Природопользование и экологические проблемы 10 класс конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

Природа, или географическая оболочка, — это закономерное сочетание всех четырех земных оболочек: литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы, которые обеспечивают все богатство и разнообразие ландшафтов нашей планеты.

Географическая, или окружающая, среда — это та часть природы, с которой человечество непосредственно взаимодействует в процессе своей жизни и хозяйственной деятельности. Географическая среда — понятие более узкое, чем природная среда.

Итак, современный мир — это мир сильных и часто разрушительных воздействий человека на природу в процессе использования природных ресурсов, необходимых для жизнедеятельности человеческого общества. Этот комплекс взаимоотношений общества и природы принято называть природопользованием.

Природопользование — это комплекс мер, направленных обществом на изучение, освоение и использование природной оболочки.

Различают нерациональное и рациональное природопользование. Приведенное выше определение относится скорее к нерациональному природопользованию. Рациональное природопользование не отрицает хозяйственной деятельности, но предполагает снижение его негативного влияния на природу. Рациональное природопользование — это комплекс мер, направленных обществом на изучение, освоение и использование природной оболочки, а также на. прогноз последствий этого использования, на ликвидацию этих последствий или сведение их к возможному минимуму.

В качестве примеров рационального природопользования иногда приводят создание крупных заповедников и национальных парков. Вряд ли это правильно, поскольку может возникнуть впечатление, что рациональное природопользование возможно только при отсутствии хозяйственной деятельности (рис. 34). Примером рационального природопользования является применение безотходных технологий, замкнутых производственных циклов, использование современных очистных сооружений, экологически чистых видов топлива.


Рис. 34. Рациональная распашка земли препятствует развитию оврагов

Однако преобладающим видом природопользования на планете в настоящее время остается нерациональное природопользование. Человечество, понимая вред нерационального природопользования, по-прежнему использует опасные методы освоения и переработки природных ресурсов Земли. Почему? Причина самая простая — экономическая.

Нерациональное природопользование не требует усилий и затрат, направленных на преодоление негативных последствий хозяйственной деятельности. Оно оказывается более простым, дешевым и, как следствие, экономически выгодным.

2. Экология и экологические проблемы. Экология — это наука, изучающая влияние среды обитания на живые организмы. Одним из ее разделов является экология человека. Человек — единственный обитатель планеты, занимающийся в огромных масштабах хозяйственной деятельностью. Все существа, живя по природным законам, не вступают в процессе своей жизни в противоречия с природой, поскольку являются ее частью. Но хозяйственная деятельность человека направлена именно на преобразование, изменение природы. Вот и получается, что человек — единственный из организмов, находящийся в конфликте с окружающей средой. Поэтому неизбежны экологические проблемы, возникающие в результате его хозяйственной деятельности.

Существует всего две экологические проблемы. Правда, конкретных проявлений этих проблем гораздо больше, но самих проблем — две: истощение природных ресурсов и загрязнение природной среды.

Что представляет собой хозяйственная деятельность? В самом общем виде все выглядит так: человек берет вещество у природы. Он берет его в виде полезных ископаемых, воды, питательных элементов, содержащихся в почве, древесины и т.д. Затем для получения разнообразной продукции он изменяет свойства природных материалов. И наконец, он возвращает в природу вещество, выбрасывая то, что ему уже не нужно, что отслужило свой срок. Причем это вещество по своим свойствам очень далеко от природных материалов.

Налицо два вида воздействия хозяйственной деятельности: изъятие вещества из природы и поступление измененного вещества в природу. Отсюда и возникновение этих двух проблем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока : урок изучения нового материала

Вид урока: урок смешанный

Цель урока: сформировать понятие о рациональном и нерациональном природопользовании, осознать роль каждого человека в деле охраны окружающей среды.

Образовательные : обеспечить в ходе урока усвоение следующих понятий: природопользование, рациональное природопользование, нерациональное природопользование, экологические проблемы.

Развивающие : формирование умения выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли , систематизировать знания об антропогенном воздействии человека на природу и его последствиях.

Воспитательные: формирование бережного отношения к окружающей среде.

Форма организации деятельности: индивидуальная, групповая.

Организую внимание всех обучающихся.

На слайде вы видите эмблему- она разработана министерством природных ресурсов и экологии РФ в честь года экологии

Я предлагаю выбрать эмблему, но эмблемы приклеены на фон разного цвета (разный фон).

Даю характеристику цвета.

Зеленый цвет – это цвет природы. Зеленый цвет означает спокойствие, он же является символом окружающей среды.

Жёлтый — тёплый и стимулирующий цвет . Подобно тому, как солнце распространяет свои обнадёживающие лучи всем на земле, жёлтый цвет является цветом жизни и движения, он помогает миру быть ярче и излучать добро.

Я очень рада, что сегодня с нами эти 2 цвета

(природа и солнце), они помогут нам настроиться на плодотворную работу.

Формирую 2 группы для учебной работы.

Включение в деловой ритм.

Распределение по группам, в соответствии с выбранным цветом.

1.Сегодня я предлагаю вам выступить в роли экологов.

У каждого из вас лист, в котором вы найдёте ответы на следующие вопросы:

-Чем занимаются экологи;

-Обязанности эколога;

-Требования к экологу;

-Риски профессии;

-Зарплата эколога;

-Где пройти обучение.

Беседа по прочитанному: каким должен быть эколог; где можно получить образование;

Одним из важных направлений деятельности эколога является просветительская деятельность.

Поэтому группам подготовить материал для информационного стенда плакат-инфографика

Вам выдана папка для оформления данной информации.

Информация вам будет предоставляться по мере того, как вы будете выполнять задания, предложенные в рамках урока.

Говорю об актуальности сегодняшней темы, не озвучивая название.

Предлагаю найти ответ на вопрос:

1.Какую оценку деятельности человека в данной ситуации вы могли бы дать?

2.Подвожу учеников к формулировке темы урока, определению задач познавательной деятельности.

Отвечают на вопросы.

2.Сами формулируют тему урока. Определяют задачи деятельности на уроке.

3. Этап освоения нового знания.

Оценка деятельности обучающихся в рамках урока

Организую работу в группах по изучению содержания материала урока.

1.У каждого эколога, конечно же, должен быть словарь экологических терминов, который я вам сейчас выдам.

Ваша задача дополнить данный словарь

Вам необходимо уточнить, о каком виде природопользования идёт речь.

-Рекультивация земель в районах добычи угля

-Осушение болот в верховьях малых рек

- Создание полезащитных лесополос в степной зоне

- Создание системы оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях

- Захоронение токсичных отходов в густонаселённых районах

- Сплав леса по рекам отдельными брёвнами

- Рекультивация земель на месте карьеров

-Осушение болот в верховьях рек

- Выращивание мальков ценных видов рыбы на рыбозаводах для дальнейшего выпуска их в водоёмы

- Сжигание попутного нефтяного газа в факелах в районах добычи нефти

Какой вывод можно сделать, после работы над данными ситуациями?

Выдаю лист, содержащий задачи и ответы на них.

3.Радует то, что в настоящий момент

руководство страны проводит политику, направленную на рациональное природопользование.

На Госсовете, который 27 декабря 2016 провел Владимир Путин, обсуждали проблемы сохранения природы. И фактически именно с этого заседания, за несколько дней до Нового года, был дан старт Году экологии, который идёт к завершению.

Вопросов, как отметил президент, много, и откладывать их решение уже просто нельзя.

Информацию заполняем в рабочем листе

Пути решения

По окончании работы

выдаю лист с выступлением президента.

4.А теперь я предлагаю вам выявить экологические проблемы, характерные для Свердловской области.

Раздаю иллюстрации. Ваша задача – обозначить проблему и предложить мероприятия по улучшению экологической ситуации в Свердловской области.

5.Говорить о проблемах экологии стало признаком хорошего тона. Глобальное потепление, нефтяные пятна в океане, гибель редких видов животных, мусор в парках и реках. Поговорили, посочувствовали и… забыли. И, возвращаясь к своей обычной жизни, продолжаем делать все те же ошибки: забываем выключить свет, когда покидаем комнату, или закрутить кран в ванной. "Маленький вклад одного человека не принесет никакой пользы" - думают они и это не так. Даже небольшие изменения в одной семье - уже дают перспективу для экологии. Капля за каплей - поток рождает, и скоро дома и семьи будут заботиться о природе, помогать ей переживать последствия цивилизации.

Сегодня, побывав в роли экологов, вы поняли какое количество проблем приходится решать людям данной профессии, но, не зависимо от того, какую профессию вы выберите, вы, прежде всего, должны оставаться человеком с большой буквы.Сегодня я предлагаю вам сделать семь шагов для заботы о природе.

У каждого из вас в руках карточка, я прошу озвучить её содержание.

А я хочу сделать восьмой шаг и вернуть вас к началу нашего урока:

Избегайте использования вещей, которые предполагают убийство животных. Это не касается продуктов и вещей первой необходимости, но от убийства детёнышей животных постарайтесь отказаться.

5.Чтение строчек: (на фоне иллюстраций животных,)

Федор Тютчев — Не то, что мните вы,

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Обучающие: изучить основные этапы природопользования в истории человечества и их воздействие на биосферу; познакомить учащихся с основными экологическими проблемами и изучить основные законы природопользования.

Развивающие: показать зависимость всего живого от деятельности человека; систематизировать знания учащихся об антропогенном воздействии человека на природу и его последствиях.

Воспитывающие: помочь осознать роль биологии в решении глобальных проблем современности; раскрыть необходимость рационального использования природы и её охраны.

Оборудование: Статьи из периодической печати; фотографии из журналов, газет, иллюстрирующие хозяйственную деятельность человека; презентация (приложение 1); набор карточек и задач к уроку (приложение 2, приложение 3).

Ход урока

Природа не признаёт шуток, она всегда правдива,
Всегда серьёзна, всегда строга, она всегда права;
Ошибки же и заблуждения исходят от людей.
Иоганн Вольфганг Гёте.

1 этап. Проверка знаний

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Охотнице-сове средь ночи тёмной
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька;
Светляк же – ночи светоч оживлённый,
Вползая вверх, цветок съедает сонный.

1. В данном отрывке описана цепь питания.

К этому выводу приходят учащиеся в ходе беседы.

2. А теперь постройте пищевые цепи из предложенных вам организмов в лиственном лесу.

а) мятлик луговой – зелёный кузнечик - травяная лягушка – обыкновенный ёж – лиса;

б) мятлик луговой – зелёный кузнечик - травяная лягушка – обыкновенный уж – обыкновенный ёж – лиса;

в) мятлик луговой – рыжая полёвка – ястреб;

г) мятлик луговой – рыжая полёвка – обыкновенная гадюка – обыкновенный ёж – лиса;

е) дуб черешчатый – гусеница дубовой пяденицы – поползень – ястреб;

ж) дуб черешчатый – жук короед – пёстрый дятел – ястреб.

3. Охарактеризуйте три основные группы организмов, образующих экосистему.

4. Назовите продуцентов и консументов в своей цепи.

2 этап. Изучение нового материала

1. Природопользование в истории человечества. (Лекция с элементами беседы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 вопрос. А будет ли человек звеном этих цепей?

История развития земного человечества – это история преодоления экологических кризисов, т.е. разрешения противоречия между степенью воздействия человека на природу и её возможностями.

Примерный ответ. Да, так как он неотъемлемая часть живой природы.

Экологические кризисы в истории развития человечества можно рассмотреть в виде графика: отложим по оси абсцисс время, а по оси ординат – степень антропогенного воздействия. Точкой отсчёта будет время возникновения предковых форм гомо сапиенс (человека разумного). Произошло это около 3 млн лет назад – время 1 экологического кризиса, приведший к появлению предков человека разумного – кризис аридизации: глобальные климатические изменения на планете того времени привели к разрежению древесной растительности – кризис разрешился появлением прямоходящих антропоидов.

Путь от антропоидов до появления человека разумного оказался очень долгим.

Возможности примитивного человека по добыче ресурсов были ограничены.

Построение графика "Развитие природы и общества в кризисах".

Заполнение графика по ходу урока.

2 вопрос. Как добывал себе пищу первобытный человек?

И, несмотря на долгую эволюцию, 35-50 тыс лет назад, человек подошёл к кризису ресурсов промысла и собирательства. Преодоление этого кризисного состояния произошло путём применения стихийных биотехнических мероприятий (биотехническая революция), например, выжигание растительности, совершенствование орудий охоты, изобретения лука, капкана, сетей.

Применение более современных орудий лова всего через несколько десятков лет, 10-50 тыс лет назад поставило человека перед проблемой перепромысла: число объектов охоты человека, а это, как правило, были крупные позвоночные -консументы, стремительно сокращалось, их смертность превышала рождаемость. Этот период назван кризисом перепромысла или кризисом консументов. Он привёл к сельскохозяйственной революции.

Примерный ответ. Занимался собирательством и охотой.

3 вопрос. Какие события этого времени вам известны?

Возникает земледелие, активно идёт одомашнивание животных, что является предпосылкой осёдлого образа жизни. Человек переходит к производству продовольствия. Как результат осёдлости и решения проблемы пищевых ресурсов, численность людей растёт, следовательно, увеличивается давление на среду. Этот этап завершается кризисомпримитивного поливного земледелия, засолением почв и деградацией примитивного поливного земледелия. Это стимулировало переход к преимущественному развитию неполивного земледелия. (Вторая сельскохозяйственная революция около 2 тыс лет назад.)

Стремительно развивающиеся общество приводит к бурному развитию производственных сил. На данном этапе развития ощущается большая потребность в древесине. Она используется на разные цели: для обогрева, строительства и т.д. Массовые вырубки сокращают площади лесов, как следствие, идёт удорожание древесины. Уничтожение и нехватка растительных ресурсов привело к возникновению кризиса продуцентов, вследствие этого, промышленная революция, произошедшая 150 – 350 лет назад.

Человек переходит на более энергоёмкое топливо.

Примерный ответ. Возникновение земледелия и скотоводства.

4 вопрос. Приведите примеры такого топлива.

Происходит бурный рост и развитие промышленности, возникают сложные производственные циклы. Рост продукции, создаваемой человеком, и одновременно рост отходов производства столь стремителен, что редуценты не успевают отчищать биосферу от антропогенных загрязнений или вообще не могут этого сделать. Формируется кризис редуцентов. Наряду с этим, возросшее потребление минеральных ресурсов приводит к обеднению их запасов, в связи с чем, этот кризис также называется угрозой нехватки минеральных ресурсов. Данная ситуация разрешилась с помощью научно-технической революции 30-50 лет назад. Научная мысль привела к появлению ресурсоёмких и малоотходных технологий.

Через очень короткое время, почти одновременно, наступает ещё два экологических напряжения: термодинамическое (тепловое) и снижение устойчивости экосистем.

Примерный ответ. Уголь, нефть, газ.

5 вопрос. Какой выход видите вы?

Энергетическая революция и регулируемая коэволюция, как результат революции экологического планирования - это выход из экологических проблем современного общества.

Примерный ответ. Решение первой: нетепловые источники энергии – энергетическая революция. Решение второй: воспитание экологического сознания.

2. Изучение основных законов природопользования. (Работа в группах по карточкам. Приложение 3)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сейчас мы приступим с вами к решению экологических задач, разложенных у вас на партах. И я думаю, что в процессе их разбора, каждый из вас придёт к тому же выводу, что и Барри Коммонер.

Исходя из решения первой и второй задачи, мы можем сделать вывод, что вред, наносимый одному компоненту экосистемы, может привести к большим неблагоприятным последствиям в функционировании всей экосистемы. Об этом первый закон.

Первый закон.Всё связано со всем.

Человек обязан предвидеть все возможные последствия своего вмешательства в природу.

Решение 2 задачи:

Х= 140 000 л кислорода мы лишились.

Работа в группах.

1 группа. Благодатные капли дождя всегда радовали человека, но в некоторых районах земного шара они превратились в серьёзную опасность. Возникла сложная и трудная в своём решении проблема кислотных дождей, что связано с техногенными выбросами сернистых соединений. Каковы последствия кислотных дождей и как их предотвратить.

2 группа. К Новому году на 20 га вырубили ёлки. Какого объёма кислорода мы лишились, если 1 га елового леса даёт 10 кг кислорода?

32 г кислорода (молярная масса)

Занимает 22,4 л (молекулярный объём)

200 кг = 200 000 г занимает объём х л.

Решение 3 и 4 задачи подводит нас ко второму закону Коммонера.

Второй закон. Всё должно куда-то деваться.

Все химические элементы и вещества биосферы включены в хорошо отлаженные циклы – круговороты веществ. Многие же вещества, созданные человеком, попадая в окружающую среду, не исчезают бесследно – они не включаются в естественные круговороты и постепенно накапливаются в воде, почве, живых организмах. Безотходных технологий в производстве не бывает, поэтому человеку нужно думать о надёжных методах захоронения отходов или их вторичном использовании.

Исходя из решения 5 и 6 задачи, мы приходим к выводу, что общество должно нести определённые финансовые расходы и на восстановление естественных экосистем, и на содержание служб, контролирующих рациональное природопользование. Об этом третий закон Б. Коммонера.

3 закон. За всё надо платить. Ничего не даётся даром.

Решение 6 задачи.

500 г х 500 деревьев = 250 000 г

(250 кг сернистого газа)

250 г х 500 деревьев = 125 000 г (125 кг хлора)

4 закон. Природа знает лучше.

Изымать биологические ресурсы из экосистемы можно лишь в таком количестве, чтобы она их смогла сама восстановить за счёт своих механизмов устойчивости. Нельзя покорять природу, с ней надо сотрудничать.

Это последний закон Б. Коммонера. А теперь посмотрите на них внимательно и поясните, с каким из законов созвучны слова нашего эпиграфа.

3 группа. Откуда берутся нитраты в овощах: моркови, капусте, картофеле и т.д. Где они скапливаются? Каковы их последствия влияния на организм? И что необходимо делать для устранения этой проблемы?

4 группа. 60 кг макулатуры сохраняет от вырубки 1 дерево, 1 т макулатуры экономит 200 кубических метров воды и 1000кВт/ч электроэнергии.

Школа собрала за год 15т макулатуры.

Сколько деревьев сохранили школьники?

(150 000 кг: 60 кг = 250 деревьев, 3 000 кубометров воды и 15 000 кВт/ч электроэнергии).

Вы – директор мебельной фабрики, от ваших решений зависит не только экологическое состояние вверенного Вам предприятия и окружающих его территорий, но и Ваше будущее. Экологическая ситуация вокруг озера резко ухудшилась. Виды, неустойчивые к загрязнению, исчезли. Как Вы поступите.

1) Установите дополнительные фильтры.

2) Укрепите партнёрские отношения с лесхозом, произведёте акционирование.

3) Проведёте модернизации с помощью банковского кредита.

6 группа. Главным источником загрязнения окружающей среды в городе служит автомобильный транспорт и промышленные предприятия. Какой Вы видите выход, из создавшейся ситуации, зная, что за вегетационный период дерево, имеющее 10 кг листьев, может без ущерба для себя уничтожить свыше 500 г сернистого газа и 250 г хлора.

Рассчитайте, сколько указанных газов уничтожит лесополоса, состоящая из 500 деревьев.

7 группа. 4 тыс лет назад пустыни Сахара, в её современном виде, не существовало; а Ливийская пустыня менее 2 тыс лет назад была житницей Рима. Что произошло с этими землями и почему говорят, что пустыня – это результат неумелой агротехники?

Вопрос. В чем вы видите главную причину экологического кризиса?

Примерный ответ. Причина экологического кризиса – кризис личности человека, притупляется сознание, растёт агрессивность.

Необходимо глубоко изучать природные процессы и вследствие этого реализовывать различные проекты с минимальным экологическим риском.

3 этап. Закрепление

Цель: определить уровень вашего экологического сознания.

1. Вы – редактор журнала об охране природы. Какое название вы дали бы журналу?

А) Человек и природа (1 балл)
Б) Природа и человек (2 балла)

2. Что должно быть положено в основу природопользования?

А) Законы природы (3 балла)
Б) Законы общества (2 балла)
В) Человеческие потребности (1 балл)

3. Почему нужно бережно относиться к природе?

А) Природа жива и её, как всё живое, надо любить и преклоняться перед ней (2 балла)
Б) Возникающие экологические кризисы угрожают жизни человека (1 балл)

4. Согласны ли вы с мнением, что без успешного воздействия на природу невозможно дальнейшее развитие цивилизации?

5. В чём, по вашему мнению, заключается основная причина экологического кризиса?

А) В несовершенстве производственных технологий (2 балла)
Б) В слабости экономике (3 балла)
В) В нравственно – этических факторах (хищническое, потребительское отношение к природе) (4 балла)
Г) В научно – техническом прогрессе (1 балл)

От 5 до 10 баллов: потребительское отношение к природе, она – только источник благ.

4 этап. Заключение

5 этап. Домашнее задание

Конспект урока на тему:

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

География изучает географическую оболочку. Ее компоненты образовывают единственный сложный изменяющийся организм – Землю. На протяжении последних столетий на географическую оболочку постоянно возрастало. И сейчас на протяжении одного года человек добывает свыше 100 млрд тонн минеральных ресурсов, вырубает миллионы гектаров леса, использует миллиарды кубических метров воды.

Читайте также: