Государства пиренейского полуострова и их колониальные владения в 18 веке конспект урока 8 класс

Обновлено: 02.07.2024

Сформировать представления о процессе формирования централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Метапредметная : продолжить формирование умений работать с исторической картой, развить логическое и аналитическое мышление, умение давать оценку историческим событиям, навыки сравнения и обобщения исторического материала.

Личностная: развить у учащихся познавательный интерес к истории, а также чувство уважения к истории других народов.

Тип урока: открытия новых знаний

  1. Организационный момент (1-2 мин)
  2. Проверка предыдущего материала ( 5-7 мин)
  3. Формулировка темы и целей урока ( 3-5 мин)
  4. Изучение нового материала ( 15-20 мин)
  5. Рефлексия (7-10 мин)
  6. Выставление оценок и запись домашнего задания (2-3 мин)

1. Организационный момент (1-2 мин)

Учитель проверяет готовность к уроку, проверяет отсутствующих.

2. Проверка предыдущего материала ( 5-7 мин)

  1. Расскажите какое было положение Франции после Столетней войны. Какие меры были приняты для восстановления хозяйства страны?
  2. Почему во Франции назрела необходимость в сильной королевской власти?
  3. Охарактеризуйте правление Людовика XI. Расскажите о его реформах и преобразованиях.
  4. Какие изменения произошли в культурной и общественной жизни Франции за этот период?
  5. Расскажите о положении Англии после Столетней войны.
  6. Почему в Англии назрела необходимость в сильной королевской власти
  7. Расскажите о причинах, ходе и итогах войны Алой и Белой розы.
  8. Дайте характеристику роли парламента Англии, в правление Тюдоров.

3. Формулировка темы и целей урока

Вы молодцы, сразу видно, что подготовились к уроку очень хорошо, а сейчас посмотрите на слайд. Как Вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

А что мы сегодня сможем нового узнать? А что нам для этого поможет?

Вы опять молодцы. Все правильно сказали.

4. Изучение нового материала

Характеристика мусульманской Испании

Учитель задаёт обучающимся вопросы:

  1. Вспомните историю арабских завоеваний в Европе.
  2. Как арабы относились к завоёванным народам. В чём заключались особенности взаимодействия арабов и покорённых ими стран.

К 718 году арабы захватили часть Пиренейского полуострова. Она вошла как провинция.

В середине 8 века эта провинция отделилась от халифата. На её землях был образован Кордовский эмират. К 10 веку правители Кордовы стали носить титул халифов.

  1. Какие народы до арабского завоевания населяли Испанию?

Жителей арабской Испании европейцы называли маврами. Так как те пришли из области в Северной Африке, которая носила название?

Дети отвечают (Мавритания).

В 10 веке Кордовский халифат стал одним из самых развитых государств Европы.

Здесь было развито земледелие и скотоводство. Горное дело. Судостроение. Виноделие.

Арабские ремесленники славились своими тканями из шёлка и шерсти. Предметами роскоши. Изделиями из стекла, кожи и металлов.

Большая часть мусульман поселилась в городах. В халифате их насчитывалось более четырёхсот.

Самым крупным и красивым была Кордова – столица государства. В ней проживало около полумиллиона человек.

Купцы арабской Испании вели торговлю с множеством стран. В Европе – с Англией, Скандинавией, Италией, Византией. В Азии – с Ираком, Ираном, Индией, Сирией. В Африке – с Египтом и другими арабскими странами.

  1. Вспомните, как арабы относились к завоёванным иноверцам.

Население халифата было весьма пёстрым. Хотя мусульмане и занимали высшую ступень в обществе, они терпимо относились к представителям других религий и народов. Поэтому здесь уживались арабы, берберы, евреи, вестготы, потомки жителей Римской империи.

Взаимодействие этих народов привело к созданию яркой, своеобразной арабо-испанской культуры. Она во многом повлияла на дальнейшее развитие Испании.

  1. Как вы считаете, смирились ли жители Испании с тем, что из земли были захвачены арабами?
  2. Что они предприняли в ответ?

В ходе Реконкисты были образованы христианские королевства Леон, Кастилия, Арагон, Наварра, Португалия.

Междоусобицы, вторжения христиан и религиозная нетерпимость новой правящей династии привели к тому, что в 1031 году Кордовский халифат распался на множество мелких государств.

Распад халифата облегчил положение христианских государств на Пиренеях. Начался один из самых удачных этапов реконкисты.

Разрозненные мусульманские государства не могли дать отпор христианам.

За период 11 – 13 веков были потеряны Толедо, Сарагоса, Лиссабон и многие другие земли.

  1. Что такое феодальная раздробленность, междоусобицы?
  2. Как влияли эти события на государства Пиренейского полуострова?

Реконкиста осложнялась борьбой между христианскими королями Испании. Частыми вторжениями племён берберов из Северной Африки. Внутренними проблемами в испанских королевствах.

В 1212 году силы христианских государств полуострова разбили войска мусульман в битве при Лас-Навас-де-Толоса. Владычество мусульман в Испании было полностью подорвано.

За короткий срок мусульмане потеряли Кордову, Севилью, Мурсию, Балеарские острова. Под их контролем остался только Гранадский эмират.

  1. Вспомните, какое государство называется сословной монархией.
  2. Вспомните историю возникновения представительных органов в Англии и во Франции.
  3. Какие функции они исполняли? Какими обладали полномочиями?

Христианские королевства на Пиренеях являлись сословными монархиями. Собрание представителей сословий носило название

Кортесы делились на три палаты. В них заседали духовенство, крупные феодалы, горожане.

Кортесы решали спорные вопросы престолонаследия, принимали присягу короля, утверждали налоги, могли объявлять войну и заключать мир.

  1. Вспомните причины Крестовых походов.
  2. Против кого они были направлены?
  3. Что такое инквизиция?
  4. Как вы считаете, какую роль в Реконкисте играла католическая церковь?

С 13 века начинается череда междоусобиц между христианскими королевствами Пиренеев. Это затормозило процесс Реконкисты.

В 1479 году королева Кастилии Изабелла и король Арагона Фердинанд объединили свои страны в единое королевство Испания.

Наварра была поделена между Испанией и Францией. Продолжала существовать Португалия.

Правители Испании решили довести Реконкисту до конца.

Гранада была взята в 1492 году. На территории Пиренейского полуострова мусульманских владений не осталось.

Фердинанд и Изабелла были ярыми католиками. В их представлении Испания должна была стать исключительно христианской страной.

По их указанию из захваченной Гранады были изгнаны все несогласные принять христианство мусульмане и евреи.

Для борьбы с вероотступниками в Испании была введена инквизиция. Её возглавил Томас Торквемада.

Деятельность инквизиции в Испании достигла огромных масштабов. С её помощью правители Испании боролись с несогласными, конфисковали имущество в пользу казны, укрепляли свой авторитет и власть.

В итоге тысячи людей были казнены. Множество попали в тюрьмы. Спасаясь от инквизиции, Испанию покинуло около 3 миллионов человек (из 10 миллионов населения).

Испания потеряла большое количество ремесленников и торговцев, что отрицательно сказалось на её экономике.

5. Закрепление изученного материала

Преподаватель предлагает учащимся ответить на вопросы по изученному материалу:

  1. Докажите, что арабская Испания в 9 – 10 веках являлась одним из самых развитых регионов Европы.
  2. Что такое Реконкиста?
  3. В чем заключалась особенность образования централизованных государств на Пиренейском полуострове?
  4. Как происходило образование королевства Испания?
  5. Почему основные успехи Реконкисты относятся к 11 – 13 векам, но её завершение стало возможным только в конце 15 века?
  6. Какой была роль католической церкви на Пиренеях в ходе Реконкисты и после её завершения?

Рефлексия. Домашнее задание

Итогом Реконкисты было изгнание мусульман с территории Пиренеев, образование Испании и Португалии. Начало деятельности инквизиции в Испании. Кроме того итогом долгого соседства с мусульманами стала уникальная культура пиренейских государств.

Рефлексия проводится в свободной форме с целью выявления качества проведённого занятия.

Домашнее задание Параграф 22, стр. 187 документ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Европейские государства раннего средневековья. Государство франков.

Презентация, сопровождающая урок по всеобщей истории в 10 классе.


Проверочная работа по истории Средних веков по теме "Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове"

Данная проверочная работа предназначена для учащихся 6-х классов. Проверочная работа проверяет знания по данной теме.


Презентация на тему: " Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове"

Данная презентация позволяет проверить усвоение учебного материала по заявленной теме.


Презентация "Реконкиста. Образование централизованных государств на Пиренейском полуострове"

Презентация к открытому уроку. История Средних веков. 6 класс.


Реконкиста и образование независимых государств на Пиренейском полуострове.

6 класс. Урок истории средних веков. Урок открытия новых знаний.


Открытый урок по истории в 6 классе на тему: «Государства Пиренейского полуострова. Реконкиста».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мавры сначала не мешали местному населению Испании исповедовать свою религию. Здесь было немало христиан, принявших ислам, но были и те, кто, сохранив христианскую веру, переняли арабский язык, одежду, некоторые обычаи.

Реконкиста Реконкиста – обратное отвоёвывание захваченноё территории

Реконкиста – обратное отвоёвывание захваченноё территории

Реконкиста Феодалы Новые земли Крестьяне Земли и личную свободу Города Самоуправление и права Земли, добыча, слава Рыцари Новых прихожан земли Церковнослужители

Новые земли

Земли и личную

Самоуправление и

Земли, добыча, слава

Новых прихожан

Церковнослужители

Реконкиста: Арагон Кастилия Португалия Наварра

Реконкиста: Ослабленные междоусобными войнами, мусульманские княжества стали легкой добычей для христианских правителей. В конце XI века христиане заняли город Толедо и вскоре перенесли в него столицу Кастильского королевства. Позднее Арагон завладел крупным мусульманским центром Сарагосой , а португальцы взяли Лиссабон и сделали его своей столицей

  • Ослабленные междоусобными войнами, мусульманские княжества стали легкой добычей для христианских правителей. В конце XI века христиане заняли городТоледои вскоре перенесли в него столицу Кастильского королевства. Позднее Арагон завладел крупным мусульманским центромСарагосой,а португальцы взялиЛиссабони сделали его своей столицей

Битва при Лас Навас де Толоса

Битва при Лас Навас де Толоса

Жизнь евреев в Испании

Жизнь евреев в Испании

Образование Испанского

королевства

Образование Испанского королевства Только в конце XV века наступил последний этап в объединении страны. В 1479 году под властью супружеской пары Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского произошло объединение двух государств в единое Испанское королевство. Фердинанд Арагонский Изабелла Кастильская

Образование Испанского

королевства

  • Только в конце XV века наступил последний этап в объединении страны. В1479году под властью супружеской пары Изабеллы Кастильскойи Фердинанда Арагонского произошло объединение двух государств в единое Испанское королевство.

Кастильская

Введение инквизиции в Испании: В 1492 году после 10-летней войны войска Фердинанда и Изабеллы взяли Гранаду. На территории Пиренейского полуострова остались два христианских королевства — Испания и Португалия.

Введение инквизиции в Испании:

В 1492 году после 10-летней войны войска Фердинанда и Изабеллы взяли Гранаду. На территории Пиренейского полуострова остались два христианских королевства — Испания и Португалия.

Введение инквизиции в Испании:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мавры сначала не мешали местному населению Испании исповедовать свою религию. Здесь было немало христиан, принявших ислам, но были и те, кто, сохранив христианскую веру, переняли арабский язык, одежду, некоторые обычаи.

Реконкиста Реконкиста – обратное отвоёвывание захваченноё территории

Реконкиста – обратное отвоёвывание захваченноё территории

Реконкиста Феодалы Новые земли Крестьяне Земли и личную свободу Города Самоуправление и права Земли, добыча, слава Рыцари Новых прихожан земли Церковнослужители

Новые земли

Земли и личную

Самоуправление и

Земли, добыча, слава

Новых прихожан

Церковнослужители

Реконкиста: Арагон Кастилия Португалия Наварра

Реконкиста:

  • Ослабленные междоусобными войнами, мусульманские княжества стали легкой добычей для христианских правителей. В конце XI века христиане заняли городТоледои вскоре перенесли в него столицу Кастильского королевства. Позднее Арагон завладел крупным мусульманским центромСарагосой,а португальцы взялиЛиссабони сделали его своей столицей

Битва при Лас Навас де Толоса

Битва при Лас Навас де Толоса

Жизнь евреев в Испании

Жизнь евреев в Испании

Образование Испанского

королевства

Образование Испанского королевства Только в конце XV века наступил последний этап в объединении страны. В 1479 году под властью супружеской пары Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского произошло объединение двух государств в единое Испанское королевство. Фердинанд Арагонский Изабелла Кастильская

Образование Испанского

королевства

  • Только в конце XV века наступил последний этап в объединении страны. В1479году под властью супружеской пары Изабеллы Кастильскойи Фердинанда Арагонского произошло объединение двух государств в единое Испанское королевство.

Кастильская

Введение инквизиции в Испании: В 1492 году после 10-летней войны войска Фердинанда и Изабеллы взяли Гранаду. На территории Пиренейского полуострова остались два христианских королевства — Испания и Португалия.

Введение инквизиции в Испании:

В 1492 году после 10-летней войны войска Фердинанда и Изабеллы взяли Гранаду. На территории Пиренейского полуострова остались два христианских королевства — Испания и Португалия.

Введение инквизиции в Испании:

Данная работа содержит конспект и презентацию урока, которая поможет познакомить шестиклассников с образованием централизованных государств на Пиренейском полуострове в особых условиях - реконкисты. Они выяснят, кто был заинтересован в этом процессе и как он проходил.



Целевая аудитория: для 6 класса

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: