Конспект занятия по экспериментированию с песком в старшей группе

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: через игры и опыты научить детей старшего дошкольного возраста определять физические свойства песка.

Образовательные задачи:

Формирование первичных представлений о песке и его свойствах, формировать у детей умения самостоятельно проводить исследование, подбирать необходимое оборудование, обобщать результаты опытов. Соблюдать меры безопасности.

Развивающие задачи: развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования

Воспитательные задачи: вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов, поощрение инициативности, учить ребёнка высказывать свои определения.

Ход занятия:

Организационный момент

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем " Привет ! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

ДОБРОЕ УТРО!

В-ль: Мы с вами будем настоящими учеными. Будем делать опыты и эксперименты. А с чем - я сейчас скажу, а вы отгадаете.

Из камней он появился,

Зернами на свет родился.

Желтый, красный, белый и немножко серый.

Я люблю из него лепить, а еще ножками ходить.

Он бывает и речной, и морской…

Как вы думаете, что это такое?

Содержать своё рабочее место в порядке

Во время занятий с песком одеть фартуки и нарукавники

Грязные руки вытирать салфеткой, не дотрагиваясь до лица, до глаз, до рта.
Нельзя песок бросать в лицо

Каждый исследователь экспериментирует на своем рабочем месте, не мешая соседу

После экспериментов нужно помыть руки

В-ль: Вот какие правила, не будем их нарушать! И угодим нашей ученой сове.

Я вас приглашаю, вот к этому загадочному столу. Давайте, встанем вокруг стола. (Дети встают вокруг стола). И мы с вами попадем в песочную страну, для этого протянем ручки, повернем свои ладошки.

А я произнесу волшебные слова:

Куда мы с вами попадем, узнаете вы скоро!

В стране песочной мы найдем помощников весёлых!

В-ль: Посмотрите, что я вам приготовила. ( Воспитатель открывает песочницу) Что же это?

В-ль: Положим ручки на песок. Какой песок?

Ответы детей.

В-ль: Давайте, в песочной стране найдем жителей. И кто же это?

Ответы детей.

В-ль: Удивим наших жителей песочной страны и расскажем им о свойствах песках. А я вас приглашаю в песочную лабораторию, вы приглашайте своих маленьких друзей!

Основная часть занятия.

В-ль: А что такое лаборатория?

Ответы: специальный кабинет, где проводятся исследования, ставят опыты, эксперименты.

Посмотрите, у вас на столах оборудование. Перед вами лежит на подносе: лупа, 2 стакана, ложка, формочки, воронка, салфетки, бутылочка с водой, палочка и трубочка, тарелочки с песком.

Всё это пригодиться нам в нашем экспериментировании. 1.Из чего состоит песок? ( Материал: тарелочки с песком, листы белой бумаги, лупы). Насыпаем песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)

Как выглядят песчинки?

Похожи ли песчинки одна на другую?

Как в природе появляется песок?

Вывод: И так, ученые! Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

2. Какой бывает песок? (Материал: на одной тарелочке сухой песок, на другой – сырой, трубочка ). Прикоснемся рукой к песку, который лежит на желтой тарелочке.

Какой песок? Песок сухой. (В-ль показывает картинку с изображением солнышка, значит песок сухой) Подуйте на песок через трубочку. Частички рассыпаются. Песок двигается.

Какой песок? Песок мокрый. (В-ль показывает картинку с изображением капельки, значит песок мокрый)

Какого цвета песок? Сухой светлый. Сырой темный.

3. Легко ли сыпется песок? ( Материал: тарелки с песком, стакан, воронка, ложка) Наберем в ложку песка и пропустим его через воронку.

Легко ли сыпется сухой песок?

Сыпется ли мокрый песок?

Вывод: И так, ученые! Сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки. Образуется конус, он растет в высоту. Сырой песок не сыпется.

4. Какой песок принимает любую нужную форму? ( Материал: различные формочки). Сделаем фигурки на сухом и сыром песке.

Какие фигурки получились?

Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму. А когда фигурки из мокрого песка высохнут, песок рассыпается.

5. Куда исчезла вода? Растворяется ли песок? (Материал: 2 стаканчика, ложка, вода в бутылочке) В стаканчики с песком нальём воду.

Каким стал сухой песок?

Куда исчезла вода?

Растворился ли песок в воде?

Вывод: вода быстро впитывается в песок, сухой и мокрый песок не растворился.

Итог занятия

В-ль: Молодцы, ученые! Наши исследования закончились. Но я думаю, вы еще узнаете много неизведанного. Вам понравилось в песочной стране? А ученой сове понравились вы и ваши опыты.

-Давайте, оставим песочных жителей в гостях в разноцветной стране, им там очень понравилось.
- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Ответы детей
- С каким природным материалом мы сегодня познакомились, проводили опыты. Ответы детей
- А вы сейчас рисуете на каком песке? А на мокром песке можно рисовать? Ответы детей

-Понравилось вам в лаборатории ученой совы?
Благодарю вас за участие в научных экспериментах. Каждому из вас присваивается звание юного ученого и заслуживаете медали.

Я предлагаю вам помыть руки, не забывая правила исследователей.

Краткое описание документа:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: через игры и опыты научить детей старшего дошкольного возраста определять физические свойства песка.

Образовательные задачи:

Формирование первичных представлений о песке и его свойствах, формировать у детей умения самостоятельно проводить исследование, подбирать необходимое оборудование, обобщать результаты опытов. Соблюдать меры безопасности.

Развивающие задачи: развитие познавательногоинтереса в процессе экспериментирования

Воспитательные задачи: вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов, поощрение инициативности, учить ребёнка высказывать свои определения.

Ход занятия:

Организационный момент

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

В-ль:Мы с вами будем настоящими учеными. Будем делать опыты и эксперименты. А с чем - я сейчас скажу, а вы отгадаете.

Из камней он появился,

Зернами на свет родился.

Желтый, красный, белый и немножко серый.

Я люблю из него лепить, а еще ножками ходить.

Он бывает и речной, и морской…

Как вы думаете, что это такое?

  • Содержать своё рабочее место в порядке
  • Во время занятий с песком одеть фартуки и нарукавники
  • Грязные руки вытирать салфеткой, не дотрагиваясь до лица, до глаз, до рта.
    Нельзя песок бросать в лицо
  • Каждый исследователь экспериментирует на своем рабочем месте, не мешая соседу
  • После экспериментов нужно помыть руки

В-ль: Вот какие правила, не будем их нарушать! И угодим нашей ученой сове.

Я вас приглашаю, вот к этому загадочному столу. Давайте, встанем вокруг стола. (Дети встают вокруг стола). И мы с вами попадем в песочную страну, для этого протянем ручки, повернем свои ладошки.

А я произнесу волшебные слова:

Куда мы с вами попадем, узнаете вы скоро!

В стране песочной мы найдем помощников весёлых!

В-ль: Посмотрите, что я вам приготовила. (Воспитатель открывает песочницу) Что же это?

В-ль: Положим ручки на песок. Какой песок?

Ответы детей.

В-ль: Давайте, в песочной стране найдем жителей. И кто же это?

Ответы детей.

В-ль: Удивим наших жителей песочной страны и расскажем им о свойствах песках. А я вас приглашаю в песочную лабораторию, вы приглашайте своих маленьких друзей!

Основная часть занятия.

В-ль: А что такое лаборатория?

Ответы: специальный кабинет, где проводятся исследования, ставят опыты, эксперименты.

Посмотрите, у вас на столах оборудование. Перед вами лежит на подносе: лупа, 2 стакана, ложка, формочки, воронка, салфетки, бутылочка с водой, палочка и трубочка,тарелочки с песком.

Всё это пригодиться нам в нашем экспериментировании.1.Из чего состоит песок? (Материал: тарелочки с песком, листы белой бумаги, лупы). Насыпаем песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

  • Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
  • Как выглядят песчинки?
  • Похожи ли песчинки одна на другую?
  • Как в природе появляется песок?

Вывод: И так, ученые! Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

2. Какой бывает песок? (Материал: на одной тарелочке сухой песок, на другой – сырой, трубочка ). Прикоснемся рукой к песку, который лежит на желтой тарелочке.

  • Какой песок? Песок сухой. (В-ль показывает картинку с изображением солнышка, значит песок сухой)Подуйте на песок через трубочку. Частички рассыпаются. Песок двигается.
  • Какой песок? Песок мокрый. (В-ль показывает картинку с изображением капельки, значит песок мокрый)

Какого цвета песок? Сухой светлый. Сырой темный.

3. Легко ли сыпется песок? (Материал: тарелки с песком, стакан, воронка, ложка) Наберем в ложкупеска и пропустим его через воронку.

  • Легко ли сыпется сухой песок?
  • Сыпется ли мокрый песок?

Вывод: И так, ученые! Сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки. Образуется конус, он растет в высоту. Сырой песок не сыпется.

4. Какой песок принимает любую нужную форму? (Материал: различные формочки).Сделаем фигурки на сухом и сыром песке.

  • Какие фигурки получились?
  • Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму. А когда фигурки из мокрого песка высохнут, песок рассыпается.

5. Куда исчезла вода? Растворяется ли песок? (Материал: 2 стаканчика,ложка, вода в бутылочке) В стаканчики с песком нальём воду.

  • Каким стал сухой песок?
  • Куда исчезла вода?
  • Растворился ли песок в воде?

Вывод: вода быстро впитывается в песок, сухой и мокрый песок не растворился.

Итог занятия

В-ль: Молодцы, ученые! Наши исследования закончились. Но я думаю, вы еще узнаете много неизведанного. Вам понравилось в песочной стране? А ученой сове понравились вы и ваши опыты.

-Давайте, оставим песочных жителей в гостях в разноцветной стране, им там очень понравилось.
- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Ответы детей
- С каким природным материалом мы сегодня познакомились, проводили опыты. Ответы детей
- А вы сейчас рисуете на каком песке? А на мокром песке можно рисовать? Ответы детей

-Понравилось вам в лаборатории ученой совы?
Благодарю вас за участие в научных экспериментах. Каждому из вас присваивается звание юного ученого и заслуживаете медали.

Цели: способствовать знакомству детей со свойствами песка; обучать навыкам проведения лабораторных опытов.

Задачи: способствовать закреплению умения работать с посудой, соблюдать меры безопасности, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы; активизировать и обогащать словарный запас существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия; развивать социальные навыки - умение работать в паре.

Материалы и оборудование: сухой чистый песок, большой плоский лоток, подносы, вода, стаканчики, палочки, воронка и пустая полиэтиленовая емкость, увеличительные стекла, тертый цветной мел, пластиковые контейнеры для смешивания песка и мела, пластиковые ложечки, клей ПВА, кисточки, картон.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята к нам в сад пришло письмо от Чебурашки. (Показывает письмо) Он пишет, что ему подарили Золотую рыбку. В аквариум Чебурашка налил воды из реки. С водой попал мелкий мусор, бумажки, палочки. Чебурашка просит подсказать ему, как очисть воду в аквариуме.

Выслушивает предложения детей.

Эксперимент 1.

Воспитатель: Ребята, есть метод очистки воды, который используют в очистных сооружениях- это очистка песком. Возьмем воронку, поместив в нее песок и будем медленно выливать заранее приготовленную воду, примерно такую же, какая была у Чебурашки. (В нее мы положим бумажки мелкие палочки).

Что происходит с водой?

Где остается мусор?

Ответы детей : (мусор остается наверху песка, а вода проходит сквозь него)

Воспитатель: сделаем вывод- Что делает песок с водой?

Ответы детей: (песок водопроницаем, может пропускать воду и очищать ее)

Воспитатель: давайте обозначим наши действия моделью (выставляет модель- водопроницаемость песка)

Воспитатель: мы посоветуем Чебурашке таким же образом очистить воду в аквариуме.

Эксперимент 2.

Воспитатель: возьмите емкости с песком и медленно высыпайте на поднос, при этом не забывайте о мерах безопасности (нельзя дуть на песок). Возьмем увеличительные стекла и рассмотрим, из чего состоит песок. На что похожи песчинки? Какой они формы? Какого цвета?

Как высыпается песок? На что похоже его движение? Какой звук вы слышите, когда струится песок? Где применяется такое движение песка?

Ответы детей - (песочные часы)

Ответы детей (песок состоит из маленьких песчинок, он сыпучий, легкий, желто- оранжевый)

Воспитатель показывает песочные часы :огромные песочные часы использовали люди в древности. Сейчас песочные часы используют в медицине для определения длительности процедур – прогревания.

Воспитатель: возьмем палочки и нарисуем что-нибудь на песке, затем слегка встряхнем поднос. Что вы видите на песке?

Ответы детей: (на сухом песке рисунок не сохраняется, тк песчинки разлетаются)

Воспитатель: А теперь представим, что мы песчинки, встанем все вместе, будем выполнять движения:

«А часы идут тик так, тик-так, в доме кто умеет так?

Это маятник в часах отбивает каждый такт.

А в часах сидит кукушка, у нее своя избушка,

Прокукует птичка время, снова спрячется за дверью.

Стрелки движутся по кругу, Не касаются друг друга,

Повернемся мы с тобой против стрелки часовой.

А часы идут, идут, иногда вдруг отстают.

А бывает, что спешат, словно убежать хотят,

Эксперимент 3.

Воспитатель: В емкости с песком налейте воду из стаканчиков и размешайте песок ложечками. Какой стал песок? (мокрый, липкий)

Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает в строительстве домов. Что вы летом делаете из песка? (крепости, куличики)

Возьмите палочки и нарисуйте что-нибудь на мокром песке. Встряхните емкость с мокрым песком. Исчез ли рисунок? Почему он сохранился на мокром песке?

Ответы детей: (мокрые песчинки слиплись и удерживают рисунок)

Воспитатель: Обозначим мокрый песок следующей моделью

(вывешивает на доску модель мокрого песка)

Эксперимент 4

Воспитатель: смешайте в емкости с сухим песком измельченный цветной мел. Что получилось?

Ответы детей (мел окрасил песок, песок стал того цвета, что и мел)

Выводы: воспитатель предлагает вспомнить, с какими свойствами песка познакомились, обращая внимание на модели.

Воспитатель предлагает нарисовать картинку цветным песком.

Для этого предлагается картон, кисточки и клей ПВА, которым обводится заранее нарисованный трафарет снеговика и заполняется цветным песком

Дети выставляют готовые работы

Конспект занятия в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования песком

Конспект занятия в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования песком Задачи: учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Образовательные: .

Рассматривание фотографий, иллюстраций, детской энциклопедии.

Чтение художественной литературы.

Наблюдения и игры на прогулках.

Оборудование: песок, вода, прозрачные стаканчики, лупы, деревянные геометрические фигуры (конструктор), коктейльные трубочки, формочки, пластиковые бутылки без дна, листы бумаги, карандаши.

Часть I. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель: Ребята, сегодня мыс вами отправляемся в лабораторию, где будем исследовать один предмет, а какой, сейчас узнаем.

Воспитатель предлагает надеть фартуки, чтобы не испачкаться.

Подходят к столу. На столе стоит коробка, закрытая тряпочкой.

Воспитатель: Давайте по очереди опустим руки под тряпочку и узнаем, с чем будем проводить опыты. (Ответы детей: сахар, мука, соль, земля, песок). Чтобы прийти к одному мнению, отгадайте загадку:

Он рассыпчатый такой,
А на солнце золотой.
Как намочить ты его,
Так построишь хоть чего. (Песок)

Воспитатель: Что такое песок? (Полезное ископаемое)

Как образуется песок? (Разрушаются твердые горные породы)

Как вы думаете, песок - это живая ли неживая природа?

Почему? (Живая природа дышит, пьёт воду, питается, растёт….)

Пройдём на свои рабочие места.

Часть II. Практическое экспериментирование

Воспитатель: Песок – одно из самых удивительных веществ на планете. Чтобы узнать свойства песка, нам необходимо превратиться в лаборантов и произвести некоторые опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.

Что же привело к тому, что песчинки слиплись? (Вода)

После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы в таблице условными обозначениями.

  1. Сухой песокпо цвету светлый, жёлтый; между песчинками находится воздух и поэтому предметы погружаются легко; сухой песок под воздействием ветра движется; принимает любую нужную форму; хорошо пропускают воду; сухой песок сыпучий.
  2. Мокрый песок - темный, коричневый; между песчинками находится вода; предметы погружаются не так легко, чем в сухой песок; мокрый песок под воздействием ветра не движется; принимает нужную форму; хорошо пропускают воду; несыпучий.

Часть III. Физкультминутка

Часть IV. Итог

Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили, чем занимались, что нового узнали? Где используется песок людьми? (Песочные часы, люди отдыхают на песчаных берегах рек, озёр, дети играют в песочницах, тушат пожары, зимой посыпают дорожки, в строительстве).

Цель: ознакомление и расширение представлений дошкольников о свойствах песка.
Материал: презентация о песке, 2 таза с сухим песком, 2 таза с мокрым, халаты для детей, материал для опытов, оборудование для самостоятельных игр с песком.

Просмотр презентации о песке (на море, в пустыне, в строительстве, в украшении ландшафта, где применяется и что из него можно сделать)




Воспитатель: Но вначале давайте вспомним правила работы с песком. Какие вы знаете?
Дети: нельзя кидать в лицо, обсыпаться, брать в рот, и всегда мыть руки после игры.
Воспитатель: Молодцы. Так как правила вы знаете, то начнем нашу работу и будем исследовать песок. А начнем мы с первого опыта и рассмотрим песок вблизи? Какой нам потребуется инструмент, чтобы рассмотреть поближе песок?
Дети: Лупа
Воспитатель: Насыпаем на бумагу небольшое количество песка, подносим лупу, смотрим внимательно, и что мы видем? Из чего состоит песок?
Дети: Из мелких песчинок, камушек



Воспитатель: Правильно. А теперь возьмите песок в руку и довайте руками обследуем песок. Какой он?
Дети: сухой, сыпучий.
Воспитатель: А кто знает растворяется он в воде или нет?
Дети: да, нет (кто как ответит)
Воспитатель: Хотите, проверим? Берите стакан с водой и высыпаем туда ложку песка. Перемешиваем. Хорошо перемешиваем, стараемся. Ну что, расстворился?
Дети отвечают неоднозначно, кто да, кто нет.


Воспитатель: Ну раз мы с вами затрудняемся ответить на этот вопрос, я вам помогу. У меня есть соль, кто знает, растворяется соль в воде или нет? А когда мама варит суп, видно соль в нем или нет?
Растворяю соль в воде и показываю детям, ее не стало. Тут же беру стакан с песком, в котором имеется песчаный осадок


Воспитатель: Так какой мы можем сделать вывод?
Дети: песок пропускает воду
Воспитатель: посмотрите, я хочу вам загадать логическую задачу. Беру колбочку, бросаю туда камень, насыпаю песок и вопрос: Как сделать так, чтобы камень оказался на поверхности песка?
Дети: Воды налить, высыпать песок
Воспитатель: А вы проделайте тоже самое, и подумайте.

Дети насыпают на камень в колбе песок и думают. Если догодаются – хорошо. Если нет, воспитатель сама подсказывает.



Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Песок мельче, а камень тяжелее. Когда мы встряхиваем колбу, камень вместе с песчинками подлетает вверх, пока он летит вверх, маленькие легкие песчинки успевают затечь под него.
Воспитатель: А сейчас подойдите ко мне. (Подходят к 2 тазам с сухим и 2 тахам с мокрым песком). Ребята, а определите какой песок сухой, а какой мокрый. Как ва догадались?
Дети: Темнее - мокрый, сыпучий - сухой.
Воспитатель: А давайте, коллеги, сделаем из мокрого песка колобок небольшой. Положите его на одну ладошку, а на вторую возьмите горсть сухого песка. Какой легче песок?
Дети: Сухой
Воспитатель: А почему?
Дети: В мокром песке есть вода и она прибавляет вес.



Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть с песком. Наши пальчики превращаются в лапы медведя. Покажите, как ходит мишка? Наши пальчики превратились в мышку, змею, гиппопотама, слона.
Дети имитируют движения животных.
Воспитатель: Посмотрите, какие получились разные следы, от разных животных. А на каком песке может остаться след?
Дети: На мокром
Воспитатель: А с каким песком вам больше нравится играть?
Дети: С мокрым
Воспитатель: Вот я вам и предлагаю поиграть с песком. (Даю формочки, лопатки, животных, пупсов)
Дети самостоятельно играют 3-4 минуты.
Воспитатель: Коллеги, вы не забыли, что мы с вами еще в лаборатории? Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте отряхнем ручки, возьмемся за руки и закроем глаза.
Раз, два, три-с
В садике очутись

Я благодарю вас дети, вы хорошо сегодня играли с волшебным песком, но мы забыли помыть руки после работы.

Читайте также: