Світлотінь конспект уроку 5 клас

Обновлено: 06.07.2024

В этом уроке мы вновь поработаем со светотенью, но теперь для предметов округлой формы, подобных шару, конусу, цилиндру, а также для тех, которые сочетают в себе несколько таких форм.

Для начала вернемся к тону. Тональное разнообразие, существующее в природе, очень широко. Наш глаз способен различить не все тона, но с практикой художник видит больше тональных нюансов. Однако художественные материалы не справляются со всеми теми изменениями тона, которые мы наблюдаем. В рисунке мы имеем дело с более узким тональным диапазоном, упрощенной версией. Например, мы не можем иногда передать всю яркость блика или черноту самых темных участков теней. Таким образом в рисунке важно выстраивать свой тональный диапазон. Например, если тень получается более светлой, чем в натуре, то относительно нее смещаем полутень и свет к более светлым тонам.

Содержание:

Тональная шкала

Давайте начнем с упражнения, которое учит замечать тональные нюансы, а также передавать их в рисунке. Это определяет, насколько объемными будут получаться наши работы. Например, если тени нарисованы недостаточно темно, а свет – недостаточно светло, если затененные области проработаны без тональных нюансов (равномерно), то изображение будет выглядеть более плоским.

Давайте нарисуем тональную шкалу от белого к темно-серому.

Начнем с прямоугольника, состоящего из 7-8 сегментов.

Шаблон для тональной шкалы

А теперь начнем заполнять его тоном. Первый сегмент оставим белым, последний будет наиболее насыщенный по тону. Слева направо тон постепенно нарастает (каждый последующий сегмент должен быть чуть-чуть темнее предыдущего). Сначала заполняем тоном крайние сегменты, а потом постепенно двигаемся к центру. Для первых сегментов удобно использовать твердый карандаш (например, 2Н или Н), для средних – НВ, а для последних – 2В и мягче. Регулируем степень нажима на карандаш. Для светлых используем более легкий и наоборот. Сложно сразу угадать тон. Поэтому по мере появления новых сегментов придется корректировать тональную насыщенность ранее заштрихованных. Высветлять тон сложнее, поэтому важно не штриховать сразу в полную силу, а затемнять тон постепенно (слоями), по мере появления новых сегментов и возможности сравнивать.

Тонируем сегменты

Старайтесь тонировать сегменты равномерно, чтобы они были одного тона на всем своем протяжении. Периодически смотрите на шкалу с расстояния – так проще видеть разницу в тоне.

Смягчаем тонирование

Это очень непростое упражнение, но ценное. Важно не спешить с ним. Его можно начать и с более простой шкалы, состоящей из 5-6 сегментов. А потом перейти к 8 и далее. Кстати, эту шкалу можно использовать, чтобы сравнивать друг с другом разные участки в рисунке. Например, чтобы проверить, не слишком ли светел рефлекс, сравнив его с полутенью.

Светотень на предметах округлой формы

Светотень на предметах округлой формы примеры

Главное отличие в светотени объектов, округлых и с плоскими гранями, заключается в том, что переходы от одной градации светотени к другой у первых плавные. Если у куба или призмы каждой грани соответствует свой основной элемент светотени (свет, полутень, тень), то на предметах с плавными очертаниями нет такого разделения. Один элемент светотени постепенно перетекает в другой. При рассеянном свете эти переходы более плавные, чем при жестком, ярком освещении.

Как будет выглядеть светотень на подобных предметах? Представьте, что у нас есть яблоко. Мы разрезаем его, при этом держим нож под наклоном – перпендикулярно лучам света. Справа показаны линии разрезов. Они имеют округлые очертания из-за округлой объемной формы яблока. Форма элементов светотени соответствует этим линиям разрезов.

Форма элементов светотени соответствует этим линиям разрезов

Светотень на примере яйца

Рисуем яйцо

Давайте для разогрева сделаем несложное задание – нарисуем яйцо. Предлагаем работать со светотенью цветным карандашом, так как благодаря его мягкости мы сможем довольно быстро покрыть изображение тоном. Лучше взять более темный карандаш. Не тратьте много времени на точность контура. Здесь нам важно в первую очередь закрепить информацию о форме светотени и потренироваться накладывать штрихи на подобные округлые предметы.

Рисуем яйцо исходное изображение

Шаг 1. Наметим общие габариты для яйца и падающей тени. Проведем оси и нарисуем яйцо. Пробуйте сделать это на глаз, без поиска наклона основных отрезков, образующих контур, или касательных. Нарисуем границы собственной тени и рефлекса.

Наметим общие габариты для яйца и падающей тени

Шаг 2. Заштрихуем собственную тень, не в полную силу. Обратите внимание на штрихи. Они не длинные, слегка скруглены и повторяют форму контура яйца и границы собственной тени. Темнее заштрихуем падающую тень, работая в горизонтальном направлении.

Заштрихуем собственную тень

Шаг 3. Легкой штриховкой создадим полутень. Потом еще затемним собственную тень, обращая внимание на неравномерность ее тона. Она наиболее насыщена на границе с более освещенными участками. Ее нижняя половина светлее, особенно самая нижняя часть, которая касается падающей тени. От собственной тени делаем плавный переход к полутени. Для этого штрихуем от более темного участка к светлому, постепенно снижая нажим на карандаш и частоту штриха.

Легкой штриховкой создадим полутень

Шаг 4. Штрихами с очень легким нажимом покроем область света, не трогая блик. Сделаем еще темнее собственную тень на границе с полутенью. Создаем плавные переходы от более темных участков к более светлым. Падающую тень (особенно рядом с яйцом) и рефлекс тоже затемним. Рисунок готов!

Сделаем еще темнее собственную тень на границе с полутенью

Рисуем грушу

Давайте разберем, как выглядит светотень на предметах, в основе которых заключено несколько форм. Например, для груши это усеченный конус (ее верх) и шар (основание). От верха груши часть тени падает на ее основание. А в остальном здесь действует вышеописанный принцип распределения светотени по линиям разрезов.

Рисуем грушу исходное изображение

Приступим к рисованию:

Начинаем рисовать грушу

Шаг 1. Начнем с общих параметров: соотношение ширины к высоте для груши и ее падающей тени. После того как отметили габариты, найдем оси для груши и направляющую для тени. Методом визирования найдем наклоны отрезков, образующих линию контура.

Соотношение ширины к высоте для груши и ее падающей тени

Шаг 2. Уточним контур, сделаем его более плавным и смягчим линии построения.

Уточним контур грушу

Шаг 3. Наметим контур собственной тени. Затем заполним ее штриховкой по форме, то есть ориентируясь на очертания груши и контур собственной тени. Пока набираем тон не в полную силу. Поработаем также с падающей тенью. Сделаем ее немного темнее собственной.

Наметим контур собственной тени

Шаг 4. Слегка заштрихуем полутень и свет на груше, а потом усилим собственную тень, при этом рефлексы слева оставляем немного светлее.

Слегка заштрихуем полутень и свет на груше

Шаг 5. Сделаем темнее полутень. От собственной тени создадим плавный переход к более освещенным участкам. При этом граница падающей тени от верхней части груши на ее основание будет более жесткой.

Сделаем темнее полутень

Шаг 6. Поработаем с плодоножкой и сделаем ее темнее слева. Нарисуем фрагмент ее падающей тени сверху на груше. Выделим тоном основание плодоножки. Усилим собственную и падающую тени груши. Ластиком можно высветлить блики.

Нарисуем фрагмент падающей тени сверху на груше

Шаг 7. Теперь переходим к очень важному этапу – будем уточнять светотень. Смотрите на свою грушу и натуру (или фотографию) с расстояния, прищурив глаза. Сравнивайте расположение и темноту/светлоту тональных пятен, их форму. По необходимости уточняйте рисунок. Здесь рефлексы выглядят слишком светлыми на контрасте с тенями, поэтому сделаем их темнее. Затемним еще самые темные участки груши и падающую тень рядом с ней. Почему только рядом с ней, а не целиком, как на фото? Чтобы выделить грушу сильнее, для нее и рядом с ней используем наиболее контрастные пятна, а остальное делаем менее выразительным.

Будем уточнять светотень

Шаг 8. Финальные штрихи: давайте сделаем намек на фактуру. Мягким карандашом с легким нажимом поставим немного точек в полутени, и несколько на свету. Не делаем их слишком выраженными – так они будут смотреться живее.

Финальные штрихи груша готова

Подсказки при работе со светотенью

1 Обращаем внимание на форму пятен тени, света, полутени, бликов, а также на четкость или размытость их границ.
2 Также важна форма пятен внутри элементов светотени, ведь они часто неравномерны по тону.
3 Прищуриваем глаза, чтобы сравнить тональные пятна в натуре и на рисунке.
4 Можно использовать белый лист бумаги как ориентир: поднести его к натюрморту и сравнивать с ним освещенные участки изображаемых объектов.
5 Часть тени, расположенная на границе с освещенными участками, наиболее темная.

Проверьте свои знания

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Мир наших вещей. Натюрморт.

Тема урока: Освещение. Свет и тень.

Развивать художественное восприятие вещного мира человека.

Воспитывать внимание при работе над выполнением рисунка.

Учитель: Презентация объяснения материала, постановка из трех предметов, искусственное освещение, таблицы – раздаточный материал, учебный рисунок геометрических тел, новые слова на доске, учебный рисунок.

Учащиеся: построение натюрморта в альбоме – линейный рисунок, простой карандаш, ластик.

Тип урока: изучение нового материала, формирование новых умений и навыков.

Объявление темы урока.

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с понятием освещения, света и тени в изображении окружающего нас мира. Но какую роль художники отводят освещению в картине?

Хоть мы и прекрасно понимаем, что наше восприятие таково, что мы легко узнаем предметы по их очертанию, то есть наш мозг получает сигнал и умеет сопоставить видимые элементы и опознать предмет.

Но художнику этого недостаточно.

-Что же нам дает освещение? (самостоятельная работа учащихся с учебником)

- Давайте экспериментально проверим, так ли верно то, что сказано в учебнике. Демонстрация разных типов искусственного освещения шара.

Актуализация опорных знаний.

Теперь давайте разберем, чем освещение может помочь нам в изображении данной постановки.

- Для начала вспомним, как можно передать трехмерное пространство в двухмерной плоскости листа?

- Предполагаемый ответ: с помощью линейной перспективы.

Но вот достаточно только линий, изображающих пространство и положение в нем наших предметов, чтобы создать выразительное и реалистичное отображение действительности? Как изобразить объем?

Ответы, предположения учащихся.

Сегодня мы разберем особенности светотени, и с ее помощью передадим объем в наших рисунках.

Светотень – важнейшее средство выразительности, помогающее показать объем. Светотень – это распределение света на поверхности предмета, которое зависит от формы предмета, характера поверхности (гладкая, шероховатая и т.п.), окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета.

Светотень в рисунке помогает нам выразить такое выразительное средство графики, как тон. Посмотрите, как изменяется светлость предмета, в зависимости от удаления предмета от источника света (слайд 5). Давайте вспомним как изменить светлость при помощи простого карандаша и штриховки.

Упражнение 1.

Итак, тон – это характеристика светлости в изображении, показывающая степень освещенности предмета.

Теперь вы можете разобраться, как изменяется светлость на поверхности предметов. Необходимо учитывать и собственную светлость предмета.

Упражнение 2. Наблюдаем светлость предметов в натюрморте.

Ребята, у художников существует целая система, которая помогает безошибочно разобраться в игре света и тени на поверхности предметов.

(слайд 6) Попробуйте при помощи таблицы в учебнике и понятия определить положение светотени.

Свет – освещённая поверхность предмета.

Полутень – поверхность предмета, освещённая косыми, скользящими лучами света. Служит переходом между освещённым участком предмета и тенью.

Тень (собственная тень) – часть поверхности предмета, куда лучи света не попадают, то есть неосвещённая поверхность предмета.

Рефлекс – отражение в теневой части предмета света другой поверхности.

Падающая тень – тень, которая образуется от конкретного предмета на какой-либо поверхности стола, стены и т.п.

- У предметов с глянцевой поверхностью мы выделяем еще блик.

Блик – самое светлое пятно, блеск.

Ребята, давайте теперь разберем, как в нашем натюрморте распределить свет, полутень, тень, рефлекс, тень падающую. Начнем с плоскогранных предметов. (слайд 7)

-Какие у нас есть плоскогранные предметы? (пирамида, параллелепипед).

Обратите внимание на изображение куба, плоскогранного предмета.

Штрихование пирамиды, затем параллелепипеда. Учитель показывает направление штриха, в зависимости от поворота грани предмета.

Теперь рассмотрим особенности изображения объема с помощью светотени, тел вращения. (Понятие на слайде) Учитель демонстрирует получение округлого штриха, формирование плавного перехода тональности с света на тень. Учащиеся самостоятельно штрихуют цилиндр. (слайд 8)

Упражнение 3 . Для тех учащихся, кто раньше справился с практическим заданием.

- Ребята, давайте определим, какие геометрические тела изображена в натюрморте.

Демонстрация своих работ на доске. Оценивание с помощью учеников (критериями оценивания будем считать выразительность и качество передачи светотени, в изображении объемов).

- Что мы узнали о светотени?

8. Творческое задание на дом: потренироваться в формировании округлого штриха. По представлению с помощью светотени вазу сделать объемной. Источник света выбрать самостоятельно.

Светотенью называется распределение света и тени на поверхностях предметов. Законами светотени — принципы этого распределения.

Благодаря правильному распределению света и тени, мы можем показать на рисунке форму предмета и характер освещения.

Помимо этого, светотень мощное выразительное средство. Творческий метод таких мастеров как Караваджо, Рембрандт, Сурбаран основан на работе со светотенью. Уводя в тень второстепенное и освещая главное они создавали удивительно точные, цельные и лаконичные образы.


Светотень в рисунке.

Распределение света и тени в рисунке мы делаем на глаз, без точных построений.

При этом, если мы хотим создать реалистичное изображение, необходимо соблюдать ряд правил:

  • На поверхности каждого освещенного предмета есть:
  1. свет с бликом
  2. полутон
  3. тень
  4. рефлекс (участки, освещенные отраженным светом)

И этот предмет отбрасывает падающую тень.

  • Границы между этими участками ( светом и тенью и.т.д.) проходят по поверхности предмета, а значит, должны соответствовать ее форме. Например, на шаре граница между светом и собственной тенью не может иметь углов, а на боковой поверхности Цилиндра- не может быть дугообразной. Если предмет сложной формы, границы меняют направление вместе с изменением формы поверхности. Рисуя шар, обратите внимание, что границы на нем — эллипсы или линии.
  • Свет находится на поверхности предмета обращенной к источнику света, собственная и падающая тень находятся с противоположной стороны.
  • Рефлекс всегда темнее полутона.
  • Выявляя светотень мы пользуемся штрихом по форме, то есть штрихи должны повторять форму поверхности, например, на шаре они дугообразные, а на кубе — прямые.
  • Тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.
  • Падающая тень по очертаниям напоминает предмет. Но ее границы менее четкие.
  • Детали тщательно прорабатываются либо на светах, либо в тенях.Чаще на светах. Если мы выявляем фактуру и детали в светах, нормально и правильно, что тени сливаются и деталей в них не видно
  • Мы не изображаем предметы в вакууме, пространство вокруг предмета так же заполнено другими поверхностями, имеющими тон и освещенными тем же источником света. Даже если фон в постановке белый, мы не воспринимаем и не изображаем его как белый. Исключение — некоторые типы набросков и зарисовок.

Давайте отработаем эти правила на практике.

Упражнение 1.

Светотень как выразительное средство. Прежде чем учиться делать светотеневую моделировку, давайте поймем какие огромные выразительные возможности дает нам ее применение.

Возьмите интересный для вас предмет. Сфотографируйте его при разном освещении:

Отберите три самые выразительные фотографии.

Упражнение 2.

Есть только два способа научиться штриховать по форме: копирование и практика. Давайте начнем с первого. Скопируйте рисунки, приведенные ниже. Ваша задача — сделать это максимально точно, вплоть до штриха.





Упражнение 3.

Тональный рисунок коробки с натуры.

  • Ставим натуру либо с боковым дневным светом, либо с направленным светом лампы так, чтобы было ясно, какие стороны на свету, а какие — в тени.
  • Компонуем изображение на листе. Определяем, какого размера оно будет и где будет расположено.
  • Строим на просвет
  • Убираем линии поведения и невидимые линии. Оставшиеся линии должны быть тонкими и ровными.
  • Смотрим на натуру и определяем, что темнее, что светлее. Можно сделать небольшой набросок и на нем обозначить тона цифрами (от самого светлого до самого темного)
  • Штриховку я советую начать с того, что закрыть тоном все тени. Расстояние между штрихами небольшое, тон не очень темный.
  • Разбираем по тону тени
  • Разбираем света. Обратите внимание, что чем ближе к нам, тем темнее тень и тем светлее свет. Белая бумага остается только в самой ближней части самой светлой грани.

Упражнение 4.

Тональный рисунок чашки с натуры. Делаем в той же последовательности, как в предыдущем задании.

Упражнение 5.

Рисунок темного и светлого предмета с натуры. Если у вас нет опыта, не изображайте ткани, стекло или металл. Помним, что тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.


Упражнение 6.

Зарисовки предметов сложной формы с натуры. Натуру ставим с контрастным освещением, чтобы граница света и тени была видна. в рисунках можно использовать линии. Строим форму, по возможности, подробно и напросвет. Определяем границу тени, штрихуем тень. СВЕТА НЕ НУЖНО ПРОРАБАТЫВАТЬ.


Дополнительное упражнение 1.

Тональный рисунок предмета сложной формы с натуры. Выполняем в той же последовательности, что и рисунок коробочки.


Дополнительное упражнение 2.

Натюрморт, черно-белая графика. У вас есть только два тона — черный и белый. Задача — передать объем и форму. Тени могут и должны сливаться, линии стараемся не использовать.


Основы построения падающих теней в перспективе.

Когда мы рисуем с натуры, мы изображаем падающие тени на глаз. Но для того чтобы изображать их более достоверно, полезно понимать, как они образуются и как их можно построить.

Для построения теней мы пользуемся проекциями. Чтобы получить проекцию точки на плоскость, нам нужно опустить перпендикуляр из этой точки на эту плоскость.

Чтобы получить проекцию прямой на плоскость, нам нужно из двух точек прямой опустить перпендикуляры на плоскость и соединить их между собой.

Грубо говоря, проекция на горизонтальную плоскость — это то место, над которым находится прямая или точка.

Чтобы построить тень точки, нам нужно через точку провести луч, а через проекцию точки — проекцию луча. На месте их пересечения и будет тень точки.


На этом видео я простыми словами объясняю логику этого построения.

Есть два типа построения теней: от естественного источника света (солнце, луна) и от искусственного (лампа, свеча и т.д. ).

Но какой бы ни был источник света, алгоритм построения не меняется: проводим луч через точку и проекцию луча через ее проекцию. На месте пересечения получаем тень точки. Строем тени основных точек объекта, соединяем и получаем тень объекта.

Построение тени от естественного источника света.

Так как естественные источники света бесконечно удалены от нас, мы условно считаем, что их лучи параллельны.

Из этого следует, что проекции лучей естественных источников света также параллельны между собой.

Возьмем самый простой случай — естественный источник света находится строго сбоку, то есть проекции его лучей параллельны картинной плоскости. Построим тени от всех его вершин и, соединив их между собой, получим тень от прямоугольника. Обратите внимание, что тени вершин, лежащих на горизонтальной плоскости, совпадают с этими вершинами.


Дополнительное упражнение 3

Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при естественном освещении.


Построение тени от искусственного источника света.

При построении теней от искусственного источника света, мы условно считаем, что все лучи исходят из одной точки — источника света, и, соответственно, проекции лучей — из проекции источника света.

Когда мы рисуем по представлению, чтобы построить тени от предмета при искусственном освещении, мы произвольно, в соответствии с нашим замыслом, задаём положение источника света и его проекции.

Дальше действуем по общему алгоритму: проводим луч через точку и проекцию луча через проекцию этой точки. На месте пересечения получаем тень точки.

Найдя тени основных точек предмета, соединяем их в той же последовательности, как они соединены в самом предмете и получаем тень предмета.

На рисунке разобрано построение тени от прямоугольника при искусственном освещении.


Дополнительное упражнение 3

Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при искусственном освещении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

раскрыть значение светотени для получения эффекта объёмного изображения на плоскости; учить приемам штриховки по форме, выполнять рисунок предмета (цилиндра) с распределением света на его поверхности;

развивать пространственные представления, умение чувствовать и определять красоту линий, формы; воспитывать усидчивость, аккуратность

Тип урока: Постановка и решение учебной задачи

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия :Светотень, свет, блик, тень, полутень, рефлекс, падающая тень

Образовательные ресурсы: светотень в рисунке, основы академического рисунка

Наглядный материал: учебник, репродукции картин, образец педагогического рисунка, карандаши бумага

Оборудование: учебник, альбом. карандаш

Планируемые образовательные ресурсы:

Предметные: узнают понятие светотени, научатся использовать в работах начальные представления о светотени в зависимости от освещения предмета, силы и удалённости освещения, выполнять изображение предмета с использованием законов перспективы, контраста света и тени, использовать штриховку.

Метапредметные УУД: познавательные –научаться осуществлять поиск информации о технике рисования; регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия; коммуникативные –овладеют способностью сотрудничать с учителем, одноклассниками, делать выводы, отвечать на вопросы.

Личностные: проявляют интерес к художественной деятельности, сориентированы на эстетическое восприятие собственных рисунков и рисунков одноклассников

Организационная структура урока

1. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению. Проверяем готовность обучающихся к уроку.

- Сегодня наш урок будет посвящен изучению законов света и тени. Вы скажите: “Что тут изучать? Все знают, что такое свет и тень”. И все - таки на уроке вы узнаете много нового об этих всем известных явлениях.

2. Повторение пройденного материала.

Организует опрос учащихся по вопросам в учебнике, беседу о сюжете картина, впечатлении, которое она производит на зрителя, цветовой гамме, применении художником разных видов перспективы для достижения реальности.

3. Изучение нового материала.

Задумывались ли вы, что именно столкновение цвета и тени позволяет нам увидеть форму предметов? Если выключить свет, то в темноте мы не увидим никакой формы. Если все осветить очень ярким прожектором, то форму мы тоже не увидим. Только столкновение света и тени позволяют нам ее увидеть. Светотень ложится на предметы не беспорядочно. Есть определенные закономерности расположения светотени на разных формах, и рисующему человеку это необходимо знать. Основных форм, из сочетания которых можно построить любую сложную форму, четыре: это куб, цилиндр, конус и шар. У каждой из этих форм есть свои закономерности распространения светотени и свои особенности. Рассмотрим их по порядку. Освещенную часть поверхности предмета называют светом, а часть поверхности тела, которая скрыта от источника света и находится в тени, называют собственной тенью.

Это все то, что касается собственных теней, то есть теней на самих предметах. А есть еще и падающие тени. Падающей называют тень, которую форма отбрасывает на другие поверхности. Построение таких теней довольно сложно, и это умение приходит с опытом.

Физкультминутка

Практическая деятельность

- Сегодня вы будете рисовать шар с учетом всех закономерностей построения светотени. Для рисования потребуется лишь простой карандаш. Чтобы нарисовать шар, нужно вспомнить законы линейной перспективы. Изучая их, мы говорили, что шар во фронтальной перспективе выглядит как круг.

Показывает последовательность рисования шара.

-Как видите, рисунок не выглядит объёмным. Передать форму нам поможет правильная распределение на предмете светлых и темных участков, то есть светотени. Каким способом мы обозначим светотень? С помощью штриховки. При рисовании шара вы освоите еще один вид штриховки – штрих по форме. Его используют, когда хотят с помощью направления штриха подчеркнуть форму объекта. Когда вы рисовали коробку, вы так же использовали штрих по форме, если штриховали параллельно ребрам куба, но в случае с шаром штрих по форме должен быть округлой формы, как бы повторяющий окружность шара. Потренируйтесь сначала на чистом листе. Линии должны быть плавными, немного закругленными, но при этом нажим, толщина по всей длине штриха должны получаться одинаковыми.

Практическое задание.

Выполните рисунок шара карандашом (с натуры).

Итоги урока. Рефлексия.

Выставка работ учащихся.

В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение качества изготовления изделий. Комментирует и оценивает качество выполненной работы. Организует беседу по вопросам.

Читайте также: