Решение задач на уменьшение и увеличение в несколько раз с вопросами в косвенной форме конспект

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по математике 4 класс.

Дата проведения:

Тема: Решение задач на уменьшение и увеличение в несколько раз с вопросами в косвенной форме.

Цели: познакомить с решением задач на увеличение (уменьше­ние) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме; закреплять умение выполнять вычисления с именованными чис­лами; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать уравнения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выра­женные в косвенной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учи­теля и сверстников.Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ­ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: понимают универсальность математических способов познания окружающего мира.

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний

Логическая задача(слайд 2).

Знайка, Незнайка и Пилюлькин живут в домах № 14,17, 19. В каком доме живет каждый, если Знайка не живет в доме 19 и 17, а Незнайка не живет в доме № 19?

Перед вами фигура, составленная из 17 спичек. Вы видите в ней 6 одинаковых квадратов. Нужно убрать 5 спичек, не перекладывая остальных, так, чтобы осталось всего 3 квадрата (слайд 4).

- О чем говорили на прошлом уроке?(сложение и вычитание величин)

- Расскажите алгоритм сложения и вычитания величин. (1. Заменяем крупные единицы более мелкими. 2. Выполняем действие(сложение или вычитание). 3. Переводим мелкие единицы в более крупные).

- Пользуясь алгоритмом, вычислите.(Слайд 5, 6)

1) 6 м 70 см – 3 м 40 см 2) 32 кг 600 г - 8 кг 400 г

4 кг 400 г - 1 кг 700 г 9 м 50 см - 4 м 70 см

2. Математический диктант (слайд 7, 8).

1) Сколько раз по 20 содержится в числе 1000? (50.)

2) Найдите сумму чисел 670 и 230. (900.)

3) Найдите разность чисел 340 и 50. (290.)

4) Выразите в километрах 86 000 м. (86км.)

5) Выразите в килограммах 32 т. (32 000 кг.)

6) Выразите в минутах 8 ч. (480мин.)

7) Найдите периметр квадрата со стороной 6 мм. (24мм.)

8) Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6 м и 17 м. (102м 2 .)

9) Вычтите из 3 м 40 см. (2 м 60см.)

10) У Кати 4 ленты по 7 м. Сколько всего метров ленты у Кати? (28 м.) (Взаимопроверка, взаимооценка.)

III . Самоопределение к деятельности

— Нарисуйте круги и квадраты так, чтобы кругов было 6, и их было на 2 больше, чем квадратов.

— Сколько вы нарисовали квадратов? (4.)

— Как вы узнали? (6-2 = 4.)

— Нарисуйте ромбики и треугольники так, чтобы ромбиков было 7 и их было на 3 меньше, чем треугольников.

— Сколько треугольников вы нарисовали? (10.)

— Как вы узнали? (Если ромбиков на 3 меньше, то треугольников на 3 больше. Поэтому. 7+ 3 = 10.)

— О чем мы будем говорить на уроке? Чем будем заниматься? (На уроке мы будем решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выра­женные в косвенной форме.)

IV , Работа по теме урока

— Прочитайте задачу. У дома росло 5 сосен, это на 3 больше, чем елей. Сколько елей росло у дома? (Слайд 11)

- О чем говорится в задаче? Составим краткую запись задачи.

Решение: 5 - 3=2 (д.).

Ответ: 2 ели росло у дома.

— Прочитайте задачу 2. На верхней полке стояло 7 книг и их было на 6 меньше, чем на нижней полке. Сколько книг было на нижней полке?

— Запишите задачу кратко.

Верхняя полка- 7 книг

Нижняя полка - ?, на 6 больше

Решение: 7+6 = 13 (кн.).

Ответ: на нижней полке было 13 книг.

Решение задач по учебнику.

— Каким действием решается задача 1? (Сложением. Брат младше сестры на 3 года, значит, сестра старше на 3 года.)

— Каким действием решается задача 2? (Вычитанием. Папа старше мамы на 3 года, значит, мама младше на 3 года.)

— Решите задачи: вариант 1 — задача 1, вариант 2 — задача 2. (Взаимопроверка, взаимооценка.)

V . Физкультминутка (слайд 12).

Поднимите плечики,

Попрыгаем, как кузнечики.

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.

Повернитесь вправо, влево,

Приседайте: раз, два, три.

Вдох и выдох. Тишина.

Поработать нам пора.

VI . Закрепление изученного материала

180 506 + 32 994 197 * 4 : 2 981 : 9 * 6

101 008 – 12 389 85 * 7 + 5 696 : 8 * 3

Первый и второй ряд решают первую строку, третий и четвертый – вторую строку.

Проверка. (Слайд 13, 14)

VII . Рефлексия

Оцените свою работу на уроке. (Слайд 15).

Если на уроке было все понятно и со всеми заданиями справились, то поднимите зеленый кружочек. Если что-то не получилось – желтый.

- как решаются задачи на увеличение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме?

- как решаются задачи на уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме?

Глоссарий по теме:

Увеличить число в несколько раз – значит умножить данное число на столько, во сколько раз его требуется увеличить.

Уменьшить число в несколько раз – значит разделить данное число на столько, во сколько раз его требуется уменьшить.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч.1 - М.; Просвещение, 2017. – с. 84.

2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс. Часть 1. М.; Просвещение, 2016. – с. 34-36.

4. Кочергина А. В. Учим математику с увлечением (Методическая библиотека). М.: 5 за знания, 2007. – с. 129.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вспомнили, к какому типу относится эта задача? Верно: уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме. Давайте составим задачу с этими данными в прямой форме.

Сегодня мы продолжим учиться различать задачи с формулировками в прямой и косвенной форме.

Перед вами условие задачи:

Масса тыквы 8кг. Кабачок в 2 раза легче тыквы. Какова масса кабачка?


По условию задачи кабачок меньше тыквы в 2 раза.

Посмотрите, какой схематический рисунок можно сделать к задаче:

на нем кружком обозначена масса тыквы, овалом – масса кабачка Стрелочкой показано, как связаны масса тыквы и масса кабачка. Такие задачи вы уже умеете решать.

8 кг в 2 раза меньше ?

Поэтому для ответа на вопрос задачи надо массу тыквы разделить на два.

Но если кабачок меньше тыквы, о тыкве можно сказать: она тяжелее кабачка и ее масса в два раза больше, чем масса кабачка. Поэтому условие нашей задачи можно сформулировать по-другому:

Тыква, масса которой 8 кг, в 2 раза тяжелее кабачка. Какова масса кабачка?

Посмотрите, что изменилось на схематическом рисунке к этой задаче. На этом рисунке стрелка направлена в противоположную сторону. Теперь она показывает, как связана масса тыквы с массой кабачка.

8 кг в 2 раза тяжелее ?

Обратите внимание, что решение задачи не изменилось, хотя в условии вместо слова легче используется слово тяжелее.

Поэтому в решении задач, в которых речь идет об увеличении или уменьшении величин в несколько раз, сначала сравни неизвестную величину с той, которая дана в задаче. Это поможет вам правильно определить каким действием (делением или умножением) решается задача. В нашей задаче масса кабачка меньше, поэтому задача решается делением.

Давайте решим еще одну задачу:

Маша прочитала 12 страниц, это в 3 раза меньше, чем прочитал Юра. Сколько страниц прочитал Юра?

К этой задаче можно сделать такой схематический рисунок. На нем количество страниц, прочитанных Машей, обозначено квадратом, а количество страниц, прочитанных Юрой – прямоугольником. Для решения задачи нам важно понять, Юра прочитал больше Маши или меньше. Если Маша прочитала в 3 раза меньше, чем Юра, значит Юра прочитал больше в 3 раза. Поэтому задача решается действием умножения: 12 умножить на 3 получаем 36.

12 в 3 раза меньше ?

в 3 раза больше

Ответ: 36 страниц

Задания тренировочного модуля:

В первом аквариуме 9 рыбок, это на 3 рыбки больше, чем во втором аквариуме. Сколько рыбок во втором аквариуме?

Правильный вариант:

2. Подберите к задаче верное решение:

Белка принесла в дупло утром 24 ореха, что в 4 раза больше, чем вечером. Сколько орехов принесла белка вечером?

3. Сравните неизвестную величину с данной в задаче. Выберите действие, которым решается задача, и укажите правильный ответ.

У фермера 8 коров. Это в 16 раз меньше, чем овец. Сколько овец у фермера?

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПМ 04. ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений и др.

Оценка за урок: _____________

План-конспект

урока математики

Любарец Анастасии Сергеевны

Консультация методиста ______________

Цель: Познакомить с задачами на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме;

Образовательные: познакомить обучающихся с решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме, совершенствовать вычислительные навыки (устные, письменные).

Развивающие: способствовать развитию пространственного воображения, математической речи, развитие познавательных способностей, развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждение других.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения, уважительное отношение друг к другу при работе в паре, группе; воспитывать аккуратность, бережливость, трудолюбие, самостоятельность.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, проведение физминуток.

Планируемые результаты:

Личностные: развивать мотивацию к учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; рефлексивная самооценка, уметь анализировать свои действия и управлять ими; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками..

Метапредметные:

Формирование познавательных УУД: овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построить рассуждения, овладеть способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

Формирование регулятивных УУД: : принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления, уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Формирование коммуникативных УУД: уметь слушать собеседника и вести диалог, уметь признать важность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать точку зрения; использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные: использовать приобретенные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений; овладеть навыками логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, изменения, прикидки результата и его оценки, записи и выполнение алгоритмов, уметь выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать задачи на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме; анализировать и интерпретировать данные, приобретать начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группах.

Тип урока: открытие новых знаний

Основные образовательные ресурсы: учебник, тетрадь, раздаточный материал (карточки с заданиями, чистые листы бумаги), наглядное пособие (плакат)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики для 4 -го класса, в нестандартной форме.

Тема:«Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз,

Цели:- развивать умение решать задачи в косвенной форме на увеличение (уменьшение) в несколько раз;

- формировать вычислительный навык;

- развивать умение решать задачи изученных видов;

- воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: компьютер учителя, карточки, конверты с заданиями, лист альбомный, фломастер, варежки.

1. Организационный момент.

– Ребята, начнем урок. Будьте внимательны, сосредоточенны.

( У вас на столе варешки допишите фразу. « Чего я жду от этого урока…… Что меня пугает на предстоящем уроке……)

Откроем тетради.
– Запишем число, классная работа.
– Отгадайте загадку.

У этого дедушки много внучат,
Внучата на дедушку часто ворчат.
На улице дедушка к ним пристает.
За пальцы хватает, за уши дерет.

Но вечер приходит счастливый в году
Сердитого дедушку в гости все ждут.
Подарки приносит он, добрый на вид,
И все веселятся, никто не ворчит.
(Дедушка Мороз)

У деда мороза конверт в одном конверте задания, если вы хорошо поработаете то получите подарки.

Но для того, чтобы получить подарки нужно хорошо потрудиться.)

Устный счёт.

- Я читаю задания, а вы в тетрадях записываете только ответы.

а) Уменьши число 600 на 300;

б) Увеличьте число 400 на 460;

в) Найдите сумму чисел 560 и 240;

г) Найдите разность чисел 270 и 90;

д) Выразите в км 27000м;

е) Выразите в минутах 7 часов;

ж) Найдите P и S квадрата со стороной 8 см.

- Давайте проверим, какие ответы у нас получились: 300, 860, 800, 180, 27 км, 420 мин, 32 см, 64 см 2 .

- Начертите два отрезка. Первый – 10см, он длиннее второго на 4 см. Найти длину второго отрезка.

III. Самоопределение к деятельности

1 Работа в парах.

Возьмите большие листы. Работаем на них фломастерами.

Задача №1 Нарисуйте семь кружков, а треугольников на два меньше. Сколько нарисуете треугольников?

Задача№2 Нарисуйте семь кружков, их на два больше, чем треугольников. Сколько нарисуете треугольников?

Проверка: два человека у доски с ошибкой.

- Ребята, какая же задача наиболее хитрая? Почему? (наиболее хитрая вторая задача, т. к. в ней говориться только о кружках, а просят найти количество треугольников.)

- Как надо рассуждать, чтобы правильно найти количество треугольников? (если кружков семь и их на два больше, значит треугольников на два меньше, мы находим меньшее число)

- Какая же задача сформулирована в прямой форме? (1) Почему?

- А что можно сказать про вторую задачу? Почему? (она хитрая, сформулированная в косвенной форме)

- О чем надо помнить, чтобы правильно ответить на вопрос в такой хитрой задаче? (Надо понимать, какое число находим: большее или меньшее.)

Эта задача относится к теме нашего урока. Такие задачи называются – задачи в косвенной форме.

V. Работа над новым материалом.

Дед Мороз принес нам краткое условие задачи.

– Составьте задачу по 1 краткому условию.

Хлопушек – 15 шт.

Шаров – ? шт., в 3 раза больше

– Назовите решение задачи (15∙3). Почему нужно умножить?
– Сколько получится? (45 шаров)
– Составьте задачу по 2 краткому условию

Хлопушек – 15 шт., их в 3 раза больше

– Чем похожи задачи? (Главные слова, числовые данные, вопросы.)
– Чем отличаются?
– Подумайте, как по другому можно сказать про шары?
– Может ли краткое условие быть другим? Каким?
– К задаче мы можем записать любое из данных условий.
– Запишите краткое условие в тетрадь.
– Можем ли мы решить такую задачу? Как? (15:3) Почему?
– Запишите решение и ответ.

VI. Физкультминутка.

VII. Закрепление изученного материала.

– Принимаемся за дело. Проверим, как вы поняли, как решить косвенную задачу.

“На почту к Деду Морозу прислали 150 писем. Их в 2 раза меньше, чем открыток. Сколько открыток прислали Деду Морозу?”

( Работает ученик возле доски)

VIII. Решение геометрической задачи.

Откройте учебник на стр.84. №387. Прочтите задание.

(На столе карточки с квадратами. Вам необходимо выполнить задание.)

- А чтобы закрепить наш успех, давайте выполним ещё одно задание.

Стр.84, №385 – фронтально.

XI. Итог урока.

– Сегодня мы хорошо поработали.
– Какие знания и умения нам пригодились для решения задач косвенного вида?
– Кому было сложно? Что вызвало затруднения?

- Вы отлично вы полнили все задания и заслужили вознаграждение от Деда Мороза.

Домашнее задание.

Учебник с.84, №380, №383.

X. Рефлексия.

Читайте также: