Конспект урока синонимы 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русской грамоты 1 класс.

Учитель: Подкопова Г.М.

Тема: Слова близкие по значению (синонимы).

Цель: сформировать понятие о словах, близких по значению (синонимах).

Задачи: а) задачи обучения - обеспечить усвоение материала: упражнять в умении подбирать к слову – близкие по значению слова; учить находить сходство и различие слов — синонимов

Б) задачи развития - учить анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и доказывать,; развивать самостоятельность мышления через работу по карточкам; развивать познавательный интерес к изучаемой теме через игры и игровые моменты; развивать речь учащихся; формировать навыки работы в парах и группах;

В) задачи воспитания – через учебную деятельность воспитывать бережное отношение к природе и вызвать стремление беречь природу; воспитывать положительное отношение к учебе.

Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Оборудование: веера с буквами, сочетаниями, карточки с тестовыми заданиями карточки со словарными словами, предметные рисунки, карточки со словами синонимами, фишки, картины, космические пираты, учебники, тетради.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: дидактическая игра.

Этапы урока.

1. Организационный этап.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Запись число, классная работа.

Минутка чистописания запись букв по заданному элементу.

Ребята, вокруг нашего города расположены горы Заилийское Алатау, но их захватили космические пираты и все обитатели гор просят о помощи. Пираты освободят горы если мы с вами выполним все задания. Готовы помочь! Да!

Показ карточек со словарными словами.

Б . рёза, р. бота, м.л.ко, с.р.ка, в.р.на, х.р.шо, пл.ток, сп.сиб..

лодхо, мозор (буквы рассыпались – составьте и запишите слова.

Найдите в группе словарных слов – слова, которые близки по смыслу. Назовите их.

Сегодня на уроке мы познакомимся со словами, которые близки по значению, узнаем как они называются, будем учиться сами подбирать слова, близкие по значению.

4. этап повторения.

Что такое слово?

Какие бывают слова?

Что могут обозначать слова?

Назовите слова, которые обозначают предметы.

Назовите слова, которые обозначают действия.

Назовите слова, которые обозначают качества.

Молодцы, ребята хорошо знаете значение слов, а сейчас мы повторим правила написания слов.

Работа с веерами.

Запись слов и показ веером какую букву записали.

Сочетания – жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Лыжи, машина, роща, чудо, ерши, чай, щука.

Доказать написание слов с сочетаниями.

Парные звонкие и глухие согласные.

Сад, гриб, снег, глаз, флаг, дождь, град, паровоз, берег.

Докажи, правильность выбора буквы в конце слова.

Безударные гласные.

Поля, сосна, моря, вода, река, пчела.

Докажи правильность выбора буквы.

Проверка – учитель показывает карточки с написанными правильно словами.

Молодцы, ребята быстро и правильно справляетесь с заданиями и пираты уже освободили часть гор. Освободим до конца наши горы! Да! А для чего нужно освободить горы?

*Физминутка. Тогда быстро выполните физические упражнения под музыку. (музыка с нарастанием темпа).

5. Этап работы над новой темой.

«Поесть и подкрепиться,

Спешить и торопиться,

Пернатые и птицы,

К любому слову мы найдём

Назовите, какие близкие по значению слова прозвучали в стихотворении?

Как автор назвал слова близкие по значению?

Откройте учебник на странице 129 прочтите как же в русском языке называются слова близкие по значению.

Как же называются слова близкие по значению?

А теперь положите перед собой карточку №1 и подчеркните слова близкие по значению.

1. Враг – лгун, хвастун, противник, неприятель, болтун.

Большой – красивый, талантливый, огромный, приятный, громадный.

2. Замени выражение одним словом.

Заруби на носу - _________________

1. Смелый – храбрый, честный, добрый, отважный, мудрый.

Плакать – грустить, хныкать, тосковать, рыдать, печалиться.

2. Замени выражение одним словом.

Душа в пятки ушла - _____________

Проверка карточек учитель и первые выполнившие правильно задания – оценивание фишками.

Молодцы ребята, задания выполняете правильно, даёте чёткие и правильные ответы и космические пираты освободили горы и просят прощение. Им очень понравилось у нас в горах такой красоты и многообразие растений они не встречали нигде. Простим их! Да! И давайте их теперь будем называть космическими учениками и пригласим их к нам на урок.

6. Этап первичного закрепления новой темы.

Прочтите вполголоса текст упражнения.

О ком этот текст?

Что вы узнали из текста о зайце?

К каким животным относится заяц?

Назовите ещё диких животных.

Подберите синоним к слову животные. (звери).

Как нужно относится к животным?

Просмотрите текст и назовите слова синонимы.

Запись предложений по рядам – 1 предложение 1ряд, 2 предложение 2 ряд, 3 предложение 3 ряд.

Б) работа по карточке № 2.

1. Подчеркни правильный ответ.

Слова близкие по значению называются -

2. В каждой строчке подчеркни синонимы.

А) звери птицы животные заяц

Б) весёлый грустный печальный красивый

В) фокусник детвора дети пожарник

3. Подберите к словам синонимы.

Врач - __________ вьюга - __________

Азбука - _________ дом - ___________

4. подберите 2 пары слов синонимов, которые не звучали на уроке.

7. Этап выставления оценок. (по наличию фишек)

8. Этап объяснения выполнения домашней работы.

9. Этап подведения итога урока.

С какими словами мы познакомились?

Как они называются?

Кто помог нам изучить тему?

10. Этап рефлексии.

Космические ученики приготовили для нас сюрприз – подарок самые ароматные, сочные и красивые яблоки.

Ребята если вам понравился урок с космическими учениками, и вы довольны своей работой то поднимите красное яблоко, если вы считаете, что вам нужно ещё поработать над этой темой поднимите жёлтые яблоки. Если вы не справились с работой на уроке то поднимите зелёное яблоко. (на парте заготовленные фишки с яблоками разного цвета).

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

2. Актуализация знаний

- Мы отправляемся на прогулку в сказочный лес . А в какой лес? Ответив на этот вопрос, мы сможем, отгадав загадку

Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой,

Взмахнет,
В лесу подснежник,
Расцветет . Весна

- Что такое весна? ( на интерактивной доске –слово весна )

- Назовите слоги с мягкими согласными звуками.

- Какие гласные буквы указывают на мягкость предшествующего согласного?

1 группа детей записывает слоги со звуком ( в)

2 группа детей записывает слоги со звуком ( н)

- В ходе нашего путешествия мы составим весеннюю картину.

Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

- Запишите слово ВЕСНА, поставьте ударение, разделите на слоги

- образуйте однокоренные слова (веснушки, весняночка, вёсны)

Запись слова с проверочным и выделение корня.

- Молодцы, а на нашей картине ярко засияло солнышко.

3.Организация деятельности по достижении цели

- Назовите весенние месяцы :

- Да! С марта весна открывается .

Март Апрель Май

-Найдём каждому слову подходящую табличку.

- На Руси у месяцев были свои названия

- Подумайте и объедините пары слов по общему признаку.

МАРТ- ПРОТАЛЬНИК, КАПЕЛЬНИК

АПРЕЛЬ- ЦВЕТЕНЬ, РУЧЕЙНИК

- А почему так называли месяцы?

- Это слова близкие по значению, а называются - СИНОНИМАМИ

-В ходе нашей работы во время урока мы должны ответить,

Для чего в нашей речи нужны СИНОНИМЫ?

- Вот и проталинки появились на картине.

На весеннюю лужайку

Дружно дети выбегайте

По дорожке прыг да скок

С бугорка на бугорок

Развернулись влево, вправо,

Вот фиалка засинела.

Повернулись все кругом,

Под подснежник под кустом.

Наклонились до земли,

Гиацинты мы нашли.

Помахали все цветами

И бегом вернулись к маме.

б) Отгадайте загадку:

Из под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает (ПОДСНЕЖНИК )

- Что вы знаете об этом цветке?

Значение слова по СЛОВАРЮ ОЖИГОВА ПРЕЗЕНТАЦИЯ (показ картин подснежников)

- Подснежники занесены в Красную книгу, их надо охранять, оберегать.(показ красной книги)

-Запишите слово подснежники , выделите опасные места, подберите родственные слова , ( снег, снеговик, )

- какие части слова помогли в образовании слова подснежник?

-А как называю первые весенние цветы? .

- Как называются слова близкие по значению?

- Кто уже догадался, для чего в нашей речи нужны СИНОНИМЫ?

5. Деформированное предложение

- Ребята, а чем слово отличается от предложения? ( Слова связаны по смыслу, законченная мысль)

Составьте из слов предложение. У каждого на партах листочки.

-Составить предложения и списать с печатного текста,

ПОДСНЕЖНИКИ ЗАЦВЕЛИ НА ПОЛЯНКАХ ГОЛУБЫЕ (Слайд)

- И на нашей картине появились подснежники.

-Вот мы и составили весеннюю картину

ТЁПЛАЯ ЛАСКОВАЯ ДОБРАЯ


Здравствуй солнышко лучистое,
Здравствуй лучик золотой
Здравствуй ты, здравствуй я,
Здравствуй, Родина моя.

- Мы составили один из уголочков нашей Родины.

-Подберите синонимы к слову Родина.

-Какие слова называются синонимами?

- Для чего мы используем в нашей речи СИНОНИМЫ?

- Составьте предложения по нашей картине, используя эти слова.

Оцените свою работу на уроке? Перед вами 3 цвета подснежников . Если у вас всё получалась на уроке, то выберите цветок – жёлтый. Если не всегда всё получалось – белый, а испытывали трудность – голубой.

- Чем запомнился урок?

- Большое спасибо за работу на уроке. Я очень рада, что у меня есть такие хорошие и умные помощники.

И последнее задание . Из букв составьте слово, которое относится к каждому из вас.

- Спасибо! Я благодарю вас за работу на уроке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по развитию речи 1 класс

Не все дети умеют договариваться, учителю есть над чем подумать.

Открытый урок по развитию речи 3 класс. работа с деформированным текстом

Конспект урока по русскому языку в третьем классе, тема% " Работа с деформированным текстом".


Урок по развитию речи 2 класс, программа 8 вида.Тема: Транспорт "Машины-помощники"

Урок содержит материал для учащихся, обучающихся по программе 8 вида коррекционной школы.


Урок по развитию речи.2 класс Перспективная начальная школа.

Данная презентация разработана к уроку по развитию речи для 2 класса по программе Перспективная начальная школа .Цели: познакомить учащихся с творчеством Рылова А.

Урок по развитию речи 3 класс "Грач.Скворец"

САМОАНАЛИЗ УРОКА Учитель: Печенкина Любовь ЮрьевнаДата: 26.04.13г.Класс: 3Предмет: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.Тема: Грач, скворе.

Конспект урока по развитию речи в классе со сложной структурой дефекта (7 класс)

Уроки развития речи является наиважнейшими для слабослышащих учащихся вспомогательных классов.


Конспект урока по развитию речи (в классе со сложной структурой дефекта) на тему: "Профессии"

Данный конспект составлен с учетом возможностей учащихся со сложной структурой дефекта.

научиться использовать в речи синонимы, подбирать их и объяснять их использование.

изучить, что такое синонимы, и как их использовать.

мы научимся:

подбирать синонимы и находить их в тексте, работать со словарём;

подбирать подходящие синонимы.

Синонимы – слова, близкие по значению.

Антонимы – слова, противоположные по значению.

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с.

Русский язык: Рабочие программы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. 2018.

Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. 1989.

Прочитайте пары слов:

Это – слова-синонимы. Синонимами называются близкие по значению слова.

Синонимы помогают точно передать мысль и чувства.

• Подходит ли заголовок к тексту? Кого так называют? Найдите в словаре (с. 141) слово, близкое по значению к слову прилежный.

• Ленивый и прилежный - это слова близкие или противоположные по значению? Найдите в этом тексте другие противоположные по значению слова.

• Спишите заголовок. Составьте свои предложения со словами ленивый и прилежный.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью трусливый зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у пугливого зайчика врагов. За ним охотится и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

Придумайте и впишите название текста _______________.

Подчеркните синонимы, которые Вы нашли в тексте.

_____________ ____________ ___________

Прочитайте текст. Найдите в этом тексте одинаковые слова. Замените их на слова-синонимы.

Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух, трёх заест. Сошлись мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили, ничего не могли вздумать.

Вот одна мышка и сказала:

- Я вам скажу, как от кота спастись. Ведь мы потому и гибнем, что не знаем, когда он к нам идёт. Надо коту на шею звонок надеть, чтобы он гремел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы уйдём.

- Это бы хорошо, - сказала старая мышь, - да надо кому-нибудь звонок на кота надеть. Вздумала ты хорошо, а вот навяжи-ка звонок коту на шею, тогда мы тебе спасибо скажем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводился в 1классе МОУ СОШ №2. Класс мне был не знаком, но очень интересно было работать с этими первоклассниками. Они были просто молодцы.

Данный урок разработан в следующих направлениях: деятельность учителя, деятельность ученика, технологии и методы, формы контроля, формирование УУД.

Структура урока соответствует системно-деятельностному подходу в обучении.

1.Автор:О.А.Приймак, учитель начальных классов МОУ СОШ №1 р.п. Мокроус Федоровского района Саратовской области

2.Цель методической разработки: показать методы и формы организации учебного процесса, способствующие развитию, адаптации и самореализации учащихся 1 класса на начальном этапе обучения русскому языку

3. Класс: 1 класс

4.Тема: Синонимы

5.Цель урока: познакомить учащихся с понятием синонимы

6.2. Развивающие: развивать

-навыки диалогической речи

6.3.Воспитательные:

-формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;

-воспитывать умение работать в парах, группах.

7.Тип урока: Урок открытия нового знания

8. Методы, приемы:

\9.Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная работа, беседа, работа в парах, работа в группах, работа с учебником

10. Ожидаемые результаты:

10.1.В результате изучения темы учащиеся:

научатся анализировать объекты

смогут сравнивать объекты (находить общее и отличия);

научатся находить синонимов в тексте, употреблять в речи.

10.2. На каждом этапе урока будут формироваться или развиваться личностные, метапредметные или предметные результаты:

Технологическая карта урока

Название этапа

Цель

Развитие универсальных, учебных действий

Результат (предметный, метапредметный, личностный)

1.Организационный момент

создание благоприятной эмоциональной атмосферы, подготовить учащихся к восприятию темы урока и создать условия для успешной реализации намеченных целей.

Личностные - принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения.

Регулятивные- формируем волевую саморегуляцию, умение настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку.

Коммуникативные – умение вступать в мини-диалог, принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения.

Личностный –вовлечение эмоциональной сферы.

Предметный – понимать на слух речь учителя и одноклассников и вербально – невербально реагировать на услышанное.

Метапредметный – строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

2. Актуализация знаний.

Цель данного этапа для учеников: повторить изученные понятия.

Цель данного этапа для учителя: создать условия для актуализации опорных знаний обучающихся по теме "Синонимы

Личностные – формирование мотивации

Познавательные

-определение познавательной цели. Регулятивные –постановка учебной задачи на основе соотнесения известного с неизвестным.

Личностный - формирование эстетических потребностей

Предметный – понимать на слух речь учителя и одноклассников

Метапредметный – установление причинно-следственных связей.

Актуализировать знания учеников, необходимые для открытия нового знания.

Регулятивные – умение сохранять учебную цель, осуществление контроля своих действий.

Познавательные - умение структурировать свои знания по определенной теме, ориентироваться в системе своих знаний.

Коммуникативные – умение слушать и понимать речь других.

Личностный – формирование интереса к предмету.

Предметный – владение чтением .

Метапредметный – овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи урока.

4. Изучение нового учебного материала

Цель данного этапа для учеников: найти признаки синонимов,

Задачи: анализировать объекты; Выделять общие признаки;

Сравнивать объекты (находить общее и отличия);

Цель данного этапа для учителя: подвести обучающихся к нахождению синонимов.

Познавательные: расширение индивидуального словаря

Личностный – использование визуальных средств для сохранения мотивации.

Предметный - чтение .

Метапредметный – освоение начальных знаний.

5. Физкультминутка.

Познавательные: восприятие на слух речи .

Регулятивные: организация внимания и самоконтроля.

Предметный – знаниие слов-синонимов.

Личностный - формирование установки на здоровый образ жизни.

6. Закрепление учебного материала.

Развитие аналитических способностей

Личностные – развитие догадки

Личностный - развитие коммуникативных навыков

5. Физкультминутка.

Познавательные: восприятие на слух речи.

Регулятивные: организация внимания и самоконтроля.

Предметный - знание слов-синонимов.

Личностный - формирование установки на здоровый образ жизни.

7.Подведение итогов урока. Организация рефлексивной деятельности учащихся.

Организация выполнения обучающимися заданий на умение распознавать слова синонимы Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.

Познавательные - умение действовать по образцу ,умение читать .

Регулятивные – самоконтроль, оценка и коррекция, формирование эмоциональной устойчивость к стрессам , умение адекватно реагировать.

Личностные – развитие самостоятельности, оценка своих результатов.

Личностный - развитие самостоятельности, оценка своих достижений.

Метапредметный - владение действием сравнения, умение установить аналогию.

Предметный - узнавать в письменном виде изученные лексические единицы в пределах темы.

8. Рефлексия

Личностные - Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе различных видов деятельности; формирование познавательного интереса к предмету.

Метапредметный - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

11. Гигиена урока:

Чередование видов деятельности с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся;

Использование двигательной активности учащихся как обучающего приёма;

Предупреждение утомления через организацию игровых моментов на уроке.

12. Оснащение урока (учебный материал, ЦОР):

Презентация на компьютере учителя

13. Техническое и дидактическое оснащение урока:

-Мультимедийное оборудование для воспроизведения презентации к уроку .

14. Целесообразность использования ЦОР УМК:

-определяется требованиями ФГОС к условиям реализации учебной программы и идеологией УМК;

-многократное включение презентации в течение урока обусловлено психологическими возрастными особенностями обучаемых;

-поддерживает эффективность урока как основной единицы обучения на начальном этапе обучения русскому языку.

Сценарий урока.

Этапы работы

Действия учителя

Работа учащихся

Организационный момент Цель данного этапа: создание благоприятной эмоциональной атмосферы, подготовить учащихся к восприятию темы урока и создать условия для успешной реализации намеченных целей.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Мы познакомимся с новыми словами русского языка. Словами-друзьями.

Актуализация знаний.

Цель данного этапа для учеников: повторить изученные понятия.

-Какая бывает речь

-Что такое письменная речь?

-Что такое устная речь?

-Из чего состоит письменная и устная речь?

- Из чего состоит предложение?

- Прочитайте ,что написанные на доске.

СИЛАЧ НОТЫ МАГНИТЫ НАЛИМЫ

-Разделите слова на слоги.

- Давайте вместе с вами запишем слоги. СИЛАЧ (1) НОТЫ(1) МАГНИТЫ (2) НАЛИМЫ (3)

Отвечают на поставленные вопросы.

Делят слова на слоги.

Из слогов составляют слово .

Прочитайте тему урок. СИНОНИМЫ Вам знакомо это слово?

Вы уже знаете о синонимах?

Что хотели бы вы узнать о синонимах?

Читают незнакомое слово. Пытаются выяснить знают ли они что-то о синонимах. Начинают работу с кластером.

Изучение нового учебного материала

Цель данного этапа для учеников: найти признаки синонимов,

Задачи: анализировать объекты; Выделять общие признаки;

Сравнивать объекты (находить общее и отличия);

Цель данного этапа для учителя: подвести обучающихся к нахождению синонимов.

Формы работы: фронтальная, групповая.

- У вас у каждого карточки, объединитесь группами по цвету карточек.

Мартышки весело играли.

Обезьянки ели бананы.

У Кати красивая прыгалка.

Оля прыгает через скакалку.

Доктор лечит больных детей.

Врач перевязал рану.

Машина везёт груз.

Автомобиль едет по дороге.

Детям предлагают рассмотреть картинки и выполнить задание.

- Выберите картинку и назовите как называется объект, изображённый на картинке. (слайд 1)

- Эти пары слов называются синонимами. Как вы думаете почему?

СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ

- У вас на столе лежит конверт с карточками . заполните с помощью слов на карточках (ПТИЧКА ПТАШКА ТУМАН МГЛА БАБОЧКА МОТЫЛЁК ЛУЖАЙКА ПОЛЯНКА)

Таблицу, чтобы получились слова-синонимы.

- Проверим работу. Во всех ли столбцах записаны синонимы?

- Что вы ещё заметили, заполняя таблицу?

СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ

СЛОВА ОТВЕЧАЮТ НА ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС

- Сделайте предварительный вывод о словах-синонимах, используя опорные

Физминутка (слайд 2)

Гляди, поехала машина.
Из под колес – фонтаном пыль.
Машину можно звать МАШИНА,
А можно звать – АВТОМОБИЛЬ.


Соотносят картинки с предложениями.

Продолжают работу с кластером.

Задание проговаривается, уточняется.

Проверка работы. Исправление (если) есть ошибок.

Продолжают работу с кластером.

Составляют правило о синонимах.

Закрепление учебного материала.

Цель данного этапа для учеников: нахождение синонимов в тексте,

Формы: фронтальная, парная

Работа по учебнику.

– Откройте учебник на странице 144. Прочитайте правило. Совпал ваш вывод

с выводом автора учебника? Что не прописано в учебнике, но вы это выяснили и доказали.

ИГРА : ( слайд 3)

Подобрать синонимы к картинкам.

Работа над поговорками и пословицами.

- В предложения вставьте пропущенные слова синонимы. ( слайд 4)

Слезами (горю) не поможешь. Друзья познаются в (беде).

-Что это такое? (пословицы) объясните смысл пословиц.

А если в этих пословицах использовать только слово ГОРЕ или БЕДА , будет ли наша речь разнообразной красивой ?

- Значит для чего в русском языке нужны синонимы ?

СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ

СЛОВА ОТВЕЧАЮТ НА ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС

Нужны слова-синонимы чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее.

Физминутка выполняется под звуки метели.( слайд 5) (Давайте прочитаем стихотворение и изобразим )

-Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!

- Обоснуйте свой выбор слов.

- Составьте предложения со словами синонимами БУРАНЫ ВЬЮГИ МЕТЕЛИ

Работа в тетрадях

К словам мороз, подарок, книга, дорога подбери и запиши слова синонимы. (если затрудняешься обратись к подсказке: стужа, холод, сюрприз, учебник, шоссе) . какие словарные слова тебе встретились? Проверь их написание в словаре учебника.

Работают с учебником. Уточняют полученную информацию своих наблюдений. Дополняют правило полученными знаниями.

Работают над пословицами.

Продолжают работу с кластером.

Выделение слов-синонимов из текста.

Подведение итогов урока. Организация рефлексивной деятельности учащихся.

- Из букв сложите слова (ОНС-НОС ЮВЛК-КЛЮВ)

- Что это за слова? (синонимы)

- Докажите, что слова НОС КЛЮВ синонимы. (использование правила-пирамидки)

- Самостоятельно прочитайте предложения и вставьте слова синонимы. ( слайд 6)

ДЯТЕЛ ЧАСТО ПОСТУКИВАЛ __________ПО КОРЕ,

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ,
ЕСЛИ СРАЗУ НЕ УЗНАЛА Я ЩЕНКА?
_______ РАСПУХ ,НЕ ВИДНО ГЛАЗА,
ПЕРЕКОШЕНА ЩЕКА. ( слайд 7)

- Что же вы узнали сегодня на уроке? Какое открытие сделали сегодня на уроке? Что было неожиданным? Чему научились? Какие новые слова изучали на уроке? Что особенно понравилось? Что оказалось неожиданным?
Как вы можете оценить свою работу на уроке?

- Чтобы не забыть знания , полученные на сегодняшнем уроке я вам дарю правило-пирамидку. Посмотрите на неё? Всё ли вам нравиться? У неё не и раскрашена верхушка. Рас скрасьте верх пирамидки зелёным, если вам урок понравился и у вас всё получилось. Жёлтым- вам понравился урок, но что –то не получалось.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

образовательные:

научить находить в тексте синонимы; отработка умения подбирать синонимы к словам

развивающие: расширение словарного запаса учащихся за счет употребления

метафор; умение правильно пользоваться синонимами в речи; развитие орфографических и пунктуационных навыков учащихся, обогащение словарного запаса, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку;

воспитательные: воспитывать любовь к родному языку;

формировать навыки связной речи; воспитывать активность, желание работать творчески

Ожидаемый результат: Ученики умеют находить синонимы в тексте, умеют составлять синонимические ряды.

Ресурсы: учебник русского языка для 1 класса, маркеры, листы А4, ИКТ, корзиночка, листы самооценки учащихся, бортовые журналы учащихся, разноцветные фантики для деления на группы, мяч, карточки с текстом для творческой работы, карточки со словами для мозгового штурма.

Современные технологии, используемые на уроке:

Применение ИКТ, технология проблемного обучения, технология критического мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, Словарь синонимов,

раздаточный материал (карточки).

Демонстрационный материал: презентация к уроку.

Автор урока: Тютерева Надежда Николаевна

Предмет: русский язык

Тип урока: урок изучения нового материала.

образовательные:

научить находить в тексте синонимы; отработка умения подбирать синонимы к словам

развивающие: расширение словарного запаса учащихся за счет употребления

метафор; умение правильно пользоваться синонимами в речи; развитие орфографических и пунктуационных навыков учащихся, обогащение словарного запаса, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку;

воспитательные: воспитывать любовь к родному языку;

формировать навыки связной речи; воспитывать активность, желание работать творчески

Ожидаемый результат: Ученики умеют находить синонимы в тексте, умеют составлять синонимические ряды.

Ресурсы: учебник русского языка для 1 класса, маркеры, листы А4, ИКТ, корзиночка, листы самооценки учащихся, бортовые журналы учащихся, разноцветные фантики для деления на группы, мяч, карточки с текстом для творческой работы, карточки со словами для мозгового штурма.

Современные технологии, используемые на уроке:

Применение ИКТ, технология проблемного обучения, технология критического мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, Словарь синонимов,

раздаточный материал (карточки).

Демонстрационный материал: презентация к уроку.

Используемая методическая литература:

З.Е. Александрова Словарь синонимов русского языка. – М.:1986

3. Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Дидактический материал к учебнику русского языка 5 класса. Пособие для учителя - М.: Просвещение, 1989.

1.Орг. момент.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя по утру, из ворот.

Понимаешь у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Иль чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

- Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогают человеку. Так давайте, и наш урок сегодня начнем с улыбки. Ребята улыбнитесь друг другу!

Волшебная корзиночка.

(Слайд № 1) Сегодня у нас с вами необычный урок, мы отправляемся в сказочное путешествие в поисках Василисы Прекрасной.

- Тот, кому я бросаю мяч и говорю слово, должен вернуть мяч мне, подобрав к моему слову своё другое слово, но близкое по значению моему, например: белый – светлый.

Слова для игры: ходить – шагать, говорить – болтать, строить – созидать, красный – алый, фиолетовый – сиреневый, кушать – есть, школьник – ученик, работать – трудиться, смеяться – хохотать, грусть – печаль, ненастный – пасмурный, кричит – орёт, большой – огромный, ребёнок – малыш, старик – дедушка, мороз – холод.

Минутка чистописания (ребята открывают тетради и записывают число и классная работа ) , ниже у вас образец для записи дан в тетради.

- Запишите безотрывно эти буквы в тетрадь, соблюдая правильное соединение букв, и простым карандашом зачеркните все буквы д, и после прочитайте, что у вас получилось.

дсдидндодндидмдыд

-Вот мы и угадали тему нашего урока.

Постановка цели урока:

- Сегодня мы расширим свои знания о синонимах, а так же научимся находить синонимы в тексте и заменять слова словами синонимами.

Обратная связь

-Ребята перед вами листик с названием бортовой журнал, Заполните, пожалуйста, первый столбик бортового журнала ученика (ребятам дается немного времени).

Бортовой журнал ученика

Что я знаю по теме урока

Что я узнал(а) о синонимах

- Дайте определение синонимам ответы детей (слайды о синонимах №3 ) , показ словаря синонимов.

- Что ж вы готовы к путешествию, взгляните на карту (Слайд № 4).

Путь начинается от царского дворца и заканчивается башней в замке Кощея. На пути встречаются разные препятствия.

-Давайте, ребята, поможем Ивану-царевичу. Синонимы нужно записать на доске и в тетрадях.

(Класс предлагает варианты синонимов. Один из учеников выходит к доске (сейчас он играет роль Ивана-царевича) и записывает синонимы. Учитель обращает внимание на орфограммы) (Слайд № 6) отважный, смелый, мужественный.

Класс выполняет задание. Записывают предложение в тетрадь. Девочки подчеркивают в предложении гласные буквы (красный карандаш), мальчики согласные буквы (синий карандаш). Проверка с места методом комментирования. Иди за ним, милок, никуда не сворачивай!

(Слайд № 8) - Вот идёт Иван-царевич за клубком, долго ли, коротко ли, и тут вдруг из дупла как выпрыгнет мохнатый леший! Попрыгал Леший на одной ноге, почесался, взлохматил слежавшиеся длинные волосы и говорит: «Здравствуй, здравствуй, Иван-царевич. Баба Яга мне по телефону звонила, о тебе говорила, что большой ты мастер синонимы придумывать! Вот я и решил: пропущу тебя дальше, если ты мне подберёшь синонимы и соединишь их стрелками. На партах отдельные листы с заданиями, ребята выполняют.

-Соединить синонимы стрелками. Взаимопроверка (ребята меняются тетрадями учитель дает правильный ответ, ребята оценивают себя).

Физминутка (Привал) (Слайд 10)

А теперь все поднимайтесь

И за дело принимайтесь.

Запишите текст (на отдельных листах) вставляя в предложения подходящие синонимы, командир групп проверяет ,учитель читает правильный ответ. Командир оценивает свою группу.

Апрельское небо …,…,…..
Птицы в апреле…и…..
Зеленеет….,….трава.

-Тем, кто затрудняется, поможет наша волшебная корзиночка. Можно подойти и взять из неё карточку - помощницу со словами: голубое, ясное, шумные, мягкая, крикливые, безоблачное, шелковистая.

-Как называются слова, которые вы вставили (Синонимы)? Прочитайте предложения, которые вы записали. Работа в группах (повторяем правила работы в группе) .

Правила для работы в группах:(правила у учащихся на 1 – й парте).

Говорить по очереди

Активно слушать

Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы

Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других

Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других

Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения

Помогать и просить о помощи

Давать и просить пояснения

Пояснять и оценивать идеи

Принимать групповые решения и приходить к единому мнению

Подводить итоги обсуждения

Приводить убедительные аргументы

*Соблюдать время

1-я группа: труд 2-я группа: чудный 3-я группа: маленький (работают в паре, заслушиваются несколько учащихся с каждой группы). Взаимооценивание групп аплодисментами.

Перевёз зайчик царевича на другой берег. Замок Кощея вроде бы близко. Да только беда – окружён замок топкими болотами

(Слайд № 13) Сидит в болоте Кикимора – усмехается: «Не пройти тебе, Иванушка, через болото. Засосёт, затянет! Женись на мне! Или выполни следуюшее задание.

Самостоятельная работа (разноуровневое упражнение).

-Прочитай текст. Озаглавь его. Спиши. Подчеркни синонимы.

Текст для учащихся 1:

Пришла осень. Ребята пошли в школу. Дети любят учиться. На уроках школьники пишут, читают, думают, отвечают. Весело и интересно живётся ученикам.

Текст для учащихся 2:

А ночью разыгралась гроза. Шум шторма далеко было слышно. К утру буря усилилась. Страшный ураган валил деревья и сносил крыши домов.

Текст для учащихся 3:

Змеи и ящерицы прячутся в корни, зарываются в тёплый мох. Муравьи закупорили все входы и выходы своего высокого домика. Скрылись лягушки, жабы, улитки. Спрятался ёж с свою травяную норку. Лесным жителям не страшны зимние морозы.

(Слайд № 15) Учащиеся предлагают синонимы: ужасный, пугающий, кошмарный, жуткий. Один учащийся возле доски остальные на местах в своих тетрадях.

(Слайд № 16) Услышала Василиса этот разговор и подослала к Иванушке заколдованную муху. Подлетела муха к Ивану и жужжит в самое ухо: «Ты, Иванушка, заполни бортовой журнал и расскажи, что ты узнал о синонимах сегодня.

(Слайд № 17) Так и случилось. Выполнил Иванушка задания – чары рассеялись. Вышла к нему Василиса и говорит: «Спасибо тебе, Иванушка, очень ты хороший, добрый, смелый! Но выйду за тебя замуж только в том случае, если ты сделаешь вывод и заполнишь с учащимися лист самооценки.

Лист самооценки ученика

Читайте также: