Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях 7 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024


Ключевые слова:
Причастие, страдательное причастие, прошедшее время, суффикс, орфограмма, шипящие звуки.
Основные понятия:
Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делать? что сделать?
Страдательное причастие прошедшего времени – это причастие, над которым произведено действие.
Суффикс – часть слова, морфема, стоящая после корня.
Пояснения:
1) Образуются страдательные причастия прошедшего времени с помощью суффиксов -нн-, -енн-, -ённ-, -т-. Например: понять – понятый, скосить – скошенный, решить – решённый, продать – проданный.
2) Написание гласных перед Н в страдательных причастиях прошедшего времени зависит от глагола, от которого они образованы.
Если страдательное причастие прошедшего времени
образуется от глагола на -еть, -ать- (-ять-), то перед
суффиксом причастия пишется буква е, а или я:
видеть – увиденный, послать – посланный, усеять – усеянный.
Если причастие образовано от глагола на -ить, -сти, -чь, то в суффиксе пишется е (ё):
осушить – осушенный,
привести – приведенный,
увлечь – увлеченный.
3) Под ударением е в суффиксе страдательных причастий переходит в ё:
прекратить – прекращённый, наградить – награждённый.
Буква ё сохраняется в суффиксе страдательных причастий и после шипящих под ударением:
сражённый, вскипячённый, освещённый.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Нажмите, чтобы узнать подробности

- повторить правописание полных и кратких страдательных причастий.

Задачи:
- обучающие: знать условия выбора гласной перед Н в полных и кратких страдательных причастиях, знать нормы акцентологии в причастиях данного типа;
- развивающие: уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени, правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, соблюдать нормы акцентологии в речевой практике;
- воспитательные: развивать коммуникативные навыки в учебной деятельности, соблюдать этические нормы при описании внешности человека.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы;

Метапредметные:

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы и самодиагностики.

Предметные: научиться проектировать реализовывать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная.

Оборудование: учебник русского языка под ред. Т.А.Ладыженской, презентация, ноутбук, индивидуальный раздаточный материал.

Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова.

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий!

Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
Проверить уровень полученных ранее знаний по теме

Обучающийся с ОВЗ (ЛУО) – Имя существительное. Основные грамматические категории им. сущ. – род, число, падеж

Обучающийся с ОВЗ (УУО) - Различение Ж-Ш.

Работа у доски

Записать причастия и указать действительное оно или страдательное.

Слышимый, выстоявший, занят, оклеена, решающий, скошенный, изучаемый, бритый, роющий, защищаемый, строивший, продуманный, читаемый, изучена, вылетевший, кормящий, переведённый, движимый, тающий, решающий, гонящий, ненавидящий, присланный, терпящий, слышавший.

Образуйте все возможные формы причастий от глаголов:

рассчитать, рассчитывать; месить, замесить.

Ученик работает по упражнению 115

Ученик работает по карточке

Выполняют работу в тетрадях, один ученик у доски.

Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

Работа со стихотворением. (Приложение 1)

Беседа по вопросам:

- Какое настроение у вас вызывает это стихотворение?

- Как бы вы его озаглавили?

- Какие средства художественной выразительности использует автор в стихотворении?

- Назовите ключевое слово.


- Запишем: Тропинка какая? – торопливая


– словно нитка из клубка

Какие действия выполняет?

- От глаголов движения образуйте причастия.

Держит – держат – держащая

Вьётся – вьются – вьющаяся

Оборвалась – оборвавшаяся

Потерялась – потерявшаяся

Перепрыгнула – перепрыгнувшая

Завязалась – завязавшаяся

- Какие причастия образовали? (Действительные наст. и прош. времени)

- Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?

- От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени.

- Какие гласные перед НН написали? Проверяем. Кто допустил ошибки?

- Почему возникло затруднение?

- Как бы вы назвали тему урока?

- Какую цель для себя поставите?

- Молодцы, кто справился с заданием и выполнил верно.

- Сравните суффиксы глаголов и причастий.

- Как вы думаете, от чего зависит выбор гласной перед н в суффиксе причастия?

Запись в тетради:

На –ать, -ять - пиши: -а -я – задерж-ать-задерж-а-нный, потер-ять-потер-я-нный

На – ить, -еть - пиши: -е -замес –ить- замеш – е –нный, обид-еть-обиж-е-нный.

Работают со стихотворением. Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока.

- обучающие: знать условия выбора гласной перед Н в полных и кратких страдательных причастиях, знать нормы акцентологии в причастиях данного типа; - развивающие: уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени, правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, соблюдать нормы акцентологии в речевой практике; - воспитательные: развивать коммуникативные навыки в учебной деятельности, соблюдать этические нормы при описании внешности человека.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Содержимое разработки

Открытый урок русского языка в 7 классе

Тема. Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

- обучающие: знать условия выбора гласной перед Н в полных и кратких страдательных причастиях, знать нормы акцентологии в причастиях данного типа;
- развивающие: уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени, правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, соблюдать нормы акцентологии в речевой практике;
- воспитательные: развивать коммуникативные навыки в учебной деятельности, соблюдать этические нормы при описании внешности человека.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран.

Самоопределение к деятельности. (Оргмомент) 1 – 2 мин.

- Что такое причастие как часть речи?

- Какие причастия называются действительными? Страдательными?

Результатом данного этапа является положительное самоопределение уч-ся к учебной деятельности на уроке.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (5-6 мин.)

Основная цель данного этапа – подготовка мышления уч-ся и осознание их потребности к построению нового способа действий.

Для этого воспроизводятся знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий; активизируются соответствующие мыслительные операции, внимание, память и т.п.

1) Чтение стихотворения подготовленным уч-ся (текст лежит на столах. Приложение 1)

Беседа по вопросам:

- Какое настроение у вас вызывает это стихотворение?

- Как бы вы его озаглавили?

- Какие средства художественной выразительности использует автор в стихотворении?

- Назовите ключевое слово.

- Запишем: (Слайд 2)


Тропинка какая? – торопливая


– словно нитка из клубка

Какие действия выполняет?

- От глаголов движения образуйте причастия. (слайд 3)

- Какие причастия образовали? (Действительные наст. и прош. времени)

- Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?

- От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени (слайд 4)

III . Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности. (4 – 5 мин.)

Основная цель данного этапа – выявление места затруднения, его причины и постановка цели урока.

Беседа по вопросам:

- Какие гласные перед НН написали? Проверяем. Кто допустил ошибки? (слайд 5). - Почему возникло затруднение?

- Как бы вы назвали тему урока?

- Какую цель для себя поставите?

- Молодцы, кто справился с заданием и выполнил верно.

IV . Построение проекта выхода из затруднения (7 – 8 мин.)

Основная цель этапа – построение учащимися нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

1) Подводящий диалог:

- От чего зависит гласная перед суф. –ВШ-, -Н-, -НН- в прош.вр.? А гласная в суф. наст.вр.? (слайды 6,7)

2) Работа с учебником (с.57, орф. №51) – вербальная фиксация нового способа действия.

V . Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин.)

- Как будем рассуждать, применяя правило? - с.57, учебник (проговаривание вслух правила – по цепочке) (слайд 8)

Упр. 128 – комментированное письмо (выполняется по цепочке)

- Какие причастия можно использовать при описании внешности человека?

VI . Д/з: c .57 – правило, создать текст-описание внешности человека (черновик)

(Применение новых знаний в нестандартной ситуации)

VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)

Основная цель – интериоризация нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.

Задание. Пользуясь таблицей, данной на с. 55 учебника, образуйте страдательные причастия прошедшего времени. выделите суффиксы причастий.

Сломать, поранить, создать, раскалить, прочитать, сдержать, разбить, получить, установить.

VIII . Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин.)

Основная цель – включение нового способа действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

2) Проверка усвоения написания гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

Учитель диктует по три слова, учащиеся записывают в строчку нужную букву.

1 оклеена, скошенный, изучена

3 просвечен, услышан, прочитан

4 озарена, описанный, взволнованный

5 выполнен, увиденный, умноженный

6 растерянный, окутанный, остановленный

7 сорванный, посыпанный, обиженный

8 рассчитанный, потерянный, направленный

9 ухоженный, вылепленный, закрученный

е е е

е е е


я а е

е е е



IX . Рефлексия деятельности. (2-3 мин.)

Основная цель – самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Что нового узнали?

- Достигнута ли цель урока?

Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. М., ВАКО, 2006 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

При разработке данного урока были учтены следующие особенности учащихся:

- потребность в ярком и образном объяснении нового материала (использовала форму путешествия по станциям (местам, где побывал М.Ауэзов);

- потребность в самостоятельной познавательной деятельности.

В начале урока четко и конкретно были сформулированы цели. Обучающая цель реализовывалась через различные виды заданий, которые были направлены на развитие творческой самостоятельности учеников.

Развивающая цель осуществлялась через монологическую речь учеников при воспроизведении теоретического материала, при рецензировании ответа, через необходимость самостоятельно делать выводы.

Воспитательная цель реализовывалась через использование презентации к уроку, подбор дидактического материала.

На уроке сочеталось несколько методов обучения.

Наблюдалось преобладание поискового характера познавательной деятельности в сочетании с творческим.

Было организовано чередование и смена видов деятельности в ходе урока. На учебном занятии для отработки общеучебных умений и навыков использовалась коллективная, групповая, индивидуальная формы работы, что сказалось на познавательной активности, творчестве и самостоятельности учащихся.

На уроке наблюдался высокий темп работы. Это связано с тем, что класс работоспособный, ровный по знаниям. Высокий уровень познавательной активности учащихся обеспечивался за счет нетрадиционной формы проведения урока.

Абжалиева Рудаба Жамкеевна,

учитель русского языка и литературы

сш№274 города Байконур Кызылординской области

Предмет русский язык

Тема урока: Гласные перед н в полных и кратких страдательных

Цели урока: образовательная - ознакомить учащихся с условиями выбора

гласной перед н, нн в причастиях; отработать алгоритм применения

правила; совершенствовать навыки нормированного употребления

причастных форм и конструкций;

развивающая - способствовать развитию речи, мышления, памяти;

воспитательная - воспитывать интерес к русскому языку, к

творчеству и литературному наследию великого казахского писателя

Тип урока: комбинированный

Вид урока: нетрадиционный, урок-путешествие

Методы и приёмы: словесный (беседа), наглядный, частично-поисковый,

практический, элементы технологии критического мышления

Виды деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная

Оборудование: классная доска, интерактивная доска, учебник

I . Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка целей урока.

II . Проверка домашнего задания

Работа с текстом, с которым ученики работали дома:

- определить основную мысль, стиль текста;

- определение учащимися темы урока.

III . Объяснение нового материала

Лингвистическая пятиминутка: работа с предложением.

Работа с учебником. Чтение правила на стр. 57 учебника;

Составление алгоритма с целью упрощения орфографического правила.

IV . Закрепление изученного материала

Цель: развитие орфографической зоркости; совершенствование морфемного разбора причастий.

(задание: выписать причастия, которые соответствуют изучаемой орфограмме).

I вариант – с гласными а, я перед суффиксом –нн-.

II вариант – с гласной е в суффиксе –енн-.

2. Работа с учебником: упражнение 128 (задание: от глаголов образовать полные и краткие страдательные причастия, обозначить изучаемую орфограмму).

3. Гимнастика для глаз.

4. Творческая работа.

Цель: совершенствование навыков употребления причастных оборотов; решение пунктуационных задач.

Задание (выполняется по рядам): записать предложения, образовав от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия прошедшего времени и согласовать их с определяемыми словами.

V . Подведение итогов урока

Релаксация. Выводы учащихся по изученной теме.

VI . Постановка домашнего задания

Инструктаж по выполнению.

VII . Выставление оценок и комментирование

I . Организационный момент.

Цель этапа: подготовка учащихся к уроку, постановка целей урока.

Психологический настрой (упражнение на создание положительного эмоционального настроя)

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке! (слайд № 1, 2)



Ребята, возьмите в руки солнышко. Посмотрите, как оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы ему! Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе на правую ладонь. Прикройте левой. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительная энергия, добро.

Мысленно поместите добро и хорошее настроение этого солнышка в своё сердце. Чувствуете, у вас появляются новые силы, энергия?!

Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и чтобы такое же чувство осталось у вас до конца урока. Желаю успехов!

А урок наш будет сегодня необычный. Мы посвятим его 116-летию великого казахского писателя, чьё имя носит наша школа, – Мухтара Ауэзова (слайд № 3).


Я приглашаю вас на урок-путешествие по тем местам, где жил и творил М.О.Ауэзов. Оттого, насколько плодотворна будет наша работа, зависит результат нашего путешествия.

Мы продолжим знакомиться с правописанием причастий, познакомимся с особенностями выбора гласной перед н в полных и кратких страдательных причастиях (слайд № 4).

А начнём мы урок с проверки домашнего задания. Готовы в путь? Как отправляться в путь без карты (слайд № 5), без тех ориентиров, которые должны привести нас к цели?



Помню безоблачное, тёплое весеннее утро. На лужайке перед зимовкой резвятся телята, прыгают милые детскому сердцу ягнята и козочки, а по небу, подобно белокрылым пери из бабушкиных сказок, далеко растяну..ейся стаей летят озар..нные солнцем лебеди, песнь доносится с высоты.

И вдруг всё очарование весеннего дня исчезает: нас зовут к деду. В его руках – толстая рукописная книга - сборник стихов Абая. У деда был свой метод обучения. Он держал нас за книгой с утра до захода солнца, и всё выуч..нное за день нужно было перед ужином прочесть наизусть…

Мухтар Ауэзов

II . Проверка домашнего задания.

Цель этапа: выявление уровня знаний по заданному на дом заданию, определение недостатков в знаниях и их ликвидация.

- Как вы озаглавили текст?

- Ребята, давайте определим стиль этого текста. (Художественный)

III . Объяснение нового материала.

Цель этапа: научить учащихся правильно писать гласные перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях.

- Ребята, давайте запишем из текста причастия с неизвестной орфограммой.

Озарённые – озарить

Выученное – выучить

- Мы вернёмся к этим словам, а пока (слайд № 8), ребята, нас ждёт город, где М.Ауэзов учился в медресе, в пятиклассном русском училище и учительской семинарии – город Семипалатинск. На этой остановке мы проведём с вами лингвистическую пятиминутку (предложение на экране, слайд № 9).


Лингвистическая пятиминутка.

Когда я увидел напис…нные на бумаге стихотворные строки, был поражен тем, что песни могут молча лечь на бумагу (Мухтар Ауэзов). (Выделите причастие, укажите грамматические признаки причастия)

- Перед нами страдательное причастие прошедшего времени, в суффиксе которого пропущена гласная. Давайте подумаем, какую задачу мы перед собой сегодня поставим? (узнать, какие гласные пишутся перед н, нн в полных и кратких страдательных причастиях, что нужно знать, чтобы правильно выбрать гласную).

- Выпишем данное причастие и порассуждаем о выборе гласной а перед нн (по образцу рассуждения на стр. 57 учебника).

- Давайте обратимся к учебнику и прочитаем правило (орфограмма №51 на странице 57). Значит, какую же букву нужно писать в суффиксах причастий озарённые, выученное из текста?

- Теперь я предлагаю вам упростить правило, составив схему, по которой легче будет запомнить, в каких случаях перед н пишется а и я, в каких – е (слайд № 10).


- Поможет ли эта схема вам быстрее запомнить правило? (Да). Тогда быстро перепишите ее в тетрадь для правил (1-2 мин.).

- Поработаем с упражнениями, чтобы научиться применять данное правило.

IV . Закрепление изученного материала

Цель: формирование навыка правильного написания гласной перед н в причастиях

- Продолжим наш путь (слайд № 11). Ребята, скажите, какой город является столицей Узбекистана (Ташкент). Именно в этом городе М.Ауэзов принял участие в экспедиции по изучению быта и фольклора коренных народов - киргизов, казахов, дунган. Город встречает нас интересным заданием:

Выборочный диктант.

Цель: развитие орфографической зоркости; совершенствование морфемного разбора причастий.

Задание: выписать причастия, которые соответствуют изучаемой орфограмме.

I вариант – с гласными а, я перед суффиксом –нн-.

II вариант – с гласной е в суффиксе –енн-.

Орёл встрепенулся и, охваченный внутренней дрожью, посмотрел вниз…

Заметались из стороны в сторону растерянные пастухи.

Зачарованный необычным взлётом, Бекбол долго смотрел на орла.

Он вовремя избежал заслуженной кары.

Охотники встрепенулись, встревоженные глухим порывистым свистом…

Их присутствие выдали связанные попарно кони.

Вывод: чтобы правильно выбрать гласную перед н, нн в страдательных причастиях, нужно посмотреть, на что оканчивается глагол, от которого образовано причастие: ать, ять – а, я; еть, ить – е.

- Ребята, скажите, а какой город является северной столицей России? (Санкт-Петербург, слайд № 12).


А как он раньше назывался? (Ленинград). Именно в этом легендарном городе-герое Ауэзов поступает на филологическое отделение Ленинградского государственного университета. Данная остановка требует от нас выполнения упражнения 128 из учебника (задание: от глаголов образовать полные и краткие страдательные причастия, обозначить изучаемую орфограмму).


Цель: совершенствование навыков употребления причастных оборотов; решение пунктуационных задач.

Задание: записать предложения, образовав от глаголов, данных в скобках, причастия прошедшего времени и согласуя их с определяемыми словами (слайд).

1 ряд. Серый Лютый ошалело покатил прочь от (реветь) верблюда.

2 ряд. Серый Лютый побежал к оврагу (зарасти) колючим шиповником.

3 ряд. Перед ним стояла миска с похлёбкой из мелко (накрошить) овечьего сыра.


Вопрос: какое из образованных причастий будет примером к изучаемой на уроке орфограмме?

V . Подведение итогов урока.

- Ребята, закройте глазки и вспомните приятные моменты нашего урока. Открыли: мы - в родном городе Байконур.

Я рада, что вы были внимательны на уроке. А мы успешно закончили наше виртуальное путешествие по тем местам, где побывал М.Ауэзов.

Ребята, а более подробную информацию о М.Ауэзове вы можете получить в школьном музее, который сегодня открывает двери своим первым посетителям. Ведь имя М.Ауэзова шагает по всему миру: его именем названы улицы, школы в столице Белоруссии Минске, в Алматы его именем назван целый микрорайон, в Киргизии, в Чолпон-Ате, на бывшей даче великого писателя действует музей. А в нашем городе его именем названа наша любимая школа.


Ребята, понравилось наше путешествие? Тогда давайте поаплодируем друг другу (слайд).

- Давайте, ребята, мы подведём итоги нашего урока.

- Чему мы с вами научились?

- Что нового узнали из сегодняшнего урока? Чему мы научились?

VI . Постановка домашнего задания

Цель этапа: подвести итоги работы и сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

- Ну что ж, мы хорошо сегодня потрудились. Но нельзя останавливаться на достигнутом. Продолжим трудиться, только теперь дома. Откройте дневники и запишите домашнее задание (слайд): упражнение 130.

Читайте также: