Работа с информационными источниками конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
В ходе урока дети исследуют и анализируют литературное произведение и объекты окружающей среды.
План-конспект урока
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Вид урока: урок-исследование.
Образовательные:
- формирование информационной культуры;
-формирование понятий: информация, источники информации;
- закрепление понятий: органы чувств, виды информации (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая);
- актуализация сведений из личного опыта;
- совершенствование умения анализировать;
Развивающие:
- развитие умения наблюдать, концентрации внимания;
- развитие любознательности и склонности к исследованию;
- формирование элементарных навыков исследовательской деятельности;
- развитие логического мышления, умения анализировать;
Воспитательные:
- формирование коммуникативных навыков при работе в группах;
- формировать основные мировоззренческие идеи, нравственные, эстетические взгляды;
- сформировать бережное отношение к объектам живой природы;
- повысить интерес к изучению живой природы.
Оснащенность урока: учебники, тетради на печатной основе, работающий компьютер с колонками для прослушивания звуковых файлов, мультимедиа-презентация по теме урока, план-конспект урока.
Этапы урока
Этапы урока
Материал ведения урока
Деятельность учащихся
УУД на этапах урока
Учитель приветствует детей, эмоционально настраивает их на урок.
Дети встают у своих мест, приветствуют учителя, рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
Эмоциональный настрой на урок.
Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации.
Повторение темы прошлого урока. Проверка домашней работы.
Учитель беседует с учениками:
- Вспомните название §2.
- Перечислите органы чувств.
- Перечислите виды информации.
Проводит проверку №3 - №5 в тетради.
Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя,
исправляют ошибки в домашней работе зеленой ручкой.
Личностные УУД:
- развитие рефлексивных умений;
- формирование навыков самоорганизации.
Формулирование целей урока
Слова учителя:
- Как вы думаете, от кого или чего человек получает информацию? Много ли таких объектов вокруг нас? Как они называются?
Учитель показывает слайд с названием темы урока.
- Хотите ли вы найти источники информации рядом с собой?
- Бывают ли такие объекты в сказках?
Формулируют цель данного урока:
- понять, что такое источники информации;
- научиться анализировать объекты, воспринимаемые с помощью органов чувств;
- определять и называть источники информации разных видов;
- проанализировать литературное произведение с целью найти в нём источники информации.
Регулятивные УУД:
- умение ставить учебную задачу.
Знакомство с новым материалом (слайды 2 – 8)
- использую презентацию, организует беседу, побуждающую учеников анализировать предлагаемые им источники информации, с целью выявления получаемых видов информации.
- Слушают и понимают;
- запоминают новые термины и их определения;
- анализируют виды получаемой информации от таких источников как соловей и вода;
- анализируют, кто может быть источником информации;
- формулируют вывод и запоминают его.
Познавательные УУД:
- умение обрабатывать информацию,
- развитие навыков исследования;
Регулятивные УУД:
-умение взвешено принимать решение, рефлексия;
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других.
Исследовательская деятельность (слайды 9 – 13)
От кого или чего главные герои произведения получали информацию? Перечислите их в той последовательности, в которой они упоминаются в книге.
- анализируют литературный материал;
- беседуют с учителем и учениками, приводят доказательства своего мнения.
Познавательные УУД:
- умение обрабатывать информацию,
- развитие навыков исследования;
Регулятивные УУД:
-умение взвешено принимать решение, рефлексия;
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других.
Запись домашнего задания.
- Выполнить в тетради на печатной основе №1- №4 к §3.
- Подумать и записать в тетрадь, в какой сказке вы встречали источники информации и перечислить их.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок 3. Источники информации
Образовательные цели (предметные):
сформировать у учащихся представление о том, что такое источник информации;
подвести учащихся к выводу о том, что источником информации может быть любой предмет;
научить учащихся определять и называть источники информации разных видов;
подвести учащихся к выводу о многообразии видов информации, получаемой человеком из одного источника;
подвести учащихся к выводу о том, что информация от источника может означать разное для разных людей;
подвести учащихся к выводу о значении в жизни человека возможности получать об объекте информацию из разных источников;
научить учащихся анализировать информационные явления и ситуации с точки зрения многообразия источников информации о них;
научить учащихся использовать в речи термины, обозначающие источники информации различных видов;
продолжить формирование навыков работы с мышью и клавиатурой.
Воспитательные цели (личностные качества):
развивать умения оценивать информацию из разных источников, исходя из социальных и личностных ценностей;
формировать у учащихся адекватную оценку их умений работать с источниками информации;
развивать умения определять ценности информационной задачи для себя (интересно или неинтересно);
развивать умения осознавать цель работы с информационным источником (ожидаемый результат);
оценивать информацию, полученную из источника, которая уже усвоена и которая еще подлежит усвоению;
развивать способность к волевому усилию по преодолению препятствий в работе с информационными источниками;
учиться сотрудничать при совместной работе с источниками информации.
Развивающие цели (УУД):
развивать умения делать выводы на основании эмпирических фактов и данных из литературных, исторических, мультимедийных источников;
развивать умения анализировать и оценивать информацию, полученную из разных источников, в том числе полученную с помощью средств ИКТ;
развивать умения непосредственного наблюдения, умение рассматривать объект, в качестве источника информации о его свойствах;
развивать умения выполнять логические операции в процессе решения информационных задач: анализ/синтез, обобщение, классификацию для выделения существенного, соотнесения изображения и слова, исключения лишнего, установления соответствия;
развивать умения работать с цифровыми образовательными ресурсами;
развивать умения устанавливать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.
Результат урока
Ученик будет: знать /понимать:
что такое источник информации;
что источником информации может быть любой предмет;
многообразие видов информации, получаемых из одного источника;
значение в жизни человека возможности получать об объекте одновременно информацию из разных источников; уметь:
определять и называть источники информации разных видов;
анализировать информационные явления и ситуации с точки зрения многообразия источников информации о них;
использовать в речи термины, обозначающие источники информации различных видов;
работать с мышью и клавиатурой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
непосредственного наблюдения за объектом как источником информации о его свойствах;
добывания нужной информации из источника, из разных источников;
адекватного выбора источника информации для решения практической задачи;
анализа и оценки информации, полученной из разных источников, в том числе полученной с помощью средств ИКТ;
решения задач, основанных на анализе эмпирических фактов и данных из литературных, исторических, мультимедийных источников;
иметь возможность научиться:
оценивать информацию из разных источников, исходя из социальных и личностных ценностей;
адекватно оценивать свои умения работать с источниками информации;
определять ценности информационной задачи для себя (интересно или неинтересно);
осознавать цель работы с информационным источником (ожидаемый результат);
оценивать информацию, полученную из источника, которая уже усвоена и которая еще подлежит усвоению;
развивать способность к волевому усилию по преодолению препятствий в работе с информационными источниками;
уметь сотрудничать при совместной работе и источниками информации.
Ключевые понятия: источники информации, источник зрительной информации, источник звуковой информации.
Тип урока: комбинированный.
Дополнительные формы работы по теме урока:
а) сортировка различных информационных источников (летописи, сказки, повести, статьи, изображения, реклама, звукозаписи и т. п.) по признаку их достоверности/недостоверности;
б) интервью с родителями (бабушками/дедушками) о событиях прошлого;
в) посещение исторических, краеведческих музеев;
г) приобретение навыков работы с различными мультимедийными источниками;
д) исследование: на основе анализа материалов детских электронных энциклопедий (о Древнем Риме, Древнем Египте, Древней Греции) ответить на вопрос, из каких древних и современных источников мы можем узнать, как жили люди в далекой древности.
Обеспечение урока:
Демонстрационный П (или мультимедиа проектор и экран).
ЭРТ для 2 класса.
I. Организационный момент.
II . Введение в тему урока.
III . Постановка цели урока.
IV . Усвоение нового теоретического учебного материала.
V . Развитие учебно-информационных умений/применение предметных умений.
VI . Динамическая пауза (физкультминутка).
VII . Компьютерный практикум.
VIII . Подведение итога урока, рефлексия, контроль.
IX. Домашнее задание.
Организационный момент
II - III. Введение в тему урока. Постановка цели урока
Учитель говорит о том, что на этом уроке будет продолжено изучение вопросов о взаимодействии человека с миром информации. Для актуализации знаний и умений, полученных на предыдущем уроке, учитель предлагает продолжить (закончить) фразы.
С помощью глаз человек воспринимает . информацию.(Зрительную.)
С помощью органов слуха человек воспринимает . (Звуковую информацию.)
С помощью носа человек воспринимает . (Обонятель ную информацию.)
С помощью языка человек воспринимает . (Вкусовую информацию.)
С помощью кожи человек воспринимает . (Тактильную информацию.)
Расскажите о том, как информация, полученная от органов чувств, помогает вам принимать решения, осуществлять выбор.
Расскажите о том, как информация, полученная от органов чувств, помогает вам правильно себя вести среди людей.
Дети приводят примеры, отвечают, опираясь на один из примеров домашнего задания: № 9 к § 2.
IV. Усвоение нового теоретического учебного материала
Природа — неиссякаемый источник информации.
Восход солнца — источник информации о том, что . (наступил день). Это источник зрительной информации.
Крик петуха — источник информации о том, что . (на ступил день). Это источник звуковой информации.
— Слышны раскаты грома, видна молния. Источник информации — природа. Смысл — предупреждение о близкой грозе.
Учитель подводит учащихся к выводу о том, что возможность человека получать об объекте информацию из разных источников позволяет сделать независимые выводы и более эффективно решить стоящую перед ним проблему, избежать опасности.
— Хлеб — источник зрительной, вкусовой, осязательной, звуковой информации.
Учитель подводит учащихся к выводу о том, что из одного источника человек может получить много видов информации.
— Давайте подумаем, как же человек передает другим людям информацию. Например, как он может пригласить друзей на день рождения.
может передать сведения лично в процессе беседы, может использовать технические средства: телефон, компьютер, аудио- или видеозапись.
— Информацию можно получить из разных источников (летописи, сказки, повести, статьи, изображения, реклама, звукозаписи и т. п.). У каждого из них есть автор. Информация в них может быть субъективна: отражать только точку зрения автора. А может содержать и разные точки зрения на ту или иную проблему.
Могут ли животные, птицы, насекомые быть источниками информации? (Да.)
Приведите примеры источников информации.
Учитель подводит детей к выводам:
любой предмет (человек, природа, животные, растения, технические устройства) может быть источником информации о себе или о чем-то.
Игра (на усмотрение учителя)
Школьники делятся на 3-4 команды.
Команда, отгадавшая первой, получает 2 очка.
6. Очки регистрируются на экране или на доске. Затем под-считывается количество очков и определяется команда-победитель.
V. Развитие учебно-информационных умений/ применение предметных умений
На уроке может быть организована командная работа учащихся с разными источниками информации, в том числе и мультимедийными, в результате которой дети находят ответы на поставленные вопросы или решают познавательную задачу. Представляют результат с иллюстрациями из мультимедийных источников.
Выполняются задания в рабочей тетради. Дети обмениваются рассуждениями по ходу решения, осуществляют взаимопроверку и оценку работ друг друга (команд).
3.Формалиста, Форма кроны
4.Цвет листьев на деревьях, Гром и молния, Дата в календаре
5. РАДИО ТЕРМОМЕТР ЧЕЛОВЕК
VI. Динамическая пауза (физкультминутка, с. 351)
VII. Компьютерный практикум
Вопросы для обсуждения:
Может ли компьютер быть источником информации?
Источником информации каких видов может быть компьютер?
Возможна работа с мультимедийными источниками. Учитель осуществляет индивидуальную помощь, отмечая степень самостоятельности учащихся. Можно для оказания помощи привлекать учащихся, которые быстрее других справились с заданием.
Выполняются задания к параграфу из разделов ПОНИМАТЬ и ЗНАТЬ ЭРТ.
Выполняется практическое задание из раздела УМЕТЬ ЭРТ.
VIII. Подведение итога урока, рефлексия, контроль
Учитель приглашает детей подумать и назвать главное, что они узнали и чему научились на уроке:
— Мы знаем, что такое источник информации.
Мы знаем, что источником информации для человека может быть любой объект.
Мы научились определять и называть источники информации разных видов.
Учитель предлагает детям прокомментировать свои достижения в работе с разными источниками информации на уроке, рассказать о своих успехах и оценить их.
Описание разработки
Цель: Формирование у обучающихся первичных поведенческих навыков общения с компьютером.
Задачи:
- Сформировать у обучающихся первичные поведенческие навыки общения с компьютером.
- Формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности.
- Формирование у учащихся навыков логического мышления;
- Развивать творческие способности учащихся;
- Развитие у учащихся умения анализировать и делать выводы;
- Развитие у обучающихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности;
- Развитие первых навыков целенаправленной работы с информацией и общения с компьютером;
- Развитие универсальных учебных действий.
Ход урока
I. Орг. момент
1) Прозвенел звонок!
Будем мы рассуждать
И друг другу помогать.
2) Постановка цели и задач урока.
3) Вступительная беседа учителя
- Поднимите руки у кого есть дома компьютер или ноутбук. (Руки подняли все!).
- Давайте вместе сделаем вывод. Для чего в нашей жизни нужен компьютер? (Ответы детей: Он помогает общаться с другими людьми, узнавать что-то новое, помогает учиться школьникам, развлекает).
- Другими словами: компьютер и учебник по информатике нам будут давать определённые знания из окружающего мира.
II. Основная часть урока.
Продолжается знакомство с учебником. В конце беседы учитель предлагает обратить внимание на значки – помощники и сообщает, что такие значки будут встречаться в нашем учебнике. (Условные обозначения).
- Посмотрев, на эти значки мы уже получили новые знания. Как по-другому назовём эти знания. (Ответы детей: Новые слова, сведения, информация)
- Молодцы. Правильно говорите. Давайте посмотрим первое задание учебника.
Задание 1. Прочитайте первое предложение.
- Выскажите своё мнение. (Ответы детей: От слова информация)
- Читаем дальше учебник.
- Как можно получить информацию? Приведите примеры информации, которую ты получаешь в школе, на улице, в лесу. (Ответы детей).
- Посмотрим на следующий слайд Слайд № 3
(Ответы учащихся: глаза видят, уши слышат, кожей чувствуем)
- Мы получаем информацию с помощью органов чувств. Слайд №4
Рассматривание слайдов презентации.
Слайды №5, 6 зрительная информация
Слайд №7 обонятельная информация
Слайды №8, 9 вкусовая информация
Слайд №10 звуковая информация
Слайд №11 тактильная информация
Г) Работа с учебником.
- Наши органы чувств являются приёмниками информации. Получив информацию мы начинаем её обдумывать и принимаем решение как поступить, что ответить.
- Посмотрите на значок в учебнике
- Мы сейчас поиграем, используя различные источники и приёмники информации.
III. Игровая пауза
- Определить кто зовёт. (используем слух)
- Мимикой показать настроение. (используем глаза)
- Жестами показать животное. (используем глаза)
- Определить в мешке предмет. (тактильные ощущения)
- С закрытыми глазами на вкус, запах определить предмет (вкусовые и обонятельные ощущения)
Данный конспект поможет учителям русского и родного русского языка провести урок по русскому родному языку по теме "Информация. Источники информации" в 8 классе.
РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА РУССКОГО (РОДНОГО) ЯЗЫКА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8Г КЛАССА
Автор-разработчик:
Советского района города Казани
Тип урока: открытие нового знания.
- Развивать умение формулировать определение термина информация;
- Уметь находить информацию из разных источников;
- Развивать умение найти информацию в любых источниках, а также создавать проекты и буклеты по данной теме;
- Способствовать формированию и воспитанию аккуратности письма и внимания.
Планируемые результаты:
Развитие логического мышления;
Воспитание качеств учащихся, обеспечивающих социальную мобильность.
Учащиеся должны знать:
Что такое информация;
Какие источники информации знают учащиеся;
Для чего необходимо искать информацию в разных источниках.
Учащиеся должны уметь:
1.Рассказать об информации;
2. Доказать, что информация- один из главных источников знаний;
3. Находить информацию в разных источниках и уметь применять их при создании проектов.
Метапредметные:
Формировать интеллектуальную деятельность;
Выработка умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;
Ресурсы урока:
1. Александрова О.М и др. Русский родной язык. 8 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2019.
2. мультимедийное оборудование.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.
Организационный момент
Учитель: Давайте поприветствуем друг друга
-Доброе утро солнцу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым, и доброе утро длится до вечера!
1.Этап мотивации
Учитель: Ребята, сегодня мы изучим новую тема, которая поможет вам в дальнейшем пополнить ваши знания
2.Формулирование темы и цели урока
Учитель: Ребята, прочитайте на слайде слово и попробуйте угадать тему нашего урока.
ЯИЦАМРОФНИ (информация).
Какие цели вы перед собой поставите? (вспомним _____, узнаем ______, научимся _____)
3.Этап актуализации знаний
Учитель: Как вы считаете: для чего нам нужна информация? (Информация необходима для того, чтобы пополнить наши знания. Подготовиться к выступлению или написать реферат и т.д.).
Самостоятельное наблюдение (§10, с.79-80 – Дети читают текст без слов).
Беседа по вопросам:
- Как вы думаете: откуда мы черпаем информацию? (книги, энциклопедии, интернет-ресурсы, газеты-журналы, платы, буклеты, брошюры и т.д.).
Учитель: Сегодня некоторые ребята принесли примеры источников, которые мы можем с вами использовать. (Адель, Арслан показывают буклеты, ребята журнал, газету, плакаты, таблицы, информационный лист и т.д.). Поработаем с этими источниками. (Анализируем все источники информации).
-В каких направлениях и сферах мы пользуемся полученной информацией?
- Давайте проанализируем все источники информации?
4.Этап организации познавательной деятельности.
А) Тренировочные упражнения по учебнику.
(поиск новых знаний в разных источниках)
- Открываем учебник, энциклопедию, газету, журнал, информационный листы, билет, таблицу, схему, фотографии. Изучим информацию.
Читайте также: