Фразеологизмы 3 класс школа россии конспект и презентация

Обновлено: 03.07.2024

– Как вы поняли это высказывание?
– Как называются такие выражения в русском языке? Что это? (Кто-то отвечает, кто-то не знает совсем.)
– перед нами проблема: Мы не знаем, что это за сочетания слов.
– Цель урока – Узнать, как называются такие выражения и научиться их расшифровывать.
– Как поймем, что достигли цели? (Увидим, что стали понятны эти обороты, знаем как с ними работать).

– Для достижения цели предлагаю сегодня работать по следующему плану (план на доске).

1) Что такое фразеологизм.
2) Фразеологический словарь.
3) Работа с фразеологическими оборотами.
4) Работа с текстом.
5) Тренировочные упражнения.
6 )Итог.

5. Работа по плану.

– Учебник откроем на с. 49. Читаем правило. Обсуждаем.
– Найдите в стихотворении упражнения №83 фразеологический оборот.
– Где искать расшифровку? (Фразеологический словарь с. 157.)
– С помощью словаря расшифруйте фразеологизмы, записанные на чистописании.
– Догадайтесь, что обозначают фразеологизмы на слайдах: Смотрит как баран на новые ворота. (Очень удивлённо.) Сесть в лужу. (Оказаться в неловком, смешном положении.) Рубит сук, на котором сидит. (Делает то, что может быть опасным для него же.)

Запишите в тетрадь первый фразеологизм.

– Физкультминутка.
– В парах поработайте над карточкой-тестом. Выделите правильные ответы.

О каком человеке так говорят:

1. Он выйдет сухим из воды:

2. У него денег куры не клюют:

3. У него зимой снега не выпросишь:

4. Он водит всех за нос:

  • показывает людям дорогу,
  • обманывает людей.

– Работа с текстом в парах.

Пригласил нас как-то сын лесник к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу ловить будем. Уху сварим, пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят к тетке на воскресенье.

– Он же нас пригласил рыбу удить, охотиться,– растерялись мы.
– Вот пустомеля, – возмутился дед, – все время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

– Ничего, ребятишки,– успокоил нас дед, – со мной пойдете.

И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. А уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружье нам дедушка не дал. Малы еще.

– Чтение текста вслух.
– Посоветуйтесь и решите, каким выражением из текста вы могли бы озаглавить рассказ? (Попались на удочку.)
– Что означает это выражение? (Обманулись.)
– Какие фразеологизмы вам встретились в тексте? Объясните их значение. (Пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать.)
– Запись предложения с комментированием на доске.

Мы попались на удочку.

– Подчеркните главные и второстепенные члены, укажите части речи, определите словосочетания.
– Запишите в тетрадь один любой фразеологический оборот из текста.

Физкультминутка. Посмотрите на слайды – из истории возникновения некоторых фразеологических оборотов.

Время истекло – свыше 2,5 тысяч лет назад в Вавилоне появились водяные часы в виде высокого узкого сосуда с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, т.е. время текло. Отсюда и “сколько воды утекло”, “текущий год”.

Спать без задних ног – спать очень крепко. Происхождение связано с тем, как спит лошадь. После тяжёлой работы лошадь ложится спать с расслабленными задними ногами. Если в это время заставить её подняться, то она будет пытаться встать на передние ноги, а задние некоторое время будут непослушными.

– Упражнение № 85 с. 50 учебника.
– Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде…. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:

1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал, не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.

– Зачитайте. Объясните.
– Что на уроке вызвало больше всего затруднений? Почему? Какие выводы делаем?
– Домашнее задание.

На протяжении всего урока идет работа с планом урока. Дети определяют, на каком этапе находятся. Осмысливают, сколько осталось. Планируют силы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Урок русского языка. 3 класс

Тип урока : открытие новых знаний.

образовательная: наблюдать за значением фразеологизмов; расширять словарный запас учащихся;

развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление, речь, языковое чутьё, интерес к предмету русского языка у учащихся;

воспитывающая: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка, учить оценивать поступки людей с нравственной позиции.

Планируемые результаты:

личностные УУД:

формирование положительного отношения и интереса к изучению русского языка, понимания причин собственной успешности (не успешности); чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе, в паре;

совершенствование умения сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов; наблюдать за значением фразеологизмов;

метапредметные:

регулятивные УУД:

использование на практике простейших правил планирования своей деятельности, формирование понимания, что цель любой деятельности связана с конечным результатом.

познавательные УУД:

установление причинно-следственных связей, развитие умения получать, перекодировать, фиксировать информацию в различных формах

коммуникативные УУД:

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: продемонстрировать учащимся богатство русского языка на примере фразеологических оборотов.

Тема: фразеологизмы.

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

-Прочитайте словосочетания, которые вы записали вместо предложенных.

-Какие буквы вы вставили в словах?

-Что это за слова? (Словарные)

-Как проверить их написание?

-С каким словарным словом мы ознакомились на прошлом уроке?

2.Словарная работа.

-Замените данные словосочетания близкими по значению и запишите их.

Пирог с малиной - …

-В составленных словосочетаниях обозначьте главное и зависимое слово.

-Внимательно послушайте стихотворение и определите тему урока.

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться.

О чем же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?

-Вы догадались, о чем это стихотворение?

-Как Глебу удалось повесить нос у доски?

-А мог ли он провалиться сквозь землю?

-А какие баклуши он бил с утра?

-На эти и другие вопросы мы ответим на сегодняшнем уроке. Тема нашего урока – фразеологизмы.

-Что вы уже знаете о фразеологизмах?

-В речи существуют устойчивые, постоянные сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологизмами.

-Объясните, что обозначают фразеологизмы, которые вы услышали в стихотворении.

Повесил нос – был в плохом настроении.

Сквозь землю провалился – стыдно.

Бил баклуши – бездельничал.

-На с.51 прочитайте, что значит бить баклуши.

-Какие еще фразеологизмы со словом нос вы можете назвать?

Задирать нос – гордиться.

Водить за нос – обманывать.

Клевать носом – спать.

Остаться с носом – потерпеть неудачу.

Встретиться нос к носу – близко.

Зарубить на носу – хорошо запомнить.

IV.Первичное восприятие и осознание нового материала.

1.Выполнение упражнения 83 (с. 49)

-Прочитайте стихотворение Б. Заходера.

-Знаете ли вы, кто такой тапир? Как он выглядит?

-Во влажных и болотистых тропических лесах, в зарослях кустарников по берегам рек часто встречаются протоптанные звериные тропинки. Иногда тропинки напоминают тоннель – так густо сплетаются ветки. Эти дорожки протоптал тапир.

У зверя хорошее обоняние, чуткий слух, а зрение – похуже. Он отлично плавает и ныряет. А если грозит опасность, быстро убегает через густые заросли. За ним и хищному ягуару не угнаться!

-Почему фразеологизмы называют устойчивыми оборотами речи? В таких оборотах невозможно заменить одно слово другим. Фразеологические обороты не допускают также изменения порядка слов. Слова в устойчивых выражениях тесно связаны между собой и расположены друг за другом в строго установленном порядке.

2. Знакомство с правилом (с.49)

-Прочитайте, что такое фразеологизмы.

-Откройте учебник на с. 157-158. Здесь помещен фразеологический словарь. В нем даются толкования некоторых фразеологизмов. Прочитайте их.

3.Выполнение упражнения85 (с.50)

-Прочитайте фразеологизмы. Подумайте: когда так говорят?

-Выберите из правого столбика слова, которые объясняют значение фразеологизмов.

-Запишите их парами по образцу, предложенному в упражнении.

4.Выполнение упражнения 85(с.50)

-Прочитайте предложения. Объясните значение выделенных сочетаний слов.

-Как они называются?

-Была ли в вашей жизни ситуация, которую можно было бы описать одним из данных фразеологизмов? Расскажите.

Фразеология как самостоятельный раздел русского языка в традиционной начальной школе не изучается. А жаль. Фразеологизмы не только способствуют развитию лингвистического мышления и обогащают словарный запас детей, они помогают понять историю и характер русского народа. Данная работа позиционируется как урок развития речи, но может быть использована во внеклассной работе.



Предмет: Русский язык

Целевая аудитория: для 3 класса

Очень интересный урок, в игровой форме и при помощи смешных картинок, ученики узнают многие фразеологизмы, часто используемые в нашей речи. Спасибо.

Очень серьёзная и трудная тема для детей младшего школьного возраста преподнесена в занимательно-развлекательной форме, где презентация является наглядной иллюстрацией всего урока. Спасибо! Обязательно использую на практике!

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: