Конспект урока по керамике

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Целоусова Светлана Борисовна

Организация: МОУ Карасёвская средняя общеобразовательная школа

Населенный пункт: Московская область, п. Лесной

Цель занятия:

Воспитательный аспект : привить интерес к традиционной культуре России через знакомство с искусством керамики, воспитать чувство патриотизма, гордости за народных мастеров – умельцев.

Обучающий аспект : познакомить обзорно с гончарными промыслами Коломенского края. Дать представление о работе мастера – гончара, керамиста. Познакомить с работой на гончарном станке.

Развивающий аспект: развивать глазомер, координацию движений в процессе работы на гончарном круге, чувство гармонии в пропорциях гончарных изделий.

Задачи:

  1. Активизировать и пополнить знания учащихся о русской керамике, народных промыслах и мастерах.
  2. Дать представление об основах работы с гончарным станком.
  3. Научить определять детали строения русского горшка-чугунка.
  4. Познакомить с различными видами посуды в крестьянском быту.

Оборудование урока:

Глина, вода, инструменты, наглядные пособия, карточки с заданиями, фильм или презентация.

Место проведения: школьный краеведческий музей.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационная часть: знакомство с учащимися, организация рабочего места.
  2. Введение в тему:
  3. видеосюжет о русских гончарах.
  4. Практическая часть : лепка горшка, кувшина.
  5. Итоги занятия: посвящение в гончары – подмастерья.

Конспект занятия

1 В: Добрый день! Подходите, подходите, устраивайтесь поудобнее, давайте знакомиться. Сегодня мы с вами и поговорим, и руками поработаем – всем на удивление, нам на умение. Узнаем секреты от мастеров народных, мастеров русских.

Дома вы должны были подобрать пословицы о ремеслах. Что вы нашли? Объясните смысл нескольких из них.

СЛАЙД 1

Какова пряха, такова на ней рубаха.

Дети. Чем лучше работница, тем лучше на ней и ее родственниках вещи.

1 В. Плотник без топора, что изба без угла.

Д. Топор – основное орудие труда плотника. Без него – нет работы.

2 В . Умелый охотник зря стрелу не выпустит.

Д. Хорошему охотнику требуется меньше стрел, чтобы поразить цель, так как он меткий.

1 В. Худой сетью рыбы не наловишь.

Д. Если в сети дыра, то вся рыба пройдет мимо, поэтому рыбаки следят за состоянием сетей, чинят их.

2 В . Глубже пахать – больше хлеба ждать.

Д. Если борозда мелкая, то семена смоет дождем, съедят птицы.

III. Постановка темы

СЛАЙД 2

1 В. Вычеркните повторяющиеся буквы, и у вас останется слово – название того ремесла, о котором пойдет речь.

– О ком мы будем говорить? Какова тема нашего занятия (ответы детей).

2.В. да, правильно, речь сегодня пойдет о гончаре, гончарном деле. Тема нашего занятия – Гончарное дело. Знакомый незнакомец.

СЛАЙД 3

Отгадайте загадку и узнаете, о каком незнакомце пойдет речь.

В земле родился,

на кругу вертелся,

1 В . Правильно о глиняном горшке, чугунке.

СЛАЙД 4,5

IV. Знакомство с новым материалом

1 ведущая:

Без посуды обойтись было нельзя. Еду надо было в чем-то готовить и хранить, из чего-то есть. Из какого материала могла быть посуда в Древней Руси? Из дерева, глины.

– А подробнее мы поговорим о глиняной посуде. Древнейшее ремесло – гончарное. Глины по берегам рек было очень много.

СЛАЙД 6

Глиняные сосуды сначала лепились руками с помощью жгутов. Первобытные люди научились делать посуду из глины. Они лепили её руками и сушили на солнце. Посуда была непрочной, в ней могли находиться только сухие продукты.

СЛАЙД 7

Позже появился гончарный круг, приводившийся в движение рукой или ногой. Это ускорило изготовление изделий.

Учитель показывает рисунок гончарного круга.

СЛАЙД 8

2 ведущая :

Гончар бросал на середину круга кусок мокрой глины и толкал круг ногами или рукой. Круг вращался, глина под его умелыми пальцами принимала определенную форму.

СЛАЙД 9

Потом придумали первый гончарный станок

После того как изготовленные сосуды подсыхали, их обжигали в специальных печах.

Вот как выглядела древняя гончарная печь. СЛАЙД 10

А вот так выглядит современная гончарная печь. СЛАЙД 11

СЛАЙД 12

Форма сосудов была разнообразной и зависела от назначения данного изделия в быту. В одной посуде хранили сыпучие продукты (зерно), другие использовали для варка пищи, а из какой-то ели. Рассмотрите рисунки с изображениями посуды. Попробуйте определить, какую посуду для чего можно было использовать.

1 ведущая:

Всю глиняную посуду можно разделить, говоря современным языком, на кухонную и столовую. К кухонной относились корчаги, горшки, ладки.

СЛАЙД 13

Корчага – это большой, наподобие кувшина, сосуд с узким горлом. Его название связано с древним славянским словом "корк" – шея. В корчагах хранили зерно и другие сыпучие продукты. Иногда корчаги называли "зерновиками".

СЛАЙД 14

Ставцы или кашники - г оршки всяких размеров, использовались для варка пищи.

СЛАЙД 15

Крынка (кринка) — глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой.

СЛАЙД 16

Плошка — (плоский) низкий, широкий, развалистый сосуд, б. ч. глиняный, черепяный; латка, глиняная сковородка, круглая или долгая.

Издавна плошки наполняли горючей жидкостью и вставляли фитиль, или ставили в него свечу и использовали для освещения. Плошки практически вышли из обихода на сегодняшний день.

СЛАЙД 17

В качестве столовой посуды использовали глиняные кувшины, миски, чаши, блюда. Гордостью владельцев были кубки, изготовленные с более тонкими стенками, чем обычная посуда, и украшенные различными орнаментами.

СЛАЙД 18

Какая современная посуда пришла на смену предметам старины? (ответы: кастрюли, банки для сыпучих продуктов, графины для воды, чашки, тарелки, блюдца).

Учитель демонстрирует предметы.

2 ведущая:

- Из каких материалов эта посуда? (ответы: из стекла, пластмассы, металла).

- Действительно, появились новые материалы, но столовая посуда, которой мы пользуемся, – из глины.

СЛАЙД 19

Хотите узнать, как делают посуду? Для этого посмотрим фрагмент диафильма "Глина и ее использование".

СЛАЙД 20

1 ведущая:

- Слышали такую пословицу: Не боги горшки обжигают, а те же люди. Ну-ка, потрудитесь, объясните мне её смысл!

СЛАЙД 21

СЛАЙД 22

2 ученик : Наша местность также богата глиной. На территории посёлка находится Карасёвский керамический завод, который производит кирпич. Но в стародавние времена, в начале 20-го века пытались и на нашем заводе выпускать горшки и крынки. Образцы этих изделий представлены в нашем музее. Но не пошла местная глина для производства посуды. Вот и остановились только на выпуске кирпича.

СЛАЙД 23

2 ведущая:

- Вспомнили мы про мастеров-гончаров. А, кроме них, вспомнить забыла еще одного, да вот забыла кого. С памятью моей что-то стало: видно устала. Вот память и ослабела. Как же его зовут. Ребята, может быть, вы сами мне поможете вспомнить его имя – вот у меня и визитные карточки его есть.

раздает карточки с загадками о горшке.

1 ведущая: Да что же это? У всех по-разному написано. Может быть, я что-то перепутала. Да, я захватила с собой его портрет. Поглядите…

Показывает плакат с терминами – названиями деталей горшка.

Ой, беда, портрет – то по дороге истерся, одни названия остались. Без очков я сегодня. Помогите мне почитайте, что здесь написано.

Все на месте, а портрета нет. А ведь там еще и носик был, и ручка была, и ушки… Ой, беда-беда. А ведь он просил, чтобы вы его портретик себе на память взяли, да чтобы я про родителей его рассказала, мастеров народных. Он так радовался, что я к вам в гости – родня у него здесь, да у него по всей России родня.

Что же делать-то? А вот послушайте загадку, может вы догадаетесь.

“Когда молод был – людей кормил, а стар стал – пеленаться стал”.

Что же это? Правильно, горшок!

2 ведущая:

В старину бережно относились к посуде. Разбитую и треснутую посуду старались сохранить, обвивали берестой – “пеленали”.

Поглядите ребята, какой он ладный да красивый. Давайте посмотрим, есть ли у него шейка, горлышко, плечики.

Он, он красавец мой – Горшок Иванович.

СЛАЙДЫ 24 - 30

(демонстрация слайдов с изображением различных видов керамических изделий из различных регионов страны).

СЛАЙД 31

1 ведущая: Садитесь поудобнее! Сегодня мы с вами станем мастерами – гончарами. Попробуем как наши предки слепить своими руками горшок. Я предлагаю вам самим побыть гончарами. Конечно, у нас нет гончарного круга. Вместо них – глина и стол. Лепить мы будем, используя жгутиков, как наши давние предки.

СЛАЙД 32

Практическая часть занятия :

Показ приёмов работы.

- Хорошая глина, тяжелая, словно свинец, очень вязкая, тягучая сама льнет к пальцам. Хорошая глина должна иметь консистенцию пластилина.

Для изготовления горшка нам понадобятся: небольшая квадратная доска, размером 35×35 см; деревянный ножик; круглая деревянная палочка, диаметром 0,8 – 1,5 см; небольшая дощечка с зубчатым краем длиной 5 – 6 см и толщиной 2 – 3 мм; вода в ёмкости для смачивания рук; ветошь для вытирания рук; нитка или леска длиной 50 см. Начиная работу с подготовленной глиной, необходимо слепить жгутики-колбаски и из них выложить на квадратной доске поворотный столик – максимально широкую часть будущего горшка. Первый слой жгута необходимо плотно прилепить к доске и уже на него выкладывать каждый последующий слой глиняных жгутов.

Каждый слой жгутов должен быть немного меньше предыдущего. Жгуты необходимо тщательно замазывать между собой, уплотнять и залеплять стыки, формируя стенки будущего сосуда. Когда вы сочтёте достаточной сформированное тулово горшка, необходимо изготовить и прилепить днище. Для этого делаем глиняный блин, толщиной около 1 см и накладываем его на тулово. Так же тщательно замазываем все щели. Нижняя часть горшка готова. При работе необходимо периодически смачивать пальцы водой, чтобы было легче работать с глиной.

Берём нитку и, расположив её на место соединения доски и глины, срезаем тулово горшка, делая своеобразные пилящие движения ниткой. Отделённую часть горшка переворачиваем. У нас получилась зауженная нижняя часть горшка. Тем же самым способом вылепливаем верхнюю его часть, накладывая глиняные жгутики один на другой, формируя горлышко будущего сосуда. Особенно тщательно обрабатывается венчик горшка – его верхний срез. Когда наш горшок будет готов, его можно залощить круглой палочкой, делая полирующие, лёгкие движения, как бы наполировывая внешнюю сторону сосуда. Когда вся поверхность горшка будет залощена, можно нанести орнамент дощечкой с зубчатым краем, делая отпечатки на ещё влажной глине.

СЛАЙД 33

Готовый горшок нужно поставить сушиться до полного высыхания на два – три дня в сухое тёмное место. Ни в коем случае нельзя ставить сушиться горшок на солнце, иначе он потрескается. Когда горшок полностью высохнет, необходимо его обжечь. В эпоху бронзы горшки обжигали костровым методом. Для кострового обжига роется яма глубиной 50 – 60 см. В неё ставятся слепленные и уже высушенные горшки. И вся поверхность ямы выкладывается дровами, причём в несколько слоёв. Всё это сооружение поджигается. Чем лучше и дольше горит костёр, тем лучше получается обжиг. На хороший обжиг костровым методом уходит не менее 5 – 6 часов. По окончании обжига необходимо дождаться полного охлаждения изделия. И вот, когда мы разгребём остывшую золу, на свет появится раритет – горшок, сделанный по древней методике, точно такой, как находят археологи при раскопках.

СЛАЙД 34

3. Заключительная часть. Рефлексия.

1 В. - Если б не было посуды

Нам пришлось бы очень худо

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей.

Брали мясо бы руками

Разрывали бы зубами.

Пили воду бы в реке

Или в грязном ручейке.

2 В. – Давай те вспомним, что мы сегодня с вами делали?

2 В. – Что узнали нового?

1 ведущая:

Молодцы, ловко у вас получилось. Если не великими мастерами, то уж юными подмастерьями вы точно станете.

С сей поры будете считаться вы учениками искусства знатного, древнего – керамики, да гончарного дела. Учитель раздает памятные грамоты.

2 ведущая:

Поздравляю вас, теперь вы посвящены в народное искусство. Пусть народное искусство останется с вами на всю жизнь. Оно, конечно же, сделает ее интереснее, ярче, богаче. До свидания, ребята, успехов вам!

Список литературы:

Федотов Г.Я. “Послушная глина: основы художественного ремесла”, М., “АСТ-пресс”, 1997г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

д) Кто из вас хотел бы продолжить занятие керамикой ?

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель входит в класс,приветствует учеников.

Учитель: Прошу приготовиться к уроку. У вас на партах находятся глина, инструменты (стеки, доска для лепки ). Это все понадобится нам сегодня для занятия.

Тема у нас очень интересная - изготовление рельефа из глины

Вопрос: Кто мне скажет, что за материал глина ?

А что такое керамика ?

Глина, обожженная в костре - первый искусственный материал, полученный человеком. Свойства этого материала раскрывались человеку постепенно. До сих пор треть человечества живет в глинобитных жилищах. И это, не считая домов из обожженных кирпичей. Из глины делают не только стены, но и полы с крышами. Впервые появившиеся в Месопотамии клинописные письмена выдавливали на тонких глиняных табличках. Да и в сложный состав современной бумаги обязательно входит белая глина.

Но гончарный круг появился не сразу. Сначала долго время гончары формовали свои изделия вручную.

Со временем, такой древний способ обвара применялся все реже и реже. Все больше гончары предпочитали покрывать изделия тончайшим слоем стекла - глазурью, или поливой.

Керамика является частью скульптуры Искусство керамики — изготовление различных предметов из глины — древний вид народного ремесла. С незапамятных времен керамические изделия служили человеку. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары создавали разнообразные по форме и декору горшки, миски, кувшины, блюда, фляги и многие другие предметы, необходимые в быту. Пластичность материала, его тональность, колористическое многообразие глазурей, придающих изделиям пеструю и сочную окраску, способствовали тому, что керамические изделия выполняли не только сугубо утилитарную функцию, они становились произведениями искусства.

Изобразительная деятельность, в частности лепка обладает огромной познавательной силой, развиваются зрительная память, мелкая моторика, внимание и аккуратность. Для развития моторики человека большое значение имеет занятия пластическими видами искусства. Особенно важным для развития ребенка является овладение движениями рук. Сегодня ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. А это значит что занятия лепкой способствуют развитию не только мелкой моторики, но и участвует в формировании у детей активной мозговой деятельности, а значит являются предпосылкой эффективного усвоения ими новых знаний, способствуют саморазвитию личности, росту творческого потенциала ребенка, т. е. в значительной степени определяют эффективность учебно-воспитательной деятельности

А теперь попробуем на практике, ЧТО ТАКОЕ ГЛИНА !

Давайте вылепим простую плакетку.

Практическая часть

Этапы работы (показаны на доске):

Учитель:

- Каждый ученик определяется самостоятельно в выборе формы основания, используемого для изготовления рельефа цветка, который он должен выполнить.

Учитель следит за выбором материала, помогает, направляет работу учеников.

Работу начинаем с заполнения основания (фона) нашего рельефа.

Лепка основания рельефа:

Сначала из целого куска глины лепится плоское основание ( плакетка ).

Листики формируют выпуклый фон, состоящий из отдельных элементов.

Лепка листочков :

  1. Лепятся шарики и овальные диски, а затем нужно заострить оба конца заготовки и расплющить ее.
  2. На каждый листик при помощи стеков наносятся длинные гладкие штрихи имитирующие прожилки.
  3. Присоединить лист к основанию рельефа с помощью жидкой глины и кисти.

Затем нанести фактуру на основание (также используем стеки).

Лепка цветка :

Цветок формируется в виде кругов разного диаметра, состоящих из отдельных лепестков. Работу начинаем с круга самого большего диаметра.

1. Скатать круглый шарик,а затем,раскатывая его на ладони,придать ему сужающуюся форму.

2. Сформировать маленькую каплю сплющить ее. Прикрепить заготовки на основание так, чтобы сужающийся конец был направлен к центру круга. Расплющить узкий конец и закрепить лепестки по кругу,(примазав) заготовки к основанию ( от большого диаметра к меньшему).

4. Прикрепить сердцевину цветка, которая изготавливается из такого же шарика,что и лепестки.

Заключительный этап.

Рефлексивный анализ:

1. Что вам понравилось в сегодняшней работе?

2. Что вы узнали нового?

3. Какие чувства испытали при выполнении работы ?

4. С какими трудностями столкнулись?

- По результатам рефлексивного анализа учащимся понравилось работать в коллективе, свобода выбора задания, самостоятельность, без принуждения, без страха быть непонятыми.

- При самостоятельной работе были спокойны, не переживали, если что не получалось. Помогали друг другу. Было ощущение радости, праздника сотрудничества.

- Столкнулись с небольшими трудностями при выборе цвета, компоновки изображения,

Но вся работа, в целом, оставила приятные эмоциональные впечатления. Все работали, творили, мечтали. Фантазировали.

Учитель:

Большое спасибо за урок!

Воспитательный аспект: привить интерес к традиционной культуре России через знакомство с искусством керамики, воспитать чувство патриотизма, гордости за народных мастеров – умельцев.

Обучающий аспект: познакомить обзорно с некоторыми гончарными промыслами России. Дать представление о работе мастера – гончара, керамиста. Познакомить с работой на гончарном станке.

Развивающий аспект: развивать глазомер, координацию движений в процессе работы на гончарном круге, чувство гармонии в пропорциях гончарных изделий.

Гончарный станок, глина, вода, инструменты, наглядные пособия, карточки с заданиями, видеомагнитофон.

  1. Организационная часть: знакомство с учащимися, организация рабочего места.
  2. Введение в тему: – русские народные загадки о горшке,
  • составные части горшка,
  • знакомство с различными видами гончарных изделий,
  • видеосюжет о русских гончарах.

Практическая часть: работа на гончарном станке.

Итог урока: посвящение в гончары – подмастерья.

Учитель сидит за гончарным кругом. Дети входят в класс.

Учитель: Добрый день! Подходите, подходите, устраивайтесь поудобнее, давайте знакомиться. Татьяной Владимировной меня зовут – величают. Из Нижегородской губернии приехала я к вам, долго добиралась. Кони железные меня привезли сюда, на горы Уральские, горы каменные. Сегодня мы с вами и поговорим, и руками поработаем – всем на удивление, нам на умение. Я привезла вам из нашего края приветы от мастеров народных, мастеров русских. А, кроме них, еще от одного, да вот забыла от кого. С памятью моей что-то стало: видно устала. Вот память и ослабела. Как же его зовут. Ребята, может быть, вы сами мне поможете вспомнить его имя – вот у меня и визитные карточки его есть.

Учитель раздает детям карточки с загадками о горшке. Дети читают загадки вслух по просьбе учителя.

Учитель: Да что же это? У всех по-разному написано. Может быть, я что-то перепутала. Да, я захватила с собой его портрет. Поглядите…

Показывает (вешает на доску) плакат с терминами – названиями деталей горшка.

Ой, беда, портрет – то по дороге истерся, одни названия остались. Без очков я сегодня. Помогите мне, ребята, почитайте, что здесь написано.

Дети читают: “устье”, “губы”, “шейка”, “горлышко”, “плечики”, “тулово”, “дно, основание”.

Все на месте, а портрета нет. А ведь там еще и носик был, и ручка была, и ушки… Ой, беда-беда. А ведь он просил, чтобы вы его портретик себе на память взяли, да чтобы я про родителей его рассказала, мастеров народных. Он так радовался, что я к вам еду – родня у него здесь, да у него по всей России родня.

Что же делать-то?

Ручки мои умелые, ручки мои золотые, попробуйте вспомнить. Закрутилось кружало – крутись, крутись… Издревле на Руси мастерство это в ходу было. Ваня, прочитай первую строчку своей визиточки.

Ученик читает первую строчку загадки: “Был я на копанце”.

“Был я на копанце” – копали глину, делали ее податливой, гладкой, к работе готовой.

Учитель делает комок, показывает детям.

Копали глину в овраге. У каждого мастера была своя ямка, свое заветное место. Потрогайте, ребята, попробуйте (заготовка). Прочитай, Ваня, вторую строчку.

Ученик читает: “Был я на топанце”.

“Был я на топанце” – глину подготавливали к работе.

Учитель мнет глину, сбивает в комок.

Ее месили с водой, она вымешивалась, вылеживалась. Затем топтали глину ножками, причем вся семья помогала. (Подготовка) Прочитаем третью строчку.

Ученик читает: “Был я на кружале”.

Учитель начинает делать горшок.

Кружало – гончарный круг. Раньше, давным-давно посуду изготавливали вручную, жгутиками, а позже для этого стали пользоваться гончарным кругом. Читайте дальше.

Ученик читает: “Был я на обваре”.

Учитель рассказывает о декорировании керамических изделий.

Ученик читает: “Был я на пожаре”.

Учитель рассказывает об обжиге керамических изделий.

Ученик читает последнюю строчку: “Когда молод был – людей кормил, а стар стал – пеленаться стал”.

В старину бережно относились к посуде. Разбитую и треснутую посуду старались сохранить, обвивали берестой – “пеленали”.

Учитель заканчивает изготовление горшка, показывает его детям.

Но вот и получился мой дружок. Поглядите ребята, какой он ладный да красивый. Кто же это?

Учитель: А он ли это? Давайте посмотрим, есть ли у него шейка, горлышко, плечики.

Дети показывают детали горшка.

Он, он красавец мой – Горшок Иванович Нижегородский.

Учитель демонстрирует плакаты с изображением различных видов керамических изделий из различных регионов страны, просит детей найти общее в них. Дети говорят, что все эти изделия сделаны из глины, предназначены для человеческого быта, изготовлены на гончарном круге.

Демонстрируется видеосюжет о гончарах России.

Учитель: В разных регионах нашей страны мастера используют гончарный круг. А сегодня и мы с вами станем мастерами – гончарами. Садитесь поудобнее! Кружись, кружало.

Учитель вместе с детьми работает на гончарном круге.

Молодцы, ребята, ловко у вас получается. Если не великими мастерами, то уж юными подмастерьями вы сегодня станете.

Практическая часть занятия: изготовление горшка на гончарном круге.

Учитель: А еще наказывал мне, ребята, мой дружок – Горшок Иванович Нижегородский: “Если будут ребята толковые, да к труду не равнодушные, если в их глазах увидишь ты свет особенный, если заметишь в них тепло душевное, да еще, если они и к глине доброй с любовью прикоснутся, посвяти-ка ты их, Татьяна Владимировна, в подмастерья. Да еще и грамотку дай, означающую сей великий почин, чтобы память осталась об этом дне, чтобы были они с сей поры учениками искусства знатного, древнего – керамики, да гончарного дела.

Учитель раздает детям памятные грамоты.

Поздравляю вас, ребята, теперь вы посвящены в народное искусство. Посмотрите дома, нет ли у вас родственников Горшка Ивановича. Как узнать их - вы теперь знаете, да и кто есть кто с виду определите.

Пусть народное искусство останется с вами на всю жизнь. Оно, конечно же, сделает ее интереснее, ярче, богаче. А я отправляюсь к себе домой, в Нижегородский край. До свидания, ребята, успехов вам!


Урок сможет познакомить учащихся с художественной культурой Древней Греции через основные виды, формы и декор древнегреческой керамики.

Описание разработки

Цели:

Обучающая: Познакомить учащихся с художественной культурой Древней Греции через основные виды, формы и декор древнегреческой керамики.

Развивающая: Развивать творческую активность, фантазию у учащихся на уроке ИЗО.

Воспитывающая: Воспитывать в учащихся нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству.

Задачи:

2. Формировать представление об основных видах древнегреческих ваз, их форме, декоре (основные стили и сюжеты древнегреческой живописи по керамике), о разнообразии орнаментов.

3. Закреплять навыки и умение работать с художественными материалами.

4. Совершенствовать приемы построения композиции.

Ход урока

Организационный момент. (негромко звучит древнегреческая музыка).

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы опять вспомним Древнюю Грецию, которая подарила нам множество интересных мифов и легенд, великолепные архитектурные сооружения, скульптуры и олимпийские игры.

У. : Давайте вспомним как называлась столица Древней Греции.

Учитель: Правильно - это город Афины. Давайте посмотрим на план древнего города Афины и найдем на нем район Керамик. Подумайте и скажите, чем могли заниматься жители этого района?

Учитель: В Древней Греции лепка из глины считалась важным и почетным делом. Этим делом занимались даже боги, такие как Прометей.

Особенности древнегреческой керамики (конспект)

Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх. Давайте заглянем в одну из мастерских древнегреческих гончаров и посмотрим, какие сосуды они изготавливали, узнаем их назначение и примем непосредственное участие в их украшении.

Учитель: Греки разрабатывали для определенных типов сосудов специальные формы :

1. Канфар – чаша для вина.

2. Ойнохоя – кувшин для воды или вина.

3. Кратер – сосуд для смешивания вина с водой.

4. Гидрия – сосуд для воды.

5. Лекиф – сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд.

7. Киаф –черпак для разбавленного вина.

8. Килик – самая распространённая чаша для вина

9. Пелика – сосуд для хранения.

Учитель: Греки разрабатывали для определенных типов сосудов специальные формы :

Амфора - вместительный сосуд с узким горлом для хранения и транспортировки масла и воды.

Кратер - сосуд с широким горлом, служивший для смешивания вина с водой.

Килик - широкая чаша с ручками для вина.

Пиксида - сосуд для хранения женских украшений.

Арибалл - сосуд с узким горлом для хранения воды и вина.

Канфар – чаша для вина

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

План-конспект

урока изобразительного

План-конспект

урока изобразительного искусства

Обучающая: Познакомить учащихся с художественной культурой Древней Греции через основные виды, формы и декор древнегреческой керамики.

Развивающая: Развивать творческую активность, фантазию у учащихся на уроке ИЗО.

Воспитывающая: Воспитывать в учащихся нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству.

2. Формировать представление об основных видах древнегреческих ваз, их форме, декоре (основные стили и сюжеты древнегреческой живописи по керамике), о разнообразии орнаментов.

3. Закреплять навыки и умение работать с художественными материалами.

4. Совершенствовать приемы построения композиции.

Оборудование:

Материалы: цветная красная, терракотовая бумага, простые карандаши, чёрные фломастеры, маркеры, чёрные гелиевые ручки, шаблоны греческих ваз, шаблон фигуры человека, мультимедийный проектор, компьютер.

Зрительный ряд: фотографии, слайды изделий древнегреческой керамики, таблица с изображением основных видов древнегреческих ваз, сцены с древнегреческими атлетами, мифологические сюжеты.

Музыкальный ряд: древнегреческие мелодии.

Организационный момент – 1 мин.

Физкультминутка – 1 мин.

Самостоятельная работа учащихся – 20 мин.

Подведение итогов урока (выставка работ учащихся) – 5 мин.

Ход урока

Организационный момент.(негромко звучит древнегреческая музыка).

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы опять вспомним Древнюю Грецию, которая подарила нам множество интересных мифов и легенд, великолепные архитектурные сооружения, скульптуры и олимпийские игры.

У.: Давайте вспомним как называлась столица Древней Греции.

(Ответы учащихся)

Учитель: Правильно - это город Афины. Давайте посмотрим на план древнего города Афины и найдем на нем район Керамик. Подумайте и скажите, чем могли заниматься жители этого района?




План Афин Вид Афин с Акрополем

(Ответы учащихся)

Учитель: В Древней Греции лепка из глины считалась важным и

почетным делом. Этим делом занимались даже боги, такие как Прометей.

Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх. Давайте заглянем в одну из мастерских древнегреческих гончаров и посмотрим, какие сосуды они изготавливали, узнаем их назначение и примем непосредственное участие в их украшении.

Учитель: Греки разрабатывали для определенных типов сосудов специальные формы :

Таблица видов древнегреческой керамики



Канфар – чаша для вина.

Ойнохоя – кувшин для воды или вина.

Кратер – сосуд для смешивания вина с водой.

Гидрия – сосуд для воды.

Лекиф – сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд.

Киаф –черпак для разбавленного вина.

Килик – самая распространённая чаша для вина

Пелика – сосуд для хранения.

Учитель: Греки разрабатывали для определенных типов сосудов специальные формы :

Амфора - вместительный сосуд с узким горлом для хранения и транспортировки масла и воды.


Кратер - сосуд с широким горлом, служивший для смешивания вина с водой.


Килик - широкая чаша с ручками для вина.


Пиксида - сосуд для хранения женских украшений.


Арибалл - сосуд с узким горлом для хранения воды и вина.


Канфар – чаша для вина


Гидрия – сосуд для наливания воды


Лекифы –сосуды с одной ручкой для хранения оливкового масла, которые спортсмены прикрепляли к поясу.


Киаф - черпак для вина



Беседа Платона и его ученика Аристотеля

Псиктер - сосуд для охлаждения жидкостей


Пелика- форма амфоры. В отличие от обычных амфор имеют основание, которое позволяет им сохранять вертикальное положение.


Пелика с ласточкой Ефроний

Учитель: Ребята, вы заметили, что все вазы имеют роспись и украшение? Вспомните, как называют узор, предназначенный для украшения предметов?

(Ответы учащихся)

Учитель: Верно, орнамент. Какие виды орнамента вы знаете?

(Ответы учащихся)

Сейчас мы познакомимся со стилями и сюжетами древнегреческой живописи по керамике или вазописью.

Современные ученые выделяют несколько стилей вазописи

1.Геометрический стиль -линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и окружностей, а также условные стилизованные изображения людей и животных. Появляется строгий геометрический орнамент в виде изогнутой под прямым углом линией. Такой орнамент называется меандр (волна).






2. Ковровый стиль - этот стиль вобрал в себя восточные мотивы. Геометрические узоры уступают место растительному орнаменту. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром. На вазах особенно часто изображаются пасущиеся или спокойно идущие друг за другом звери, птицы, порой реальные, но нередко и фантастические. Пальметта – стилизованное изображение пальмового листа и бутон лотоса. Это знак мира и любви.



Пальметта Бутон лотоса



3. Чернофигурный стиль - рисунок наводился густым черным лаком, секрет которого до сих пор не разгадан. Лак наносился на желтый, розовый или оранжевый фон сосуда, детали рисунка процарапывались.Чернофигурная роспись отличалась декоративностью и силуэтностью, отсутствием объема и условностью изображения. Крупнейшим вазописцем того времени был Эксекий.

Демонстрируются вазы чернофигурного стиля.

4. Краснофигурный стиль - на черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывались, а прорисовывались тонкой черной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных. Естественный красноватый цвет позволял четко передавать анатомию и пластику, что дало мощный толчок в развитии рисунка и композиции. Выдающимся представителем краснофигурного стиля был Ефроний.

Демонстрируются вазы краснофигурного стиля.

Учитель: Ребята. Какие стили древнегреческой вазописи вы запомнили?

(Ответы учащихся)

Учитель: Правильно - геометрический, ковровый, краснофигурный, чернофигурный.

Учитель: В чем их различие?

(Ответы учащихся)

Прекрасные эти античные вазы

понравились нам почему–то не сразу.

Сначала на них мы взглянули, скучая,

потом мы к одной пригляделись случайно,

И может быть, час

никак не могли оторваться от ваз.

…….То вазы-гиганты, то карлики вазы,

и каждая ваза- с рисунком-рассказом!

…Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

А вот Артемида, богиня охоты,

из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот – Одиссей, подающий советы.

Но мы описать и не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Росписи на различной посуде – это носитель искусства, живописи и даже истории. До наших дней дошло множество черепков и целых сосудов, повествующих нам о деяниях героев и богов, а также дающих нам представление о том, как жили древние греки, чем занимались. Давайте посмотрим слайды с вазами с сюжетным изображением различных древнегреческих героев и богов.

Ахилл и Аякс, играющие в кости.

Прощание с воином. Стамнос. Мастер Клеофона.

Учитель: Ребята, давайте повторим, какие сюжеты для росписи ваз использовали древнегреческие художники?

(Ответы учащихся)

Учитель: Да - это сцены повседневной жизни, легенды и мифы, спортивные состязания атлетов.

Физкультминутка.

Упражнение для мышц глаз: Посмотрите прямо вперед. Не поворачивая головы, переведите взгляд направо и сохраните такое положение, считая про себя до 3. Поступайте таким же образом, переводя глаза вниз, налево и вверх. Не забывайте, что голову поворачивать нельзя.

Учитель: А теперь мы будем выполнять практическую работу на уроке. Не забывайте, что мы на экскурсии в древнегреческой керамической мастерской. Греческий гончар просит вас расписать предложенный сосуд в краснофигурном стиле. Для этого вы берете шаблон вазы, обводите его на терракотовой бумаге, располагаете на горлышке и донце орнамент, а в тулове вы придумываете сюжет с античными богами, спортсменами, героями. (Учащиеся приступают к работе).

На античной вазе выступает
Человечков дивный хоровод.
Непонятно, кто кому внимает,
Непонятно, кто за кем идёт.

Глубока старинная насечка.
Каждый пляшет и чему-то рад.
Среди них найду я человечка
С головой, повернутой назад.

Он высоко ноги поднимает
И вперёд стремительно летит,
Но как будто что-то вспоминает
И назад, как в прошлое, глядит.

Что он видит? Горе неуместно.
То ли машет милая рукой,
То ли друг взывает - неизвестно!
Оттого и грустный он такой.

Старый мастер, резчик по металлу
Жизнь мою в рисунок разверни,
Я пойду кружиться до отвала
И плясать не хуже, чем они.

И в чужие вслушиваться речи,
И под бубен прыгать невпопад,
Как печальный этот человечек
С головой, повернутой назад.

Подведение итогов урока: В конце урока проводится выставка работ учащихся с анализом работ.

Учитель: Спасибо за урок!

Герои Древнего мира (Пересказ К.Сторр;перевод с англ.) – М.,1993

Герои Эллады:Из мифов Древней Греции (Пересказ В.Смирновой) – М.,1988

Любимов Л. Искусство Древнего мира. – М.,1980

Уколова В.,Маринович Л. История Древнего мира: Учебник для 5 класса. – М.,2001

Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т. I. От Илиады до Парфенона, Пер. с франц. О.В. Волкова; Предисл. проф. В.И. Авдиева. - М.: Искусство, 1992 -- 269 с., ил.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок.

Изо. 5 класс.

Тема: ГРЕЧЕСКАЯ КЕРАМИКА.

Учитель ИЗО и черчения


Смирнова И.Ю.

Обучающая: дать представление об образной и смысловой стороне древнегреческой керамики, её роли и значении в жизни общества, научить различать по стилистическим особенностям краснофигурную и чернофигурную вазопись, типы древнегреческих сосудов, виды орнамента;

Развивающая: формировать познавательный интерес к истории Древней Греции, развивать творческую активность, гуманитарную культуру школьников;

Воспитательная: воспитывать уважение к ценностям мировой культуры.

Оборудование:

- шаблоны с изображением ваз, орнаментов

Постановка художественной задачи

Практическое выполнение задания

Здравствуйте, ребята! И так, мы совершаем путешествие в Грецию.

На фоне фильма звучат слова учителя:

Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Когда он выходил из вечной ночи на дневной свет, она стояла у его колыбели, он делал из нее первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на Олимпийских играх.

Прекрасные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции. И по сей день они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака.

После просмотра фильма учитель задает вопросы детям:

- А что интересного вы знаете о Древней Греции?

- Чем понравились вам древнегреческие вазы?

Ученик читает стихотворение:

Древние греки, античные греки

Многим прославились греки навеки.

Даже порой удивленье берет:

Ну до чего знаменитый народ!

Храбро с врагами они воевали,

Мудрые мифы они создавали

(С детства знакомы любому из нас

И Прометей, и Геракл, и Атлас).

Древние греки моря бороздили,

Время для спорта они находили,

И Олимпийские игры они

Тоже придумали в давние дни!

Ставили греки комедии, драмы.

А посмотрите теперь, каково

Было в керамике их мастерство.

Олег Тарутин. Древние греки.

Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения:

(щелчок) Амфоры – остродонные сосуды для хранения вина, зерна, растительного масла и меда.

(щелчок) Изящные гидрии – кувшины для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, поднимать их на голову, и третьей вертикальной, чтобы снимать с головы.

(щелчок) Объемистые кратеры с широким горлом – сосуды для вина, смешанного с водой, обычного напитка греков.

(щелчок) Килики – изящные вазы для питья.

(щелчок) Лекифы – сосуды с одной ручкой для хранения оливкового масла, которые спортсмены прикрепляли к поясу. Масло они использовали для получения ровного загара, натирая им тело.

Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но, несмотря на это, она искусно украшалась росписью.

(щелчок) В VI веке до н.э. вазы украшали чернофигурной росписью: по красноватой глине художник наносил фигуры черным лаком.

(щелчок) В V веке до н.э. поступали наоборот: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы. Поэтому такую роспись называли краснофигурной.

(щелчок) На древнегреческих вазах можно выделить (щелчок) сюжетную роспись и (щелчок) орнамент.

В сюжетной росписи изображали жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем представить, как выглядели древние греки, их одежду, обычаи. Ведь в росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись красоте и совершенству человека.

(щелчок) Каков же был орнамент?

(щелчок) Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые – пальметта.

(щелчок) Очень распространен был узор в виде ломаной или кривой линии с завитками – меандр.

(щелчок) Любили греки изображать волну, (щелчок) бутон лотоса.

А теперь познакомьтесь с практическим заданием (щелчок):

Представьте себя в роли древнегреческих художников. Формы ваз уже выбраны, заготовки лежат перед вами. Вам нужно выбрать одну вазу, перенести на свой альбомный лист и расписать ее орнаментом.

В процессе работы учитель осуществляет контроль за работой учащихся. Во время выполнения задания звучит спокойная музыка.

Сегодня на уроке мы путешествовали в Древнюю Грецию. Вазы, которые

мы рассматривали, к сожалению, время не пощадило. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось склеить, и мы имеем возможность видеть эту красоту.

- Что вам больше всего запомнилось, понравилось? Чему вы научились на уроке?

Выставка, обсуждение и оценивание детских работ.


Шаблоны ваз

Читайте также: