Н а некрасов стихотворение железная дорога картины подневольного труда конспект урока 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

ЦЕЛИ:

УМК: Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х ч. Ч. 1. Под ред. Беленького, - М. 2008.

ПЛАН.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Мотивация.

Назовите фамилии русских поэтов и писателей, произведения которых вы читали.

Прозвучали не все фамилии даже из школьной программы.

А как бы отнеслись к человеку, который живёт в России и не знает, кто такой А.С. Пушкин и никогда не читал его произведений? … Почему?

Итак, исходя из того, что вы сказали, можно сделать вывод о том, что знания о жизни и творчестве писателей и поэтов являются показателем уровня культурного развития человека. Именно поэтому я предлагаю сегодня изучение страниц жизни и творчества малоизвестного вам поэта. Давайте познакомимся.

Слайд 1. (фамилии появляются по щелчку).

Прошу вас назвать имена, отчества и фамилии тех писателей, портреты которых вы видите на слайде.

Прочитайте тему. Как вы думаете, о чём мы поговорим на сегодняшнем уроке? Чему мы должны научиться в результате нашей работы?

(Вывод на доску или в презентации после того, как дети назвали цели сами).

Знакомимся с Николаем Алексеевичем Некрасовым.

Это дом, в котором жил поэт, в деревне Грешнёво (ныне не сохранился). Подумайте, к какому социальному слою принадлежал Некрасов?

С ранних лет столкнулся будущий поэт с социальной несправедливостью и каторжным трудом бедноты.

Откройте учебник на странице 217, прочитайте статью о Н.А. Некрасове. Найдите в статье слова о том, чему поэт посвящает свои стихотворения в сборнике 1856 года.

Этой теме посвящено всё творчество Николая Алексеевича.

III. Строительство Николаевской железной дороги.

Что изображено на слайде? До какого времени передвигались по суше только с помощь такого транспорта?

Что изображено на слайде? Почему так важно было связать эти два города?

Видеосюжет (Вокзал станции Тверь из окна поезда). Какой путь показан в видеосюжете? Кто знает, как называется эта дорога сейчас? А как она называлась в 19 веке?

IV. Николаевская железная дорога в стихотворении Н.А. Некрасова.

В апреле 1843 года изыскательские экспедиции отправились в глухие леса и непроходимые болота, чтобы наметить трассу будущей магистрали. По желанию царя она должна была быть максимально прямой, не считаясь с рельефом местности.

Общее руководство строительством дороги было возложено на К. Ф. Толя, генерал-адъютантов А. X. Бенкендорфа, П. А. Клейнмихеля и других высших чиновников царского правительства. При комитете была учреждена Строительная комиссия, в состав которой вошли П. П. Мельников, назначенный начальником Северной дирекции (Петербург — Бологое), и Н. О. Крафт, возглавивший Южную дирекцию (Бологое — Москва). Общий объем земляных работ на железной дороге составил 45,5 млн куб. м, или в среднем 71 тыс. куб. м на 1 км пути. На линии прорезывались глубокие выемки (до 15 м) и сооружались высокие насыпи (до 40 м), большей частью из глины. Работы велись вручную. Грунты доставляли с помощью тачек и конной тяги, за исключением двух выемок на Валдайской возвышенности (Северная дирекция), где применялись экскаваторы,

На строительстве железной дороги в основном использовался труд крепостных крестьян, причем условия труда были ужасными. Рабочий день длился 16-18 часов. При осушении болот (всего было осушено 160 верст) приходилось, стоя по пояс в воде, рыть отводные канавы, засыпать болото землей, подвозить эту землю на тачках. Жили в основном в землянках, не лучшего качества была еда. На строительстве регулярно вспыхивали эпидемии опасных болезней: цинги, тифа, дизентерии. Умерших хоронили здесь же вдоль трассы. На строительстве железной дороги одновременно работало до 60 тыс. человек.

Обратимся к тексту. Сколько частей в стихотворении?

О чём первая часть? Найдите эпитеты в тексте к словам: воздух, речка, Русь. (С выводом на интерактивную доску). Есть ли сходство в стилистической окраске этих эпитетов? Мог бы так сказать генерал, отец Вани?

Кто с первых строк становится героем произведения? Кому нужен бодрящий воздух и отдых, кто употребляет в речи слова разговорного стиля?

Итак, герой стихотворения – труженик, уставший от тяжёлой работы. Поэт сразу настраивает читателя на раздумья о родине, доле народа, труде.

Перейдём ко 2 части.

Как называет Некрасов строителей дороги?

Кто такие ратники?

Почему дано такое определение: воины и мирные дети труда?

Обратите внимание на то, что автор-рассказчик хочет не рассказать, а показать правду. Почему?

Какое впечатление производят на читателя картины стройки?

Что стало причиной решения людей участвовать в строительстве?

Какой эпитет использует автор в определении голода? Почему?

Обратимся к песне мертвецов.

Для чего поэт использует ряд глаголов? (мерзли, мокли, болели, грабили, секло, давила – с выводом на интерактивную доску).

Чей образ становится самым ярким портретом строителей дороги?

Как выглядел белорус?

В чём причина такого состояния труженика?

Как вы думаете, какие чувства испытывает автор к строителям?

VI. Итог урока.

Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? (Вывод на доску или в презентации после того, как вспомнили дети).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Служи не славе, не искусству, –

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

2. Проверка д/з

3. Постановка целей и задач

Служи не славе, не искусству, –

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Чтобы лучше понять поэта, вспомним некоторые страницы его биографии.

4. Работа по теме урока

1) Чтение статьи учебника о биографии Н.А. Некрасова

-Каким человеком вы увидели Н. А. Некрасова?

– Что такое эпиграф?

2) Прослушивание стихотворения

– Что предваряет текст стихотворения? (Эпиграф.)

– В чем особенность эпиграфа? (Написан в форме диалога.)

– Кто участвует в диалоге? (В диалоге участвуют отец и сын.)

– На что настраивает нас эпиграф? Можно ли предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? (Эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот Петр Андреевич Клейнмихель, потому что построил железную дорогу.)

– Действительно ли об этом пойдет речь в стихотворении? (В стихотворении же говорится о том, что строителем железной дороги является народ, а граф лишь руководил работой.)

– Таким образом, мы убедились, что Н. А. Некрасов как бы противопоставил эпиграф и само содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда.

К какой важной мысли поэт хочет нас подвести? (Истинным строителем железной дороги явился многострадальный народ.)

– Из скольких частей состоит стихотворение? (Из 4-х частей.)

– О чем говорится в первой части? (Поэт размышляет о картинах осенней природы, об осени, мелькающей за окном вагона.)

– Природа предстает перед нами во всем великолепии. А какие художественные приемы помогают создать всю прелесть осеннего пейзажа? (Эпитеты: славная осень; здоровый, ядреный воздух; лед неокрепший; речка студеная; морозные ночи. Сравнения: лед… словно тающий сахар; листья лежат, как кове; выспаться можно около леса, как в мягкой постели.)

– Давайте выразительно прочитаем эту часть, пытаясь передать великолепие природы.

– Поезд весело мчался по рельсам, а поэт думал думу свою. А вот о чем думает лирический герой, мы узнаем из второй части стихотворения. Что нам рассказывается в этой части? (Во 2-й части показаны страдания мужиков-строителей.)

– Как можно соотнести 1 и 2 части? Соответствуют ли они по тональности, настроению? (Они как бы противопоставляются друг другу. В первой части мы восхищаемся осенним пейзажем, а во второй – ужасаемся картинами подневольного труда.)

– Какие картины вы рисуете в своем воображении?

– Как называет голод поэт? (Царем.)

– Какой художественный прием используется здесь? (Метафора.)

– Что же сделал голод? Найдите ответ в тексте .

. Водит он армии; в море судами

Правит, в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

– Какой художественный прием встретился нам здесь? (Олицетворение.)

– Какие глаголы помогают представить страшную картину подневольного труда? (Согнал, надрывались, мерзли и мокли, болели, секли, грабили.)

– Картину подневольного труда венчает и образ больного белоруса. Невозможно без сострадания читать его описание. Какие эпитеты здесь используются? (Губы бескровные, веки упавшие, спина горбатая, тощие руки, больной. )

– Что из себя представляет третья часть? (Спор поэта и генерала.)

– Каковы взгляды генерала на народ? (Он их называет варварами, диким скоплением пьяниц.)

– Он не просто так упоминает о произведениях искусства: Ватикан, Колизей, святой Стефан, Аполлон Бельведерский. Давайте обратимся к сноске в учебнике. Генерал утверждает, что все произведения искусства творят личности, а не народ. А каков взгляд генерала на воспитание детей? (Дети должны видеть только прекрасное, а страшными картинами жизни нельзя ранить их душу.)

– А вы согласны с таким мнением? (Высказывания учащихся.)

– Что мы видим в четвертой части? (Картину завершения строительства. Гулянье, веселье народное.)

– Известно, что ученые-литературоведы расходятся в оценке позиции Н. А. Некрасова в последней части. Одни считают строфы, рисующие народное веселье, мрачными, потому что здесь поэт показывает готовность людей смиренно прощать своих закоренелых врагов. А другие литературоведы действительно видят веселье.

Давайте попытаемся найти ответ на вопрос в тексте стихотворения.

. Труды роковые кончены.

Мертвые в землю закрыты; больные

Скрыты в землянках.

– О чем свидетельствуют эти строки? (Мы видим, что труды окончены, но они повлекли за собой болезнь и смерть.)

– А какие строки, на ваш взгляд, содержат в себе нотки радости?

. С Богом, теперь по домам, – поздравляю!

Шапки долой – коли я говорю!

Бочку рабочим вина выставляю

И – недоимки дарю.

– Что такое недоимки, почему получились эти недоимки? Найдите ответ в тексте.

. Все заносили десятники в книжку –

Брал ли на баню, лежал ли больной.

– Человек был болен, но все равно должен был идти на эту каторжную работу. Это нормально? (Высказывания учащихся.)

– Картину ли радости мы видим в этой части? (Высказывания учащихся.)

Вопросы для сравнения:

– Какова главная мысль художника? Поэта?

– Какие краски выбрали поэт и художник для выражения своей основной мысли?

– Что мы видим на полотне художника и какие возникают при этом мысли и чувства?

– Видит ли К. А. Савицкий выход из данного положения?

– Какие картины рисует поэт в стихотворении, что за мысли и чувства вызывают у нас как читателей?

– Как природа помогает понять авторский замысел?

– Что сближает поэта и художника?

5. Подведение итогов. Рефлексия

– Как мы увидели, главная мысль, пронизывающая все стихотворение, – мысль народная. Именно своими думами о народе делится Некрасов с молодым поколением, рассказывает о жизни простых людей вам, молодым.

На примере строительства железной дороги Петербург – Москва можно понять, какая огромная работа произведена! И в то же время надо помнить, как велика цена преобразований в России! Труд завершен. Труд огромный, но созидательный, а не разрушительный. Поэтому и народ по праву следует назвать творцом, созидателем.

– Что нового вы сегодня узнали на уроке?

– Какой этап урока вызвал у вас особый интерес?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок в 6 классе

Цели урока:

1) образовательная :

• помочь учащимся выявить отношение автора к труду простого человека;

• проследить, как Н.А. Некрасов рисует картины подневольного труда;

• научить школьников аргументировать свой ответ, применяя полученные знания;

2) развивающая:

• развивать речевую, творческую компетентности;

• расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов;

3) воспитательная:

• воспитывать толерантное отношение к окружающим;

• формировать навыки самоконтроля.

Методические приемы:

  1. Объяснение учителя
  2. Анализ текста
  3. Выразительное чтение

- Мы познакомимся с жизнью и трудом народа в стихотворении; мы узнаем , какой ценой была построена железная дорога; мы продолжим учиться анализировать стихотворный текст, отвечать на вопросы по содержанию и т.д; мы сможем поразмышлять о тяжелых жизненных условиях рабочих железной дороги, о несправедливости, обмане и т.д.

Главные вопросы урока : раскрыть образ русского человека-труженика и ответить на вопрос, как автору удалось изобразить картины подневольного труда, и в чем проявилась горькая ирония автора?

Для того, чтобы нам было бы легче анализировать это стихотворение и добиться цели урока, мы разбили это произведение на части и озаглавили каждую микротему, составили план. Каждая группа получила ДЗ - раскрыть свой пункт плана(свой эпизод). Также вы получили индивидуальную работу. Выполнить иллюстрации к произведению.

I. Картина осенней природы.

1. Песнь мертвецов.

2. Обращение автора к Ване.

3. Образ белоруса.

III. Мысли о будущем.

1. А что рабочий народ?

2. Появление лабазника.

Создается атмосфера заинтересованности - включается аудиозапись со звуком движущегося поезда .

- Какие образы возникают у вас, когда вы слышите этот звук? (едет поезд, пролетают леса, поля, стук колес, железная дорога и т д)

Обратим внимание на эпиграф:

Ваня (в кучерском армячке): (Что такое армячок, прочитайте толкование этого слова)

Папаша! Кто строил эту дорогу?

Папаша (в пальто на красной подкладке)

Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душечка!

(разговор в вагоне).

-Давайте вспомним, что такое эпиграф?

ЭПИГРАФ – краткое изречение (пословица, цитата), которое автор помещает перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Ваня (в кучерском армячке): (Что такое армячок, прочитайте толкование этого слова)

Папаша (в пальто на красной подкладке) (дети читают ремарку)

- Для чего папаша одел своего сына в армячок?

Строителем железной дороги называется граф Петр Андреевич Клейнмихель, известный своей жестокостью начальник строительства.

- Можно ли предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? (эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот граф Клейнмихель, потому что построил железную дорогу) .

-Действительно ли об этом пойдет речь в стихотворении? ( нет, в стихотворении говорится о том, что строителем железной дороги является народ, а граф лишь руководил работой)

Мы убедились, что Н.А. Некрасов как бы противопоставил эпиграф и содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда

Таким образом, истинным строителем железной дороги был многострадальный народ.

2. Анализ 1 части. Это первый пункт нашего плана.

О чем говорится в первой части? (поэт размышляет о картинах осенней природы, об осени, мелькающей за окном вагона)

Природа предстает перед нами во всем великолепии.

Найдите цитаты, подтверждающие это.

- Но какое слово выделяется из всего этого великолепия и красоты? (безобразие)

Если в природе нет безобразия, значит, оно где-то есть? Об этом мы узнаем во 2 части.

3. Анализ 2 части. Второй пункт плана Царь-голод Анализ отдельных эпизодов по плану

Что нам рассказывается во 2 части? (страдания мужиков- строителей)

Как можно соотнести 1 и 2 части? (они противопоставлены друг другу)

Как называется такой прием? (антитеза)

- Прочитайте свой отрывок.

Как называет голод поэт? (царем)

Что сделал голод? Найдите ответ в тексте:

Водит он армии; в море судами

Правит, в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Какой художественный прием встретился нам здесь? (олицетворение)

Подчас голод убивает людей, но именно голод заставляет людей в борьбе за жизнь создавать новое:

Многие – в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

(на доске или слайде дано значение слова: Созидатель - тот, кто создает что- либо).

Интонации русской народной песни слышны в следующей строфе:

2 п. - Песнь мертвецов

Прочитайте свой отрывок.

- С помощью каких слов Некрасов рисует нам толпу мертвецов?

- Реальна ли эта сцена? Почему?

-Какую песню поют мертвецы? Почему в ней именно такие слова?

-Как они поют эту песню?

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то все косточки русские.

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Эти интонации убеждают нас в сочувствии автора к народному страданию и труду, показана цена, которою построена дорога.

Правда, рассказанная при лунном сиянии, обретает фантастическое обличие. Впечатлительному мальчику и лирическому герою представляются страшные картины и видения:

Тень набежала на стекла морозные.

Что там? Толпа мертвецов!

Мы надрывались под зноем, под холодом,Или забыли давно.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – выразительное средство языка: утверждение в форме вопроса, не предполагающего ответа.

- Картину подневольного труда венчает и образ больного белоруса. Невозможно без сострадания читать его образ

3 п.п. - Белорус

Прочитайте свой отрывок.

Какие эпитеты использует автор? (губы бескровные, веки упавшие, спина горбатая, тощие руки, больной).

В толпе призраков мужиков выделяется образ белоруса:

Губы бескровные, веки упавшие, …. Мерзлую землю долбит!

-О ком и что мы узнаем из песни мертвецов?

С одной стороны автор рисует образ мертвеца, с другой стороны – это реальный труженик, доведенный тяжелым трудом до того, что он стал похож на мертвеца.

- Какое чувство вызывает у вас эта песня?

Это песня мертвецов вызывает чувство тоски и возмущения несправедливостью: страдания людей могли быть намного меньше, если бы начальство относилось к рабочим как к братьям, с уважением к их труду.

4 п.п. Обращение автора к Ване:

С какими словами обращается автор к Ване? Какое утверждение здесь является важным?

Не ужасайся их пения дикого!

С Волхова, с матушки Волги, с Оки,

С разных концов государства великого –

Это все братья твои – мужики!

В этой строфе важно утверждение, что нет людей особенных, что презрение к простонародью, которое воспитывалось в дворянских семьях, – это сословный предрассудок. Все люди на Земле братья: и генеральские дети, и ребенок, родившийся в семье крепостного крестьянина. Благородна одна лишь привычка к труду, и жизнь за чужой счет – это нарушение высшей справедливости.

III . п.п- Мысли о будущем

- Что пришлось вынести русскому народу? (вынес достаточно русский народ,

вынес и эту дорогу железную)

- Что еще предстоит вынести? (Вынесет всё, что господь ни пошлет!)

- Ради чего на долю народа выпали такие суровые испытания? Приведите цитату? (ради светлого будущего)

Эту привычку к труду благородную… уж не придется - ни мне, ни тебе

- Что автор хочет сказать нам этими строками?

Некрасов говорит о будущем с надеждой и сожалением от того, что ему, наверное, не придется жить в эту прекрасную пору.

В описании видений лунной ночи являются черты баллады.

- Что такое баллада?

БАЛЛАДА – стихотворное произведение на историческую или легендарную тему, в котором реальное сочетается с фантастическим.

- А что в стихотворении реальное, что фантастическое?

Тема строительства железной дороги, унесшая жизни, – это историческая основа.

В описании призраков выступают реальные и фантастические черты. Как в сказках привидения исчезают при первом крике петуха, так и в стихотворении Некрасова видения пропадают при свистке паровоза.

1.п.п. Сон Вани.

-Ваня – внимательный и впечатлительный мальчик – будто видел картины, которые рисовал ему попутчик, но его богатое воображение довершало страшные впечатления:

В эту минуту свисток оглушительный

Взвизгнул – исчезла толпа мертвецов!

«Видел, папаша, я сон удивительный, –

Ваня сказал, – тысяч пять мужиков,

Русских племён и пород представители

Вдруг появились – и он мне сказал:

«Вот они – нашей дороги строители.

- Как реагирует генерал на рассказ Вани об удивительном сне? (захохотал)

Авторское отношение к изображаемому – противоположное. Рассказчик хочет донести до мальчика Вани мысль о том, что именно простой народ создает богатства, которыми гордятся страны.

-Какое отношение к труженикам у людей высоких чинов?

- Правильно ли это отношение? (нет)

- его можно назвать? ( жестокое, бессердечное)

- А в реальной жизни мы сталкиваемся с таким отношением?

- Когда? (ответы из личного опыта)

IV . п. – Светлая сторона

- Заканчивается третья часть словами генерала:

Вы бы ребенку теперь показали

Светлую сторону…

1 п.п. Окончание строительства железной дороги

Слушай, мой милый: труды роковые

Кончены – немец уж рельсы кладет.

Мертвые в землю зарыты; больные

Скрыты в землянках… Теперь понятно, какая она светлая….

2п.п. А что же рабочий народ?

…рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался.

Крепко затылки чесали они:

Каждый подрядчику должен остался,

Стали в копейку прогульные дни!

Всё заносили десятники в книжку –

Брал ли на баню, лежал ли больной:

«Может, и есть тут теперича лишку,

Рабочие после окончания строительства, остались должны подрядчику

- Как это могло произойти?

Всё дело в действующей в то время системе штрафов. Например, человек, не вышедший на работу из-за болезни, мог быть оштрафован. Своих денег у рабочих не было, поэтому на какие-то нужды им нужно было брать деньги в долг у подрядчика, всё это впоследствии вычитывалось из заработной платы.

- А почему? Что может означать многоточие?

Многоточие и интонация фраз показывают, что рабочие не верят тем, кто ими руководит, они отчаялись найти правду.

3.п.п. Появление почтенного лабазника , то есть купца, торговца. Уже само описание этого персонажа противопоставляется рабочему народу.

- Сравним описание белоруса

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли; колтун в волосах…

с описанием лабазника:

В синем кафтане – почтенный лабазник, (Работа со словарной статьей)

Толстый, присадистый, красный, как медь…

- Особого внимания заслуживает фраза : Пот отирает купчина с лица…

Какой же пот вытирает купчина? Нетрудно догадаться о смысле этой фразы…

Рабочие вытирают пот от напряженного труда

- Следующая строфа своей абсурдностью вызывает ощущение ужаса:

Бочку рабочим вина выставляю

И – недоимку дарю.

Выпряг народ лошадей – и купчину

Кажется, трудно отрадней картину

Нарисовать, генерал.

ИТАК, СДЕЛАЕМ ВЫВОД о том, что самая светлая картина в произведении оказалась самой безобразной.

Достигнута ли наша цель урока?

С каким призывом Некрасов обращается к молодому поколению?

Беречь все то, что было создано людьми-тружениками и уважать людей не зависимо о их статуса.

Домашнее задание

ВложениеРазмер
kartiny_podnevolnogo_truda_v_stihotvorenii_n.docx 18.18 КБ

Предварительный просмотр:

(Урок внеклассного чтения. 6 класс.)

  1. Познакомить учащихся со страницами жизни и творчества Н.А.Некрасова,
  2. Помочь учащимся выявить отношение автора к труду простого человека, показать, как Н.А.Некрасов рисует картины подневольного труда,
  3. Развивать навыки выразительного чтения.
  1. Объяснение учителя
  2. Анализ текста
  3. Выразительное чтение

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Обратим внимание на эпиграф к главе учебника:

Воля и труд человека

Дивные дивы творят.

- О чём хотят сказать нам авторы учебника, выбирая в качестве эпиграфа эти слова Некрасова?

Цензура — просмотр произведений, предназначенных для печати или постановки на сцене, с целью надзора. Цензор — человек, осуществляющий цензуру.

О чём же говорилось в стихотворении? Сначала обратим внимание на эпиграф.

- Как вы понимаете эпиграф к стихотворению?

IV. Составление плана стихотворения.

V. Работа с текстом.

  1. Как показаны картины подневольного труда строителей железной дороги?
  2. Кому приписывается заслуга строительства железной дороги?

ВЫВОД: Некрасов показывает подневольный труд строителей дороги, он иронизирует.

Читайте также: