсуждении проблем;

слушать и слышать другого, договариваться и приходить к общему решению.

отношение к прочитанному; подтверждать свой ответ строчками из текста; анализировать и выделять общее и различное в изуч. произведениях

Организация детей на урок . Мотивация к учебной деятельности

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!

– Проверим готовность к уроку. На парте у вас должны лежать учебник, хрестоматия по окруж. миру, лист самооценки, дневник, пенал.

Актуализация знаний

-Как называется раздел, который изучаем? Постигаем секреты сравнения

-Произведения какого жанра изучаем в этом разделе? Сказки

-Чему мы учимся, изучая данный раздел ? Сравнивать тексты сказок, определять их жанровую принадлежность и временной период.

— Вспомним, на какие группы делятся сказочные истории по временному периоду и по содержанию

Работа со СЛАЙДОМ:

hello_html_m42ea5316.jpg

- Поработаем с учебником . Назовите признаки самых древних сказочных историй.

- На какой странице учебника говорится о первых двух признаках? С. 67

-- На какой странице учебника говорится о третьем признаке? С. 89

-Какой признак самых древних сказочных историй не указан в схеме? С.69

- Какие самые древние сказочные истории изучили?

Выполним задание на с.73 учебника(ЭФУ, интерактивно)

hello_html_m576d4733.jpg

-Назовите признак просто древних сказочных историй.

-На какой странице учебника о нем говорится с.73

-Какие просто древние сказочные истории изучили?

-Как по-другому можно назвать эти сказки? Бродячие сказочные истории

- -На каких страницах учебника о них говорится с.79, 83

-Назовите признак менее древних сказочных историй.

-На какой странице учебника о нем говорится с.84

- Какие менее древние сказочные истории изучили?

-Черты каких сказок в ней прослеживаются ? Просто древней, самой древней

- -Черты каких сказок в ней прослеживаются ? Просто древней

— Откройте учебник на с. 98

-Вспомним сказку, которую читали на последнем уроке.

-Какой народ сочинил эту сказку? Буряты

— Какая беда приключилась с зайцем?

— Кто и как ему помог? Помог хозяин леса, поменял шкурку.

— К какому временному периоду относится эта сказка? Эта сказка самая древняя, так как объясняет причину, почему заяц меняет цвет шерсти зимой.

Физкультминутка

Быстро встали, улыбнулись.

Выше – выше подтянулись.

Ну – ка, плечи распрямите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали

-По учебнику определите, какую сказку будем изучать сегодня?

-Откуда пришла к нам эта сказка? Из Хакасии

-Выясним по карте, где находится Хакасия (работа с картой России)

- Республика Хакассия является субъектом Российской Федерации и расположена на юге Восточной Сибири граничит с Алтаем, Красноярским краем.

-Вернемся к сказке. Можно ли по её названию определить жанровую принадлежность? Это сказка о животных

-А возможно ли определить по названию, к какому временному периоду создания эта сказка относится? (* вероятнее всего, дети затруднятся ответить)

-Выяснить это - наша основная задача при работе над данным произведением.

Работа с аудиоресурсом :

hello_html_7e1c92f8.jpg

— О чем произведение?

— Что отражено в названии: тема или главная мысль? В названии отражена тема сказки.

- Прочтем сказку по цепочке .

- Сейчас вам предстоит поработать в парах . Ваша задача - перечитать сказку и подчеркнуть названия всех птиц, которые в ней упоминаются.

- Итак, названия каких птиц подчеркнули? Галка, филин, журавль, кулик, сокол, ворона, сорока, орёл

*На экране- СЛАЙД с изображением птиц

- Работать будете по вариантам :

1 вариант читает статью о филине, 2 вариант – о кулике

-Что узнали об этих птицах?

— Кто из птиц был кандидатом в цари? Галка, филин, журавль, сокол, орёл

-Соответствовали ли кандидаты в цари указанным требованиям? Нет

-Как отреагировали на такие критерии птицы ? Засмеялись.

-Какова была реакция галки ? Обиделась и улетела.

-Как отреагировали на такие критерии птицы ? Засмеялись.

-Какова была реакция филина ? Обиделся и улетел.

-Как отреагировали на такие критерии птицы ? Засмеялись.

-Какова была реакция филина ? Улетел.

- Мог ли он с т.з. птиц стать царём? Мог

— Объясните, почему же тогда птицы выбрали царём орла? Орел прикормил ворону и сороку, и они громче всех кричали — предлагали его кандидатуру.

- Как отреагировал сокол на то, что не он стал царём? Живет в злобе на всех птиц и мстит им за обиду

Обобщение

— Кто напомнит, какая задача была поставлена при изучении данной сказки? Определить, к какому временному периоду создания относится эта сказка

- К какому же временному периоду она относится? Самая древняя, так как в ней рассказывается, почему орла считают царем птиц, почему ворона и сорока питаются тем, что не доест орел, почему сокол затаил злобу на всех птиц.

Домашнее задание

- Какое домашнее задание вам хотелось бы получить?

- Я предлагаю вам на выбор выполнить одно из данных заданий. СЛАЙД

Чтение по ролям

Чтение другой хакасской сказки

Рефлексия

Учащиеся заполняют и сдают листы самооценки .

Лист самооценки

Ф. И. ______________________________________________

Сегодня на уроке я узнал, что _____________________________________________________________

На уроке я работал активно/пассивно

Своей работой я доволен/недоволен

Урок для меня показался коротким/длинным

За урок я не устал/устал

Мое настроение стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был понятен/непонятен

-Кто желает поделиться своим впечатлением от урока? (спросить 2-3 человек)

Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь,
И начнем урок опять.

Захарова В.В., Серова М.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2012

Цели: учить анализировать название текста и его содержание с целью выявления принадлежности к временному периоду создания сказки, обращать внимание на то, какой народ создал сказку, учить сравнивать сказки разных народов, находить сходство и отличительные черты этих сказок.

Задачи: 1. Формировать технику чтения и приемы понимания и анализа текста; развивать интерес к самому процессу чтения, потребности читать; формировать эстетический вкус; 2. Развивать устную речь, творческие способности детей; 3. Воспитывать любовь к чтению, любовь к своему родному краю.

Формирование УУД:

Познавательные УУД: формировать умение представлять информацию в виде схемы; умение выявлять сущность, особенности объектов;формировать умение на основе анализа делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД : формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме;формировать умение работать в паре и группе.

Регулятивные УУД : формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение прогнозировать предстоящую работу;формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД : формировать умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Оборудование: ноутбук, презентация, карточки с названиями стран и сказок, иллюстрации с изображениями птиц, карта России, Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: М.: Академкнига/Учебник, .

Использованные ресурсы:

Захарова В.В., Серова М.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. — М.: ВАКО, 2012. — 288 с. — (В помощь школьному учителю).

-О чём эта песенка? Как вы думаете , почему мы слушали эту песню?

В мир сказки музыка нас позвала,

На чудеса настроить нас смогла.

А кто герои сказки? Попробуйте узнать.

Для этого сказку нужно прочитать.

2. Актуализация знаний .

Но прежде чем читать новые сказки , давайте вспомним, сказки народов каких стран мы уже читали?


  1. - Определите, из какой страны сказка. Найдите пару (дети выходят к доске и соединяют стрелками названия стран и сказок)

Самопроверка по содержанию учебника. ( слайд )

Вспомните все эти сказки и ответьте, что их объединяет? (о животных)

Для чего мы выполняли это задание? (вспомнили прочитанные сказки и страны , из которых они к нам пришли)

3. Постановка цели урока.

Мы прочитали уже много сказок, сегодня мы заканчиваем изучать этот раздел. Вспомните название раздела. (Постигаем секреты сравнения) Слайд .

Что мы учимся сравнивать? ( Сказки разных народов).

Какую же цель поставим для себя на этом уроке? (Сравнить новые сказки)

Что предстоит нам сегодня открыть?

Сказки разных народов сравнить.

Какие отличия сказки таят?

Какие тайны они хранят?

Есть ли схожие в них черты?

На эти вопросы ответим мы.

Откройте учебник на с. 98—99. Прочитайте названия двух сказок.

Можно ли по названию определить, волшебные это сказки, или сказки о животных? Определите их жанровую принадлежность. ( Сказки о животных.)

Как вы думаете, можно ли сразу определить, к какому временному периоду создания они относятся: самые древние, просто древние или менее древние?

Какую задачу мы ставим перед чтением сказки? (определить, в какой период времени появилась эта сказка)

4. Работа по теме урока

-Посмотрите в учебнике , откуда пришла к нам эта сказка?(из Бурятии)

Республика Бурятия является субъектом Российской Федерации. Она расположена в южной части Восточной Сибири, в Забайкалье. Протяженность территории с севера на юг — 600 км, с запада на восток — 420 км. Граничит: на юге — с Монголией, на западе — с Республикой Тыва, на севере — с Иркутской областью, на востоке — с Читинской областью. В Бурятии 6 городов, 29 посёлков и 614 сёл и деревень.

Кто герои сказки?(заяц , хозяин леса, снег)

Какая беда приключилась с зайцем?

Кто и как ему помог? (Помог хозяин леса, поменял шкурку.)

Какую задачу ставили перед чтением сказки?

К какому временному периоду создания относится эта сказка? (Эта сказка самая древняя, так как объясняет причину, почему заяц меняет цвет шерсти зимой.)

5. Физкультминутка

6. Продолжение работы по теме урока.

- Найдите в учебнике название Родины второй сказки.

Республика Хакасия является субъектом Российской Федерации и расположена на юге Восточной Сибири. Протяженность территории с севера на юг — 400 км, с запада на восток — 200 км. Граничит: с Красноярским краем, с Республикой Тыва, с Алтаем, с Кемеровской областью. Всего на территории республики 271 населённый пункт.

О чем эта сказка? (задание одному ребенку- найти значение слова Филин, другому- Кулики в словаре учебника )

Кто метил в цари?(птицы)

Назовите всех кандидатов. (Галка, филин, журавль, сокол, орёл - изображения птиц - на доску)

По какому признаку птицы выбирали царя? Найдите в тексте.

Подходили их кандидатуры под эти критерии?(нет)

Прочитайте, как выглядел сокол. Мог ли он стать царём птиц?

Почему же выбрали орла? (Орел прикормил ворону и сороку, и они громче всех кричали — предлагали его кандидатуру.)

К какому временному периоду создания относится эта сказка? (Самая древняя, так как в ней рассказывается, почему орла считают царем птиц, почему ворона и сорока питаются тем, что не доест орел, почему сокол затаил злобу на всех птиц.)

7. Закрепление изученного материала.

Мы познакомились с двумя сказками. Какая задачу ставили перед чтением сказок? (определить, к какому временному периоду появления относится сказка)

Эту задачу мы выполнили?

А теперь вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

Верно! Сравнить новые сказки! Давайте сравним их.

(Составим таблицу: Три колонки - заготовки: 1-названия сказок, 2-в чём сходство, 3- в чём отличие)

В чём сходны эти сказки? ( самые древние )

В чём между ними разница? (разные герои , разный сюжет)

Можем ли мы сказать,что эти сказки с бродячим сюжетом?

Работа в группах.

Давайте проверим, как вы поняли, в чем заключаются отличительные особенности древних сказок. Вспомните, на какие группы можно разделить все сказки, в зависимости от времени их создания? ( Самые древние, просто древние, менее древние, а ещё познакомились с бродячими сказками).

В конвертах карточки с названием временного периода создания сказок ( жирным шрифтом) и карточки с их основными, отличительными признаками. Вам нужно соединить правильно карточки.

Повторим правила работы в группах (высказываются, проверка на слайде)

Назовите признаки древних сказок.

2 группа - найдите ошибки в карточках, соедините их так, чтобы стало верно.

-Повторим правила работы с ножницами (проверка на слайде)

Выполняют задание, командиры отчитываются о работе в группе, проверка на слайде:

Самые древние сказочные истории

Почему у животных такая внешность?

Откуда все в мире происходит?

Менее древние сказочные истори и Учат быть добрым и справедливым Просто древние сказочные истории Учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость Бродячие сказочные истории Рассказывают похожие истории, созданные в разных уголках земного шара .

Как птицы царя выбирали. Хакасская сказка (3 класс), слайд 1

Словарная работа
Филин – это…
Филин - это хищная птица из отряда Совообразных, это один из самых крупногабаритных сов мира! размах крыла у такой совы достигает до двух метров. Филин, он ночная птица, и охотится тоже ночью.

Слайд 11

Как птицы царя выбирали. Хакасская сказка (3 класс), слайд 11

Слайд 12

Как птицы царя выбирали. Хакасская сказка (3 класс), слайд 12

Слайд 13

Как птицы царя выбирали. Хакасская сказка (3 класс), слайд 13

Слайд 14

Как птицы царя выбирали. Хакасская сказка (3 класс), слайд 14

Слайд 15

Как птицы царя выбирали. Хакасская сказка (3 класс), слайд 15

Физминутка
Два могучих есть крыла У царя всех птиц - орла. С ним я спорить не хочу - Ему горы по плечу!

Слайд 16

Как птицы царя выбирали. Хакасская сказка (3 класс), слайд 16

Слайд 17

Как птицы царя выбирали. Хакасская сказка (3 класс), слайд 17

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Читайте также: