Пройдет зима холодная конспект занятия в подготовительной группе

Обновлено: 05.07.2024

Цель: уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время года.

Задачи:

Показать зависимость состояния растений от внешних условий: деревья и кустарники без листьев не растут, потому что не хватает необходимого фактора (тепла, воды, света);

Показать красоту природы через стихотворные произведения;

Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям: заснеженным пейзажам, деревьям в инее, сверкающему снегу, зимним развлечениям. Рассказать, что зима своей красотой вдохновила художников писать картины, композиторов сочинять музыку, поэтов – стихи;

Ход занятия:

1 часть.

Воспитатель: Сыплет, сыплет белый снег,

Тихо-тихо, как во сне,

Белый-белый и густой.

Скажем мы ему: «Постой,

Всё уже бело кругом –

Белый лес и белый дом,

Поле белое, река.

Слепим мы снеговика,

Выпал снег для детворы.

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет.

И речка подо льдом блестит…

Дети, о каком времени года идёт речь?

Воспитатель: Назовите зимние месяцы.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Расскажите о признаках зимы. Я буду называть слова, а вы составлять предложения. И так, снег.

Ребёнок: Зимой земля покрыта снегом.

Ребёнок: На улице трескучий мороз.

Ребёнок: Реки и озёра покрыты льдом.

Ребёнок: Деревья стоят голые, только ёлочки зеленеют.

Ребенок: С севера прилетают снегири.

Ребенок: На участке дети развесили кормушки.

Ребенок: Зимой дети лепят снеговиков.

Воспитатель: Шуба, шапка.

Ребенок: Зимой люди надевают шубы, шапки, шарфы, валенки.

Дети, послушайте замечательные стихи о нашей матушке-зиме.

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас –

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать –

Пусть мороз твой трещит;

Наша русская кровь

На морозе горит!

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

И под утро снегом

Тёмный лес что шапкой

И заснул под нею

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

Ой, мороз, мороз, мороз,

Снегом ветки он занёс.

(Покачивают кистями рук над головой).

А мы не боимся, а мы веселимся!

(Грозят пальцем, хлопают в ладоши).

Ой, мороз, мороз, мороз,

Он хватает нас за нос.

(Прикладывают палец к носу).

А мы не боимся, а мы веселимся!

(Грозят пальцем, хлопают в ладоши).

Ой, мороз, мороз, мороз,

Щиплет щёки он до слёз.

(Прикладывают ладоши к щекам).

А мы не боимся, а мы веселимся!

(Грозят пальцем, хлопают в ладоши).

Лыжи с санками возьмём

И кататься в лес пойдём.

(Выполняют движение руками, как при ходьбе на лыжах).

А мы не боимся, а мы веселимся!

(Грозят пальцем, хлопают в ладоши).

2 часть.

Давайте с вами сделаем перерыв и дадим нашим глазкам отдохнуть.

Зрительная гимнастика: "Дождик".

Дождик, дождик, пуще лей. (с мотрят вверх).

Капай, капель не жалей. (с мотрят вниз).

Только нас не замочи. (д елают круговые движения глазами).

Зря в окошко не стучи. (моргают).

Повторить упражнение 2 раза.

Художники очень любили русскую природу, в пейзажах они отражали своё настроение, чувства.

Пройдёт зима холодная,

Настанут дни весенние,

Теплом растопит солнышко,

Как воск, снега пушистые.

И вместе с травкой бархатной

Взойдут цветы душистые.

3 часть.

Друзья, прежде, чем мы приступим к рисованию, давайте разомнём наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика: "Домик":

Под грибом - шалашик-домик, (ладони шалашиком).

Там живёт веселый гномик. (потереть ладонями друг о друга).

Мы тихонько постучим, (постучать кулаком одной руки о л адонь другой руки).

В колокольчик позвоним. (позвонить в колокольчик).

Двери нам откроет гномик, (похлопать в ладоши).

Станет звать в шалашик-домик. (ладони шалашиком).

В домике дощатый пол, (ладони ребром прижаты друг к другу).

А на нём - дубовый стол. (показывать стол пальцами).

Рядом - стул с высокой спинкой (показывать стул пальцами).

На столе - тарелка с вилкой. (ладонь левой руки направлена вверх (тарелка), правая рука (вилка) направлена вниз).

Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме, как времени года, о жизни и приспособлении животных, зимующих птиц к зимним условиям.

Задачи:

Обучающие:

Закрепить знания о зиме и зимних забавах.

Закрепить представление детей о приспособлении зимующих птиц и животных зимой.

Учить различать зимующих и перелётных птиц.

Формировать обобщённое представление детей о зимующих птицах и животных в зимнее время года.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, память, зрительное восприятие.

Развивать умение поддерживать беседу, связную речь.

Развивать эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, сопереживать животным и птицам, оказывать им посильную помощь.

Словарная работа: зима, метель, снег, пурга, мороз, пышным, пушистым, зимние забавы, зимующие птицы, дикие животные, санки, коньки, скатываться.

Материалы и оборудование: кормушка, силуэты зимующих и перелётных птиц.

В НОД использованы методы и приёмы: наглядный – показ картинок, иллюстраций; словесный – ответы на вопросы, беседы; игровые – дидактическая игра.

Ход занятия:

Воспитатель: Я приглашаю вас в круг, чтобы мы поприветствовали друг друга. Возьмитесь за руки и вместе скажем:

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг!

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Сегодня я сороку повстречала

Письмо она мне передала

А сорока ведь птица – знатная

Принесла письмо приятное. А вы знаете от кого оно?

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно. Готовы?

Кто поляны белит белым.

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

Воспитатель: Зима. Верно ребята. И говорить мы будем о зиме.

Воспитатель: Давайте назовём зимние месяцы.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Правильно, у зимы три месяца.

Воспитатель: Что происходит зимой в природе?

Дети: Идёт снег, деревья стоят голые, метель, снег, пурга, мороз многие птицы улетели в тёплые края.

Воспитатель: Да ребята, зима пришла, укутала землю пышным одеялом. Деревья украсила пушистым инеем, многие птицы улетели в тёплые края.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинки и скажите, чем же зима прекрасна?

Дети: Можно кататься на санках, на коньках, лыжах, лепить снеговика, скатываться с горки.

Воспитатель: Верно, зима подарила нам разные зимние забавы. Зима – красивое время года? Правда?

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает приметы про зиму?

Дети: Зима – холодная лето жаркое.

Птицы хохлятся - к непогоде.

В январе много сосулек – к урожаю.

Воспитатель: Молодцы. У зимы много примет. Насколько благосклонна будет зима, зависит каким будет будущий урожай, а значит - весь будущий год.

Воспитатель: Я вам предлагаю немного отдохнуть.

По сугробам мы шагаем

Ноги выше поднимаем

Бабу снежную слепили

Птичек крошками кормили

С горки мы потом катались

А ещё в снегу валялись

Все в снегу пришли домой

Съели суп и спать легли.

Воспитатель: Отдохнули? Ребята, скажите, каких птиц мы можем встретить в это время года?

Дети: Воробей, синица, дятел, снегирь, ворона, клёст и т д.

Воспитатель: Как мы можем назвать этих птиц одним словом?

Воспитатель: Правильно, зимующие. А как вы думаете, почему они так называются – зимующие?

Дети: Они не улетают в тёплые края.

Воспитатель: Верно. Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать себе еду. Чем питаются птицы зимой?

Дети: Ягодами, шишками, плодами деревьев, крошками.

Воспитатель: А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?

Дети: Подкармливать птиц.

Воспитатель: Птиц обязательно надо подкармливать зимой. Что для этого нужно?

Воспитатель: Да. Как надо следить за кормушками?

Дети: Очищать от снега и насыпать корм.

Воспитатель: Верно. Мы с вами поговорили о птицах, решили, как нужно помогать птицам, а теперь я вам предлагаю поиграть в игру.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. Ребята, зима нам с вами ещё загадки приготовила. Отгадаем их?

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык! (заяц)

Лесная рыжая плутовка-

Известна всем её сноровка,

С ней аккуратней, не зевай

А дверь в курятник запирай! (лиса)

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой,

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый (волк)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой но спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (медведь)

Воспитатель: Какие вы все сообразительные и умные! Все загадки от зимы отгадали. А что делают зимой животные?

Дети: Делают запасы, меняют шубки на более тёплые, делают норки, куда можно спрятаться.

Воспитатель: Где живут эти животные?

Воспитатель: Как их можно назвать одним словом?

Дети: Дикие животные.

Дети: Сами себе добывают пищу.

Воспитатель: А какие животные впадают в спячку, вы знаете?

Дети: Медведь, ёж, барсук.

Воспитатель: Молодцы. Как вы думаете, ребята, нравится ли животным и птицам суровая зима?

Дети: Нет, им холодно и голодно зимой, трудно искать корм под снегом, несмотря на тёплые шубки, они всё равно мёрзнут.

Воспитатель: Поэтому, мы с вами будем заботиться о них, подкармливать, строить кормушки.

Итог: О каком времени года мы с вами беседовали? Какая она бывает зима? О каких животных и птицах рассказывали? А вам нравится зима, чем она вас привлекает? Как мы можем заботиться о птицах?

Воспитатель: Всё верно. Ребята, наше занятие подошло к концу. Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали.

Список используемой литературы:

Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000.

Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000.

Горбатенко О. Ф. – Система экологического воспитания в ДОУ – Волгоград : Учитель, 2008.

Морозова И. А., Пушкарёва М. А. Ознакомление с окружающим миром. – М. : Мозаика- Синтез, 2006.

Цель: уточнить и закрепить представления детей о зиме, о том, как животные и птицы приспособлены к жизни в холодное время года, развивать восприятие красоты зимней природы; обучение рассказыванию с использованием рисунков-схем.

Оборудование: ежик, персонаж из крупного театра; наборное полотно с рисунками-схемами; картина осеннего леса.

1 Орг. момент.

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять,

2 Воспитатель: «Сегодня мы с вами будем говорить о волшебнице. А что это за волшебница, догадайтесь:

Дел у меня немало,

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Зовут меня… (зима).

-Правильно, сегодня мы будем говорить с вами о волшебнице- зиме.

-Какая же зима? (белая, морозная, снежная…)

-Снег какой? (белый, пушистый, мохнатый, чистый…).

-А что такое сугроб? Какие бывают сугробы?

-Какой лед? (прозрачный, гладкий, хрупкий…).

-Каким бывает лес зимой? (спящим, неподвижным, красивым…).

-Стихотворение С. Есенина «Заколдован невидимкой…).

-Зимние дни. Какие? (короткие, холодные, морозные, солнечные…).

-Почему не слышны птичьих голосов в лесу?

-Какие птицы остались у нас зимовать? (воробьи, синицы, вороны…).

-Следы каких животных можно встретить в зимнем лесу на белом, снежном покрывале? (зайца, белки…).

3 Воспитатель: «Молодцы! Но кто это шевелиться, пыхтит у меня под столом?

-Да ведь это ежик! (персонаж кукольного театра).

-Здравствуй, ежик! Как ты здесь очутился?

Ежик- Здравствуйте! Рыжая плутовка- лиса разбудила меня, я вылез из своей норки и …совсем замерз. Вот и закатился к вам в детский сад погреться. Вот вы тут все про зиму говорили, а я всю зиму сплю и ничего о ней не знаю. Расскажите мне ребята, пожалуйста, о ней.

-Давайте мы не только расскажем, но и нарисуем ему зиму.

4 На доску вывешивается картина осеннего леса с прорезями. Рядом наборное полотно, на котором размещены рисунки- схемы животных и птиц.

- Ежик, знаком тебе этот лес?

-А знаешь ли ты, сколько месяцев гостит зима? И как называются зимние месяцы?

Декабрь- первый месяц зимы.

Стынут ветви у берез,

По ногам трещит мороз,

Ну а мишке все равно:

Он в берлоге спит давно.

Декабрь- стужайло на всю зиму землю студит.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь- году начало, зиме середина.

В январе солнце сквозь слезы улыбается.

Замело в лесу пригорки

И овражки замело.

Зайка выскочил из норки-

Тихо. Холодно. Бело.

Февраль- последний месяц зимы.

В феврале зима с весной встречаются впервой.

-Февраль месяц лютый, спрашивает как обутый.

Февраль три часа дня прибавит.

Февраль- вьюговей, февраль- бокогрей.

Февраль- воду подпустит, март подберет.

«Ходит грозный Вьюговей

В снежной шапке до бровей,

Даже волк, разбойник волк.

Испугался и примолк.

-Ничего, ежик, ребята тебе сейчас все- все про зиму расскажут.

6 Дети поочередно проговаривают предложения и при этом вставляют в прорезь на картине соответствующий рисунок- схему.

Примерный рассказ.

На наборном полотне остался медведь.

Мы в снежки играем смело,

Ах какое это дело!

Нам в снежки играть не лень.

Мы играем целый день.

Хлоп- хлоп! Не зевай!

Ты скорей в снежки играй!

Хлоп- хлоп! Не зевай!

А теперь в меня бросай.

Пусть мороз морозит нас,

Мы погреемся сейчас:

8 Повторный пересказ.

Один ребенок начинает, следующий продолжает (3-4 детей).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План – конспект занятия

Тема: Зима холодная
Воспитатель: Баженова Е.А.

Структура занятия:


I. Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, давайте обратим внимание на то, что происходит за окном. Какая погода на улице? Какое время года?

Воспитатель : Правильно, ребята, зима. А зимой холодно или тепло?

Воспитатель : Верно, зимой холодно. Повсюду лежит снег.

Замела ты все дома,

Елки в шапки нарядила,

Белой шалью двор укрыла,

Снег в сугробы намела.

Все бело — зима пришла!

Воспитатель : Посмотрите, дети, что изображено на картине?

(Рассматривание иллюстраций) .

Зима - это холодное время года, если мы прислушаемся, то сможем ее даже услышать.

Воспитатель : Услышали, как поет метель и воет вьюга?

Ребята, а вы любите гулять на улице зимой?

Воспитатель : Чтобы нам не замерзнуть, нужно одеваться теплее. Что мы носим из одежды зимой, ребята? А это наша кукла Катя, она собирается погулять, поможем ей одеться, ребята?

Воспитатель предлагает рассмотреть элементы одежды и приложить картинки на магнитную доску, где находится кукла. Таким образом, ребята собирают куклу на зимнюю прогулку.

II . Основная часть:

Воспитатель : Ребята, а как дети зиме радуются, что зимой можно делать?

Дети: кататься на санках, ледянках, ватрушках. (Воспитатель вывешивает картинки с изображением катающихся детей).

Воспитатель : ребята, смотрите, нам пришла посылка от деда Мороза, он прислала нам настоящий снег. Давайте с вами посмотрим. какой он – холодный или теплый? А узнать нам помогут наши ручки, глазки, носики. Потрогайте снег руками и скажите, какой он, теплый или холодный? Во что снег превращается?

Дети: стал водой.

Воспитатель : Снег холодный, белый, ничем не пахнет, грязный, если его съесть, можно заболеть! Молодцы, ребята, очень весело мы с вами позанимались!

Индивидуальная работа: закрепить знание основных признаков зимы.

III . Заключительная часть:

Ребята, какое сейчас время года? (Зима). А что лежит на земле и на деревьях? (Снег). А какой он цветом? (белый снег). Летом тепло, а зимой? (Холодно). Что мы одеваем на улицу? (Куртку, шапку, шарф, сапоги, варежки).

Читайте также: