Н а некрасов стихотворение железная дорога картины подневольного труда конспект урока 6 класс
Обновлено: 06.07.2024
ЦЕЛИ:
УМК: Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х ч. Ч. 1. Под ред. Беленького, - М. 2008.
ПЛАН.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. Мотивация.
Назовите фамилии русских поэтов и писателей, произведения которых вы читали.
Прозвучали не все фамилии даже из школьной программы.
А как бы отнеслись к человеку, который живёт в России и не знает, кто такой А.С. Пушкин и никогда не читал его произведений? … Почему?
Итак, исходя из того, что вы сказали, можно сделать вывод о том, что знания о жизни и творчестве писателей и поэтов являются показателем уровня культурного развития человека. Именно поэтому я предлагаю сегодня изучение страниц жизни и творчества малоизвестного вам поэта. Давайте познакомимся.
Слайд 1. (фамилии появляются по щелчку).
Прошу вас назвать имена, отчества и фамилии тех писателей, портреты которых вы видите на слайде.
Прочитайте тему. Как вы думаете, о чём мы поговорим на сегодняшнем уроке? Чему мы должны научиться в результате нашей работы?
(Вывод на доску или в презентации после того, как дети назвали цели сами).
Знакомимся с Николаем Алексеевичем Некрасовым.
Это дом, в котором жил поэт, в деревне Грешнёво (ныне не сохранился). Подумайте, к какому социальному слою принадлежал Некрасов?
С ранних лет столкнулся будущий поэт с социальной несправедливостью и каторжным трудом бедноты.
Откройте учебник на странице 217, прочитайте статью о Н.А. Некрасове. Найдите в статье слова о том, чему поэт посвящает свои стихотворения в сборнике 1856 года.
Этой теме посвящено всё творчество Николая Алексеевича.
III. Строительство Николаевской железной дороги.
Что изображено на слайде? До какого времени передвигались по суше только с помощь такого транспорта?
Что изображено на слайде? Почему так важно было связать эти два города?
Видеосюжет (Вокзал станции Тверь из окна поезда). Какой путь показан в видеосюжете? Кто знает, как называется эта дорога сейчас? А как она называлась в 19 веке?
IV. Николаевская железная дорога в стихотворении Н.А. Некрасова.
В апреле 1843 года изыскательские экспедиции отправились в глухие леса и непроходимые болота, чтобы наметить трассу будущей магистрали. По желанию царя она должна была быть максимально прямой, не считаясь с рельефом местности.
Общее руководство строительством дороги было возложено на К. Ф. Толя, генерал-адъютантов А. X. Бенкендорфа, П. А. Клейнмихеля и других высших чиновников царского правительства. При комитете была учреждена Строительная комиссия, в состав которой вошли П. П. Мельников, назначенный начальником Северной дирекции (Петербург — Бологое), и Н. О. Крафт, возглавивший Южную дирекцию (Бологое — Москва). Общий объем земляных работ на железной дороге составил 45,5 млн куб. м, или в среднем 71 тыс. куб. м на 1 км пути. На линии прорезывались глубокие выемки (до 15 м) и сооружались высокие насыпи (до 40 м), большей частью из глины. Работы велись вручную. Грунты доставляли с помощью тачек и конной тяги, за исключением двух выемок на Валдайской возвышенности (Северная дирекция), где применялись экскаваторы,
На строительстве железной дороги в основном использовался труд крепостных крестьян, причем условия труда были ужасными. Рабочий день длился 16-18 часов. При осушении болот (всего было осушено 160 верст) приходилось, стоя по пояс в воде, рыть отводные канавы, засыпать болото землей, подвозить эту землю на тачках. Жили в основном в землянках, не лучшего качества была еда. На строительстве регулярно вспыхивали эпидемии опасных болезней: цинги, тифа, дизентерии. Умерших хоронили здесь же вдоль трассы. На строительстве железной дороги одновременно работало до 60 тыс. человек.
Обратимся к тексту. Сколько частей в стихотворении?
О чём первая часть? Найдите эпитеты в тексте к словам: воздух, речка, Русь. (С выводом на интерактивную доску). Есть ли сходство в стилистической окраске этих эпитетов? Мог бы так сказать генерал, отец Вани?
Кто с первых строк становится героем произведения? Кому нужен бодрящий воздух и отдых, кто употребляет в речи слова разговорного стиля?
Итак, герой стихотворения – труженик, уставший от тяжёлой работы. Поэт сразу настраивает читателя на раздумья о родине, доле народа, труде.
Перейдём ко 2 части.
Как называет Некрасов строителей дороги?
Кто такие ратники?
Почему дано такое определение: воины и мирные дети труда?
Обратите внимание на то, что автор-рассказчик хочет не рассказать, а показать правду. Почему?
Какое впечатление производят на читателя картины стройки?
Что стало причиной решения людей участвовать в строительстве?
Какой эпитет использует автор в определении голода? Почему?
Обратимся к песне мертвецов.
Для чего поэт использует ряд глаголов? (мерзли, мокли, болели, грабили, секло, давила – с выводом на интерактивную доску).
Чей образ становится самым ярким портретом строителей дороги?
Как выглядел белорус?
В чём причина такого состояния труженика?
Как вы думаете, какие чувства испытывает автор к строителям?
VI. Итог урока.
Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? (Вывод на доску или в презентации после того, как вспомнили дети).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Служи не славе, не искусству, –
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
2. Проверка д/з
3. Постановка целей и задач
Служи не славе, не искусству, –
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Чтобы лучше понять поэта, вспомним некоторые страницы его биографии.
4. Работа по теме урока
1) Чтение статьи учебника о биографии Н.А. Некрасова
-Каким человеком вы увидели Н. А. Некрасова?
– Что такое эпиграф?
2) Прослушивание стихотворения
– Что предваряет текст стихотворения? (Эпиграф.)
– В чем особенность эпиграфа? (Написан в форме диалога.)
– Кто участвует в диалоге? (В диалоге участвуют отец и сын.)
– На что настраивает нас эпиграф? Можно ли предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? (Эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот Петр Андреевич Клейнмихель, потому что построил железную дорогу.)
– Действительно ли об этом пойдет речь в стихотворении? (В стихотворении же говорится о том, что строителем железной дороги является народ, а граф лишь руководил работой.)
– Таким образом, мы убедились, что Н. А. Некрасов как бы противопоставил эпиграф и само содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда.
К какой важной мысли поэт хочет нас подвести? (Истинным строителем железной дороги явился многострадальный народ.)
– Из скольких частей состоит стихотворение? (Из 4-х частей.)
– О чем говорится в первой части? (Поэт размышляет о картинах осенней природы, об осени, мелькающей за окном вагона.)
– Природа предстает перед нами во всем великолепии. А какие художественные приемы помогают создать всю прелесть осеннего пейзажа? (Эпитеты: славная осень; здоровый, ядреный воздух; лед неокрепший; речка студеная; морозные ночи. Сравнения: лед… словно тающий сахар; листья лежат, как кове; выспаться можно около леса, как в мягкой постели.)
– Давайте выразительно прочитаем эту часть, пытаясь передать великолепие природы.
– Поезд весело мчался по рельсам, а поэт думал думу свою. А вот о чем думает лирический герой, мы узнаем из второй части стихотворения. Что нам рассказывается в этой части? (Во 2-й части показаны страдания мужиков-строителей.)
– Как можно соотнести 1 и 2 части? Соответствуют ли они по тональности, настроению? (Они как бы противопоставляются друг другу. В первой части мы восхищаемся осенним пейзажем, а во второй – ужасаемся картинами подневольного труда.)
– Какие картины вы рисуете в своем воображении?
– Как называет голод поэт? (Царем.)
– Какой художественный прием используется здесь? (Метафора.)
– Что же сделал голод? Найдите ответ в тексте .
. Водит он армии; в море судами
Правит, в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
– Какой художественный прием встретился нам здесь? (Олицетворение.)
– Какие глаголы помогают представить страшную картину подневольного труда? (Согнал, надрывались, мерзли и мокли, болели, секли, грабили.)
– Картину подневольного труда венчает и образ больного белоруса. Невозможно без сострадания читать его описание. Какие эпитеты здесь используются? (Губы бескровные, веки упавшие, спина горбатая, тощие руки, больной. )
– Что из себя представляет третья часть? (Спор поэта и генерала.)
– Каковы взгляды генерала на народ? (Он их называет варварами, диким скоплением пьяниц.)
– Он не просто так упоминает о произведениях искусства: Ватикан, Колизей, святой Стефан, Аполлон Бельведерский. Давайте обратимся к сноске в учебнике. Генерал утверждает, что все произведения искусства творят личности, а не народ. А каков взгляд генерала на воспитание детей? (Дети должны видеть только прекрасное, а страшными картинами жизни нельзя ранить их душу.)
– А вы согласны с таким мнением? (Высказывания учащихся.)
– Что мы видим в четвертой части? (Картину завершения строительства. Гулянье, веселье народное.)
– Известно, что ученые-литературоведы расходятся в оценке позиции Н. А. Некрасова в последней части. Одни считают строфы, рисующие народное веселье, мрачными, потому что здесь поэт показывает готовность людей смиренно прощать своих закоренелых врагов. А другие литературоведы действительно видят веселье.
Давайте попытаемся найти ответ на вопрос в тексте стихотворения.
. Труды роковые кончены.
Мертвые в землю закрыты; больные
Скрыты в землянках.
– О чем свидетельствуют эти строки? (Мы видим, что труды окончены, но они повлекли за собой болезнь и смерть.)
– А какие строки, на ваш взгляд, содержат в себе нотки радости?
. С Богом, теперь по домам, – поздравляю!
Шапки долой – коли я говорю!
Бочку рабочим вина выставляю
И – недоимки дарю.
– Что такое недоимки, почему получились эти недоимки? Найдите ответ в тексте.
. Все заносили десятники в книжку –
Брал ли на баню, лежал ли больной.
– Человек был болен, но все равно должен был идти на эту каторжную работу. Это нормально? (Высказывания учащихся.)
– Картину ли радости мы видим в этой части? (Высказывания учащихся.)
Вопросы для сравнения:
– Какова главная мысль художника? Поэта?
– Какие краски выбрали поэт и художник для выражения своей основной мысли?
– Что мы видим на полотне художника и какие возникают при этом мысли и чувства?
– Видит ли К. А. Савицкий выход из данного положения?
– Какие картины рисует поэт в стихотворении, что за мысли и чувства вызывают у нас как читателей?
– Как природа помогает понять авторский замысел?
– Что сближает поэта и художника?
5. Подведение итогов. Рефлексия
– Как мы увидели, главная мысль, пронизывающая все стихотворение, – мысль народная. Именно своими думами о народе делится Некрасов с молодым поколением, рассказывает о жизни простых людей вам, молодым.
На примере строительства железной дороги Петербург – Москва можно понять, какая огромная работа произведена! И в то же время надо помнить, как велика цена преобразований в России! Труд завершен. Труд огромный, но созидательный, а не разрушительный. Поэтому и народ по праву следует назвать творцом, созидателем.
– Что нового вы сегодня узнали на уроке?
– Какой этап урока вызвал у вас особый интерес?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок в 6 классе
Цели урока:
1) образовательная :
• помочь учащимся выявить отношение автора к труду простого человека;
• проследить, как Н.А. Некрасов рисует картины подневольного труда;
• научить школьников аргументировать свой ответ, применяя полученные знания;
2) развивающая:
• развивать речевую, творческую компетентности;
• расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов;
3) воспитательная:
• воспитывать толерантное отношение к окружающим;
• формировать навыки самоконтроля.
Методические приемы:
- Объяснение учителя
- Анализ текста
- Выразительное чтение
- Мы познакомимся с жизнью и трудом народа в стихотворении; мы узнаем , какой ценой была построена железная дорога; мы продолжим учиться анализировать стихотворный текст, отвечать на вопросы по содержанию и т.д; мы сможем поразмышлять о тяжелых жизненных условиях рабочих железной дороги, о несправедливости, обмане и т.д.
Главные вопросы урока : раскрыть образ русского человека-труженика и ответить на вопрос, как автору удалось изобразить картины подневольного труда, и в чем проявилась горькая ирония автора?
Для того, чтобы нам было бы легче анализировать это стихотворение и добиться цели урока, мы разбили это произведение на части и озаглавили каждую микротему, составили план. Каждая группа получила ДЗ - раскрыть свой пункт плана(свой эпизод). Также вы получили индивидуальную работу. Выполнить иллюстрации к произведению.
I. Картина осенней природы.
1. Песнь мертвецов.
2. Обращение автора к Ване.
3. Образ белоруса.
III. Мысли о будущем.
1. А что рабочий народ?
2. Появление лабазника.
Создается атмосфера заинтересованности - включается аудиозапись со звуком движущегося поезда .
- Какие образы возникают у вас, когда вы слышите этот звук? (едет поезд, пролетают леса, поля, стук колес, железная дорога и т д)
Обратим внимание на эпиграф:
Ваня (в кучерском армячке): (Что такое армячок, прочитайте толкование этого слова)
Папаша! Кто строил эту дорогу?
Папаша (в пальто на красной подкладке)
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душечка!
(разговор в вагоне).
-Давайте вспомним, что такое эпиграф?
ЭПИГРАФ – краткое изречение (пословица, цитата), которое автор помещает перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль.
Ваня (в кучерском армячке): (Что такое армячок, прочитайте толкование этого слова)
Папаша (в пальто на красной подкладке) (дети читают ремарку)
- Для чего папаша одел своего сына в армячок?
Строителем железной дороги называется граф Петр Андреевич Клейнмихель, известный своей жестокостью начальник строительства.
- Можно ли предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? (эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот граф Клейнмихель, потому что построил железную дорогу) .
-Действительно ли об этом пойдет речь в стихотворении? ( нет, в стихотворении говорится о том, что строителем железной дороги является народ, а граф лишь руководил работой)
Мы убедились, что Н.А. Некрасов как бы противопоставил эпиграф и содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда
Таким образом, истинным строителем железной дороги был многострадальный народ.
2. Анализ 1 части. Это первый пункт нашего плана.
О чем говорится в первой части? (поэт размышляет о картинах осенней природы, об осени, мелькающей за окном вагона)
Природа предстает перед нами во всем великолепии.
Найдите цитаты, подтверждающие это.
- Но какое слово выделяется из всего этого великолепия и красоты? (безобразие)
Если в природе нет безобразия, значит, оно где-то есть? Об этом мы узнаем во 2 части.
3. Анализ 2 части. Второй пункт плана Царь-голод Анализ отдельных эпизодов по плану
Что нам рассказывается во 2 части? (страдания мужиков- строителей)
Как можно соотнести 1 и 2 части? (они противопоставлены друг другу)
Как называется такой прием? (антитеза)
- Прочитайте свой отрывок.
Как называет голод поэт? (царем)
Что сделал голод? Найдите ответ в тексте:
Водит он армии; в море судами
Правит, в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Какой художественный прием встретился нам здесь? (олицетворение)
Подчас голод убивает людей, но именно голод заставляет людей в борьбе за жизнь создавать новое:
Многие – в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
(на доске или слайде дано значение слова: Созидатель - тот, кто создает что- либо).
Интонации русской народной песни слышны в следующей строфе:
2 п. - Песнь мертвецов
Прочитайте свой отрывок.
- С помощью каких слов Некрасов рисует нам толпу мертвецов?
- Реальна ли эта сцена? Почему?
-Какую песню поют мертвецы? Почему в ней именно такие слова?
-Как они поют эту песню?
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то все косточки русские.
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Эти интонации убеждают нас в сочувствии автора к народному страданию и труду, показана цена, которою построена дорога.
Правда, рассказанная при лунном сиянии, обретает фантастическое обличие. Впечатлительному мальчику и лирическому герою представляются страшные картины и видения:
Тень набежала на стекла морозные.
Что там? Толпа мертвецов!
Мы надрывались под зноем, под холодом, …Или забыли давно.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – выразительное средство языка: утверждение в форме вопроса, не предполагающего ответа.
- Картину подневольного труда венчает и образ больного белоруса. Невозможно без сострадания читать его образ
3 п.п. - Белорус
Прочитайте свой отрывок.
Какие эпитеты использует автор? (губы бескровные, веки упавшие, спина горбатая, тощие руки, больной).
В толпе призраков мужиков выделяется образ белоруса:
Губы бескровные, веки упавшие, …. Мерзлую землю долбит!
-О ком и что мы узнаем из песни мертвецов?
С одной стороны автор рисует образ мертвеца, с другой стороны – это реальный труженик, доведенный тяжелым трудом до того, что он стал похож на мертвеца.
- Какое чувство вызывает у вас эта песня?
Это песня мертвецов вызывает чувство тоски и возмущения несправедливостью: страдания людей могли быть намного меньше, если бы начальство относилось к рабочим как к братьям, с уважением к их труду.
4 п.п. Обращение автора к Ване:
С какими словами обращается автор к Ване? Какое утверждение здесь является важным?
Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого –
Это все братья твои – мужики!
В этой строфе важно утверждение, что нет людей особенных, что презрение к простонародью, которое воспитывалось в дворянских семьях, – это сословный предрассудок. Все люди на Земле братья: и генеральские дети, и ребенок, родившийся в семье крепостного крестьянина. Благородна одна лишь привычка к труду, и жизнь за чужой счет – это нарушение высшей справедливости.
III . п.п- Мысли о будущем
- Что пришлось вынести русскому народу? (вынес достаточно русский народ,
вынес и эту дорогу железную)
- Что еще предстоит вынести? (Вынесет всё, что господь ни пошлет!)
- Ради чего на долю народа выпали такие суровые испытания? Приведите цитату? (ради светлого будущего)
Эту привычку к труду благородную… уж не придется - ни мне, ни тебе
- Что автор хочет сказать нам этими строками?
Некрасов говорит о будущем с надеждой и сожалением от того, что ему, наверное, не придется жить в эту прекрасную пору.
В описании видений лунной ночи являются черты баллады.
- Что такое баллада?
БАЛЛАДА – стихотворное произведение на историческую или легендарную тему, в котором реальное сочетается с фантастическим.
- А что в стихотворении реальное, что фантастическое?
Тема строительства железной дороги, унесшая жизни, – это историческая основа.
В описании призраков выступают реальные и фантастические черты. Как в сказках привидения исчезают при первом крике петуха, так и в стихотворении Некрасова видения пропадают при свистке паровоза.
1.п.п. Сон Вани.
-Ваня – внимательный и впечатлительный мальчик – будто видел картины, которые рисовал ему попутчик, но его богатое воображение довершало страшные впечатления:
В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул – исчезла толпа мертвецов!
«Видел, папаша, я сон удивительный, –
Ваня сказал, – тысяч пять мужиков,
Русских племён и пород представители
Вдруг появились – и он мне сказал:
«Вот они – нашей дороги строители.
- Как реагирует генерал на рассказ Вани об удивительном сне? (захохотал)
Авторское отношение к изображаемому – противоположное. Рассказчик хочет донести до мальчика Вани мысль о том, что именно простой народ создает богатства, которыми гордятся страны.
-Какое отношение к труженикам у людей высоких чинов?
- Правильно ли это отношение? (нет)
- его можно назвать? ( жестокое, бессердечное)
- А в реальной жизни мы сталкиваемся с таким отношением?
- Когда? (ответы из личного опыта)
IV . п. – Светлая сторона
- Заканчивается третья часть словами генерала:
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону…
1 п.п. Окончание строительства железной дороги
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены – немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках… Теперь понятно, какая она светлая….
2п.п. А что же рабочий народ?
…рабочий народ
Тесной гурьбой у конторы собрался.
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!
Всё заносили десятники в книжку –
Брал ли на баню, лежал ли больной:
«Может, и есть тут теперича лишку,
Рабочие после окончания строительства, остались должны подрядчику
- Как это могло произойти?
Всё дело в действующей в то время системе штрафов. Например, человек, не вышедший на работу из-за болезни, мог быть оштрафован. Своих денег у рабочих не было, поэтому на какие-то нужды им нужно было брать деньги в долг у подрядчика, всё это впоследствии вычитывалось из заработной платы.
- А почему? Что может означать многоточие?
Многоточие и интонация фраз показывают, что рабочие не верят тем, кто ими руководит, они отчаялись найти правду.
3.п.п. Появление почтенного лабазника , то есть купца, торговца. Уже само описание этого персонажа противопоставляется рабочему народу.
- Сравним описание белоруса
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах…
с описанием лабазника:
В синем кафтане – почтенный лабазник, (Работа со словарной статьей)
Толстый, присадистый, красный, как медь…
- Особого внимания заслуживает фраза : Пот отирает купчина с лица…
Какой же пот вытирает купчина? Нетрудно догадаться о смысле этой фразы…
Рабочие вытирают пот от напряженного труда
- Следующая строфа своей абсурдностью вызывает ощущение ужаса:
Бочку рабочим вина выставляю
И – недоимку дарю.
Выпряг народ лошадей – и купчину
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал.
ИТАК, СДЕЛАЕМ ВЫВОД о том, что самая светлая картина в произведении оказалась самой безобразной.
Достигнута ли наша цель урока?
С каким призывом Некрасов обращается к молодому поколению?
Беречь все то, что было создано людьми-тружениками и уважать людей не зависимо о их статуса.
Домашнее задание
Вложение | Размер |
---|---|
kartiny_podnevolnogo_truda_v_stihotvorenii_n.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
(Урок внеклассного чтения. 6 класс.)
- Познакомить учащихся со страницами жизни и творчества Н.А.Некрасова,
- Помочь учащимся выявить отношение автора к труду простого человека, показать, как Н.А.Некрасов рисует картины подневольного труда,
- Развивать навыки выразительного чтения.
- Объяснение учителя
- Анализ текста
- Выразительное чтение
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
Обратим внимание на эпиграф к главе учебника:
Воля и труд человека
Дивные дивы творят.
- О чём хотят сказать нам авторы учебника, выбирая в качестве эпиграфа эти слова Некрасова?
Цензура — просмотр произведений, предназначенных для печати или постановки на сцене, с целью надзора. Цензор — человек, осуществляющий цензуру.
О чём же говорилось в стихотворении? Сначала обратим внимание на эпиграф.
- Как вы понимаете эпиграф к стихотворению?
IV. Составление плана стихотворения.
V. Работа с текстом.
- Как показаны картины подневольного труда строителей железной дороги?
- Кому приписывается заслуга строительства железной дороги?
ВЫВОД: Некрасов показывает подневольный труд строителей дороги, он иронизирует.
Читайте также: