Герасим и муму счастливый год 5 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

раскрыть другую сторону души Герасима, его умение заботиться о слабом существе, способность протестовать против несправедливости.

Развивающая : продолжить работу по развитию навыков общения в парах, формированию коммуникативной компетенции.

Воспитывающая: продолжить работу по воспитанию интереса учащихся к творчеству И. С. Тургенева и его личности;

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Изучение новой темы. Герасим и Муму.

Вступительное слово учителя.

-Что ты хочешь? Ответь,-

жизнь спросила меня.

Или что-то иметь, или что-то понять.

Нет, я злато менять,

Не желаю на медь

Мне важнее понять, а не что-то

Обойдусь без богатства, но судьба мне пошли

Щедрый дар любоваться

Всем богатством земли.

От бесстрастья уволь

И людское участье ощутить мне позволь

Мне понять бы, постичь бы

И в грозу и в тиши

Красоту и величье человечьей души

Не пройти бы мне мимо

Окон, ждущих меня,

Не принять струйки дыма за сиянье огня.

Мне б у самых счастливых мудрость их перенять

Вот судьба что пошли мне - уменье понять.

Лишь такому богатству нет на свете цены.

Дай мне дар докопаться до любой глубины

- Чем была скрашена безрадостная жизнь Герасима после расставания с Татьяной?

- Какую роль сыграла в его жизни Муму? Или Важно ли, что Герасим нашёл собаку сразу после отъезда Татьяны?

- Пересказать эпизод, как Герасим нашёл Муму.

– Изменился ли с появлением Муму сам Герасим? Как он ухаживал за своей питомицей? Работа с текстом.

( Сон стал радостный и тихий, очень был доволен своей судьбой… )

- Можно ли этот год жизни героя назвать счастливым? В чем заключалось счастье героя? (С момента отъезда Татьяны и появления Муму никаких особых событий не произошло. Герасим спокойно работал, заботился о беззащитном щенке, испытывал радость от привязанности к нему Муму, чувствовал ответственность за свою любимицу. Все это и составляло счастье Герасима: быть кому-то нужным и заботиться о ком-то.)

Умный, добрый душой Герасим попытался преодолеть свое одиночество. Ему так же, как и всем людям, хотелось быть счастливым, иметь семью. Но другие, считавшие его ущербность – глухоту и немоту – преградой для полноценной жизни, решили, что ему нельзя иметь семью.

Но счастье Герасима и Муму длилось недолго.

-Пересказ эпизода о пропаже Муму.

– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание)

– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?

– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?

( Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни.)

- Какой вопрос вам хочется задать автору?

- Действительно, а почему герой не ушёл от барыни с собакой?

- А когда к нему пришло решение уйти от барыни и всех тех, кто его окружал? (Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.)

5. Работа в парах .

Перед вами на столах карточки с текстом. Найдите в тексте ошибку и исправьте её.

Степан принес блюдечко с молоком, поставил перед Муму, но Муму даже не понюхала молока и все дрожала и озиралась по-преднему.

- Ах, какая же ты! – промолвила барыня, подходя к ней, нагнулась и хотела погладить её, а Муму облизала ей лицо и завиляла хвостом.

Герасим посмотрел на него, указал на собаку, сделал знак рукою у своей шеи, как бы затягивая петлю, и с вопросительным лицом взглянул на дворецкого.

- Да, да,- возразил тот, кивая головой,- да, непременно.

Герасим опустил глаза, потом вдруг встряхнулся, опять указал на Муму, которая все время стояла возле него, невинно помахивая хвостом и с любопытством поводя ушами, повторил знак удушения над своей шеей и показал знак протеста, дав понять, что никогда этого не сделает.

Обменяйтесь листочками, найдите в тексте правильный ответ и оцените соседа.

6) Итог урока Рефлексия.

- Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?

( выявление личностно-эмоционального отношения к герою)

( Последний этап рефлексивной деятельности: принять решение, которое становится выводом )

(Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений).

Сегодня мы говорили о том, как одинокая и безрадостная жизнь Герасима в доме барыни была скрашена счастливыми месяцами общения с настоящим верным и чутким другом – собакой. Казалось, оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком. Но Тургенев дает нам почувствовать, что счастье Герасима недолговечно.

Домашнее задание . Прав ли писатель, называя Герасима самым замечательным человеком среди дворни?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Математика в школе – это достаточно сложный предмет для ребенка. Использование на уроках математики новых информационных технологии позволяет повысить интерес к предмету и мотивацию учащих.


Открытый урок с использованием ИКТ 7 класс
Открытый урок с использованием ИКТ по теме "Деление с остатком" 5 класс

Открытый урок с использованием ИКТ по теме "Деление с остатком" 5 класс. План урока+презентация.


Открытый урок с использование интерактивной презентации

Открытый урок для 4 класса, тема "Зоопарк". Весь урок построен на использование презентации, которая может быть использована как обычная презентация, а также с ней можно работать на интерактивной доск.

Разработка открытого урока с использованием средств ИКТ по теме “Extreme Sports”.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.


Открытый урок с использованием ЭОР по теме "Влажность воздуха"

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами самостоятельной поисковой и практической деятельности учащихся Задачи урока: дать понятие о влажности воздуха и способах ее измерения, интегриров.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Единственный счастливый год в жизни Герасима.

Обучающая: научить обучающихся оперативной работе с текстом;

раскрыть другую сторону души Герасима, его умение заботиться о слабом существе, способность протестовать против несправедливости.

Развивающая : продолжить работу по развитию навыков общения в парах, формированию коммуникативной компетенции.

Воспитывающая: продолжить работу по воспитанию интереса учащихся к творчеству И. С. Тургенева и его личности.

Единственное истинное счастье в жизни –это жить для других.

II.Проверка домашнего задания.

Когда и где родился И.С.Тургенев?

Как называется имение И.С.Тургенева?

Какую клятву дал И.С.Тургенев?

Что она означает?

Какие еще произведения написал И.С.Тургенев?

III Изучение новой темы.

1. Чем была скрашена безрадостная жизнь Герасима после расставания с Татьяной?

2. Какую роль сыграла в его жизни Муму? Или важно ли, что Герасим нашёл собаку сразу после отъезда Татьяны?

3. Пересказать эпизод, как Герасим нашёл Муму.

4. Изменился ли с появлением Муму сам Герасим? Как он ухаживал за своей питомицей? Работа с текстом.

(Сон стал радостный и тихий, очень был доволен своей судьбой…)

6. Можно ли этот год жизни героя назвать счастливым? В чем заключалось счастье героя? (С момента отъезда Татьяны и появления Муму никаких особых событий не произошло. Герасим спокойно работал, заботился о беззащитном щенке, испытывал радость от привязанности к нему Муму, чувствовал ответственность за свою любимицу. Все это и составляло счастье Герасима: быть кому-то нужным и заботиться о ком-то.)

Умный, добрый душой Герасим попытался преодолеть свое одиночество. Ему так же, как и всем людям, хотелось быть счастливым, иметь семью. Но другие, считавшие его ущербность – глухоту и немоту – преградой для полноценной жизни, решили, что ему нельзя иметь семью.

Но счастье Герасима и Муму длилось недолго.

7. Пересказ эпизода о пропаже Муму.

8. Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание)

9. Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?

10. Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?

(Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни.)

11. Какой вопрос вам хочется задать автору?

12. Действительно, а почему герой не ушёл от барыни с собакой?

13.А когда к нему пришло решение уйти от барыни и всех тех, кто его окружал? (Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.)

IV. Физминутка

V. Работа в парах .

Перед вами на столах карточки с текстом. Найдите в тексте ошибку и исправьте её.

Степан принес блюдечко с молоком, поставил перед Муму, но Муму даже не понюхала молока и все дрожала и озиралась по-прежнему.

- Ах, какая же ты! – промолвила барыня, подходя к ней, нагнулась и хотела погладить её, а Муму облизала ей лицо и завиляла хвостом.

Герасим посмотрел на него, указал на собаку, сделал знак рукою у своей шеи, как бы затягивая петлю, и с вопросительным лицом взглянул на дворецкого.

- Да, да,- возразил тот, кивая головой,- да, непременно.

Герасим опустил глаза, потом вдруг встряхнулся, опять указал на Муму, которая все время стояла возле него, невинно помахивая хвостом и с любопытством поводя ушами, повторил знак удушения над своей шеей и показал знак протеста, дав понять, что никогда этого не сделает.

Обменяйтесь листочками, найдите в тексте правильный ответ и оцените соседа.

VI. Итог урока. Рефлексия.

1. Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?

( выявление личностно-эмоционального отношения к герою)

(Последний этап рефлексивной деятельности: принять решение, которое становится выводом)

(Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений).

Сегодня мы говорили о том, как одинокая и безрадостная жизнь Герасима в доме барыни была скрашена счастливыми месяцами общения с настоящим верным и чутким другом – собакой. Казалось, оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком. Но Тургенев дает нам почувствовать, что счастье Герасима недолговечно.

Домашнее задание . Прав ли писатель, называя Герасима самым замечательным человеком среди дворни?

Подведение итогов урока

Учащиеся выставляют оценки друг другу, учитель дополняет комментарии к оценкам.

Цели : проследить, как вел себя Герасим в тот год, когда нашел Муму; пронаблюдать, какие черты характера героя проявляются в его отношении к Татьяне и Муму.

I. Проверка домашнего задания (см. предыдущий урок).

II. Чтение II главы.

Анализ текста по вопросам :

1. Что заставило Герасима так тепло попрощаться с Татьяной?

3. Что заставило Герасима подхватить тонущего щенка?

5. Расскажите о жизни Муму рядом с Герасимом.

6. Можно ли этот год жизни героя назвать счастливым? В чем заключалось счастье героя? (С момента отъезда Татьяны и появления Муму никаких особых событий не произошло. Герасим спокойно работал, заботился о беззащитном щенке, испытывал радость от привязанности к нему Муму, чувствовал ответственность за свою любимицу. Все это и составляло счастье Герасима: быть кому-то нужным и заботиться о ком-то.)

III. Краткий пересказ текста по плану:

1. Герасим в Москве.

2. Любовь к Татьяне.

3. Отъезд Татьяны и Капитона.

4. Спасение щенка из прибрежной тины.

5. Самый счастливый год в жизни Герасима.

Умный, добрый душой Герасим попытался преодолеть свое одиночество. Ему так же, как и всем людям, хотелось быть счастливым, иметь семью. Но другие, считавшие его ущербность – глухоту и немоту – преградой для полноценной жизни, решили, что ему нельзя иметь семью.

Домашнее задание: подготовить краткий пересказ от IV главы до конца повести.

Автор: Ледехова Нина Ивановна

Организация: МКОУ Батищевская ООШ

Населенный пункт: Калужская область, Мосальский район

Разработка урока литературы в 5 классе по произведению И. С. Тургенева "Муму". Урок составлен с использованием иллюстраций, презентации и раздаточного материала. Данный урок направлен на анализ главного героя в сопоставлении с другими героями и раскрытие значения для него Муму, а также урок развивает навыки чтения, краткого пересказа, умение анализировать, работать с текстом и воспитывает любовь к чтению, природе, доброту, трудолюбие, критическое отношение к изучаемому.

Читайте также: