Работа с информационными источниками конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

В ходе урока дети исследуют и анализируют литературное произведение и объекты окружающей среды.

План-конспект урока

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Образовательные:

- формирование информационной культуры;

-формирование понятий: информация, источники информации;

- закрепление понятий: органы чувств, виды информации (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая);

- актуализация сведений из личного опыта;

- совершенствование умения анализировать;

Развивающие:

- развитие умения наблюдать, концентрации внимания;

- развитие любознательности и склонности к исследованию;

- формирование элементарных навыков исследовательской деятельности;

- развитие логического мышления, умения анализировать;

Воспитательные:

- формирование коммуникативных навыков при работе в группах;

- формировать основные мировоззренческие идеи, нравственные, эстетические взгляды;

- сформировать бережное отношение к объектам живой природы;

- повысить интерес к изучению живой природы.

Оснащенность урока: учебники, тетради на печатной основе, работающий компьютер с колонками для прослушивания звуковых файлов, мультимедиа-презентация по теме урока, план-конспект урока.

Этапы урока

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

Учитель приветствует детей, эмоционально настраивает их на урок.

Дети встают у своих мест, приветствуют учителя, рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Эмоциональный настрой на урок.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации.

Повторение темы прошлого урока. Проверка домашней работы.

Учитель беседует с учениками:

- Вспомните название §2.

- Перечислите органы чувств.

- Перечислите виды информации.

Проводит проверку №3 - №5 в тетради.

Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя,
исправляют ошибки в домашней работе зеленой ручкой.

Личностные УУД:

- развитие рефлексивных умений;

- формирование навыков самоорганизации.

Формулирование целей урока

Слова учителя:
- Как вы думаете, от кого или чего человек получает информацию? Много ли таких объектов вокруг нас? Как они называются?

Учитель показывает слайд с названием темы урока.

- Хотите ли вы найти источники информации рядом с собой?
- Бывают ли такие объекты в сказках?

Формулируют цель данного урока:

- понять, что такое источники информации;

- научиться анализировать объекты, воспринимаемые с помощью органов чувств;

- определять и называть источники информации разных видов;

- проанализировать литературное произведение с целью найти в нём источники информации.

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу.

Знакомство с новым материалом (слайды 2 – 8)

- использую презентацию, организует беседу, побуждающую учеников анализировать предлагаемые им источники информации, с целью выявления получаемых видов информации.

- Слушают и понимают;

- запоминают новые термины и их определения;

- анализируют виды получаемой информации от таких источников как соловей и вода;

- анализируют, кто может быть источником информации;

- формулируют вывод и запоминают его.

Познавательные УУД:

- умение обрабатывать информацию,

- развитие навыков исследования;

Регулятивные УУД:

-умение взвешено принимать решение, рефлексия;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других.

Исследовательская деятельность (слайды 9 – 13)

От кого или чего главные герои произведения получали информацию? Перечислите их в той последовательности, в которой они упоминаются в книге.

- анализируют литературный материал;

- беседуют с учителем и учениками, приводят доказательства своего мнения.

Познавательные УУД:

- умение обрабатывать информацию,

- развитие навыков исследования;

Регулятивные УУД:

-умение взвешено принимать решение, рефлексия;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других.

Запись домашнего задания.

- Выполнить в тетради на печатной основе №1- №4 к §3.

- Подумать и записать в тетрадь, в какой сказке вы встречали источники информации и перечислить их.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 3. Источники информации

Образовательные цели (предметные):

сформировать у учащихся представление о том, что такое источник информации;

подвести учащихся к выводу о том, что источником информации может быть любой предмет;

научить учащихся определять и называть источники информации разных видов;

подвести учащихся к выводу о многообразии видов информации, получаемой человеком из одного источника;

подвести учащихся к выводу о том, что информация от источника может означать разное для разных людей;

подвести учащихся к выводу о значении в жизни человека возможности получать об объекте информацию из разных источников;

научить учащихся анализировать информационные явления и ситуации с точки зрения многообразия источников информации о них;

научить учащихся использовать в речи термины, обозначающие источники информации различных видов;

продолжить формирование навыков работы с мышью и клавиатурой.

Воспитательные цели (личностные качества):

развивать умения оценивать информацию из разных источников, исходя из социальных и личностных ценностей;

формировать у учащихся адекватную оценку их умений работать с источниками информации;

развивать умения определять ценности информационной задачи для себя (интересно или неинтересно);

развивать умения осознавать цель работы с информационным источником (ожидаемый результат);

оценивать информацию, полученную из источника, которая уже усвоена и которая еще подлежит усвоению;

развивать способность к волевому усилию по преодолению препятствий в работе с информационными источниками;

учиться сотрудничать при совместной работе с источниками информации.

Развивающие цели (УУД):

развивать умения делать выводы на основании эмпирических фактов и данных из литературных, исторических, мультимедийных источников;

развивать умения анализировать и оценивать информацию, полученную из разных источников, в том числе полученную с помощью средств ИКТ;

развивать умения непосредственного наблюдения, умение рассматривать объект, в качестве источника информации о его свойствах;

развивать умения выполнять логические операции в процессе решения информационных задач: анализ/синтез, обобщение, классификацию для выделения существенного, соотнесения изображения и слова, исключения лишнего, установления соответствия;

развивать умения работать с цифровыми образовательными ресурсами;

развивать умения устанавливать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.

Результат урока

Ученик будет: знать /понимать:

что такое источник информации;

что источником информации может быть любой предмет;

многообразие видов информации, получаемых из одного источника;

значение в жизни человека возможности получать об объекте одновременно информацию из разных источников; уметь:

определять и называть источники информации разных видов;

анализировать информационные явления и ситуации с точки зрения многообразия источников информации о них;

использовать в речи термины, обозначающие источники информации различных видов;

работать с мышью и клавиатурой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

непосредственного наблюдения за объектом как источником информации о его свойствах;

добывания нужной информации из источника, из разных источников;

адекватного выбора источника информации для решения практической задачи;

анализа и оценки информации, полученной из разных источников, в том числе полученной с помощью средств ИКТ;

решения задач, основанных на анализе эмпирических фактов и данных из литературных, исторических, мультимедийных источников;

иметь возможность научиться:

оценивать информацию из разных источников, исходя из социальных и личностных ценностей;

адекватно оценивать свои умения работать с источниками информации;

определять ценности информационной задачи для себя (интересно или неинтересно);

осознавать цель работы с информационным источником (ожидаемый результат);

оценивать информацию, полученную из источника, которая уже усвоена и которая еще подлежит усвоению;

развивать способность к волевому усилию по преодолению препятствий в работе с информационными источниками;

уметь сотрудничать при совместной работе и источниками информации.

Ключевые понятия: источники информации, источник зрительной информации, источник звуковой информации.

Тип урока: комбинированный.

Дополнительные формы работы по теме урока:

а) сортировка различных информационных источников (летописи, сказки, повести, статьи, изображения, реклама, звукозаписи и т. п.) по признаку их достоверности/недостоверности;

б) интервью с родителями (бабушками/дедушками) о событиях прошлого;

в) посещение исторических, краеведческих музеев;

г) приобретение навыков работы с различными мультимедийными источниками;

д) исследование: на основе анализа материалов детских электронных энциклопедий (о Древнем Риме, Древнем Египте, Древней Греции) ответить на вопрос, из каких древних и современных источников мы можем узнать, как жили люди в далекой древности.

Обеспечение урока:

Демонстрационный П (или мультимедиа проектор и экран).

ЭРТ для 2 класса.

I. Организационный момент.

II . Введение в тему урока.

III . Постановка цели урока.

IV . Усвоение нового теоретического учебного материала.

V . Развитие учебно-информационных умений/применение предметных умений.

VI . Динамическая пауза (физкультминутка).

VII . Компьютерный практикум.

VIII . Подведение итога урока, рефлексия, контроль.

IX. Домашнее задание.

Организационный момент

II - III. Введение в тему урока. Постановка цели урока

Учитель говорит о том, что на этом уроке будет продолжено изучение вопросов о взаимодействии человека с миром информации. Для актуализации знаний и умений, полученных на предыдущем уроке, учитель предлагает продолжить (закончить) фразы.

С помощью глаз человек воспринимает . информацию.(Зрительную.)

С помощью органов слуха человек воспринимает . (Звуковую информацию.)

С помощью носа человек воспринимает . (Обонятель ную информацию.)

С помощью языка человек воспринимает . (Вкусовую информацию.)

С помощью кожи человек воспринимает . (Тактильную информацию.)

Расскажите о том, как информация, полученная от органов чувств, помогает вам принимать решения, осуществлять выбор.

Расскажите о том, как информация, полученная от органов чувств, помогает вам правильно себя вести среди людей.

Дети приводят примеры, отвечают, опираясь на один из примеров домашнего задания: № 9 к § 2.

IV. Усвоение нового теоретического учебного материала

Природа — неиссякаемый источник информации.

Восход солнца — источник информации о том, что . (наступил день). Это источник зрительной информации.

Крик петуха — источник информации о том, что . (на ступил день). Это источник звуковой информации.

— Слышны раскаты грома, видна молния. Источник информации — природа. Смысл — предупреждение о близкой грозе.

Учитель подводит учащихся к выводу о том, что возможность человека получать об объекте информацию из разных источников позволяет сделать независимые выводы и более эффективно решить стоящую перед ним проблему, избежать опасности.

— Хлеб — источник зрительной, вкусовой, осязательной, звуковой информации.

Учитель подводит учащихся к выводу о том, что из одного источника человек может получить много видов информации.

— Давайте подумаем, как же человек передает другим людям информацию. Например, как он может пригласить друзей на день рождения.

может передать сведения лично в процессе беседы, может использовать технические средства: телефон, компьютер, аудио- или видеозапись.

— Информацию можно получить из разных источников (летописи, сказки, повести, статьи, изображения, реклама, звукозаписи и т. п.). У каждого из них есть автор. Информация в них может быть субъективна: отражать только точку зрения автора. А может содержать и разные точки зрения на ту или иную проблему.

Могут ли животные, птицы, насекомые быть источниками информации? (Да.)

Приведите примеры источников информации.

Учитель подводит детей к выводам:

любой предмет (человек, природа, животные, растения, технические устройства) может быть источником информации о себе или о чем-то.

Игра (на усмотрение учителя)

Школьники делятся на 3-4 команды.

Команда, отгадавшая первой, получает 2 очка.

6. Очки регистрируются на экране или на доске. Затем под-считывается количество очков и определяется команда-победитель.

V. Развитие учебно-информационных умений/ применение предметных умений

На уроке может быть организована командная работа учащихся с разными источниками информации, в том числе и мультимедийными, в результате которой дети находят ответы на поставленные вопросы или решают познавательную задачу. Представляют результат с иллюстрациями из мультимедийных источников.

hello_html_md6480e.jpg

Выполняются задания в рабочей тетради. Дети обмениваются рассуждениями по ходу решения, осуществляют взаимопроверку и оценку работ друг друга (команд).

3.Формалиста, Форма кроны

4.Цвет листьев на деревьях, Гром и молния, Дата в календаре

5. РАДИО ТЕРМОМЕТР ЧЕЛОВЕК

hello_html_m50753dcf.jpg

VI. Динамическая пауза (физкультминутка, с. 351)

VII. Компьютерный практикум

Вопросы для обсуждения:

Может ли компьютер быть источником информации?

Источником информации каких видов может быть компьютер?

Возможна работа с мультимедийными источниками. Учитель осуществляет индивидуальную помощь, отмечая степень самостоятельности учащихся. Можно для оказания помощи привлекать учащихся, которые быстрее других справились с заданием.

Выполняются задания к параграфу из разделов ПОНИМАТЬ и ЗНАТЬ ЭРТ.

Выполняется практическое задание из раздела УМЕТЬ ЭРТ.

VIII. Подведение итога урока, рефлексия, контроль

Учитель приглашает детей подумать и назвать главное, что они узнали и чему научились на уроке:

— Мы знаем, что такое источник информации.

Мы знаем, что источником информации для человека может быть любой объект.

Мы научились определять и называть источники информации разных видов.

Учитель предлагает детям прокомментировать свои достижения в работе с разными источниками информации на уроке, рассказать о своих успехах и оценить их.


Описание разработки

Цель: Формирование у обучающихся первичных поведенческих навыков общения с компьютером.

Задачи:

- Сформировать у обучающихся первичные поведенческие навыки общения с компьютером.

- Формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности.

- Формирование у учащихся навыков логического мышления;

- Развивать творческие способности учащихся;

- Развитие у учащихся умения анализировать и делать выводы;

- Развитие у обучающихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности;

- Развитие первых навыков целенаправленной работы с информацией и общения с компьютером;

- Развитие универсальных учебных действий.

Ход урока

I. Орг. момент

1) Прозвенел звонок!

Будем мы рассуждать

И друг другу помогать.

2) Постановка цели и задач урока.

3) Вступительная беседа учителя

- Поднимите руки у кого есть дома компьютер или ноутбук. (Руки подняли все!).

- Давайте вместе сделаем вывод. Для чего в нашей жизни нужен компьютер? (Ответы детей: Он помогает общаться с другими людьми, узнавать что-то новое, помогает учиться школьникам, развлекает).

- Другими словами: компьютер и учебник по информатике нам будут давать определённые знания из окружающего мира.

II. Основная часть урока.

Продолжается знакомство с учебником. В конце беседы учитель предлагает обратить внимание на значки – помощники и сообщает, что такие значки будут встречаться в нашем учебнике. (Условные обозначения).

- Посмотрев, на эти значки мы уже получили новые знания. Как по-другому назовём эти знания. (Ответы детей: Новые слова, сведения, информация)

- Молодцы. Правильно говорите. Давайте посмотрим первое задание учебника.

Задание 1. Прочитайте первое предложение.

- Выскажите своё мнение. (Ответы детей: От слова информация)

- Читаем дальше учебник.

- Как можно получить информацию? Приведите примеры информации, которую ты получаешь в школе, на улице, в лесу. (Ответы детей).

- Посмотрим на следующий слайд Слайд № 3

(Ответы учащихся: глаза видят, уши слышат, кожей чувствуем)

Материал по информатике на тему Информация, источники информации

- Мы получаем информацию с помощью органов чувств. Слайд №4

Рассматривание слайдов презентации.

Слайды №5, 6 зрительная информация

Слайд №7 обонятельная информация

Слайды №8, 9 вкусовая информация

Слайд №10 звуковая информация

Слайд №11 тактильная информация

Г) Работа с учебником.

- Наши органы чувств являются приёмниками информации. Получив информацию мы начинаем её обдумывать и принимаем решение как поступить, что ответить.

- Посмотрите на значок в учебнике

- Мы сейчас поиграем, используя различные источники и приёмники информации.

III. Игровая пауза

- Определить кто зовёт. (используем слух)

- Мимикой показать настроение. (используем глаза)

- Жестами показать животное. (используем глаза)

- Определить в мешке предмет. (тактильные ощущения)

- С закрытыми глазами на вкус, запах определить предмет (вкусовые и обонятельные ощущения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект поможет учителям русского и родного русского языка провести урок по русскому родному языку по теме "Информация. Источники информации" в 8 классе.

РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА РУССКОГО (РОДНОГО) ЯЗЫКА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8Г КЛАССА

Автор-разработчик:

Советского района города Казани

Тип урока: открытие нового знания.

- Развивать умение формулировать определение термина информация;

- Уметь находить информацию из разных источников;

- Развивать умение найти информацию в любых источниках, а также создавать проекты и буклеты по данной теме;

- Способствовать формированию и воспитанию аккуратности письма и внимания.

Планируемые результаты:

Развитие логического мышления;

Воспитание качеств учащихся, обеспечивающих социальную мобильность.

Учащиеся должны знать:

Что такое информация;

Какие источники информации знают учащиеся;

Для чего необходимо искать информацию в разных источниках.

Учащиеся должны уметь:

1.Рассказать об информации;

2. Доказать, что информация- один из главных источников знаний;

3. Находить информацию в разных источниках и уметь применять их при создании проектов.

Метапредметные:

Формировать интеллектуальную деятельность;

Выработка умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;

Ресурсы урока:

1. Александрова О.М и др. Русский родной язык. 8 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2019.

2. мультимедийное оборудование.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Организационный момент

Учитель: Давайте поприветствуем друг друга

-Доброе утро солнцу и птицам!

-Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым, и доброе утро длится до вечера!

1.Этап мотивации

Учитель: Ребята, сегодня мы изучим новую тема, которая поможет вам в дальнейшем пополнить ваши знания

2.Формулирование темы и цели урока

Учитель: Ребята, прочитайте на слайде слово и попробуйте угадать тему нашего урока.

ЯИЦАМРОФНИ (информация).

Какие цели вы перед собой поставите? (вспомним _____, узнаем ______, научимся _____)

3.Этап актуализации знаний

Учитель: Как вы считаете: для чего нам нужна информация? (Информация необходима для того, чтобы пополнить наши знания. Подготовиться к выступлению или написать реферат и т.д.).

Самостоятельное наблюдение (§10, с.79-80 – Дети читают текст без слов).

Беседа по вопросам:

- Как вы думаете: откуда мы черпаем информацию? (книги, энциклопедии, интернет-ресурсы, газеты-журналы, платы, буклеты, брошюры и т.д.).

Учитель: Сегодня некоторые ребята принесли примеры источников, которые мы можем с вами использовать. (Адель, Арслан показывают буклеты, ребята журнал, газету, плакаты, таблицы, информационный лист и т.д.). Поработаем с этими источниками. (Анализируем все источники информации).

-В каких направлениях и сферах мы пользуемся полученной информацией?

- Давайте проанализируем все источники информации?

4.Этап организации познавательной деятельности.

А) Тренировочные упражнения по учебнику.

(поиск новых знаний в разных источниках)

- Открываем учебник, энциклопедию, газету, журнал, информационный листы, билет, таблицу, схему, фотографии. Изучим информацию.

Читайте также: