Какими двумя способами можно наэлектризовать тело смотри конспект занятия

Обновлено: 02.07.2024

Электростатика — раздел физики, изучающий неподвижные заряды и не изменяющиеся во времени электрические поля.

Электрические явления известны человеку с давних времен. Это электризация тел при трении, молния. Систематическое изучение электрических явлений начато в XVIII в. В России этим занимались М. В. Ломоносов и Г. Рихман, в Америке — Б. Франклин. М. В. Ломоносов установил природу молнии, Б. Франклин — два рода электричества. Франклин предложил считать, что стекло, натертое кожей, заряжается положительно, а янтарь, натертый шерстью, — отрицательно. С точки зрения современной науки, отрицательно заряженное тело содержит избыток электронов. Если у тела забрать часть электронов, то оно заряжается положительно. Следовательно, отрицательный знак заряда электрона — условное понятие, связанное с произвольным выбором Б. Франклина.

Электризация тел

В наше время, в век господства синтетических материалов, мы повседневно сталкиваемся с проявлением статического электричества: трение одежды из синтетики о кожу человека сопровождается треском искр, видимых в темноте.

Чтобы обнаружить заряд какого-либо тела, нужно воспользоваться пробным зарядом — другим заряженным телом малых размеров (точечным зарядом). На пробный заряд со стороны нашего тела будет действовать сила. Если источник пробного заряда и тела один и тот же (янтарь или стекло), это будет отталкивающая сила, если же их источники разные (у одного янтарь, а у другого стекло), то пробный заряд будет притягиваться к нему.

Электризация тел

Тела, которые в результате трения приобретают способность притягивать другие тела, называют наэлектризованными или заряженными, а явление приобретения телами электрического заряда называют — электризация.

Электростатика — раздел физики, изучающий неподвижные заряды и не изменяющиеся во времени электрические поля.

Электрические явления известны человеку с давних времен. Это электризация тел при трении, молния. Систематическое изучение электрических явлений начато в XVIII в. В России этим занимались М. В. Ломоносов и Г. Рихман, в Америке — Б. Франклин. М. В. Ломоносов установил природу молнии, Б. Франклин — два рода электричества. Франклин предложил считать, что стекло, натертое кожей, заряжается положительно, а янтарь, натертый шерстью, — отрицательно. С точки зрения современной науки, отрицательно заряженное тело содержит избыток электронов. Если у тела забрать часть электронов, то оно заряжается положительно. Следовательно, отрицательный знак заряда электрона — условное понятие, связанное с произвольным выбором Б. Франклина.

Электризация тел

В наше время, в век господства синтетических материалов, мы повседневно сталкиваемся с проявлением статического электричества: трение одежды из синтетики о кожу человека сопровождается треском искр, видимых в темноте.

Чтобы обнаружить заряд какого-либо тела, нужно воспользоваться пробным зарядом — другим заряженным телом малых размеров (точечным зарядом). На пробный заряд со стороны нашего тела будет действовать сила. Если источник пробного заряда и тела один и тот же (янтарь или стекло), это будет отталкивающая сила, если же их источники разные (у одного янтарь, а у другого стекло), то пробный заряд будет притягиваться к нему.


Тела, которые в результате трения приобретают способность притягивать другие тела, называют наэлектризованными или заряженными, а явление приобретения телами электрического заряда называют — электризация.

Урок физики. Электризация тел. Два рода зарядов. 8 класс.
презентация к уроку по физике (8 класс) по теме


Урок-исследование. Электризация тел. Два рода зарядов. 8 класс.

Вложение Размер
elkktrizatsiya_tel._dva_roda_zaryadov.ppt 2.86 МБ
konspet_uroka.doc 818 КБ
sinkveyn.docx 14.25 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Электризация тел. Два рода зарядов . 8 класс. Урок-исследование. ГОУ санаторная школа – интернат №51. Б обкова Ирина Петровна, у читель математики и физики

Ключевые слова. Электризация , электрический заряд , положительный и отрицательный заряд , взаимодействие зарядов.

1. Эксперимент Электризация ручки, эбонитовой или стеклянной палочки. Притяжение ей мелких кусочков бумаги. Электризация двух полосок бумаги. Опыт с гильзой из фольги.

Исторически условились Электрический заряд, полученный на эбонитовой полочке, называть положительным (+) Электрический заряд полученный на стеклянной палочке, назвали отрицательным (-)

Запомните! Электризация тел происходит при соприкосновении . Трение тел увеличивает площадь соприкосновения тел .

Взаимодействие заряжённых тел Заряды одинакового знака взаимно отталкиваются Заряды разноимённого знака взаимно притягиваются ? — ? + ? 1. 2. 3. ? + ? ? ? ? 1. 2. 3. + — — — — + + + + — — — —

Проверь себя! Пробковые шарики, подвешенные на нитях, заряжены. Какого знака заряды на шариках? А Б На А +, а на Б -. На А -, а на Б +. На А + и на Б +. На А — и на Б -.

Какой знак заряда на шариках? А Б На А +, а на Б -. На А -, а на Б +. На А + и на Б +. На А — и на Б -.

Применение электризации Окрашивание деталей. Копчение продуктов. Замес теста на крупных заводах и кондитерских. Очистка промышленных газов и др.

Работа с кейсами Прочтите внимательно кейс. Обсудите реальность данного кейса. Ответьте на вопросы после кейса.

Кейс 1 Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка. Вопросы к кейсу: — Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности — Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович? — Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?

Кейс 2 Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения заминания и порыва бумаги и возможности пожара. Вопросы к кейсу: — Кто прав? Иван Иванович или комиссия? — Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции?

Кейс 3 Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год. Вопросы к кейсу: — Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли? — Прав ли был механик автоколонны? — Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?

Домашнее задание §§2 5 , 26 № 1169 , 1171,1172

Пример синквейна 1. Электризация. 2. Отрицательный и положительный . 3. Взаимодействуют – отталкиваются и притягиваются. 4. Не шути с электризацией! 5. Осторожно!


Предложенный материал урока поможет учащимся понять принцип электризации и взаимодействие двух зарядов.

Урок физики в 8 классе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: сформировать у школьников понятие электризации; показать существование двух типов зарядов и объяснить их взаимодействие; сформулировать меры предупреждения электризации при выполнении парикмахерских работ.

формирование первоначальных представлений об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух видов электрических зарядов;

формирование понятия электризация и выяснение сущности процесса электризации тел;

формирование знаний о способах электризации;

определение знака заряда наэлектризованного тела;

изучение практической направленности полученных знаний;

ознакомление с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов;

способствовать развитию умения анализировать, наблюдать и экспериментировать;

способствовать развитию логического мышления;

развитие навыков выделять электрические явления в природе и технике;

развивать умение применять полученные знания для выполнения профессиональных функций.

способствовать воспитанию культуры мышления и речи;

воспитывать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе.

Оборудование: эбонитовая и стеклянная палочка, мех, шелк, штатив, султаны, листочки бумаги, полиэтилен, бумага, резина, расчески, хлопок, шерсть, капрон, линейки из оргстекла.

1. Вступительное слово учителя

Ребята мы знаем, что физика занимается изучением физических явлений, к которым относятся:

В седьмом классе мы начали знакомиться с механическими явлениями, изучению тепловых явлений мы посвятили почти 2 четверть, а теперь вплотную займемся изучением электрических явлений. Что же мы с вами будем изучать? На этот вопрос вы ответите мне сами. Выберете из предложенных физических явлений электрические.

На доске вывешиваю явления:

Заполняем примерами схему:

Каждый из вас, к концу урока должен научиться объяснять, что такое электрический заряд и электризация, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела, а это вам поможет выработать меры по предупреждению и уменьшению электризации при выполнении парикмахерских работ.

2. Изучение нового материала

Запишем план урока:

2) понятие электризации

3) способы электризации

4) виды электрического заряда

5) взаимодействие заряженных тел

6) причины электризации при проведении парикмахерских работ

7) меры по предупреждению и уменьшению электризации при выполнении парикмахерских работ.

Английский врач и естествоиспытатель Ульям Гильберт конце 16 –начале 17 века выяснил в, что при трении могут электризоваться многие вещества: алмаз, сапфир, сургуч и что притягивают они не только соломинки, но и металлы, дерево, листья, камешки, комки земли и даже воду и масло.

Давайте проверим действительно ли могут электризоваться разные тела. Возьмите в руки расчески и потрите их о волосы. После этого поднесите к листочкам бумаги. Наблюдаем явление электризации. Возьмите линейку, лежащую на столе потрите ее о бумагу, поднесите к мелким листочкам. Наблюдаем явление электризации. Надуйте шарики, лежащие у вас на столе, потрите их о полиэтилен, поднесите к новогодней мишуре.

Демонстрации. Эбонитовая палочка натертая о мех притягивает к себе листочки султана. Стеклянная палочка потертая о шелк притягивает листочки бумаги.

Эбонитовая палочка потертая о мех притягивает к себе струю воды. (по рисунку в учебнике стр. 58 рис. 28)

Из всех этих опытов делаем выводы. (Записывают в тетрадь)

1. Электризоваться может не только янтарь, но и другие вещества.

2.Электризация – явления, в которых тела приобретают свойство притягивать другие тела.

3. В электризации участвуют два тела.

Демонстрация. Наэлектризуем эбонитовую палочку о мех. Поднесем ее к листочкам бумаги. Листочки притягиваются. Поднесем мех. Листочки притягиваются.

Возьмите линейку и потрите ее резину. Поднесите линейку к листочкам. Поднесите резину к листочкам.

Делаем еще один вывод. (Записывают в тетрадь)

4. Электризуются оба тела.

Итак, мы уже с вами знаем, что такое электризация. Познакомимся с ее способами.

Трение Соприкосновение Удар

При выполнении предыдущих опытов мы уже с вами познакомились с одним из способов. Давайте назовем его.(Трение)

Демонстрация. Эбонитовую палочку натираем о мех и подносим к султану. Он электризуется. Проверяем поднесением бумажек.

В данном случае мы уже не совершали трение, чтобы наэлектризовать султан, мы только прикоснулись к нему. Этот способ электризации – соприкосновение.

Попробуйте сами. Возьмите линейку потрите ее о мех. Коснитесь султана. Поднесите султан к листочкам бумаги.

Демонстрация. Ударим несколько раз линейкой полиэтилен. Поднесем линейку к листочкам бумаги. Они притягиваются. Продемонстрировали электризацию ударом.

Итак, тело можно наэлектризовать трением, ударом, соприкосновением.

Полиэтиленовую пленку, подвешенную на штативе, осторожно потрите кусочком бумаги. Наэлектризуйте бумажную и полиэтиленовую полоски. Для этого на бумажную полоску положите полиэтиленовую и разгладьте ее. Разъедините их и поднесите друг другу. Как они взаимодействуют?

Поочередно бумажную и полиэтиленовую полоски поднесите к полоске на штативе. Наблюдайте их взаимодействие.

Демонстрация. Наэлектризуем эбонитовую палочку о резину и поднесем к полиэтиленовой полоске. Как они взаимодействуют? Наэлектризуем эбонитовую палочку о мех. Поднесем к полоске. Как они взаимодействуют?

Таким образом, наэлектризованные тела могут либо притягиваться, либо отталкиваться. Чем может вызвано такое различие во взаимодействии?

На основании проделанных опытов можно заключить, что любое тело содержит два рода электрических зарядов. Если заряды в теле равны, то тело не проявляет электрических свойств. Эти свойства обнаруживаются только при электризации, которая приводит к нарушению равновесия электрических зарядов в теле.

Представление о видах заряда, было введено в 1747 году американским ученым Бенджамином Франклином. Эбонитовая палочка от электризации о шерсть и мех приобретает отрицательный заряд. Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк, Франклин назвал положительным. Но во времена Франклина существовал только натуральный шелк и натуральный мех. Сегодня порой трудно бывает отличить натуральный шелк и мех от искусственного. Даже разные сорта бумаги электризуют эбонит поразному. Эбонит приобретает отрицательный заряд от соприкосновения с шерстью (мехом) и капроном, но положительный от соприкосновения с полиэтиленом.

Два рода заряда

(эбонит о мех) (стекло о шелк)

Мы уже узнали, что существует два рода заряда, положительный и отрицательный. Выясним как они взаимодействуют.

Демонстрация. Наэлектризуем эбонитовую палочку о мех. Получим отрицательный заряд, сообщим его султану. Зарядим стеклянную палочку о шелк и поднесем ее к султанам. Султан будет притягиваться к палочке. Наэлектризуем эбонитовую палочку о мех, поднесем к султану. Листочки султана оттолкнуться.

Делаем вывод и записываем в тетрадь:

— заряды одного знака отталкиваются

— заряды разного знака притягиваются.

Теперь давайте проверим, что вы усвоили о взаимодействии заряженных тел.

Ответьте на вопросы по карточкам.

— Какие бумажные цилиндрики, из показанных на рисунке заряжены, а какие нет? (Рис.1)

— Какие цилиндрики заряжены одним знаком? (Рис.1)

— Какие цилиндрики заряжены разным знаком? (Рис.1)

Найди ошибку (Рис. 2)

Определите знак заряда на неподписанном шарике.(Рис.3).

Теперь давайте посмотрим, как вы усвоили, что такое электризация.

Ответьте на вопросы теста.

Тело, которое наэлектризовано …

в) приходит в движение

г) притягивает к себе другие тела

2. Электрические заряды бывают…

в) положительными и отрицательными

3. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно заряжено:

4. Тело можно наэлектризовать …

Сначала работают над тестом самостоятельно, а потом проверяем все вместе.

Мы уже с вами знаем, что такое электризация, каковы ее способы. Мы выяснили, какие существуют заряды и как они взаимодействуют. Теперь давайте назовем причины электризации волос при выполнении парикмахерских работ.

Записываем в тетрадь.

— трение волос об одежду

— трение волос о расчески

— сушка волос феном

— недостаточная влажность воздуха.

Зная причины электризации волос, попробуем назвать меры по предупреждению этого. Во-первых, давайте попробуем экспериментально определить, какую лучше выбрать одежду, чтобы уменьшить электризацию волос.

Возьмите в руку шерсть и потрите его о волосы. Затем поднесите мех к волосам. Обратите внимание на то, с какой силой волосы притягиваются к меху.

Возьмите в руку хлопок и потрите им волосы. Затем поднесите хлопок к волосам. Обратите внимание на то, с какой силой волосы притягиваются к хлопку.

Возьмите в руку шелк и потрите им волосы. Затем поднесите хлопок к волосам. Обратите внимание на то, с какой силой волосы притягиваются к шелку.

Сделайте вывод о том какой материал уменьшает электризацию волос.

Давайте отметим в тетради первую меру по предупреждению электризации волос.

— Выбирать одежду из хлопка, льна.

Возьмите в руки пластиковую расческу и потрите ее о волосы, затем поднесите ее к волосам. Так как при электризации одно тело заряжается положительно, а другое отрицательно, то если понести расческу к волосам – они притянутся. Тоже самое проделайте с деревянной расческой.

Сделайте вывод о том, какие лучше использовать расчески.

Запишите в тетрадь.

— Использовать расчески из дерева.

Как уменьшить электризацию при сушке феном?

Что необходимо делать с воздухом в рабочем помещении?

Мы сегодня на уроке справились с поставленной задачей. Меры, которые мы сегодня выработали, помогут вам в профессиональной деятельности.

4. Запись домашнего задания и выставление отметок

Параграф 25, 26 ответить устно на вопросы после параграфа.

Разные способы © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

… уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно ещё влажно, она принялась вытирать его ещё сильнее. И что же?



Уильям Гильберт (1540 – 1603 гг.) … показал, что при трении электризуется не только янтарь, но и другие вещества и что притягиваются металлы, дерево, листья и даже вода и масло…

Уильям Гильберт

(1540 – 1603 гг.)

… показал, что при трении электризуется не только янтарь, но и другие вещества и что притягиваются металлы, дерево, листья и даже вода и масло…

явление, в которых тела приобретают свойство притягивать другие тела Электризоваться может не только янтарь, но и другие вещества электризация

явление, в которых тела приобретают свойство притягивать другие тела

Электризоваться может не только янтарь, но и другие вещества

электризация

явление, в которых тела приобретают свойство притягивать другие тела Электризоваться может не только янтарь, но и другие вещества электризация Участвуют два тела Электризуются оба тела

явление, в которых тела приобретают свойство притягивать другие тела

Электризоваться может не только янтарь, но и другие вещества

электризация

Участвуют два тела

Электризуются оба тела

явление, в которых тела приобретают свойство притягивать другие тела Электризоваться может не только янтарь, но и другие вещества электризация Участвуют два тела Электризуются оба тела Способы электризации соприкос-новение трение удар наведе-ние

явление, в которых тела приобретают свойство притягивать другие тела

Электризоваться может не только янтарь, но и другие вещества

электризация

Участвуют два тела

Электризуются оба тела

Способы электризации

соприкос-новение

Физкультминутка Раз, два, три , четыре, Руки выше, руки шире. Поворот направо, влево, Всё мы делаем умело Одну руку поднимаем, Быстро шарик натираем. И к бумажкам опускаем, И ежа мы получаем !

Физкультминутка

Раз, два, три , четыре,

Руки выше, руки шире.

Поворот направо, влево,

Всё мы делаем умело

Одну руку поднимаем,

Быстро шарик натираем.

И к бумажкам опускаем,

И ежа мы получаем !

Два рода заряда:

Два рода заряда:

Два рода заряда: Положительный + Отрицательный -

Два рода заряда:


явление, в которых тела приобретают свойство притягивать другие тела Электризоваться может не только янтарь, но и другие вещества электризация Электризуются оба тела Участвуют два тела Способы электризации Два рода зарядов Положительный Отрицательный (эбонит о мех ) (стекло о шелк) удар соприкосновение наведе -ние трение + -

явление, в которых тела приобретают свойство притягивать другие тела

Электризоваться может не только янтарь, но и другие вещества

электризация

Электризуются оба тела

Участвуют два тела

Способы электризации

Два рода зарядов

Положительный

Отрицательный

(эбонит о мех )

(стекло о шелк)

соприкосновение

 . Электризоваться может не только янтарь, но и другие вещества явление, в которых тела приобретают свойство притягивать другие тела электризация Электризуются оба тела Участвуют два тела Два рода зарядов Способы электризации Положительный Отрицательный (эбонит о мех ) (стекло о шелк) соприкос- новение удар наведе-ние трение - + Взаимодействие заряженных тел + + - + - -

Электризоваться может не только янтарь, но и другие вещества

явление, в которых тела приобретают свойство притягивать другие тела

электризация

Электризуются оба тела

Участвуют два тела

Два рода зарядов

Способы электризации

Положительный

Отрицательный

(эбонит о мех )

(стекло о шелк)

соприкос- новение

Взаимодействие заряженных тел

Проверь себя 1. Сколько тел учувствует в электризации? 2. Как взаимодействуют тела, имеющие заряды разного знака? 3. Как взаимодействуют тела, имеющие заряды одного знака?

  • 1.Сколько тел учувствует в электризации?
  • 2.Как взаимодействуют тела, имеющие

заряды разного знака?

  • 3.Как взаимодействуют тела, имеющие

заряды одного знака?

Три пары легких шариков подвешены на нитях 1 2 3 4. Какая пара шариков не заряжена? 5. Какая пара шариков имеет одноименные заряды? 6. Какая пара шариков имеет разноименные заряды?

Три пары легких шариков подвешены на нитях

4. Какая пара шариков не заряжена?

5. Какая пара шариков имеет одноименные заряды?

6. Какая пара шариков имеет разноименные заряды?

N ? м К стеклянной палочке М, натертой о шелк, подносят палочку N, и палочка М приходит в движение по направлению, указанному стрелкой. 7. Какой заряд имеет палочка N?

К стеклянной палочке М, натертой о шелк, подносят палочку N, и палочка М приходит в движение по направлению, указанному стрелкой.

7. Какой заряд имеет палочка N?

++++ ? 8. Какой заряд имеет шарик, к которому поднесена наэлектризованная палочка?

8. Какой заряд имеет шарик, к которому поднесена наэлектризованная палочка?

+++ ? 9. Какой заряд имеет наэлектризованная палочка, поднесенная к гильзе ?

9. Какой заряд имеет наэлектризованная палочка, поднесенная к гильзе ?

+ - ? 10. Какой заряд имеет большой шар?

10. Какой заряд имеет большой шар?

- + 3 1 - 2 Тела 1, 2 и 3 заряжены. 11. Какие из них притягиваются друг к другу ?

Тела 1, 2 и 3 заряжены.

11. Какие из них притягиваются друг к другу ?

Тест. 1.Тело, которое наэлектризовано … а) нагревается б) охлаждается в) приходит в движение г) притягивает к себе другие тела 2. Электрические заряды бывают… а) положительными б) отрицательными в) положительными и отрицательными г) разными 3. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно заряжено: а) положительно б) отрицательно в) не заряжено

1.Тело, которое наэлектризовано …

а) нагревается

б) охлаждается

в) приходит в движение

г) притягивает к себе другие тела

2. Электрические заряды бывают…

а) положительными

б) отрицательными

в) положительными и отрицательными

3. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно заряжено:

а) положительно

б) отрицательно

в) не заряжено

4. Тело можно наэлектризовать … а) нагреванием б) трением в) растяжением г) соприкосновением д) ударом. е) наведением 5. В каком случае правильно изображено взаимодействие заряженных тел?

4. Тело можно наэлектризовать …

а) нагреванием

в) растяжением

г) соприкосновением

е) наведением

5. В каком случае правильно изображено взаимодействие заряженных тел?

Электризация

Электризация

Электризация Отрицательный, положительный

Электризация Отрицательный, положительный

Электризация Отрицательный, положительный Взаимодействуют – притягиваются, отталкиваются

Электризация Отрицательный, положительный Взаимодействуют – притягиваются, отталкиваются

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема "Электризация тел. Два рода электрического заряда"

образовательные:

формирование первоначальных представлений об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух видов электрических зарядов.

выяснение сущности процесса электризации тел.

определение знак заряда наэлектризованного тела.

развивающие:

развитие навыков выделять электрические явления в природе и технике.

ознакомление с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов.

воспитательные:

воспитание умения работать в коллективе,

Оборудование: электроскоп, электрометры, гильза из фольги на подставке стеклянная и эбонитовая палочки, кусок меха и щелка, полиэтилен, бумага, телевизор, видеомагнитофон.

1.Организационный момент.

Цель : Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить учащихся к работе на уроке. Метод : словесный.

Я рада приветствовать вас на уроке физики. Физики, которую любят многие, так как именно ей доступна редкая радость – понимать Природу. В ходе сегодняшнего урока вы узнаете много нового, будете выполнять различные задания и оценивать свою работу.

“ Отыщи всему начало и ты многое поймёшь”. (Козьма Прутков.)

2. Мотивация познавательной деятельности учащихся.

Цель: создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения Метод: беседа

Представьте себе такую сцену:

В Древней Греции, в красивом городе Милете жил философ Фалес. И, вот однажды вечером к нему подходит его любимая дочь. Объясни, почему у меня путаются нити, когда я работаю с янтарным веретеном, к пряже прилипают пыль, соломинки. Это очень не удобно.

Фалес берет веретено, потирает его и видит маленькие искорки.

Правду говорят: “Гром не грянет — мужик не перекрестится”. А какой же гром без молнии? Сколько же миллионов раз должна сверкнуть молния, чтобы мужик, перекрестившись, наконец-то задумался: а что же это такое?

Учитель: Между натертым янтарным веретеном, притягивающим предметы, и молнией, казалось бы ничего общего. А ведь все это —ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Почему происходят эти явления? В чем суть этих явлений? Это нам предстоит выяснить на сегодняшнем и ближайших уроках.

В тетрадях записываем дату, классная работа, тема урока.

Электрические явления

Каждый из вас, к концу урока должен научиться объяснить, что такое электрический заряд и электризация, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела, и как устроен простейший прибор электроскоп.

Рассмотрим сначала происхождение термина “электричество”

История развития электричества начинается с Фалеса Милетского. Вначале, свойство притягивать мелкие предметы приписывалось только янтарю (окаменевшая смола хвойных деревьев). От названия которого произошло слово электричество, т.к греч. elektron—янтарь. (запись на доске)

3 ученик: Лишь в конце XVI века и начале XVII века вспомнили об этом открытии. Английский врач и естествоиспытатель Ульям Гильберт(1544—1603) выяснил, что при трении могут электризоваться многие вещества. Он был одним из первых ученых, утвердивших опыт, эксперимент как основу исследования.

Научное исследование электрических явлений началось в книге Гильберта, которому и принадлежит и термин “электричество”. Гильберт кропотливо исследовал множество самых различных тел и построил для этой цели специальный электрический указатель, который он описывает таким образом: “Сделай себе из любого металла стрелку длиной три или четыре дюйма, достаточно подвижную на своей игле, наподобие магнитного указателя”. С помощью этого указателя, прототипа современных электроскопов, Гильберт установил, что способностью притягивать обладают многие тела, “не только созданные природой, но и искусственно приготовленные”. Он показал, что при трении электризуется не только янтарь, но и многие другие вещества: алмаз, сапфир, сургуч и что притягивают они не только соломинки, но и металлы, дерево, листья, камешки, комки земли и даже воду и масло. Однако он нашел, что многие тела “не притягиваются и не возбуждаются никакими натираниями”. К числу их относится ряд драгоценных камней и металлы: “серебро, золото, медь, железо, также любой магнит”. Тела обнаруживающие способность притяжения, Гильберт назвал электрическими, тела не обладающие такой способностью, — неэлектрическими.

Учитель: Если кусочек янтаря потереть о шерсть или стеклянную палочку — о бумагу или шелк, то можно услышать легкий треск, в темноте искорки, а сама палочка приобретает способность притягивать к себе мелкие предметы

Про тело, которое после натирания притягивает к себе другие тела, говорят что оно наэлектризовано или что ему сообщили электрический заряд.

Опыт 1. Давайте наэлектризуем расческу о сухие волосы

По притяжению тел друг к другу можно судить, сообщен ли телам электрический заряд Существуют приборы при помощи которых можно судить о наэлектризованности тел — электроскоп (электрон – наблюдаю)

Электроскопом называют физический прибор, который используют для обнаружения у тела электрического заряда.

Электроскоп имеет цилиндрический корпус в который проходит металлический стержень, изолированный от корпуса пластмассовой пробкой. На одном конце стержня находится металлический шарик, а на другом ? два подвижных лепестка.

При соприкосновении заряженного тела с шариком электроскопа, его лепестки отклоняются на некоторый угол, зависящий от величины заряда, чем больше заряд электроскопа, тем больше сила отталкивания листочков. Аналогично устроен электрометр, в нем легкая стрелочка отталкивается от стержня.

Чтобы разрядить электроскоп можно просто дотронуться до него рукой. Можно это сделать , например железной или медной проволокой, но по стеклянной или эбонитовой палочке заряды не уйдут в землю.

Электризация может происходить несколькими способами:

Электрическими опытами занимался и Ньютон, который наблюдал электрическую пляску кусочков бумаги, помещенных под стеклом, положенным на металлическое кольцо. При натирании стекла бумажки притягивались к нему, затем отскакивали , вновь притягивались и т.д. Эти опыты Ньютон проводил еще в 1675 г.

2. УДАРОМ (резиновый шланг резко ударить о массивный предмет и поднести к электроскопу)

Гильберт указывает, как производится электризация трением: “Их натирают телами, которые не портят их поверхность и наводят блеск, например, жестким шелком, грубым немарким сукном и сухой ладонью. Трут так же янтарь о янтарь, об алмаз, о стекло и многое другое. Так обрабатываются электрические тела”.

Тела трут друг о друга, чтобы увеличить площадь их соприкосновения.

Опыт 2. Положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку и сильно прижмите полоски рукой. Разведите полоски, а затем приблизьте их друг к другу.

Вывод: тела можно наэлектризовать ___ трением ___________.

В электризации участвуют всегда ____ два _______ тела.

электризуются после разделения_____ оба _____ тела.

Мы сделали очень важный вывод:

Один из видов электризации - это трение тел.

При этом участвуют всегда два (или больше) тела.

Электризуются оба тела.

Как вы заметили, в электризации всегда участвуют два тела: янтарь с мехом; стекло с шелком и т.д. При этом электризуются оба тела.

4 ученик: Электризация наблюдается также при трении жидкостей о металлы в процессе течения, а также разбрызгивания при ударе. Впервые электризация жидкости при дроблении была замечена у водопадов в Швейцарии в 1786 году. С 1913 года явление получило название баллоэлектрического эффекта.

Покоритель Джомолунгмы Н. Тенсинг в 1953 году в районе южного седла этой горной вершины на высоте 7,9 км над уровнем моря при 30 0 С и сухом ветре до 25 м/с наблюдал сильную электризацию обледеневших брезентовых палаток, вставленных одна в другую. Пространство между палатками было наполнено многочисленными электрическими искрами. Движение лавин в горах в безлунные ночи иногда сопровождается зеленовато-желтым свечением, благодаря чему лавины становятся видимыми.

Все наэлектризованные тела притягивают к себе другие тела, например листочки бумаги. По притяжению нельзя отличить электрический заряд стеклянной палочки, потертой о шелк, от заряда полученной от эбонитовой палочки, потертой о мех. Ведь обе наэлектризованные палочки притягивают к себе кусочки бумаги.

5 ученик: Шарль Дюфэ (1698—1739) установил два рода электрических взаимодействий: притяжение и отталкивание. Сначала он установил, что “наэлектризованные тела притягивают ненаэлектризованные и сейчас же их отталкивают, как только они наэлектризуются вследствие соседства или соприкосновения с наэлектризованными телами”. В дальнейшем он открыл “другой принцип, более общий и более замечательный, чем предыдущие”. “Этот принцип, — продолжает Дюфэ, — состоит в том, что существует электричество двух родов, в высокой степени отличной один от другого : один род я называю “стеклянным” электричеством, другой —“смоляным”…Особенность этих двух родов электричества: отталкивать однородное с ним и притягивать противоположное. Так, например, тело, наэлектризованное стеклянным электричеством, отталкивает все тела со стеклянным электричеством, и, обратно, оно притягивает тела со смоляным электричеством. Точно так же смоляное отталкивает смоляное и притягивает стеклянное”.

Этот закон был опубликован Дюфэ в Мемуарах Парижской Академии наук за 1733 г.

Учитель : Итак, электрический заряд ? это мера свойств заряженных тел взаимодействовать друг с другом.

Какие виды взаимодействия вы знаете? (притяжение и отталкивание)

Условно заряды назвали положительный (на стекле потертым о шелк) и отрицательным (на янтаре, эбоните, сере, резине потертых о шерсть).

Положительный заряд в физике обозначается +q или q

Отрицательный заряд — -q

6 ученик: Представление о положительном и отрицательном зарядах, было введено в 1747 году Франклином. Эбонитовая палочка от электризации о шерсть и мех заряжается отрицательно, потому что отрицательным назвал заряд, образующийся на каучуковой палочке В.Франклин. А эбонит это каучук с большой примесью серы. Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк, Франклин назвал положительным. Но во времена Франклина существовал только натуральный шелк и натуральный мех. Сегодня порой трудно бывает отличить натуральный шелк и мех от искусственного. Даже разные сорта бумаги электризуют эбонит по разному. Эбонит приобретает отрицательный заряд от соприкосновения с шерстью (мехом) и капроном, но положительный от соприкосновения с полиэтиленом.

Учитель: Давайте посмотрим как взаимодействуют заряженные тела

Закрепление: Послушайте пословицу и ответьте на вопросы:

О каком физическом явлении (понятии, законе) в ней говориться?

Каков физический смысл пословицы? Верна ли она с точки зрения физики?

В чем житейский смысл этой пословицы?

Как соломинка и янтарь (персидская)

Что шелкова ленточка, к стене льнет (русская)

КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ

Какие меры предосторожности надо принять, чтобы при переливании бензина из одной цистерны в другую он не воспламенился? (Во время перевозки и при переливании бензин электризуется, может возникнуть искра, и бензин вспыхнет. Чтобы этого не произошло, обе цистерны и соединяющий их трубопровод заземляют).

Для заземления цистерны бензовоза к ней прикрепляют стальную цепь, нижний конец которой несколькими звеньями касается земли. Почему такой цепи нет у железнодорожной цистерны? (Потому, что железнодорожная цистерна заземлена через колеса рельса)

Может ли одно и тоже тело, например эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно? (Может, в зависимости от того, чем ее натирают)

Если вынуть один капроновый чулок из другого и держать каждый в руке на воздухе, то они расширяются. Почему? (При трении чулки электризуются. Одноименные заряды отталкиваются. Поэтому поверхность чулка раздувается.)

Электрические заряды выполняют так много полезных дел, что всех их и не перечислить.

Например, копчение это пропитывание продукта древесным дымом. Частицы дыма не только придают продуктам особый вкус, но и предохраняют их от порчи. При электрокопчении частицы коптильного дыма заряжают положительно, а к отрицательным электродам подсоединяют, например, тушки рыбы. Заряженные частицы дыма оседают на поверхности тушки и частично поглощаются. Весь процесс электрокопчения продолжается несколько минут.

Итог урока. Выставление оценок

И в конце урока хочу прочитать стихотворение шотландского поэта XVIII в. Роберта Бернса:

Зачем одевают кольцо золотое
На палец, когда обручаются двое?—
Меня любопытная дева спросила.
Не став пред вопросом в тупик,
Ответил я так собеседнице милой:
Владеет любовь электрической силой,
А золото — проводник!

Домашнее задание стр 58, п25, 26,в-сы

Первичный контроль: Сейчас мы выполним небольшое тестовое задание, которое проверите сами друг у друга и сразу поставите оценки. На выполнение дается пять минут.

1. Стекло при трении о шелк заряжается:

2. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно заряжено:

3. Три пары легких шариков подвешены па нитях. Какая пара шариков не заряжена?

hello_html_m3d5c9825.jpg

4. Какая пара шариков (см. тот же рисунок) имеет одноименные заряды?

5. Какая пара шариков (см. тот же рисунок) имеет разноименные заряды?

1. При натирании о мех каучук электризуется:

2. Если заряженное тело притягивается к стеклянной палочке, натертой о шелк, то оно заряжено:

3. Три пары легких шариков подвешены на нитях. Какая пара шариков имеет одноименные заряды?

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.

Воспитательные:

способствование формированию научного мировоззрения;

пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям;

развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.

Развивающие:

способствование развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;

способствование развитию логического мышления;

развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.

изучить и объяснить явление электризации тел, на опытных фактах установить получение двух видов электрических зарядов на макроскопических телах;

добиться четкого усвоения законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков;

способствовать формированию научного мировоззрения;

способствовать пробуждению познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям;

Оборудование: полиэтиленовая пленка, электрофорная мацина, мелкая бумажка, султынчики, фольга, гильза из фольги, проектор, экран, компьютер.

I.Орг. мом. (3 мин)

В повседневной жизни человек наблюдает огромное количество явлений и, возможно, гораздо большее количество явлений остаются незамеченными.

Существование этих явлений “толкает” человека на их поиски, открытия и объяснения этих явлений. Есть еще и такие явления, известные еще древним грекам, которые каждый раз вызывают интерес у детей и взрослых. Это электрические явления.

Ребята! Сегодня, нам представилась уникальная возможность поучаствовать в открытии этих явлений.

Давайте попробуем сформулировать цели и задачи сегодняшнего урока, опираясь на уже озвученную тему.

(формулировка целей и задач)

Каждый из вас, к концу урока должен уметь объяснить, что такое электризация, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела.

II. Основ. часть (40 мин)

II.1. Изучение нового материала (30 мин)

История развития электричества интересна и поучительна.

(чтение Ученицей 8кл)

Дочь Фалеса Милетского,

На берегу у озера

Пряла однажды шерсть.

Как солнце лучезарное,

Вращаясь, дело спорило,

Хвала б ему да честь.

Да что-то сердце ёкнуло,

Рука внезапно дрогнула,

И чудо – веретёнышко

Вдруг сорвалось к воде.

Вода его приметила

И ласково так встретила

Волной, обдав как пёрышко,

Отдав его земле.

Дочь Фалеса Милетского,

Приняв его у берега,

И о хитон свой новенький,

О шерстяной о тоненький

Стала тихонько, бережно

И тут она заметила,

Что вдруг пристало несколько

Шерстиночек к нему.

Списав на влажность оное

Прижала сильней прежнего

Хитон к веретену.

И тёрла, что есть силочек,

Да вот число шерстиночек

Никак не убавлялось,

А только лишь росло.

Сим чудом удивлённая

С желаньем не рассталась

Отца спросить про то.

Отец дал разъяснения:

«Секрет сего явления

Сокрыт в веретене самом,

Дочь Фалеса Милетского,

Уверилась, что дело в нём,

В прекрасном янтаре.

- О каком физическом явлении в данном отрывке идет речь?

Греческий философ Фалес Милетский, живший в 624–547 гг. до нашей эры, открыл, что янтарь, потертый о мех, приобретает свойство притягивать мелкие предметы – пушинки, соломинки и т.п. Это свойство в течение ряда столетий приписывалось только янтарю, от названия которого и произошло слово “Электричество”.

- А есть ли другие тела, обладающие этим свойством, как янтарь?

(Работа на местах в группах)

Историческая справка Уильям Гилберт (Рассказывают дети)

Опыт1. Электризация стекла и эбонита.

Вопросы: натираем стекло о бумагу, или о шелк, поднесем ее к мелким бумажкам. Что видим?

Тело при натирании наэлектризовалось. И ему был сообщен электрический заряд.

Бумажки начинают прилипать к палочке

Запись в тетрадь.

Опыт2. Сколько тел участвует в электризации тел? Какие тела электризуются?

Поднесем эбонит, потертый о мех, к кусочкам фольги. Что видим?

А кусок меха поднести к кусочкам фольги.

Поднести палочку к струйке воды.

Какой вывод сделать?

Кусочки прилипают, участвуют два тела

Фольга примагничивается к меху.

В электризации тел участвует два тела, причем тела разные (твердые, жидкие, газ)

Опыт3. Можно ли другим способом зарядить тело?

Коснутся наэлектризованной палочкой к метал. Маятнику(гильза), что видим?

Почему гильза отталкивается от палочки?

(Работа в парах)

Положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку.
Сильно прижмите полоски рукой.
Разведите полоски, а затем приблизьте их друг к другу.
Сделайте вывод:

Полоски__________________
Тела можно наэлектризовать _________________(трением)
В электризации участвуют всегда_______(два)___тела
Электризуются после разделения______(оба)_______тела

Маятник приобрел заряд, стал вести себя по-другому,

Запись в тетрадях

Вывод: зарядить (наэлектризовать) тело можно по-разному, путем трения, прикосновения, наблюдается передача заряда второму телу

Представление о положительном и отрицательном зарядах, было введено в 1747 году Франклином. Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк, Франклин назвал положительным, а заряд образующийся на эбонитовой палочке, потертой о мех - отрицательным. А эбонит это каучук с большой примесью серы. Но во времена Франклина существовал только натуральный шелк и натуральный мех. Сегодня порой трудно бывает отличить натуральный шелк и мех от искусственного. Даже разные сорта бумаги электризуют эбонит по-разному. Эбонит приобретает отрицательный заряд от соприкосновения с шерстью (мехом) и капроном, но положительный от соприкосновения с полиэтиленом.

Условились обозначать положительный заряд “+”, а отрицательный “-”.

Опыт с султанчиками. Объяснение увиденного.

Опыт с электрофорной машиной.

Историческая справка Отто Фон Геррике (рассказывают дети)

II.2. Закрепление изученного (10 мин) – индивидуальная работа

Вопрос: Почему нити прилипают к гребням чесальных машин, применяющихся в текстильной промышленности, и при этом часто путаются и рвутся? Для борьбы с этим явлением в цехах искусственно создают повышенную влажность воздуха. Зачем это делают?

(нити на гребнях чесальных машин электризуются и прилипают к гребням. Повышенная же влажность препятствует их электризации).

Вопрос: Если ножовкой распиливать лист какого-нибудь полимера, то опилки прилипают к ножовке, к столу, на котором укреплена обрабатываемая деталь, и другим предметам. Чем это объясняется?

(электризацией полимера при механической обработке).

Интересный случай:

В заливе Аляска лежит большой лесистый и гористый остров Кадьяк, отделённый от одноимённого полуострова широким проливом Шелихова. 6 июня 1912 года, когда рыбаки и зверобои, как обычно в это время года, поглядывали на море, ожидая первого в сезоне судна, они неожиданно заметили на северо-западе огромную чёрную тучу и услышали необычайно громкие раскаты грома. Вскоре туча закрыла небо над островом, засверкали молнии, но вместо дождя … посыпался пепел! Пепельный дождь шёл над островом 25 часов подряд. Тьма окутала Кадьяк, и целых трое суток здесь было темно, как ночью. Молния угодила в антенну радиостанции, и островной посёлок лишился связи с материком. Никто не понимал, что происходит.

Вопрос: Объясните образование молний в этом случае. Чем отличается обычная молния от выше описанной молнии?

Читайте также: