Гоголь 10 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя; повторение ранее изученных произведений писателя; закрепление навыков конспектирования на слух.

Задачи урока:

Продолжить знакомство с жизнью и творчеством великого русского писателя; показать своеобразие и неповторимость, значение творчества Н.В.Гоголя для русской литературы;

Развивать умение выбирать главное, вести краткую запись лекции, конспектировать.

Воспитывать нравственные качества, эстетический вкус учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все молодые таланты бросились на указанный им путь, но и некоторые писатели, уже приобретшие известность, пошли по этому же пути, оставивши свой прежний.

Он сказал нам, кто мы таковы, чего недостает нам, к чему должны стремиться, чего гнушаться и что любить. И вся его жизнь была страстною борьбою с невежеством и грубостью. вся была одушевлена одною горячею, неизменною целью — мыслью о служении благу родины.

Н. Г. Чернышевский

Изучение нового материала.

Просмотр презентации сопровождается рассказом учителя и беседой с учащимися по ранее изученным произведениям Н.В.Гоголя. Во время лекции учителя дети составляют краткий конспект лекции.

Деятельность учителя и учащихся

Вступительное слово учителя, объявление темы и цели урока. Запись в тетрадях темы и эпиграфа. Во время лекции учителя дети составляют краткий конспект лекции.

Гоголь познакомился с П.А.Плетневым, с В.А.Жу­ковским, в феврале 1831 года Плетнев познакомил Гоголя с Александром Сергеевичем Пушкиным.

Свободный, живой разговор, великолепно драматически построенные диалоги, богатый материал народных поверий и преданий, умело вплетенный в ткань повествования, делали книгу Гоголя занимательной и своевременной.

Гоголь — мастер словесных характеристик. Высокий храб­рец — в непобедимом [храбрец — непобедимый, значит не­устрашимый], и вдруг неожиданный для читателя оборот: в непобедимом страхе. Получается противоречивая и выра­зительная словесная цепочка.

Арабески – арабские письмена или ковровые узоры, сочетание чего-то разнородного.

Хлестаков сам по себе человек ничтожный, неумный. Но ему очень хочется быть важным. Судьба преподносит Хлестакову подарок: чиновники принимают его за ревизора, и это неожи­данное приключение заставляет самого Ивана Александрови­ча искренно увериться в своей значительности. Он начинает врать — сначала просто потому, что надо же как-то оправ­дать ожидания чиновников, затем увлекается, потому что ему верят, в рот смотрят. Происходит великолепная сцена вранья.

В октябре 1841 г. Гоголь приехал в Россию и привез с собою почти совершенно оконченный и отделанный первый том поэмы. Начались хлопоты по переписке и печатанию.

В. Г. Белинский первым сумел дать правильную характеристи­ку творчества Гоголя.

Личное знакомство, состоявшееся в Москве в 1835 году, сбли­зило писателей. Между ними установились отношения, полные приязни и уважения. Взаимная симпатия крепла с годами. Бывая в Петербурге, Гоголь непременно искал случая побеседовать с Белинским. И пусть встреч было немного, но они оставляли глу­бокий след в сознании обоих.

В. Г. Белинский—К. С. Аксакову. 10 января 1840 г. Петербург.

Гоголь — Н. Я. Прокоповичу. 11 мая 1842 г. Москва.

Гоголь — В. Г. Белинскому. 10 августа 1847 г. Остенде.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: вызвать интерес к личности и творчеству Н. В. Гоголя, писателя разносторонне талантливого, независимого и твердого в своих убеждениях; показать роль великого Пушкина в осознании Гоголем писательского призвания; расширить и углубить представления учащихся о ранее изученных произведениях писателя, помочь почувствовать их самобытность и красоту; работать по формированию умений анализировать эпизоды (или рассказы) из прочитанных произведений.

I. Вступительное слово о Гоголе – младшем современнике Пушкина и его великом продолжателе.

Николай Васильевич Гоголь (1809–1852) – писатель-сатирик и реалист, нежный лирик и романтик, смелый критик и публицист.

Вопрос : А каким вы представляете себе писателя?

Вот каким увидели Гоголя известные романисты.

III. Выступления учащихся.

1. Детские и юношеские годы Н. В. Гоголя.

Родился 20 марта 1809 г. в местечке Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского, а детские годы провел в имении родителей Васильевке Миргородского уезда. Отец будущего писателя – Василий Афанасьевич – один из зачинателей украинской комедии. Мать Гоголя, Мария Ивановна, любила и хорошо исполняла народные песни.

Недалеко от Васильевки располагалась Диканька (к которой впоследствии писатель приурочил происхождение своих рассказов). Край был овеян преданиями и легендами. Центр края – Кибинцы, имение богатого помещика Д. П. Трощинского, родственника Гоголей. В имении Трощинского была прекрасная библиотека, а также крепостной театр и оркестр. Именно там юный Гоголь впервые познакомился с театром, слушал музыку, видел шумное общество, а впоследствии и играл в домашних спектаклях.

С 1818 по 1819 гг. юный Гоголь учится в Полтавском уездном училище.

2. В Нежинской гимназии высших наук (1821–1828). Служба в Петербурге.

1 мая 1821 г. Гоголя определили в открывшуюся в г. Нежине Гимназию высших наук, одну из лучших в украинской провинции. Гимназия несколько напоминала Царскосельский лицей. Огромное воздействие на гимназистов оказывали прогрессивные преподаватели: инспектор Гимназии профессор политических наук Н. Г. Белоусов (на занятиях внушал гимназистам мысли о свободе, равенстве и неприкосновенности человеческой личности), директор Гимназии профессор математики К. В. Шапалинский (впоследствии обвиненный в создании тайного общества), профессор словесности и французского языка И. Я. Ландражин, профессор немецкой словесности Ф. И. Зингер. Преподаватели давали своим воспитанникам читать сочинения французских просветителей, а также запрещенные произведения К. Ф. Рылеева, А. Н. Радищева, А. С. Пушкина.

Годы учения Гоголя в Гимназии совпали с большими общественно-политическими событиями в России и на Украине: поражение восстания декабристов в Петербурге и жестокая расправа с его участниками; выступление украинских крестьян против закрепощения в Белой Церкви; восстание Черниговского полка.

В последние годы учебы проявляется разносторонняя художественная одаренность Гоголя: он много читает, пишет, занимается живописью, учится играть на скрипке, увлекается театром, блестяще исполняет в спектаклях комические роли.

В 1830 г. Гоголь познакомился с А. Дельвигом, В. Жуковским, П. Плетневым, а 20 мая 1831 г. на вечере у Плетнева был представлен Пушкину.

Создавая рассказ, Гоголь широко использовал произведения народного творчества, почерпнув оттуда невероятные сюжеты, образы, характеры, меткие народные слова, песни, предания. В письмах к матери он просил ее описать хороводные игры, национальные костюмы, свадьбы, обычаи.

Выступления учащихся о прочитанных произведениях.

5. Н. В. Гоголь – драматург.

Беседа с учащимися (или небольшие доклады) по вопросам :

2) Каковы основные черты чиновничества царской России?

3) Что сближает Хлестакова с городничим и его семейством?

6) В чем бессмертие комедии Гоголя?

Мир чиновничества и обывателей разоблачает сам себя своими поступками и речами…

Глубина проникновения писателя в действительность поразительна!

6. Последние годы жизни Н. В. Гоголя.

С июня 1836 г. по апрель 1848 г. Гоголь живет за границей (в Риме, Париже), но не теряет связи с соотечественниками и Родиной (дважды приезжает в Россию).

21 февраля 1852 г. утром Гоголь умер в своей последней квартире, в доме Талызина (друга) на Никитском бульваре (г. Москва).

Домашнее задание.

Урок литературы в 10 классе по учебнику Коровина. Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Романтические произведения.

ВложениеРазмер
zhizn_i_tvorchestvo_n._v._gogolya._romanticheskie_proizvedeniya.docx 22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 19. Тема: Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Романтические произведения.

Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя; повторение ранее изученных произведений писателя; закрепление навыков конспектирования.

  1. Продолжить знакомство с жизнью и творчеством великого русского писателя; показать своеобразие и неповторимость, значение творчества Н.В.Гоголя для русской литературы;
  2. Развивать умение выбирать главное, вести краткую запись лекции, конспектировать.
  3. Воспитывать нравственные качества, эстетический вкус учащихся.

Тип урока: комбинированный.

  1. Мультимедийная установка.
  2. Презентация “Н.В.Гоголь”.

Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все молодые таланты бросились на указанный им путь, но и некоторые писатели, уже приобретшие известность, пошли по этому же пути, оставивши свой прежний.

Он сказал нам, кто мы таковы, чего недостает нам, к чему должны стремиться, чего гнушаться и что любить. И вся его жизнь была страстною борьбою с невежеством и грубостью. вся была одушевлена одною горячею, неизменною целью — мыслью о служении благу родины.

Н. Г. Чернышевский

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Просмотр презентации сопровождается рассказом учителя и беседой с учащимися по ранее изученным произведениям Н.В.Гоголя. (презентацию готовят учащиеся)

Во время лекции учителя дети составляют краткий конспект лекции.

В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась).

Окончив гимназию в 1828, Гоголь едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала очень негативные отзывы критиков, что усилило тяжелое настроение Гоголя, который в течение всей жизни очень болезненно переживал критику своих произведений.

В июле 1829 он сжигает нераспроданные экземпляры книги и внезапно уезжает за границу, в Германию, а к концу сентября почти столь же внезапно возвращается в Петербург. В конце 1829 ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева.Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.

В конце 1832 года Гоголь приезжает в Москву уже известным писателем, где сближается с М.П. Погодиным, семейством С.Т. Аксакова, М.Н. Загоскиным, И.В. и П.В. Киреевскими, которые оказали большое влияние на воззрения молодого Гоголя. В 1834 году Гоголь был определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Изучение трудов по истории Украины легло в основу замысла "Тараса Бульбы".

В 1835 оставил университет и целиком отдался литературному творчеству. В том же году появился сборник повестей "Миргород", куда вошли "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий" и др., и сборник "Арабески" (на темы петербургской жизни).
Осенью 1835 г. он принимается за написание "Ревизора", сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале-марте уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая — премьера в Москве, в Малом театре.

Так же в 1935 году был закончено произведение “Нос” - верх гоголевской фантастики (опубликована в 1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в.

Вскоре после постановки "Ревизора", затравленный реакционной печатью и "светской чернью", Гоголь уехал за границу, поселившись сначала в Швейцарии, затем в Париже, продолжал работу над "Мертвыми душами", начатую в России. Известие о гибели Пушкина было для него страшным ударом. В марте 1837 поселился в Риме.

В последующие годы писатель часто переезжал с одного места в другое, надеясь, что перемена обстановки поможет ему восстановить здоровье. К середине 40-х годов духовный кризис углубился. Под влиянием А.П. Толстого Гоголь проникся религиозными идеями, отказался от своих прежних убеждений и произведений.

Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь и в начале 1848 года отплыл в Палестину, откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию.

Весна 1850 года – Гоголь делает предложение руки и сердца А. М. Виельгорской, однако получает отказ. 1852 год – Николай Васильевич регулярно встречается и беседует с протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком.

  1. Вспомните, какие произведения Н.В. Гоголя вы читали раньше

Можно ли назвать эти произведения романтическими? Обоснуйте ответ.

4. Подведение итогов урока.

1. Что нового узнали сегодня на уроке из жизни Н.В.Гоголя?

2. Каким вы представили себе писателя после прослушанного рассказа?

3. Какие черты личности Н.В.Гоголя вас поразили, удивили?

5. Объяснение домашнего задания.



Дед Максим танцует.
Иллюстрация В. М. Васнецова
к повести Н. В. Гоголя "Заколдованное место". 1901 г.

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809 – 1852)

Система уроков по творчеству Н. В. Гоголя
10 ЧАСОВ
(уроки 46 - 55)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Уроки 54-55. Классное сочинение или контрольная работа по творчеству Гоголя

В рассказе учителя о жизни и творчестве Гоголя следует подчеркнуть, что будущий писатель получил строго религиозное воспитание, но уже в детстве проникся очарованием фольклора и истории.

Ранний Гоголь — писатель-романтик с сильным религиозным уклоном. Он убежден, что поприще писателя обязывает его вести борьбу с обществом, которое обезличивает души. Оружие в этой борьбе — смех, а сам он — проповедник, пророк, несущий миру Слово Божье. Но этому слову только тогда поверят, когда писатель пропустит через свое сердце все страдания человеческие. Такое высокое представление о миссии писателя Гоголь сохранил на всю жизнь.

Обобщение знаний о творчестве Гоголя, полученных в основной школе, можно организовать в форме лекции учителя или в работе учебных групп.

2. Охарактеризуйте мир Диканьки. Как в нем отразилось здоровое начало реальной народной жизни?

2. Вспомните основные этапы сюжета комедии и объясните их смысловую роль.

3. В чем новаторство Гоголя в изображении Хлестакова?

Итог урока.

На протяжении всего творчества главным орудием писателя в усовершенствовании современной жизни является смех. Гоголь мастерски использует разные формы создания комического.

Смех над действительностью у Гоголя связан с его морально-религиозными размышлениями, которые с течением времени занимают в сознании писателя и его творчестве все большее место.

1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

Читайте также: