Конспект урока родной край

Обновлено: 06.07.2024

Цель : развитие интереса к истории родного края, любовь к родному селу.

- воспитывать у детей любовь к родному краю;

- расширять представление детей о нашей России, о столице Республики Саха (Якутия) Якутске, о своем родном селе Магане.

- формировать представление детей о России.

- формировать представление детей о Республике Саха (Якутия).

- уточнять и обогащать словарь по теме.

- познакомить детей со столицей нашей родины Москва.

- развивать диалогическую и монологическую речь детей.

Предварительная работа: разучивание с детьми стихотворений. Беседы о родном селе Маган. Рассматривание фотографий улиц, административных зданий села Маган. Изготовление родословных древ родителями.

Материалы и оборудование: Карта России, глобус, фотографии села Маган. Родословные древа детей.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня я для вас приготовила путешествие. Путешествие необычное, а почему необычное, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Дороги имеются – ехать нельзя,

Земля есть пахать нельзя,

Луга есть – косить нельзя,

Рек, морей много – воды нет.

Воспитатель: Как вы думаете, где можно все это сразу увидеть? Как это называется?

Воспитатель: как вы думаете, для чего она нужна? (ответы детей). Карта – это уменьшенное изображение какой – либо местности. Карты нужны для того, чтобы можно было узнать, где находится тот или иной город, страна, остров или море.

Заходит Незнайка, пинает глобус.

Воспитатель: что ты делаешь Незнайка?

Незнайка: Да так мяч гоняю.

Воспитатель: да разве это мяч? С чего ты так решил?

Незнайка: он же круглый, цветной, вот голубой, вот желтый.

Воспитатель: ты Незнайка неправ, ты опять все перепутал. Ребята, давайте мы расскажем Незнайке, что это такое.

Это глобус – уменьшенная модель земли. На ней изображены горы – они обозначаются коричневым цветом. Чем темнее цвет, тем выше горы. Леса, равнины, луга обозначаются зеленым цветом. Желтый цвет – это пустыни и песок. А какого цвета на карте больше всего и мы его не назвали? Что это? Это цвета синий и голубой. Это река, моря, озера и океаны.

Незнайка: ой, а это что у вас такое?

Воспитатель: это карта Российской Федерации.

Незнайка: что такое российская Федерация?

Незнайка: а вы тогда живете здесь? (тычет пальцем на карту).

Незнайка: а где вы тогда живете?

Дети: в Республике Саха (Якутия).

Воспитатель: давайте покажем Незнайке где находится РС (Я).

Незнайка: а вот вы где находитесь? (Незнайка тычет пальцем наугад).

Дети: вот наш город Якутск – это столица Республики. А вот здесь наше село Маган.

Незнайка: как интересно? А почему оно называется Маган?

Воспитатель: якуты – это коренные жители нашей Республики. Давайте ребята расскажем Незнайке про наш Маган.

Дети читают стихи:

Ты знаешь какой Маган?

Это белые снежные дали,

Это сказка где берег родной,

Вот такого во сне не видали!

Ты родился в Магане,

Это родина твоя.

Были радости и горе,

Но он вырастил тебя!

Научил во тьме ходить,

Свою Родину любить.

В непогоду и напасти,

подарил судьбу на счастье.

Расти, цвети, Маган любимый,

С годами краше становись!

Ведь ты Маганцам очень дорог:

В тебе судьба и наша жизнь!

Воспитатель: а сейчас проведем экскурсию для незнайки по нашему селу. Сначала ты незнайка должен отгадать загадку:

В два ряда дома стоят,

Квадратными глазами друг на друга глядят. (Улица).

Правильно – это улица. ( показ фотографий улиц: Алымова, Кухто, Заозерная, Кирова, 40 лет Победы, переулок Северный).

Воспитатель: в поселке кроме жилых домов, много различных зданий. (Показ фотографий зданий).

Воспитатель: И так жители нашего поселка называются Маганцы. В нашем поселке живет очень много семей. И сейчас наши дети расскажут тебе Незнайка про свои семьи. (дети рассказывают про свои семьи показывая родословное древо).

Итог занятия :

Воспитатель: Ребята, наше село Маган – это малая родина, самое родное место на земле. Мы с вами жители нашего родного села. Мы должны гордиться, что живем в таком селе. Любите свое село, ухаживайте за ним: не сорите, высаживайте цветы, деревья вместе с родителями.

Ребенок читает стихотворение:

Мне твердят, что есть места иные,

Что в мире есть иная красота,

А я люблю Якутию родную,

Свои родные милые места.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МАОУ СОШ №27

УМК: Начальная школа XXI века

Тема: Родной край

Цель: Создать благоприятные условия для воспитания чувства гордости, патриотизма, уважения к родному краю, Родине

Задачи: 1. Заинтересовать детей изучением истории, природы, жизни людей

родного края (республики). Расширить представления детей о стране, в которой они живут.

2. Развивать любознательность, эрудицию ребенка, культуру общения, речь, мышление;

3.воспитывать правила бережного отношения к окружающему миру. Воспитывать чувство патриотизма.

Планируемые результаты: Личностные: — осознание своей этнической принадлежности, творческое самовыражение.

Познавательные: умение структурировать знания;- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений, доказательств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные : - умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предложение.

Коммуникативные: - формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнера.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Ход урока:

1.Организационный момент. Психологический настрой

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

- Какое у вас настроение?

2. Введение в тему.

Я слышала, жил-был Человек. Была у него семья, работа, друзья. Но

вдруг всё у него пошло наперекосяк. И обиделся Человек на свою

страну. Собрал вещи и поехал жить за границу. Там – красота. Только

почему-то на душе кошки скребут.

- Поразмышляйте, что случилось с человеком?

Человек тоскует по Родине, которую он покинул, по родному языку и друзьям.

3. Актуализация темы урока.

Учитель:

Помните пословицу: «Одна у человека мать, одна у него и Родина?

А разве можно маму не любить, обижаться на нее, бросить ее?

● Реки - Обь, Енисей, Амур, Лена и Волга – самые большие и многоводные. Всего в мире таких 22, пять из них у нас в России.

● Озёра – самое большое в мире – Каспийское, и самое глубокое – Байкал – тоже у нас.

● Лес у нас самый большой. Это четвертая часть всех лесов в мире.

● Необъятные поля, луга, равнины.

4. Проверка дом.задания

Чем оно вам запомнилось? (ответы детей)

5.Постановка задач и целей урока .

-Сегодня мы отправимся в путешествие не в дальние страны, а по нашему городу.

Для нас неведомой страной

Является наш край родной!

- Ребята, как вы понимаете слово край ?

- где мы можем узнать толкование слова край?

Ответы детей:

- Можно узнать в толковом словаре.

- Край есть у стола, у леса,

- Край – место, где мы живём,

- Страна или часть страны, область, губерния

Как вы думаете, о чем будет сегодняшний урок? Дайте ему

Дети высказываются

Учитель:

6. Работа по теме урока.

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.

- Прочитайте 2 первых предложения О какой Родине идёт речь?

- Итак, что же такое “малая Родина”? Что для нас с вами является малой Родиной?

Учитель (обобщая ответы детей)

- У каждого есть место, где дышится легко,

Живется очень просто, и все с ним заодно.

То место, где родился и сделал первый вдох.

И сразу в жизнь влюбился, вобрав весны глоток.

Наша Родина – Россия, большая и сильная страна. Но еще у нас есть малая родина – город Тюмень. Очень красивый край, которым мы все гордимся.

- Чем мы можем гордиться в нашем городе? (ответы детей)

На горе стоит лесок

(круговые движения руками)

Он не низок не высок

(сесть, встать, руки вверх)

Удивительная птица подает нам голосок

(глаза и руки вверх, потянуться)

По тропинке два туриста

Шли домой из далека

(ходьба на месте)

Говорят: «Такого свиста,

(плечи поднять)

Учитель:

- Не каждый житель Земли может похвастаться тем, что видел все 4

времени года. А нам, ребятки, ох как повезло!

- Реки и озёра – это богатство природы. К ним надо относиться бережно, охранять от загрязнений.

Учитель:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виртуальное путешествие учащихся 5-9 классов по г. Саратову. Знакомство с историей происхождения названия города, с интересными сведениями о символах Саратова, с достопримечательностями города.

МАОУ ООШ с. Пылковка

Урок краеведения на тему

Подготовила и провела:

Цель: сформировать представления о Родине, о родном крае как части большой страны.

1. Расширить представления детей о Родной стране, Родном крае, в котором они живут.

2. Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала.

3. Создать благоприятные условия для развития нравственного отношения к истории и культуре родного края, воспитания чувства гордости

патриотизма, уважения к родному краю, Родине.

4. Создать условия для развития у школьников позитивного интереса.

5. Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление;

6. Воспитывать правила бережного отношения к окружающему миру, прививать любовь к родному краю.

Планируемый результат:

Личностные: осознание своей этнической принадлежности, творческое самовыражение, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Познавательные: умение структурировать знания;анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений, доказательств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.

Методы и формы работы: объяснительно-иллюстративный метод; формы работы: индивидуальная, групповая.

Оборудование урока: презентация к уроку, карта Саратовской области, атлас России, рабочие листы ученика, карточки с заданиями для исследовательской работы.

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент.Самоопределение к деятельности.

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала: проверяетготовность обучающихся к уроку.

-Доброе утро, ребята!

Я рада вас видеть в хорошем настроении. У нас сегодня много гостей. Очень хочется, что бы мы оставили сегодня о себе хорошее рабочее впечатление.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесьи пусть нам сегодня сопутствует удача.

Подготовка класса к работе.

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Введение в тему

Выявляет уровень знаний. Нацеливает и подводит детей к необходимости дальнейшего изучения объекта.

Я слышала, жил-был Человек. Была у него семья, работа, друзья. Но вдруг всё у него пошло наперекосяк, плохо, не так как он хотел. И обиделся Человек на свою страну. Собрал вещи и поехал жить за границу, в другую страну. Там – красота. Только почему-то на душе тяжесть и грусть.

- Поразмышляйте, что случилось с человеком?

- Родина – что это значит?(место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека).

- Как называется наша Родина, страна в которой мы с вами живём? (полное название Российская Федерация.)

Все мы жители нашей общей Родины – великой многонациональной страны России. Но у каждого из нас есть своя малая Родина.

Под окном смородина,

А под ней скамья –

-Что каждый из вас считает своей малой родиной?

- Что значит малая?

- Что значит родина?

- Родина, тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родное село, улица или палисад у дома. Словом, малая Родина у каждого своя!

Человек тоскует по Родине, которую он покинул, по родному языку и друзьям.

Отвечают на вопросы учителя.

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

III. Постановка учебной задачи.

Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. Подводит к формулировке задач урока.

- Как вы думаете, откуда эта земля?

- Да, это земля наша, родная. Особое отношение всегда было к родной земле, то есть к той, где родился человек.

- Как вы думаете, для чего? (Уезжая на долгий срок из дома или переселяясь в новые края, крестьяне обязательно брали с собой родную землю. Приезжая на чужбину, чтобы чувствовать себя, как дома, на землю высыпали горсть привезенной с собой родной земли. Частичку материнского сердца, горсть земли берёт с собой человек).

- Через века передавалась из поколения в поколение любовь русского народа к своей земле, к Родине. Выражалась любовь в произведениях, в пословицах и поговорках.

- Какой вы подобрали материал о Родине? Давайте вас послушаем.

- А как вы думаете, почему Родину называют матерью?

- Какие чувства вы испытываете к маме? (любовь, ласку, заботу, тревогу)

- А как вы думаете, как мы должны относиться к своей Родине? (любить, беречь, охранять)

Дети представляют подготовленные пословицы и поговорки, объясняют их значение.

Отвечают: Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит своими водами и, как мать защищает нас от врагов.

IV. Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.

Постановка задач и целей урока.

- Сегодня мы отправимся в путешествие не в дальние страны, а по Родному краю.

Для нас неведомой страной

Является наш край родной!

- Ребята, как вы понимаете слово край? Лексическое значение этого слова.

- Как можно связать два понятия: родина и край.

- Как вы думаете, о чем будет сегодняшний классный час?

- А мы с вами в какой области проживаем?

- А знаете ли вы, ребята, что наша Саратовская область в этом году отмечает80 лет со дня ее образования? (5 декабря 1936 год)

Побуждение к высказыванию своего мнения.

- Что бы вы как путешественники хотели рассмотреть в родном крае, о чём узнать, поговорить?

- Все сразу узнать о нашей области, городе невозможно. Выделим некоторые понятия, которые можно рассмотреть сегодня на уроке.

- Как вы думаете с чего нужно начать путешествие? Сначала что нужно узнать?

–Для этого нам нужно занять места в экскурсионных автобусах, т.е. поделиться на группы.

– На одних станциях вы узнаете новое из истории нашего города, на других проявите имеющиеся у вас знания. Итак, в путь!

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

- Край есть у стола, у леса,

- Край – место, где мы живём,

- Страна или часть страны, область, губерния

Чем в нашем городе можно гордиться? Чем богат наш край?

Почему город так назван?

Как выглядят символы нашего города?

Какие достопримечательности есть в городе?

V. Реализация построенного проекта учебной деятельности..

Виртуальное путешествие по Саратову

Станция Историческая

– Слово предоставляет нашим экспертам.

Артёмова Екатерина

Дорогие Земляки! Так обращаются друг к другу люди, живущие на одной земле. Нас объединяет земля поистине удивительная: Саратовская область раскинулась на стыке Европы и Азии, там, где лес встречается со степью, где течёт полноводная и могучая Волга.В 17-18 веках наш город был пограничным сторожевым пунктом, хлебной столицей нашей страны. В 19 веке стал крупным промышленным центром, а в 20 веке - космической пристанью: у нас не только приземлялись первые космонавты, но и создавались приборы для космических кораблей.

Многое впервые появилось именно у нас в губернии: первый трактор и первый художественный музей, первая в провинции консерватория и первый русский цирк, первые аккумуляторы и первые электронные часы.

5 декабря 1936 года стал именоваться Саратовской областью.

Станция Географическая.

Работа в группах по физической карте Саратовской области.

- А сейчас поработаем в группах. На каждой парте лежат карты России и Саратовской области и задания.

- Прочитайте, какие задания вам предстоит сейчас самостоятельно, используя карты, выполнить:

1 группа: Изучите по карте, с какими областями, странами граничит Саратовская область – на западе, на востоке, на севере, на юге.

В какой части Евразии находится Саратов? (Европейской.)

На какой равнине расположен Саратов? (Восточно-Европейской или Русской.)

2 группа – Изучите по карте, какие реки протекают на территории Саратовской области, назвать города.

Назовите главную реку нашей области, протекающую через город. (Волга, делит область на левобережье и правобережье)

- Решите, кто будет предоставлять отчет.

Физкультминутка

По родному краю

Дружно мы шагаем. (Марш на месте.)

Справа от нас – зеленый луг. (Поворот.)

Слева находится лес. (Поворот.)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух!(Махи руками.)

Станция Геральдическая.

- Государственная символика - это отличительные знаки страны, которые выделяют ее в мировом сообществе.

– Что относится к символам страны? (флаг, герб, гимн)

– Наши эксперты расскажут вам о них. (Отвечают заранее подготовленные учащиеся.)

Умаров Далмат

Герб – официальная эмблема, отличительный знак.

Герб окружен золотым декоративным венком, состоящим из переплетающихся лавровых ветвей и пшеничных колосьев, перевитых золотой лентой. Лазоревый цвет щита обозначает речные просторы Волги и красоту малых рек, протекающих на территории области. Стерляди символизируют изобилие рыбных запасов, чистоту реки Волги и малых рек области. Колосья пшеницы символизируют природные и растительные богатства, изобилие, хлебосольство жителей, трудолюбие народа. Золотые ленты - богатство, могущество и постоянство

Умарова Анура

Флаг Саратовской области выполнен в виде прямоугольного белого полотнища. В нижней части расположена горизонтальная полоса красного цвета. В центре верхнего участка размещён герб города. Художественная композиция утверждена 18 ноября 1997 года.

Никитина Анастасия

Гимн – это торжественная песня, являющаяся одним из национальных символов страны, исполняется при официальных празднествах, мероприятиях, церемониях и ритуалах; во время его исполнения может быть принято вставать и обнажать голову. Так выражается уважение к стране.

Гимн прославляет мощь, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины.Гимн был написан по просьбе бывшего губернатора Саратовской области Дмитрия Федоровича Аяцкова в 2001 году Олегом Газмановым.

(дети исполняют гимн).

–Давайте исполним гимн Саратова.

Станция Экскурсионная

- На следующий вопрос мы попробуем ответить, путешествуя виртуально по городу Саратову. Вы просмотрите видеоролик и допишите недостающее название.

(Аграрный университет) имени Н.И.Вавилова

Театр оперы и (балета)

Художественный музей имени (Радищева)

На Соколовой горе – парк (Победы)

Театр юного (зрителя)

Театр оперы и (балета)

- Что вы сейчас называли? (достопримечательности)

- Почему вы так решили? (синонимы –интересная, достойная, удивительная, привлекательная, красивая), (место, вещь заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью.)

Рассказы детей о городе, дополнение.

Рассматриваюткарту Российской Федерации, Саратовской области отвечают на вопросы.

Граничит: на юге — с Волгоградской областью, на западе — с Воронежской иТамбовской областями, на севере — с Пензенской, Самарской,Ульяновской и Оренбургской областями, на востоке проходит государственная граница с Казахстаном.

Отвечают на вопросы.

VIII. Включение в систему знаний и повторения нового действия.

-Ребята, вам знаком этот сказочный персонаж. (Сказка Валентина Катаева Цветик семицветик о доброй девочке Жене, получившей в подарок волшебный цветок с прозрачными лепестками разных цветов. Произнося заклинания и отрывая один лепесток Женечка могла загадывать любое желаниеи оно тотчас исполнялось)

- Давайте узнаем, что написано на этих лепестках?

1 лепесток — фабрики, заводы, вокзалы.

2 лепесток - школы, училища, институты, университеты.

3 лепесток – музеи, театры, библиотеки.

4 лепесток – минеральные воды.

5 лепесток - парки.

6 лепесток - памятники.

7 лепесток – зерно, хлеб.

- Что это такое, как можно назвать одним словом? (богатство)

- Чтобы хорошо работать, необходимо быть мастером своего дела, а для этого надо учиться

- Они нужны для нормальной жизни.

Станция Логическая

-Назови наиболее крупные города края.

Работа в парах.

- С каких понятий мы начинали наш урок? (родина, Саратов)

-Составьте синквейн используя эти понятия.

Составление синквейна

Строится, развивается, встречает.

Саратов - столица Поволжья.

Любимый сердцем город.

Украшает, возвышается, роднит.

Город тянется вдоль Волги.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.

IX. Итоги урока. Рефлексия

Организация самооценки учениками деятельности на уроке; фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

– Наше путешествие по родному краю подошло к концу. Спасибо экспертам за интересные сведения о нашейобласти. Все ребята – молодцы!

- Что узнали вы сегодня? (Познакомились с историей происхождения названия города, узнали интересные сведения о символах Саратова, познакомились с достопримечательностями города.)

– Пригодится ли вам полученный материал? (Да, на уроках окружающего мира, литературного и внеклассного чтения, при проведении классных часов.)

– Чему вы научились при подготовке и проведении классного часа? (мы узнали много нового и интересного о нашем городе, научились собирать интересные сведения по данной теме, научились анализировать собранный материал, выделять главное, делать выводы.)

- Мы с вами познакомились только с некоторыми фактами истории нашей области.

- У вас на столах лежат предметы, которые нужны для путешествия.

- Если вы считаете, что получили достаточно информации о Саратове, Саратовской области, то возьмите флажок.

- Чтобы вам хотелось еще узнать о нашей малой родине?

- Наш край особенный, но он - часть России, большой и сильной страны. Жители нашего края, как и все россияне, соблюдают народные традиции, честно трудятся на благо страны, охраняют природу. Здесь, как и по всей стране заботятся о детях и пожилых людях, чтят ветеранов войны, труда и знаменитых людей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель - познакомить учащихся с возникновением города Шадринска и его достопримечательностями.

Открытый урок по окружающему миру

Тема: Родной край.

1. Познакомить учащихся с историей возникновения города Шадринска и его достопримечательностями.

2.Учить составлять связный рассказ о родном крае.

3.Расширять кругозор учащихся.

4. Воспитывать уважительное отношение к своей стране, любовь к родному краю.

Личностные результаты обучения:

-воспитание уважительного отношения к своей стране, любви к родному краю.

-расширение кругозора и культурного опыта учащихся;

-формирование умения составлять небольшой рассказ о родном крае.

Метапредметные:

1.коммуникативные:

-формирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений;

2.познавательные:

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

3.регулятивные:

-волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Планируемые результаты.

-воспроизводить название города, страны;

-составлять небольшой рассказ о городе Шадринске;

-называть достопримечательности города ( с опорой на фото);

-взаимодействовать с участниками диалога;

-отвечать на вопросы.

1.Организационный момент.

(хором) Громко прозвенел звонок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

- Значит, чему будет посвящён урок? (Изучению нового)

Я слышала, жил-был Человек. Была у него семья, работа, друзья. Но вдруг всё у него пошло наперекосяк, плохо, не так как он хотел. И обиделся человек на свою страну. Собрал вещи и поехал жить за границу, в другую страну. Там – красота. Только почему-то на душе тяжесть и грусть.

- Поразмышляйте, что случилось с человеком?

Проблемная ситуация:

- Как вы думаете, откуда эта земля?

- Да, это земля наша, родная. Человек, уезжая навсегда из родных мест, берёт с собой горсть земли. Как вы думаете, для чего? (Высказывания обучающихся:

-Человек тоскует по Родине, которую он покинул, по родному языку и друзьям.)

-О чём будем говорить на уроке?

- Так какую тему мы будем с вами сегодня изучать?

- Какую цель поставим перед собой? (как можно больше узнать о своём городе).

- Давайте составим план наших действий.

1.Уметь различать достопримечательности нашего города.

2.Познакомиться с гербом Шадринска.

3.Научиться составлять рассказ о своем родном городе.

-Как называется страна, в которой мы родились? (РФ, Россия).

-Какая наша Родина? (большая, могучая, сильная).

(Город Шадринск Курганской области – наша малая родина, наш родной край).

- Какие объекты, строения есть в городе?(библиотеки, магазины, почта, кинотеатры, детские сады, парикмахерские).

Дети хором произносят слова, сопровождая их движениями.

Мы по городу идем (маршируют),
Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево, напевая: ля-ля-ля).
Мы по улице шагаем (маршируют),
Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).
Делай шаг – раз, два,
Взмах руками – три, четыре.
Повернулась голова (в любую сторону),
Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.

6.Рассказ учителя.

Рассматривание герба города.

Герб – это символ. Герб г. Шадринска представляет собой в серебрянном поле золотую бегущую куницу. Серебряное поле в гербе города Шадринска изображается в виде геральдического щита. Куница изображается развёрнутой влево, её передние лапы подняты в беге, задние – сближены.

Шадринск, пожалуй самый интересный для туристов населенный пункт в Курганской области. Был основан на берегу реки Исеть в 1662 году, и отсюда шло заселение русскими долины реки Исеть и её окресностей. В нашем городе случалось много событий, в том числе и несчастий, когда в 1733 году он почти весь сгорел от пожара, но был вновь отстроен. Шадринск входит в союз исторических городов России. Здесь сохранились многие старинные дома. По количеству памятников, он опережает даже город Курган, их здесь насчитывается 140. Также в Шадринске работает один из старейших театров России, созданный известным краеведом Владимиром Бирюковым.

-Узнаете ли вы место нашего города?

Как вы можете рассказать гостям нашего города о месте, которое у вас на фотографии?

Составляют устный рассказ.

1. Этот памятник установлен в городском саду, и представляет собой монументальный комплекс, а по бокам стоят две работы этого человека. (Памятник Ивану-Шадру)

2. Основатель этого здания – Владимир Павлович Бирюков, XX век. В этом здании 7 постоянных залов, выставочный зал, коллекции живописи, скульптуры, этнографии, оружия, археологии и палеонтологии, геологии и многие другие. (Шадринский краеведческий музей им. В.П.Бирюкова).

3. Этот парк заложен знатным купцом Кельдюшевым. Здесь высажены деревья и кустарники, доставленные из разных уголков Зауралья, обустроен пруд. (Городской сад имени Кельдюшева).

4.Этот сквер находится в самом центре города,где установлен Обелиск памяти жертв Великой Отечественной войны, там же находится фонтан (сквер Победы).

5. Это здание одно из самых старейших в России. Основанне известным краеведом Бирюковым. Радует шадринцев своими постановками. (Шадринский драматический театр).

Летом здесь проходят соревнования по футболу, зимой – катание на коньках.(стадион)

6.Этот памятник установлен на Михайловской площади, рядом со Спасо-Преображенским собором. (архангелу Михаилу).

1.Я живу в стране, которая называется ……

3.В России много …… и деревень.

4.Я житель города …….

5.Город Шадринск входит в …… область.

6.Город Шадринск раскинулся на берегу реки …..

7.В нашем городе есть …..

8.Я учусь в …..школе, в …… классе.

9.Я очень люблю свой город …….

- Кто из вас любит наш город? За что вы любите город? Что надо сделать, чтобы он стал ещё краше?

Я думаю, что, когда вы подрастёте, овладеете профессией, не покинете наш город, будете здесь жить, работать, делать всё, чтобы наш город Шадринск стал ещё краше, будете приносить людям пользу.

(читает наизусть ученик)

Слышишь песенку ручья?

Это - Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это – Родина твоя.

Руки матери твоей,

Звон дождей, и шум ветвей,

И в лесу смородина –

Это тоже Родина.

- Что автор называет Родиной?

11.Подведение итогов. Побуждение к высказыванию своего мнения.

- Мы сегодня много говорим о родном городе, что ещё вам захотелось узнать? (чем можно гордиться: много школ, заводов, красивые дома, главная ценность – люди).

- А ещё многие улицы нашего города названы в честь людей, прославляющих нашу Родину, наш край.

- Наш город по-своему неповторим, у нас красивая природа, интересная история…

- Поднимите руку, кому захотелось больше узнать о родном крае? Мы будем продолжать наши исследования.

-Что же такое Родина? ( Страна; место, где родился. Наша Родина – Россия. Малая Родина , родной край – Курганская область. Город Шадринск.)

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

Читайте также: