Конспект урока по технологии 2 класс хохлома работа с папье маше

Обновлено: 05.07.2024

Формировать знания детей о характерных особенностях хохломской росписи.

Воспитывать эстетический вкус, любовь к народному искусству, усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками; развивать детскую фантазию и умение расписывать хохломской росписью

Личностные: Проявлять: интерес к предметам декоративно-прикладного искусства; осознанное желание создавать и оформлять образцы изделий с хохломской росписью и рассказывать о них; проявлять творческое отношение к процессу создания изделий. Осмысливать значение народных промыслов для развития декоративно-прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций.

Коммуникативные: формирование умения работать в малых группах. Формулировать собственное мнение; строить понятное для партнера высказывание; согласовывать свои действия с партнером и приходить к общему решению; адекватно использовать речевые средства, представляя результат деятельности.

Регулятивные: Выполнять учебное действие в соответствии с планом и по алгоритму, используя правило экономного расходования материала. Анализировать с помощью учителя способы изготовления изделия в техники хохломской росписи, выделять этапы работы. Наблюдать и выделять особенности различных росписей. Составлять план выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия. Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов. Самостоятельно составлять план работы по изготовлению игрушки, контролировать, корректировать свою работу и оценивать ее по заданным критериям.

Овладеть технологией изготовления изделий из папье-маше; уметь отличать орнамент хохломской росписи от других видов орнаментов

У учителя: миска, подкладной лист, бумага (салфетка, газета), клей ПВА, вода. У учащихся: учебник, миска, подкладной лист, бумага (салфетка, газета), клей ПВА, вода.

ОБЖ (знание и применение правил техники безопасности). Развитие речи (обогащение словарного запаса учеников).

Здравствуйте ребята! Сегодня урок технологии у вас проведу я, Ирина Михайловна.

Проверьте свою готовность к уроку, все ли нужное нам сегодня присутствует у вас на партах (газета, учебник, миска, вода, клей ПВА, бумага цветная.)

Дети здороваются и проверяют свою готовность к уроку.

2.Беседа о хохломе.

- Ребята, а вы знаете, что посуду можно по-разному украшать? Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из народных промыслов — хохломской росписью по дереву, а также с новой техникой создания изделий из папье-маше.

- Эту посуду называют золотой хохломой. Как вы думаете, почему? Посмотрите, какие цвета и элементы использует хохломской мастер в своей росписи

- С незапамятных времен хохломская деревянная посуда излучает свет. Не просто так называют ее золотой хохломой. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые! Такую посуду и на стол ставить незазорно. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и небогатым было угощение, но зато от всей души и в чудесной посуде. Как же появилось это диво дивное — золотая хохлома? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах на берегу тихой реки человек. Кто он и откуда пришел, нам неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: „Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!“ Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома. Много золотой посуды продавалось на ярмарке в этом селе. Так и возникло название „золотая хохлома“. Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет золото, потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

- Есть ли у вас дома посуда, украшенная хохломской росписью?

Учащиеся рассматривают хохломскую посуду на с. 24 учебника.

- Облепим миску в два слоя кусочками бумаги, смоченными в воде, но первый слой у нас обязательно должен быть с желтой бумагой.

- Сейчас оклейте мисочку газетой смоченной клеем ПВА , сделайте слоев 6.

- Оклеим нашу миску красной бумагой.

- А теперь оставим наше изделие на просушку, и уже на следующем уроке вы нанесете орнамент на свою миску.

4. Подведение итогов.

- Ребята , что нового вы узнали сегодня?

5. Уборка рабочего места.

- А теперь нам нужно прибрать свое рабочее место, кому надо помыть руки от клея тот идет мыть, мусор какой есть на партах выкинуть.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Основные термины и понятия: хохломская роспись, орнамент, грунтовка, папье-маше.

Цели урока :

научить выполнять работу в технике папье-маше; учить составлять из элементов хохломской росписи композицию и украшать ею изготовленное на уроке труда изделие, формировать практические умения и навыки рисования с образца; развивать самостоятельность, развивать умение работать по плану, навыки работы с газетой, ножницами, клеем.

Планируемые результаты:

ü Личностные : эстетическое развитие, художественное развитие, воспитывать любовь к народному искусству, формирование положительного личностного и эмоционального отношения к окружающему миру, умение оценивать свои возможности, свою работу;

ü Предметные : научить изготавливать изделие в технике папье-маше;

ü Метапредметные : с помощью учителя определять тему урока, высказывать собственное мнение.

Оборудование для учителя: изделие, компьютер, проектор, презентация.

Оборудование для учеников: газета, стакан с водой, тарелочка, гуашь, кисточка, подкладная доска, клей, белая бумага.

Схема доски:

Презентация

Образец изделия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготовка к уроку

Осуществление контроля подготовки рабочих мест, материалов и инструментов.

Подготовка рабочего места к работе

Р. Умение настроиться на работу

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Александровна и сегодня я проведу у вас урок технологии. Давайте проверим, всё ли готово к уроку: посмотрите на свои парты, проверьте, все ли материалы и инструменты у Вас есть, которые пригодятся нам на уроке. Это газета, тарелка, станак для воды, доска, клей, кисть, краски, лист А4. Теперь на свои места сядут девочки, а теперь мальчики. (слайд 1)

Р. Организовывать рабочее место;

Л. Действия смыслообразования.

Формулировка темы и цели урока,

Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

Отголоски лета в золоте травы

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

За окошком метели и морозы трещат,

А в избе за палитрой мастерицы сидят.

Ни цветка, ни травинки

В сером зимнем лесу,

Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.

Пламя лижет дровишки и от печки тепла,

Словно летом, полянка

В их глазах расцвела.

Кисть купается в краске,

Здесь прижалась разок,

И блеснул на посуде золотой завиток.

Звонко тренькнет синичка

За промерзлым стеклом,

Кисть рисует реснички

Рядом с тем завитком.

А сухие былинки под веселым мазком

Превратились в травинки,

Усик вьется ползком.

Блещут краски так ярко

Что в лучах ее теплых

-Ребята, Вы сейчас прослушали два стихотворения, о чем в них говорится? (дается описание природы, деятельности мастериц).

-Что в них общего, что их объединяет. (В обоих стихотворениях описывается хохломская роспись).

-Кто понял, в какой технике работали мастерицы из второго стихотворения? (Хохлома) (слайд 2)

-Как автор говорит о хохломе, какой цвет он называет неоднократно в стихотворении? (золотой)Почему? (является основным цветом хохломской росписи).

-Как вы думаете, так о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О хохломской росписи).

Как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Золотая хохлома.) (слайд 3)

-Ребята, что объединяет эти слова: гжель, хохлома, дымковская игрушка? (Народные промыслы). (слайд 4)

-Значит как более точно мы можем сформулировать тему урока?

-Какие цели на урок вы сформулируете?

(Научиться изготавливать издение; узнать новые элементы живописи; познакомиться с хохломской росписью). (слайд 6)

-Откройте учебники на с.24 и рассмотрите изображенную посуду. (слайд 7)

Мастер украшает посуду орнаментом. Кто знает что означает это слово? (Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов ) . (слайд 8).Верно.

Итак, хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому или чёрному фону. (слайд 9)

В Заволжье, по берегам рек Керженец и Узола издавна жили мастера, изготовлявшие деревянную посуду. (слайд 10)

Свои изделия мастера делали похожими на драгоценные золотые и расписывали их орнаментом. Хохлома - это торговое село, где продавали такую посуду. Отсюда она расходилась по крупнейшим ярмаркам всей России. (слайд 11)

Изделия, выполненные с помощью техники окраски, характерной лишь для этих мест, стали называть Хохломой. Постепенно хохломской стиль росписи стали применять и для оформления книг, шкатулок, мебели, а иногда — и целых помещений.

В моду сейчас постепенно возвращается искусство Древней Руси с ее характерными самобытными элементами. Хохлома – это снова модно и стильно! (слайд 12)

Закреплять знания детей о характерных особенностях хохломской росписи, учить составлять из элементов хохломской росписи композицию и украшать ею изготовленное на уроке труда изделие, формировать практические умения и навыки рисования с образца; воспитывать эстетический вкус, любовь к народному искусству, усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками; развивать детскую фантазию и умение расписывать хохломской росписью.

Осуществлять поиск необходимой информации об особенностях народного промысла, используя материалы учебника и собственный опыт. Осваивать технологию изготовления изделия из папье-маше. Соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания росписи. Использовать при создании эскиза художественные приемы построения композиции, соблюдать пропорции при изображении перспективы, составлять композицию в соответствии с тематикой.

Личностные: Проявлять: интерес к предметам декоративно-прикладного искусства; осознанное желание создавать и оформлять образцы изделий с хохломской росписью и рассказывать о них; проявлять творческое отношение к процессу создания изделий. Осмысливать значение народных промыслов для развития декоративно-прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций.

Коммуникативные: формирование умения работать в малых группах. Формулировать собственное мнение; строить понятное для партнера высказывание; согласовывать свои действия с партнером и приходить к общему решению; адекватно использовать речевые средства, представляя результат деятельности.

Регулятивные: Выполнять учебное действие в соответствии с планом и по алгоритму, используя правило экономного расходования материала. Анализировать с помощью учителя способы изготовления изделия в техники хохломской росписи, выделять этапы работы. Наблюдать и выделять особенности различных росписей. Составлять план выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия. Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов. Самостоятельно составлять план работы по изготовлению игрушки, контролировать, корректировать свою работу и оценивать ее по заданным критериям.

хохломская роспись, орнамент, грунтовка, папье-маше.

ОБЖ (знание и применение правил техники безопасности). Развитие речи (обогащение словарного запаса учеников).

Фронтальная, в малых группах, индивидуальная.

I этап. Мотивация к деятельности

Хохломская роспись - алых ягод россыпь.

Отголоски лета в золоте травы

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

За окошком метели и морозы трещат,

А в избе за палитрой мастерицы сидят.

Ни цветка, ни травинки

В сером зимнем лесу,

Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.

Пламя лижет дровишки и от печки тепла,

Словно летом, полянка

В их глазах расцвела.

Кисть купается в краске,

Здесь прижалась разок,

И блеснул на посуде золотой завиток.

Звонко тренькнет синичка

За промерзлым стеклом,

Кисть рисует реснички

Рядом с тем завитком.

А сухие былинки под веселым мазком

Превратились в травинки,

Усик вьется ползком.

Блещут краски так ярко

Что в лучах ее теплых

Путешествуем во времени. Дети читают текст на с. 24 учебника. Учитель: «С незапамятных времен хохломская деревянная посуда излучает свет. Не просто так называют ее золотой хохломой. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые! Такую посуду и на стол ставить незазорно. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и небогатым было угощение, но зато от всей души и в чудесной посуде. Как же появилось это диво дивное - золотая хохлома? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах на берегу тихой реки человек. Кто он и откуда пришел, нам неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: "Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!" Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома. Много золотой посуды продавалось на ярмарке в этом селе. Так и возникло название "золотая хохлома". Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни стужи.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

1. Актуализация знаний учащихся

Цель - актуализировать знания учащихся о хохломской росписи.

2. Расширение знаний об окружающем мире

Цель - сообщить учащимся знания о технологии папье-маше.

Папье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и в основном использовали для изготовления кукол.

III этап. Выполнение изделия

Цель - формировать у учеников умение анализировать ход работы по изготовлению миски в технике папье-маше.

Прежде чем выполнить изделие, проговорим план нашей работы.

Учитель наглядно демонстрирует этапы выполнения работы. (Презентация.)

Сейчас на экране вы увидите последовательность выполнения работы. Будьте внимательны. Постарайтесь заполнить порядок выполнения действий.

2. Изготовление миски.

Цель - научить школьников выполнять изделие папье-маше.

Конспект урока технологии на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Тип урока: по содержанию – формирование навыков и приёмов. по дидактической цели – изучение нового материала. Тема: Золотая хохлома. Изготовление миски из папье-маше. Цель: формировать знания детей о характерных особенностях хохломской росписи, учить составлять из элементов хохломской росписи композицию и украшать ею изготовленное на уроке труда изделие, формировать практические умения и навыки рисования с образца; воспитывать эстетический вкус, любовь к народному искусству, усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками; развивать умение расписывать хохломской росписью.

Золотая Хохлома - один из красивейших видов росписи русского искусства.

Это роспись деревянной посуды и мебели, выполненная красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. Предположительно хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги.

Богата и красива русская культура. Неповторима и многогранна каждая роспись, будь то волшебная Гжель, Городец, Каргополь или Золотая хохлома. Люблю каждый вид росписи, но сегодня хочу остановиться именно на Хохломе. Люблю создавать что-то новое своими руками, а потом расписывать. Под кистью будто оживает предмет, становится самобытным, неповторимым.

Для работы нам понадобится:

• ваза, кувшин, любая емкость, напоминающая вазу (что есть под рукой);

• бумага, газеты, белые листы;

• гуашь белая для грунтовки.

• гуашь (красная, черная, желтая) для росписи;

1. Бумагу (газеты) мелко разрываем, замачиваем в воде до набухания Отжимаем.


3. Сначала расписывала все детали желтым цветом.


4. Затем прорисовывала все элементы красным цветом.



5. После прорисовывания всех элементов желтым и красным цветом, включила в работу черный цвет.




Когда я нанесла основной орнамент, для завершения работы использовала краску золотого цвета (по контору изделия, в элементах листочков и завитков).

После завершения всей росписи, убедившись, что ничего исправлять не надо, я покрыла всю работу лаком.

Этот вид росписи очень мне близок, он прост и в тоже время красив. Немного позже по этой же технологии я сделала пиалу. Вот что у меня получилось.



Городецкая роспись тарелочек из папье-маше

Городецкая роспись тарелочек из папье-маше 1. Закрепить знания детей о народно-прикладном искусстве – городецкой росписи; с характерными особенностями узора (элементы, композиция.

Читайте также: