Конспект фэмп старшая группа семья квадратов

Обновлено: 06.07.2024

Занятия по математике для детей в детском саду. Старшая группа

Программное содержание

• Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

• Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

• Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

• Закреплять знание цифр от 0 до 9.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Ножницы, 2 квадрата, фланелеграф, коробка с 4 квадратами разного цвета и величины, разрезанными на 4 равные части; лист бумаги, по углам и сторонам которого изображены прямые линии и круги разного цвета, в центре листа нарисована точка.

Раздаточный материал. Квадраты, ножницы, полоски-образцы (одна на двоих детей), кубики (по 10 штук на двоих детей), пластины (одна на двоих детей), листы бумаги, цветные карандаши.

Методические указания

В коробке у воспитателя 4 квадрата разного цвета и величины, разрезанные на четыре равные части разными способами. Туда же он помещает разрезанный квадрат с фланелеграфа.

Воспитатель вызывает четырех детей, раздает им части квадрата и предлагает составить на фланелеграфе целую фигуру.

Воспитатель просит детей разделить квадраты на четыре равные части любым способом. Предварительно дети рассказывают о последовательности своих действий.

Воспитатель вместе с ребенком с помощью полоски бумаги измеряет высоту машины. Дети строят ворота, высота которых равна полоске-образцу.

После постройки ворот воспитатель провозит машины через каждые ворота.

У детей листы бумаги и цветные карандаши.

Воспитатель предлагает им выполнить задания:

— вдоль верхней стороны листа проведите прямую линию красным карандашом (вдоль нижней стороны — зеленым карандашом, вдоль левой — синим карандашом, вдоль правой — желтым карандашом);

— в верхнем левом углу нарисуйте круг красным карандашом (в нижнем левом углу — синим карандашом, в верхнем правом — желтым карандашом, в нижнем правом — зеленым карандашом);

— в середине листа поставьте точку красным карандашом.

Занятие №2

Программное содержание

• Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.

• Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.

• Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Фланелеграф, по 10 треугольников и квадратов; карточка с тремя окошками (в центральном окошке — числовая карточка с 2 кругами и карточки с 1 и 3 кругами).

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, треугольники и квадраты (по 12 штук для каждого ребенка); карточки с тремя окошками (в центральном окошке числовой карточки изображено от 2 до 9 кругов), наборы числовых карточек с изображением от 1 до 10 кругов; конверты, в которых лежат части геометрических фигур (одна вторая или одна четвертая круга, квадрата или прямоугольника), коробки с остальными частями фигур (одна на двоих детей), карточки с цифрами от 0 до 9.

Методические указания

Воспитатель предлагает детям выполнить задания:

— отсчитайте на верхней полоске карточки на один треугольник больше, чем число 9. Сколько треугольников вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько треугольников?

— отсчитайте на нижней полоске карточки на один квадрат меньше, чем число 10. (Вопросы те же.)

Каждый раз дети обозначают числа цифрами и называют их.

Дети уравнивают числа выбранным способом и объясняют свои действия. Одновременно несколько детей выполняют это задание на фланелеграфе.

Дети по сигналу воспитателя выполняют задание и обосновывают свой выбор.

Игра повторяется 3 — 4 раза со сменой карточек.

В конверте каждого ребенка находится по одной второй (одной четвертой) части какой-либо геометрической фигуры.

Воспитатель предлагает составить целую геометрическую фигуру по ее части, выбрав недостающие из коробки.

После выполнения задания дети определяют, какие фигуры у них получились и из скольких частей они состоят.

Занятие №3

Программное содержание

• Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.

• Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

• Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Три плана-схемы движения, карточки с изображением от 3 до 5 кругов, календарь недели в форме диска со стрелкой, карточка с цифрой 5.

Раздаточный материал. Картинки с изображением одежды и обуви, цветные карандаши (по 6 штук для каждого ребенка), коробки со звездами (по 4 штуки для каждого ребенка), карточки с изображением лабиринтов (для каждого ребенка), простые карандаши, карточки с цифрой (по 5 штук для каждого ребенка).

Методические указания

Игровое упражнение повторяется 3 — 4 раза со сменой карточек.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает план и ориентиры движения и предлагает пройти по определенному пути, например: вперед до строительного уголка, повернуть направо и дойти до кукольного уголка, повернуть налево и дойти до уголка природы (коробочки со звездочками). Точкой отсчета движений является стол воспитателя.

В следующий раз точка отсчета, направление движения и ориентиры меняются. Упражнение по очереди выполняют 3—4 ребенка. После каждого задания дети рассказывают о направлении своего движения.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает календарь и уточняет название каждого дня недели, указывая его стрелками. Затем дает детям задания:

— покажите на календаре, какой сегодня день недели, и назовите его;

— покажите и назовите, какой день недели был вчера;

— покажите и назовите, какой день недели будет завтра.

У каждого ребенка карточки с изображением лабиринта. Воспитатель предлагает рассмотреть лабиринты, найти выходы из них и прочертить их карандашом. После выполнения каждого задания дети рассказывают о своих действиях.

Цель:
1. Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке и ориентировке на листе бумаги.
2. Закрепить умение быстро находить геометрические фигуры определенного размера и цвета.
3. Закрепить знания детей в решение задач в пределах 10.
4. Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать, доказывать.
5. Воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям.
Демонстрационный материал: буквы: М; О; Л; О; Д; Ц; Ы; геометрические фигуры. Ковер.. листы бумаги, цветные карандаши (на каждого ребенка)

В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы пойдем сейчас направо.
А теперь пойдем налево.
В центр дружно соберёмся.
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем.
Путешествовать начнем.

Ребята посмотрите и скажите что у меня в руках? (Письмо)
Да, правильно. А кто приносит нам письма? Как называется эта профессия? (почтальон)
Письмо пришло вчера. А кто мне скажет, какой это был день недели? Для этого давайте вспомним, какой сегодня день недели? А сколько всего в неделе дней?
Хорошо,а вам интересно от кого это письмо?
Да.
Сейчас я его открою и прочту.

ФИЗМИНУТКА
ребята давайте с вами немного отдохнем и вспомним нашу физминутку.
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал (спят).

5 испытание
Ребята следующее наше испытание будет проходить за столами, присаживаемся вспоминаем как правильно мы должны сидеть, проверили осанку сами. Молодцы. Прежде чем мы приступим к нашему заданию, давайте вспомним наше упражнение для пальцев и рук.
Взяли карандаш опустили острым концом в низ.
Заводи мотор скорей
И ладони разогрей.
Всё быстрей, быстрей, быстрей,
Сил, приятель, не жалей.
Ход немного замедляем.

Видно, к дому подъезжаем.
Едем тише, тише, тише.
И мотор уже не слышен.

Ребята скажите пожалуйста, помогли ли мы царице математике навести порядок в своем царстве? Какое испытание для вас показалось самым легким? В каком испытании у вас возникли трудности? Понравилось ли вам занятия?
Ребята, вы сегодня большие молодцы! Вы порадовали и царицу математики и меня. А в благодарность от царицы Математики я хочу вам вручить медали.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учебный проект: Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе

Сычева Алевтина Геннадьевна

1. Цель: Закрепление понятия о геометрических фигурах .

Образовательные:

-совершенствовать знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, шар, цилиндр); закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10;

- продолжать учить ориентироваться на листе бумаги;

Развивающие:

-развивать геометрическую зоркость: умение сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;

Воспитательные:

-воспитывать коммуникативные качества;

-воспитывать доброту, отзывчивость, желание прийти на помощь.

3.Тип занятия.

Занятие на повторение пройденного материала

4.Форма занятия.

5.Продолжительность.

7.Возраст обучающихся.

8. Оборудование и материалы.

-набор геометрических фигур на каждого ребенка.

- карточки разделенные на 9 клеток на каждого ребенка.

- тонированный лист бумаги, набор для аппликации

- к вадрат , обруч, канат, гимнастические палки, кубики, кирпичики.

9.Предварительная подготовка.

10.Методы и приёмы работы с детьми.

Наглядный, словесный, практический, игровой.

11.Структура занятия.

1 Вводная часть

2. Основная часть

- веселая разминка , с выполнением упражнений

- создание проблемной ситуации

-сравнение геометрических фигур

-рисование фигур мальцами на мольбертах

12. Ход занятия.

Вводная часть (Организационный момент)

Ребята, я рада приветствовать вас, вставайте в круг и повторяйте движения за мной. Дети проходят в центр зала, где их встречает воспитатель . Встают в круг.

Воспитатель обращается к девочкам: нежные и добрые девочки.

Воспитатель обращается к мальчикам: сильные и смелые мальчики.

Воспитатель обращается ко всем ребятам: все мы дружные ребята, мы ребята- дошколята . Никого в беде не бросим, не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо, будет радостно, светло! / Сначала девочки повторяют движения за воспитателем , затем мальчики. Девочки разводят руки в стороны с поворотами влево и вправо. Мальчики выполняют наклоны вперед, назад и приседают, руки вперед, спина прямая. Все дети маршируют стоя на месте в кругу. Взялись за руки. Подняли руки вверх, держась за руки.

Руки расцепили и вытянули их вперёд, ладонями вверх./

Основная часть

За дверью раздается стук. /приложение 1/

Воспитатель . Ой, ребята кто это там? Давайте посмотрим.

Из-за двери появляется квадрат .

Воспитатель . Кто это ребята? (ответы детей: квадрат )

Воспитатель . Дети, давайте спросим у квадратика , почему он грустный.

Дети: почему ты грустный, что случилось?

Квадрат. Я потерял своих друзей. Вот пришел к вам в детский сад, помогите мне их найти.

Воспитатель . Квадратик , мы конечно тебе поможем, правда ребята? У меня есть мешочек, а что в нем давайте посмотрим.

Из мешка дети достают шар, кубик, цилиндр. Выставить на стол.

Воспитатель . Какая это фигура? Показать на шар (ответ детей шар, как вы догадались, что это шар? (ответ детей – он круглый, его можно прокатить, у него нет углов) . Предложить ребенку прокатить шар.

Воспитатель . Какая это фигура? Показать на кубик (ответ детей- куб, почему вы думаете, что это куб? (дети – у него углы и все стороны равны)

Воспитатель . Молодцы дети. А что же это за фигура? (ответ детей – цилиндр) Как вы догадались? (ответ детей – он похож на пенек, столбик….)

Воспитатель . Молодцы ребята. Посмотрите что у меня есть – это волшебный фотоаппарат. Я сейчас буду фотографировать наши фигуры, а ты квадратик посмотришь , может на фото будут твои друзья.

Воспитатель . Посмотрите ребята и ты квадратик что у нас получилось (круг, квадрат , прямоугольник) . Чьи это фотографии? Как вы догадались, что это фотографии шара, квадрата , цилиндра? (ответы детей) . Ребята, а чем же отличаются снимки этих фигур от самих фигур? (ответы детей- на снимке фигуры плоские, а сами они объемные) .

Воспитатель. Посмотри квадратик , здесь есть твои друзья?

Квадратик: да это мои друзья, но не все их было больше.

Воспитатель . Ну тогда, мы поищем их на «Волшебных мольбертах. Дети подходят к столам.

Воспитатель . Чтобы веселее искалось друзей квадратика , давайте поиграем с пальчиками, а квадратик посмотрит на нас .

(Дети загибают пальцы, начиная с мизинца) 1,2, 3, 4, 5- научились мы считать (сжимают и разжимают кулаки) 1,2,3,4,5- надо нам умнее стать (загибают пальцы начиная с большого, (сжимают и разжимают кулаки) .

Воспитатель . А теперь давайте искать остальных друзей квадратика . Искать мы будем с помощью загадок, и ответы будем рисовать на волшебных мольбертах. Как вы думаете, чем мы будем рисовать? (Ответы детей – Пальчиками) .

Воспитатель . Слушайте меня внимательно!

У этой фигуры 3 угла и 3 стороны. Нарисуйте ответы. Что у вас получилось? (дети рисуют фигуру и говорят ответ) . Квадратик радуется .

Воспитатель . Молодцы. слушайте следующую загадку.

Эта фигура не имеет углов, и похожа она на солнышко, обруч, тарелку. (дети рисуют ответ) . А на что еще похож круг? (ответы детей)

Воспитатель . Посмотри квадратик , был такой у тебя друг?

Квадратик. Да это мой друг.

Воспитатель . Сейчас мы поищем еще одного друга. Дети слушайте загадку.

Эта фигура совсем без углов, имеет вытянутую форму, она похожа на огурец, яйцо, нарисуй ответ. На что еще похож овал? (ответы детей) .

Воспитатель . Посмотри квадратик , всех твоих друзей мы нашли? ( квадратик радуется )

Воспитатель. Ребята, а как одним словом можно назвать эти фигуры? (Ответ детей) .

Каждому ребенку раздаются геометрические фигуры : квадрат , круг, овал, треугольник, прямоугольник. На полу изображены дома каждой фигуры, из спортивного инвентаря. Обруч- дом круга, спортивные палочки- дом треугольника, шнурок- овал, кегли- квадрат , кубики- прямоугольник.

Квадратик. Ребята, а теперь найдите свой домик, соответствующий той фигуре, которая у вас в руках. Квадрат играет с детьми и становится в дом квадрата . Под музыку дети бегают по залу, по сигналу квадратика становятся в домики . Игра проводится 2-3 раза, дети меняются фигурами.

Воспитатель . Спасибо тебе квадратик за игру . Ребята, друзей квадрату мы нашли , а если они снова потеряются? Как вы думаете, что нам надо сделать для того, чтобы они больше не терялись? (Ответы детей) .

Воспитатель . Давайте поселим друзей в одном доме. А ты квадратик смотри , где будут жить твои друзья. /приложение 2/

Дети садятся за столы. Перед ними дом из геометрических фигур (треугольник и квадрат , квадрат разделен на 9 частей- окошки дома.

Воспитатель . Посмотрите из каких геометрических фигур построен дом, какого цвета крыша, какого цвета дом?. В доме есть окошки, давайте их посчитаем (считают от 1 до 9) .Один ребенок считает у фланелеграфа.

Воспитатель . Сколько окошек в доме (ответы детей) . Возьмите квадрат , он будет жить в центре дома, в самой середине, круг над квадратом , овал под квадратом , справа от квадрата , поселится треугольник, слева от квадрата будет жить прямоугольник. Посмотри квадратик , теперь у твоих друзей есть дом, и вы больше не потеряетесь.

Квадрат благодарит детей .

Воспитатель. Квадратик мы готовимся к празднику, Новому году и хотим подарить тебе открытку.

Воспитатель. Дети, чтобы вы хотели изобразить на открытке? (ответ детей)

На тонированном листе бумаги, дети выкладывают дом и елку, из треугольников, овалов, кругов, квадрата .

Заключительная часть

Воспитатель.

- Дети, какие добрые дела мы сегодня сделали? (нашли друзей)

- В какую игру играли?

- Что вам больше всего понравилось?

Прощаются с квадратом .

13. Литература.

1.И.П. Афанасьева " Вместе учимся считать. Занимательная математика для дошкольников . Рабочая тетрадь ФГОС"

2.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

Учить ориентироваться на листе бумаги, определять стороны и углы листа. - Продолжать развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине, результаты сравнения обозначать словами: широкий, узкий, длинный, короткий. -Закрепить умение считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9 -Закреплять представление о геометрических фигурах. - Воспитывать доброжелательность, желания оказывать помощь; формирование заботливого отношения к маме


Оценить 1036 1

Конспект по ФЭМП в старшей группе

Воспитатель: Байкина Л.В.

Программное содержание: -Учить ориентироваться на листе бумаги, определять стороны и углы листа. - Продолжать развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине, результаты сравнения обозначать словами: широкий, узкий, длинный, короткий. -Закрепить умение считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9 -Закреплять представление о геометрических фигурах. - Воспитывать доброжелательность, желания оказывать помощь; формирование заботливого отношения к маме

Введение игрового момента.

Дети слышат плач куклы. В группу вносят куклу. Воспитатель предлагает детям поздороваться и познакомится с куклой и узнать, почему она плачет.

2. Рассказ куклы.

- У Моей мамы скоро день рождение, и я не знаю, как мне ее поздравить, что ей можно подарить.

- Давайте подскажем нашей Кате как можно поздравить маму.

- А какими поступками можно поздравить маму?

-А давайте покажем нашей гости, как можно порадовать маму наведя порядок в комнате. ( дети садятся за столы)

- Перед вами лежит геометрическая фигура, как она называется? (квадрат), давайте представим, что это комната и нам с вами нужно навести в ней порядок, отдельно лежат предметы мебели.

- Нам с вами нужно расставить мебель в определенные места.

А теперь найдем центр комнаты. (что чаще всего стоит в центре комнаты (стол

- Нам нужно найти верхний правый угол в комнате.

- поставьте в него пальчик, нашли. теперь можете поставить туда любой предмет мебели какой вам нравится.

- Нижний правый угол. (поставили пальчик)

- Посмотрите какой порядок мы с вами навели для мамы.

-Тебе нравится Катя. (убрали в сторону)

- А что мы можем приготовить, чтобы порадовать маму. (испечь пироги)

-А чтобы нам раскатать тесто для пирога, что нам понадобится (скалка)

- Чтобы получился большой пирог нам понадобится широкая (длинная)скалка

- Покажите широкую скалку.

-А чтобы раскатать тесто для маленьких пирожков. Нам потребуется короткая узкая.

-Запоминай Таня какие скалки пригодятся для раскатывания теста на пироги.

Дети Катя хочет что-то сказать.

-Моя мама очень любит разгадывать шуточные загадки.

- наши дети тоже любят разгадывать шуточные загадки, давайте покажем, выходите в круг. (игра с мячом)

1.Бывает круг с тремя углами? (нет, три угла у треугольника)

2.Бывает у белки с бельчонком 4 хвоста? (нет,2 хвоста 1 +1=2)

3.Бывает у зайчонка 4 лапы? (Да. У зайца всего 4 лапы)

4 Бывает квадрат круглый? А почему? (Нет .У квадрата четыре угла)

5.Бывает у лисы и лисёнка всего 4 уха ? (Да. 2 уха у лисы + 2 у лисёнка =4)

6.Бывает Зайчик пошел в школу? (Нет. Заяц — это дикое животное) 7.Сколько ушей у трёх мышей? 8.Сколько лап у двух медвежат 9. Сколько хвостов у пяти коров 10. На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (На дубе яблони не рас­тут.)

Молодцы все разгадали, а теперь ещё одну загадку отгадайте чем мы еще можем порадовать маму

Эти чудеса природы
Любят теплую погоду,
Солнце, воду и росу,
И жужжащую осу.
Что за диво на поляне,
Соберем в подарок маме? (цветы)

-Я вам предлагаю собрать для Катиной мамы букет.

(Проходят за столы)

- Перед вами наборное полотно, нужно отсчитать 8 тюльпанов на верхней полоске, а на нижней полоске 8 роз. Начинаем отсчитывать с лева на право.

-Что можно сказать о количестве тюльпанов и роз. (поровну)по сколько? (по 8)

- К 8 тюльпанам я добавила еще один тюльпан. Сколько тюльпанов получилось?

Читайте также: