Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку 7 класс конспект

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №303 имени Фридриха Шиллера Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Данная методическая разработка предназначена для учителей русского языка общеобразовательных школ.

1. Введение

3. Заключение

5. Приложения

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Тип урока : систематизации и обобщения знаний (общеметодической направленности)

Цель деятельности учителя : обобщить, систематизировать знания учащихся по теме, повторить правила пунктуации.

Цель для учащихся:

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; демонстрация,; индивидуальная, парная, групповая формы работы.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков самокоррекции учебной деятельности, умения дружить и ценить друзей.

2. Метапредметные:

Регулятивные УУД:

понимать и строить планируемые действия; проговаривать вслух последовательность производимых действий, осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности;

оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; осознавать самого себя как движущую силу к преодолению препятствий.

Познавательные УУД:

понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать, применять, извлекать нужную информацию, определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; понимать информацию, представленную в схематичной форме, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи.

Коммуникативные УУД:

связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре, отвечать на вопросы, слушать и слышать других;ф ормулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных научно – познавательных задач; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

3. Предметные:

- видеть и объяснять опознавательные признаки словосочетания, простого и сложного предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения; находить обращения; определять слова автора и прямую речь;

- р азличать простое и сложное предложения, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах, обобщающем слове, обращении, прямой речи, диалоге, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи;

- научиться использовать знания о синтаксисе и пунктуации при работе с текстом.

Здоровьесберегающие компоненты урока:

- чередование видов учебной деятельности: письмо, ответы на вопросы, чтение, сопоставление примеров, устная работа с текстом;

- чередование видов преподавания: наглядный, словесный, практический;

- контроль за осанкой учащихся, наличие физкультурной паузы, направленной на снятие мышечной усталости.

Оборудование: компьютер, демонстрационный проектор, экран, магнитная доска, карта ученика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС и критериями оценки практического задания в рамках курсов.

Материал, необходимый для использования в ходе урока, представлен в пронумерованных приложениях.

Насыщенность урока предполагает быстрый темп его проведения и знакомство обучающихся с предлагаемыми приемами работы на ранее проводимых занятиях.

Цель методической разработки – представление опыта использования современных приемов и методов на уроках русского языка для повышения познавательного интереса обучающихся.

Соотнести этапы учебного занятия с эффективными приемами и методами обучения в современных условиях.

Использовать актуальные приемы и методы.

Предложить описание выбранных приемов и методов для возможности применения их коллегами.

Представить сценарий урока в форме технологической карты с целью дальнейшего практического применения коллегами.

Общедидактическая цель развивающего (системно-деятельностного) урока - формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

обеспечить усвоение знаний о грамматических признаках деепричастия как части речи, совершенствовать умения анализировать, сопоставлять, обобщать изучаемый материал, грамотно использовать в речи деепричастия при построении предложений

активизировать познавательную деятельность; умение выступать и защищать свою точку зрения; развивать коммуникативные навыки работы в малых группах; создать условия для развития у школьников умений формулировать промежуточные проблемы, предлагать пути их решения, обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи, развивать познавательный интерес к русскому языку

создавать условия для формирования ориентации на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое;

создавать условия для ориентации в закономерностях развития языка; овладения языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладения основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования.

Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-диалогического обучения, дифференцированного обучения, технологии формирования критического мышления (ТФКМ).

Главным результатом урока является интеллектуальный продукт, устанавливающий знания о грамматических признаках деепричастия как части речи, умения самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи, выражать свою точку зрения в диалогах, в устной монологической речи и в письменных текстах.

Тема учебного занятия, класс, учебник

Деепричастие как часть речи, 7 класс

Тип занятия (урока)

Предметные результаты обучения

Характеризовать деепричастия как особую группу слов.

Определять признаки глагола и наречия в деепричастии.

Уместно использовать деепричастия в речи.

Метапредметные результаты обучения

Овладение универсальными познавательными действиями:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,

выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

Овладение универсальными регулятивными действиями:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи;

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;


- повторить предлоги в грамматическом и речевом аспектах.

Содержимое разработки

Конспект урока русского языка по теме

Учитель русского языка и литературы

Асанова Антонина Анатольевна

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: - систематизировать теоретические сведения о предлоге;

- научить определять разряды предлогов по смысловым отношениям;

- повторить предлоги в грамматическом и речевом апектах.

Задачи урока:

- образовательная: изучить предлоги как служебная часть речи, определять роль предлога в словосочетаниях и предложениях; выявить отличие предлогов от омонимичных приставок;

- воспитательная: воспитывать бережное отношение к русскому языку и уважение к его нормам; прививать любовь к природе;

- развивающая: формировать умение различать предлоги и другие части речи; закрепить умение находить предлоги в тексте и характеризовать их; развивать компетентность по составлению связной речи текста.

Средства обучения: учебник, презентация, раздаточный материал, портрет

I. Организационный момент

1. Приветствие

- Здравствуйте, юные знатоки филологии! Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи на уроке! Садитесь!

2. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

- На столе перед вами лежат разноцветные листочки, выберите по цвету показатель вашего настроения на данный момент. Если вы спокойны — желтый цвет, если вы радостны — зелёный цвет, если встревожены — красный цвет.

Посмотрим изменится ли ваше настроение к концу урока.

II. Актуализация опорных знаний

- Откроем тетради, запишем число, классная работа.

А) Глагол, деепричастие, наречие, прилагательное.

Б) Существительное, наречие, местоимение, числительное.

В) Глагол, наречие, местоимение, предлог.

(В первой колонке лишнее слово деепричастие, потому что деепричастие особая форма глагола, а остальные слова относятся к частям речи.

Во второй колонке это наречие, потому что оно неизменяемая часть речи, оно не склоняется и не спрягается

В третьей колонке лишнее слово предлог, потому что глагол, наречие, местоимение относятся к самостоятельным частям речи, а предлог служебная часть речи).

- Т. е. сегодня на уроке речь пойдёт о служебных частях речи.

Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица –
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.

III. Фронтальный опрос

- А давайте вспомним, чем различаются самостоятельные и служебные части речи?

У служебных частей речи: У самостоятельных частей речи:

нет лексич и грам значения 1) есть лексич. и грамматич значение

не изменяются 2) изменяются (кроме наречия)

не употребляются без самостоятельной 3) являются членами предложения речи 4)не бывают членами речи 4) употребляются самостоятельно

IV. Изучение нового материала

1. Введение в тему

- Как вы понимаете эти слова? (Мы многого ещё не знаем).

- А хотите? Значит, у нас есть цель — узнать. И предметом нашего исследования на уроке является предлог.

- Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока? (вспомнить изученное о предлоге, сформулировать, что такое предлог, для чего он нужен, на какие группы делится, как правильно их употреблять).

Предлог как название части речи встречался ещё в древнерусском языке, где он, как и в современном, выражал зависимость косвенных падежей существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетании.

3. Работа с учебником

- Ребята вы правильно определили, что предлог это служебная часть речи, вспомнили отличия служебных частей речи от самостоятельных, узнали несколько интересных фактов из истории предлога.

А теперь обратимся к учебнику и прочитаем правило на странице 140, что же такое предлоги (ученик читает правило).

4. Работа с текстом

- Перед вами, ребята, текст. Давайте его прочитаем.(Один ученик читает).

Первое дыхание весны.

Пронеслась первая весенняя гроза. На берёзах с листка на листок прыгают озорные дождевые капли. Они повисают на кончике, дрожа от страха, и, сверкнув отчаянно, прыгают в воду. Даже перезимовавшие на земле скрюченные сухие листья ожили.

- Вот мы прочитали текст, ребята. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.

1. Докажите, что перед вами текст. (Все предложения связаны по смыслу и грамматически).

2. Какова тема и основная мысль текста? (Этот текст о весеннем лесе. Основная мысль текста - лес прекрасен весной).

3. Каков стиль текста? (Стиль текста художественный).

4. Найдем выразительные средства языка или ярко окрашенные слова художественного стиля. (Олицетворение - береза перекликается, осинка зовет, капли прыгают, дрожа от страха.

Метафора - с зелеными хвостиками листья ожили.

Эпитеты - шоколадные почки, озорные капли).

- Давайте посмотрим, а какие предлоги употреблены в данном тексте. Найдите в нем словосочетания с предлогами.(ученики находят и называют их).

- А какую роль играют в данном тексте предлоги? (Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении).

- Ребята! Запишите в тетрадях предложение. Они повисают на кончике, дрожа от страха, и, сверкнув отчаянно, прыгают в воду.

- В предложении подчеркните грамматическую основу, выделите предлоги и приставки. (Один ученик работает на доске)

- Найдите из данного предложения слово с приставкой. Как пишутся приставки и предлоги? ( Приставки со словами пишутся слитно, а предлоги раздельно).

- В слове повисают приставка по. Если мы уберем предлог, нарушится смысловая связь между словами, а если уберем приставку в слове, то изменяется смысл слова или слово вообще потеряет смысл.

5. Физкультминутка

- Ребята, я буду читать шуточное стихотворение, а вы, когда услышите предлог, хлопайте в ладоши. Ну что, готовы? (Учитель читает шуточное стихотворение)

Чудесный выдался денек,
А я учу предлоги…
И, я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
“Что значит – “по”?
“Что значит – “за”?
И “за”, и “по” - предлоги,

А хорошо бы за порог
И мчаться по дороге!
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?

6. “Найди ошибку”

- Очень часто мы допускаем речевые ошибки, порой не исправляем друг друга. Сейчас вы постараетесь найти такие ошибки:

1. Ты любишь пирожки с капусты? (с капустой)

2. По истечению срока договора выплачивается зарплата и премия (по истечении)

3. Сходи в магазин по хлеб, пожалуйста. (за хлебом.)

4. Мазь для укусов комаров (для защиты от укусов комаров)

7. Работа с учебником

V. Закрепление изученного

- Учитель читает утверждения о предлогах, а задача обучающихся определить какие из них являются истинными, а какие – ложными.

Предлог – это служебная часть речи. +
Предлоги могут выражать значение. -
В предложении предлог является дополнением. -
Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. +
Предлог имеет нулевое окончание -.

2. Предлагает разгадать загадки

название какого очень распространённого дерева состоит из четырёх предлогов? (С-о-с-на)

из каких трёх предлогов можно составить название домашнего животного? (К-о-за)

из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? (К-от)

из каких четырёх предлогов можно составить название важной велосипедной принадлежности, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку? (На-с-о-с)

VI. Итог урока

1. Для чего служат предлоги?

2.Как изменяются предлоги?

3. Каким членом предложения могут являться предлоги?

4. Как делятся предлоги по значению?

5.От чего надо различать предлоги?

VII. Рефлексия.

- Теперь выберите цвет, которому соответствует ваше настроение в конце урока.

Перечень основных групп методов обучения русскому языку. Изучение их особенностей и валяния на развитие языковых навыков школьников.

Нестерова И.А. Методы обучения русскому языку // Энциклопедия Нестеровых

Метод в дидактике

Термин "метод" характерен для всех областей знаний. Метод меняется в соответствии с особенностями учебного предмета. Есть ряд методов, которые используются независимо от того русский язык это, дидактика, педагогика или математика. Такие методы называют общими. Методы, которые используются только в конкретной области – частные.

В дидактике используют общие и частные методы для реализации успешного обучения в условиях школы. Дидактика занимается анализом и изучением методов обучения.

Метод обучения – система последовательных действий учителя и ученика в процессе овладения последним знаниями, умениями и навыками [1].

Методы обучения русскому языку

Дидактика занимается совершенствованием и подбором методов обучения школьников в зависимости от того, какие цели поставлены перед процессом. Сейчас подходы к методу, как к дидактической единице стремительно меняется в связи с расширением влияния развивающего обучения и интернет технологий.

В специальной литературе метод рассматривается как проблемный элемент, который подвержен изменениям по причине эволюции педагогики. Метод эффективен только тогда, когда направлен на достижение учебных целей, а содержание усваиваемых знаний в совокупности соспособами действия по их усвоению.

Метод бесполезен, если действия учителя не направлены на формирование у школьников интереса к предмету и внутренней мотивации к знаниям.

Мотивация в учебно-познавательной деятельности – психическое состояние, в котором проявляется отношение школьников к учебе.

Поддержание мотивации важно для педагогического процесса, так как её функции направлены на совершенствование учебного процесса.

Функции учебно-образовательной деятельности

Функции мотивации учебно-познавательной деятельности

Действия учителя и учащегося зависят от следующего:

  • над каким учебным материалом проводится работа;
  • источник знаний, из которого черпается информация.

В дидактике используют не только термин "метод", но и термин "приём".

В различных методах возможно использование одних и тех же приёмов.

На примере обучения русскому языку следует выделить следующие приемы:

  • приём "предметных действий";
  • приём составления плана;
  • обучающий диктант;
  • постановка проблемы.

Классификация методов обучения

Современная методика преподавания русского языка допускает несколько классификаций методов преподавания языка. Так, А.В. Дудников предлагает рассматривать методы, как способы мышления. Согласно его классификации существуют индуктивный, дедуктивный, индуктивно-дидуктивный и дидуктивно-индуктивный методы преподавания русского языка.

Индуктивный метод представляет собой наблюдение над конкретными языковыми фактами, которое позволяет учащимся сформулировать определенный вывод касаемо языкового явления.

Дедуктивный метод направлен на анализ от общего вывода к конкретному факту. На примере преподавания русского языка можно рассмотреть процесс изучения типов односоставных предложений. Сначала педагог пхарактеризует общие аспекты односоставных предложений, затем говорит о том, что они бывают глагольные и именные.

Дедуктивно-индуктивный метод основан на обратном порядке рядке работы от общего правила к конкретному языковому факту.

Индуктивно-дедуктивный метод направлен на применение сперва индукции, а затем дедукции.

А.К. Бабанский предлагает следующую классификацию методов обучения русскому языку:

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. К ним относят рассказ, беседу, лекцию, демонстрацию, проблемно-поисковые методы.
  2. Методы стимулирования и мотивации учения, а именно: мотивация, формирование познавательного интереса, дидактическая игра.
  3. Методы контроля и самоконтроля.

Классификация А.В. Текучева строиться на определенных признаках. Так, методы делятся по источнику получения знаний, по степени участия обучаемых в учебном процессе и по характеру и месту выполнения заданий.

Важное место занимает разделение методов на теоретические, практические и теоретико-практические. Данная классификация строится на трудах Л.П. Федоренко, который предположил, что основой классификации методов обучения русскому языку являются источники знаний.

Источники знаний

На основе источников знаний, отраженных на рисунке выше. Л.П. Федоренко выделил группы методов обучения русскому языку. Каждую группу методов, предложенных Л.П. Федоренко, рассмотрим отдельно.

Теоретические методы изучения русского языка

Использование теоретических методов наблюдается преимущественно при объяснении нового материала. Именно на данном этапе обучения происходит введение новых понятий. К числу теоретических методов относят:

Приемы, используемые при данных методах обучения русскому языку, отражены на рисунке ниже.

Приемы, используемые при данных методах обучения русскому языку

Другим распространенным теоретическим методом является беседа.

При обучении русскому языку деятельность учителя сводится к постановке вопросов по теме и контролю за деятельностью учащихся. Беседа активизирует мыслительный процесс у школьников, заставляет проявить коммуникативные навыки и позволяет выявить уровень восприятия информации учащимися.

Приемы беседы

Метод чтения учебника в обучении русскому языку не менее важен, чем все предыдущие. Этот метод направлен на знакомство учащихся с новым материалом. Он применяется, когда учащиеся уже знакомы с материалом и он не представляет для них трудности.

Теоретико-практические методы обучения русскому языку

Теоретико-практические методы – ещё один серьезный инструмент в руках знающего педагога на пути обучения школьников родному языку. К числу теоретико-практических методов обучения русскому языку в дидактике относят:

  1. диктант
  2. языковой разбор
  3. наблюдение
  4. реконструирование
  5. конструирование.

Диктант – учитель диктует текст, а школьники записывают его слова полностью или выборочно в зависимости от задач обучения. Метод эффективен при изучении норм орфографии и пунктуации.

виды диктантов

Основные группы диктантов представлены на рисунке выше. Каждый вид диктанта включает в себя несколько разновидностей. Например, к числу контрольных диктантов относят предупредительный, объяснительный, комментированный, выборочный и графический.

Обучающие диктанты могут проводиться практически на каждом занятии по материалу изучаемой темы

Еще одним теоретико-практическим методом обучения русскому языку называется языковой разбор. Суть этого метода состоит в том, что на уроке проводится анализ определенных языковых явлений. Он может быть частичным и полным. Языковой разбор проводится как в устной, так и в письменной форме. Каждый вид разбора имеет определенный порядок, согласно которому анализируют грамматические категории.

Использование данного метода направлено на обучение школьников умению различать грамматические и лексические значения слов. Языковой разбор стимулирует развитие логического мышления, языковой интуиции. Кроме того, метод языкового разбора формирует у учащихся умение строить суждения в процессе наблюдения за конкретной языковой единицей и воспитывает навыки самостоятельной работы.

Метод реконструирования состоит в изменении словоформ, синтаксических конструкций для того, чтобы учащимся было понятно, как строить предложения и тексты с использованием данных слов.

Метод конструирования направлен на развитие навыков самостоятельной работы у учащихся по составлению словосочетаний и предложений.

Практические методы обучения русскому языку включают в себя меды творческих заданий, упражнения по русскому язык у и метод проблемного обучения. Система практических методов включает в себя группу приемов, способствующих повышения эффективности обучения русскому языку.

Практические приемы

Теоретико-практические и практические методы, так или иначе, реализуются путем выполнения учащимися упражнений. Именно метод упражнений – основа формирования речемыслительных навыков при обучении русскому языку.

Упражнения бывают нескольких видов:

  1. рецептивные;
  2. репродуктивные;
  3. продуктивные.

В последние годы особую популярность получил метод проблемного обучения. Основа метода состоит в постановке перед учащимся проблемы в виде проблемной ситуации или проблемной задачи.

Проблемная задача всегда содержит проблемную ситуацию. Это побуждает учащихся рассуждать и логически мыслить.

Читайте также: