Формы культуры 9 класс обществознание конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

1.Раскрыть ос обенности разли чных форм и раз новидносте й ку льтуры.

2.Объяснить, ка кие элементы в ключает в себя элитарная ку льтура.

3.Выявить влияни е массовой ку льтуры на сов ременное общ ество.

Элитарная ку льтура, народна я куль тура, массовая кул ьтура, субкуль тура.

1. Что такое культура? / Культура – это комплекс, включающий знания ,

верования, искусство, мораль, законы, нравы, обычаи, а также иные

способности и навыки, ус военные челов еком как членом об щества/.

2. Что такое культ ура народа? / Культура народа – это образ ж изни,

одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления,

верования, язык и много друг ое, что от личает один н арод от дру гого /.

3. Дайте определен ие культурному комплексу? / Культурный

комплекс – совокупност ь культурных черт или элементов, возникших

на базе исходн ого элемента и функци онально связ анного с н им /.

4. Приведите приме ры культурного комплекса. / Футбол, плу г,

5. Что мы понимаем под ку льтурны м наследием? / Часть

материально й и духовной куль туры, созданн ой прошлым и

поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся

следующим пок олениям как нечто ценное и п очитаемое /.

6. Какие формы ку льтуры вам изве стны? /Материальна я и духовная/

7. Что включае т в себя материаль ная культура? / Физические

8. Как называют ся эти фи зические объекты? / Артефакты /.

9. Что образует духовную к ультуру? / Нормы, правила, образцы,

эталоны, модели, нормы поведения, законы, ценности, ритуалы,

1. И так, мы переходим к изу чение н ового материала. Тема нашего у рока

"Формы культу ры". И наш урок мне хотелось бы начать словам и Р.Эмерсона .

/прочитать эпиграф/ . Таким о бразом, главная цель нашего урока – выяснить

как куль тура может влиять на развит ие обществ а в цел ом и на разв итие

С понятие "культура" мы познакомил ись на прошедших уроках. Вы уже

познакомились с основными формами культуры: это материальная и

Но существу ет еще одна класси фикация фо рм культу ры. Выделяют 3 форм ы:

Массовая культура – явление в истории человечества достаточно молодое.

Сложилось оно в 2 0 веке. Впервые этот термин был введен и спа нским

философом - идеал истом, представителе м фило софии жизни, культу рологом

Массовая ку льтура сформировала сь одновреме нно с обществом масс ового

потребления и производства. Для по явлени я массовой куль туры

- наличие у потреб ителя свободног о времени и своб одных средств, что бы

- наличие средств, способству ющих распр остранению масс овой ку льтуры.

? Что мы понимаем под такими средствами? /СМИ – радио, телевидение,

Первым шагом на пу ти к появлению массов ой кул ьтуры было введение в

Англии 1870 - 189 0 годах зако на об обязатель ной грамотн ости.

В 1895 году бы л изоб ретен кинематограф, ставший средством массового

искусства, досту пного всем и не требующего умения читать. Затем появилось

радио, телевидение, тиражирование записей на р азличн ых видах но сителе й,

В западной социологи и масс овая к ульту ра р ассматривается как

? Вы согласны с эт им мнением? Поче му? /Потому, что массовая культура

способна при продаже при носить прибыль , создается ра ди прибыли/.

Как в л юбом виде коммерции, неотъемлемой частью массовой куль туры

является реклама. Телевидение, р адио, кинематограф существу ют за счет

Ярчайшим примером массовой культуры является продукция Голливуда,

киноинду стрии Индии. В наст оящее врем я американс кий кинемато граф

заполонил весь мир. Такой же коммерци ализации подве рглись также :

Массовая культу ра оказывает большое и своеобразное влия ние на человека, в

том числе и псих ическое. Существу ет тер мин "внушение и заражение". В

результате такого воздействия массовой культу ры человек становится как бы

зомбированным, заражен ным "бациллами" коллективного настроения

массовой культуры. Через СМИ навязываются человеку кумиры, образы

В наст оящее время термин "массовая ку льту ра" заменен понят ием "поп -

куль тура". Она демократична, обращена ко всем слоям общества.

Массовой ку льтуре противопост авляется элитарная ку льтура.

Элитарная происход ит о т слова "элита", что означает лучшее,

избранное. Эли тарная или высокая культура является сложной и трудной

для вос приятия неподгот овленным человеком. Это высокое иску сство. Его

девиз "Искусство для искусства". Главная цель тех, кто создает эту культуру,

самовыражение. П роизведения, создаваемые в рамк ах этой культуры,

рассчитаны на у зкий круг разби рающихся в иску сстве людей.

Коммерческая выгода не является главной целью для создател ей элита рной

куль туры. Элитарная ку льтура способству ет появлению у никальных

К элитарной куль туре о тносятся филь мы Феллини, Тарковског о, Куросавы,

картины П. Пикассо, С.Дали, Малевича, М.Шагала, музыка Шнитке, Дюваля,

романы Пру ста и Джойса, балет ное и оперн ое искусство.

Круг почитателей элитарной куль туры – высокообразованны е люди –

критики, литературоведы, музыканты. Уровень образованност и населения

страны растет тогда, когда почитател ей элитарной культуры становиться

Элитарная культура является источником идей, приемов, образов д ля

массовой культу ры. Массо вая куль тура не может существовать без подпитк и

элитарной, а элитарная нуждается в распространении, популяризац ии и

финансирован ии со стороны массов ой. Именно их диалог и взаимодействие и

позволяет су ществовать и развив аться современ ной кул ьтуре.

В отличии о т д ву х уже представленны х форм культур народная

культура создаетс я самим народом, часто неизв естным и авторами. Это

народные песни, бы лины, л егенды, сказки, м ифы, ск азания, эпосы. Народ ная

План - конспект урока по обществознанию для 9 класса по теме "Формы культуры". В материале предлагается конспект урока и презентация.

ВложениеРазмер
formy_kultury_9_klass.rar 184 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по обществознанию 9 класс

  1. добиться усвоения учащимися основных понятий урока;
  2. раскрыть особенности элитарной, народной, массовой культур;
  3. на основе сравнительного анализа раскрыть различия субкультуры и контркультуры;
  4. подвести учащихся к пониманию и осознанию роли всех форм культуры и разновидностей культуры в современном обществе;

Понятия урока : элитарная, народная, массовая культура, субкультура, контркультура, фольклор.

Оборудование : учебник, тетрадь,

Технические средства : ИКТ.

План: 1. Культура. Формы культуры.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение домашнего задания : §18, вопросы, проблема, практикум.
  3. Актуализация:

- что такое культура?

- какие культурные нормы вы знаете?

- с какими нормами вы столкнулись лично?

4. Новый материал

1.Культура. Формы культуры.

Культура – комплекс знаний, верований, искусство, мораль, закон, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общество.

Далее начинается работа с презентацией.

Слайд №1 : формы культуры, признаки.

Комментарий: элитарная культура способствует появлению уникальных произведений искусства. Круг ее почитателей – высокообразованные люди – критики, литературоведы, завсегдатаи выставок, музеев, театров, художники, писатели, музыканты.

Слайд №3 : народная культура – создается анонимными творцами без профессиональной подготовки.

По исполнению элементы народной культуры могут быть:

- индивидуальными (чтение стихотворений);

- групповыми (исполнение танца, хор);

- массовыми (карнавальные шествия, парады);

Слайд №4 : массовая культура – наиболее распространенная и доступная форма культуры.

Обладает меньшей художественной ценностью, у нее самая широкая аудитория, и она является авторской. Навязывает своих кумиров, образ мыслей и образ жизни, подвержена коммерции.

Слайд №5 : социальные группы общества.

Слайд №6 : субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев присущих большой социальной группе.

У каждой группы своя культура, т. е. система ценностей и правил поведения – такие малые культурные миры называют субкультурой. Отличается: языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Она не противоречит доминирующей культуре. У каждого поколения и группы своя культура.

Слайд №7 : контркультура – субкультура, которая отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями: усердный труд, материальный успех и нажива, конформизм, политическая лояльность, рационализм.

Запись термина и определения в тетрадь.

Запись схемы в тетрадь и проговариваем ее.

Запись определения в тетрадь.

Приводят примеры: Бах, Моцарт, Бетховен, Пикассо и т. д.

Запись определения в тетрадь.

Запись определения в тетрадь.

Приводят примеры: кино, шлягер, хит, интернет, реклама, магнитафон.

Запись схемы в тетрадь.

Запись определения в тетрадь.

Запись определения в тетрадь.

Пример: эмо, готы, хиппи, скинхеды, рокеры.

Слайд №8: закрепление

- какие формы культуры вы узнали?

- каким образом взаимодействуют между собой формы культуры?

- что такое субкультура?

- что такое контркультура?

Практическое упражнение : из предложенных предметов определить принадлежность каждого к той или иной форме культуры.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Место урока в системе уроков: тема урока направлена на дальнейшее изучение духовной сферы общества. Изучение темы рассчитано на два урока. На данном уроке вводится понятие формы культуры (народная, элитарная, массовая). На следующем уроке более подробно изучаются понятия субкультура и контркультура.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Познакомить обучающихся с формами культуры, охарактеризовать их.

Познавательные:

научить учащихся различать формы культуры: народную, элитарную, массовую; сформировать представление о субкультурах как неотъемлемой части доминирующей культуры; способствовать развитию представлений о культуре как едином процессе развития и существования всех ее форм (народная, элитарная, массовая) и разновидностей (субкультура и контркультура).

Воспитательные:

подвести учащихся к пониманию и осознанию роли всех форм культуры и разновидностей культуры в современном обществе; продолжить формирование толерантного отношения к миру, уважения к чужому мнению и вкусам.

Развивающие:

развивать умение анализировать, видеть связь между явлениями, давать оценку фактам и явлениям культуры, делать выводы, давать общественные прогнозы, развивать умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами.

Основные понятия:

культура, формы культуры, элитарная культура, массовая культура, народная культура, доминирующая культура, субкультура, контркультура.

Оборудование урока:

учебник: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание, 9 класс, М.,2011.

мультимедийное оборудование, презентация в формате Power Point ,

раздаточный материал для работы в группах,

предметы, относящиеся к различным формам культуры.

Предполагаемый результат:

Ожидалось, что в процессе подготовки и проведения урока учащиеся обозначат цель, наметят пути решения, раскроют основное содержание темы, сделают выводы.

В результате занятия учащиеся смогут:

Узнать, какие формы и разновидности культуры существуют

Знать основные черты таких форм культуры как массовая, элитарная, народная, экранная

Сравнивать формы культуры

Давать определения таким понятиям как элитарная, народная, массовая, экранная культура, субкультура, контркультура.

Научиться определять, к какому типу культуры относятся определённые культурные продукты – произведения

Работать в группах

Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной.

американский писатель XIX в.

Попробуйте наметить цель урока и наши действия для ее достижения.

Проблемное задание:

Определить роль каждой формы культуры в современном мире.

Какая из форм культуры самая важная и значимая?

И заранее предупреждаю, что во второй части урока я попрошу кого-то из вас составить синквейн по теме урока, будьте готовы.

Ученик-помощник: я попрошу вас ответить на вопросы нашей анкеты.

Усвоение нового материала

Разнообразие любых явлений с философской точки зрения, как правило, требует попыток классифицировать эти явления.

Как вы думаете, по каким критериям культура делится на три формы?

Кто создает культуру

Для кого создают культуру

Каков уровень идей и художественных образов

В современном обществознании, в частности в социологии, сложилось представление, что в зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три ее формы – элитарная, народная и массовая.

Элитарная культура

Толковый словарь Ожегова: Элита (от лат. electus , фр. élite — избранный, лучший) – лучшие представители какой-нибудь части общества, группировки, а также люди, относящиеся к верхушке какой-нибудь организации, группировки (книжн.) (творческая элита, политическая элита, властная элита)

к прил. элитный, -ая, -ое и элитарный, -ая, -ое

Комментарий: элитарная культура способствует появлению уникальных произведений искусства. Круг ее почитателей – высокообразованные люди: критики, литературоведы, завсегдатаи выставок, музеев, театров, художники, писатели, музыканты.

Народная культура

Народная культура – создается анонимными творцами без профессиональной подготовки, творец – народ. Развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиций. Сохраняет присущие каждому народу характерные черты.

Массовая культура

Массовая культура – наиболее распространенная и доступная форма культуры. Понятна и доступна всем слоям общества. Удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его, поэтому быстро теряет актуальность, устаревает. Ориентирована на усреднённый уровень развития потребителей. Обладает меньшей художественной ценностью, у нее самая широкая аудитория, и она является авторской. Навязывает своих кумиров, образ мыслей и образ жизни, подвержена коммерции.

Я предлагаю вам заполнить пробелы в таблице, используя материал учебника, определения форм культур и собственные предположения и мнения, советуясь с членами группы.

Собираются анкеты и начинается их обработка.

Коллективным автором – народом. Анонимными творцами

Программистами, т.е. профессионалами в компьютерных технологиях.

Уровень идей и художественных образов, произведений этой формы культуры.

Очень сложные, несут отпечаток идей автора. Они на десятилетия опережает уровень восприятия среднееобразованного человека.

Большая часть образов понятна и доступна широкому кругу потребителей, в основном не требует значительных усилий для их понимания.

Уровень идей и образов разнообразен, но находится в зависимости от уровня технических достижений компьютерных технологий.

Высокообразованная часть общества. Чем выше уровень образования общества, тем шире круг её потребителей и поклонников.

Ориентация на коммерческий успех

Рассчитана на коммерческий успех., тесно связана с рекламой

Рассматривалаь в работах философов Шопенгауэра, Ницше, Ортеги-и-Гассета

Часть социологов связывает её появление с утверждением индустриального общества, часть - с сер. XX в., когда в ряде стран утвердилось общество массового потребления.

Примеры продуктов и жанров.

После совместного обсуждения особенностей форм культуры таблица должна выглядеть примерно следующим образом.

Представителями шоу-бизнеса, то есть она является авторской.

Коллективным автором – народом. Анонимными творцами

Программистами, т.е. профессионалами в компьютерных технологиях.

Уровень идей и художественных образов, произведений этой формы культуры.

Очень сложные, несут отпечаток идей автора. Они на десятилетия опережает уровень восприятия среднееобразованного человека.

Понятны представителям всех социальных слоёв, обладают меньшей художественной ценностью, ,удовлетворяют сиюминутные запросы людей, отражают новые события.

Большая часть образов понятна и доступна широкому кругу потребителей, в основном не требует значительных усилий для их понимания.

Уровень идей и образов разнообразен, но находится в зависимости от уровня технических достижений компьютерных технологий.

Высокообразованная часть общества. Чем выше уровень образования общества, тем шире круг её потребителей и поклонников.

Самая широкая аудитория

Рассчитана на массового пользователя

Ориентация на коммерческий успех

Не преследует явных коммерческих целей

Рассчитана на коммерческий успех., тесно связана с рекламой

Не преследует коммерческих целей.

Рассчитана на коммерческий успех., тесно связана с рекламой

Имеет глубинные корни.

С распространением персональных компьютеров, с 70-х годов XX века.

Рассматривалаь в работах философов Шопенгауэра, Ницше, Ортеги-и-Гассета

Имеет глубинные истоки в античности

Часть социологов связывает её появление с утверждением индустриального общества, часть - с сер. XX в., когда в ряде стран утвердилось общество массового потребления.

Примеры продуктов и жанров.

Классические: живопись, скульптура, архитектура, музыка, литература, иконопись, мозаика.

Эстрада, шлягер, кино, телевидение, радио, реклама, цирк, сленг, китч.

Эпос, былины, предания, сказки, ритуал, обряд, обычай.

Копьютерные игры, обучающие компьютерные программы с эффектами анимации.

Ответы групп по работе над таблицей.

Кем создается ассовая культура:

Создается представителями шоу-бизнеса, то есть она является авторской.

Уровень идей и художественных образов, произведений массовой культуры:

Понятны представителям всех социальных слоёв, обладают меньшей художественной ценностью, удовлетворяют сиюминутные запросы людей, отражают новые события.

Круг потребителей (аудитория) массовой культуры:

Самая широкая аудитория, в зависимости от вкусов.

Круг потребителей (аудитория) народной культуры:

Широкая аудитория, в зависимости от вкусов.

Ориентация на коммерческий успех элитарной культуры:

Не преследует явных коммерческих целей.

Ориентация на коммерческий успех народной культуры:

Не преследует коммерческих целей.

Имеет самые глубинные корни, появилась раньше всех.

Посмотрите, какие продукты и жанры у каждой формы культуры.

Зачитывает слабый ученик.

Сленг – жаргон; вариант разговорной речи, не совпадающий с нормами литературного языка. Китч – одно из явлений массовой культуры, массовая продукция, обладающая чисто внешним эффектом; безвкусица.

Предположите, что вам нужно сделать с представленными на выставке предметами?

Итак, вам нужно определить принадлежность предметов к одной из форм культуры. Для этого я раздам вам карточки с заданиями.

Определить и назвать, к какой форме культуры относятся примеры продуктов культуры, которые вы выбрали.

Назвать не менее двух аргументов в пользу своей точки зрения.

Привести свои примеры (1-2 примера) образцов данной формы культуры.

hello_html_14bcc6a4.jpg

Итак, что же у нас получилось?

Массовая культура подразделяется на несколько видов:

арт-культура (не лишена художественного содержания)

Акцент: Что здесь китч?

А к какой форме культуры вы отнесли эмо, готов, футбольных фанатов?

Кроме форм культуры, есть еще и ее разновидности: субкультура и контркультура.

Доминирующая культура – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих какой-то большой социальной группе (молодёжная субкультура, субкультура пожилых, субкультура профессиональной группы).

Контркультура – это субкультура, которая противостоит доминирующей культуре, находится в конфликте с господствующими ценностями. Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных условностей, моральных норм.

В ходе обсуждения мы неизбежно должны прийти к выводу об условности деления культуры на предложенные формы и о том, что между этими видами культуры есть много общего.

Этап обобщения и систематизации

Два ученика идут к ноутбуку и составляют синквейн по теме урока. Что вы возьмете?

Группы получают задание:

Группа 1 должна найти не менее двух общих черт, характерных для массовой и народной культуры.

Группа 2 отмечает не менее двух признаков, сближающих народную и элитарную формы культуры.

Общие черты массовой и народной культуры:

Рассчитаны на широкую аудиторию

Образы, в основном, понятны и доступны широкой аудитории

Каждая из указанных форм отличается жанровым разнообразием

Общие черты народной и элитарной культуры:

Не преследует коммерческих целей

Возникли раньше, чем массовая форма культуры

Каждая из указанных форм отличается жанровым разнообразием

Физкультминутка

Результаты экспресс-опроса взрослых, сравнение с результатами опроса учащихся.

фэнтэзи, фантастика – 28%,

мистика, ужасы – 13%,

зарубежная литература – 9%,

познавательная литература – 3%,

Какие фильмы любят смотреть подростки нашей школы:

Подведение итогов урока:

Можно ли обойтись одной формой культуры?

Или необходимо их сочетание?

Возвращаемся к проблеме урока:

Определить роль каждой формы культуры в современном мире.

Какая из форм культуры самая важная и значимая?

А можно ли так говорить?

Оцените результаты своей деятельности в соответствии с поставленной целью.

Выставление отметок.

Слайд: Домашнее задание:

Прочитать параграф 19. Записать в тетрадь определения форм культуры.

Принести по 2 предмета, связанных с формами культуры.

Данный урок входит в раздел изучения нового материала по обществознанию за курс 9 класса по программе А.И.Кравченко.

Место урока в системе уроков: тема урока направлена на дальнейшее изучение духовной сферы общества. Изучение темы рассчитано на два урока. На данном уроке вводится понятие формы культуры (народная, элитарная, массовая). На следующем уроке более подробно изучаются понятия субкультура и контркультура.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Познакомить обучающихся с формами культуры, охарактеризовать их.

Познавательные:

научить учащихся различать формы культуры: народную, элитарную, массовую; дать начальное представление о субкультурах как неотъемлемой части доминирующей культуры; способствовать развитию представлений о культуре как едином процессе развития и существования всех ее форм (народная, элитарная, массовая) и разновидностей (субкультура и контркультура).

Воспитательные:

подвести учащихся к пониманию и осознанию роли всех форм культуры и разновидностей культуры в современном обществе; продолжить формирование толерантного отношения к миру, уважения к чужому мнению и вкусам.

Развивающие:

развивать умение анализировать, видеть связь между явлениями, давать оценку фактам и явлениям культуры, делать выводы, давать общественные прогнозы, развивать умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами.

Основные понятия:

культура, формы культуры, элитарная культура, массовая культура, народная культура, доминирующая культура, субкультура, контркультура.

Оборудование урока:

учебник: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание, 9 класс, М.,2011.

презентация в формате Power Point ,

раздаточный материал для работы в группах,

предметы, относящиеся к различным формам культуры.

Предполагаемый результат:

Ожидалось, что в процессе подготовки и проведения урока учащиеся обозначат цель, наметят пути решения, раскроют основное содержание темы, сделают выводы, оценят результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами.

В результате занятия учащиеся смогут:

Узнать, какие формы и разновидности культуры существуют.

Знать основные черты таких форм культуры, как массовая, элитарная, народная.

Сравнивать эти формы культуры.

Давать определения таким понятиям, как элитарная, народная, массовая, экранная культура.

Научиться определять, к какому типу культуры относятся определенные культурные продукты – произведения.

Работать в группах.

Высказывать свою точку зрения.

При подготовке и проведении урока был использован деятельностно-творческий подход, я опиралась на систему по формированию творческой личности обучающегося.

В Стандартах второго поколения основного общего образования по обществознанию говорится о формировании базовых ЗУН учащихся и компетентностях, имеющих метапредметное значение: умение организовывать свою деятельность, определять цели и задачи, работать в группе, исследовательские, коммуникативные и информационные умения. Стандарты второго поколения в качестве основного результата образования определяют овладение школьником набором действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.

На этапе актуализации учащиеся сами сформулировали цель урока и наметили пути ее решения. Классу было предложено продумать синквейн по теме урока.

Усвоение нового материала происходило в три этапа.

На втором этапе группам, чтобы оптимизировать усвоение материала по данной теме, было предложено заполнить пробелы в таблице по линиям сравнения форм культуры, используя материал учебника и собственные предположения и мнения, советуясь с членами группы. Учащиеся могли записывать примеры жанров каждого вида культуры, заполняя последнюю графу, но это можно было сделать и на следующем этапе работы в группах.

Параллельно в это же время двое учеников выполняли обработку анкет экспресс-опроса. После заполнения таблицы группы давали свои ответы. Предполагалась, что в ходе обсуждения больший вклад внесут сильные ученики, поэтому отвечать я просила учеников послабее. В это время на слайдах были показаны примерные правильные ответы. Ученики могли также посмотреть уже заполненную таблицу и сравнить.

Третий этап включал в себя определение принадлежности предметов к одной из форм культуры. Ученики подходили к выставке и произвольно выбирали любые предложенные там предметы. Это была также небольшая динамическая пауза, они немного подвигались. Затем группы определяли, к какой форме культуры можно отнести выбранные предметы, назвав аргументы в пользу своей точки зрения, используя знания, полученные при заполнении таблицы, и приводили свои примеры образцов данной формы культуры. При выполнении задания фоном негромко звучала народная песня, ребятам потом было предложено определить ее принадлежность к одной из форм культуры.

В ходе обсуждения мы неизбежно должны были прийти к выводу об условности деления культуры на предложенные формы и о том, что между этими видами культуры есть много общего.

На этапе обобщения и систематизации две ученицы на ноутбуке составляли синквейн, результаты проецировалась на экран, а группы работали над заданием по выявлению общих признаков форм культуры.

Были озвучены результаты экспресс-опроса взрослых, их сравнили с результатами опроса учащихся.

На этапе подведения итогов ученики оценили результаты своей деятельности в соответствии с поставленной целью. Было решено проблемное задание: Определить роль каждой формы культуры в современном мире.

На этапе домашнего задания акцент был сделан на закреплении усвоенного материала и на дополнении его новым содержанием. Знания учащихся будут оценены еще и по итогам выполнения домашнего задания, которое носит дифференцированный характер.

Тип учебного занятия: изучение нового материала.

  • Образовательная – способствовать пониманию учащихся, что такое культура и каковы ее формы, раскрыть причины появления массовой культуры и особенности молодежной субкультуры.
  • Развивающая – продолжить формировать навыки работы с текстом, умение аргументировать свой ответ, продолжать развивать устную речь, делать выводы, приводить примеры. Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
  • Воспитательная – средствами урока способствовать воспитанию приверженности к гуманистическим и духовным ценностям, толерантности.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах.

I. Актуализация. Фронтальная работа с классом.

1. В каких значениях употребляется слово “культура”?

2. Чем различается материальная и духовная культура?

3. Что такое культурное наследие?

4. Определите культурное наследие г. Кирова

5. Что такое культурная норма? Какие культурные нормы вы знаете?

III. Целеполагание и мотивация.

Вспомните, как-то в 5 классе девочки исполняли песню? Помните, какую? А почему именно эту? Миша тоже исполнил нам песню, но в совершенном другом стиле.

А сейчас вы слушаете эти песни? Почему нет?

Кто-то из вас слушал оперу в живом исполнении? Почему нет?

Почему-то вкусы на песни меняются, а классическая музыка вечна, почему-то многие школьники не любят оперу - мы и выясним на уроке, познакомившись с формами культуры.

Объявляется тема урока. Слайд 2.

IV. Изучение нового материала.

1. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три ее формы – элитарную, народную, массовую.

Самостоятельная работа – заполнение таблицы. Учебник, параграф 19. стр.144-145; 149

Элитарная Народная Массовая
Кто создает? Профессионалы Анонимные творцы, не имеют профессиональной подготовки Профессионалы,

Задание: продумать конкретные примеры каждой из форм культуры.

1. Проверка таблицы, самооценивание (заполненная таблица на слайде).

2. “По цепочке” назвать свои примеры.

В чем причины зарождения и распространения массовой культуры, к каким последствиям привело ее распространение? Рассказ ученика.

V. Первичное закрепление

Работа с таблицей “Музыкальные предпочтения бабушек, родителей и учеников”

1. Почему образцы массовой культуры быстро выходят из моды?

Примерный ответ. Удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое событие, быстро его отражает, поэтому быстро теряют актуальность, устаревают. С произведениями элитарной и народной культуры этого не происходит

2. С произведениями элитарной и народной культуры этого не происходит. Почему? Примерный ответ. Отражает вечные ценности, пригодна народная культура для любых случаев жизни.

3. Почему у вас нет большого желания послушать оперу? гуляя на улице в исторической части города, определить стили архитектурных ансамблей?

Примерный ответ. Трудна для понимания, требуется специальная подготовка. Опережает уровень восприятия среднеобразованного человека на многие годы.

VI. Изучение нового материала.

2. Вводится определение доминирующей культуры и субкультуры.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой.

Но общество неоднородно, оно распадается на множество групп: национальных, демографических, социальных, профессиональных. У каждой группы формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения.

Отличаются ли ваши система ценностей, язык, времяпровождение от языка, системы ценностей, основных увлечений ваших родителей? как вы думаете, почему?

Действительно, у молодежи, свой, особый культурный мир. Малые культурные миры называют субкультурами.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группы.

Существует несколько видов субкультуры: молодежная, национальных меньшинств, профессиональная. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, одеждой, обычаями.

Мы более подробно рассмотрим, конечно, молодежную субкультуру. Это явление сравнительно новое – в качестве самостоятельной культуры, оно появилось в середине прошлого века в Западных странах.

Слайд 8. Вводится понятие контркультура. Просмотр видеофрагмента.

Почему субкультура хиппи является контркультурой?

VII. Первичное закрепление

Слайд 8. Рабочий лист 2. Задание 2

Вопрос учителя: контактируют ли между собой различные формы культуры? Каким образом? Приведите примеры.

VIII. Рефлексия. Слайд 9-11

Определить формы культуры по фотографиям.

IX. Домашнее задание. Параграф 19 изучить, устно ответить на вопросы параграфа, выполнить задания практикума.


1. Разъяснить учащимся основные формы культуры, научить отличать их друг от друга, приводить примеры. 2. Развивать умение анализировать формы культуры. 3. Воспитательная: помочь понять, что только культура духовная в гармонии с материальной способна противостоять хаосу и разложению в обществе людей, и только Культура может стать созидательной силой на Земле.

Содержимое разработки

Конспект урока в 9 классе по учебнику

Автор: учитель обществознания Крылова Е.А.

«Нужно снова и снова разъяснять и

насаждать в человеческом сознании

понятие истинной Культуры, для того

чтобы человечество ощутило её как

нечто священное, чтобы оно никогда не

погрешило против культурных ценностей

и вместе с тем против самого создателя и

носителя этих ценностей – живого человека.

Глубокое понимание культуры и

сотрудничество на культурном поприще –

1. Разъяснить учащимся основные формы культуры, научить отличать их друг от друга, приводить примеры.

2. Развивать умение анализировать формы культуры.

3. Воспитательная: помочь понять, что только культура духовная в гармонии с

материальной способна противостоять хаосу и разложению в обществе людей, и только Культура может стать созидательной силой на Земле.

После изучения темы учащиеся должны:

Знать сущность основных форм культуры и ее разновидностей.

Знать особенности молодежной субкультуры и уметь анализировать ее.

Уметь анализировать контркультуру.

Давать определения следующим понятиям: элитная, народная, массовая культуры, субкультура, контркультура, доминирующая культура.

Литература и оборудование учебного занятия:

Компьютер, мультимедийный проектор, диск с презентацией.

Этапы урока:

1. Организационный этап

Организует игру «Заверши

Учащиеся, встав в круг и взявшись за руки, негромко

(говорят приятное слово)

2. Проверка домашнего задания

Проводит игру. На доске 5 слов: обряд, церемония, ритуал, нравы, санкции. Учитель просит учащихся выбрать по одному слову из списка и записать его в тетрадь. Потом посмотреть в тетрадь к соседу и приписать его слово к своему (обменяться словами). Напишите сочинение – бином (из 3-4 предложений, используя 2 слова: своё и соседа.)

Учащиеся выполняют задание.

3. Этап подготовки к усвоению нового материала

Объявляет тему, цели, план.

Работа с эпиграфом.

Читайте также: