Пройдет зима холодная конспект занятия в подготовительной группе
Обновлено: 05.07.2024
Цель: уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время года.
Задачи:
Показать зависимость состояния растений от внешних условий: деревья и кустарники без листьев не растут, потому что не хватает необходимого фактора (тепла, воды, света);
Показать красоту природы через стихотворные произведения;
Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям: заснеженным пейзажам, деревьям в инее, сверкающему снегу, зимним развлечениям. Рассказать, что зима своей красотой вдохновила художников писать картины, композиторов сочинять музыку, поэтов – стихи;
Ход занятия:
1 часть.
Воспитатель: Сыплет, сыплет белый снег,
Тихо-тихо, как во сне,
Белый-белый и густой.
Скажем мы ему: «Постой,
Всё уже бело кругом –
Белый лес и белый дом,
Поле белое, река.
Слепим мы снеговика,
Выпал снег для детворы.
Под голубыми небесами
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет.
И речка подо льдом блестит…
Дети, о каком времени года идёт речь?
Воспитатель: Назовите зимние месяцы.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Расскажите о признаках зимы. Я буду называть слова, а вы составлять предложения. И так, снег.
Ребёнок: Зимой земля покрыта снегом.
Ребёнок: На улице трескучий мороз.
Ребёнок: Реки и озёра покрыты льдом.
Ребёнок: Деревья стоят голые, только ёлочки зеленеют.
Ребенок: С севера прилетают снегири.
Ребенок: На участке дети развесили кормушки.
Ребенок: Зимой дети лепят снеговиков.
Воспитатель: Шуба, шапка.
Ребенок: Зимой люди надевают шубы, шапки, шарфы, валенки.
Дети, послушайте замечательные стихи о нашей матушке-зиме.
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать –
Пусть мороз твой трещит;
Наша русская кровь
На морозе горит!
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
И под утро снегом
Тёмный лес что шапкой
И заснул под нею
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
Ой, мороз, мороз, мороз,
Снегом ветки он занёс.
(Покачивают кистями рук над головой).
А мы не боимся, а мы веселимся!
(Грозят пальцем, хлопают в ладоши).
Ой, мороз, мороз, мороз,
Он хватает нас за нос.
(Прикладывают палец к носу).
А мы не боимся, а мы веселимся!
(Грозят пальцем, хлопают в ладоши).
Ой, мороз, мороз, мороз,
Щиплет щёки он до слёз.
(Прикладывают ладоши к щекам).
А мы не боимся, а мы веселимся!
(Грозят пальцем, хлопают в ладоши).
Лыжи с санками возьмём
И кататься в лес пойдём.
(Выполняют движение руками, как при ходьбе на лыжах).
А мы не боимся, а мы веселимся!
(Грозят пальцем, хлопают в ладоши).
2 часть.
Давайте с вами сделаем перерыв и дадим нашим глазкам отдохнуть.
Зрительная гимнастика: "Дождик".
Дождик, дождик, пуще лей. (с мотрят вверх).
Капай, капель не жалей. (с мотрят вниз).
Только нас не замочи. (д елают круговые движения глазами).
Зря в окошко не стучи. (моргают).
Повторить упражнение 2 раза.
Художники очень любили русскую природу, в пейзажах они отражали своё настроение, чувства.
Пройдёт зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые.
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.
3 часть.
Друзья, прежде, чем мы приступим к рисованию, давайте разомнём наши пальчики:
Пальчиковая гимнастика: "Домик":
Под грибом - шалашик-домик, (ладони шалашиком).
Там живёт веселый гномик. (потереть ладонями друг о друга).
Мы тихонько постучим, (постучать кулаком одной руки о л адонь другой руки).
В колокольчик позвоним. (позвонить в колокольчик).
Двери нам откроет гномик, (похлопать в ладоши).
Станет звать в шалашик-домик. (ладони шалашиком).
В домике дощатый пол, (ладони ребром прижаты друг к другу).
А на нём - дубовый стол. (показывать стол пальцами).
Рядом - стул с высокой спинкой (показывать стул пальцами).
На столе - тарелка с вилкой. (ладонь левой руки направлена вверх (тарелка), правая рука (вилка) направлена вниз).
Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме, как времени года, о жизни и приспособлении животных, зимующих птиц к зимним условиям.
Задачи:
Обучающие:
Закрепить знания о зиме и зимних забавах.
Закрепить представление детей о приспособлении зимующих птиц и животных зимой.
Учить различать зимующих и перелётных птиц.
Формировать обобщённое представление детей о зимующих птицах и животных в зимнее время года.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, память, зрительное восприятие.
Развивать умение поддерживать беседу, связную речь.
Развивать эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, сопереживать животным и птицам, оказывать им посильную помощь.
Словарная работа: зима, метель, снег, пурга, мороз, пышным, пушистым, зимние забавы, зимующие птицы, дикие животные, санки, коньки, скатываться.
Материалы и оборудование: кормушка, силуэты зимующих и перелётных птиц.
В НОД использованы методы и приёмы: наглядный – показ картинок, иллюстраций; словесный – ответы на вопросы, беседы; игровые – дидактическая игра.
Ход занятия:
Воспитатель: Я приглашаю вас в круг, чтобы мы поприветствовали друг друга. Возьмитесь за руки и вместе скажем:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг!
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Сегодня я сороку повстречала
Письмо она мне передала
А сорока ведь птица – знатная
Принесла письмо приятное. А вы знаете от кого оно?
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно. Готовы?
Кто поляны белит белым.
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
Воспитатель: Зима. Верно ребята. И говорить мы будем о зиме.
Воспитатель: Давайте назовём зимние месяцы.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Правильно, у зимы три месяца.
Воспитатель: Что происходит зимой в природе?
Дети: Идёт снег, деревья стоят голые, метель, снег, пурга, мороз многие птицы улетели в тёплые края.
Воспитатель: Да ребята, зима пришла, укутала землю пышным одеялом. Деревья украсила пушистым инеем, многие птицы улетели в тёплые края.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинки и скажите, чем же зима прекрасна?
Дети: Можно кататься на санках, на коньках, лыжах, лепить снеговика, скатываться с горки.
Воспитатель: Верно, зима подарила нам разные зимние забавы. Зима – красивое время года? Правда?
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает приметы про зиму?
Дети: Зима – холодная лето жаркое.
Птицы хохлятся - к непогоде.
В январе много сосулек – к урожаю.
Воспитатель: Молодцы. У зимы много примет. Насколько благосклонна будет зима, зависит каким будет будущий урожай, а значит - весь будущий год.
Воспитатель: Я вам предлагаю немного отдохнуть.
По сугробам мы шагаем
Ноги выше поднимаем
Бабу снежную слепили
Птичек крошками кормили
С горки мы потом катались
А ещё в снегу валялись
Все в снегу пришли домой
Съели суп и спать легли.
Воспитатель: Отдохнули? Ребята, скажите, каких птиц мы можем встретить в это время года?
Дети: Воробей, синица, дятел, снегирь, ворона, клёст и т д.
Воспитатель: Как мы можем назвать этих птиц одним словом?
Воспитатель: Правильно, зимующие. А как вы думаете, почему они так называются – зимующие?
Дети: Они не улетают в тёплые края.
Воспитатель: Верно. Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать себе еду. Чем питаются птицы зимой?
Дети: Ягодами, шишками, плодами деревьев, крошками.
Воспитатель: А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
Дети: Подкармливать птиц.
Воспитатель: Птиц обязательно надо подкармливать зимой. Что для этого нужно?
Воспитатель: Да. Как надо следить за кормушками?
Дети: Очищать от снега и насыпать корм.
Воспитатель: Верно. Мы с вами поговорили о птицах, решили, как нужно помогать птицам, а теперь я вам предлагаю поиграть в игру.
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. Ребята, зима нам с вами ещё загадки приготовила. Отгадаем их?
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык! (заяц)
Лесная рыжая плутовка-
Известна всем её сноровка,
С ней аккуратней, не зевай
А дверь в курятник запирай! (лиса)
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой,
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый (волк)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой но спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)
Воспитатель: Какие вы все сообразительные и умные! Все загадки от зимы отгадали. А что делают зимой животные?
Дети: Делают запасы, меняют шубки на более тёплые, делают норки, куда можно спрятаться.
Воспитатель: Где живут эти животные?
Воспитатель: Как их можно назвать одним словом?
Дети: Дикие животные.
Дети: Сами себе добывают пищу.
Воспитатель: А какие животные впадают в спячку, вы знаете?
Дети: Медведь, ёж, барсук.
Воспитатель: Молодцы. Как вы думаете, ребята, нравится ли животным и птицам суровая зима?
Дети: Нет, им холодно и голодно зимой, трудно искать корм под снегом, несмотря на тёплые шубки, они всё равно мёрзнут.
Воспитатель: Поэтому, мы с вами будем заботиться о них, подкармливать, строить кормушки.
Итог: О каком времени года мы с вами беседовали? Какая она бывает зима? О каких животных и птицах рассказывали? А вам нравится зима, чем она вас привлекает? Как мы можем заботиться о птицах?
Воспитатель: Всё верно. Ребята, наше занятие подошло к концу. Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали.
Список используемой литературы:
Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000.
Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000.
Горбатенко О. Ф. – Система экологического воспитания в ДОУ – Волгоград : Учитель, 2008.
Морозова И. А., Пушкарёва М. А. Ознакомление с окружающим миром. – М. : Мозаика- Синтез, 2006.
Цель: уточнить и закрепить представления детей о зиме, о том, как животные и птицы приспособлены к жизни в холодное время года, развивать восприятие красоты зимней природы; обучение рассказыванию с использованием рисунков-схем.
Оборудование: ежик, персонаж из крупного театра; наборное полотно с рисунками-схемами; картина осеннего леса.
1 Орг. момент.
Раз, два, три, четыре, пять,
Раз, два, три, четыре, пять,
Раз, два, три, четыре, пять,
Раз, два, три, четыре, пять,
2 Воспитатель: «Сегодня мы с вами будем говорить о волшебнице. А что это за волшебница, догадайтесь:
Дел у меня немало,
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Зовут меня… (зима).
-Правильно, сегодня мы будем говорить с вами о волшебнице- зиме.
-Какая же зима? (белая, морозная, снежная…)
-Снег какой? (белый, пушистый, мохнатый, чистый…).
-А что такое сугроб? Какие бывают сугробы?
-Какой лед? (прозрачный, гладкий, хрупкий…).
-Каким бывает лес зимой? (спящим, неподвижным, красивым…).
-Стихотворение С. Есенина «Заколдован невидимкой…).
-Зимние дни. Какие? (короткие, холодные, морозные, солнечные…).
-Почему не слышны птичьих голосов в лесу?
-Какие птицы остались у нас зимовать? (воробьи, синицы, вороны…).
-Следы каких животных можно встретить в зимнем лесу на белом, снежном покрывале? (зайца, белки…).
3 Воспитатель: «Молодцы! Но кто это шевелиться, пыхтит у меня под столом?
-Да ведь это ежик! (персонаж кукольного театра).
-Здравствуй, ежик! Как ты здесь очутился?
Ежик- Здравствуйте! Рыжая плутовка- лиса разбудила меня, я вылез из своей норки и …совсем замерз. Вот и закатился к вам в детский сад погреться. Вот вы тут все про зиму говорили, а я всю зиму сплю и ничего о ней не знаю. Расскажите мне ребята, пожалуйста, о ней.
-Давайте мы не только расскажем, но и нарисуем ему зиму.
4 На доску вывешивается картина осеннего леса с прорезями. Рядом наборное полотно, на котором размещены рисунки- схемы животных и птиц.
- Ежик, знаком тебе этот лес?
-А знаешь ли ты, сколько месяцев гостит зима? И как называются зимние месяцы?
Декабрь- первый месяц зимы.
Стынут ветви у берез,
По ногам трещит мороз,
Ну а мишке все равно:
Он в берлоге спит давно.
Декабрь- стужайло на всю зиму землю студит.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Январь- году начало, зиме середина.
В январе солнце сквозь слезы улыбается.
Замело в лесу пригорки
И овражки замело.
Зайка выскочил из норки-
Тихо. Холодно. Бело.
Февраль- последний месяц зимы.
В феврале зима с весной встречаются впервой.
-Февраль месяц лютый, спрашивает как обутый.
Февраль три часа дня прибавит.
Февраль- вьюговей, февраль- бокогрей.
Февраль- воду подпустит, март подберет.
«Ходит грозный Вьюговей
В снежной шапке до бровей,
Даже волк, разбойник волк.
Испугался и примолк.
-Ничего, ежик, ребята тебе сейчас все- все про зиму расскажут.
6 Дети поочередно проговаривают предложения и при этом вставляют в прорезь на картине соответствующий рисунок- схему.
Примерный рассказ.
На наборном полотне остался медведь.
Мы в снежки играем смело,
Ах какое это дело!
Нам в снежки играть не лень.
Мы играем целый день.
Хлоп- хлоп! Не зевай!
Ты скорей в снежки играй!
Хлоп- хлоп! Не зевай!
А теперь в меня бросай.
Пусть мороз морозит нас,
Мы погреемся сейчас:
8 Повторный пересказ.
Один ребенок начинает, следующий продолжает (3-4 детей).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
План – конспект занятия
Тема: Зима холодная
Воспитатель: Баженова Е.А.
Структура занятия:
I. Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, давайте обратим внимание на то, что происходит за окном. Какая погода на улице? Какое время года?
Воспитатель : Правильно, ребята, зима. А зимой холодно или тепло?
Воспитатель : Верно, зимой холодно. Повсюду лежит снег.
Замела ты все дома,
Елки в шапки нарядила,
Белой шалью двор укрыла,
Снег в сугробы намела.
Все бело — зима пришла!
Воспитатель : Посмотрите, дети, что изображено на картине?
(Рассматривание иллюстраций) .
Зима - это холодное время года, если мы прислушаемся, то сможем ее даже услышать.
Воспитатель : Услышали, как поет метель и воет вьюга?
Ребята, а вы любите гулять на улице зимой?
Воспитатель : Чтобы нам не замерзнуть, нужно одеваться теплее. Что мы носим из одежды зимой, ребята? А это наша кукла Катя, она собирается погулять, поможем ей одеться, ребята?
Воспитатель предлагает рассмотреть элементы одежды и приложить картинки на магнитную доску, где находится кукла. Таким образом, ребята собирают куклу на зимнюю прогулку.
II . Основная часть:
Воспитатель : Ребята, а как дети зиме радуются, что зимой можно делать?
Дети: кататься на санках, ледянках, ватрушках. (Воспитатель вывешивает картинки с изображением катающихся детей).
Воспитатель : ребята, смотрите, нам пришла посылка от деда Мороза, он прислала нам настоящий снег. Давайте с вами посмотрим. какой он – холодный или теплый? А узнать нам помогут наши ручки, глазки, носики. Потрогайте снег руками и скажите, какой он, теплый или холодный? Во что снег превращается?
Дети: стал водой.
Воспитатель : Снег холодный, белый, ничем не пахнет, грязный, если его съесть, можно заболеть! Молодцы, ребята, очень весело мы с вами позанимались!
Индивидуальная работа: закрепить знание основных признаков зимы.
III . Заключительная часть:
Ребята, какое сейчас время года? (Зима). А что лежит на земле и на деревьях? (Снег). А какой он цветом? (белый снег). Летом тепло, а зимой? (Холодно). Что мы одеваем на улицу? (Куртку, шапку, шарф, сапоги, варежки).
Читайте также: