Г юдин поэты 3 класс перспектива конспект
Обновлено: 04.07.2024
- О собачке ст ихотво рение? Какой вам представила сь собака?
– «Иногда о дин ПОЭТ может п освятить свое стихотв орение друг ому поэту”,
стихотворение? (Р ядом с назва нием стихотв орения сто ит посвящение : Юрию
Ковалю.) С каким п роизведением Ю рия Коваля вы недавно познаком ились?
- Ка кое слово слу жит границей? Как ое чувство в нем выраже но? (При
которое произ носит мальчик. В пе рвой части ст ихотворен ия мальчик
рассказывает, как у нег о пропал щенок, а во второй части м альчик говорит о
– «Что - то не ви дно, чтобы маль чик ухаж ивал за своим ще нком! – строго
- Обратите в нимание на стр очки, выделен ные цветом. Предположит е, что же
выделенным ст рочкам, мальчик г улял со щенко м, кормил его, то есть
– Перечитай те вторую часть стих отворения. Подтвердите ст рочками из
текста, что в д уше мальчика борются разные ч увства: любо вь к щенку и
обида на нег о. И какое же ч увство побе ждает? (Из вт орой части
стихотворения ви дно, что м альчик очен ь любит щенка и все гото в ему
простить. Чувств о обиды в душе героя тоже е сть. Мальчик п редставляет, как
все - таки сильнее: м альчик мечтает, что, как только щен ок вернется, он
Цели: учить читать лирические и художественные произведения, определять слова, создающие настроение, работать с книгой (находить нужную книгу, прогнозировать произведение по обложке), пользоваться тематическим каталогом.
Планируемые результаты: предметные: размышлять над лирическим текстом, определять настроение, главную мысль и последовательность событий в тексте, отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного текста; метапредметные: находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, проводить анализ книги по обложке, сравнение разных книг, классификацию их; личностные: на основе фактов составлять собственный текст.
Оборудование: выставка книг и портрет Г. Юдина, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
О так! нет выше ничего
Святая правда — долг его;
Предмет — полезным быть для света,
Служитель избранный Творца,
Не должен быть ничем он связан;
Святой, высокий сан Певца
Он делом оправдать обязан.
— Понравилось вам стихотворение?
— Какие строчки показались наиболее интересными?
— Прочитайте с ускорением (с замедлением; начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса; начиная громко, постепенно уменьшая силу голоса; грустно; сердито; весело; выразительно).
III. Работа по теме урока
Краткий обзор биографии и творчества автора
— Прочитайте на с. 154 учебника имя автора, произведение которого будем читать на уроке. (Г. Юдин.)
— Что вы знаете об авторе?
«Я был просто детским художником, когда у меня родились две дочки, Аня и Даша, и началась мука под названием: “Папа, почитай сказку!” С тоской думал я о незаконченных иллюстрациях к моей любимой сказке “Черная курица” А. Погорельского. Вот тогда-то я и написал свою первую книгу “Букваренок”, по которой дети могут сами научиться читать.
Разносторонняя деятельность Георгия Юдина отмечена многими почетными званиями и наградами. Он — заслуженный художник России.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Как вы думаете, о чем может говориться в этом произведении?
(Чтение произведения учителем.)
— Понравилось вам произведение? Чем?
— К какому жанру мы можем его отнести? (К жанру сказки, так как герои — мышонок и медвежонок.)
— Почему произведение так называется?
— Действительно ли герои были поэтами? Подтвердите текстом.
— Какой пословицей заканчивается этот текст? Согласны ли вы с ней?
(Выразительное чтение произведения.)
2. Мастерская писателя
(Ученики работают по заданиям тетради.)
VI. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал.
• На этом уроке я похвалил бы себя за.
• После урока мне захотелось.
• Сегодня я сумел.
VII. Подведение итогов урока
— Какое произведение мы изучали на уроке?
— Как вы думаете, почему в учебнике есть материал, который посвящён вопросам самостоятельного создания текстов?
Домашнее задание
На школьной доске прикреплены плакаты, на которых нарисованы следующие предметы: муравей, мышонок, медуза, карман, мухомор, томат.
Учащимся предлагается – назвать правильно рисунки и найти повторяющуюся букву
Оцениваются учителем правильные ответы учеников.
3. Гимнастика для глаз.
-найдите самый близкий ко мне предмет в классе;
-найдите самый дальний предмет;
-определите предметы, одинаковые по цвету (красный, зеленый и др.)
Встретились Медвежонок и Мышонок. Мышонок и говорит:
-Давай придумывать стихи!
- Я сочинил вот такой стишок:
-Мы всегда и везде
На свете нет ни кого,
Медвежонок как закричит:
Мышонок, с огорчением отвечает:
-Да что ты, конечно, Мамы!
-Вот видишь, как я умею сочинять стихи, а ты так умеешь?
-В лесу нет никого важнее,
Чем бойкий, рыжий…
-А вот и нет! Это – муравей, потому, что муравей лечит лес.
-Ребята, а вы можете составить свой маленький стишок ?
Оцениваются ответы учащихся.
1) Конь – скачет, а корова – …
2) Собака – лает, а кошка – …
3) Солнце – светит, а звезды –…
4) Воробей – чирикает, а ворона –…
Объяснение:
Если вас не устраивает ответ или его нет, то попробуйте воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету школьной программы: литература.
На сегодняшний день (01.03.2022) наш сайт содержит 16352 вопросов, по теме: литература. Возможно среди них вы найдете подходящий ответ на свой вопрос.
Поможем написать работу на аналогичную тему
Нажимая на кнопку "Ответить на вопрос", я даю согласие на обработку персональных данных
Последние опубликованные вопросы
Индивидуальные работы по различным предметам
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Конспект урока разработан в соответствии с ФГОС для 3 класса.
Урок литературного чтения 3 класс. Тема: И.Бунин. Выразительное чтение стихотворений
Цели: ознакомить с жизнью и творчеством И. Бунина; прививать любовь к поэзии; учить пониманию смысла, настроения и образного языка стихотворения; развивать память, речь, мышление.
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении; объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря; создавать словесные картины по тексту стихотворения.
Оборудование: карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов И. Бунина, его портрет, аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. 3 класс;
Организационный момент. Слайд 1.
Долгожданный дан звонок
Пожелаем всем удач
За работу, в добрый час.
Проверка домашнего задания. Слайд 2.
-Выучил ли кто-нибудь стихотворение наизусть?
Дети, которые выучили стихотворение наизусть, рассказывают его.
(Учитель читает стихотворение.)
Слайд 3. Седое небо надо мной
И лес раскрытый, обнаженный.
Внизу, вдоль просеки лесной.
Чернеет грязь в листве лимонной.
Вверху идет холодный шум,
Внизу молчанье увяданья.
Вся молодость моя — скитанья
Да радость одиноких дум!
Учитель: Ребята вы хотите узнать, кто написал это красивое стихотворение? (Ответы детей).
Слайд 4. Работа в группе
- А узнать автора этого стихотворения вам поможет кроссворд, который лежит у вас на столах.
-Ребята вы сейчас поработаете в группе.
Напоминаются правила работы в группе.
Слайд 5.По вертикали: 1. Солнце реже смеется, нет в цветах…. ( благовенья).2. Осень обещала: Я….( озолочу).3.Ласточка день начинает весенний. Летнюю….( ночь) завершит соловей.4.Жаворонок вызвенит…( песни хрустально). 5.Тешится, будем разливчатой ….( нивой).
По горизонтали: Бунин
Прочтите слово, которое получилось по горизонтали.
- Прочитайте слово, которое у вас получилось. С каким писателем мы познакомимся сегодня на уроке. ( С Иваном Алексеевичем Буниным).
Слайд 6. - Предположите тему нашего урока. Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке? Что бы вы хотели узнать?(Познакомиться с биографией писателя, с произведениями этого писателя).
- А вот какие стихотворения данного автора мы будем читать, вы узнаете, посмотрев содержание в конце учебника.
Учитель открывает портрет на доске, дети читают: Иван Алексеевич Бунин (1870—1953).
Учитель: ребята, я хочу познакомить вас с жизнью и творчеством Ивана Алексеевича Бунина. Я предлагаю вам просмотреть небольшой видеоролик и запомнить интересные факты
Учитель рассказывает о поэте
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953гг.)
Русский писатель: прозаик, поэт, публицист. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего дворянина, принадлежавшего к старинному дворянскому роду.
В семье было девять детей, но пятеро умерли: старшие братья - Юлий и Евгений, младшая сестра - Мария. Первые три года жизни будущего писателя прошли в Воронеже, затем отец, питавший слабость к клубам, картам и вину, был вынужден переехать с семьей в свое поместье - на хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Стиль жизни Алексея Николаевича привел к тому, что промотано или роздано было не только его собственное состояние, но и то, что принадлежало его жене. Отец Ивана Бунина был человеком необыкновенно сильным, здоровым, жизнерадостным, решительным, великодушным, вспыльчивым, но отходчивым. Учиться Алексей Николаевич не любил, из-за чего в Орловской гимназии учился недолго, но очень любил читать, читал все, что попадало под руку. Мать была доброй, нежной, но с твердым характером.
Первое образование Иван Алексеевич Бунин получил у своего домашнего воспитателя. Воспитатель владел тремя языками, играл на скрипке, рисовал акварелью, писал стихи.
В 1881 году поступил в гимназию в Ельце, но проучился там всего пять лет, так как на образование младшего сына у семьи не было средств. Дальнейшее образование проходило в домашних условиях: полностью освоить программу гимназии, а затем и университета Ивану Бунину помог его старший брат Юлий, к тому времени окончивший университет, пробывший год в тюрьме по политическим мотивам и высланный на три года домой.
Первое стихотворение Бунин написал в восемь лет. В отрочестве его творчество носило подражательный характер: больше всего подражал М.Ю. Лермонтову, отчасти А.С. Пушкину, которому старался подражать даже в почерке.
В Москве молодой писатель познакомился со многими известными художниками и писателями: с Бальмонтом, А.П. Чеховым, В.Я. Брюсовым, Максимом Горьким.
В 1906 году в Москве познакомился с Верой Николаевной Муромцевой (1881-1961), ставшей в 1907 году его женой и верной спутницей до конца жизни. В 1909 году Российская Академия наук избрала Ивана Алексеевича Бунина почетным академиком по разряду изящной словесности.
В 1933 году Ивану Алексеевичу Бунину, первому из русских писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе.
В 1939 году, после начала Второй мировой войны, Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле "Жаннет", где и провели всю войну. Иван Алексеевич отказывался от любых форм сотрудничества с нацистскими оккупантами и старался постоянно следить за событиями в России. Последние годы писателя прошли в нищете. Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже. Он умер тихо и спокойно, во сне. Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище под Парижем.
IV. Изучение нового материала
-Знаете ли вы, что такое айсберг?
(Это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.)
- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ним и его героями.
2. Цели учебной деятельности.
Учитель: для начала представьте , что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство? Свои размышления о детстве мы будем записывать или рисовать на лучиках солнышка, которое лежит у вас на столе пока одинаковое у всех.
Слайд 8. Работа в группах: художники, поэты
(У каждой группы одинаковые солнышки. Круг с четырьмя лучиками, лучи белые).
На столах лежат конверты с заданием для каждой группы.
Предлагаю вам открыть конверты и прочитать задания.
Ребята, работаем, помогая друг другу.
Карточка с заданием для художников:
Какие бы вы выбрали цвета, если бы вас попросили нарисовать это слово?
У вас на столах цветные карандаши, выбирайте тот, которым вы бы нарисовали детство.
Рисуйте цветной лучик (на белые лучи) к своему солнышку. Если какие-то цвета вам не нужны, вы можете их не использовать.
Задание: (решите, кто будет отвечать)
Почему вы выбрали именно эти цвета?
Какие цвета не использовали, почему?
Карточка с заданием для поэтов:
Вспомните, что такое эпитет?
А теперь, чтобы нам видеть не только свои солнышки, но и работы друг друга, закрепим их на доске. Закрепляю таким образом: один круг на другой. Круг будет один. А лучиков будет становиться всё больше.
Учитель: Художники, несите свои солнышки, прочитайте своё задание всем.
А теперь я приглашаю поэтов, читайте своё задание.
– Какое яркое, цветное детство! Какие добрые, радостные впечатления живут в нём!
Показываю рукой на солнышки: Ребята, это ваши ощущения детства, а вам интересно узнать каким остаётся детство в памяти взрослых людей?
- Прочитайте стихотворение так, как вы его поняли. (Чтение учащихся вслух.)
- Какие непонятные слова вам встретились?
Словарная работа.
– А теперь возьмите простые карандаши и прочитайте стихотворение самостоятельно. Аккуратно, еле заметной точкой, отметьте непонятные слова.
- Назовите близкое по значению слово к слову:
– Вспомните, о каком дереве говорит поэт? (О сосне).
– Значит, бор – это лес, в котором растут… (сосны)
бор – сосновый лес
аромат – запах
зной - жара
сладостный – приятный, доставляющий удовольствие
прильнуть – прислониться
- Прочитайте, какие моменты детства навсегда остались в памяти Бунина?
Работа с текстом.
а) Чтение стихотворения по частям
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом…
-Стихи словно пропитаны смолой, мы вдыхаем ее густой запах. Но поэт выбирает слово аромат. В чем разница слов запах и аромат?
-Аромат это приятный запах. Слово аромат отражает настроение автора. Видно, что ему нравится в лесу.
-Верно, слово здесь эмоционально окрашено, передаёт чувства поэта.
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
-Бродить это, значит, идти тихо, медленно, останавливаясь, нюхая цветы, любуясь всем, что вокруг.
-Бродят обычно без цели, мечтая, или ни о чём не думая. У человека хорошо на душе. Значит, и в этом слове выражено настроение автора.
Ученики отмечают, что и слова весело, сладостней, тоже отражают авторское восприятие мира.
- А теперь мы посмотрим на репродукцию картины И. И.Шишкина.
-Посмотрите на сосны, какие они?
Что мы ещё видим на картине?
- Траву, землю.
-Потому что с одной стороны они жёлтые. Значит, на них падает солнечный свет.
-От сосен падают тени. Это бывает в солнечный день.
-Перед вами солнечные палаты.
-Царские палаты создает человек.
-Кто создает палаты солнечные?
-Солнечные палаты никто не создает, их нельзя создать.
Их создает природа.
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок - как шёлк…
-Что необычного в этих строчках?
-Во-первых, повторяется дважды слово повсюду.
- Это помогает усилить впечатление о том, что нарисовано: куда ни глянешь – везде, повсюду разлит солнечный свет.
- Какой литературный приём использует автор?
- Красивое сравнение. Необычное.
-В чём его необычность? Думаем все вместе.
-Шелк – мягкий, нежный.
-Если перебирать его руками, он струиться переливается, блестит. Может ли песок блестеть на солнце?
-Обратите внимание на многоточие:
-Обычно мы не обращаем на песок под ногами. Поэтому мы приходим еще к одному открытию: то, как поэт описывает обыкновенный песок, говорит читателю о его состоянии, душевном настрое. Так чувствует только радостный, счастливый человек.
…Прильну к сосне корявой…
- Подберите к этому слову синонимы-близкие по значению слова.
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжёлый, величавый.
-Представьте, что мы сейчас в лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну?
-Да. Сосны живут долго.
-О чём говорят эти великаны?
-Они говорят, что мы очень маленькие.
- Прочитайте строки, в которых автор описывает кору.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И, кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
-На примере этого четверостишия, ещё раз убеждаемся, как важно точно подобранное слово, как богаты чувства поэта:
– Подумайте над вопросом:
-Какое настроение соответствует этому стихотворению? (Радостное, весёлое, бодрое, приподнятое.)
– Совпадает ли по настроению это стихотворение с пейзажем Ивана Ивановича Шишкина? Почему? (Пейзаж красив и стихотворение красивое)
Вывод: И картина и стихотворение вызывают радостное настроение.
– Какими представляете вы себе людей, которые могут так воспринимать природу? (Добрыми, ласковыми, красивыми, наблюдательными.)
– Что бы вы могли сказать об Иване Алексеевиче Бунине? (Его стихи легко читаются, хорошо чувствует природу)
4. Выразительное чтение стихотворения.
- Наступил самый ответственный момент. Начинаем готовиться к выразительному чтению стихотворения. Работать будете в парах. Определите главные, важные слова, которые помогут ярче представить настроение автора, красоту соснового бора.
– Прочитайте стихотворение вслух
IV. Физкультминутка
Птички кушать захотели,
То присели, то взлетели.
Все клевали и клевали,
Пока сильно не устали,
Улеглись на солнышке.
(Постучать пальцами о колени, по бедрам, по животу, по бокам и встать, выпрямиться. Затем постучать по крышке парты, сиденьям.)
V. Продолжение работы по теме урока
— А сейчас прочитайте название следующего стихотворения.
— Какие полевые и луговые цветы вы знаете? (Ромашка, васильки, колокольчики, золотистые лютики, зверобой и др.)
(прослушивание аудиозаписи стихотворения)
2. Работа после чтения
— Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы.
(Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за стих морей. )
— А как поэт показывает цветы полевые? (Он их называет скромными сестрами и братьями заморских цветов.
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они. )
Благовонный — ароматный, душистый.
— Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему? (Ответы детей.)
(Выразительное чтение стихотворения.)
(Дети читают сначала про себя, затем вслух.)
— Что произошло в зеленом ельнике? Как вы поняли? (В ельнике шел олень. А потом вдруг появилась охотничья собака. Автор показал нам, как красиво олень убежал.)
— Прочитайте стихотворение выразительно, стараясь передать все то, что хотел донести до нас автор.
(Выразительное чтение стихотворения.)
VII. Подведение итогов урока.
- Что вы узнали о жизни и творчестве И.А. Бунина?
- Какое стихотворение вам больше всего понравилось? Почему?
- Ребята, а какой вывод можно сделать исходя из тех стихотворений, с которыми мы с вами сегодня познакомились.
— Природа для Бунина — живое существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового бора. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание мира начинается с восхищения красотой.
-Видеть и чувствовать природу – величайшая радость для человека.
– Удалось ли вам проникнуть в душу поэта, узнать его чувства?
VIII. Рефлексия
- Ребята, а давайте создадим свою елочку настроения, посмотрите у вас на столах лежат предновогодние шарики настроения, выберете шарик с тем настроением, которое у вас после нашего урока. Давайте прикрепим ваши шарики на елочку. (Дети рядами выходят и крепят шарики).
- у вас отличное настроение.
- вас хорошее настроение
- Ребята посмотрите, какая нарядная у нас получилась елочка. Я тоже ухожу с нашего урока с отличным настроением и поэтому я тоже прикреплю шарик на елочку.
Читайте также: