Конспект логопедического обследования ребенка в доу

Обновлено: 06.07.2024

Я работаю в детском саду на логопедическом пункте.

При обследовании дошкольника сталкиваешься с тем, что детям скучен процесс. Именно поэтому, я разработала речевую карту обследования дошкольника в условиях логопедического пункта презентации для обследования дошкольников.

Предлагаю вашему вниманию речевую карту.

Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста в условии логопедического пункта.

Составитель учитель-логопед : Целыковская Ольга Борисовна.

Фамилия, имя, отчество ребенка ___

Дата рождения ___

Протокол № ___ от ___

Поступил с ___ из ___

Логопедическое обследование.

1. Состояние речевого аппарата.

Губы (тонкие, толстые) ___

Зубы (мелкие, крупные, вне дуги, отсутствуют, наклон)___

Прикус (открытый, боковой, перекрёстный, прямой, прогения, прогнотия)___

Нёбо (высокое, уплощённое, готическое)___

Язык (микро-, макроглоссия, состояние подъязычной связки) ___

Голос (тихий, громкий, высокий, низкий, сиплый)___

2. Мимическая артикуляционная мускулатура.

Движение Есть ли движение, замена, объем, точность, активность, заторможенность, мышечный тонус, синкинезии, тремор, девиация, переключаемость, истощаемость, неправильное воспроизведение.

Закрыть правый глаз

Закрыть левый глаз

• При обследовании мимической артикуляционной мускулатуры используется авторская презентация, прилагаемая к речевой карте.

3. Состояние звукопроизношения.

Звук Вначале слова В середине слова В конце слова

С санки оса ананас

Сь сирень осел гусь

Зь зебра корзина

Ц цыпленок мельница огурец

Ш шар машина душ

Щ щенок ящик плащ

Ч чайник ключи мяч

Л лодка белка стул

Ль лев коляска медаль

Р рак карандаш топор

Рь рябина черепаха якорь

Условие произнесения звука

В середине слова

• При обследовании звукопроизношения используется авторский подбор иллюстраций, прилагаемые к речевой карте.

4. Дифференциация звуков.

Лак Вечер Ветер

Малина Мишка Миска

Зевать Мажет Машет

Дом Каска Кашка

Удочка Бочка Почка

Башня Мишка Мышка

Год Зайка Сайка

Кора Гора Рожки Ложки

• При обследовании дифференциации звуков используется авторская презентация, прилагаемая к речевой карте.

5. Языковой анализ и синтез.

Есть ли звук Р в словах: ДОМ, ТОРТ, СУМКА, ГРУША.

Какой первый звук в слове: АИСТ, ОЗЕРО, ОБЛАКО, УТКА, УХО.

Какой звук в конце слова, в начале, в середине: КОТ, СОК, КИТ.

Сколько звуков в слове: дом ___ лиса___ сумка ___

Составь слово из слогов : зи – ма, ко – ле – со, кук – ла. Составь слово из звуков: К-О-Т, Л-У-К, Л-У-Н-А, С-Т-О-Л, К-О-Т-И-К.

Дата ___ подпись ___

• При обследовании языкового анализа и синтеза используется авторский подбор иллюстраций, прилагаемые к речевой карте.

6. Заключение ТПМПК.

Решением ТПМПК от ___ протокол ___ оставлен (а) на повторный курс

Заключение ТПМПК ___

Члены ТПМПК (Ф. И. О., место работы)

Решением ТПМПК от ___ протокол ___

выпущен (а) в (сад, школу) с ___

Особые рекомендации ТПМПК ___

Члены ТПМПК (Ф. И. О., место работы)

___ подпись ___

Одну из этих презентаций я предлагаю вашему вниманию.

Пояснение к презентации.

Логопед называет пару слов ребенку, закрывая рот, чтобы ребенок не видел мимику логопеда. Ребенок должен повторить за логопедом. Через некоторое время на экране появляется правильный ответ.

Я использую эту презентацию не только при обследовании, но и в работе по развитию фонематического слуха. Надеюсь, вам пригодиться моя презентация в работ

Портфолио дошкольника как средство индивидуализации образовательного процесса в условиях ФГОС до Актуальность. Личностно-ориентированная модель образования ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями.

Диагностическое обследование ребенка Проверьте знания ребенка! (для детей старшего возраста). Последовательно задаем вопросы, если знает ставим +, нет -. Можно предложить родителям.

Конспект логопедического занятия по развитию речи для детей старшей группы в условиях логопункта Конспект логопедического занятия по развитию речи для детей старшей группы в условиях логопункта Цели: - расширение и активизация словаря.

Презентация психолого-логопедического пункта Презентация психолого-логопедического пункта при Мдобу №200 1. ВСТУПЛЕНИЕЖил – был мальчик маленький Сильный и удаленький. Часто он любил.

Приложение к схеме обследования ребенка с нарушением речи в условия логопедического пункта МДОУ Методические рекомендации к проведению логопедического обследования. При сборе сведений о ребенке уточнить особенности раннего развития.

Проект: Взаимодействие с семьей дошкольника в условиях ДОУ Актуальность Структура личности ребенка закладывается в первые годы его жизни. На семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность.

Пять конспектов занятий по технологии обследования речи детей Чиркиной Г.В.

ВложениеРазмер
1.docx 19.12 КБ
2.docx 18.59 КБ
3.docx 16.41 КБ
4.docx 16.78 КБ
5.docx 19.04 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ.

ЦЕЛЬ: Выявление дефектов понимания речи.

  1. Обследовать понимание слов.
  2. Обследовать понимание предложений.
  3. Обследовать понимание грамматических форм.
  4. Обследовать понимание текста.

ОБОРУДОВАНИЕ: игрушки, картинки.

Логопед знакомит ребёнка с логопедическим кабинетом и игрушками в детском саду.

Сегодня мы будем говорить о различных предметах и игрушках в нашем садике.

Обследование понимания слов (номинативной функции слова).

Определения: маленький, мягкая, тяжёлый, нарядная, красный.

  1. Логопед просит ребёнка назвать части понравившейся ребёнку игрушки.
  2. Логопед по картинкам ( большой-маленький мячик, узкая-широкая дорога, храбрый-трусливый мальчик, пустое-полное ведро, высокий-низкий дом, длинный-короткий шарф, весёлый-грустный человек ) просит ребёнка подобрать противоположные по значению предметы.
  3. Логопед просит ребёнка закончить предложения, предъявив ему картинки ( диван мягкий, а скамейка…, ягоды земляники мелкие, а клубники…, дедушка старый, а малыш…, кушу густая, а суп…, баба Яга злая, а Алёнушка… ).

Обследование понимания предложений.

  1. Логопед предлагает ребёнку последовательно назвать два предмета ( карандаш и книга ), а затем просит показать ребёнка:

- Коза принесла корм девочке.

- Мячик играет с мальчиком.

3) Логопед проговаривает предложения и просит ребёнка ответить на вопросы:

- Петю встретил Миша. Кто приехал?

- Внука в сад привёл дедушка. Кого привели в сад?

- Охотник шёл за собакой. Кто шёл впереди?

- Будка ниже дома. Что выше?

4) Логопед просит ребёнка выбрать правильное предложение из двух.

- Стало тепло, потому что весна наступила. Стало тепло, потому что птицы прилетели.

- Перелётные птицы улетели в тёплые края, потому что спрятались белки. Перелётные птицы улетели в тёплые края, потому что начались осенние холода.

- Ваня простудился, потому что долго купался в воде. Ваня простудился, потому что лез на дерево.

Ребёнку предлагается выполнить ряд действий: открой дверь, поставь машинку на пол, хлопни в ладоши, покажи, как причёсываются и т.п.

Обследование понимания грамматических форм.

  1. Исследование понимания форм единственного и множественного числа существительных, прилагательных и глаголов. Логопед предъявляет ребёнку картинки и предметы и просит определить, где: мяч-мячи, карандаш-карандаши, машина-машины, кукла-куклы, кубик-кубики; мальчик бежит-мальчики бегут, девочка сидит-девочки сидят, малыш спит-малыши спят; синий кубик-синие кубики, большие мячики-маленькие мячики, большая ёлка-большие ёлки, высокий дом-высокие дома?
  2. Исследование понимания форм мужского и женского рода глаголов. Логопед предъявляет ребёнку картинки и просит показать: поймал, разбила, уронил.

-Девочка поймала рыбку – мальчик поймал рыбку.

- Девочка разбила чашку – мальчик разбил чашку.

- Девочка уронила книгу – Мальчик уронил книгу.

3) Исследование понимания предлогов. Логопед предлагает ребёнку произвести манипуляции с понравившейся ребёнку игрушкой. Предлоги: в, на, под, за, из, позади, впереди, между, через.

Наше занятие подошло к концу. Тебе понравилось занятие? А что нового ты узнал на занятии? Сегодня мы с тобой узнали какие-то новые слова, посмотрели картинки с различными словами, игрушки. Хочешь ли ты ещё прийти сюда и поиграть?

Автор: Кудинкина Юлия Михайловна

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Мичуринск

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно - развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.

Задачи логопедического обследования:

-выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;

-выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;

-выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности;

-анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороны речи, развитием лексического запаса и грамматического строя;

-определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.

Здоровьесберегающие технологии: музыкотерапия, песочная терапия, литотерапия.

Ход логопедического обследования:

Учитель – логопед: Посмотри, сколько у нас гостей! Поздоровайся с гостями. Сегодня у нас очень интересная встреча. Мы отправимся в увлекательное путешествие.

Но сначала я задам тебе несколько вопросов.

(Общее развитие ребёнка: кругозор, уровень связного высказывания)

Как твоя фамилия?

Сколько тебе лет?

Как зовут твою маму?

Как зовут твоего папу?

Есть ли брат, сестра?

Кто старше, младше?

У нас тобой получилось настоящее интервью. Спасибо.

Скажи, как называется профессия человека, который берет интервью и делает репортажи?

Ответ ребенка.

У журналистов очень интересная профессия.

Журналисты занимаются поиском важных событий, которые происходят в мире.

Журналист должен хорошо говорить, быстро запоминать, конечно же, быть наблюдательным.

Я предлагаю тебе роль журналиста.

Ты готова к путешествиям?

Ответ ребенка.

Ведь журналист может оказаться в любой точке нашей планеты.

И мы проводим первый репортаж с морского побережья.

1.Обследование подвижности органов артикуляционного аппарата.

Обследование общей моторики, сенсорного и слухового внимания.

(Звучит музыка и морской прибой).

Инструкция: Мы осуществим погружение в морскую глубину. Проверим, работает ли наше снаряжение для дыхания под водой.

3.Обследование дыхания. Общей моторики. Чувства ритма.

Для этого нам необходимо выполнить упражнения. Посмотри внимательно на меня, как я их выполню.

Инструкция: Вдох носиком. Выдох - через рот. (Повтори).

Открой рот, высунь язык вперед, удерживаем язычок и одновременно следим глазами вправо- влево за морским ежом.

Снаряжение в порядке, погружаемся. Вокруг нас прозрачная, голубая вода.

Представим, что мы волны, качаемся.

Инструкция: Перепрыгни через ракушку.

Подбрось и поймай морского ежа (Колючий мяч).

Повтори за мной, постучи камешками так, как я.

Мы наблюдаем за многообразием разноцветного подводного мира.

4.Лексика.

Употребление обобщающих слов. Обследование зрительной ориентации.

Посмотри на экран и назови, что изображено. (Тени морских обитателей).

(Акула, дельфин, медуза, морской конек, морская звезда.)

Назови все изображения, которые ты видишь экране одним словом.

(Это морские обитатели).

Для репортажа нам нужна фотография подводного мира, но она не целая, а из частей, рыба- пила ее распилила.

5. Психические процессы

Обследование уровня мышления.

Инструкция: Предлагается ребенку собрать фото из 8 частей.

Молодец! Фото в порядке.

Подойди к контейнеру песком. Помоги мне навести порядок в подводном царстве, чтоб мы могли подготовить интересный репортаж.

Обследование пространственных представлений.

Инструкция: Положи предметы туда, куда я тебя попрошу.

- положи в середину песочницы голубую акулу;

- справа от акулы - ракушку;

-слева от акулы - жемчужину;

- в правый верхний угол положи золотого дельфина;

-в левый верхний угол положи морского ежа;

- в нижний левый угол песочницы положи камешек;

- в нижний правый угол положи кита.

6 . Определение ведущей руки.

Начался шторм, волны разбушевались!

Инструкция: Изобрази на песке, как выглядят морские волны во время шторма.

Ребенок рисует волны (Волны все выше и выше).

Волны успокаиваются. Море спокойно.

После шторма на берегу камни и ракушки.

Посмотри, какая красивая ракушка!

Выбери камень, понравившийся тебе.

Понимание и употребление предлогов.

-положи камешек в ракушку;

-положи камешек перед ракушкой;

-положи камешек за ракушку;

-положи камешек на ракушку;

-вынь камешек из ракушки;

-положи камешек под ракушку;

- из-за камней выползает морской еж;

-достань из-под ракушек жемчужину.

Давай рассмотрим камни, все они такие разные.

  1. Лексика. Употребление слов - антонимов.

Посмотри, на камни, скажи наоборот.

большой и маленький;

(Звучит шум дождя. Видео). У меня камешек сухой, а у тебя? (после дождя) – мокрый.

Фонематические представления.

После шторма на берегу оказались не только камни и ракушка. Посмотри, что это?

Это- кувшин! Посмотрим, что в нем? Открываем и там…

Инструкция: послушай, это звуки- (р) ,(а),( к).

- сколько ты услышала звуков?

-составь из звуков слово;

-найди первый (последний) звук в слове;

В кувшине еще есть задание.

-парусник, баржа, лайнер, лодка, катер, корабль.

10.Обследование фонематической стороны речи.

Обследование фонематического слуха(повторение слогов с оппозиционными звуками).

Инструкция: внимательно послушай и повтори за мной:

11.Состояние звукопроизношения.

Инструкция: назови картинки на экране - ракушка, корабль, кальмар.

Произношение слов со сложной слоговой структурой.

Инструкция: повтори за мной.

  1. Согласование прилагательных с существительными. (Лексика)

Инструкция: Посмотри на экран и назови, что изображено?

  1. Согласование количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов. (Грамматический строй речи)

Инструкция: посчитай морских обитателей.

- 1 голубая акула, 2 голубых акулы, 5 голубых акул.

- 1 красный краб, 2 красных краба, 5 красных крабов.

Ты умница! Отлично справилась! Очень интересный репортаж!

Следующий репортаж мы проводим с опушки леса.

( Звучат голоса птиц).

  1. Обследование состояния связной речи. Описательный рассказ.

Инструкция: журналист должен не только много знать, но и уметь правильно и понятно для слушателя рассказать.

Скажи, какое время года сейчас?

Сейчас очень красивое время года. Осень.

Какие краски художник использовал больше всего?

Ответ ребенка: желтые, золотые, оранжевые.

Какое настроение создает картина?

Ответ ребенка. Картина солнечная, поэтому радостно.

К слову радость подбери слово наоборот?

Ответ ребенка: грусть.

Очень интересные чувства вызывает репродукция картины. Вместе с радостью, в тоже время можно испытать и грусть, от того, что лето прошло.

Какие деревья ты видишь?

Деревья нарядные, желтые, золотые, они сверкают и горят под лучами осеннего солнца.

На что похожи листья березы?

На летящих бабочек.

Посмотри на небо?

Небо голубое, светлое, с облаками - они воздушные, легкие.

Видно ли солнце на картине?

Солнце не видно, но день ясный, солнечный. Осеннее солнце уже не так греет как летом.

Какое ощущение создает вода в реке?

Вода холодная, темная, спокойная, прозрачная. Вода в реке как зеркало. В воде отражаются облака.

Хочется вдохнуть свежий воздух золотой осени.

Ты очень хорошо описала осень!

Состояние ручной моторики.

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно – развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.

Содержимое публикации

Конспект логопедического обследования детей

старшего дошкольного возраста

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно – развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.

Задачи логопедического обследования:

-выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;

-выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;

-выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности;

-анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороны речи, развитием лексического запаса и грамматического строя;

-определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.

Ход логопедического обследования:

Учитель – логопед: Здравствуйте!

(Обращается к ребенку)

В этом теремке живут все самые разные герои сказок и мультфильмов.

А сейчас тебя хочет поприветствовать Каркуша.

Каркуша приветствует ребенка:- Здравствуйте! Я сорока и зовут меня Каркуша. Я очень любопытная и всё про всех знаю! А вот про тебя совсем ничего не знаю…

Учитель-логопед: Вот огорчение. Расскажи, пожалуйста, Каркуше о себе.

Обследование. Общее развитие ребёнка - кругозор, уровень связного высказывания

Как твоя фамилия?

Сколько тебе лет?

Как зовут твою маму?

Как зовут твоего папу?

Есть ли брат, сестра?

Кто старше, младше?

Учитель-логопед: Молодец! Каркуша много узнал о тебе!

2.Обследование дыхания. Чувство ритма. Артикуляционная гимнастика.

Для этого нам необходимо выполнить упражнения. Посмотри внимательно на меня, как я их выполню.

Инструкция: Вдох носом. Выдох - через рот. (Повтори).

-Открой рот, высунь язык вперед, удерживаем язычок и одновременно водим глазами вправо- влево .

-Повтори за мной, постучи ладошками так, как я.

Учитель-логопед: Как же весело стало Каркуше, ей уже не терпится с тобой поиграть.

3. Лексика. Классификация и обобщающие слова.

Внимательно слушай ее и выполняй задания! Инструкция Сороки.

-Посмотри на экран и назови все предметы.

-Что просила сорока? (фрукты, овощи, инструменты, колющие предметы, бьющиеся предметы, бумажные, металлические)

-Найди эти предметы и отправь Каркуше в гнездо!

4. Обследование звукопроизношения.

Инструкция: Посмотри и назови картинки .

5. Обследование грамматического строя речи. Согласование числительных с существительными единственного и множественного числа.

Учитель-логопед: Каркуша увидел на прилавке одно ведро, два ведра, пять вёдер, много вёдер. А что ты увидел в магазине?

(Дерево, ведро, гараж, окно)

Учитель-логопед: Как здорово получилось ! Мне очень понравились игры с Каркушей! А тебе? (Ответ ребенка)

Но Каркуша приболела и попросила сходить с ней вместе к доктору.

А ты знаешь, как зовут доктора, который лечит всех зверей? Молодец! Конечно, это доктор Айболит.

Употребление предлогов ЗА, ПЕРЕД.

Учитель-логопед: - Надо занять очередь для Каркуши. Кто за кем стоит? За кем Каркуша? Кто перед Каркушей стоит.

- Вот и вылечил доктор Айболит Каркушу!

6. Обследование состояния связной речи, логического мышления.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок из трех частей.

-Каркуша пожаловалась, что ветер растрепал её любимую книгу и перепутал все картинки. Помоги найти, где первая картинка, вторая и третья и рассказать, что было вначале, что произошло потом и чем закончилось.

- Отлично! Умница! Ты справился(лась).

7. Обследование мелкой моторики

Учитель-логопед: Каркуша приглашает нас в настоящий замок, в котором живут добрые волшебники, принцы и принцессы! Скорее познакомимся с ними!

-Молодец! Очень хорошо получается!

-Вот и подошло к концу наше путешествие по сказочному миру. Спасибо Каркуше, что показала нам его! Тебе понравилось? А какие игры или упражнения тебе понравились больше всего? Хочешь ли ты еще прийти поиграть в Теремок?

-Очень хорошо! Мы с Каркушей будем рады новой встрече с тобой! До свидания.

*Логопеды, Психологи, Педагоги: ОБМЕН опытом*

*Логопеды, Психологи, Педагоги: ОБМЕН опытом*

*Логопеды, Психологи, Педагоги: ОБМЕН опытом* запись закреплена
КОРРЕКЦИОННЫЙ ПЕДАГОГ-ЭКСПЕРТ

СХЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.

☝🏻

Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей.
1. Устной и письменной речи.
2. Особенностей процессов восприятия.
3. Внимания.
4. Памяти.
5. Мышления.
6. Пространственного воображения.

Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:
1. “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
2. “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

Проводится обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:
1. произносительная сторона;
2. фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез);
3. словарь;
4. грамматический строй речи;
5. связная речь;
6. артикуляционная моторика (подвижность органов речи);
7. мелкая моторика рук.

Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

📌

******************
Повышайте профессиональный уровень вместе с участниками ЛОГОМАРАФОНА! Узнайте больше о 12-ти ступенчатой системе профессионального развития!

💥

*************
Примите участие в бесплатном вебинаре (педагога, психолога, тренера Журавлевой Елены Анатольевны) "Первые две стадии синдрома эмоционального выгорания"!

Вебинар состоится 5 декабря в 20.00!

📜

По желанию получите сертификат о прохождении обучения на 2 ак.часа!

Читайте также: