Грибы и бактерии 3 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЧурбановаТатьяна Анатольевна , учитель начальных классов

Дата проведения: февраль-2015 уч. г.

-расширить знания о представителях царств живой природы: грибах и бактериях,

-познакомить учащихся со строением шляпочных грибов,

-расширить представления о разнообразии грибов, бактерий,

-выяснить значение грибов и бактерий в природе и жизни человека,

-убеждать учащихся в необходимости бережного отношения к живой природе, выполнении правил поведения в природе.

Оборудование:

Схема “Царства природы”, раздаточный печатный текст о грибах, раздаточный материал в конвертах “Съедобные и несъедобные грибы” , раздаточная сводная таблица “Бактерии” для домашней работы.

Организационный момент. (Проверка готовности уч-ся к уроку, сосредоточенность, посадка уч-ся).

Слово учителя: - Ребята! У нас урок окружающего мира.

-Посмотрите все ли готово к уроку. На уроке присутствуют гости . Поприветствуем их.

Введение в тему, знакомство с новым материалом.

1. Повторим что вы изучали на прошлых уроках. Давайте вспомним.

- Что такое природа?. Это то что нас окружает и не сделано руками человека.

- Какая бывает природа? Живая неживая.

Какие признаки живого нам известны? Живое рождается, питается, растёт, размножается, стареет, умирает

- На уроках окружающего мира мы изучали царства природы растения и животные, их представителей. (сл.2)Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с двумя царствами. Отгадайте, как называется первое царство:

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

– Первое царство-грибы. (сл3) сцарством бактерии мы познакомимся попозже. Таблица на доске:

Растения животные грибы бактерии-

Как думаете, над какой темой мы будем работать на уроке? (Грибы и бактерии.)

- Какую цель поставим перед собой?

Знакомство с разнообразием грибов и бактерий.

Несколько столетий назад грибы приводили в отчаяние ботаников. Их своеобразная форма, быстрый рост, отсутствие семян заставляли задуматься, к какому царству природы отнести их: к растениям, животным или… минералам? И после долгих размышление грибы были выделены в особое царство.

Приём “Верите ли вы, что…”

– Давайте проверим, что вы знаете о грибах? На доске таблица “Верите, ли вы, что…” Послушайте утверждения и подуиайте согласитесь вы с ними или нет.

Грибы – это особая группа организмов, которые имеют признаки животных и растений.

Грибы размножаются спорами.

Существуют плесневые грибы.

Дрожжи-это одноклеточные грибы.

Среди грибов есть паразиты и дереворазрушающие грибы.

Раны на деревьях не приносят им вред.

2. Стадия “Осмысление”.

Царство “Грибы”. (сл.4)

(Работа с текстом)

hello_html_4a6b7ca.jpg

– Чтобы проверить ваш ответ на первое утверждение, поработаем с текстом. Сначала его прочитаем:
( Читает текст- Настя)

Грибы – это особая группа организмов, сочетающих в себе черты растений и животных. Подобно растениям, грибы получают питательные вещества путем всасывания и обладают способностью к неограниченному росту. Но растения сами производят органическое вещество, из которого строят свой организм.

Грибы же, как и большинство животных, нуждаются в готовой пище. Они её получают из почвы или другого организма, например дерева, на котором растут. Наличие в грибах хитина также роднит их с животными.

Из статьи “ Такие разные грибы”. Журнал “Свирель ”.

– Найдите и подчеркните в тексте признаки растений у грибов и поставьте букву Р на полях, подчеркните признаки животных и поставьте букву Ж.

– Назовете признаки растений и животных. Как мы ответим на первое утверждение “Грибы – это особая группа организмов, которые имеют признаки животных и растений”?

Работа с тетрадью и учебником.

Работа по учебнику.

Рассмотрим строение гриба. Оно вам знакомо.

Работа в тетради стр 60 №154

Помощь вы можете получить в учебнике на странице 126.

– Запишите части гриба на схеме в тетради.

- Прочитайте второй абзац на стр. 126. Что нового о строении шляпочного гриба вы узнали? ( Читает АНЯ)

ПРОВЕРКА: (сл.5)

– Проверьте, правильно ли вы записали основные части шляпочного гриба.

(Дополняем схему на доске, добавляем слово “споры” ,проверяем правильность второго утверждения в таблице “Верите ли вы, что…”

Физкультминутка. (музыкальная физминутка)

– Отправляясь в лес за грибами, нужно помнить о том, что не каждый гриб можно положить в свою корзинку. Сейчас проверим, какие вы опытные грибники. Возьмите конвертики, в них рисунки грибов. Первая группа- найдите только съедобные грибы и положите их в корзину. А вторая группа найдет несъедобные грибы.

-Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Распределение грибов на съедобные и несъедобные. (сл.7)

hello_html_1f62c5b5.jpg

– Оказывается, грибной мир очень разнообразен. Послушайте, что узнали о грибах ваши одноклассники:

hello_html_m47c01d39.jpg

Дрожжи – это тоже грибы. Только одноклеточные. Их тела можно рассмотреть только под микроскопом. Всего дрожжей около 500 видов. Одним из них являются хлебопекарные дрожжи. У них есть все основные признаки грибов. Только грибницы у них нет. Дрожжи быстро растут. В этом мы сегодня убедимся: добавим в теплую воду сахар и дрожжи и поставим в теплое место. Посмотрим, что произойдет через некоторое время.

hello_html_m60a30b3b.jpg

hello_html_m42363d73.jpg
hello_html_m75ed6cf4.jpg

Результат опыта с дрожжами. Вывод: одноклеточные грибы-дрожжи быстро размножаются. (Дрожжи должны увеличиться в объёме.)

– На какие вопросы нам помогли ответить ребята?(обращаемся к таблице “Верите ли вы, что….”, заполняем второй столбик таблицы – ответы на 3–5 вопросы.

(работа в парах)

Ребята, сейчас я вам раздам листочки с грибами. Вы должны посмотреть внимательно на грибы и подписать их названия по рисунком.

(Проверка)(сл.12)

Царство “Бактерии”.(сл.13)

– Сегодня мы познакомимся еще с одним царством природы – бактериями.

Чтение статьи “Бактерии” в учебнике на стр.129 . ( Юсупов Наби)

- Чем полезны и чем опасны бактерии для человека? ( Гордиенко Настя)

-убеждать учащихся в необходимости бережного отношения к живой природе, выполнении правил поведения в природе.

Оборудование:

Давайте возьмемся за руки и подарим частичку тепла и доброты друг другу.

В третьем классе учимся

И все у нас получится!

2.Определение темы урока детьми.

-Сегодня к нам на урок пришли гости.

(выходят дети и загадывают загадки о грибах и бактериях)

-Какая же будет тема нашего сегодняшнего урока?

(дети формулируют тему урока)

-А какую поставим проблему?

(Узнать новое о грибах и что такое бактерии)

3.Что такое грибы.

– Первое царство - грибы. (Открываю табличку с названием.)

– Несколько столетий назад грибы приводили в отчаяние ботаников. Их своеобразная форма, быстрый рост, отсутствие семян заставляли задуматься, к какому царству природы отнести их: к растениям, животным или… минералам? И после долгих размышление грибы были выделены в особое царство. Грибы – это особая группа организмов, которые имеют признаки животных и растений. Грибы размножаются спорами. Грибы – это особая группа организмов, сочетающих в себе черты растений и животных. Подобно растениям, грибы получают питательные вещества путем всасывания и обладают способностью к неограниченному росту. Но растения сами производят органическое вещество, из которого строят свой организм. Грибы же, как и большинство животных, нуждаются в готовой пище. Они её получают из почвы или другого организма, например дерева, на котором растут. Наличие в грибах хитина также роднит их с животными. Грибы бывают полезные и ядовитые(показывает картинки полезных и ядовитых грибов)

(беседа по таблице)

4. Стадия “Осмысление”.

– Рассмотрим строение гриба. Оно вам знакомо.

(рассмотрение муляжей грибов)

– Запишите части гриба на схеме в тетради.

– Заполним схему на доске. Запишите основные части шляпочного гриба.

– Прочитайте второй абзац учебника на стр. 126. Что нового о строении шляпочного гриба вы узнали?

(Дополняем схему на доске, добавляем слово “споры” )

Отправляемся мы в лес, полный сказок и чудес.

Будем мы грибы искать и в корзину собирать.

Раз грибок, два грибок –

Будет полный кузовок.

– Отправляясь в лес за грибами, нужно помнить о том, что не каждый гриб можно положить в свою корзинку. Сейчас проверим, какие вы опытные грибники (дети собирают в корзинки съедобные грибы.)

Проверка задания: назовите ядовитые грибы.

– В чью корзинку попали эти грибы?

7.Работа в парах . Разгадайте кросворд. Какие грибы растут в Ульяновской области (раздаточный материал)

Проверка по таблице на доске.

8.Что можно приготовить из грибов.

(дети рассматривают сушёные грибы, маринованные, замороженные)

9.Работа с микроскопом.

-Существуют плесневые грибы.

(рассматривают плесень на хлебе)

-посмотрите как выглядит плесень под микроскопом. Из этой плесени получают полезный препарат-антибиотик пеницелин (показывается).

10.Знакомство с дрожжами

-Дрожжи- это одноклеточные грибы.(показываются)

– Оказывается, грибной мир очень разнообразен.

11.Работа в группах. Опыт с дрожжами.

Дрожжи – это тоже грибы. Только одноклеточные. Их тела можно рассмотреть только под микроскопом. Всего дрожжей около 500 видов. Одним из них являются хлебопекарные дрожжи. У них есть все основные признаки грибов. Только грибницы у них нет. Дрожжи быстро растут. В этом мы сегодня убедимся: добавим в теплую воду сахар и дрожжи и поставим в теплое место. Посмотрим, что произойдет через некоторое время.

-Закладывается опыт о размножении дрожжей. (После заслушиваются выводы )результаты опыта проверяются.

Результат опыта с дрожжами. Вывод: одноклеточные грибы-дрожжи быстро размножаются. (Дрожжи должны увеличиться в объёме.)

– Сегодня мы познакомимся еще с одним царством природы – бактериями.

– Что бы вы хотели о них узнать?

Прием “Корзина идей”: записываю на доске все вопросы детей.

Обобщаю: на некоторые из этих вопросов мы найдем ответ сегодня, на другие вы сможете найти ответ в справочной литературе.

Прием “Чтение с пометами”.

Чтение статьи “Бактерии” в учебнике на стр.129 с пометами на полях. (+знаю, –новое для меня, ? есть вопрос)

На какие вопросы, записанные на доске, вы нашли ответы?

– Что узнали нового?

– Какие вопросы возникли

14.Что можно получить из грибов и бактерий.

Блины , испечённые на дрожжах и кефире

– Подведем итоги урока. Если “микес” в переводе с греческого – гриб, а “логос” – учение, то как называется наука о грибах?

+микология. (Табличка на доске “ микология-наука о грибах.”)

–Послушайте мои утверждения по теме урока. Кто согласится с каждым из них, пусть встанет:

– Грибы – это ни растение, ни животное, но то и другое.

– Плесень и дрожжи – тоже грибы.

– Не каждый гриб можно положить в корзину.

– Деревьям можно наносить раны, они от этого не страдают.

– Бактерии окружают нас всюду.

– Бактерии приносят только вред.

- А сейчас заполните индивидуальные карты самоанализа работы на уроке и посчитайте общее количество набранных вами баллов.


Урок расширит знания учащихся о представителях царств живой природы: грибах и бактериях, познакомит со строением шляпочных грибов.

Описание разработки

Цели урока:

- расширить знания о представителях царств живой природы: грибах и бактериях,

- познакомить учащихся со строением шляпочных грибов,

- расширить представления о разнообразии грибов, бактерий,

- выяснить значение грибов и бактерий в природе и жизни человека,

- убеждать учащихся в необходимости бережного отношения к живой природе, выполнении правил поведения в природе.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Давайте возьмемся за руки и подарим частичку тепла и доброты друг другу.

В третьем классе учимся

И все у нас получится!

2. Определение темы урока детьми.

- Сегодня к нам на урок пришли гости.

(выходят дети и загадывают загадки о грибах и бактериях)

- Какая же будет тема нашего сегодняшнего урока?

(дети формулируют тему урока)

- А какую поставим проблему?

(Узнать новое о грибах и что такое бактерии)

3. Что такое грибы.

– Первое царство - грибы. (Открываю табличку с названием.)

Урок окружающего мира на тему Грибы и бактерии

– Несколько столетий назад грибы приводили в отчаяние ботаников. Их своеобразная форма, быстрый рост, отсутствие семян заставляли задуматься, к какому царству природы отнести их: к растениям, животным или… минералам? И после долгих размышление грибы были выделены в особое царство. Грибы – это особая группа организмов, которые имеют признаки животных и растений.

Грибы размножаются спорами. Грибы – это особая группа организмов, сочетающих в себе черты растений и животных. Подобно растениям, грибы получают питательные вещества путем всасывания и обладают способностью к неограниченному росту.

Но растения сами производят органическое вещество, из которого строят свой организм. Грибы же, как и большинство животных, нуждаются в готовой пище. Они её получают из почвы или другого организма, например дерева, на котором растут. Наличие в грибах хитина также роднит их с животными. Грибы бывают полезные и ядовитые(показывает картинки полезных и ядовитых грибов)

(беседа по таблице)

4. Стадия “Осмысление”.

– Рассмотрим строение гриба. Оно вам знакомо.

(рассмотрение муляжей грибов)

– Запишите части гриба на схеме в тетради.

– Заполним схему на доске. Запишите основные части шляпочного гриба.

– Прочитайте второй абзац учебника на стр. 126. Что нового о строении шляпочного гриба вы узнали?

(Дополняем схему на доске, добавляем слово “споры” )

5. Физкультминутка.

Отправляемся мы в лес, полный сказок и чудес.

Будем мы грибы искать и в корзину собирать.

Раз грибок, два грибок –

Будет полный кузовок.

– Отправляясь в лес за грибами, нужно помнить о том, что не каждый гриб можно положить в свою корзинку. Сейчас проверим, какие вы опытные грибники (дети собирают в корзинки съедобные грибы. )

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

-расширить знания о представителях царств живой природы: грибах и бактериях,

-познакомить учащихся со строением шляпочных грибов,

-расширить представления о разнообразии грибов, бактерий,

-выяснить значение грибов и бактерий в природе и жизни человека,

-убеждать учащихся в необходимости бережного отношения к живой природе, выполнении правил поведения в природе.

Оборудование:

Давайте возьмемся за руки и подарим частичку тепла и доброты друг другу.

В третьем классе учимся

И все у нас получится!

2.Определение темы урока детьми.

-Сегодня к нам на урок пришли гости.

(выходят дети и загадывают загадки о грибах и бактериях)

-Какая же будет тема нашего сегодняшнего урока?

(дети формулируют тему урока)

-А какую поставим проблему?

(Узнать новое о грибах и что такое бактерии)

3.Что такое грибы.

– Первое царство - грибы. (Открываю табличку с названием.)

– Несколько столетий назад грибы приводили в отчаяние ботаников. Их своеобразная форма, быстрый рост, отсутствие семян заставляли задуматься, к какому царству природы отнести их: к растениям, животным или… минералам? И после долгих размышление грибы были выделены в особое царство. Грибы – это особая группа организмов, которые имеют признаки животных и растений. Грибы размножаются спорами. Грибы – это особая группа организмов, сочетающих в себе черты растений и животных. Подобно растениям, грибы получают питательные вещества путем всасывания и обладают способностью к неограниченному росту. Но растения сами производят органическое вещество, из которого строят свой организм. Грибы же, как и большинство животных, нуждаются в готовой пище. Они её получают из почвы или другого организма, например дерева, на котором растут. Наличие в грибах хитина также роднит их с животными. Грибы бывают полезные и ядовитые(показывает картинки полезных и ядовитых грибов)

(беседа по таблице)

4. Стадия “Осмысление”.

– Рассмотрим строение гриба. Оно вам знакомо.

(рассмотрение муляжей грибов)

– Запишите части гриба на схеме в тетради.

– Заполним схему на доске. Запишите основные части шляпочного гриба.

– Прочитайте второй абзац учебника на стр. 126. Что нового о строении шляпочного гриба вы узнали?

(Дополняем схему на доске, добавляем слово “споры” )

Отправляемся мы в лес, полный сказок и чудес.

Будем мы грибы искать и в корзину собирать.

Раз грибок, два грибок –

Будет полный кузовок.

– Отправляясь в лес за грибами, нужно помнить о том, что не каждый гриб можно положить в свою корзинку. Сейчас проверим, какие вы опытные грибники (дети собирают в корзинки съедобные грибы.)

Проверка задания: назовите ядовитые грибы.

– В чью корзинку попали эти грибы?

7.Работа в парах . Разгадайте кросворд. Какие грибы растут в Ульяновской области (раздаточный материал)

Проверка по таблице на доске.

8.Что можно приготовить из грибов.

(дети рассматривают сушёные грибы, маринованные, замороженные)

9.Работа с микроскопом.

-Существуют плесневые грибы.

(рассматривают плесень на хлебе)

-посмотрите как выглядит плесень под микроскопом. Из этой плесени получают полезный препарат-антибиотик пеницелин (показывается).

10.Знакомство с дрожжами

-Дрожжи- это одноклеточные грибы.(показываются)

– Оказывается, грибной мир очень разнообразен.

11.Работа в группах. Опыт с дрожжами.

Дрожжи – это тоже грибы. Только одноклеточные. Их тела можно рассмотреть только под микроскопом. Всего дрожжей около 500 видов. Одним из них являются хлебопекарные дрожжи. У них есть все основные признаки грибов. Только грибницы у них нет. Дрожжи быстро растут. В этом мы сегодня убедимся: добавим в теплую воду сахар и дрожжи и поставим в теплое место. Посмотрим, что произойдет через некоторое время.

-Закладывается опыт о размножении дрожжей. (После заслушиваются выводы )результаты опыта проверяются.

Результат опыта с дрожжами. Вывод: одноклеточные грибы-дрожжи быстро размножаются. (Дрожжи должны увеличиться в объёме.)

– Сегодня мы познакомимся еще с одним царством природы – бактериями.

– Что бы вы хотели о них узнать?

Прием “Корзина идей”: записываю на доске все вопросы детей.

Обобщаю: на некоторые из этих вопросов мы найдем ответ сегодня, на другие вы сможете найти ответ в справочной литературе.

Прием “Чтение с пометами”.

Чтение статьи “Бактерии” в учебнике на стр.129 с пометами на полях. (+знаю, –новое для меня, ? есть вопрос)

На какие вопросы, записанные на доске, вы нашли ответы?

– Что узнали нового?

– Какие вопросы возникли

14.Что можно получить из грибов и бактерий.

Блины , испечённые на дрожжах и кефире

– Подведем итоги урока. Если “микес” в переводе с греческого – гриб, а “логос” – учение, то как называется наука о грибах?

+микология. (Табличка на доске “ микология-наука о грибах.”)

–Послушайте мои утверждения по теме урока. Кто согласится с каждым из них, пусть встанет:

– Грибы – это ни растение, ни животное, но то и другое.

– Плесень и дрожжи – тоже грибы.

– Не каждый гриб можно положить в корзину.

– Деревьям можно наносить раны, они от этого не страдают.

– Бактерии окружают нас всюду.

– Бактерии приносят только вред.

- А сейчас заполните индивидуальные карты самоанализа работы на уроке и посчитайте общее количество набранных вами баллов.

16.Оценивание детей за работу на уроке.

17. Домашнее задание.

1. В тетради задание 150-написать правила сбора грибов;


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по окружающему во 2 классе. УМК "Планета знаний".

Конспект урока

по окружающему миру

"Грибы и бактерии".

УМК "Планета знаний

Никитина Татьяна Александровна,

учитель начальных классов

МОУ Вешкаймская средняя общеобразовательная школа №1

Тема: Грибы и бактерии.

Цель: Формирование представления о грибах, как об особом царстве живой природы, через выявление особенностей их строения, развития и размножения, знакомство с их разнообразием.

1.Познакомить с характерными признаками и разнообразием грибов, дать представление об их строении и значении в природе и жизни человека.

2.Формировать умение отличать съедобные грибы от несъедобных, определять место их обитания, через сравнение, сопоставление и обобщение их отличительных признаков.

4.Развивать творческие способности, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, самостоятельно работать с учебником.

5.Воспитывать бережное отношение к природе через постоянное эмоциональное воздействие на чувства детей.

Планируемые результаты:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

- Как человек использует животных?

- Каково значение животных в природе?

- Как человек влияет на диких животных?

- Как охраняют животных в нашей стране?

- Почему нужно бережно относиться ко всем животным, а не только к редким?

3. Актуализация знаний.
- Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая)
- Что относится к живой природе? (Животные, растения, грибы и др.)
- А что относится к неживой природе? (Воздух, вода, Солнце и др.)
- Назовите признаки живых организмов. (Питание, движение, дыхание, рост, развитие и др.)

- На какие большие группы учёные разделили всех живых существ? (царства).

- С какими царствами вы уже познакомились на уроках окружающего мира?

4. Постановка темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы подробно познакомимся с удивительным царством живых организмов. Большинство представителей этого царства - обитатели суши, но встречаются и водные. Поселяются они на растительных и животных остатках, на живых организмах, на продуктах питания, и даже на штукатурке в квартире. Кто понял, что это за существа?(Ответы) (Грибы)
- Мы совершим путешествие в царства грибов и бактерий. Тема урока: Грибы и бактерии.

- А какую поставим цель? (Узнать, что такое грибы и бактерии, строение грибов, виды грибов, значение грибов в природе, как грибы использует
человек).

5. Первичное усвоение новых знаний.
1.Что такое грибы?

- Первое, что мы должны с вами сделать, это определиться, а что же такое грибы? Выберите из понятий, которые у вас записаны на карточке № 1 и подчеркните те, которые на ваш взгляд соответствуют понятию грибы.

(Индивидуальная работа)

Растения, живая природа, животные, бактерии, неживая природа, царство.

Проверка. Соответствующие понятия выделяются на слайде цветом.

- Какие понятия подчеркнули?(Ответы). Докажите, что грибы относятся к живой природе.(Они дышат, растут, развиваются, питаются (вода и минеральные соли), размножаются, старятся и умирают)

- Почему подчеркнули слово царство? (грибы образуют отдельное царство живой природы)

- Кто подчеркнул два понятия поставьте себе "+", кто одно понятие "-" в графе "Что такое грибы ".

- Долгое время грибы относили к царству растений. Однако в настоящее время их выделяют в отдельное царство. Они не являются ни растениями , не животными. Учёные насчитывают не менее 100 тысяч видов грибов. Разнообразие их велико. Каждый гриб занимает определённое место в природе. Одни грибы помогают питаться растениям, другие перерабатывают остатки живых организмов в гумус (перегной), третьи хищники, помогают бороться с вредителями растений, четвертые - лекарство для животных и человека.

- Откройте учебник на с. 126 и найдите ответ на вопрос: из каких частей состоит гриб. Расскажите по схеме на слайде.

- Всё то, что мы кладём в корзинку - плодовое тело. Оно состоит из шляпки и ножки. То, что невидимо нашему глазу - это грибница или мицелий.

- Откройте тетрадь на с. 60, задание 154. Вы видите схему строения гриба. Подпишите части гриба. Кто внимательно слушал, для того это не составит труда.

(Индивидуальная работа. Проверка)

- Поставьте себе в графе "Строение грибов" "+", если вы справились с заданием.

- Как вы думаете, чего не хватает на нашей схеме? Как размножается гриб? (Спорами). Давайте дорисуем споры.

- На обратной стороне шляпки образуются споры, которыми размножаются грибы.

- Какие известные вам растения распространяются, как и грибы, спорами? (Мхи, папоротники)

3. Для чего нужны грибы растениям леса.

-Вы, наверное, замечали, что многие грибы растут под деревьями. Это не случайно. Грибы нужны деревьям, нужны лесу. Грибница срастается с корнями деревьев, кустарников, трав помогает им всасывать воду и растворенные в ней питательные вещества. Дерево не остается в долгу и делится с грибами питательными органическими веществами, потому что грибы сами получать их не умеют. Каждый год на гектар леса падает свыше 2 тонн хвои, листьев, веток, шишек и коры. Все это перерабатывают грибы, тем самым улучшают почву. Грибы лечат лес, без них деревья болеют. Многие лесоводы специально разводят грибы в новых лесопосадках.

4. Грибы съедобные и несъедобные.

- Люди издавна использовали грибы, как продукт питания. Они вкусны и питательны, очень богаты белками. Иногда их даже называют "вторым мясом". Высоко в них содержание и микроэлементов (железа, кальция, цинка, йода, фосфора, калия) Но не все грибы съедобны. Среди них есть несъедобные и даже очень ядовитые. (Ответы)

- Сейчас мы тоже отправимся на тихую охоту и соберем грибы.

-Возьмите карточку №2 и подчеркните только съедобные грибы.

Лисичка, маслёнок, мухомор, опёнок, ложный опёнок, бледная поганка, подосиновик, подберёзовик, рыжик, желчный гриб.

- А теперь оцените себя в маршрутном листе.

- Вижу, вы достаточно хорошо разбираетесь в грибах. Но в грибах, которые больше известны. А ведь мир грибов очень разнообразен.

Показ слайдов сопровождается небольшой информацией подготовленных учеников.

1.Плазмодий.

2.Решёточник красный

Этот гриб напоминает причудливый цветок. Внутренний слой покрыт слизью, именно в нем происходит созревание спор гриба. Гриб издает неприятный гнилостный запах, привлекающий мух. Произрастает в широколиственных лесах Краснодарского края, в Закавказье. Несъедобен. Решеточник – очень редкий гриб, занесен в Красную книгу России.

4. Дождевик

Дождевик — одни из наиболее вкусных грибов. Дождевики съедобны, пока мякоть имеет чистый белый цвет. Встречается очень часто, в лесах, на полянах и лугах, с мая по ноябрь. Они не выдерживают даже непродолжительного хранения. Использовать их надо в день сбора.

5.Трюфель

Самый дорогой гриб - трюфель. Грибница трюфеля живет долго, если ее никто не разрушает. Продолжение трюфельного рода зависит от того, будут ли они найдены, выкопаны и съедены животными. Главными условиями для роста трюфелей являются теплый климат умеренной зоны и смешанный лес. Когда - то трюфель в нашей стране собирали целыми корзинками! Сейчас этот очень вкусный гриб у нас почти не встречается.

- Существует огромное количество удивительных грибов. О них вы можете узнать из дополнительной литературы.

6. Правила сбора грибов.

Чтение материала учебника - с.127 (2-3 абзацы)

- Возьмите карточку №3. Прочитайте и обведите номера только верных утверждений.

1.Собирай только знакомые грибы.

2. Не разрывай мох и листву вокруг гриба.

3. Грибы надо срезать ножом или аккуратно выкручивать, ямку засыпать землёй и прикрыть мхом.

4. Ядовитые грибы нужно уничтожать.

5. Нельзя собрать старые грибы.

6.Грибы можно собирать в лесу и возле дорог.

- Посмотрите на блюдце. Кто может сказать, что это?

Дети по запаху пытаются определить, что лежит в блюдце

- Дрожжи. Это тоже грибы. Они нужны, чтобы поднималось тесто.

- Этот вид грибов называется "Плесневые"

- Плесень. Пушистые или бархатистые налёты на растениях (иногда на животных) и предметах растительного и животного происхождения. Часто плесень бывает причиной гибели плодов и овощей во время их хранения; вызывает различные болезни растений, снижая их урожай. Но и многие плесневые грибы используют в промышленности, например, для получения лимонной кислоты, для изготовления сыра "Рокфор" и "Камаммбер", в фармацевтической промышленности получают пенициллин и другие антибиотики.

- Мы с вами тоже можем получить данный вид грибов в результате эксперимента. Для этого мы с помощью пипетки увлажним ( 10 капель) кусочек хлеба и оставим его в контейнере до следующего урока.

- Существует даже целая наука, посвящённая их изучению. Она называется "Микология" (на доске размещается карточка ) с латыни это переводится "микос" - гриб, "логос" - наука, т.е. наука о грибах.

- Мы познакомились с царством растений, царством животных и царством грибов. Кто вспомнит, как называется четвёртое царство? (Бактерии)

- Прочитаем о бактериях в учебнике - с.129

- Чем полезны и чем опасны бактерии для человека?

6. Поверка усвоения новых знаний.

а) растения, состоящие из корня, стебля и шляпки
б) растения, состоящие из плодового тела
в) живые организмы, имеющие грибницу и плодовое тело

2. С какими растениями тесно связаны грибы в лесу?

б) с кустарниками

3. Чем делится гриб с деревом?
А) водой
Б) сахаром
В) корнями
4. Грибы, которые используются в производстве хлеба:
А) кефирный гриб
Б) дрожжи
В) желчный гриб
5. Грибы относятся к ….
А) царству растений
Б) царству животных
В) царству грибов
6. Бактерии - это.

б) одни из самых маленьких и самых простых живых существ на Земле

7. Бактерии живут.

а) в воде, в почве

б) в воде, в почве, в воздухе

в) в воде, в почве, в воздухе, в организме живых существ.

Самопроверка

7. Рефлексия.

Работа с рефлексивным экраном.
8. Итог урока.

- Почему учёные выделили грибы в отдельное царство?

- Что такое бактерии?

Самооценка работы на уроке.

9. Домашнее задание.

Никитина Татьяна Александровна

МОУ Вешкаймская средняя общеобразовательная школа №1

Царства растения животные грибы бактерии

Грибы и бактерии Узнаем… Что такое грибы? Что такое бактерии? Строение и виды грибов. Значение грибов и бактерий в природе и для человека.

Грибы и бактерии

Что такое грибы?

Что такое бактерии?

Строение и виды грибов.

Значение грибов и бактерий в природе и для человека.

Что такое грибы? Растения живая природа животные бактерии неживая природа царство.

Что такое грибы?


Съедобные и несъедобные грибы

Съедобные и несъедобные грибы

Решёточник красный

Решёточник красный

Дождевик

Трюфель

Правила сбора грибов

Правила сбора грибов

Плесневые грибы


Грибы – трутовики наносят большой вред деревьям

Грибы – трутовики наносят большой вред деревьям

Читайте также: