Конспект урока наклонение глагола 5 класс разумовская

Обновлено: 08.07.2024

б) распознавать глаголы в изъявительном наклонении, образовывать формы настоящего, будущего и прошедшего времени глаголов изъявительного наклонения.

Приветствие. Выявление отсутствующих.

Колокольчик наш звенит
И урок начать велит.
Слышишь звонкий голосок -
Нам пора начать урок.

II. Психологическая подготовка. Мобилизующий момент.

Ребята, сегодня мы продолжаем изучение глагола, домашним заданием было повторить правила по русскому языку, связанные с глаголом. Чтобы мне проверить домашнюю работу, я даю задания экспертным группам. Напоминаю, что время на подготовку ответа 2 минуты.

III. Групповая работа экспертных групп.

В листках учета знаний поставьте себе оценку за выполнение 1 задания.

IV. Введение в тему. Формулирование темы и целей урока.

Запись на доске.

Каким словосочетанием можно назвать все эти понятия?

(Морфологические признаки Глагола)

Какой из признаков вам еще не знаком?

(Наклонение. Постоянный это признак или непостоянный? Какие бывают наклонения глаголов?)

Какой вопрос у вас возникает?

- Запишите тему урока – “Наклонение глагола”.

V. Открытие новых знаний.

1. Работа по учебнику § 74 после рубрики “Определяем проблему урока”.

Прочитайте стихотворение (упр. 596, стр.140). Выпишите выделенные глаголы.

- Наблюдение над значением глаголов, употреблённых в тексте стихотворения.

а) Работа по заданиям к упражнению.

Какие из глаголов обозначают реальное действие, которое происходило в прошлом или происходит в настоящем?

- А какое действие называет глагол не кушай? (Просьбу, требование)

б) Прочитайте определение наклонения в рамке учебника (стр.140).

Сравнение результатов наблюдения с определением в рамке (стр.140).

- На какой вопрос вы нашли ответ в этом определении? (Что такое наклонение, какой это признак: постоянный или непостоянный, какие бывают наклонения.)

Наклонение – непостоянный морфологический признак глагола.

Наклонение выражает отношение действия к действительности.

Действие может быть реальное и нереальное.


Взаимоконтроль. Проверьте работу своего соседа и в листках учета знаний поставьте знак + за выполнение 2 задания, знак - , если вы не смогли выполнить работу.

Экспертной группе № 4 было выдано творческое задание на дом: отгадать загадку.

Какой морфологический признак существительного и глагола имеет один и тот же корень? Слово экспертам 4 группы.

– Что нам может рассказать об изъявительном наклонении его название? Экспертной группе № 5 было выдано творческое задание на дом: выделить корень в слове и посмотреть в словаре, что он означает. Слово экспертам 5 группы.

- В этом слове можно обнаружить древний корень яв, который в современном языке есть в других однокоренных словах. (Явь – реальная действительность, явный – видимый, очевидный; явление – событие, случай.)

Таким образом, глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия реальной действительности (как бы наяву), которые происходят, произошли или произойдут

2. Работа по учебнику после рубрики “Открываем новые знания”.

- Прочитайте 1­й текст в рамке (стр.141).

- Назовите ключевые слова в этом определении. (Изъявительное наклонение, реальные действия, прошедшее, настоящее, будущее время)

3. - Составьте на основе текста в рамке (стр.141) таблицу в тетради.

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам; в настоящем и будущем времени – по лицам и числам; в прошедшем времени – по числам и в единственном числе по родам.

Изменение глаголов в изъявительном наклонении

Закрывают оба глаза.
Продолжают стоять с закрытыми глазами.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

VI. Первичное закрепление, развитие учебно­языковых и правописных умений.

1. Взаимоконтроль. Задание № 3

В таблице записаны глаголы: читать, прочитать, рисовать, нарисовать.

– Чем они отличаются? (Приставка, вид.)

– Образуйте в настоящем и будущем времени у этих глаголов форму 1­го л. мн.ч., а в прошедшем – форму м.р. ед.ч.

– Заполните таблицу примерами.

– Что вы заметили? (Отсутствует форма настоящего времени у глагола нарисовать.)

– Сделайте общий вывод после работы в группах: сколько форм времени может быть у глаголов совершенного вида, а сколько – у глаголов несовершенного вида в изъявительном наклонении? (Две формы у глаголов совершенного вида, три – у глаголов несовершенного вида.)

Проверьте свою работу и в листках учета знаний поставьте знак + за выполнение 3 задания, знак - , если вы не смогли выполнить 3 задание.

Задание № 4. Самоконтроль

  1. Наклонение – постоянный морфологический признак глагола.
  2. Глаголы имеют три наклонения: изъявительное, условное и повелительное.
  3. Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или произойдут в будущем.
  4. Глаголы в изъявительном наклонении не изменяются.

Запишите их номер в своих тетрадях.

  1. Приготовила б, сделал бы, была бы.
  2. Читай, жарьте, улыбайтесь, да здравствует, пусть будет.
    Думает, смотрел, принесут, приезжали, замечаешь

– Какие ключевые слова были на уроке. (Наклонение, изъявительное наклонение, реальное действие, непостоянный морфологический признак, настоящее, прошедшее время, будущее время)

– Все ли цели, поставленные в начале урока, достигнуты?

– Что было самое сложное?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

Технологическая карта урока русского языка по программе М.М.Разумовской. Урок открытия новых знаний.

ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta_osinovoy_a.a._-_kopiya.doc 99 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Составила Осинова А.А., учитель ГБОУ Лицей № 281

Тип урока : урок открытия нового знания

Цель урока : формирование понятия о категории наклонения

Задачи : показать детям, какие наклонения имеет глагол в русском языке, дать представление о значениях наклонений глагола, научить определять наклонение, акцентировать внимание на роли глаголов того или иного наклонения в речи.

Технология(-и) урока : игра

Формы организации деятельности : индивидуальная, парная (ППС, ПСС), фронтальная

Опорные понятия : глагол, морфологические признаки глагола

Новые понятия : изъявительное. сослагательное (условное), повелительное наклонения

Межпредметные связи : литература

Образовательные ресурсы : Русский язык.5 кл. :учеб. для общеобразоват. учреждений.М.М.Разумовская, С.И.Львова.- М.: Дрофа,2017

наглядно- демонстрационный материал: презентация, выполненная учителем, свиток, звёзды из блестящей цветной фольги.

(применяемые технологии, приёмы)

(формы организации деятельности)

Эмоционально готовит учащихся к усвоению изучаемого материала

Учитель: А вы в волшебство верите? Что бы вы сделали, если бы были волшебником?

Учитель: Чтобы быть волшебником, надо учиться! Я предлагаю сегодня поступать в Школу Волшебников.

Слушают учителя, оформляют дату, классную работу.

Индивидуальная. Ответы детей

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные : готовность к сотрудничеству

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений

Учитель: 1 вступительное испытание- записать под диктовку волшебное предложение

Проверяет работу ученика, писавшего на закрытой доске, открывает запись для всех учащихся.

Учитель: 2 испытание- сделать морфологический разбор глагола из волшебного предложения по плану, предоставленному Школой Волшебников

План морфологического разбора глагола

I. Общее грамматическое значение.

II. Начальная форма ( инфинитив).

III. Морфологические признаки :

  • вид
  • спряжение
  • время
  • число
  • лицо ( у глаголов в настоящем и будущем времени)
  • род ( у глаголов в прошедшем времени )
  • наклонение.

IV .Каким членом предложения является?

Учитель предлагает поменяться тетрадями(ПСС),озвучивать ответы разным ученикам, проверять чужую карточку, зачёркивая неверный ответ, но не исправляя. Контролирует правильность ответа, разрешает произвести подсчёт баллов, не учитывая категорию наклонения.

Учитель: Я думаю, что мы поступили в Школу Волшебников. Сейчас посмотрю вступительный балл.

Дети записывают предложение в тетрадях, объясняют указанную орфограмму в предложенных учителем словах. Один ученик на закрытой доске записывает, обозначает орфограммы- безударные гласные в корне слова.

Остальные сами проверяют свою работу, глядя на доску

Дети раздают по рядам две карточки, всем одинаковые: с планом разбора и с точками для разбора

Выполняют индивидуально разбор глагола

на карточке, вставляя вместо точек только ответы.

Меняются тетрадями (ПСС),

Ученики по очереди озвучивают ответы с места, все зачёркивают неверные, подсчитывают баллы (за каждый правильный пункт, без наклонения 1 балл. Общий балл на поле.

Предметные: учу находить в словах орфограммы, объяснять их; проводить морфологический разбор глагола по плану

Регулятивные : волевая саморегуляция

логические: анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные : учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

3.Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

Создаёт проблемную ситуацию: незаметно для детей включает голос злых волшебниц (звуковой файл), сообщающих о невозможности поступления в школу волшебников без знания категории наклонения глагола, которая для волшебников ВАЖНА.

Ха-ха-ха! Это мы- Бастинда и Гингема, лорд Волан де Мот. Вы не поступите в Школу магов, потому что вы не знаете, как определять наклонение у глагола. Ваши баллы не засчитываются. Наклонение обозначает отношение действия к действительности. У волшебников это важно !Ха-ха-ха! Ждите таинственный ящик!

Мотивирует деятельность учащихся

Учитель: Мы будем сражаться? Почему они решили, что мы не поступим? Какую цель ставим?

Дети находят за дверью таинственный ящик, открывают его. Ученик зачитывает письмо, лежащее поверх секретных пакетов.

Дорогие ребятишечки! Вы освободите наклонение, если выполните наши каверзные задания. Вы всё должны делать сами! Секретные письма вскрывайте в строгой очерёдности.

Отвечают на вопросы. Ставят цели:

1)узнать, какие наклонения имеет глагол в русском языке,

2) уметь объяснить, почему глагол относится к данному наклонению,

3) узнать, в чём важность использования в речи глаголов в том или ином наклонении.

Предметные: учу подбирать слово с антонимичной приставкой

Личностные : установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Коммуникативные : постановка вопросов

  • общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • логические: формулирование проблемы

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Открытие нового знания

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации (игровая форма продолжается)

Открытие нового знания проводит путём выполнения учащимися заданий из пронумерованных конвертов таинственного ящика, который дети обнаружили за дверью класса.

Предлагает ученику открыть конверт, раздать таблицу и лист с заданием.

Действия волшебницы, которые произошли (происходят, будут происходить) на самом деле

Действия волшебницы. которые возможны только при определённых условиях (мечтательные)

Нереальные (желаемые) действия, которые волшебница приказывает или просит совершить

Задание из конверта №1 .

1.Заполните таблицу, выписывая глаголы из текстов в нужные колонки .

2.Когда все ученики выполнят задание, ответы появятся на электронной доске.

3.Перед заполнением таблицы тексты прочитайте внимательно.

1.- До того, как попасть в Волшебную страну, я жила в Большом мире. С помощью Летучих Обезьян я захватила власть над страной Мигунов. Я владею волшебным зонтиком. Ещё украду у Элли серебряные башмачки. (Монолог…Название произведения? Автор?)

2.-Присядь тут и подожди немного, я сварю тебе суп, которого ты не забудешь во всю жизнь,- прохрипела волшебница Якобу, дрожавшему от страха.

-Эй, морские свинки, принесите мне передник! (Название сказки? Автор?)

3.-Если бы я оказалась на пиру у царя Матвея, я не наколдовала бы беду от веретена(в мыслях у ведьмы).Если бы я не обиделась, я не навредила бы царевне. (Название сказки? Автор?)

Заполненную таблицу - колонки № 1,2,3 по порядку высвечивает на электронной доске (слайд презентации).

Учитель: Откроем конверт №2 и посмотрим, какое в нём приготовлено задание.

Раздаточный материал из конверта №2

Задание : Ученики 5 класса, рано вы обрадовались! Вот вам следующее испытание. Прочитайте три текста. В них наклонения рассказывают о себе сами, подпишите у каждой колонки заполненной нами ранее таблицы наклонение. Когда все выполнят задание, ответы найдёте в 3 конверте.

У меня несколько имён .Самые известные мои имена- Условное и Сослагательное. Я нереальное. мечтательное, я могло бы произойти ,но только при определённых условиях. Меня легко узнать, со мной, как верный паж, всегда частица бы. Я, правда, не допускаю её совсем близко. держу на расстоянии.

Я- Изъявительное наклонение. Мне не очень повезло с именем. Что такое изъявить? Изъявительным я называюсь потому, что моё действие происходит реально, наяву, действие -из яви. Я реально существую попеременно в каждом из времён: прошедшем.настоящем и будущем.

Я –Повелительное наклонение .Я создано для того ,чтобы повелевать. Я не существую в реальности. Я желаемое. Я отвечаю за действия, которые кто-то просит или приказывает выполнить.

После того, как дети проверили по учебнику, показывает всю таблицу на электронной доске (слайд презентации).

Учитель спрашивает, есть ли еще задания в ящике.

Учитель подводит к плану по достижению цели

Учитель :Зачем мы выполняли каверзные задания волшебниц?

Каждый ряд заполняет одну колонку таблицы (в распечатке) словами из предложенного текста. Это задание помогает разобраться в значениях наклонений.

Один ученик с ряда озвучивает глаголы колонки, остальные слушают, исправляют ошибки других с места, затем сверяют с открывшейся записью в презентации, вписывают себе в таблицу по два глагола других колонок.

Каждый ученик индивидуально

читает три маленьких текста, в которых в занимательной форме представлено название каждого наклонения, соотносит полученную (новую) информацию с той, которая уже была в таблице, подписывает колонки, советуясь с соседом по парте (ППС).

Читают тексты выразительно вслух три ученика.

Дети отвечают, что теперь могут закончить разбор глагола, знают про наклонение.

Предметные : учу выбирать глаголы из текста в соответствии с поставленной задачей

Регулятивные : планирование, прогнозирование

  • общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование;моделирование; смысловое чтение; логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев классификации объектов; решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство

Коммуникативные : инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Урок русского языка в 5 классе

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид деятельности: коллективная, групповая.

- дать понятие об изъявительном, сослагательном и повелительном наклонениях глагола;

- закрепить правописание глаголов в различных наклонениях;

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнитель ные средства (справочная литература, словари).

Познавательные: выполняют универсальные ло гические действия (устанавливают аналогии и при чинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к из вестным понятиям).

Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Планирование учебно го сотрудничества (К)

II . Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

Беседа о правописании –тся и –ться в глаголах.

- Как определить написание в глаголах –ться и –тся? Докажите.

- Прочитайте предложения и скажите, все ли в них правильно написано.

Мальчик весел и смеетца без конца. Лена вынуждает маму часто сердитца из-за плохих оценок.

Словарный диктант (с взаимопроверкой).

Информация, иллюстрация, артист, аллея, желание, телевидение, территория, достижения, доброжелательный, объяснение, отражать, огорчаться, обозначать.

Рассказывают о правописании глаголов на –ться и –тся.

Исправляют предложения, объясняют.

Пишут словарный диктант, проверяют, при проверке оценивают друг друга.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III . Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.

1. Наблюдение над предложениями, в которых глаголы выражают разные наклонения, изучение теории (стр. 220-221).

2. Беседа по таблице, коллективный подбор предложений на каждое наклонение (упр. 625). (Акцентируем внимание учащихся не только на смысловых различиях глаголов, но и на их правописании.)

Означает, что действие происходит (наст. вр.), происходило (прош. вр.), будет происходить (буд. вр.):

Пишу письмо-писал письмо-буду писать письмо.

Означает, что действие возможно при каком-либо условии или желательно:

Написал бы, прочитал бы.

Означает, что действие просят или приказывают выполнить: Напишите, пожалуйста, письмо.

Работают с теорией и примерами учебника в парах. Наблюдают за наклонением глагола в предложениях.

Работают с таблицей в парах, подбирают предложения на каждое наклонение.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV . Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Распознавание глаголов в изъявительном наклонении.

Образец записи: села-сов.в., прош.вр.; сядет- буд.вр.; в изъявит.накл.

У Танюши дел немало.

У Танюши много дел:

Утром брату помогала,

Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:

Таня ела, чай пила,

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

- Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу.

Работа с рубрикой ЗСП-15

Выполняют практическую работу.

Выписывают глаголы, определяют вид, время, употребляют данные глаголы в другом времени, указывают наклонение. При проверке оценивают друг друга.

Работают с рубрикой ЗСП-15 в парах, объясняют значение, структуру и правописание слов.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V .Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

- Домашнее задание: § 78, упр. 626 (списать предложения, определить наклонение у глаголов).

Составляют памятку, используя глаголы в повелительном наклонении.

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок по наклонению глагола является первым. Он составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проходит в соревновательно-игровой форме. Предусматривается работа в группах. Учащиеся к концу урока должны составить паспорт жителя Глаголии, тем самым обнаружив для учителя фронт ликвидации "пробелов".

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Наклонение глагола.

Учитель русского языка

и литературы:

Кудрявцева Н.М.

Предмет: русский язык

Автор УМК: С.И.Львова

Тип урока: урок открытия новых знаний

Развивающая: средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы; способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, обретению умения определять наклонение глаголов в тексте.

Воспитательная: формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка.

1. Организационный момент ( 1 мин.)

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

Ребята, каково ваше настроение на начало урока? Покажите его при помощи цветных смайликов.

В конце урока посмотрим, как изменится ваше настроение.

Записываем в тетрадях число.

2. Мотивация ( 1 мин.)

Работа с эпиграфом.

Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе” (А.Н.Толстой)

Предположите, о чём мы вами сегодня будем говорить на уроке?

3. Актуализация (8 мин.)

- Предлагаю вам загадку- шутку(шуточное определение):

- Правильно. Какое слово будет ключевым в загадке-шутке?

- В течение нескольких уроков русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Мы убедились, что глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях – и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем о будущем.

Вопросы группам.

- Что такое глагол?

-Морфологические признаки глагола.

Задания группам.

- Каждый житель нашей страны России в 14 лет получает документ, удостоверяющий его личность, — паспорт. Придумайте паспорт для жителя страны Глаголии.

-Какие данные вы включите в такой документ? Каждая группа должна предложить свой вариант паспорта.

Род, спряжение, время, вид, склонение , падеж

лицо ,число, вид, инфинитив, степень сравнения, собственное или нарицательное,

одушевлённое или неодушевлённое

- Проверьте, всё ли верно. Обменяйтесь мнениями, дополните друг друга.

- Посмотрите внимательно, какой категории глагола не хватает в перечне?

-Наклонения.

Предположите, над чем будем работать?

-Перед вами предложения. В них заключен мой главный вопрос по теме урока.

-Интересно, удастся ли вам проникнуть в глубину моего учительского замысла? Хорошо ли мы с вами научились понимать друг друга? Удастся ли вам угадать этот вопрос?

1. Исследуй!

3. Знал бы как это просто.

4. Делай выводы!.

-Итак, в чём же заключается основной вопрос по теме урока? О чём сегодня пойдёт речь?

- о наклонении глагола.

Попробуем сформулировать тему урока.

- Наклонение глагола.

Запишем тему урока в тетрадь.

Поставим перед собой цель действий, какой будет наша ближайшая цель?

1.Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?

2. Что обозначают глаголы в условном наклонении?

3. Что обозначают глаголы в повелительном наклонении?

4. Проблемно-практическая и творческая работа ( 25 мин.)

Каждая группа читает лингвистическую сказку. Приложение № 1

Что вы узнали о наклонении глагола?

Сколько наклонений глагола?

Как они называются?

Какое действие каждый из них обозначает?

Скажите, где мы сможем проверить наши выводы?

Изъявительное наклонение – действие как реальный факт.

Условное наклонение – действие как возможное или желательное.

Повелительное наклонение – как выражение побуждения к действию.

Какой же вывод можно сделать?

Каким же образом можно выйти из затруднения при определении наклонения глагола?

- с помощью учебника ( стр. 140-141) каждая группа читает материал.

Задание группам:

1 группа: из данных глаголов образуйте глаголы повелительного, условного и изъявительного наклонений.

Слова вежливости: будьте добры, пожалуйста; будьте любезны

2 группа: слушать, думать, дать, выполнить.

3 группа: заслужить, придумать, выть, сказать

Сформулируйте задание, которое нужно выполнить.

Приложение № 2 Литературные задания. Как используют поэты в своих произведениях глаголы в форме разных наклонений

Зашищал защитил бы защити

Строил бы построй строю

Накапливай накопить бы накопи

Пошёл бы Светит пой

Рисую Получи написал бы

Расскажи Рассказал бы выслушал бы

Приложение № 3 Проба пера. Вставить подходящие по смыслу глаголы и сравнить полученный текст с авторским.

Автор текста К.Паустовский

Найдите в словаре Ожегова значение слова низвергают

5. Здоровье сберегающий фактор (2 мин.)

А теперь немного отдохнем.

Без сомненья, мы устали.
Встали! Сели! Снова встали!
Разогнулись, потянулись,
Вправо-влево повернулись!
Головою повертели!
Сели! Встали! Снова сели!

Слова какой части речи помогли нам отдохнуть?

6. Рефлексия. ( 3 мин.)

Друзья мои, я очень рада,

Что состоялся наш урок.

Ну а сейчас приходит время

Уроку подвести итог.

Урока время истекло.

Я вам, ребята, благодарна.

С заданиями справились легко

И поработали ударно.

7. Оценка и самооценка ( 3 мин.)

Подведение итогов по оценочным листам. Выставление и комментирование оценок.

8.Домашнее задание ( 2 мин.)

1. Параграф 72 стр. 140-141 выучить теоретический материал.

2. упр. 932 стр. 141

3. Написать творческую работу на выбор:

Б) Составить 5-8 предложений-советов “Как не потерять друга”, “Советы книголюба””, “Мой фирменный рецепт” и т. д., употребляя глаголы в повелительном наклонении.

Читайте также: