Грибы и бактерии 3 класс конспект урока
Обновлено: 03.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ЧурбановаТатьяна Анатольевна , учитель начальных классов
Дата проведения: февраль-2015 уч. г.
-расширить знания о представителях царств живой природы: грибах и бактериях,
-познакомить учащихся со строением шляпочных грибов,
-расширить представления о разнообразии грибов, бактерий,
-выяснить значение грибов и бактерий в природе и жизни человека,
-убеждать учащихся в необходимости бережного отношения к живой природе, выполнении правил поведения в природе.
Оборудование:
Схема “Царства природы”, раздаточный печатный текст о грибах, раздаточный материал в конвертах “Съедобные и несъедобные грибы” , раздаточная сводная таблица “Бактерии” для домашней работы.
Организационный момент. (Проверка готовности уч-ся к уроку, сосредоточенность, посадка уч-ся).
Слово учителя: - Ребята! У нас урок окружающего мира.
-Посмотрите все ли готово к уроку. На уроке присутствуют гости . Поприветствуем их.
Введение в тему, знакомство с новым материалом.
1. Повторим что вы изучали на прошлых уроках. Давайте вспомним.
- Что такое природа?. Это то что нас окружает и не сделано руками человека.
- Какая бывает природа? Живая неживая.
Какие признаки живого нам известны? Живое рождается, питается, растёт, размножается, стареет, умирает
- На уроках окружающего мира мы изучали царства природы растения и животные, их представителей. (сл.2)Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с двумя царствами. Отгадайте, как называется первое царство:
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
– Первое царство-грибы. (сл3) сцарством бактерии мы познакомимся попозже. Таблица на доске:
Растения животные грибы бактерии-
Как думаете, над какой темой мы будем работать на уроке? (Грибы и бактерии.)
- Какую цель поставим перед собой?
Знакомство с разнообразием грибов и бактерий.
Несколько столетий назад грибы приводили в отчаяние ботаников. Их своеобразная форма, быстрый рост, отсутствие семян заставляли задуматься, к какому царству природы отнести их: к растениям, животным или… минералам? И после долгих размышление грибы были выделены в особое царство.
Приём “Верите ли вы, что…”
– Давайте проверим, что вы знаете о грибах? На доске таблица “Верите, ли вы, что…” Послушайте утверждения и подуиайте согласитесь вы с ними или нет.
Грибы – это особая группа организмов, которые имеют признаки животных и растений.
Грибы размножаются спорами.
Существуют плесневые грибы.
Дрожжи-это одноклеточные грибы.
Среди грибов есть паразиты и дереворазрушающие грибы.
Раны на деревьях не приносят им вред.
2. Стадия “Осмысление”.
Царство “Грибы”. (сл.4)
(Работа с текстом)
– Чтобы проверить ваш ответ на первое утверждение, поработаем с текстом. Сначала его прочитаем:
( Читает текст- Настя)
Грибы – это особая группа организмов, сочетающих в себе черты растений и животных. Подобно растениям, грибы получают питательные вещества путем всасывания и обладают способностью к неограниченному росту. Но растения сами производят органическое вещество, из которого строят свой организм.
Грибы же, как и большинство животных, нуждаются в готовой пище. Они её получают из почвы или другого организма, например дерева, на котором растут. Наличие в грибах хитина также роднит их с животными.
Из статьи “ Такие разные грибы”. Журнал “Свирель ”.
– Найдите и подчеркните в тексте признаки растений у грибов и поставьте букву Р на полях, подчеркните признаки животных и поставьте букву Ж.
– Назовете признаки растений и животных. Как мы ответим на первое утверждение “Грибы – это особая группа организмов, которые имеют признаки животных и растений”?
Работа с тетрадью и учебником.
Работа по учебнику.
Рассмотрим строение гриба. Оно вам знакомо.
Работа в тетради стр 60 №154
Помощь вы можете получить в учебнике на странице 126.
– Запишите части гриба на схеме в тетради.
- Прочитайте второй абзац на стр. 126. Что нового о строении шляпочного гриба вы узнали? ( Читает АНЯ)
ПРОВЕРКА: (сл.5)
– Проверьте, правильно ли вы записали основные части шляпочного гриба.
(Дополняем схему на доске, добавляем слово “споры” ,проверяем правильность второго утверждения в таблице “Верите ли вы, что…”
Физкультминутка. (музыкальная физминутка)
– Отправляясь в лес за грибами, нужно помнить о том, что не каждый гриб можно положить в свою корзинку. Сейчас проверим, какие вы опытные грибники. Возьмите конвертики, в них рисунки грибов. Первая группа- найдите только съедобные грибы и положите их в корзину. А вторая группа найдет несъедобные грибы.
-Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Распределение грибов на съедобные и несъедобные. (сл.7)
– Оказывается, грибной мир очень разнообразен. Послушайте, что узнали о грибах ваши одноклассники:
Дрожжи – это тоже грибы. Только одноклеточные. Их тела можно рассмотреть только под микроскопом. Всего дрожжей около 500 видов. Одним из них являются хлебопекарные дрожжи. У них есть все основные признаки грибов. Только грибницы у них нет. Дрожжи быстро растут. В этом мы сегодня убедимся: добавим в теплую воду сахар и дрожжи и поставим в теплое место. Посмотрим, что произойдет через некоторое время.
Результат опыта с дрожжами. Вывод: одноклеточные грибы-дрожжи быстро размножаются. (Дрожжи должны увеличиться в объёме.)
– На какие вопросы нам помогли ответить ребята?(обращаемся к таблице “Верите ли вы, что….”, заполняем второй столбик таблицы – ответы на 3–5 вопросы.
(работа в парах)
Ребята, сейчас я вам раздам листочки с грибами. Вы должны посмотреть внимательно на грибы и подписать их названия по рисунком.
(Проверка)(сл.12)
Царство “Бактерии”.(сл.13)
– Сегодня мы познакомимся еще с одним царством природы – бактериями.
Чтение статьи “Бактерии” в учебнике на стр.129 . ( Юсупов Наби)
- Чем полезны и чем опасны бактерии для человека? ( Гордиенко Настя)
-убеждать учащихся в необходимости бережного отношения к живой природе, выполнении правил поведения в природе.
Оборудование:
Давайте возьмемся за руки и подарим частичку тепла и доброты друг другу.
В третьем классе учимся
И все у нас получится!
2.Определение темы урока детьми.
-Сегодня к нам на урок пришли гости.
(выходят дети и загадывают загадки о грибах и бактериях)
-Какая же будет тема нашего сегодняшнего урока?
(дети формулируют тему урока)
-А какую поставим проблему?
(Узнать новое о грибах и что такое бактерии)
3.Что такое грибы.
– Первое царство - грибы. (Открываю табличку с названием.)
– Несколько столетий назад грибы приводили в отчаяние ботаников. Их своеобразная форма, быстрый рост, отсутствие семян заставляли задуматься, к какому царству природы отнести их: к растениям, животным или… минералам? И после долгих размышление грибы были выделены в особое царство. Грибы – это особая группа организмов, которые имеют признаки животных и растений. Грибы размножаются спорами. Грибы – это особая группа организмов, сочетающих в себе черты растений и животных. Подобно растениям, грибы получают питательные вещества путем всасывания и обладают способностью к неограниченному росту. Но растения сами производят органическое вещество, из которого строят свой организм. Грибы же, как и большинство животных, нуждаются в готовой пище. Они её получают из почвы или другого организма, например дерева, на котором растут. Наличие в грибах хитина также роднит их с животными. Грибы бывают полезные и ядовитые(показывает картинки полезных и ядовитых грибов)
(беседа по таблице)
4. Стадия “Осмысление”.
– Рассмотрим строение гриба. Оно вам знакомо.
(рассмотрение муляжей грибов)
– Запишите части гриба на схеме в тетради.
– Заполним схему на доске. Запишите основные части шляпочного гриба.
– Прочитайте второй абзац учебника на стр. 126. Что нового о строении шляпочного гриба вы узнали?
(Дополняем схему на доске, добавляем слово “споры” )
Отправляемся мы в лес, полный сказок и чудес.
Будем мы грибы искать и в корзину собирать.
Раз грибок, два грибок –
Будет полный кузовок.
– Отправляясь в лес за грибами, нужно помнить о том, что не каждый гриб можно положить в свою корзинку. Сейчас проверим, какие вы опытные грибники (дети собирают в корзинки съедобные грибы.)
Проверка задания: назовите ядовитые грибы.
– В чью корзинку попали эти грибы?
7.Работа в парах . Разгадайте кросворд. Какие грибы растут в Ульяновской области (раздаточный материал)
Проверка по таблице на доске.
8.Что можно приготовить из грибов.
(дети рассматривают сушёные грибы, маринованные, замороженные)
9.Работа с микроскопом.
-Существуют плесневые грибы.
(рассматривают плесень на хлебе)
-посмотрите как выглядит плесень под микроскопом. Из этой плесени получают полезный препарат-антибиотик пеницелин (показывается).
10.Знакомство с дрожжами
-Дрожжи- это одноклеточные грибы.(показываются)
– Оказывается, грибной мир очень разнообразен.
11.Работа в группах. Опыт с дрожжами.
Дрожжи – это тоже грибы. Только одноклеточные. Их тела можно рассмотреть только под микроскопом. Всего дрожжей около 500 видов. Одним из них являются хлебопекарные дрожжи. У них есть все основные признаки грибов. Только грибницы у них нет. Дрожжи быстро растут. В этом мы сегодня убедимся: добавим в теплую воду сахар и дрожжи и поставим в теплое место. Посмотрим, что произойдет через некоторое время.
-Закладывается опыт о размножении дрожжей. (После заслушиваются выводы )результаты опыта проверяются.
Результат опыта с дрожжами. Вывод: одноклеточные грибы-дрожжи быстро размножаются. (Дрожжи должны увеличиться в объёме.)
– Сегодня мы познакомимся еще с одним царством природы – бактериями.
– Что бы вы хотели о них узнать?
Прием “Корзина идей”: записываю на доске все вопросы детей.
Обобщаю: на некоторые из этих вопросов мы найдем ответ сегодня, на другие вы сможете найти ответ в справочной литературе.
Прием “Чтение с пометами”.
Чтение статьи “Бактерии” в учебнике на стр.129 с пометами на полях. (+знаю, –новое для меня, ? есть вопрос)
На какие вопросы, записанные на доске, вы нашли ответы?
– Что узнали нового?
– Какие вопросы возникли
14.Что можно получить из грибов и бактерий.
Блины , испечённые на дрожжах и кефире
– Подведем итоги урока. Если “микес” в переводе с греческого – гриб, а “логос” – учение, то как называется наука о грибах?
+микология. (Табличка на доске “ микология-наука о грибах.”)
–Послушайте мои утверждения по теме урока. Кто согласится с каждым из них, пусть встанет:
– Грибы – это ни растение, ни животное, но то и другое.
– Плесень и дрожжи – тоже грибы.
– Не каждый гриб можно положить в корзину.
– Деревьям можно наносить раны, они от этого не страдают.
– Бактерии окружают нас всюду.
– Бактерии приносят только вред.
- А сейчас заполните индивидуальные карты самоанализа работы на уроке и посчитайте общее количество набранных вами баллов.
Урок расширит знания учащихся о представителях царств живой природы: грибах и бактериях, познакомит со строением шляпочных грибов.
Описание разработки
Цели урока:
- расширить знания о представителях царств живой природы: грибах и бактериях,
- познакомить учащихся со строением шляпочных грибов,
- расширить представления о разнообразии грибов, бактерий,
- выяснить значение грибов и бактерий в природе и жизни человека,
- убеждать учащихся в необходимости бережного отношения к живой природе, выполнении правил поведения в природе.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Давайте возьмемся за руки и подарим частичку тепла и доброты друг другу.
В третьем классе учимся
И все у нас получится!
2. Определение темы урока детьми.
- Сегодня к нам на урок пришли гости.
(выходят дети и загадывают загадки о грибах и бактериях)
- Какая же будет тема нашего сегодняшнего урока?
(дети формулируют тему урока)
- А какую поставим проблему?
(Узнать новое о грибах и что такое бактерии)
3. Что такое грибы.
– Первое царство - грибы. (Открываю табличку с названием.)
– Несколько столетий назад грибы приводили в отчаяние ботаников. Их своеобразная форма, быстрый рост, отсутствие семян заставляли задуматься, к какому царству природы отнести их: к растениям, животным или… минералам? И после долгих размышление грибы были выделены в особое царство. Грибы – это особая группа организмов, которые имеют признаки животных и растений.
Грибы размножаются спорами. Грибы – это особая группа организмов, сочетающих в себе черты растений и животных. Подобно растениям, грибы получают питательные вещества путем всасывания и обладают способностью к неограниченному росту.
Но растения сами производят органическое вещество, из которого строят свой организм. Грибы же, как и большинство животных, нуждаются в готовой пище. Они её получают из почвы или другого организма, например дерева, на котором растут. Наличие в грибах хитина также роднит их с животными. Грибы бывают полезные и ядовитые(показывает картинки полезных и ядовитых грибов)
(беседа по таблице)
4. Стадия “Осмысление”.
– Рассмотрим строение гриба. Оно вам знакомо.
(рассмотрение муляжей грибов)
– Запишите части гриба на схеме в тетради.
– Заполним схему на доске. Запишите основные части шляпочного гриба.
– Прочитайте второй абзац учебника на стр. 126. Что нового о строении шляпочного гриба вы узнали?
(Дополняем схему на доске, добавляем слово “споры” )
5. Физкультминутка.
Отправляемся мы в лес, полный сказок и чудес.
Будем мы грибы искать и в корзину собирать.
Раз грибок, два грибок –
Будет полный кузовок.
– Отправляясь в лес за грибами, нужно помнить о том, что не каждый гриб можно положить в свою корзинку. Сейчас проверим, какие вы опытные грибники (дети собирают в корзинки съедобные грибы. )
Весь материал - в документе.
Содержимое разработки
-расширить знания о представителях царств живой природы: грибах и бактериях,
-познакомить учащихся со строением шляпочных грибов,
-расширить представления о разнообразии грибов, бактерий,
-выяснить значение грибов и бактерий в природе и жизни человека,
-убеждать учащихся в необходимости бережного отношения к живой природе, выполнении правил поведения в природе.
Оборудование:
Давайте возьмемся за руки и подарим частичку тепла и доброты друг другу.
В третьем классе учимся
И все у нас получится!
2.Определение темы урока детьми.
-Сегодня к нам на урок пришли гости.
(выходят дети и загадывают загадки о грибах и бактериях)
-Какая же будет тема нашего сегодняшнего урока?
(дети формулируют тему урока)
-А какую поставим проблему?
(Узнать новое о грибах и что такое бактерии)
3.Что такое грибы.
– Первое царство - грибы. (Открываю табличку с названием.)
– Несколько столетий назад грибы приводили в отчаяние ботаников. Их своеобразная форма, быстрый рост, отсутствие семян заставляли задуматься, к какому царству природы отнести их: к растениям, животным или… минералам? И после долгих размышление грибы были выделены в особое царство. Грибы – это особая группа организмов, которые имеют признаки животных и растений. Грибы размножаются спорами. Грибы – это особая группа организмов, сочетающих в себе черты растений и животных. Подобно растениям, грибы получают питательные вещества путем всасывания и обладают способностью к неограниченному росту. Но растения сами производят органическое вещество, из которого строят свой организм. Грибы же, как и большинство животных, нуждаются в готовой пище. Они её получают из почвы или другого организма, например дерева, на котором растут. Наличие в грибах хитина также роднит их с животными. Грибы бывают полезные и ядовитые(показывает картинки полезных и ядовитых грибов)
(беседа по таблице)
4. Стадия “Осмысление”.
– Рассмотрим строение гриба. Оно вам знакомо.
(рассмотрение муляжей грибов)
– Запишите части гриба на схеме в тетради.
– Заполним схему на доске. Запишите основные части шляпочного гриба.
– Прочитайте второй абзац учебника на стр. 126. Что нового о строении шляпочного гриба вы узнали?
(Дополняем схему на доске, добавляем слово “споры” )
Отправляемся мы в лес, полный сказок и чудес.
Будем мы грибы искать и в корзину собирать.
Раз грибок, два грибок –
Будет полный кузовок.
– Отправляясь в лес за грибами, нужно помнить о том, что не каждый гриб можно положить в свою корзинку. Сейчас проверим, какие вы опытные грибники (дети собирают в корзинки съедобные грибы.)
Проверка задания: назовите ядовитые грибы.
– В чью корзинку попали эти грибы?
7.Работа в парах . Разгадайте кросворд. Какие грибы растут в Ульяновской области (раздаточный материал)
Проверка по таблице на доске.
8.Что можно приготовить из грибов.
(дети рассматривают сушёные грибы, маринованные, замороженные)
9.Работа с микроскопом.
-Существуют плесневые грибы.
(рассматривают плесень на хлебе)
-посмотрите как выглядит плесень под микроскопом. Из этой плесени получают полезный препарат-антибиотик пеницелин (показывается).
10.Знакомство с дрожжами
-Дрожжи- это одноклеточные грибы.(показываются)
– Оказывается, грибной мир очень разнообразен.
11.Работа в группах. Опыт с дрожжами.
Дрожжи – это тоже грибы. Только одноклеточные. Их тела можно рассмотреть только под микроскопом. Всего дрожжей около 500 видов. Одним из них являются хлебопекарные дрожжи. У них есть все основные признаки грибов. Только грибницы у них нет. Дрожжи быстро растут. В этом мы сегодня убедимся: добавим в теплую воду сахар и дрожжи и поставим в теплое место. Посмотрим, что произойдет через некоторое время.
-Закладывается опыт о размножении дрожжей. (После заслушиваются выводы )результаты опыта проверяются.
Результат опыта с дрожжами. Вывод: одноклеточные грибы-дрожжи быстро размножаются. (Дрожжи должны увеличиться в объёме.)
– Сегодня мы познакомимся еще с одним царством природы – бактериями.
– Что бы вы хотели о них узнать?
Прием “Корзина идей”: записываю на доске все вопросы детей.
Обобщаю: на некоторые из этих вопросов мы найдем ответ сегодня, на другие вы сможете найти ответ в справочной литературе.
Прием “Чтение с пометами”.
Чтение статьи “Бактерии” в учебнике на стр.129 с пометами на полях. (+знаю, –новое для меня, ? есть вопрос)
На какие вопросы, записанные на доске, вы нашли ответы?
– Что узнали нового?
– Какие вопросы возникли
14.Что можно получить из грибов и бактерий.
Блины , испечённые на дрожжах и кефире
– Подведем итоги урока. Если “микес” в переводе с греческого – гриб, а “логос” – учение, то как называется наука о грибах?
+микология. (Табличка на доске “ микология-наука о грибах.”)
–Послушайте мои утверждения по теме урока. Кто согласится с каждым из них, пусть встанет:
– Грибы – это ни растение, ни животное, но то и другое.
– Плесень и дрожжи – тоже грибы.
– Не каждый гриб можно положить в корзину.
– Деревьям можно наносить раны, они от этого не страдают.
– Бактерии окружают нас всюду.
– Бактерии приносят только вред.
- А сейчас заполните индивидуальные карты самоанализа работы на уроке и посчитайте общее количество набранных вами баллов.
16.Оценивание детей за работу на уроке.
17. Домашнее задание.
1. В тетради задание 150-написать правила сбора грибов;
-75%
Разработка урока по окружающему во 2 классе. УМК "Планета знаний".
Конспект урока
по окружающему миру
"Грибы и бактерии".
УМК "Планета знаний
Никитина Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
МОУ Вешкаймская средняя общеобразовательная школа №1
Тема: Грибы и бактерии.
Цель: Формирование представления о грибах, как об особом царстве живой природы, через выявление особенностей их строения, развития и размножения, знакомство с их разнообразием.
1.Познакомить с характерными признаками и разнообразием грибов, дать представление об их строении и значении в природе и жизни человека.
2.Формировать умение отличать съедобные грибы от несъедобных, определять место их обитания, через сравнение, сопоставление и обобщение их отличительных признаков.
4.Развивать творческие способности, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, самостоятельно работать с учебником.
5.Воспитывать бережное отношение к природе через постоянное эмоциональное воздействие на чувства детей.
Планируемые результаты:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- Как человек использует животных?
- Каково значение животных в природе?
- Как человек влияет на диких животных?
- Как охраняют животных в нашей стране?
- Почему нужно бережно относиться ко всем животным, а не только к редким?
3. Актуализация знаний.
- Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая)
- Что относится к живой природе? (Животные, растения, грибы и др.)
- А что относится к неживой природе? (Воздух, вода, Солнце и др.)
- Назовите признаки живых организмов. (Питание, движение, дыхание, рост, развитие и др.)
- На какие большие группы учёные разделили всех живых существ? (царства).
- С какими царствами вы уже познакомились на уроках окружающего мира?
4. Постановка темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы подробно познакомимся с удивительным царством живых организмов. Большинство представителей этого царства - обитатели суши, но встречаются и водные. Поселяются они на растительных и животных остатках, на живых организмах, на продуктах питания, и даже на штукатурке в квартире. Кто понял, что это за существа?(Ответы) (Грибы)
- Мы совершим путешествие в царства грибов и бактерий. Тема урока: Грибы и бактерии.
- А какую поставим цель? (Узнать, что такое грибы и бактерии, строение грибов, виды грибов, значение грибов в природе, как грибы использует
человек).
5. Первичное усвоение новых знаний.
1.Что такое грибы?
- Первое, что мы должны с вами сделать, это определиться, а что же такое грибы? Выберите из понятий, которые у вас записаны на карточке № 1 и подчеркните те, которые на ваш взгляд соответствуют понятию грибы.
(Индивидуальная работа)
Растения, живая природа, животные, бактерии, неживая природа, царство.
Проверка. Соответствующие понятия выделяются на слайде цветом.
- Какие понятия подчеркнули?(Ответы). Докажите, что грибы относятся к живой природе.(Они дышат, растут, развиваются, питаются (вода и минеральные соли), размножаются, старятся и умирают)
- Почему подчеркнули слово царство? (грибы образуют отдельное царство живой природы)
- Кто подчеркнул два понятия поставьте себе "+", кто одно понятие "-" в графе "Что такое грибы ".
- Долгое время грибы относили к царству растений. Однако в настоящее время их выделяют в отдельное царство. Они не являются ни растениями , не животными. Учёные насчитывают не менее 100 тысяч видов грибов. Разнообразие их велико. Каждый гриб занимает определённое место в природе. Одни грибы помогают питаться растениям, другие перерабатывают остатки живых организмов в гумус (перегной), третьи хищники, помогают бороться с вредителями растений, четвертые - лекарство для животных и человека.
- Откройте учебник на с. 126 и найдите ответ на вопрос: из каких частей состоит гриб. Расскажите по схеме на слайде.
- Всё то, что мы кладём в корзинку - плодовое тело. Оно состоит из шляпки и ножки. То, что невидимо нашему глазу - это грибница или мицелий.
- Откройте тетрадь на с. 60, задание 154. Вы видите схему строения гриба. Подпишите части гриба. Кто внимательно слушал, для того это не составит труда.
(Индивидуальная работа. Проверка)
- Поставьте себе в графе "Строение грибов" "+", если вы справились с заданием.
- Как вы думаете, чего не хватает на нашей схеме? Как размножается гриб? (Спорами). Давайте дорисуем споры.
- На обратной стороне шляпки образуются споры, которыми размножаются грибы.
- Какие известные вам растения распространяются, как и грибы, спорами? (Мхи, папоротники)
3. Для чего нужны грибы растениям леса.
-Вы, наверное, замечали, что многие грибы растут под деревьями. Это не случайно. Грибы нужны деревьям, нужны лесу. Грибница срастается с корнями деревьев, кустарников, трав помогает им всасывать воду и растворенные в ней питательные вещества. Дерево не остается в долгу и делится с грибами питательными органическими веществами, потому что грибы сами получать их не умеют. Каждый год на гектар леса падает свыше 2 тонн хвои, листьев, веток, шишек и коры. Все это перерабатывают грибы, тем самым улучшают почву. Грибы лечат лес, без них деревья болеют. Многие лесоводы специально разводят грибы в новых лесопосадках.
4. Грибы съедобные и несъедобные.
- Люди издавна использовали грибы, как продукт питания. Они вкусны и питательны, очень богаты белками. Иногда их даже называют "вторым мясом". Высоко в них содержание и микроэлементов (железа, кальция, цинка, йода, фосфора, калия) Но не все грибы съедобны. Среди них есть несъедобные и даже очень ядовитые. (Ответы)
- Сейчас мы тоже отправимся на тихую охоту и соберем грибы.
-Возьмите карточку №2 и подчеркните только съедобные грибы.
Лисичка, маслёнок, мухомор, опёнок, ложный опёнок, бледная поганка, подосиновик, подберёзовик, рыжик, желчный гриб.
- А теперь оцените себя в маршрутном листе.
- Вижу, вы достаточно хорошо разбираетесь в грибах. Но в грибах, которые больше известны. А ведь мир грибов очень разнообразен.
Показ слайдов сопровождается небольшой информацией подготовленных учеников.
1.Плазмодий.
2.Решёточник красный
Этот гриб напоминает причудливый цветок. Внутренний слой покрыт слизью, именно в нем происходит созревание спор гриба. Гриб издает неприятный гнилостный запах, привлекающий мух. Произрастает в широколиственных лесах Краснодарского края, в Закавказье. Несъедобен. Решеточник – очень редкий гриб, занесен в Красную книгу России.
4. Дождевик
Дождевик — одни из наиболее вкусных грибов. Дождевики съедобны, пока мякоть имеет чистый белый цвет. Встречается очень часто, в лесах, на полянах и лугах, с мая по ноябрь. Они не выдерживают даже непродолжительного хранения. Использовать их надо в день сбора.
5.Трюфель
Самый дорогой гриб - трюфель. Грибница трюфеля живет долго, если ее никто не разрушает. Продолжение трюфельного рода зависит от того, будут ли они найдены, выкопаны и съедены животными. Главными условиями для роста трюфелей являются теплый климат умеренной зоны и смешанный лес. Когда - то трюфель в нашей стране собирали целыми корзинками! Сейчас этот очень вкусный гриб у нас почти не встречается.
- Существует огромное количество удивительных грибов. О них вы можете узнать из дополнительной литературы.
6. Правила сбора грибов.
Чтение материала учебника - с.127 (2-3 абзацы)
- Возьмите карточку №3. Прочитайте и обведите номера только верных утверждений.
1.Собирай только знакомые грибы.
2. Не разрывай мох и листву вокруг гриба.
3. Грибы надо срезать ножом или аккуратно выкручивать, ямку засыпать землёй и прикрыть мхом.
4. Ядовитые грибы нужно уничтожать.
5. Нельзя собрать старые грибы.
6.Грибы можно собирать в лесу и возле дорог.
- Посмотрите на блюдце. Кто может сказать, что это?
Дети по запаху пытаются определить, что лежит в блюдце
- Дрожжи. Это тоже грибы. Они нужны, чтобы поднималось тесто.
- Этот вид грибов называется "Плесневые"
- Плесень. Пушистые или бархатистые налёты на растениях (иногда на животных) и предметах растительного и животного происхождения. Часто плесень бывает причиной гибели плодов и овощей во время их хранения; вызывает различные болезни растений, снижая их урожай. Но и многие плесневые грибы используют в промышленности, например, для получения лимонной кислоты, для изготовления сыра "Рокфор" и "Камаммбер", в фармацевтической промышленности получают пенициллин и другие антибиотики.
- Мы с вами тоже можем получить данный вид грибов в результате эксперимента. Для этого мы с помощью пипетки увлажним ( 10 капель) кусочек хлеба и оставим его в контейнере до следующего урока.
- Существует даже целая наука, посвящённая их изучению. Она называется "Микология" (на доске размещается карточка ) с латыни это переводится "микос" - гриб, "логос" - наука, т.е. наука о грибах.
- Мы познакомились с царством растений, царством животных и царством грибов. Кто вспомнит, как называется четвёртое царство? (Бактерии)
- Прочитаем о бактериях в учебнике - с.129
- Чем полезны и чем опасны бактерии для человека?
6. Поверка усвоения новых знаний.
а) растения, состоящие из корня, стебля и шляпки
б) растения, состоящие из плодового тела
в) живые организмы, имеющие грибницу и плодовое тело
2. С какими растениями тесно связаны грибы в лесу?
б) с кустарниками
3. Чем делится гриб с деревом?
А) водой
Б) сахаром
В) корнями
4. Грибы, которые используются в производстве хлеба:
А) кефирный гриб
Б) дрожжи
В) желчный гриб
5. Грибы относятся к ….
А) царству растений
Б) царству животных
В) царству грибов
6. Бактерии - это.
б) одни из самых маленьких и самых простых живых существ на Земле
7. Бактерии живут.
а) в воде, в почве
б) в воде, в почве, в воздухе
в) в воде, в почве, в воздухе, в организме живых существ.
Самопроверка
7. Рефлексия.
Работа с рефлексивным экраном.
8. Итог урока.
- Почему учёные выделили грибы в отдельное царство?
- Что такое бактерии?
Самооценка работы на уроке.
9. Домашнее задание.
Никитина Татьяна Александровна
МОУ Вешкаймская средняя общеобразовательная школа №1
Грибы и бактерии
Что такое грибы?
Что такое бактерии?
Строение и виды грибов.
Значение грибов и бактерий в природе и для человека.
Что такое грибы?
Съедобные и несъедобные грибы
Решёточник красный
Правила сбора грибов
Плесневые грибы
Грибы – трутовики наносят большой вред деревьям
Читайте также: