Географические карты 7 класс конспект урока полярная звезда

Обновлено: 03.07.2024

16 Деление карт на группы По охвату территории Мировые и полушарий Карты материков, океанов и их частей Карты государств и их частей

17 Деление карт на группы По масштабу Определите, у какой группы карт (по охвату территории) меньший масштаб, у какой крупнее и почему? мелкомасштабные среднемасштабные крупномасштабные мельче 1: от 1: до 1: : и крупнее Пример?

18 Деление карт на группы По содержанию общегеографические тематические

19 III. Закрепление. Дать характеристику данной карте по плану. План характеристики карты: 1) Название карты. 2) Какова карта по обхвату территории? 3) Какова карта по масштабу? 4) Какова карта по содержанию? 5) Какие знания можно получить при работе с этой картой? Климатическая карта Ю. Америки

21 Сравните физические карты в учебнике (стр ) и в атласе. Что общего у этих карт и в чем их различие? Черты общности: ______________ Черты различия: ______________

22 Найдите соответствие. 1) Региональная, мелкомасштабная, общегеографическая. 2) Мировая, мелкомасштабная, тематическая. 3) Региональная, мелкомасштабная, тематическая. 4) Региональная, крупномасштабная, общегеографическая. 5) Мировая, мелкомасштабная, общегеографическая. а) в) б) д) г)

географическ ой карты как одного из языков меж дународного о бщения.

Метапредметны е: формирование у мений уст анавливать аналогии,

классифицировать , самостоятельно определять виды картографичес ких проекций и

способы картог рафическог о изоб р ажен ия, создавать обобщения.

Личностные: формирова ние познавательной и информа ционной культуры, в том

числе навыков са мостоятельной работы с уче бником и атла сом.

Основное содержание: картографические проек ц ии: азимуталь ная,

цилиндрическая, коническая; условные знаки: внемасштабные значки, линейные знаки,

площадные знаки, изолинии, качественн ый фон, ареалы, знаки движени я,

Ценностный компонент урока: географическа я карта как величайшая ценность,

Деятельность обуч ающихся: раб о тать с текст ом учебника и атласом ; определять

виды картограф и че ских проекций, в которых созданы карты учебника и атласа;

определять способ ы изображения содержа ния карты; анализировать геог рафические

Оборудование : физическая к арта мира, тематическ и е ка р т ы.

II. Актуализаци я опорных зн аний и ум ений учащи хся

Какие источни ки географичес ких знан ий вам извест ны?

В начале урока уч и т ель осуществляет проверку домашнего задания.

Каким же именно образом человечество накапливало и передавало географические

является карта. Карт а дополняет любой рассказ, расширяет любой текст, без неё вообще

Древние греки обозначали геогра фические карты словос очетанием, которое

Учитель предлагает обучающи мся вспомнить , что называется географической

картой ( географические карты – это уменьшенные обобщенные изображения

земной поверхности на плоскости, на которых о т р аже но размещение природны х

и общественных явлений и процессов: материков, океанов, стран, областей,

городов, районов, каналов, гид р отех нических сооружений и т.п. ) и как можно

классифицировать карты (ученики прив одят примеры карт, различающи хся по

содержанию, масшт абу и охвату территории, из уч ебника и атл аса).

Специфика ка р т о пределяется тремя их особенностями.

Во - первых, это закон построения: он позволяет получить из карты правильные

данные относител ьно положения, плановых размеро в и форм изображаем ых

Во - вторых, это использование условных обозначений, то есть схематически х

В - третьих, это отбор и обобщени е изображенных объектов и явлений,

позволяющих пр и помощи условны х обозначений подче р к нуть на карте общие и

существенные п ризнаки эти х явлений и объек т о в.

По территориальному охвату различают карты мировые и полушарий;

материков, океанов и их частей; государств и их частей. По содержанию:

общегеографически е, тематические (посвященные отдельным природным

явлениям), социально - экономические. По масшт а бу: мелкомасштабные (мельче 1 :

1 000 000), среднемасштабные (от 1 : 2 000 000 до 1 : 1 000 000) и крупномасштабные

Далее учитель обращает внимание школьников на новое понятие, с которым он и

точно форму Земли п ередаёт глобус и если поверхность земного шара перенести с

глобуса на плоскость , то произойдут разрывы — изобразить земную поверхность на

плоскости без искажений нельзя. П оэт ому, чтобы получить плоскую карту, использую т

2) проанализи ровать, как выглядит одна и та же территория на картах,

выполненны х различными мат ематическими способами (в разных проекциях).

Затем обучающ иеся знак омятся со сп о с обами изоб ражения содер жания карты,

которое передаётся с помощью условных знаков. Они изучают рисунок 3 на с. 7 и

составляют схем у видов зна ко в и конкретные примеры (ли нейные – реки и т .п.).

Условные знаки — обозначения, применяемые на картах д ля и зображ ения

различных объектов и и х качественных и количественных характеристи к . С помощью

условных зн аков обозначают как реальн ые объекты (например, населенн ые пункты),

так и абстрактные (например, плотность населения). У словные знаки предназначены

для того, чтобы указа ть в ид и некоторые харак т ерис тики и зо браженных на карте

объектов (явлений) и определить их положение в пространстве.

— внемасштабными (использ уют ся для т ого , чтобы изобразить объекты, которые

не могут быть выражены в масшт аб е карты). Это рисунки и ли геом етри ческие фигуры,

форма которых обычно н а п оминает изображаемый об ъект (рис. 1). Буквенные символы

также относятся к внемасштаб н ы м условн ым знак ам. Положени ю объекта на местности

соответствует центр знака симмет ри чной формы, середи на основания знака с широким

основани ем , верш и на угла з нака с основанием в виде прямого уг ла, центр нижней

фигуры знака, представляющего собой сочетание нескольких фигу р ;

— линейными ( и спользуются для из о бражени я объектов линейного характ ера —

рек, дорог, границ, трубопроводов и др.). В масштабе они п ередаю т только длину и

форму объекта, ширина их преувеличена, поэтому её измерить нель зя (рис. 2);

— площадными, или контурными (используются для и зо бражения географ ических

объектов, з ан имающих некот ору ю площад ь — озеро, массив леса и т. д.). Передают

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

• познакомить со способами изображения информации на карте;

• обобщить знания о географической карте как особом источнике географической информации.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения.

Метапредметные: формирование умений устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно определять виды картографических проекций и способы картографического изображения, создавать обобщения.

Личностные: формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебником и атласом.

Основное содержание: картографические проекции: азимутальная, цилиндрическая, коническая; условные знаки: внемасштабные значки, линейные знаки, площадные знаки, изолинии, качественный фон, ареалы, знаки движения, картодиаграммы, картограммы.

Ценностный компонент урока: географическая карта как величайшая ценность, созданная человечеством.

Деятельность обучающихся: работать с текстом учебника и атласом; определять виды картографических проекций, в которых созданы карты учебника и атласа; определять способы изображения содержания карты; анализировать географические карты по плану.

Оборудование: физическая карта мира, тематические карты.

Тип урока: изучение нового материала.

I. Организационный момент.

II . Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Что изучает наука география?

Какие источники географических знаний вам известны?

Как изучали географию в давние времена?

Почему в наше время важно знание географии?

III. Проверка знаний

В начале урока учитель осуществляет проверку заданий тренажёра. При проверке задания 9 на с. 5 обучающиеся должны объяснить, почему для изучения они выбрали именно эту фотографию.

IV. Изучение нового материала

Учитель предлагает обучающимся вспомнить, что называется географической картой (географические карты – это уменьшенные обобщенные изображения земной поверхности на плоскости, на которых отражено размещение природных и общественных явлений и процессов: материков, океанов, стран, областей, городов, районов, каналов, гидротехнических сооружений и т.п.) и как можно классифицировать карты (ученики приводят примеры карт, различающихся по содержанию, масштабу и охвату территории, из учебника и атласа).

Специфика карт определяется тремя их особенностями.

Во-первых, это закон построения: он позволяет получить из карты правильные данные относительно положения, плановых размеров и форм изображаемых географических объектов.

Во-вторых, это использование условных обозначений, то есть схематических изображений определенных объектов и явлений.

В-третьих, это отбор и обобщение изображенных объектов и явлений, позволяющих при помощи условных обозначений подчеркнуть на карте общие и существенные признаки этих явлений и объектов.

Учитель предлагает обучающимся:

2) проанализировать, как выглядит одна и та же территория на картах, выполненных различными математическими способами (в разных проекциях).

Работа в парах. Заполнение таблицы по материалу рис.2 стр.8

Название карты

Номер страницы атласа

Вид карты по содержанию

Вид карты по охвату территории

Способ картографического изображения

V . Закрепление материала

Обучающимся предлагается проанализировать 3—4 карты из учебника или из атласа по плану, помещённому в задании 5 на с. 10 учебника. Карты школьники могут выбрать сами.

В завершение урока учитель обобщает знания о географической карте как особом источнике географической информации.

2) ответить на вопросы и выполнить задания 1—3 на с. 10 учебника;

3) выполнить задания 11 и 15 на с. 6 тренажёра;

Цели урока: • Ознакомить учащихся со способами изображения земной поверхности. • Обобщить знания о плане и карте. • Сформировать знания о картографической проекции. • Продолжить формирование умений работать с картой.

Градусная сеть Земли - это система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчёта географических координат точек земной поверхности — долгот и широт.

Широта – это удаленность точки от экватора. Долгота – удаленность точки от нулевого меридиана. Экватор – линия, разделяющая Землю пополам.

Виды картографических проекций В зависимости от способов переноса градусной сети с глобуса на плоскость карты бывают следующие проекции : азимутальные, цилиндрические , конические .

ВИДЫ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЕКЦИЙ

СПОСОБЫ КАРТОГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ Способ картографического изображения Название карты Значки Линейные знаки Изолинии Качественный фон Ареалы Знаки движения

Домашнее задание: 1 ) изучить § 3; 2 ) ответить на вопросы 1—3 ; 3 ) выполнить задания 4 и 5.

Предварительный просмотр:

Урок 3. Географические карты

Цели урока:
• Ознакомить учащихся со способами изображения земной поверхности.
• Обобщить знания о плане и карте.
• Сформировать знания о картографической проекции.
• Продолжить формирование умений работать с картой.
Оборудование: глобус, физическая карта полушарий, климатическая и любые другие специальные карты, топографическая карта, карта своей области, физическая карта России, атлас для 7 класса, учебник.
Основное содержание: географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты.
Проверка домашнего задания:
1. Назовите источники географической информации.
2. Что такое географическая карта?
3. Проверка описаний выбранных фотографий.

Изучение нового материала:
Показывая значение карты, учитель отмечает, что географическая карта — величайшее творение человечества. Она служит замечательным средством познания и преобразования окружающего мира. К ней обращаются инженеры и исследователи, геологи и агрономы, ученые и военные, и каждый находит нужные ответы на свои вопросы.
Исключительно важна роль карты в обучении географии. Карты содержат богатейшую информацию о нашей планете. По ним можно изучать взаимное расположение материков и кварталы городов, транспортные потоки между странами и маршруты перелета птиц. На некоторых картах можно увидеть дно океана, строение земной коры, ледниковые покровы прошлого и даже заглянуть в будущее.
Найденные археологами примитивные рисунки местности на камнях, бересте, дереве и даже на куске бивня мамонта, возраст которых достигает около 15 тысячелетий, свидетельствуют о том, что зарождение карты уходит в далекое прошлое.
Самое верное представление о взаимном расположении материков и океанов, рек и гор дает глобус. На карте же земная поверхность изображена с искажениями, так как нельзя выпуклую поверхность без разрывов наложить на плоскость.
Как же перейти от глобуса к карте, как перенести сферическую поверхность Земли на плоскость? На помощь приходит градусная сеть. (Вспомните: что называется градусной сетью?) С ее помощью по клеткам можно перенести с глобуса контуры материков, реки, города и другие точки по их географическим координатам.
Картографические проекции различаются по построению. В зависимости от способов переноса градусной сети с глобуса на плоскость карты бывают следующие проекции: азимутальные, цилиндрические, конические.
В зависимости от той или иной проекции меридианы и параллели, образующие картографическую сетку, принимают самый различный вид: они могут изображаться в виде то прямых, то кривых линий. Сеть параллелей и меридианов — это основа, каркас любой карты, которая затем наполняется географическим содержанием. Рисунок 2 на с. 8 учебника наглядно показывает, как по-разному выглядит сеть меридианов и параллелей в разных картографических проекциях. Учащиеся изучают рисунок и приводят примеры карт атласа, выполненных в разных картографических проекциях.
Сущность картографических проекций хорошо отражена в четверостишиях картографа А. В. Гедымина:

Изучая суть проекций,
Надо помнить положение:
С переходом сферы в плоскость
Неизбежны искажения.

Карты вовсе не безгрешны
И в пределах разных норм
Нарушают верность линий,
Площадей, углов и форм.

Далее учитель переходит к изучению способов картографического изображения. Как же показывают на тематических картах различные по своему характеру события и явления? Картографы придумали много разных способов картографического изображения. Основные способы представлены на рисунке 3 учебника. Анализируя карты атласа и рисунок 3 учебника, учащиеся заполняют таблицу 2.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала .

Опорные понятия: физическая география, материки, океаны, части света, карта, атлас, план местности .

Географическая номенклатура: материки : Африка , Австралия , Антарктида , Северная Америка , Южная Америка , Евразия ; океаны : Тихий , Атлантический , Индийский , Северный Ледовитый ; части света: Азия , Европа , Африка , Америка , Австралия , Антарктида .

I. Организационный момент

Знакомство учителя с учащимися класса ( в случае, если учитель начинает работать с классом впервые ) . Краткая беседа о путешествиях , совершенных учащимися летом , и их ценность для развития географических знаний .

II . Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Африка , Евразия , Северная Америка , Южная Америка , Австралия , Антарктида

Гималаи , Нил , кенгуру , Амазонка , пингвин , Ниагарский водопад

Назовите наиболее важные географические открытия. Кто их осуществил?

Какое значение имеют географические карты в жизни людей?

• Африка - самый большой материк .

• Антарктида - самый холодный материк .

• Америка - часть мира .

• Африка - теплый материк .

• Южная Америка - самый маленький материк .

Определение целей и задач урока ( учащиеся выполняют эту работу самостоятельно под руководством учителя) .

Работа в динамических группах

• Выясните , есть ли в атласе для 7 класса средне-и крупномасштабные карты ?

• Определите, есть ли в атласе для 7 класса общегеографические карты? Назовите примеры тематических карт школьного атласа .

Работа в группах с использованием различных источников географических знаний ( атласы , учебники , справочники , энциклопедии , журналы и др.). .

• Пользуясь соответствующей картой атласа , назовите основные климатические показатели .

• Чем отличается информация в школьном учебнике и энциклопедии ?

• Какую географическую информацию можно взять из газет и журналов ?

• Содержится географическая информация в телевизионных передачах ? Приведите примеры .

Ш . Мотивация учебной и познавательной деятельности

История зарождения карты уходит в далекое прошлое, когда люди еще не имели письменности. Возраст некоторых найденных на скалах, на дереве или мамонтовой кости карт достигает 10-15 тыс. лет. Это свидетельствует о большую роль карт в жизни древних людей. Изменилась ли роль карты в жизни человека в наши дни? (Учащиеся приводят примеры, где используются карты в наши дни).

Научные истоки картографии берут начало в античной Греции. На первых картах древние греки изображали Землю в виде плоского круга, окруженного водой. Первым, кто построил сетка параллелей и меридианов и на их основе составил карту Земли был Эратосфен. Но отцом картографии считают Птоломея, что жил в г. Александрия во II ст.. На его карте были обозначены все известные на то время земли и для 100 объектов были определены координаты. По этой картой плавал Колумб.

Недостатком всех этих карт было не только то, что не были обозначены все существующие на Земле географические объекты, были искажены площади материков и стран, но и не возможно было точно определить расстояния, направления, углы. Первым, кто создал математически точную модель Земли на плоскости был Герард Меркатор, которого и сегодня называют королем картографии. Именно он основал в основу карт класть разные виды проекций, о которых сегодня на уроке и пойдет речь.

IV . Изучение нового материала

Существуют и другие источники географических знаний: аэрофотоснимки, космические снимки, филь­мы, коллекции полезных ископаемых, образцы почв, гербарии, географическая литература, художественная литература, средства массовой информации.

Географические карты различаются:

по охвату территории;

По охвату территории выделяют:

карты мира и полушарий;

карты материков и их частей;

карты стран и их частей.

По содержанию:

По масштабу:

крупномасштабные (масштаб 1:200 ООО и более);

среднемасштабные (масштаб 1:200 ООО —1:1 ООО ООО);

мелкомасштабные (масштаб 1:1 ООО ООО и менее).

Кроме карт есть другие источники географических знаний.

Масштаб карты тесно связан с охватом территории: большие участ­ки территории (океаны, материки и т. п.) обычно изображаются в мелком масштабе, меньшие — в среднем или крупном.

Поэтому группы карт имеют в зависимости от своей генерализа­ции определенную особенность — неодинаковую степень подробно­сти изображения земного шара.

В последнее время произошли кардинальные изменения, кото­рые позволили дополнить полиграфические или рисованные карты их компьютерными версиями. Появился даже особый термин — геоинформационные системы (ГИС), которым обозначают особые электронные географические карты — многослойные изображения, часто трехмерные, с текстовым и звуковым сопровождением. Элект­ронные карты и атласы, которые содержат значительный объем раз­нообразной информации и позволяют воочию сопоставлять ее, что карты будущего, которые уже теперь помогают перестраивать географическую науку.

Картографическая проекция — это определенный способ перенесения меридианов и параллелей градусной сетки на плоскость и точным воссозданием географического положения любой точки зем­ной поверхности.

По виду вспомогательной геометрической поверхности

Картографические проекции в зависимости от вида использования вспомогательной геометрической поверхности называются азимутальними, цилиндрическими, коническими и поліконічними.

Цилиндрические проекции как вспомогательную геометрическую поверхность используют боковую поверхность цилиндра, касательную к эллипсоида Земли (геоида). Линия соприкосновения - это линия нулевых искажений.

Конические проекции как вспомогательную геометрическую поверхность используют боковую поверхность конуса. Здесь тоже существует линия нулевых искажений. В поліконічних проекциях градусная сетка глобуса переносится на боковые поверхности нескольких конусов, которые потом с определенными математическими правилами разворачиваются в плоскость.

Азимутальная проекция как вспомогательную геометрическую поверхность использует плоскость, касательную к эллипсоида (геоида). Точка соприкосновения - это точка нулевых искажений.
Как вы считаете, где на таких картах будут наименьшие искажения? (В точке касания искажения отсутствуют).
Как видим, в которой проекции не была бы сделана карта, избежать искажений не возможно.

Поскольку наша планета является геоидом, ее поверхность не- возможно воспроизвести на плоскости географической карты та­ким образом, чтобы масштабы длин оставались постоянными на нссх участках карты и во всех направлениях. Поэтому возникают искажения, по характеру которых картографические проекции раз­деляют на равноугольные, равновеликие и произвольные. Рассмот­рим их.

Равноугольные проекции — это те, которые без искажения отображают величину углов. Такие проекции точно передают углы и формы земных объектов, но искажают плоскость и длину.

Равновеликие проекции — это те, которые сохраняют плоскость пропорциональной натуре, но нарушают подобие фигур.

Не существует проекции, которая бы одновременно была равно- усольной и равновеликой: соблюдение формы фигуры искажает плоскость, а соблюдение плоскости — форму. Поэтому существуют проекции, которые не являются ни равноугольными, ни равнове­ликими. Их называют произвольными и выделяют среди них еще.

Проектирование земной поверхности на плоскость имеет множество трудностей. Поэтому поверхность Земли или ее частей решили проектировать на какую-нибудь вспомогательную геометрическую поверхность.

Условные знаки — система символических графических обозначений(знаков), применяемая для изображения на картах различных объектов и явлений, их качественных и количественных характеристик.

Рассмотрите рисунок 3. На нём показаны некоторые способы картографическо­го изображения. Внемасштабными значками можно показать местоположение важ­ных объектов, которые в масштабе выразить нельзя. Это могут быть значки место­рождений полезных иско­паемых, морских или речных портов, природных и культурных памятников и др. Линейными знаками показывают реки, дороги, границы государств.

С помощью площадных знаков показывают дей­ствительные размеры объ­ектов, которые выражаются в масштабе карты, напри­мер, озёра, лесные массивы.

Особые и очень важные знаки — изолинии, или ли­нии равных значений. С их помощью дают количест­венную характеристику яв­лений. Знакомые вам изо­линии — горизонтали. Час­то вы будете сталкиваться с изотермами — линиями одинакового значения тем­ператур воздуха и изобара­ми — линиями равных зна­чений атмосферного дав­ления.

Способом качественного (цветового) фона выделяют территории, однородные по какому-то признаку. В на­шем учебнике это показанные цветом типы литосферных плит, строение земной ко­ры, а в атласе, например, типы почв на почвенной карте.

Ареалами обозначают области распространения какого-нибудь явления (нап­ример, области распространения руд, обитания животных и растений), а знаками вижения (чаще всего в виде стре­лок) — перемещения в пространстве (например, ветров, течений и др.).

С картами, выполненными то­чечным способом, а также способами картодиаграммы и картограммы, вы познакомитесь в старших классах.

При изучении географии в 7 классе самые необходимые карты — физические (общегеографические) карты мира, материков, океанов и их частей, а также разно­образные тематические карты.

V. Закрепление изученного материала

А сейчас проверим, как вы поняли прочитанное.

1. Какую проекцию лучше применить при составлении навигационной карты?

2. Какую проекцию лучше использовать при построении карты Африки? Украины?

3. Какую проекцию лучше использовать при построении политической карты мира?4. Какую проекцию лучше применить при составлении карты Северного Ледовитого океана?

VI . итог урока

Подведение итогов работы учащихся по группам , а также общий итог урока .

— Благодаря кропотливой работе многих поколений география накопила огромный арсенал знаний, представленных в различных источниках. Современные географические исследования базируются на новейших методах с использованием космических и компьютерных технологий, а также знаниях и достижениях других наук.

— На картах существуют искажении углов, площадей, форм, расстояний.

— По характеру искажений проекции бывают.

— Проектирование земной поверхности на плоскость осуществляется с помощью вспомогательной геометрической поверхности. По способу построения проекции бывают.

Мне больше всего удалось .

Я могу себя похвалить за…

Я могу похвалить одноклассников за.

Для меня было открытием то, что .

На мой взгляд, не удалось…, потому что…

На будущее я учту…

VII . домашнее задание

• Разработать соответствующий параграф учебника .


-75%

Читайте также: