Генетическая связь между классами неорганических соединений конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

1)образовательная - Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, номенклатуре важнейших классов неорганических соединений, химических свойствах, генетической связи ; совершенствовать навыки составления формул сложных веществ и решения уравнений химических реакций.

2) развивающая - развивать внимание о воображение, долговременную и оперативную память, развивать навыки работы в группе, умение сотрудничать друг с другом. Развивать навыки взаимопроверки и самоконтроля. Развивать умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.

3) воспитательная - Способствовать формированию устойчивого интереса к предмету, развивать коммуникативные способности учащихся.

Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: ИКТ, раздаточный материал.

Организационный момент.

Прозвенел уже звонок

Урок сегодня необычный.

И от других весьма отличный.

На урок пришли к нам гости.

Мы стесняться их не будем.

Кто отсутствует у нас?

Сегодня по ходу урока вы будете заносить баллы за выполнения заданий в оценочный лист по ходу урока.

Урок начнем с проверки домашнего задания. ( дз на слайде)

II Актуализация знаний.

Вещества простые и сложные. №3

Какие бывают вещества?

Какие вещества называются простыми?

Какие вещества называются сложными?

Какие сложные неорганические вещества вам известны?

Дать определения оксидам, основаниям, кислотам, солям.

С кислородом ходит парой,

То металл, то неметалл он,

Дружбу связями скрепит

Всем известный класс… (ОКСИД).

№4 Помоги перейти ручей оксиды

№5. Собери основания

“В каких веществах у фенолфталеина
Бывает не жизнь, а сплошная малина?”.

№6. Зажги звезду – кислоты

“Они имеют кислый вкус.
В них изменяет цвет лакмус.
C фиолетового на красный”. (Ответ: Кислоты.)

Широко распространяет Химия руки свои в дела человеческие. Ломоносов М.В.

Задача Стоки городов всегда имеют повышенную кислотность. Загрязненные поверхностные стоки могут проникать в подпочвенные воды. К каким последствиям это может привести, если под городом располагаются меловые отложения и известняки?

Ответ. При взаимодействии кислот с известняками в последних образуются пустоты, в которые могут представлять серьезную угрозу для зданий и сооружений, а значит, и жизни людей.

№7 Найди соли

“Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли
Объединю в класс. ”.

Химические соединения во имя победы над фашизмом.

Магний использовали не только для создания осветительных ракет. Основным потребителем этого металла была военная авиация. Магния требовалось много, поэтому его добывали даже из морской воды. Технология извлечения магния такова: морскую воду смешивают в огромных баках с известковым молоком, затем, действуя на выпавший осадок соляной кислотой, получают хлорид магния. При электролизе расплава MgCl 2 (пропускание тока через него) получают металлический магний (на экран проецируются уравнения реакций):

t1633962033aa.jpg

Самопроверка на слайде

Разделите продиктованные вещества на три группы по родственному признаку.

1 группа – CaO , Ca(OH) 2 , CaС l 2 .

2 группа – CO2, H2CO3, Na2CO3

3 группа – ZnO, Zn(OH)2, Zn(NO3)2

По какому признаку вы распределили вещества на 3 группы

(по наличию в каждом из них одного и того же элемента)

Формулы веществ в каждой группе распределите по усложнению состава, начиная с простого к более сложному.

У нас получилось 3 цепочки или 3 ряда.

Генетический ряд кальция:

Ca → CaO → Ca ( OH )2 → CaCl 2

Генетический ряд цинка:

Zn → ZnO → ZnSO 4 → Zn ( OH )2→ ZnCl 2

Генетический ряд углерода:


С → СО2 →Н2СО3 → Na 2 CO 3

Что объединяет эти цепочки?

В 1-м ряду – химический элемент Са, во 2-м – химический элемент Zn, в-третьем ряду – химичекий элемент С .

Эти элементы переходят от одного класса соединений к другому, как бы по наследству.

- Как в биологии называется носитель наследственной информации? (Ген).

- Как вы думаете, какой элемент является геном для 1 цепи (Са), для второй цепи? (Р).

- Как будут называться эти цепи или ряды? (Генетическими).

-А как будет называться связь между этими веществами? (Генетической).

Запишем тему нашого урока.

III. Изучение нового материала

Давайте сформулируем цели нашего урока:

Выявить сущность генетической связи между классами неорганических веществ.

Установить взаимосвязь между различными классами неорганических веществ.

Научиться находить пути взаимопревращений веществ между классами неорганических веществ.

определение запишите в тетрадь.

Генетическая связь – это связь между веществами разных классов, образованных одним химическим элементом, связанных взаимопревращениями и отражающая единство их происхождения.

Данная тема важна не только тем, что задания такого уровня очень распространены, в том числе и в контрольных работах, но и поможет вам при отработке навыков записи уравнений реакций.

t1633962033ab.jpg

Генетический ряд – это ряд веществ, разных классов соединений, содержащий в своем составе один и тот же химический элемент.

Итак, генетический ряд начинаем с простого вещества и постепенно усложняем состав:

Задание
Осуществите цепочки превращений:

Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCl2


Zn → ZnO → ZnSO4 → Zn(OH)2→ ZnCl2

Взаимопроверка со слайдом:

13. Слайд№9 разминка

Мы минутку отдыхаем,

Но урок не забываем.

Если я называю формулу основного оксида –

Наклоняем голову влево;

Формулу соли – вращаем головой.

CuO влево, N 2 O 5 вправо,

Вспомним классы мы опять.

H 2 S вперед; и KOH назад,

Лучше думай, мозг ты наш.

NaCl и KBr, вращаем головой

Голова идет кругом.

Взгляд налево, взгляд направо,

Ведь разминка – не забава,

И усталость с нас долой!

Проблемный вопрос

Как вы думаете, можно ли составить обратный генетический ряд? С какого класса веществ можно начать? Например, возьмем соль CuSO 4 и практически осуществим цепочку превращений.

CuSO 4 → Cu(OH) 2 → CuO →CuCl 2 →Cu

CuSO 4 + 2NaOH = Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4

Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O

CuO +2HCl = CuCl 2 +H 2 O

CuCl 2 +Fe = Cu + FeCl 2

Запишите уравнения проведенных реакций в тетрадь .

Решив проблемный вопрос, какой вывод можно сделать?

Вывод: Составление генетического ряда можно начинать с любого класса неорганического соединения.

IV.Закрепление изученного материала.

Осуществить цепочку превращений:

Fe(OH) 2 → FeO → FeSO 4 → Fe

Fe(OH) 2 = FeO + Н2О

FeO + H2SO4 = FeSO4 + H2O

FeSO4 + Zn = ZnSo4 + Fe

IV. Итог и оценивание.

Что сегодня вы узнали и чему научились на уроке?

Существует взаимосвязь между классами неорганических соединений.

Металлы и неметаллы образуют соответствующие генетические ряды (ряд Ме, ряд неМе).

Научились осуществлять цепочки превращений.

Давайте вспомним, какие мы цели ставили перед собой в начале урока. ДОСТИГЛИ ЛИ МЫ ИХ?

1) Выявить сущность генетической связи между классами неорганических веществ.

2)Установить взаимосвязь между различными классами неорганических веществ.

3) Научиться находить пути взаимопревращений веществ между классами неорганических веществ.

Домашнее задание. Дифференцированное

Выставление оценок за урок .

1уровень. Осуществите превращения: Ba → BaO → Ba(OH)2 →BaCI2 → BaSO4

2 уровень. Из предложенных формул веществ составьте два любых генетических ряда и напишите уравнения реакций: Cu, AI2(CO3)3, Na2SO4, AI(OH)3, AI2O3, CuO, NaOH, CuCI2, AI, S, O2, Cu(OH)2, CO2, HNO3, H2CO3, MgO,.

3 уровень. Составьте уравнения реакций, иллюстрирующих взаимосвязь между различными классами неорганических соединений (цепочка из 4-6 звеньев), которая начинается неметаллом и заканчивается металлом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по химии по теме "Генетическая связь между основными классами неоганических соединений".

Цель урока:

Закрепление и систематизация знаний по данной теме, выяснение генетической связи между классами неорганических соединений.

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных классах неорганических веществ, их химических свойствах.
  2. Сформировать умения находить пути и осуществлять взаимопревращения веществ между классами неорганических веществ.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТАВРИЧЕСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 20 ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Открытый урок по химии в 8 – Б классе

Тема: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений"

Рымарчук Оксана Васильевна

учитель химии I категории

г. Симферополь, 2018 г.

Тема. «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений"

Закрепление и систематизация знаний по данной теме, выяснение генетической связи между классами неорганических соединений.

Планируемые результаты

Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных классах неорганических веществ, их химических свойствах.

Сформировать умения находить пути и осуществлять взаимопревращения веществ между классами неорганических веществ.

Метапредметные:

Развивать интерес учащихся к науке химия.

Развивать умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.

Развивать внимательность, наблюдательность и умение выделять главное.

Коммуникативные:

Формировать умение вести диалог, работать в паре при выполнении заданий.

Формировать умение правильно, грамотно и логично выражать свои мысли по какому-либо вопросу.

Оборудование: магнитная доска, формуламы веществ разных классов, карточки с заданиями у учащих, подсказки, мультимедийная доска, проектор, слайды.

Основные термины и понятия: вещества: простые и сложные, оксиды, кислоты, соли, основания, соли, генетическая связь.

Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний.

Организационный этап

Приветствие учащихся, проверить готовность к уроку – наличие учебника, дневника, тетради и письменных принадлежностей.

Актуализация знаний

я хочу начать урок с эпиграфа:

Давайте вспомним, что же изучает наука химия?

(Наука о веществах, их свойствах и превращениях)

- Что называют веществом? (- то из чего состоят тела)

Давайте определим о

- О каких веществах идет речь? в загадках.

1. На суку сидит сова,
Выдыхает .…. СО2

2. Сапоги мои того,
Пропускают …… Н2О

3. Его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин -
В малых дозах в блюдах нужен ..…. NaCl

4. Что за чудо посмотри,
По доске он проезжает,
За собой след оставляет ..…. CaCO3


Из чего же состоят вещества? (из атомов; химических элементов)

Переведите с химического языка в химические соединения Сл.2

1. Не все то Аурум, что блестит.

2. Куй Феррум, пока горячо.

3. Слово - Аргентум, а молчание – Аурум.

4. Купрумного гроша не стоит.

5. Стойкий Станумный солдатик.

6. С тех пор много Н2О утекло.
7. Тяжёлые Плюмбумные тучи.


Этап повторения и обобщения понятий, усвоение соответствующей системы знаний

На какие две группы можно классифицировать все вещества? (простые и………. ), группы простые вещества? (……. и неметаллы). Как классифицируются сложные вещества?



Перед вами формулы соединений разных классов распределите их по группам: Сл. 4 Соотнесите классы веществ и химические формулы

К доске выходя по одному учащиеся для распределения веществ по классам

Дайте определение понятиям: простые вещества, оксиды, кислоты.

Сл.5 Помогите мышонку пройти к подруге. -

Он может двигаться только по клеткам, в которых записаны формулы кислотных оксидов (по диагонали двигаться нельзя)- цель повторить оксиды которые относятся только к кислотным- в тетради выписать формулы кислотных оксидов

SO2, SO3,CrO3, P2O5,Mn2O7, N2O5, N2O3, SO2

Слайд 6. Распределите вещества, формулы которых приведены в таблице, по классам. Выделите буквы, соответствующие правильным ответам, составьте их них и запишите фамилию великого русского химика.

Слайд 7. Задание 4-ый лишний.

Если вы выполните правильно задание, то у вас получится математические знаки,

В предложенных рядах веществ найдите лишнее вещество.

1. Na2O, MgO, N2O5, PbO

Ион – это заряженная частица вещества. (Да)

Реакция соединение – это реакций, при которых из двух веществ получается лишь одно вещество. (Да)

Сложное вещество, в состав которого входит металл и гидроксогруппа, называется соль. (Нет)

Растворимые в воде основания, называются щёлочами. (Да)

Реакция нейтрализации – это реакция, в которую вступает кислота и щелочь, получается соль и вода. (Да)

Сложное вещество, состоящее из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления минус два называется кислотой. (Нет).

Молодцы, справились с этим заданием

Для того что бы определить тему урока вам необходимо найти соответствие между исходными веществами левой части и продуктами реакции правой части и составить из полученных слов тему урока, которая для вас уже не является новой, так как такие задания мы с вами уже не однократно выполняли.


1. Мg+ 2HCl А. 2H3PO4 соединений



3. NaCl +AgNO3 В. 2КCl+ 3O2 классами


4. 2 Li + Cl2 Г. СaCO3 неорганических



6.CaO +CO2 Е. 2KOH связь


Запишите тему в тетрадь. Слайд 8

Давайте сформулируем цели нашего урока: Слайд 7

Выявить сущность генетической связи между классами неорганических веществ.

Установить взаимосвязь между различными классами неорганических веществ.

Научиться находить пути взаимопревращений веществ между классами неорганических веществ.

Распределите продиктованные вещества по классам.

CaO, P2O5, Ca, P, Ca(OH)2, CaSO4, H3PO4, Al PO4. Слайд 11

Разделите продиктованные вещества на две группы по родственному признаку.

1 группа – CaO, Ca, Ca(OH)2, CaSO4. Слайд 12

2 группа – P2O5, P, H3PO4, Al PO4.

Эти элементы переходят от одного класса соединений к другому, как бы по наследству.

Запишите определение в тетрадь.

Генетическая связь – это связь между веществами разных классов, образованных одним химическим элементом, связанных взаимопревращениями и отражающая единство их происхождения. Слайд 13

Генетический ряд – это ряд веществ, разных классов соединений, содержащий в своем составе один и тот же химический элемент.

Итак, генетический ряд начинаем с простого вещества и постепенно усложняем состав:

Задание
Осуществите цепочки превращений:

Ca ------- CaO ----- Ca(OH)2 --------- CaSO4;

Проблемный вопрос

Можно ли составить обратный генетический ряд? Как вы думаете, с какого класса веществ можно начать? Например, возьмем соль CuSO4 и практически осуществим цепочку превращений.

Вывод: Составление генетического ряда можно начинать с любого класса неорганического соединения.

Закрепление

Осуществить цепочку превращений:

P ------ P2O5 --------- H3PO4 ------ Al PO4.

Подведение итогов

Что сегодня вы узнали и чему научились на уроке?

Существует взаимосвязь между классами неорганических соединений.

Металлы и неметаллы образуют соответствующие генетические ряды (ряд Ме, ряд неМе).

3. Обобщили знания об основных классах неорганических соединений..

Сегодня на уроке я смог……

Домашнее задание- подготовиться к контрольной работе и

Mg MgO M g(OH)2 MgSO4

Al AL2O3 AL(OH)3 ALCL3

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный урок, урок закрепления знаний с применением тренировочных упражнений.

Вид урока: обобщающий.

Конспект урока по химии в 8 классе по теме:

Образовательная: опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла; закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам.

Развивающая: развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Воспитательная:способствовать созданию условий для формирования умений работать в коллективе; воспитать взаимопомощь, положительное

отношение к изучению химии, культуру умственного труда, ответственность за результаты своей работы.

Образовательные: закрепить на практике знания о классах неорганических соединений, умения записывать и решать генетическую задачу между классами неорганических соединений.

Развивающие: продолжить формирование навыков химического эксперимента.

Воспитательные: продолжить формировать умение работать в группах, помогать друг другу, а также культуру поведения на уроках.

Методы и методические приёмы: наглядный, практический, исследовательский, проблемно-поисковый, словесный.

Тип урока: комбинированный урок, урок закрепления знаний с применением тренировочных упражнений.

Вид урока: обобщающий.

Химическое оборудование и реактивы:

оксид меди, серная кислота, карбонат натрия (твердый), раствор гидроксида натрия;

Планируемые результаты:

Знать определения и классификацию неорганических веществ.

Уметь классифицировать неорганические веществапо составу и свойствам; составлять генетические ряды металла и неметалла;

иллюстрировать уравнениями химических реакций генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

Познавательные умения: систематизировать и классифицировать информацию из письменных и устных источников.

Деятельностные умения: осуществлять рефлексию своей деятельности, действовать по алгоритму, уметь самому составлять алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации; понимать язык схем.

Коммуникативные умения: строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта и результата.

1.Организационный момент.

2. Тема урока.

Добрый день ребята! Посмотрите в окошко какой прекрасный день! Я рада поработать с вами. Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь, посмотрели на меня. Начинаем наш урок. Он называется:

1.Какие классы веществ вы знаете?

2.Что такое оксиды?

3. Что такое основания?

4. Что такое кислоты?

5. Что такое соли? Молодцы.

Продолжаем свою работу.

Первый этап нашего урока состоит из нескольких заданий.

Наше первое задание. К какому классу соединений относятся вещества, дать им названия

Какое из этих веществ лишнее и почему?

Задание 4: Составить уравнения химических реакций, о которых говориться в сказках.

Закончили работу, положили ручки, встали.

4. Физкультминутка

А сейчас мы отдохнём. Если я называю формулу основного оксида – Наклоняем голову влево; Кислотного – вправо; Кислоты – вперед; Основания – назад; Формулу соли – вращаем головой. CuO, N 2O5, Вспомним классы мы опять. H 2S и KOH, Лучше думай, мозг ты наш. NaCl и KBr, Голова идет кругом. Взгляд налево, взгляд направо, Ведь разминка – не забава, Покачали головой, И усталость с нас долой.

Провожу химический диктант (один ученик записывает формулы веществ на обратной стороне доски, остальные – в тетрадях).

Проверяем правильность написания химических формул

Задание: выбрать формулы тех веществ, которые можно распределить в 2 группы; по какому признаку вы производили отбор?

На уроке - исследования выбираю групповую форму обучения.

В структуре урока – исследования выделяю несколько этапов:

  1. Используют в производстве спичек.
  2. Просто вещество – неметалл, имеет жёлтый цвет.
  3. По латыни Sulfur.
  1. Этот элемент имеет наивысшую электрическую проводимость.
  2. Простое вещество – металл белого цвета.
  3. По латыни Argentum.

На доске прикрепляем таблички со знаками угаданных химических элементов.

  1. Определённый вид атомов. (Химический элемент).
  2. Химическое явление. (Реакция).
  3. Название типа реакций, при которых из двух веществ получается лишь одно вещество. (Соединение).
  4. Все ли вещества состоят из молекул? (Нет).
  5. Растворимые в воде основания. (Щёлочи).
  6. Чему равен молярный объём газов при нормальных условиях? (22,4 л/моль).
  7. Название типа реакции, при которой из одного вещества получаются два или несколько новых веществ. (Разложение).
  8. Число Авогадро. (6.02 * 10 23 частиц в одном моле вещества).
  • Постановка учебных целей.

Провожу химический диктант (один ученик записывает формулы веществ на обратной стороне доски, остальные – в тетрадях).

Проверяем правильность написания химических формул.

Задания группам: Распределить данные вещества по классам.

Показать опыт: распознавание углекислого газа при помощи известковой воды (учащиеся записывают уравнение данной реакции в тетрадях).

Задание для всего класса:

1. Из веществ, формулы которых были предложены на химическом диктанте, выберите те, которые можно объединить в две группы (варианты будут различные). Остановимся на том варианте, где учащиеся увидят формулы веществ, содержащих один и тот же элемент.

2. Попробуйте распределить их в два ряда по усложнению состава, начиная с простого вещества. Получили две цепи:


Учитель: в каждой цепи есть общее - это химические элементы - Ca и C, они переходят от одного вещества к другому (как бы по наследству).

Задание для групп:

Исходя из двух составленных цепей: кальция и углерода, используя обозначения Ме) и неМе , 1 и 3 группы составьте опорный конспект в виде блока для Ме, а 2 и 4 группы – для неМе. Составьте суждение, оформите на большом листе.


Получаем:

Суждение. Между основными классами неорганических соединений существует родственная (генетическая взаимосвязь).

Творческое задание №1.

(Работа в группах).

Творческое задание №2.

(Фронтальная работа с классом).

4. Составляем уравнения реакций для данных цепей, определяем типы реакций, называем вещества, определяем классы неорганических соединений.

Творческое задание №3..

(Работа в группах).


Определите каждое вещество в цепи, если известно, что А – газ, который поддерживает горение, В – металл красно – розового цвета, при взаимодействии с веществом А образует вещество чёрного цвета, которое при взаимодействии с лёгким газом образует вещество В.(Обсуждаем). Составьте уравнения реакций для данной цепи, определите тип реакций и назовите все вещества.

Читайте также: