Гац и ю проектная деятельность в области русского языка электронный ресурс конспект лекций

Обновлено: 03.07.2024

Современная жизнь поставила новые задачи перед образованием. Школа должна воспитывать предприимчивого, деятельного, мобильного человека, способного жить в современном мире и быть конкурентоспособным на рынке труда. Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребёнка. Информационная стадия развития общества, в которую мир вступил в последнее десятилетие XX века, требует постоянного поиска новых форм организации учебного процесса, которые позволили бы:

-обеспечить высокий уровень знаний выпускников, умение самостоятельно приобретать и применять
их на практике;

-развить каждого учащегося как творческую личность, способную определить цели и задачи своей деятельности, а также способы реализации своих замыслов;

-формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление;

-повысить мотивацию к совместной работе в группе, сотрудничеству;

-вовлечь каждого ученика в познавательный процесс;

-научить грамотно работать с информацией, обеспечивая свободный доступ к ней в школе.

Значительное обновление содержания образования направлено на то, чтобы привести его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны в целом. Одним из главных условий реализации поставленной задачи является введение государственного стандарта общего образования. В связи с этим в школьном образовании идет поиск новых методов работы.
В рамках нового федерального государственного образовательного стандарта реализуется системно-деятельностный подход. То есть каждый урок и каждое внеурочное мероприятие по предмету создают условия для развития ученика и учителя. Основная цель этого подхода – воспитание личности, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности. В последнее время в школьной практике стали все чаще использовать метод проектов.


Ценность метода проектов состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретенные ими знания для жизни. Формулы, термины и т.п. становятся не просто информацией для заучивания, а средством достижения поставленной цели.
Метод проектов в значительной мере может обогатить классно - урочную систему как один из способов организации самостоятельной работы учащихся.

В 1905 году в России педагог Т.С.Шацкий активно внедрял этот метод в практику преподавания. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем. Но в череде серьёзных дел нашлось место и для педагогики. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.

Было несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя во всей красе: - не было учителей способных работать с проектами;

- не было разработанной методики проектной деятельности;

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Учебный проект – это не жёстко сформулированное задание для учащихся, нацеленное на получение наглядно представляемого результата, полученного путём их самостоятельно-групповой творческой деятельности.

Учебный проект – это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем между собой, и результат деятельности как найдённый ими способ решения проблемы проекта

Метод проектов – такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов.

Плюсы проектной деятельности

+ навыки самообразования и самоконтроля

+ моделирование реальной технологической цепочки: задача-результат

+ навыки групповой деятельности

+ интерес к познавательной деятельности

+лучшее закрепление полученного на уроках материала, а следовательно, и повышение результативности обучения

+ использование на любом уровне и в любом возрасте


Минусы проектной деятельности

- возрастает нагрузка на учителя

- ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки)

- психологические, коммуникативные проблемы

- проблема субъективной оценки

-опасность превращения проекта в простое изложение фактов, а также переоценка продукта проекта и недооценка процесса его подготовки.

Признаки проектной деятельности:

-практическое применение имеющихся знаний и умений

В зависимости от предметно-содержательной стороны предмета различают проекты:

1. Монопредметные: проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы.

2. Межпредметные: интегрируется смежная тематика нескольких предметов.

В зависимости от включённости проектов в учебный план выделяются:

1.Текущие (на проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения).

2.Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается усвоение определённого учебного материала).

По продолжительности выполнения:

1.мини-проекты (укладываются в один урок);

2.краткосрочные проекты (несколько уроков);

4.долгосрочные (в течение года)

По количеству участников:

По доминирующей деятельности учащихся

1. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
-цель проекта,

-методы получения (литературные источники, СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки"),

-обработка информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы)

-результат (статья, реферат, доклад, презентация )

требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д

3. Практико-ориентированный проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

Конечный продукт: памятки, алгоритмы, словари, схемы и т.д.

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу.

Надо заметить, что возрастные интересы и потребности подростков часто влияют на выбор вида проекта. Так, учащиеся 5 - 6-х классов с их огромной потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам. 7 – 8–классники любят работать над практико-ориентированными проектами – их уже значительный школьный опыт гарантирует успех в такой работе. Старшие подростки, учащиеся 9-х и 10-х классов, успешно справляются с исследовательскими проектами, у них хорошо развито теоретическое мышление и есть интерес к исследовательской работе. Ну и практически все учащиеся 5 – 10 классов охотно выполняют творческие проекты.

Организация проектной деятельности

Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения.


Данные, приведённые в статье, позволяют обосновать применение фотографии в школьной проектной деятельности по русскому родному языку. Содержание статьи включает результаты, которые были получены в ходе опытно-поисковой работы.

Ключевые слова: методика обучения русскому языку; проектная деятельность школьников; фотография.

Предметом нашего исследования стала организация проектной деятельности старшеклассников на основе использования визуального ряда и статических изображений. Мы предполагаем, что при обучении школьников русскому родному языку методически оправдано применение произведений фотоискусства, поскольку оно один из вариантов чувственного мира, отражённого в призме фотокамеры. Исходная позиция почерпнута из психологии фотографии: фотопроизведение помогает личности раскрыть и обогатить свой внутренний мир, расширить кругозор. Современные культурологи убеждают нас в том, что фотография становится инструментом культуры. Её технические возможности расширяются каждый день, приобретая новые важные психологические функции. Она становится средством восприятия социальной реальности и цифрового мира — фотография повсюду. Подобный тезис для нашего исследования означает, что при разработке методической системы обучения и воспитания, с использованием фотографии происходит формирование субъективного пространства личности школьника, обогащение возможностей восприятия, памяти и мышления индивидуума. Фотография становится мощным инновационным процессом, который конструирует новое, отличное от традиционного, видение бытия современного человека в мировом пространстве. Потенциал произведений фотоискусства необходимо использовать в воспитательно-образовательном процессе по русскому родному языку. Фотография является вспомогательным средством в освоении школьниками лингвистических знаний и достижений коммуникативных результатов и успехов в межличностном общении [1; 3; 5; 8; 9; 11].

В качестве промежуточного результата мы подтвердили, что обучающиеся — это полноправные участники образовательного процесса, которые помогают учителю в выборе интересующих их форм и методов обучения русскому языку. Их заинтересованность в проектной деятельности, высокая мотивация не должны оставаться на периферии дидактического внимания.

Результаты исследования. На основе анализа опроса учителей русского языка нами обнаружено, что проектная деятельность ими ведётся в недостаточном объёме и в крайне скудных формах и видах. Итоговым продуктом проекта в основном является презентация, которая сдаётся учителю и не имеет практической пользы. Такая форма проектной деятельности не интересна ученикам. Основываясь на опросе учеников видно, что они заинтересованы и хотят углублять свои знания русского языка с использованием метода проектов. Наибольший интерес у учеников вызывает использование в проектной деятельности направлений: фотография, селфи и социальные сети.

Заключение. Пробные шаги опытно-поисковой работы позволили нам определить, что использование потенциала произведений фотоискусства в воспитательно-образовательном процессе по русскому языку будет привлекать наибольшее количество школьников к достижению своих личностных результатов и формированию гармоничной и полноценной личности. Опытно-поисковой работой мы подтвердили, что обращение к визуальному искусству является естественной потребностью современного школьника. Визуальный ряд, сложное визуальное построение, произведение фотоискусства позволят создать на учебных занятиях и во внеурочной деятельности по русскому родному языку коммуникативную основу для педагогического взаимодействия.

Концепция адаптивного развития методических систем обучения русскому языку в современной языковой ситуации, выдвинутая в контексте модернизации образования, служит основанием для проектирования системы формирования общеучебной компетенции школьников средствами курса русского языка. Обеспечение адекватного социальным потребностям качества лингвистической подготовки, учитывающей реалии языкового существования, есть приоритетная цель обучения школьников русскому языку в современных условиях, одновременно выполняющая функцию цели-задания и цели-образа.

Закономерности и принципы обучения русскому языку школьников, выделенные с учётом приоритетных направлений модернизации образования, обеспечивают необходимые и достаточные условия лингвистической подготовки школьников в современных условиях с целью формирования их общеучебной компетенции средствами предметного содержания. Повседневная лингвистическая и речевая практика школьника в современной языковой ситуации основана на металингвистическом и лингвокреативном опыте, регулируется потребностями самореализации в информационно-коммуникативной среде. Средством удовлетворения новых потребностей становится общеучебная компетенция, обеспечивающая основы для воспитания у школьников языкового эстетического вкуса, приобретения лингвокреативного опыта и развития элементарных металингвистических и информационно-коммуникативной умений.

Механизмом реализации концепции адаптивного развития методических систем является лингвометодическая стратегия обучения школьников русскому языку в современной языковой ситуации - создание педагогическими усилиями благоприятной в интеллектуальном, лингвоэстетическом, информационно-коммуникативном смысле среды и поддержание совокупности стабильных организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие и воспитание компетентного носителя русского языка.

Композиция лингвометодической стратегии обучения школьников русскому языку опирается на функционально связанные между собой содержательные компоненты: учебно-деятельностный, когнитивный, лингвоэстетический, информационно-коммуникативный. Основой определения научно-предметного содержания стратегии обучения русскому языку служит обобщённый модуль лингвистической подготовки школьников в современных условиях, который в свою очередь ориентирован на модуль обучающей деятельности учителя и модуль учебной деятельности школьника.

Современным инструментом структурирования лингвометодической среды в общеобразовательном учреждении выступает ресурсный центр адаптивной лингвистической подготовки школьников, выполняющий комплекс функций. Лингвометодическая обучающая среда обеспечивает методическое совершенствование и дидактическое конструирование учебного материала в соответствии с научной логикой содержания лингвистической подготовки школьников, а также структуризацию лингвометодических средств и ресурсов обучения языку, востребованных в современных условиях.

Список опубликованных работ

Научные статьи, опубликованные в российских изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки России

5. Гац, И. Ю. Обучение студентов-филологов лингвометодическому анализу текста [Текст] / И. Ю. Гац // Русский язык в школе. – М., 2008. – № 5. – С. 7–12. – 0,8 п. л.

7. Гац, И. Ю. Работа с новыми словарями на уроках развития речи [Текст] / И. Ю. Гац // Русский язык в школе. – М., 2006. – № 1. – С. 14–20. – 0,8 п. л.

8. Гац, И. Ю. Причины пунктуационных затруднений в предложениях с обособленными оборотами [Текст] / И. Ю. Гац // Русский язык в школе. – М., 2005. – № 5. – С. 15–19. – 0,54 п. л.

9. Гац, И. Ю. Моделирование урока на занятиях по методике русского языка [Текст] / И. Ю. Гац // Русский язык в школе. – М., 2004. – № 5. – С. 102–107. – 0,6 п. л.

10. Гац, И. Ю. [рец.] С. И. Львова. Комплект схем-таблиц по орфографии и пунктуации [Текст] / И. Ю. Гац // Русский язык в школе. – М., 2004. – № 2. – С. 94–97. – 0,35 п. л.

13. Гац, И. Ю. Новый учебник на уроках русского языка [Текст] / И. Ю. Гац // Российское образование. – № 5. – Сельская школа.– М. : Народное образование, 1998. – № 4. – С. 80–82. – 0,2 п. л.

14. Гац, И. Ю. Всего один урок. (Повторение в конце учебного года) [Текст] / И. Ю. Гац // Народное образование.– М., 1998. – № 5. – С. 119–121. – 0, 4 п. л.

16. Гац, И. Ю. Изучение обособления определений с использованием компьютера [Текст] / И. Ю. Гац // Русский язык в школе. – 1995. – № 1. – С. 8–12. – 0,6 п. л.

Учебные пособия для учащихся, студентов и методические пособия для учителей

18. Гац, И. Ю. Современный кабинет русского языка [Текст] : учебно-методическое пособие / И. Ю. Гац, О. Ф. Вакурова. – М. : Дрофа, 2010. – 238, [2] с. – (Современный кабинет). – 15 п. л. – авт. вклад 95 %.

19. Гац, И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка [Текст] / И. Ю. Гац. – 3-е изд., перераб. – М. : Дрофа, 2009. – 222 с. : табл.– 19 п. л.

20. Гац, И. Ю. Русский язык. Литература [Текст] / И. Ю. Гац // Справочник школьника. 5–11 кл. Гуманитарные науки : для самостоятельных занятий учащихся старших классов / И. Ю. Гац, Е. А. Кытманова, А. В. Белов [др.]. – М. : АСТ-Пресс книга, 2008. – С. 3–372, 803–806 : табл. – 32 п. л.

21. Гац, И. Ю. Методика русского языка в задачах и упражнениях [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / И. Ю. Гац. – М. : Дрофа, 2007. – 287, [1] с. : табл. – (Высшее педагогическое образование). – 18 п. л.

22. Гац, И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка [Текст] / И. Ю. Гац. – 2-е изд., стер. – М. : Дрофа, 2007. – 119, [1] с. : табл. – 15 п. л.

23. Гац, И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка [Текст] / И. Ю. Гац. – М. : Дрофа, 2003. – 119, [1] с. : табл. – 15 п. л.

24. Дидактические материалы по пунктуации с компьютерной поддержкой [Текст] : пособие для учащихся 5–9 классов / Н. Н. Алгазина, И. Ю. Гац, В. А. Маслова и др. ; под ред. Н. Н. Алгазиной. – М. : Просвещение, 1998. – 158, [2] с. : табл. – авт. вклад 25 % – 4 п. л.

Программы и учебно-методические пособия

25. Гац, И. Ю. Языковая шутка в устной и письменной речи : программа элективного курса для учащихся X класса [Текст] / И. Ю. Гац // Программы элективных курсов : Русский язык : 10–11 кл. / сост. Г. В. Карпюк, Е. И. Харитонова. – М. : Дрофа, 2010. – С. 270–300. – 1,4 п. л.

27. Учитель – учителю : поделимся опытом : сб. методических статей педагогов Подмосковья [Текст] / сост., ред., вступ. ст. И. Ю. Гац. – М. : Изд-во МГОУ, 2009. – 156 с. – 6,5 п. л.

28. Гац, И. Ю. Теория и методика обучения русскому языку [Текст]: учебно-методический комплекс для студентов специальности 032900.00. – М.: Изд-во МГОУ, 2008. – 87 с. – 4, 5 п.л.

32. Гац, И. Ю. Информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе [Текст] : учебно-метод. комплекс по направлению 540300 – Филологическое образование, степень – бакалавр филологического образования / И. Ю. Гац. – М. : Изд-во МГОУ, 2008. – 34 с. – 1,5 п.л.

33. Гац, И. Ю. Использование новых информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе [Текст] : учебно-методический комплекс для студ. спец. 032900 и 032900.00 / И. Ю. Гац. – М. : Изд-во МГОУ, 2008. – 34 с. – 1,5 п.л.

34. Гац, И. Ю. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст] : учебно-методический комплекс для студентов специальностей 032900 и 032900.00 / И. Ю. Гац. – М. : Изд-во МГОУ, 2008. – 35 с. – 1,5 п.л.

35. Гац, И. Ю. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст] : программа и методические указания : комплект учебных программ для студ. спец. 032900.00 (русский язык и литература с доп. специальностью) / И. Ю. Гац. – М. : Изд-во МГОУ, 2006. – 23 с. – 1,1 п.л.

36. Гац, И. Ю. Использование новых информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе [Текст] : программа и метод. указания : комплект учебных программ для студ. спец. 032900.00 (русский язык и литература с доп. спец.) / И. Ю. Гац. – М. : Изд-во МГОУ, 2006. – 18 с. – 0,8 п.л.

37. Гац, И. Ю. Педагогическая практика : программа и методические указания : комплект учебных программ для студ. спец. 032900.00 (русский язык и литература с доп. специальностью) [Текст] / И. Ю. Гац. – М. : Изд-во МГОУ, 2006. – 17 с. – 0,7 п.л.

38. Гац, И. Ю. Теория и методика обучения русскому языку : программа и методические указания : комплект учебных программ для студ. спец. 032900.00 (русский язык и литература с доп. спец.) [Текст] / И. Ю. Гац. – М. : Изд-во МГОУ, 2006. – 24 с. – 1,2 п.л.

39. Гац, И. Ю. Контрольные работы по методике русского языка [Текст]: учебно-метод. пособие для студ. педвузов / И. Ю. Гац. – М.: Изд-во МГОУ, 2004. – 88 с. – 5,5 п. л.

40. Гац, И. Ю. Практика анализа и построения текста [Текст] : учебно-метод. пособие для студ. педвузов / И. Ю. Гац. – М. : Изд-во МГОУ, 2004. – 54 с. – 3, 4 п. л.

41. Гац, И. Ю. Программа педагогической практики и методические рекомендации для студентов-филологов [Текст] : учебно-метод. пос. для студентов педвузов / И. Ю. Гац. – М. : МГОУ, 2004. – 34 с. – 2,5 п. л.

42. Гац, И. Ю. Методика преподавания русского языка : программа учебного курса для студ. (с методическими рекомендациями) [Текст] / Н. Н. Алгазина, Г. А. Фомичёва, Е. С. Антонова, Т. М. Воителева, И. Ю. Гац. – М. : СигналЪ, 2003. – 44 с. – авт. вклад 20 %. – 0,4 п.л.

43. Гац, И. Ю. Обособленные второстепенные члены предложения. Теория и практика изучения пунктуационного правила : учебно-метод. пособие для студентов [Текст] / И. Ю. Гац. – М.: Изд-во МПУ, 2000. – 98 с. – 6 п. л.

44. Гац, И. Ю. Направления работы по формированию коммуникативных умений школьников : программы спецкурса и спецсеминара [Текст]: пособие для студ. пед. вузов / И. Ю. Гац. – М.: Изд-во МПУ, 2001. – 30 с. – 1,8 п. л.

45. Алгазина, Н. Н. О педагогической практике студентов по учебным предметам русский язык и литература : из опыта работы [Текст] : методическое пособие / Н. Н. Алгазина, Г. А. Фомичёва, И. Ю. Гац [др.]. – М. : Изд-во МПУ, 1998. – 48 с. – авт. вклад 10 % – 0,4 п. л.

46. Алгазина, Н. Н. Методика преподавания русского языка : краткий конспект лекций [Текст] / Н. Н. Алгазина, Г. А. Фомичёва, Е. С. Антонова, И. Ю. Гац. – в 2-х ч. – М. : Изд-во МПУ, 1997. – авт. вклад 10 % – 2 п. л.

47. Алгазина, Н. Н. Методика преподавания русского языка [Текст] : практикум / Н. Н. Алгазина, Г. А. Фомичёва, Е. С. Антонова, И. Ю. Гац. – М.: Изд-во МПУ, 1997. – 88 с. – авт. вклад 40 % – 2,7 п. л.

Статьи, опубликованные в сборниках научных трудов и в периодических изданиях

48. Гац, И. Ю. Реализация информационно-коммуникативной функции воспитания в деятельности студентов-практикантов [Текст] / И. Ю. Гац // Воспитательная работа и молодёжная политика: практика XXI века: сб. научных ст. / отв. ред. М. В. Юдин. – М. : МГОУ, 2010. – С. 68–73. – 0,3 п. л.

49. Гац, И. Ю. Формирование навыков информационно-коммуникативной деятельности студентов-практикантов [Текст] / И. Ю. Гац // Актуальные проблемы образования и воспитания : профессиональное мастерство и индивидуальный стиль современного специалиста : сб. научных статей / сост. и научн. ред. Н. Ю. Синягина, А. Г. Болелова, Е. Г. Артамонова. – М. : Арманов-Центр, 2010. – С. 89–92. – 0,3 п.л.

50. Гац, И. Ю. Эстетическое развитие детей средствами художественного текста [Текст] / И. Ю. Гац // Феномен детства в русской культуре: сб. науч. трудов ф-та русской филологии МГОУ и каф. русистики и лингводидактики пед. ф-та Карлова университета в Праге. – Прага, 2007. – С. 35–42. – 0,55 п. л.

52. Гац, И. Ю. Лингвометодический анализ текста и речевая деятельность студента-филолога [Текст] / И. Ю. Гац // Система мер по поддержке русского языка : сб. научно-методических статей. – М. : Диона ; Центр русского языка, 2007. – С. 107–114.– 0,45 п. л.

53. Гац, И. Ю. Работа по культуре речи на основе текста [Текст] / И. Ю. Гац // Русский язык в системе славянских языков : история и современность : сб. научных трудов. – М. : Изд-во МГОУ, 2006. – С. 150–154. – 0, 3 п. л.

54. Гац, И. Ю. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода в процессе преподавания методической дисциплины [Текст] / И. Ю. Гац // Русская речь в современном вузе : материалы второй междунар. научно-практ. интернет-конференции. – Орёл : Изд-во ОрёлГТУ, 2006. – С. 72–76. – 0, 35 п. л.

55. Гац, И. Ю. К вопросу применения текста в ситуации обучения студента-филолога [Текст] / И. Ю. Гац // Актуальные вопросы филологии : материалы научно-теоретической конференции студентов, аспирантов, преподавателей. – М. : Изд-во МГОУ, 2005. – С. 41–43. – 0,2 п. л.

56. Гац, И. Ю. Диагностика знаний и умений студентов по методике русского языка [Текст] / И. Ю. Гац // Docendo discimus : сб. научнo-методических ст., посв. 100-летию М. С. Лапатухина. – М. : МГОУ, 2005. – С. 154–157. – 0,3 п. л.

57. Гац, И. Ю. Использование исторического материала в преподавании методики русского языка [Текст] / И. Ю. Гац // Русский язык и славистика в наши дни : сб. материалов междунар. конф., посв. 85-летию со дня рождения Н. А. Кондрашова. – М.: МГОУ, 2004. – С. 230–233. – 0,35 п. л.

58. Гац, И. Ю. Методика русского языка в контексте гуманитарного образования [Текст] / И. Ю. Гац // Проблемы русского и общего языкознания : межвузовск. сб. научных трудов. – Елец : Изд-во ЕГУ им. И. А. Бунина, 2004. – С. 216–222. – 0,4 п. л.

60. Гац, И. Ю. Культурологический компонент в курсе методики преподавания русского языка [Текст] / И. Ю. Гац // Docendo discimus : сб. научнo-методических статей, посв. 100-летию М. С. Лапатухина. – М. : Изд-во МГОУ, 2005. – С. 143–150. – 0,45 п. л.

61. Гац, И. Ю. Методическая рефлексия как приём формирования профессиональных умений [Текст] / И. Ю. Гац // Проблемы прикладной лингвистики : сб. статей международной научно-практ. конференции. – Пенза: Изд-во ПГТУ им. В. Г. Белинского, 2003. – С. 45–48. – 0,4 п. л.

62. Гац, И. Ю. Организация самостоятельной работы студентов на занятиях по методике русского языка [Текст] / И. Ю. Гац // Современные проблемы преподавания русского языка и литературы : сб. научн. трудов, посв. памяти Л. П. Федоренко. – М.. : СигналЪ, 2003. – С. 153–156. – 0,4 п. л.

63. Гац, И. Ю. Роль курса методики русского языка в формировании личности учителя [Текст] / И. Ю. Гац // Теория и практика современной методики преподавания русского языка и литературы. – М. : СигналЪ, 2003. – С. 254–256. – 0,4 п. л.

64. Гац, И. Ю. Анализ семантико-стилистических особенностей осложнённых конструкций на уроке-практикуме [Текст] / И. Ю. Гац // Русский язык. Актуальные проблемы лингвистики и дидактики : сб. статей всеросс. конференции. – Елец : ЕГУ им. И. А. Бунина, 2002. – С. 154–162. – 0,55 п. л.

65. Гац, И. Ю. Лабораторная работа на уроках русского языка [Текст] / И. Ю. Гац // Актуальные проблемы лингвистики и дидактики: сб. статей всеросс. конференции. – Елец : ЕГУ им. И. А. Бунина, 2002. – С. 150–154. – 0,35 п. л.

66. Гац, И. Ю. Анализ направлений применения компьютерных технологий при изучении русского языка [Текст] / И. Ю. Гац // Народное образование XXI века : материалы международной научной конференции. – М.: СигналЪ, 2001. – С. 48–49. – 0,1 п. л.

67. Гац, И. Ю. Об особенностях работы над обособленными приложениями в 8 классе [Текст] / И. Ю. Гац // Развитие мышления и речи учащихся на уроках русского языка и литературы. – М. : МПУ, 1996. – С. 33–42. – 0,5 п. л.

68. Гац, И. Ю. Изучение правила обособления обстоятельств с применением ЭВМ [Текст] / И. Ю. Гац // Вопросы преподавания русского языка и литературы. – М. : Изд-во МПУ, 1994. – С. 30–41. – 0,7 п. л.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа содержит некоторые методические приемы работы по проектной методике, в этом и состоит ее практическая направленность. Предназначена она для учителей, начинающих искать новые пути взаимодействия между преподавателем и учеником.

Проектная технология на уроках русского языка, литературы

и во внеурочной деятельности

Лазарева Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Кундюковская СШ

Основная часть

Из истории возникновения и развития метода учебных проектов…….6

Цели и задачи проектной деятельности…………………………………8

Характерные особенности проектного метода обучения……………. 8

Умения и навыки учащихся, необходимые при проектировании……. 10

Требования к проектной деятельности………………………………….12

Разновидности учебных проектов……………………………………….12

Возрастные особенности при выборе проектов………………………. 15

Этапы работы над проектом……………………………………………. 16

Методический паспорт учебного проекта……………………………….17

Критерии оценивания работ учащихся…………………………………..18

Проектная деятельность (из опыта работы)……………………………19

В соответствии с условиями федерального государственного образовательного стандарта во главу образования ставится личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образования - научить ученика учиться. Учитель формирует и развивает у ученика способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью. Ведь в этом и заключается идея стандарта второго поколения – разными путями активизировать ученика в роли субъекта. Смысл компетентностного подхода к образованию заключается в развитии у учащихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

Существенно изменяется и роль учителя. Его главная задача - мотивировать учащихся на проявление самостоятельности. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Среди основополагающих умений и качеств, которыми должен обладать человек XXI века:

Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения.

Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.

Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами

Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.

Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы.

Направленность на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.

Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.

Именно поэтому выполнение больших индивидуальных проектов вполне доступно практически всем ученикам школы.

Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках русского языка он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от конспекта, буклета и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда, сайта. Данная работа содержит некоторые методические приемы работы по проектной методике, в этом и состоит ее практическая направленность. Предназначена она для учителей, начинающих искать новые пути взаимодействия между преподавателем и учеником.

В чем положительные особенности проектной технологии?

Это – конструктивистский подход к обучению.

Вовлекает учащихся в совместное дело – они работают над проектами или проблемами с неизвестным заранее решением.

Они глубоко изучают тему, используют критическое мышление, видят связь обучения с жизнью и показывают то, что поняли в своих продуктах и выступлениях.

Ученики обычно работают в группах сотрудничества в течение длительного времени, находят множество источников информации и создают аутентичные продукты.

В то время как проекты МОГУТ включать решение проблем, они не всегда сфокусированы на проблеме.

Проекты дают возможность учащимся быть экспертами, сотрудничать с ровесниками, взаимодействовать со взрослыми. Развивают умения, необходимые в жизни.

Многие умения, формирующиеся в процессе работы над проектом, – те, что востребованы сегодня работодателями:

–способность работать с другими,

–принимать продуманные решения,

–решать комплексные проблемы. А это значит, что дети становятся социально адаптированными людьми. Не это ли еще одна актуальная задача современного образования.

Проектная методика - благо для ученика:

–повышается результаты в учёбе,

–развивается мышление высокого уровня,

–растёт уровень самоконтроля.

2. Основная часть.

2.1.Из истории возникновения и развития метода учебных проектов

Метод проектов возник еще в 20-е годы XX столетия в США. Его назы­вали также методом проблем. И связывался он с идеями, разработанными аме­риканским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через це­лесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего и когда? Здесь важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для обучаемого.

Суть метода - стимулировать интерес обучаемых к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и че­рез проектную деятельность показать практическое применение получен­ных знаний. Другими словами, от теории к практике.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX ве­ка. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога СТ. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников,

пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедрять­ся в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, в результате чего постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.

В настоящее время метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин, во внеклассной и кружковой работе на всех ступенях образования; находит свое отражение в научных изыска­ниях многих педагогов (А.И. Бондаренко, Е.Н. Землянская, Н.В. Ива­нова, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко и др.).

Вопросу методике проектов на уроках литературы в школе гуманитарного профиля посвящена практико-ориентированная монография Якушевского В.Н., Рождественской О.А., Вольской Н.В. /Ульяновск: УИПКПРО, 2005.-116 с.

1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.

2) предварительный текст какого-либо документа.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться

вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем

или иным образом 4 ; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.

Цели и задачи проектной деятельности

Цель проектной деятельности на уроках русского языка и литературы - формирование умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.

Задачи проектной деятельности:

- формировать у обучающихся систему интеллектуальных знаний, умений и навыков, которые способствуют развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности;

- повышать самооценку обучающихся, благодаря достижению поставленной цели и полученных результатов.

2.4. Характерные особенности проектного метода обучения

Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяют ряд характерных особенностей этого метода обучения.

Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причём проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение.

Этим воплощением является проектный продукт, который создаётся автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Итак, выяснение исходной проблемы, формулирование цели и создание умозрительного образа проектного продукта – первые характерные особенности проекта.

Ещё одно отличие проекта – предварительное планирование работы.

Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.
Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы её решения.
Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создаётся проектный продукт. Проектный продукт должен обладать определенными потребительскими свойствами, то есть удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект.

Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчёт о ходе работы, в котором описываются все этапы работы, все принимавшиеся решения с их обоснование, все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

Отличительной собенностью проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта.

2.5. Умения и навыки учащихся, необходимые при проектировании.

На разных этапах от учеников требуются те или иные умения и навыки, необходимые при проектировании. В контексте метода проектов они называются специфическими (в отличие от житейских, общешкольных или предметных). Это проблематизации, целеполаганию, организация и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация, коммуникативность, умение принимать решения.

Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рас­сказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора пер­вого шага, хода и даже цели проекта.

На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования. Проектирование оказывает обучающимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления.

При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, то есть комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями. Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, то есть расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.

2.6. Проектная деятельность должна отвечать следующим требованиям:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане пробле­мы или задачи, требующей поиска для ее решения.

2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, ориги­нальной (если проблема не оригинальна, то должно быть ориги­нальным ее решение).

3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.

4. Использование исследовательских методов.

5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания ав­тором (авторами) избранной области исследования.

6. Работа должна соответствовать установленным формальным кри­териям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).

2.7. Разновидности учебных проектов.

В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов 6 , которые возможно использовать на уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности:


В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев.

Проектная деятельность по русскому языку включает в себя актуальность избранной темы, обозначает задачи проекта, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя. Возможно сочетание классных форм работы с внеклассными формами (экскурсии).

Годичные проекты по русскому языку, литературе могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Часто эта работа проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время.

Защита таких исследовательских работ в нашей школе проводится сначала на традиционных ежегодных школьных научно-практических конференциях, а победителей - на городских научно-практических конференциях.

В рамках программы по проектной деятельности можно организовать на уроках русского языка и литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

Подготовка к такому уроку по проектной деятельности становится творческим процессом. Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Читайте также: