Конспект урока притча как жанр

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: привить у шестиклассников любовь к притчам.

Задачи:

Форма урока: урок-беседа.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, тексты притч.

Ход урока

Слайд 1

Спросили мудреца, какой миг самый прекрасный?
Какой человек самый близкий?
И что в жизни самое ценное?
Он ответил:
- Нет времени прекраснее, чем настоящее. Потому что прошлого не вернёшь, а будущее ещё не наступило.
- Нет никого ближе, чем тот, кто сейчас рядом с тобой. Не важно, друг он или враг. И нет ничего важнее и ценнее, чем отдавать. Потому что только это и делает тебя счастливым…

Притча о счастье: слайд 2
-- Что это у тебя в руке?
-Счастье.
- А почему оно такое маленькое?
- Оно только моё. Зато какое лучистое и красивое.
-Да, восхитительно!
- Хочешь кусочек?
- Наверное…
-Дай ладошку. Я поделюсь.
- Ой, оно такое тёплое…
- Нравится?
- Очень… Спасибо!
-Знаешь, мне намного лучше, когда счастье в руке.
-Так всегда бывает.
- А если я с кем-то поделюсь?
- У тебя добавится твоего.
- Почему?
- Сама не знаю. Только потом оно станет ещё более тёплым.
- Я знаю с кем поделиться этим чудом.
- Делись им. Ведь многим его не хватает.

Сегодня я тоже хочу подарить вам счастье – прикосновение к притчам. Надеюсь, что вы возьмёте с собой столько счастья, сколько захотите.

Вывести мораль из притчи, значит, сказав притчу, прибавить к ней поучительный вывод. Одна и та же притча может дать основания для нескольких выводов. Кроме того, в зависимости от ситуации одна и та же притча может восприниматься по-разному.
Притчу мы пересказываем, изменяем, вплетаем в повествование, распространяем, сокращаем.

- Давайте откроем тетради. Запишем число.

А теперь запишем, что такое притча.

Ребята, Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, чему-то научить, в ней заложен определённый урок, маленький или большой закон мира, в котором мы живём.
Притчи – это источник мудрости.

Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

просмотр видеоролика к притче (слайд 4)

- Выявление непонятных слов (Мастер, сомкнутые ладони, истина)

- Понравилась ли вам притча?

- Определение темы притчи ?

- Какая проблема поднята в притче?

(Она раскрывает очень глубокий смысл. От каждого человека зависит жизнь не только маленькой бабочки, но даже своя судьба и положение дел во вселенной.)

- Какой жизненный урок содержится в притче.

- О чём заставляет задуматься притча.

- Понравилась вам песня-притча?

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

l Выявление непонятных слов (гнев, темперамент, самообладание)

l О чём эта притча? ( она учит таким нравственным качествам, как уважение к старшим, сдержанность, стремление к доброте).

l Согласны ли вы с отцом или нет? Докажите

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с
песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик
поднимает с песка морские звёзды. Они окружали его со всех сторон.
Казалось, на песке ― миллионы морских звёзд, берег был буквально усеян
ими на много километров.
― Зачем ты бросаешь эти морские звёзды в воду? ― спросил человек,
подходя ближе.
― Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется
отлив, то погибнут, ― ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
― Но это же просто глупо! ― закричал человек. ― Оглянись! Здесь миллионы
морских звёзд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил
её в море и сказал:
― Нет, мои попытки изменят очень много. Для этой звезды.

l Выразительное чтение текста

l Понравилась ли Вам притча?

l О чём эта притча? (притча показывает, что всем помочь мы не в силах, однако помочь кому-то одному мы можем.

l Почему мальчик не согласился с прохожим человеком?

Сын гордился, что отец послал его одного на ярмарку продавать соломенные шляпы. Юноша погрузил шляпы в повозку и тронулся в путь. У развилки двух дорог молодой крестьянин остановился передохнуть.

Только он вскипятил чай, как послышался цокот копыт, и к юноше подъехала повозка, тоже груженная соломенными шляпами.

- Эй, парень, по какой дороге мы быстрее доедем до ярмарки? – спросил крестьянин с повозки.

- Отдохните немного, - предложил юноша, расстроенный тем, что у него появился конкурент. Крестьянин отказался, и тогда юноша показал рукой на правую дорогу, что шла через поле.

Отдохнув немного, он поехал по лесной дороге. Юноша почти доехал до ярмарки, как вдруг его лошадь встала. Юноша глазам своим не поверил, когда увидел, что на дороге лежит огромный дуб. Объехать дерево было невозможно, пришлось поворачивать назад, а потом ехать на ярмарку длинной дорогой.

Вернувшись домой, сын расстроено рассказал отцу:

- Я продал мало шляп, потому что поздно приехал на ярмарку. Дерево загородило дорогу. К тому же на ярмарке был другой торговец шляпами. Я его обхитрил и послал по длинной дороге, но он все равно приехал раньше меня.

- Запомни, сынок: обманывая людей, обманываешься сам, - сказал отец.

- Я себя не обманывал, - удивился сын.

- Если бы ты показал крестьянину правильную дорогу, он бы предупредил тебя о дереве. Вот и получается, что ты сам себя обманул, - объяснил отец.

l Понравилась ли вам эта история?

Как вы поняли, о чем она? (притча показывает учащимся, что говорить неправду – очень плохо. Обманывая людей, человек обманывает самого себя. Притча учит ребят говорить правду и не хитрить).

l Как бы вы поступили на месте юноши?

l В сказках часто тот, кто обманывает, бывает наказан. Как вы думаете, происходит ли так же в жизни?

l Найдите в тексте слова, отражающие главную мысль притчи?

l Какое название можно придумать к этой истории?

Подведение итогов

Подведем итог. Так что же на самом деле притча? (СЛАЙД 10)

- Притча всегда поучительна.

- Притча – это одновременно и мудрость и путь к мудрости.

И все же притча – больше того, что мы уже перечислили: она тонко отражает всю удивительность и непредсказуемость человеческой жизни и истории человечества. Ни одна из философий не в силах объяснить ход истории до конца. Можно сказать, что весь мир – это притча, поэтому необходимы чуткость, воображение, душа, чтобы приблизиться к ее смыслу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Раздел долгосрочного плана 1. Притчи и легенды в литературе

Дата 07.09.17 Класс 7 Русская литература Урок 2

Цели обучения

7.1.1.1..Понимать термины: притча, легенда, литературное направление, сатира, юмор, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора.

7.1.2.1. Понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию.

7. 1.3.1. Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа-персонажа.

7.1.4.1 Составлять сложный план

7. 1.6.1. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос.

7. 2.2.1. Определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев.

7. 2.3.1. Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл.

7. 2.4.1. Анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев.

7. 2.5.1. Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста.

7. 3.1.1. Участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях.

Цели урока : понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление.

Критерии оценивания

Определяет значение терминов

Составляет план по прочитанному тексту.

Пересказывает текст по плану.

Составляет вопросы по плану.

Межпредметные связи : связь с уроками истории, русского языка, изобразительного искусства .

Навыки использования ИКТ : интерактивная доска, интернет-ресурсы, представленные в мультимедийной форме информационных материалов (видеофрагмент).

Предварительные знания : данный урок основывается на знаниях и навыках, полученных на предыдущих уроках. Учащиеся имеют представление о том. Что такое художественное пространство и время.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурсы и оценивание

1.Организационный момент.

Приветствие учеников, проверка готовности к уроку, пожелание успеха в работе.

Деление на группы.

2.Этап вызова.

Мотивация к изучению новой темы.

- Как передаются знания?

-Можно ли учить словом?

-В каких произведениях устной словесности передается народная мудрость?

-Подберите ассоциативный ряд к слову ПОУЧЕНИЕ

Постановка целей урока.

Ученики отвечают на вопросы учителя

3.Стадия осмысления .

Актуализация знаний. Формирование новых понятий и способов деятельности.

Ученики указывают три признака: небольшой размер, отсутствие конкретизации, иносказательность. Устно отвечают на вопросы.

4.Применение. формирование умений и навыков.

Учитель задает вопросы:

-Почему притчу называют поучительным жанром?

-В чем сложность понимания идеи притчи? Кому адресована притча?

Организует работу в группах, предложив карточки с заданиями.

Цель урока: показать особенности притчи как жанра, сформулировать понятие соавторства в притче, рассмотреть притчу как одну из форм самовыражения личности.

Задачи урока

  • обучающая: анализ притчи как жанра, повтор основных литературоведческих понятий, решение проблемы читателя и автора в рамках литературы;
  • воспитательная: гармоническое развитие личности, формирование его мировоззрения, духовности;
  • развивающая: навыки логического пространственного мышления, методика сравнительно-сопоставительного анализа, навыки работы со специальной литературой.

Оборудование урока:

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Человек всегда жаждет знания, стремится к духовному очищению, исцелению. В трудностях, проблемах ищет совета и наставления. Простые уроки здравого смысла преподают нам притчи. Размышления над притчами помогут нам сегодня, ребята, вспомнить особенности этого жанра, рассмотреть притчу как одну из форм самовыражения личности, увидеть, понять соавтора в притче, т.е. расширить ваше представление о притче.

– Где щедро представлен этот древнейший жанр (в Священном Писании и в Святом предании). Жанр притчи возник на Востоке в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями.

– Вспомним, что такое аллегория?

Аллегория от греческого allos – иной, agoreno – говорю глубокое философское значение.

– Чем отличается притча от басни?

Итак, Священное писание знакомит нас с притчами. Иисус Христос говорил притчами, Иисус вышел в путь, чтобы проповедовать, учить и наставлять людей на путь истинный. И странствуя по селениям и городам, учил людей, рассказывая простые житейские истории.

– Притча о Святителе (читает уч-ся А.Патрикеева)

Анализ притчи

1) С чем сравнивал Спаситель душу человека? (С землёй).

2) Что значит семя в этой притче и кто Святитель? (семя – слово Божье, Святитель – Бог, Иисус Христос).

3) Что нужно делать, чтобы слово Божье сохранилось в нашей душе? (Внимательным быть, жить по заповедям Бога, готовить нашу душу, заботиться о душе . ).

В чём актуальность этой притчи?

Учитель: Вот и вас учат, все вам толкуют, но одни учатся хорошо, сразу вбирают слова учителей в себя, а другие – плохо. Есть и третьи, как и в этой притче, которые слушают внимательно, но как вышли из школы – сразу всё забыли.

Какие вы ещё знаете?

Какой урок можно из них извлечь?

(уметь прощать, быть терпеливым, милосердным, как Бог готовым принять и простить каждого).

Притча отражает мир, в котором мы живём, в этом и есть её универсальность, актуальность.

Работа в группах (три группы по 8 человек)

Задание: Каждая группа должна представить по одной маленькой притче: сюжет, какая проблема поднимается в притче, чему учит притча.

Отдельные учащиеся в группе (индивидуальное домашнее задание) выступают с рисунками к притчам.

Инструкция по работе в группах:

  1. Распределите обязанности (кто читает, кто отвечает на вопросы, кто выступает с рисунком).
  2. Выступление учащихся в группе.

Пока дети работают в группах, учащиеся слушают песни-притчи в исполнении Светланы Копыловой.

Учитель о песнях-притчах Светланы Копыловой

В один из осенних дней я в группе паломников отправлялась в поездку в Сергиево-Троицкую Лавру. Осенняя погода . Длительная дорога на автобусе . И вдруг руководитель группы включает диск с удивительными по содержанию, мелодичными песнями-притчами Светланы Копыловой. Таким было моё первое знакомство с её притчами. Потом я стала искать её песни на сайте, ближе узнала об этом удивительном человеке.

Притчи Светланы Копыловой похожи на глоток чистой родниковой воды в жаркой пустыне. Они помогают по – новому, совершенно другими глазами взглянуть на многие вещи, собственную жизнь .

Выводы выступающих в группах

Вспыльчивость ни к чему хорошему не приводит. Гнев – плохой помощник человеку. Притча учит контролировать своё поведение, воспитывать самообладание, волю.

В жизни любого человека бывают сложности, трудности, вехи, испытания. Но нужно верить. Вера спасает человека. Господь помогает нам нести свой крест, если только мы не отвергаем Его.

Зависть часто поражает наши души, рождает злобу в наших сердцах, приводит к глупым поступкам. Надо учиться радоваться за другого человека, учиться быть мудрее.

Учитель: Ваши рисунки, выступления показали, что вы смогли по-своему понять притчи, увидеть её универсальность. Это небольшое художественное произведение позволяет каждому из нас увидеть себя в мире, увидеть мир сквозь притчу, понять и принять моральные и нравственные принципы, о которых говорится в притчах, которые заповедал нам Иисус Христос. Русская земля, о которой ещё одна песня-притча Светланы Копыловой, богата народной мудростью, это кладезь, помогающий нам познавать мир, стать лучше и добрее, любить свою Родную землю.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока : дать понятие притчи как жанра литературы, сравнить притчу и басню, определить их сходство и различие. Побуждать учащихся к философским размышлениям, развивать аналитические навыки в работе над текстом.Способствовать развитию нравственных качеств. Есть в литературе, причем и в духовной, и в светской ещё один жанр, основанный на аллегории.


Цели:

  • Раскрыть понятие притчи как жанра литературы, выявить жанровые особенности.
  • Сравнить притчу и басню, определить сходства и различия.
  • Побуждать учащихся к философскому размышлению над художественным текстом, развивать аналитические навыки, способствовать развитию нравственных качеств.

Притча как жанр возникла на Востоке в далёкой древности, где традиционно любили тайные загадки.

Притча – небольшой нравоучительный рассказ, но без морали, без прямого наставления.

Притчи — это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём.

Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль.

- текстовый (строится на смысле текста)

- символический (строится на символических значениях слов)

3) Притча может входить в большое литературное произведение.

Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках. — Что ты хочешь сделать? — спросил отец. — Деревянную кормушку, — ответил малыш. — Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.

Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.

— Что ты хочешь сделать? — спросил отец.

— Деревянную кормушку, — ответил малыш. — Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.

Никогда ни о чем не жалейте вдогонку, Если то, что случилось, нельзя изменить. Как записку из прошлого, грусть свою скомкав, С этим прошлым порвите непрочную нить. Никогда не жалейте о том, что случилось. Иль о том, что случиться не может уже. Лишь бы озеро вашей души не мутилось Да надежды, как птицы, парили в душе. Не жалейте своей доброты и участья. Если даже за все вам — усмешка в ответ. Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство. Не жалейте, что вам не досталось их бед. Никогда, никогда ни о чем не жалейте — Поздно начали вы или рано ушли. Кто-то пусть гениально играет на флейте. Но ведь песни берет он из вашей души. Никогда, никогда ни о чем не жалейте — Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви. Пусть другой гениально играет на флейте, Но еще гениальнее слушали вы.

Никогда ни о чем не жалейте вдогонку, Если то, что случилось, нельзя изменить. Как записку из прошлого, грусть свою скомкав, С этим прошлым порвите непрочную нить. Никогда не жалейте о том, что случилось. Иль о том, что случиться не может уже. Лишь бы озеро вашей души не мутилось Да надежды, как птицы, парили в душе. Не жалейте своей доброты и участья. Если даже за все вам — усмешка в ответ. Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство. Не жалейте, что вам не досталось их бед. Никогда, никогда ни о чем не жалейте — Поздно начали вы или рано ушли. Кто-то пусть гениально играет на флейте. Но ведь песни берет он из вашей души. Никогда, никогда ни о чем не жалейте — Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви. Пусть другой гениально играет на флейте, Но еще гениальнее слушали вы.

Читайте также: