В и даль сказка что значит досуг конспект урока 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Одна пчела только управилась давным-давно и
собралася к вечеру на покой: по цветам порхала,
поноску носила, ячейки воску белого слепила,
медку наклала и заделала сверху — да и не
жаловалась, не плакалась на недосуг.

СЮЖЕТ СКАЗКИ СТРОИЛСЯ НА ТОМ
что Георгий Храбрый даёт с утра задания всем
лесным жителям задания на предстоящий день,
а в конце дня подводит итоги их выполнения.
И хотя с заданием справилась одна лишь пчёлка,
становится ясно, что делу нужно посвящать всё
своё время, а не делать его урывками.
А время досуга наступает только после
выполнения работы.

ЧЕМУ УЧИТ НАС СКАЗКА
Георгий Храбрый дает задания лесным и домашним
жителям на день - медведю, волку, лисице, журавлю,
кошке, гусю, дятлу, тетерке, воробью, бабе-птице,
корове, козлу, пчеле.
А когда пришел час отчета, никто, кроме пчелки, и не
смог показать оконченную работу: медведь без толку
колоды ворочал, волк так и не вырыл нору, корова
жевала жвачку, кошка мышей ловила, а не вязала
чулок, лисица утят ела, а не собирала пух и так далее.
Все они отвлекались от задания, увлекались другими
делами и ничего не сделали. Недосуг им был работой
заниматься.

ГЛАВНАЯ
ИДЕЯ
СКАЗКИ
И лишь одна пчелка делала свое дело, делала
на совесть. Она с заданием справилась
только одна.
Эта сказка учит тому, что нужно делу
посвящать свое время, а не урывками его
делать. А свои удовольствия получать на
досуге, после работы. Тогда и результаты
хорошие будут.

*БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ
ПРУДА;
*ДЕЛУ ВРЕМЯ,А ПОТЕХЕ ЧАС;
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ СКАЗКИ ВЕСЬМА ПРОСТА.
ЕСЛИ ТРУДИТЬСЯ, ТО СДЕЛАЕШЬ ЛЮБОЕ ДЕЛО.
ЕСЛИ ИСКАТЬ ПРИЧИНЫ И ОТГОВОРКИ,
ЗАНИМАТЬСЯ СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ, ТО НА
ДЕЛО ВРЕМЕНИ НЕ ОСТАНЕТСЯ.
НЕДОСУГ БУДЕТ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока – комбинированный.

Цель : изучение особенностей сказок В. Даля.

- обеспечить в ходе урока повторение основных понятий народной и литературной сказки;

- пополнить знания учащихся о творчестве В. Даля;

- развивать навыки выразительного чтения;

- воспитывать любовь к чтению, желание читать сказки;

Ожидаемые результаты урока :

1. Личностные:

- стремление к речевому самосовершенствованию;

- формирование и развитие учебно-познавательного интереса обучающихся к учебному материалу.

2. Метапредметные :

- адекватное и критическое оценивание обучающимися самих себя и одноклассников в учебной деятельности;

3. Предметные:

- знание особенностей сказки В. Даля;

Материалы к уроку: учебник, распечатки текстов, тетради.

Оборудование урока: текст. портрет

2.Объявление темы и цели урока.

3.Актуализация опорных знаний урока

-проверка д.з.

-анализ прочитанной сказки

4.изучение новой темы

-слово учителя

-- Что вам известно об истории первого слова, записанного В. Далем?

(История создания словаря берет свое начало с марта 1819 года, когда Даль записал в блокнот первое неизвестное ему слово от ямщика Новгородской губернии, и этот факт тоже имеет свою историю.)

Всего словарь насчитывает 200 тысяч слов, которые характеризовали церковные, книжные, просторечные, диалектные и профессиональные термины.

5. Каким именем подписывался Даль? (Казак Луганский)

Владимир Иванович Даль родился 10 (22) ноября 1801 года в поселке Луганский завод (ныне – Луганск) в высокообразованной семье. Его отец был врачом, лингвистом, а мать – пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Владимир Иванович получил прекрасное домашнее образование.

В 1814 году Даль поступил в Петербургский Морской кадетский корпус. Окончив его в 1819 году, отправился служить на флот.

-поступил на медицинский факультет

С началом русско-турецкой войны Далю пришлось прервать обучение. Сдав досрочно экзамены, Владимир Иванович отправился на фронт. В ходе войны Он участвовал в сражениях, помогал раненым, оперировал в условиях полевых госпиталей.

В 1833 Писатель много путешествовал по Южному Уралу, собирал фольклорные материалы, которые легли в основу его произведений.

Важным событием в краткой биографии Даля стало знакомство с Александром Пушкиным. Вместе с поэтом Владимир Иванович путешествовал по пугачевским местам. Даль присутствовал при кончине Пушкина, лечил его после дуэли с Дантесом,

Владимир Иванович Даль умер 22 сентября (4 октября) 1872 года в Москве.

Интересные факты

Даль всей душой полюбил живописные родные места – Луганскую область, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.

Перед смертью Пушкин подарил Далю золотой перстень-талисман с изумрудом.

- Давайте выстроим цепочку появления литературной сказки.

Учащиеся записывают в тетрадях цепочку появления сказки.

(Народ сочинил – записали сказку – автор обработал – стала литературная).

Вот сегодня мы и понаблюдаем, как использовал Даль эти слова в своих произведениях.

- Назовите сказки В.И.Даля, которые вы читали в начальной школе.

- Чем запомнились эти сказки?

-Особенностью сказок Даля является большое количество в них всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов. Приведите примеры пословиц из сказок В. Даля.

(Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут; на ласковое слово не кидайся на грубое не гневайся)

- О чем эта сказка?

Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение к нему создаются различными средствами. И среди них - использование описательной речи автора и речи действующих лиц.

2. Михайло Потапыч, медведь

- Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?

есть ключевые слова, которые позволяют

подчеркнуть отношение персонажа к работе, назвать черту его характера.

С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему герою?

- Чем обогатились мы за этот урок?

научились сравнивать сказки: авторскую и народную;

7. Домашнее задание ,письменный ответ на вопросы:

1.Мой любимый герой в Сказках В. Даля.

2. За что я люблю сказки В. Даля?

Сказка Что значит досуг Отсутствие свободного времени."Не пришёл из-за недосуга"

Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе.

Медведю велел, на шабаш, до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом;

волку велел земляночку вырыть да нары поставить;

лисе приказал пуху нащипать на три подушки;

кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять;

журавлю приказал настрогать зубочисток да серников наделать;

гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру слепить;

а тетерку заставил глину месить; бабе-птице приказал на уху стерлядей наловить;

дятлу — дворец нарубить;

Презентация по родной русской литературе на тему

Данная презентация является иллюстративным материалом для уроков родной русской литературы в 5 классе по теме "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?"" В качестве поисковой работы предложена тема труда в сказке и индивидуальная характеристика героя и авторское отношение.

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему

Сказки В. И. Даля

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему

Отец – датчанин,
Мать – француженка.
Владимир Иванович Даль – русский по духу

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему

Сказки Даля содержат большое количество всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов.

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему

Главные герои сказок - животные, обремененные проблемами людей. Образы зверей, взятые Далем из русских народных сказок, соответствуют типам людей, за ними как бы скрываются людские характеры.

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему

Сказки,
вошедшие в круг детского чтения

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему

Тексты сказок Даля вызывают интерес у детей и взрослых, в них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения. На примере героев сказок у человека происходит осмысление собственной жизни. Воздействуя на сознание и подсознание, сказка может помочь ему определить верный путь решения своей проблемы, а спроецировав поступок героя сказки на современную жизнь, изменив свое мышление и поведение, человек может встать на правильный путь.

- обеспечить в ходе урока повторение основ ных понятий народной и

- повторить осн овные жанры у стного народного творчества;

- научить д авать характеристику геро я на основе авторског о описания и речи

- р азвивать умение сопоставлять народну ю и литер атурную сказку; развивать

- развивать речь у чащихся, сообразител ьность, воображе ние,

- развивать у мение давать оценку прочитанному , высказывать св оё

- развивать умени е слушать текст и выс казывания дру гих учащихся,

оценивать и х ответы, высказывать собс твенное мнение ;

- способствовать раз витию умения отстаивать свою точку зрения;

- содействовать в оспитанию нравстве нных качеств у чащихся ;

- воспитывать л юбо вь к чтению, желан ие читать сказки ;

- воспитывать чу вство гордости и пат риотизма, любовь к св оему краю.

- формировани е и развитие у чебно - познаватель ного интереса обучающихс я

- адекватное и критическое о ценивание обучающим ися самих себя и

- правильны й подбор и использова ние ре чевых средств для решения

- по лучен ие информации в результате смыслового прочтения текста;

- использование у стной и письменной речь для ар гументированного

отстаивания св оей точки зрения, св оих выводов и у мозаключений

- закрепление изу ченного матери ала о жанрах ф ольклора.

Материалы к у року: у че бник, распечатк и текстов, записи на доске, тетради.

Оборудовани е урока: иллюстрации у чащихся к сказкам В. Даля, сбо рники

1) Беседа с у чащимися по тем е «Сказка. Литературная и н ародная сказка.

2. Какими пр офессиями вл адел Даль? (моряк, военн ый врач, писатель,

3. Как называетс я главный тру д всей жизни Даля? (Толковый словарь

После 5 3 лет этнографической и лексикографической работы, Даль издает

венец своего литерату рного творчества – «Толковый словарь живого

1861 году Ру сское географическое общество прису дило автору

4. Что вам извест но об истории первого слова, записанного В. Далем?

( История создания словаря берет свое начало с марта 1819 года, когда Даль

записал в блокнот пер вое неизвестное ему слово от ямщика Новгородск ой

Последние же слова были занесен ы в словарь незад олго д о смерти

Владимира Ивановича. Всего словарь насчитывает 200 тысяч слов, которые

характеризовал и церковные, к нижные, пр осторечные, диале ктные и

опубликова на первая книга. К нига под названием «Русские сказки из

предания народного изустного на грамоту гражданску ю переложенные, к

быту житейскому приноровлен ные и по говорками ходячими разукрашенн ые

После того, как ее изъяли из продажи, рукописны й вариант произведения

был подарен Далем Александру Пушкину, чему последний был несказанно

народно - сказочны х сюжетов, Даль выпустил в свет в 1832 г. под

псевдонимом Казака Луганского. Сборник сказок вышел под названием

«Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую

переложенные, к быту житейскому п риноровленные и поговорками

- Давайте вспомн им, как отзывался А .С.Пушкин о сказках Даля.

“…Нам ещё у читься надобно у народных сказок. С оветую вам по читать

Казака Лу ганского, это пс евдоним г осподина Даля. Он народные ру сские

сказки записывает и обрабатывает для детского чтения, и сам сочиняет, так в

- Ребята, как вы понимаете, что так ое обработка сказок ?

(Обработка сказки это литерату рный п ересказ, грамотное изложение

- Давайте выстро им цепочку появления литерату рной сказки.

Учащиеся зап исывают в тет радях цепочку появлен ия сказки.

(Народ сочин ил – записали сказку – автор обработал – стала л итературная).

- Как вы д умаете, В.И. Даль занимался то лько сочинением и обработкой

сказок? ( Сказка «Новинка - диков инка или невиданное чудо, неслыханное

произведений народного детского фольклора. Сказки эти вошли в сб орник

- Даль использовал народные сказки в своём творчеств е. Что же могло

привлечь Даля в народных сказках? (Слова и сочетания слов, характерных

для простонародного языка, которые он находил в сказках, толковал и

Вот сегод ня мы и понаблюдаем, как использовал Даль эти слова в своих

- Назовите сказки В .И.Даля, которые вы читали в н ачальной школе .

одиноким старикам, к собаке Жучке, а спасе ние с амой Снегу рочки

пробуждает радост ные чувства. Вызывают у лыбку сказки «Журавль и

льстят др уг другу. Их действия подталкивают сделать вывод слова ми

Чувство сострадания к героям Малаше и Ивашечке вызывает сказка

- Особенностью сказок Даля является большое количество в них

всевозможных посл овиц, поговорок, маленьких песенок, стишк ов, н ародных

речевых обор отов. Приведите прим еры пословиц из ск азок В. Даля .

( Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут ; н а ласковое слово не

Нажмите, чтобы узнать подробности

- воспитывать чувство гордости и патриотизма, любовь к своему краю.

Ход мероприятия

Вопросы учащимся: (ранее уже был классный час по биографии В. Даля)

1. Назовите город, где родился В.И.Даль. (Луганск)

2. Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель,

3. Как называется главный труд всей жизни Даля? (Толковый словарь живого великорусского языка)

Учитель:

4. Что вам известно об истории первого слова, записанного В. Далем?

(История создания словаря берет свое начало с марта 1819 года, когда Даль записал в блокнот первое неизвестное ему слово от ямщика Новгородской губернии, и этот факт тоже имеет свою историю.)

Учитель:

Последние же слова были занесены в словарь незадолго до смерти Владимира Ивановича. Всего словарь насчитывает 200 тысяч слов, которые характеризовали церковные, книжные, просторечные, диалектные и профессиональные термины.

5. Каким именем подписывался Даль? (Казак Луганский)

Учитель:

1)Беседа с учащимися:

- Давайте вспомним, как отзывался А.С.Пушкин о сказках Даля.

(Обращение к записи на доске)

“…Нам ещё учиться надобно у народных сказок. Советую вам почитать Казака Луганского, это псевдоним господина Даля. Он народные русские сказки записывает и обрабатывает для детского чтения, и сам сочиняет, так в народных сказках этих – бездна поэзии!”

- Что значит записывать сказку?

- Ребята, как вы понимаете, что такое обработка сказок?

(Обработка сказки это литературный пересказ, грамотное изложение народной сказки).

- Давайте выстроим цепочку появления литературной сказки.

(Народ сочинил – записали сказку – автор обработал – стала литературная).

- Даль использовал народные сказки в своём творчестве. Что же могло привлечь Даля в народных сказках? (Слова и сочетания слов, характерных для простонародного языка, которые он находил в сказках, толковал и собирал в свой словарь).

Вот сегодня мы и понаблюдаем, как использовал Даль эти слова в своих произведениях.

- Назовите сказки В.И.Даля, которые вы читали в начальной школе.

- Чем запомнились эти сказки?

Учитель:

Учитель:

-Особенностью сказок Даля является большое количество в них всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов. Приведите примеры пословиц из сказок В. Даля.

(Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут; на ласковое слово не кидайся на грубое не гневайся)

Учитель:

- О чем эта сказка?

- О чем эта сказка?

- Какова главная мысль?

Вывод:

Творчество В. Даля до сих пор привлекает внимание читателей самобытностью языка и любовью к простому народу. В современных условиях в этом видится долг памяти по отношению к великому сыну России - Владимиру Ивановичу Далю.

Первый учащийся называет одно слово, связанное с темой, второй повторяет его слово и добавляет свою ассоциацию, третий повторяет слова первого, второго учащегося и добавляет свое и так далее.

Читайте также: