Горные породы и минералы 6 класс география конспект урока

Обновлено: 30.06.2024

- Смогут находить в учебнике достоверную информацию,

- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать;

- делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

- понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;

- организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);

- Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

- Что такое земная кора?

- В чем особенность строения земной коры?

Давайте определим тему и цели урока. Отгадайте загадки:

1. Белый камушек растаял
На доске следы оставил. (Мел)

2 Камень набережных и площадей
Он - фундамент массивных домов.
И в руках умелых людей –
Украшенье больших городов. (Гранит)

3. Если встретишь на дороге
то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

4. Он очень нужен детворе,
Он и на дорожках во дворе
Он и на стройке и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

5. В нем навсегда застыл зеленый пламень
Красив своим рисунком минерал,
Скажите, как зовется этот камень.
Во всех краях прославивший Урал? (Малахит)


Данный урок формирует представление у учащихся о горных породах и минералах. Также наглядно показано деление горных пород на группы по их происхождению, приведены примеры их образования и применения.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Горные породы и минералы"

Земля имеет несколько оболочек: атмосферу, гидросферу, биосферу и литосферу. Литосферой называют каменную оболочку Земли. Из камней состоит вся земная кора. Это твёрдая горная порода.

Что такое горная порода и из чего она состоит?

Нас окружает огромное количество минералов и горных пород, которые человек использует в своей жизни. Например, вы можете видеть, что часто стены и полы в метрополитене облицованы такими горными породами, как гранит и мрамор. Для приготовления пищи многие из вас используют соль. Соль – это тоже горная порода.

Горные породы различаются своим составом, свойствами и происхождением. Каждая горная порода состоит из определённых минералов.


Минералы – это природные соединения с определённым составом и свойствами. Они могут различаться твёрдостью, цветом, блеском.

Разнообразие минералов зависит не только от входящих в их состав минералов, но и от происхождения горных пород.

В зависимости от этого выделяют три группы горных пород: магматические, осадочные и метаморфические.

Магматические горные породы образуются из магмы – вещества мантии. Когда раскалённая магма изливается на поверхность Земли, она очень быстро остывает и затвердевает. Тогда образуются излившиеся (эффузивные) магматические горные породы. К ним относятся базальт, пемза, андезит, диабаз.

Если же магма не излилась на поверхность Земли, то она медленно остывает в земной коре. Тогда из такой магмы образуются глубинные (интрузивные) магматические горные породы. К ним относятся габбро, диорит и гранит.


Эта группа горных пород, представляет большую ценность, так как магматические породы широко применяются человеком в качестве строительного материала. По их расположению учёные могут предположить расположение тех или иных полезных ископаемых.

Ещё одна группа горных пород по происхождению – осадочные горные породы. Из названия этой группы можно догадаться, что они образуются путём осаждения. На дно океанов, морей, водоёмов постепенно осаждаются мелкие частички – обломки различных горных пород. Этот процесс может происходить несколькими способами, поэтому выделяют осадочные породы обломочные, химические и органические.


Обломочные горные породы образуются из обломков скал под действием ветра, текучих вод, перепада температур. К таким горным породам относят щебень, песок, глина, гравий, галька.


Осадочные химические горные породы образуются путем осаждения растворенных в воде различных химических веществ. К таким горным породам относят гипс и каменная соль, употребляемая человеком в пищу.


Органические осадочные горные породы образуются благодаря участию живых организмов – растений и животных, а точнее, их останков. К таким горным породам относят известняк, уголь, торф, нефть.


Осадочные горные породы нашли широкое применение в жизни человека. Одни из них используются в качестве строительного материала, другие – как топливо, а третьи – используются человеком для приготовления новых материалов. Именно осадочные горные породы помогают изучить древнюю историю Земли. Ведь по их расположению, учёные могут проследить, на какой территории и когда было море, какие животные и растения там обитали.


В основном человек использует метаморфические горные породы в качестве строительного материала, а изучение этой группы пород позволяет ученым судить о том, как изменялись на Земле природные условия и какие процессы происходили на нашей планете.

Подведём итоги.

Горная порода – природная совокупность минералов, слагающих земную поверхность. Все горные породы можно разделить на три группы: магматические, осадочные и метаморфические.

Магматические горные породы образуются из магмы. К ним относят базальт, пемзу, андезит, гранит. Применяют их в качестве строительного и облицовочного материала.

Осадочные горные породы образовались путём осаждения частичек горных пород. Они бывают обломочные (щебень, галька), химические (гипс, каменная соль) и органические (уголь, торф, нефть). Используют их в качестве строительного материала, как топливо и для производства новых материалов.

Метаморфические горные породы образовались путем изменения магматических и осадочных горных пород под воздействие температуры и давления. К ним относят гнейс, мрамор, кварцит. Используют метаморфические горные породы в качестве строительного материала.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

по географии

(раздел: геология)

План – конспект урока

Анпадистова Татьяна Александровна

Тема и номер урока

Тема: Горные породы и минералы.

Раздел: Строение Земли. Земные оболочки. Литосфера.

Учебник: География. Начальный курс. 6 класс. Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П., Москва, 2015.

Формирование знаний о разнообразии горных пород и минералов, их происхождении и практическом использовании.

- обучающая: формировать знания обучающихся о видах горных пород и минералов, их практическом применении;

- развивающие: продолжить развивать формы речевой деятельности учащихся, формировать навыки правильного изложения информации, способствовать развитию познавательной активности школьников, работать в группе с учебником, дополнительной литературой;

- воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, бережно относиться к природе и красоте минерального мира.

- изучение нового материала

11. Формы работы учащихся:

12. Необходимое оборудование:

- таблицы, раздаточный материал, коллекция горных пород и минералов, мультимедийная установка, презентация.

13. Структура и ход урока

В эту графу записывается краткий план урока (с указанием примерного времени отводимого на каждый этап)

Содержание учебного материала; приемы работы учителя; познавательные задания; указание источников, фрагментов текстов (параграфы, пункты параграфа, страницы, номера вопросов к параграфу и т.д.), карт с которыми ведётся работа и т.п.

Образец доски, заполненный учителем

Дата : 08. 10. 2018.

2. Минералы и горные породы.

3. Виды горных пород.

3. Значение горных пород и минералов для людей и их хозяйственной деятельности.

Геология – совокупность наук о строении Земли, о её происхождении и развитии, основанная на изучении геологических процессов, вещественного состава, структуры земной коры и литосферы.

Полезные ископаемые – это образования земной коры, состоящие из минералов, химические и физические свойства которых позволяют применять их в хозяйстве.

Горные породы – это один или несколько видов минералов или органических веществ. Являющихся продуктами природных процессов.

Минерал – это твёрдое тело, состоящее из химических элементов и обладающее рядом индивидуальных физико – химических свойств.

Месторождение полезных ископаемых – это природное скопление минерального вещества (полезного ископаемого) на поверхности или в недрах Земли, образовавшихся в результате тех или иных геологических процессов.

Домашнее задание:

Вариативная часть (по выбору ученика):

2. Подготовить презентацию о горных породах и минералах (на выбор).

Организационный момент. Настрой на эффективную работу.

Этот приём позволяет создать комфортную, спокойную среду обучения.

Здравствуйте, ребята. Мы начинаем очередной урок географии.

Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

Слушают учителя, настраиваются на работу на уроке.

Постановка цели (ученики под контролем учителя сами ставят цель урока).

Давайте определим, какова тема нашего сегодняшнего урока. Для этого посмотрите слайды презентации и выскажите свои предположения.

Итак, запишите число и тему урока:

Смотрят презентацию и высказывают свои предположения (литосфера, полезные ископаемые, горные породы, минералы, драгоценные камни) и формулируют тему.

Составление плана урока и постановка проблемного вопроса.

Как вы думаете, что конкретно будет изучаться на данном уроке.

Запишите в тетрадь план сегодняшнего урока. Он состоит из четырёх пунктов.

2. Минералы и горные породы.

3. Виды горных пород.

4. Значение горных пород и минералов для людей и их хозяйственной деятельности.

Изучив эту тему, мы с вами должны будем ответить на вопрос:

В чём значение минералов и горных пород в жизни человека и общества?

Изучение нового материала. Индивидуальная работа. Работа с дополнительным материалом.

Обратимся к раздаточному материалу у вас на столах.

Как человек использует горные породы и минералы в своей жизни хозяйственной деятельности?

Почти все горные породы, из которых состоит земная кора, человек активно использует в своей хозяйственной деятельности.

Ищут и формулируют термины.

Геология – совокупность наук о строении Земли, о её происхождении и развитии, основанная на изучении геологических процессов, вещественного состава, структуры земной коры и литосферы.

Полезные ископаемые – это образования земной коры, состоящие из минералов, химические и физические свойства которых позволяют применять их в хозяйстве.

Горные породы – это один или несколько видов минералов или органических веществ. Являющихся продуктами природных процессов.

Минерал – это твёрдое тело, состоящее из химических элементов и обладающее рядом индивидуальных физико – химических свойств.

Месторождение полезных ископаемых – это природное скопление минерального вещества (полезного ископаемого) на поверхности или в недрах Земли, образовавшихся в результате тех или иных геологических процессов.

Ищут ответ на вопрос, как используются горные породы и минералы. Озвучивают результаты своей работы. Исправляют ошибки друг друга.

Изучение нового материала. Практическая работа в группах

Перед вами коллекции горных пород и минералов, презентация, материал учебника и дополнительный материал.

Мы отправляемся в царство камней. Минералы и горные породы значительно старше растений, животных и человека.

- Как вы считаете, в чем причина разнообразия горных пород в природе?

- Читая каменную книгу времени, ученые пришли к выводу о том, что свойства горных пород и разнообразие зависит от их происхождения.

Горные породы состоят из минералов Например: Гранит- это это горная порода и состоит из минералов. По способу образования различают горные породы: магматические, метаморфические и осадочные

Минералы и горные породы отличаются друг от друга способом образования.

Нам с вами нужно определить на какие группы делятся горные породы в зависимости от их происхождения.

Поработаем в группах с учебником.

Каждой группе необходимо заполнить таблицу и приготовиться отвечать (тип, названия, способы формирования)

1 группа – магматические породы

2 группа – осадочные породы

3 группа – метаморфические породы

Как вы думаете, нуждаются ли горные породы и минералы в защите?

В чём должно выражаться рациональное использование и добыча полезных ископаемых?

Рациональное использование полезных ископаемых.

1.Установка очистительных фильтров на добывающих и перерабатывающих заводах.
(Если не устанавливать, то производятся вредные выбросы в атмосферу.)
Утечка нефти, образует тонкую пленку на поверхности водоема, что приводит к гибели птицы. Так как птицы питающиеся планктонными животными садясь на воду, попадают в пленку из нефти, и их перья сразу намокают и птицы тонут.

Слушают учителя, высказывают предположения, отвечают на вопросы.

Работают в группах, заполняют таблицу и озвучивают результаты своей деятельности.

1. Магматические породы Магматические горные породы образуются из магмы при её остывании и затвердевании ( гранит, базальт).

2. Осадочные горные породы. Осадочные горные породы образуются из остатков растений и животных, разрушенных скал и осаждаются на дне океанов, морей, рек, озёр - песчаник, известняк, мел, гипс, каменный уголь

3. К метаморфическим горным породам относятся кварцит (из песчаника), мрамор (из известняка), гнейс (из гранита).

Отвечают на вопрос, формулируют свою точку зрения.

Добывая их человек должен помнить:

Полезные ископаемые исчерпаемые (их нужно бережно использовать); 2. После добычи полезных ископаемых в природе все нужно привести в порядок (засыпать шахты, карьеры).

Отвечают на вопрос, высказывают своё мнение.

Работа в группах. Составить описание горной породы по плану.

Практическая работа. Описать по плану горную породу

3. плотная, рыхлая, сыпучая

4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий)

7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый)

8. твердый (мягкий)

9. структура (зернистая, землистая, плотная)

10. есть ли органические следы (на бумаге, на руках)

Каждая группа готовит описание и представляет результаты своей работы.

Первая группа – графит

1.Камень для грамотеев. Его используют для изготовления карандашей (графит).

2.Болотное богатство. Его используют как горючий материал (торф)

3.Из нее изготовляют рубли (медь)

4.Незаменимая рубашка для консервов (олово).

5.Из него делают колечки для Тани, сережки для Марины (золото)

6.Кто сперва в воде родится, а потом воды боится (Соль)

7. Используется для скульптур и постаментов (гранит).

8. Им пишут на доске (мел).

9. Используется для шлифовки подошв ступней ног (пемза).

10. Из неё изготавливают посуду, используется в косметических целях (глина).

11. Самый твёрдый минерал на земле (алмаз).

12. Ядра у орешек. Которые грызёт белка из сказки Пушкина (изумруд).

13. Камень – морская вода (аквамарин).

14. Перламутровые шарики из ракушки (жемчуг).

Отвечают на вопросы.

Геологическая викторина (с взаимопроверкой).

Как можно быстрее ответьте на вопросы. И отдайте их на проверку другой группе.

Что такое горная порода, минерал, полезное ископаемое?

На какие виды они делятся?

В чём их польза для человека?

Где мощность земной коры больше, под материками или под океанами?

В каком состоянии находится ядро земли?

Какие виды движений земной коры вы знаете?

Где располагаются самые подвижные участки земной коры?

Как называется прибор для изучения землетрясений?

Какие вы знаете основные формы рельефа?

Как называется самая высокая горная вершина мира?

Какой горный процесс, разрушающий горы, самый активный?

Что такое лава? Чем лава отличается от магмы?

Какие вулканы называют действующими, а какие – потухшими?

Что такое гейзеры и как они образуются?

Что такое эпицентр землетрясения?

Что такое литосферная плита?

Что такое рельеф?

Отвечают на вопросы.

Ответ на проблемный вопрос

Вспомним вопрос, который мы сформулировали в начале урока

«В чём значение минералов и горных пород для людей и их хозяйственной деятельности?

и попробуем на него ответить:

Минералы и минералогия представляют собой чрезвычайно большой интерес для промышленности, многих областей науки и имеет важное эстетическое значение. Минералы сыграли важную роль в развитии человека и создании цивилизаций. В каменном веке люди пользовались кремниевыми орудиями труда. Около 10 000 лет назад человек научился получать медь из руды. С изобретением бронзы (сплава меди и олова) начался новый век - бронзовый. С начала железного века, 3300 лет назад, человек осваивал все новые способы использования полезных ископаемых, добытых из земной коры. Современная промышленность по-прежнему зависит от минеральных ресурсов Земли.

Практическая ценность того или иного материала для человека определяется его химическим составом (например, все металлы извлекаются из рудных минералов), физическими характеристиками (чаще всего - прочностью, твердостью и ковкостью) и внешней природной красотой (особенно это относится к минералам, образующим драгоценные камни и отделочные материалы).
Некоторые минералы имеют специфические, присущие только им физические свойства, используемые в хозяйственной деятельности человека. Например, некоторые виды слюды являются великолепными электроизоляторами, асбест - теплоизолятор, магнезит - огнеупорное вещество, кварц обладает свойствами, используемыми в радиоэлектронике, оптике, керамике. Физические характеристики минералов зависят от характера кристаллизации (структурная решетка), составляющих химических элементов и присутствующих аморфных включений.

Минералы находят применения во всех областях человеческой деятельности. В том или ином виде человек встречает их дома и на работе, за городом, в сложных научно – технических сооружениях и повседневных предметах быта, во время еды, при просмотре салютов и игре на компьютере. Минералы обладают небольшой энергетической ценностью, но переоценить их значение в организме человека невозможно. Существует около 30 видов минералов и микроэлементов, отсутствие которых нарушает нормальную работу организма человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 6 классе "Горные породы, минералы и полезные ископаемые". По учебнику А.И. Алексеева "География 6 класс", издательства "Просвещение", линии "Полярная звезда". Разработан в рамках апробации учебников нового поколения. Урок изучения новой темы.

Цель:

дать знания учащимся о горных породах, минералах и полезных ископаемых;

сформировать умения различать по внешним признакам горные породы и минералы.

Урок в 6 классе

дать знания учащимся о горных породах, минералах и полезных ископаемых;

сформировать умения различать по внешним признакам горные породы и минералы.

Изучение новой темы.

Мы уже знаем, как устроена Земля и для чего изучают земные глубины. Но что мы знаем о горных породах? Как они образовались и образуются? Какими бывают, и как их использует человек?

Работа с текстом учебника §14, п.1 Что мы знаем о горных породах?

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

Что такое горные породы?

Из чего они состоят?

Какими свойствами обладают горные породы и минералы?

Каково происхождение горных пород?

Работа в рабочей тетради (записывают определения горных пород и минералов из текста учебника).

Практическая работа. Каждому учащемуся необходимо определить свойства горных пород по образцу и заполнить таблицу. (Приложение 4).

Работа с текстом учебника с. 80.

Прочитайте текст и найдите ответ на вопросы:

Что такое полезные ископаемые?

Что такое минералы?

На какие группы можно разделить полезные ископаемые?

Какие полезные ископаемые залегают в нашей местности?

Как их использует местное население?

Ответы запишите в тетрадь.

Закрепление пройденного материала.

Сегодня на уроке мы узнали, что такое горные породы, минералы и полезные ископаемые, а также как они образуются и используются человеком. Я предлагаю вам отгадать загадки:

Черен как ворон, а греет как солнце. (уголь)

Белый как сахар, но не сладкий.

Пока руки им не испачкаешь.

Ума-разума не наберешься. (мел)

Что сперва в воде родится, а потом воды боится? (соль)

Вы наверное знаете, что каждому месяцу в году соответствует знак зодиака, а ему определенный минерал. Предлагаю вам определить свой камень – талисман. (Приложение 5.)

Домашнее задание.

Прочитать текст §14. Запомнить определения в рамке на стр.82. Выполнить задания:

1 гр.(слабым учащимся) -1,2,3,4,10.

2 гр. (сильным учащимся) – 6,7,8,11.

Выставление оценок.

А. 10 км. Б. 65 км. В. 2900 км. Г. 1800 км.

2. Максимальная мощность земной коры составляет…

А. 800 м. Б. 8 км. В. 80 км. Г. 800 км.

3. Укажите радиус ядра Земли.

А. 3400 км. Б. 1800 км. В. 1500 км. Г.2600 км.

4. Какова толщина литосферы под материками?

А. 10-150 км. Б. 200-250 км. В. 300-500 км. Г. 5-10 км.

5. Сколько крупных литосферных плит выделяют на Земле?

А. 5. Б. 10. В.7. Г. 13.

Гр.1. Заполните пропуски в предложениях.

Температура в земной коре изменяется с глубиной на каждые_____ м, на ____ 0 С.

Литосфера – это _________ оболочка Земли. В переводе с греческого языка означает_____________.

Материковая земная кора состоит из___ слоев:__________, __________, ___________, ___________; а океаническая из ______ слоев: _________, ___________, ___________,___________,

Мантия – это _________ часть Земли, ее толщина ______км, а t_____ 0 С.

Внутренняя часть ядра состоит из ________ и ______. Температура ядра ______ 0 С.

Приложение 2. Гр.2. Заполните схему.



1.________ 2._______3._________ 1.__________2._________

Гр. 2. Дайте определения понятиям.

Земная кора- это ______________________________________________________________.

Мантия – это _________________________________________________________________,

Читайте также: