Конспект уроку булгаков майстер і маргарита

Обновлено: 05.07.2024

(Система уроков)

Не так давно невозможно было представить себе, что произведения Михаила Афанасьевича Булгакова будут внесены в школьную программу по литературе XX века.

Начиная работу над романом, учитель не должен рассчитывать на то, что сумеет охватить весь необъятный булгаковский мир. Думается, при разговоре о романе даже должна остаться недоговоренность (то, что послужит толчком для самостоятельного осмысления произведения при последующих обращениях к нему), тем более что роман полон загадок, которые нельзя разгадать или дать на них однозначный ответ. И ученики, осознав это, не отнесутся снисходительно к учителю, задавшему им вопрос, на который и сам-то он не находит ответа. В этом тоже очарование, необычность булгаковского романа.

Определим темы уроков.

Вряд ли стоит на уроке останавливаться на подробной биографии писателя. Но в жизни каждого талантливого человека есть вехи, которые определяют его судьбу.

Из-за тифа остается во Владикавказе, когда деникинцы отступают. Чтобы не умереть с голоду, пошел сотрудничать с большевиками — работал в подотделе искусства, читал просветительские лекции о Пушкине, Чехове, писал пьесы для местного театра. Обладая артистичностью, чуткостью ко всякой театральности, тянулся к сцене с юности. Теперь начал печататься — драматические сценки, небольшие рассказы, сатирические стихи.

«— Почему он вдруг изменился? — спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда.

Переходим с учениками к разговору о романе.

Второй-третий уроки. Композиция романа, его проблематика. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе.

Зададим ученикам вопрос о главных героях и напомним им, что это поможет нам осознать сюжетные линии, определить тему, идею произведения, его проблемы. Ответ на наш вопрос, как представляется ребятам, лежит на поверхности: конечно, Мастер и его возлюбленная Маргарита. Здесь-то и заключается основная ошибка тех читателей, которые не придают пока большого значения роману, написанному самим Мастером.

Цель первых уроков — показать, как самостоятельное в определенном смысле произведение, посвященное ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности. Мало того, роман, принадлежащий перу Мастера, — это тот стержень, на котором держится все произведение. В его основу положены определенные главы Нового Завета. Но различие художественного произведения с богословским очевидно. Вряд ли стоит требовать от учеников точного знания того, о чем идет речь в Библии: никто из словесников не может сейчас взять на себя смелость толковать Новый Завет. Но, чтобы убедиться, что Мастер создает оригинальное художественное произведение, скажем, что в Евангелии от Иоанна, которое больше всего любил Булгаков, не идет речь о страданиях Понтия Пилата после казни Иисуса.

Для анализа берутся главы 2, 16, 25, 26, 32-я, эпилог.

К 11 классу учащиеся уже хорошо знают, что портрет является одним из способов раскрытия характера героя, в нем автор отражает внутреннее состояние, духовный мир изображаемого лица. Посмотрим, какими предстают перед читателем два героя — Понтий Пилат, обладающий неограниченной властью прокуратор Иудеи, и Иешуа Га-Ноцри, бродячий двадцатисемилетний философ, волею судьбы оказавшийся сейчас перед глазами владыки.

Здесь еще раз отметим, что Мастер ведет речь не о Божьем сыне, его герой — простой человек. Почему? Какие проблемы будут разрешаться в романе Булгакова — богословские или реальные, мирские? Возможный ответ учеников выглядел бы так: опальный некогда роман посвящен земной жизни, и не случайно история Иешуа и Пилата будет разворачиваться параллельно с историей Мастера и Маргариты.

Боится ли арестант Понтия Пилата? — Он боится опять пережить физическую боль (вспомним, как по приказу прокуратора Крысобой бил его). Но непоколебим останется тогда, когда будет отстаивать свой взгляд на мир, на веру, на истину. Он несет в себе внутреннюю силу, заставляющую людей слушать его.

И Понтий Пилат после этой части разговора принимает решение в пользу Иешуа. Спросим у ребят какое. Услышим в ответ: объявить бродячего философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления, и, удалив из Ершалаима, подвергнуть заключению там, где располагалась резиденция прокуратора. Почему? Такого человека хочется держать при себе. Пилат, видящий вокруг себя только тех, кто его боится, может позволить себе удовольствие иметь рядом человека независимых взглядов.

И после того как Синедрион подтвердил свое решение относительно казни Иешуа и освобождения Вар-раввана, «все та же непонятная тоска… пронизала все его существо. Он тотчас постарался ее объяснить, и объяснение было странное: показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал.

Какой еще поступок совершит Пилат, пытаясь смягчить муки совести? — Он велит прекратить страдания Иешуа, распятого на столбе. Но все тщетно. Это ничто по сравнению с теми словами, которые Иешуа перед смертью просит передать Пилату. Ребята найдут эти слова. (Глава 25-я.) Их повторит прокуратору Иудеи Афраний, начальник тайной службы.

Вот оно — возмездие. Уйти от него невозможно. Ты, Всадник Золотое Копье, трус и вынужден сейчас согласиться с такой своей характеристикой. Что можно сейчас сделать? Что-то, за что не накажет кесарь, но что хоть как-то поможет ему, Пилату, оправдать себя. Какое приказание и как отдаст он начальнику тайной полиции?

Жаль, что скорее всего на уроке не найдется времени перечитать этот разговор двух умных людей, уважающих, понимающих друг друга, но все-таки опасающихся говорить открыто. Этот разговор полон недомолвок и полунамеков. Но скажем вместе с учениками, что Афраний прекрасно поймет своего господина.

Оставим на время Понтия Пилата и вспомним, что в рассматриваемых нами главах действует еще один герой. Это Левий Матвей. Спросим, как поведет себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа.

Он сумел устроиться в расщелине на камне. «Мучения человека были настолько велики, что по временам он заговаривал сам с собой.

Как Левий Матвей выполнит свой последний долг перед учителем? — Он снимет его тело со столба и унесет его с вершины горы.

«— Почему? — темнея лицом, спросил прокуратор, — я тебе неприятен, ты меня боишься?

Та же плохая улыбка исказила лицо Левия, и он сказал:

И Понтий Пилат лишь тогда на мгновение осознает свое торжество над Левием, когда на его заявление о желании убить Иуду ответит, что это уже сделал он.

Итак, Понтий Пилат страдает уже около двух тысяч лет. И Маргарита, которая путешествует с Воландом, просит его отпустить Пилата.

«— Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него попросил уже тот, с кем он так стремится разговаривать, — тут Воланд опять повернулся к Мастеру и сказал: — Ну что ж, теперь ваш роман вы можете кончить одной фразой!

Мастер как будто бы этого ждал уже… Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:

Успокоится ли теперь бывший прокуратор Иудеи? Спросим у учеников, почему эти слова не заканчивают истории Понтия Пилата и Иешуа. Какой эпизод завершит роман, написанный Мастером?

Итак, Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа его успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.

В ходе наших уроков мы с учениками еще вернемся к этому эпизоду. Возвращение это окажется логичным и необходимым тогда, когда мы поговорим о судьбе самого Мастера.

Подведем итоги двух уроков, посвященных роману, написанному Мастером. Попросим учеников ответить на вопрос: зачем понадобился Булгакову такой художественный прием — параллельно повествованию о современности вести еще и линию романа, написанного Мастером и рассказывающего о событиях, которые происходили две тысячи лет назад?

Ответы учащихся будут сводиться к следующему. Роман Булгакова посвящен вечным проблемам, и они существуют в настоящем так же, как и много веков назад.

Какие это проблемы? Назовем их.

Что такое истина?
Человек и власть.
Внутренняя свобода и несвобода человека.
Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.
Верность и предательство.
Милосердие и всепрощение.
Позже мы расширим круг проблем, коснувшись истории Мастера.

Определим домашнее задание на следующий урок:

Эти задания предлагаем по вариантам, чтобы ученики имели возможность не торопясь перечитать страницы романа. (Не забываем поставленную в начале работы цель — заинтересовать чтением романа, расширить представление о нарисованных автором характерах).

Четвертый урок. Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты.

В романе Булгакова есть герой, который не назван по имени. Он сам и окружающие называют его Мастером. Слово это хочется писать с большой буквы, потому что необыкновенна сила таланта этого человека. Проявилась она в романе о Понтии Пилате и Иешуа. Так кто же он, почему не называет своего имени? На уроке поговорим о его трагической судьбе и о том мире, в который приходит он со своим романом.

Спросим у ребят, в каком эпизоде впервые появляется Мастер.

Между ними установится та степень доверия, которая поможет каждому осознать что-то в себе. Мастер найдет в этом подтверждение своих догадок, а для Ивана эта встреча станет точкой отсчета новой жизни.

Роман был дописан.

Что же не устраивало литераторов в романе Мастера? Чтобы ответить на этот вопрос, расширим наше представление о том мире искусства, куда вынужден был войти автор романа о Понтии Пилате. В романе Булгакова есть главы, специально этому посвященные, и вместе с ними отдельные эпизоды, которые позволяют представить страшную картину бездарности, приспособленчества, стремления погубить все живое и талантливое — и это в мире искусства!

Какие эпизоды могут вспомнить ученики?

Ученики продолжают приводить примеры, подтверждающие, что литературный мир Москвы ужасен.

Темы произведений писателям, оказывается, навязывают, недаром редактор добивается от Мастера, кто надоумил его сочинить роман на такую странную тему. Вспомним, что Берлиоз отчитывает Ивана Бездомного за то, что тот не сумел написать, как требовалось, заказанную ему антирелигиозную поэму.

Так и живут на свете эти люди, забывшие о высоком назначении писателя, потерявшие стыд и совесть. Недаром так страшно расправится нечистая сила с Берлиозом, бросив его под трамвай, а потом украв из гроба его голову.

Об этих уродствах бытия Булгаков говорит с сарказмом, то есть с язвительной насмешкой. Автор наследует сатирические традиции русской литературы XIX века. Вспоминаются сразу имена Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Подведем итоги урока.

Домашнее задание к следующему уроку:

Начнем урок с вопросов:

Кого из героев романа, написанного Мастером, напоминает Маргарита в своем стремлении спасти возлюбленного? Как вернет она свою любовь?

От учеников услышим, что Маргарита сейчас так же бескорыстна, отважна, как и Левий Матвей, пытавшийся спасти Иешуа. Люди сделали все, чтобы разлучить возлюбленных, а вернуть Мастера поможет Маргарите нечистая сила. Обратимся к сюжету романа и вспомним, как состоится знакомство Маргариты с Воландом.

Наверное, человек воспользовался бы сейчас промахом Маргариты, но не дьявол. Он не может не вернуть Маргарите ее возлюбленного. Поэтому прощать Фриду будет сама Маргарита. В этом есть символический смысл: человек будет прощать человека. А ее желание видеть Мастера выполнит Воланд.

Обратимся теперь с учащимися к главе

С какой просьбой к Воланду приходит Левий Матвей?

«— Он прочитал сочинение Мастера, — заговорил Левий Матвей, — и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?

Маг поглядел на затихшую, пораженную появлением кресла из воздуха публику.

И начинается проверка того, что же изменилось в людях за два тысячелетия. Блестящее представление прерывается то аплодисментами, восхищением, вызванными летящими откуда-то сверху деньгами, возможностью получить бесплатное платье, то криками ужаса, когда у надоевшего всем пошляка Бенгальского оказывается оторвана голова. Вспомним, что много веков назад в Ершалаиме казнь Иешуа Га-Ноцри, Дисмаса и Гестаса воспринималась людьми как представление.

Можно поговорить с учениками о том, какими вообще предстают в романе Воланд и его приближенные. Они симпатичны всем читателям. И не только тем, что именно они воздают всем по заслугам и утверждают справедливость и нравственность, утерянную людьми. Эти фантастические герои воспроизводят реально существующие типы.

Вернемся теперь к нашему вопросу о соотношении в романе трех этих понятий.

Приведем фрагменты из работ ребят, которые зачитываются вслух и тут же обсуждаются.

И последняя цитируемая работа.

Кстати, внимательный читатель этой работы уже отметил для себя, что на этом уроке мы постоянно обращаемся к параллелям, существующим в романе Булгакова. А это было письменное задание одной из групп учащихся. Они сейчас постоянно подключаются к работе.

Настала пора подводить итоги разговора о романе М. А. Булгакова. Учитель скажет, что следует опять вернуться к тому, с чего начинали знакомство с героями: вместе с ними решали, что такое истина.

Какова же стержневая идея романа? Это идея внутренней свободы человека, который при любых внешних обстоятельствах может поступать так, как находит для себя единственно возможным. Он творит добро — его не понимают, швыряют в него камни, распинают его, но свобода, истина, добро превыше всего, они бессмертны.

И самые возвышенные идеи не умирают, а живут в продолжателях, учениках. Мы уже говорили о Левии Матвее — человеке, который, конечно, не все понимал в своем учителе, был фанатиком, но интуитивно чувствовал, что идти в жизни нужно за такими. И опять поработают ребята, которые отслеживали систему подобий в романе. Спросим их, почему роман в целом заканчивается сценой, связанной не с таким уж важным на первый взгляд героем, как Иван Бездомный.

Услышим в ответ, что, как и у Иешуа, у Мастера есть последователь. В чем смысл замены имени Ивана Бездомного на имя Ивана Николаевича Понырева?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

11 класс. Конспект урока литературы

Тема: Михаил Афанасьевич Булгаков.

Своеобразие личности и творческий путь писателя.

1. Биография писателя.

Отец и мать писателя родились на Орловщине .

Михаил Афанасьевич родился 3 мая (15 по н.ст.) 1891 года в Киеве в семье профессора Духовной академии. Отец писателя дослужился до звания статского советника и получил дворянство. Мать, Варвара Михайловна, посвятила себя воспитанию семерых детей, обладала педагогическим талантом, привила детям любовь к книгам и музыке. Михаил получил прекрасное образование, окончив лучшую в городе гимназию, после чего поступил в 1909 году на медицинский факультет Киевского университета.

В 1914 году разразилась Первая Мировая война и развеяла надежды на мирное и благополучное будущее. Не дожидаясь диплома, юноша уезжает добровольцем Красного Креста в армию на Юго-Западный фронт. По окончании университета Б. работает в полевых госпиталях, где у него оформилось стойкое отвращение к войне.

Февральская революция застала писателя в Киеве. События развивались стремительно и непредсказуемо. В течение трёх лет власть в Киеве много раз менялась. Булгакова мобилизовали на службу меняющиеся одна за другой власти. В 1919 г. Б. был мобилизован в Добровольческую армию Деникина, отступившей в Крым. Б. не принял революцию, называл её позором и бедствием нации. Он считал, что революция отбросит Россию далеко назад, в то время как запад будет стремительно развиваться экономически и интеллектуально. По сути, Б. предвидел последующие события. Но, несмотря на отрицание большевизма, Б. решил остаться на родине.

Удивительна история памятника на могиле Булгакова. У гранильщиков Новодевичьего монастыря Елена Сергеевна нашла черноморский гранит . Оказалось, что камень когда-то был установлен на могиле Н.В.Гоголя в Даниловом монастыре. В 30-ые года прах Гоголя перенесли в Новодевичий монастырь, установив на его могиле новый камень, а старый сбросили в яму. Гоголь был литературным кумиром Б. и оказал большое влияние на его творчество. Так невольно пересеклись эти два знаменитых имени.


МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ
(1891 – 1940)

5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• В современном литературоведении реализм Булгакова называют странным, магическим, гротескным. Какой видится вам булгаковская концепция мира и человека?
• Как сочетаются в художественном мире писателя традиции реализма и романтизма с исканиями писателей XX в.?

Слово учителя

— Древняя Иудея. Понтий Пилат говорит с бродячим философом. О чём они беседуют? Как меняется отношение жестокого прокуратора к арестованному возмутителю спокойствия в Ершалаиме? Что удивительного происходит с палачом по отношению к жертве?

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

К 22–23 мая 1938 года Булгаков впервые полностью переписывает роман с установившейся последовательностью глав и начинает диктовать его на машинку, по ходу внося стилистическую правку. Правка романа идёт с небольшими перерывами до последних дней жизни писателя. Правки в текст вносились рукой Елены Сергеевны Булгаковой, но порой, даже перед самой кончиной, почти ослепший, писатель брал в руки карандаш и сам правил текст.

10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. Смыслом жизни его жены стала публикация романа. Она сама перепечатала роман дважды в 1940-м и в 1963 г. и была его первым редактором.

3. Создание и решение
проблемной ситуации
(работа в группах)

2-я группа.
Какие художественные средства использовал автор для более яркого и убедительного показа реальной жизни 30-х гг. XX в.?

3-я группа.
М. А. Булгаков назвал своё произведение фантастическим романом. А какое жанровое определение дали бы вы?

5. Коллективная сопоставительная работа
(запись на доске и в тетрадях)

6. Аналитическая беседа

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Обобщение учителя (запись в тетрадях)

— Проблематика романа. В основе романа — осмысление устоев общества 1930-х гг. XX в. двадцатого века, попытка разобраться в противоречивом времени: человек и истина; человек и власть; художник и общество.

Особенности жанра и композиции. Жанр определён М. А. Булгаковым как фантастический роман. В нём четыре сюжетные линии: философская (Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри); любовная (Мастер и Маргарита); мистическая (Воланд и его свита); сатирическая (Москва и москвичи). Композиция: роман в романе; переплетаются два пласта времени (библейский (I век н. э.) и современный Булгакову (30-е гг. XX в.).

VI. Домашнее задание

1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)


I. Оргмомент.

– Какое впечатление оставил у вас роман? Как вы его поняли?

– Какие сцены романа вам особенно запомнились?

– Кто вам запомнился из персонажей романа? Почему?

– Какие основные сюжетные линии вы можете назвать?

IV. История создания. Многоплановость композиции. Проблематика.

1. Слово учителя о замысле и названии романа.

2. Многоплановость композиции. Проблематика.

«При всей цельности этого произведения внутри него выделя­ются отдельные микророманы:

произведение Мастера с главными действующими лицами: Понтий Пилат, Иешуа, Левий Матвей (исторический мир);

“роман” самих героев – Мастера и Маргариты (реальный мир);

Каждая часть имеет свой сюжет, свою композицию, систему персонажей, своего главного героя. Роман посвящен не судьбе отдельного человека или группы лиц, а судьбе челове­ческой личности и всего человечества на протяжении почти двух тысячелетий.

– Какие же темы подняты в романе? Какая из них главная?

(Запись в литературные тетради.)

Темы: творчества; любви; трусости и раскаяния; добра и зла; праведного суда; бессмертия; современ­ной автору Москвы; свободы и несвободы; веры; борьбы Добра и Зла в человеке; тема Дома и Антидома. Главная тематема любви, дающей силы, стимулирующей творчество. Здесь явная параллель с судьбой самого писателя. О первенстве этой темы свидетельствует заглавие романа.

– Роман посвящен вечным проблемам, и они существуют в на­стоящем так же, как и много веков назад. Какие это проблемы?

(Запись в литературные тетради.)

Что такое истина.

Человек и власть.

Внутренняя свобода и несвобода человека.

Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.

Верность и предательство.

Милосердие и всепрощение.

– Время действия в Москве тоже весной, страстной четверг накануне Пасхи.

Глубокая связь между московскими и ершалаимскими гла­вами подчеркивается тем, что события происходили в одном и том же месяце и укладывались в несколько дней перед христианской Пасхой, только с промежутком в 1900 лет.

– Образ Понтия Пилата. Каким вы его видите?

(Создавая образ прокуратора Иудеи, Бул­гаков рисует человека сильного, наделенного огромной властью, однако не лишенного человеческих слабостей.

Мучимый внутренними противоре­чиями, Пилат ощущает на себе воздействие нравственной пропове­ди Иешуа, готов поверить ему. Герой встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью.

Булгаков показал духовные страдания человека, облеченного властью государственной и не властного над своими поступками.)

– Какие проблемы связаны с этим образом?

(С образом Пилата связаны проблемы:

а) выбора;

б) ответственности за содеянное;

в) власти;

г) истины и смысла человеческого существования.)

– Почему Пилат утверждает вынесенный Иешуа смертный приговор? Действительно ли прокуратор считает Га-Ноцри преступником?

– Как история с Иешуа повлияла на самоощущение и поступки Пилата?

– Что предпринимает Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоя­лась? (Пробудившаяся совесть заставляет Пи­лата попытаться спасти Иешуа, использовав традицию помило­вания в праздник Пасхи.)

– Какой сон снится Понтию Пилату после казни и почему?

– Каково наказание, уготованное Пилату? (Гл. 31: наказание Пилата – в его бессмертии (заметим, что из всех прокураторов Иудеи память человечества действительно сохранила прежде всего его имя). Герой ненавидит свое бессмертие, ибо это бессмертие предателя.)

– Образ Иешуа. Чего в нем больше – божественного или че­ловеческого? (Нищий, бездомный, странствующий, не помнящий родителей, лишен крова, семьи. У него нет свиты учеников, он не объявляет себя сыном Бога, оставаясь сыном неизвестных родителей. Иешуа проповедовал добро, милосердие, царство истины, где не нужна власть.)

Кто свободнее: Пилат или Иешуа?

(Иешуа – физически слабый, но внутренне свободный чело­век. Пилат – храбрый воин, но испытывает страх перед властью. Духовно несвободный, он оказался трусом перед кесарем.)

VI. Обобщение.

– Почему трусость названа в романе самым страшным поро­ком? (Пилат наказан за трусость: чиновник в нем победил чело­века. Пилат не рискнул спасти невиновного Иешуа из опасения за свое положение, из страха потерять место. Это станет его вековой мукой. Пилат осознал, что трусостьодин из страш­ных пороков.)

– В чём своеобразие булгаковской интерпретации древних событий от канонических Евангелий (образ Иисуса Христа, Понтия Пилата, Иуды)?

Расхождение с евангельскими текстами проявляется:

1) в нетрадиционной транскрипции имен и званий.

Иешуа Га-Ноцри (в соответствии с тем языком, на котором говорили жители Иудеи). Для читателя это знак: Иешуа должен напоминать о Христе, но он – не евангель­ский Христос.

Булгаков превратил Иуду Искариота в Иуду из Кириафа, следуя принципу транскрипции евангельских имен.

2) В возрасте героя (Иешуа 27 лет, Христу было 33 в момент распятия; Иисус Христос воспитывался в семье, а Иешуа не помнит сво­их родителей);

3) место рождения (место рождения Христа – Назарет, а Гa-Ноцри родом из Гамалы);

4) родители (Иисус Христос воспитывался в семье, приёмный отец – иудейский плотник Иосиф; а отец Иешуа - сириец);

6) в судьбе Иуды (булгаковский Иуда, работающий в меняльной лавке, не является учеником Иешуа, как его новозаветный прообраз. Библейский Иуда, раскаиваясь в содеянном, пытается вернуть священникам полученные за предательство Христа деньги и совершает самоубийство. Герой Булгакова нисколько не тер­зается угрызениями совести, получив деньги и беззаботно отправ­ляясь на любовное свидание вскоре после казни Га-Ноцри);

7) в истории погребения Иешуа;

9) Иисус Христос – центральный пер­сонаж новозаветной истории, а главное действующее лицо библейских глав романа Булгакова – Понтий Пилат.

10) Понтий Пилат – историческая личность, наместник (прокуратор) Иудеи, представитель римского императора Тиберия. Но, кроме ре­ального, есть еще евангельский Пилат. И есть Пилат булгаковский.

Булгаковский Понтий Пилат – человек с большой сове­стью, измученный одиночеством, для которого встреча с Иешуа – возможность спасения, другой, новой жизни. Бул­гаковский Пилат смертью Иуды пытается откупиться от чувства вины, он осознает невозможность совместить власть и человечность.

Реальный Понтий Пилат вряд ли принял участие в судьбе Иисуса.

Евангельский Пилат никак не участвует в смерти Иуды.

11) Но главноеоспорено божественное происхождение ге­роя; носителем высшей истины является не богочеловек, а сын человеческий.

Учитель. Такие люди, ищущие справедливости, страдающие, высокие духом, честные и неподкупные, к счастью не переводятся на Земле. Когда общество будет готово услышать их? Изобразив страшную смерть Иешуа, Булгаков возвеличивает человеческий подвиг подобных мучеников, отдающих жизнь за торжество общечеловеческих идеалов.

Писатель утверждает мысль о вечной борьбе добра и зла, света и мрака, определяющей законы бытия.

VII. Домашнее задание: перечитать главы о литературном мире и Мастере (5, 13, 24, 29, 30, 32).

Ответить на вопрос: Почему Мастер не заслужил свет, а только покой?


-75%

Читайте также: