Конспект урока по масленице

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия на тему:

Цель : изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.

Задачи:

познакомить с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования Масленицы.

прививать интерес к русской народной культуре.

воспитание бережного и уважительного отношения к родителям, родственникам, одноклассникам, окружающим людям.

Планируемые результаты

научаться выполнять самооценку на основе критерия успешности игровой деятельности

научаться определять и строить план действия для выполнения определенного задания;

научаться вносить свои коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

научаться перерабатывать полученную информацию и использовать ее в ходе мероприятия;

научаться находить ответы, используя свой жизненный опыт.

Ход занятия

Организационно-психологический момент: создание благоприятной и доброжелательной обстановки, поздравление с праздником Масленицы.

История праздника

Вступительное слово учителя.

Масленица самый радостный и светлый праздник, пришедший к нам из языческой Руси. Сохранился после принятия христианства. Кроме того, Масленица, как может быть не всем известно, это персонаж славянской мифологии. Масленица воплощает в себе сразу трёх персонажей: Плодородие, Зиму и Смерть.

Масленица – это ещё и проводы длинной Зимы, это ожидание весеннего тепла, это обновление природы. Люди испокон веков воспринимали Весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь всему живому. Масленицу любили и простой народ, и цари с боярами.

При Петре I устраивались шумные маскарады, но после кончины Петра, такое шумное весёлое празднование прекратилось до воцарения Елизаветы Петровны.

Как на масличной неделе
Из печи блины летели.
С пылу, с жару из печи
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай,
Всем блиночков подавай!
С пылу, с жару – разбирайте!
И хвалить не забывайте!

Теперь послушаем, что расскажет нам о Масленице Дима.

Учитель : Вот мы и узнали историю и ритуалы Масленицы, спасибо Диме за его рассказ, а теперь давайте попробуем пояснить смысл пословиц и поговорок о Масленице .

А теперь отгадаем загадки.

Круглый, а не кольцо, горячий, а не солнце. (Блин)

Белая, степенная тепла боится. Пока Масленицу не сожжешь, никуда не уйдёт. (Зима)

Идёт после Масленицы: часового не имеет, а называет себя… (Пост)

Молодцы ребята! Кому понравилось наше занятие? (Поднимите, пожалуйста, руки). Что нового узнали сегодня о Масленице?

С масленицей ласковой поздравляем вас!
Блинчикам повластвовать наступает час.
Без блинов не сладятся проводы Зимы,
К песням, шуткам, радости, приглашаем мы.

А теперь давайте нарисуем Масленицу.

Масленица прощай!
На тот год опять приезжай!

1. Масленица. Почему праздник называется - Масленица?

2. История Масленицы. Масленичные традиции.

3. Празднования Масленицы.

4. Почему именно блины символ Масленицы? Как их готовят и с чем едят?

5. Ценности Масленицы. Подводим итог.

hello_html_2c7a9757.jpg

Масленица. Почему праздник называется - Масленица?

Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Праздновать Масленицу начали с момента принятия Христианства на Руси. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их.

По одной из древних легенд, Масленица – это имя маленькой девочки, отцом которой был сам Мороз. Девочка жила на дальнем Севере. Однажды группа туристов забрела в снега и попала в снежную бурю. Они бы наверняка погибли, если бы не встретили маленькую Масленицу, которая помогла им выбраться из бури и дала возможность согреться. Но каково же было удивление спасенных, когда вместо девочки они увидели здоровенную румяную бабу, которая и согрела, и развеселила заблудших. Они веселились всю неделю, плясали, пели песни, радуясь наступившему теплу.

hello_html_m16d7c1f6.jpg

Согласно другой легенде, лежит традиция печь блины на Масленицу. Люди, уставшие от морозов и холодов, выпекали круглые блины и зазывали солнышко, чтобы оно пришло, обогрело, растопило снега и привело на землю весну.

hello_html_64c78d53.jpg

История Масленицы. Масленичные традиции.

Отмечают праздник с понедельника по воскресенье. На Масленой неделе каждый день принято проводить по-своему, соблюдая традиции наших предков:

hello_html_m207cdda5.jpg

hello_html_7c5540f9.jpg

hello_html_m3bd9b637.jpg

hello_html_m6a9e8627.jpg

hello_html_6ab92d1b.jpg

hello_html_m3ceeb13b.jpg

hello_html_mf9d4859.jpg

Празднования Масленицы.

В первые три дня праздника шла активная подготовка к торжеству:

привозили дрова для костра;

Главное празднование проходило с четверга по воскресенье. В дом заходили для того, чтобы угоститься блинами и выпить горячего чая.

В некоторых селениях молодёжь ходила по домам с бубнами, рожками, балалайками, распевая колядки.

hello_html_m24c0f8f0.jpg

Городские жители участвовали в праздничных гуляньях:

• одевались в лучшие наряды;

• шли на театральные представления;

• посещали балаганы, чтобы посмотреть на потехи с медведем и скоморохов.

hello_html_2f1d0ee3.jpg

Главным развлечением было катание детей и молодежи с ледяных горок, которые старались украсить фонариками и флажками. Для катания использовались:

Ещё одним веселым событием было взятие ледяной крепости. Парни строили снежный городок с воротами, туда сажали стражу, а потом шли в атаку: врывались в ворота и лезли на стены. Осаждённые оборонялись. как могли: в ход шли снежки, мётлы и нагайки.

hello_html_m299ca9d8.jpg

Почему именно блины символ Масленицы? Как их готовят и с чем едят?

Блин является круглым и желтым от чего напоминает Солнце. К тому же, он румяный и горячий. Поэтому на праздник всегда пекли блины в честь Солнца, которое дарит людям тепло, свет и жизнь.

hello_html_m64852c1c.jpg

Ингредиенты:

яйца — 80 г или 2 штуки

растительное масло — 3 ст.л.

сливочное масло — по вкусу, пригодится для смазывания блинчиков

Приготовление:

Соединить в большой миске: воду, молоко, соль и сахар. Перемешать до однородной массы.

Вбить в яично-молочную смесь яйца, используя венчик взбить.

В миску просеять муку, чтобы не было никаких комков и посторонних примесей.

В готовое тесто добавить растительное масло, чтобы блины лучше отделялись от сковородки.

Нагреть большую сковородку с толстым дном, смазать растительным маслом.

Вливать порциями тесто на сковородку, жарить блины классическим способом.

Каждый готовый блин смазывать маслом сливочным. Так блины будут иметь более нежный вкус.

Подавать со сгущенкой, сладким джемом, повидлом или любимым вареньем.

hello_html_f211d34.jpg

Но вот они готовы, а с чем можно есть блины? Да с чем угодно!

Это всевозможные варенья и джемы из ягод и фруктов. Очень вкусны и блинчики, в которые завернуты свежие ягоды, слегка присыпанные сахаром, и блины, фаршированные сладким творогом, блинчики со сметанкой, а можно добавить растопленный на водяной бане шоколад, сгущенное молоко, мед. Сытные блины с мясом, картошкой, грибами и даже с рыбкой и икрой.

Ценности Масленицы. Подводим итог.

Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси Христианства, появились новые церковные праздники, но Широкая Масленица продолжала жить. Масленица- один из любимых народных праздников русского народа, который из века в век передает состояние широкой русской души, традиции и обычаи Россиян! Масленица объединяет русский народ и приносит кусочек счастья в каждую семью!

Область: Познавательное развитие знакомство с окружающим миром.

Образовательные задачи: Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Словарная работа: балаган, потеха, скоморох, чучело, тесовый дом, закличка.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. (Ответы детей).

Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.

Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.

Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.

На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.

Села и города к Масленице преображались : ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.

Масленицу играли всем миром : взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча.

С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.

Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу :

Как вставала я ранёшенько,

Убиралася быстрё шенько:

Пришла к нам Масленица,

Принесла блинов да маслица!

А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение : Если хозяева подавали мало, дети их дразнили:

Паршивые блины, по аршину длины! —

К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.

Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.

Во вторник — заигрыши.

Четверг назывался разгуляем. Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы : конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.

Пятница — тещины вечерки — была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.

Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.

Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают зиму до следующего года.

На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица.

Ты прощай, прощай,

Ты пришла с добром,

Со блинами, пирогами

Мы катаемся с горы

От зари и до зари,

А сегодня, в воскресенье,

Наше кончилось веселье.

Наша Масленица!

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

Вопросы к детям.

Почему праздник назывался масленицей? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник масленицу? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказ 2-3 детей).

Знакомство с весенними закличками.

Воспитатель: Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку:

С весной красною вернись!

В дорогу выезжай!

Зимний холод прогоняй!

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

Обсудить смысл закличек.

Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.

Прикреплённые файлы:


Содержимое разработки

Форма урока: получение новых знаний; тип урока - комбинированный

Цели: а) обучения – ознакомить учащихся с народными традициями русской культуры; способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами.

в) воспитания – прививать уважение к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувству общности со своими истоками и гордости за них.

Орг. Момент (1-2 мин.) Отметить отсутствующих на уроке.

С пылу, с жару, из печи! Все румяны, горячи!

Угощайся, угощай! Всем блиночков подавай!

С пылу с жару – разбирайте! Похвалить не забывайте!

Так какой же это праздник, который широко праздновали на Руси. Правильно Масленица.

Новая тема (10-15 мин.)

А эту неделю называли по особому, и сейчас я вам предлагаю отгадать как. Посмотрите, на партах у вас есть чайнворд, который нужно разгадывать слова, записывая их только по горизонтали. А также у вас есть подсказки.

Понедельник – встреча - делали куклу Масленицу наряжали её, усаживали в сани и везли на горку. Встречали её песнями дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Вторник – заигрыш – дети и взрослые ходили от дома к дому поздравляли с праздником и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили.

Среда – лакомка – в этот день тёщи приглашали зятьёв на блины. С этого дня катались на тройках с бубенцами. Родственники навещали друг друга целыми семьями.

Четверг – широкий, разгуляй – четверток – в этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу, строили снежные городки, катались с гор на санях, лыжах, ряженые веселили народ, угощались блинами.

Пятница – тёщины вечера – тёща приглашала на блины зятя со всей семьёй. А молодёжь всю ночь веселилась: пели песни и плясали.

Суббота – проводы масленицы – куклу Масленицы провозили под руки из одного конца деревни в другой. Шла большая толпа ряженых все пели. Шутили, плясали.

А чтобы она на следующий год пришла, пели песню:

Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!

Масленица, воротись! В новый год покажись!

Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новую жизнь с лёгким сердцем.

Люди издавна воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. Древние считали блин символом солнца, он как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блинами они съедают частичку его тепла и могущества для того чтобы было больше сил для работы на полях.

Практическая работа. (20 -25 мин.)

Итак, сейчас ребята вы должны составить композицию о праздновании этого праздника, где можете показать любой сюжет, который вам больше всего понравился во всём праздновании Масленичной неделе. В помощь вам на партах лежат изображения различных сюжетов, вы можете их использовать в своих эскизах. Сегодня вы сделаете карандашный рисунок, а цветом закончим на следующий урок. Напоминаю у вас должно быть два плана передний, где главные герои вашей композиции и задний - дальний, не забудьте на переднем плане предметы больше по размеру, а в дали меньше. Приступаем к работе.

Выставка готовых эскизов. Рефлексия.(1-2 мин.)

А сейчас проверим какие вы были внимательные на уроке:

С какими новыми словами вы познакомились? (масленица, Комоедица, седьмица)

Как называли понедельник- встреча

Четверг – широкий разгуляй

Пятница – тёщины вечера

Суббота – проводы Масленицы

Воскресенье – прощёное воскресенье.

Вы сегодня прекрасно поработали, а сейчас если вам сегодня очень понравилось на уроке наклейте розовый цвет на лучи изображенного Солнца;

Если понравилось – жёлтый цвет;

А если понравилось не всё – зелёный цвет.

Теперь покажите мне и поверните друг к другу. Какое яркое Солнце у вас получилось, готовое встречать весну.

Итог урока ( 1 – 2 мин.)

Оценки за урок. На следующий урок не забыть краски для работы цветом. Всем спасибо. Урок окончен.

Нажмите, чтобы узнать подробности

а) обучения – ознакомить учащихся с народными традициями русской культуры; способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами.

в) воспитания – прививать уважение к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувству общности со своими истоками и гордости за них.

Ход урока:

-Здравствуйте ребята! Рада очередной встречи с вами на уроке православной культуры.

-Сегодня мы с вами поговорим о замечательном празднике. А о каком, давайте посмотрим.

(дети смотрят видео о масленице)

  • -Так какой же это праздник, который широко праздновали на Руси? Правильно Масленица.
  1. Новая тема (10-15 мин.)

- Ребята, как вы думаете, почему праздник получил такое название?

(Готовили впрок масло, сметану, сыр, мясо, чтобы достойно встретить праздник.)

- А откуда он взялся?

(Это древне языческий праздник с 16 века, он узаконен церковью, как христианский.)

- Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом масленица?

(Блины, игры, праздник, веселье, гулянье, катание на лошадях, звон бубенцов, расписные сани)

-А на какие вопросы вы хотели бы получить ответ?

(Что провожает масленица? Что встречает масленица? Что является символом масленицы? Почему на масленицу пекут именно блины? Сколько дней длится масленица? Как называются эти дни? Какие забавы были на масленицу?)

Если спросить у любого прохожего, что такое “Масленица”, каждый, наверное, ответит – это блины. Так оно и есть. Главное место в Масленице играли — блины (символ солнца, а солнце — это тепло, свет, радость, добро, урожай). Это весёлый, озорной, сказочный и очень древний праздник. Это целая неделя гуляний, игр, вкусных обильных угощений.

Я уверена, вы знакомы с этим праздником.

Но знаний никогда не бывает много, и они никогда не бывают лишними!

И сегодня на уроке нашей задачей будет познакомиться с этим праздником так, чтобы у вас СОЗДАЛСЯ ЕГО ОБРАЗ. А помогут нам в этом ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО, ЖИВОПИСЬ, МУЗЫКА, которые будут присутствовать у нас сегодня на уроке. И я уверена, что к концу урока у каждого из вас возникнет тот ОБРАЗ праздника, о котором вы напишете.

Но для этого все мы должны хорошо поработать.

Новая тема.

слайд №3

слайд №4

Действительно, масленица старинный русский праздник. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Масленица получила своё название от того, что в этот период времени разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. В православном церковном календаре этот период называется Сырной седмицей.

слайд №5

В центре праздника находилась Масленица – фигура, кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, обували на ноги лапти, катали на санях, пели песни. В старину в этих народных гуляньях не принимали участие только старики да младенцы.

Масленицу и в наше время отмечают по всей России

Каждый день Масленичной недели имеет свое название и определяет, что делают в этот день и как празднуют его.

Длится Масленица целую неделю. Слайд №6

Понедельник – “Встреча”. Слайд №7

В этот день в деревнях из соломы делали большую куклу Маслёну, наряжали её в женские одежды и отвозили на старую высокую гору, “чтобы Маслёна видела, откуда придёт весна”. Это сопровождалось играми, песнями, ряжеными. Люди гадали, шутили, веселились. Молодёжь строила снежные горы, мастерила качели, а в домах накрывали столы. Первые блины отдавали нищим – поминать усопших.

Вторник – “Заигрыши”. Слайд №8

С утра парни приглашали девушек кататься с гор. Ходили друг к другу в гости, причём по старшинству, молодые к более взрослым, приглядывали невест.

Среда – “Лакомка”. Слайд №9

В этот день тёщи угощали своих зятьёв. Сохранилось много шутливых поговорок на этот счёт: “Придёт зять – где сметаны взять”, “Нет чёрта в доме, пригласи зятя”.

“Широкий четверг”. Слайд №10

Все шли на гулянье. Катались на тройках, устраивали кулачные бои, пели песни.

слайд №12 - №13

В старину на масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия. Бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию помногу раз в день.

Пятница – “Тёщины вечёрки”. Слайд №14

В этот день зятья угощали своих тёщ блинами. Причем вечером зять сам должен был пригласить тёщу в гости.

Суббота – “Золовкины посиделки”. Слайд №15

Молодая невестка приглашала в гости своих родных, а парни и девушки строили снежные города с крепостями и башнями, а потом весело и с шутками отвоёвывали их друг у друга.

“Прощёное воскресение” или “Заговенье”. Слайд №16

И слышат в ответ:

Забываются все обиды, и русский народ с нетерпением ждёт прихода весны.

  • Ребята, как вы думаете, за что надо просить прощение?
    Очень важно научиться не только просить прощение, но и прощать

Учитель: слайд №17 - №18

Традиционный обряд этого дня и окончания Масленицы — сжигание соломенного чучела, которое являлось символом уходящей зимы.

В последний день масленичной недели обычно чучело Масленицы, разорвав в клочья, зарывали в снег или сжигали, приговаривая:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло
Чтобы все метели разом улетели
Чтобы птички пели, травки зеленели
Небеса синели и колосья зрели
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Вот так заканчивалась шумная масленичная неделя.

Ученик: Прощай, Масленица!

Ученик: Прощай, красная!

Масленица: Масленица заканчивалась, наутро начинался Великий пост.

Учитель: И конечно же, этот праздник не мог не найти отклика у русских писателей, поэтов, художников.Давайте познакомимся с ОБРАЗОМ МАСЛЕНИЦЫ в русском искусстве.

Итак, Масленица в русской живописи.

Масленицу отражали в своих картинах художники – живописцы. Борис Михайлович Кустодиев – один из самых популярных художников конца XIX – начала XX века. Бытовой жанр был более всего любим художником. Ярмарки, балаганы, гулянья, счастливые люди – вот основные герои его картин.

В 1910-е/ 1920-е годы художник посвятил более восьми картин русской зиме и народному празднику Масленица.

На переднем плане мы видим людей, которые катаются в расписных санях. Рядом торгуют купцы и прохаживаются знатные горожане. Веселье проходит бурно и беззаботно, а на заднем фоне виднеются купола церквушки.

Такое соседство не случайно, так как церковь является символом православия на Руси. Она охраняет страну и ее население от всяческих бед, наставляет на путь истинный. Наверное, из-за этого к церкви на картине идут люди, которые предпочли отдохнуть душой в этом чудесном месте.
Масленица в музыке

В 1875 году издатель петербургского музыкального журнала Бернар обратился к композитору Петру Ильичу Чайковскому с предложением написать 12 фортепианных пьес, связанных с определёнными месяцами. Композитору понравилась эта мысль, и он горячо принялся за сочинение.

(Слушание муз.произведения Чайковского)

Для ответа вы можете использовать следующие слова и выражения:

Слушая пьесу, представляешь …

Композитор сумел передать в пьесе …

Музыка Чайковского наполняет душу …

Подведение итогов:

А сейчас проверим какие вы были внимательные на уроке:

  1. С какими новыми словами вы познакомились? (масленица, пост, прощеное воскресенье)
  2. Как называли дни Масленицы

Четверг – широкий разгуляй

Пятница – тёщины вечера

Суббота – проводы Масленицы

Воскресенье – прощёное воскресенье.

Вы сегодня прекрасно поработали, а сейчас если вам сегодня очень понравилось на уроке наклейте розовый цвет на лучи изображенного Солнца;

Если понравилось – жёлтый цвет;

А если понравилось не всё – зелёный цвет.

Теперь покажите мне и поверните друг к другу. Какое яркое Солнце у вас получилось, готовое встречать весну.

Читайте также: