Краткий план конспект индивидуального занятия по формированию правильного звукопроизношения
Обновлено: 07.07.2024
- Образовательная:Учить четко произносить звук Д, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец), обучать звуковому анализу слова ДОМ, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обучать составлению предложений по опорным картинкам.
- Коррекционная: Развивать речевое и слуховое внимание, фонематический слух, восприятие, память, мелкую и общую моторику.
- Воспитательная: Воспитывать внимание к собственной и чужой речи; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и навыки сотрудничества.
Оборудование: зеркала; предметные карточки с картинками (дом, удочка, ведро, гнездо, звезда, карандаш, дорога, ягода, одуванчик и т.д.), в названии которых есть звук Д, карточки для звукового анализа; цветовые символы; презентация к занятию.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Дети передают мяч по кругу и называют все виды одежды, которые они знают.
2. Артикуляционная гимнастика
Чтобы язычок был послушным, необходимо сделать упражнения:
– “Барабанщик” (Слайд 1)
– Сегодня к нам в гости пришла девочка Даша. (Слайд 2) Она такая непоседа и большая выдумщица. Она очень любит путешествовать со своим рюкзачком и картой. Сегодня она собирается в гости к своему другу Башмачку и приглашает нас с тобой в путешествие. С собой она принесла карту, по которой мы будем добираться к Башмачку. (Слайд 3)
Какой первый звук слышится в имени Даша? (Звук Д)
Дети повторяют хором, затем по отдельности звук Д.
– Сегодня Даша вместе снами будет изучать звук Д.
4. Анализ артикуляции звука Д.
– Произнесите звук: Д-Д-Д!
(дети произносят звук Д, наблюдая за артикуляцией в зеркале).
Д (так стучит дятел) – согласный, твердый, звонкий. При произношении звука Д – рот приоткрыт, зубы разомкнуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам. Воздушная струя разрывает эту преграду. Голос включается. Звук произносится коротко, его нельзя петь.
5. Развитие фонематического слуха: выделения звука на слух.
– Начинаем наше путешествие. Нам нужно будет преодолеть много препятствий и правильно выполнить задание, чтобы добраться до дома Башмачка. Чтобы пройти через сад, нужно “Поймать звук”.
да-ду-да – хорошая погода
ду-да-ду – в лес пойду
ды-до-ды – там найду ягоды
6. Выделение звука Д из слов на картинках
– Чтобы перебраться через мостик по карте, нужно определить “Где находится звук в словах” по картинка на слайде. (Слайд 3 )Дети произносят слово, определяют где находится звук Д (начале, середине, конце).
7. Звуковой анализ слова ДОМ
– Чтобы обойти шоколадное дерево, нужно помочь Даше сделать звуковой анализ слова ДОМ (1 ребенок у доски), остальные самостоятельно работают за столами. У каждого ребенка карточка, на которой изображены дом и схема (три пустых окошка), которую дети должны заполнить с помощью цветных квадратиков. (Слайд 5). А сейчас давайте проверим. правильно ли мы выполнили звуковой анализ. (Слайд 5А)
– Для того, чтобы перебраться через большую гору, необходимо набраться сил. Даша приглашает нас на зарядку.
Вот Дашина зарядка
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали.
Вы, надеюсь, не устали
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
8. Игра с мячом “Назови ласково”” по картинкам на панно:
– дом-домик, звезда-звездочка, ягода-ягодка, дуб-дубок.
9. Игра “Чего не стало?”
(8 картинок) – развитие зрительного внимания и памяти.
– Чтобы перепрыгнуть через кустик, нужно внимательно посмотреть и отгадать какого предмета не стало. (Слайд 6 – 7, 8 – 9, 9 – 10)
10. Составление предложений по опорным (индивидуальным) картинкам.
Логопед от имени Даши предлагает внимательно рассмотреть картинки, которые лежат на столах у каждого ребенка и просит самостоятельно составить полное предложения, используя как можно больше определений.
11. Итог занятия.
– Мы со всеми заданиями справились и добрались до домика Башмачка, который встретил нас у порога и очень рад встрече. (Слайд 11)
А сейчас расскажем Башмачку:
– С каким звуком познакомились?
– Характеристика звука Д.
– Назвать слова со звуком Д.
– Поощрение детей.
– Даша очень понравилась с нами путешествовать и выполнять задания. В следующий раз обещала взять с собой Башмачка. А сейчас Даша и Башмачок с нами прощаются до следующей встречи. (Слайд 12)
Конспект занятия для ребенка старшего дошкольного возраста.
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zanyatiya.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия.
Тема: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах и предложениях.
- закрепление правильного произношения звука [Л] в слогах, словах, словосочетаниях;
- воспитание самоконтроля при произношении автоматизируемого звука;
- развитие мышления, памяти, воображения;
- развитие моторики;
- снятие напряжения с мышц таза и нижних конечностей, косвенное воздействие на мимическую мускулатуру (ходьба на разных частях стопы).
- интеграция работы полушарий мозга, гармонизация эмоций и процессов мышления;
Выполнение телесно-ориентированных упражнений.
Упражнение выполняем стоя:
- Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.
- Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой.
Упражнение № 2. Ходьба на различных сторонах стопы.(занимает 1-1,5 минуты)
1.Ходьба на носочка.
2. Ходьба на пятках.
Л___А Л___О Л____Ы Л____Э Л____У
Педагог и ребенок перебрасывают друг другу мяч (диам.ок.20 см). Проговариваются отдельные прямые слоги и цепочки из 2-3 прямых слогов.
На ковре выполняются движения с проговариванием стихотворения:
Руки в стороны, в кулачок.
Разжимай и на бочок.
Правой вверх, левой вверх,
В стороны и накрест.
Тук, тук-тук, тук, тук-тук.
Повернемся мы вокруг.
Ребенок припоминает картинки и составляет с каждой 2 предложения по заданному образцу.
1. Закреплять правильную артикуляцию и изолированное произношение звука [ш].
2. Закреплять правильное произношение звука [ш] в стечении согласных в слогах, словах, фразах.
3. Упражнять в определении наличия заданного звука в словах.
4. Развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза.
5. Упражнять в согласовании имен существительных с именами прилагательными и числительными.
6. Развивать внимание, память и мелкую моторику.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед приветствует ребенка и спрашивает: - Какое у тебя сегодня настроение? Давай, я улыбнусь тебе, а ты улыбнешься мне.
Мы спокойны и добры.
Мы здоровы и бодры.
Делаем глубокий вдох через нос – вдохнем свежий воздух.
А выдохнем через ротик – все огорчения и тревогу.
Логопед: Сегодня к нам на занятие собирается какой-то гость. Но кто это, ты узнаешь чуть позже.
II. Основная часть
Логопед: Назови картинки.
На столе картинки: меШок, игруШка, Шапка, коШка, АнтоШка.
Ребенок их называет.
Логопед: Какой звук встречается во всех словах?
Ребенок: Звук [ш].
Логопед: Правильно. Сегодня мы будем закреплять произнесение звука [ш].
Звукобуквенный анализ и синтез.
Логопед: Пора узнать, кто же к нам пришел. Я еще раз назову эти картинки, а ты выделяй первые звуки и обозначай их буквами. Все буквы по порядку выставляй на наборное полотно.
Слушай внимательно: Мешок, Игрушки, Шапка, Кошка, Антошка.
При произнесении каждого слова логопед выделяет первый звук. Ребенок обозначает их буквами.
Логопед: Составь из букв слово. Что у тебя получилось?
Логопед: Правильно, на занятие пришел Мишка (выставляет игрушку).
3. Артикуляционная гимнастика. (Слайды № 2-5)
Логопед: А теперь вместе с Мишкой хорошенько разомнемся, сделаем артикуляционную гимнастику.
Изолированное произнесение звука [ш].
Проговаривание слоговых рядов.
Логопед: Идем по лесу. Шелестят листочки. Пошуршим как они:
Ребенок ходит по сухим осенним листьям и произносит слоговые цепочки.
Произнесение слов со звуком [ш] (со стечением согласных).
Ребенок выкладывает дорожку и проговаривает слова: пушка, подушка, кукушка, катушка, бабушка, дедушка, мишка, кошка.
Логопед: Идем вместе с Мишкой по дорожке, а картинки за нами переворачиваются. А как же вернуться назад? Вспомни, что изображено на картинках.
Ребенок вспоминает картинки, проговаривает слова еще раз.
Согласование имен существительных с прилагательными и числительными.
Логопед: Вот и домик Мишки. Посмотри как много его портретов на стене.
Логопед: Давай посчитаем. Сколько здесь плюшевых мишек?
Ребенок: Один плюшевый мишка, два плюшевых мишки, три плюшевых мишки, шесть плюшевых мишек.
Ребенок считает мишек и следит за правильным произношением.
Логопед: Молодец, ты хорошо посчитал.
Развитие мелкой моторики и внимания.
Логопед: А теперь найди два одинаковых портрета и раскрась их одинаково.
Ребенок находит 2 одинаковых мишек и раскрашивает их.
9. Разучивание чистоговорки. (Слайд № 8)
Логопед: Понравился тебе наш гость? Давай выучим стишок о мишке:
У плюшевого мишки
Ребенок проговаривает чистоговорку за логопедом. Потом произносит её самостоятельно по памяти.
III. Итог занятия. (Слайд № 9)
Логопед: Нам пора прощаться с Мишкой. Ты хорошо с ним поиграл. А какой звук помогал тебе на нашем занятии?
Ребенок: Звук [ш].
Логопед: Ты молодец! Ты очень старательно проговаривал этот звук.
Мишке очень понравилось как ты работал и он надеется, что ты всегда будешь произносить звук [Ш] правильно! Он хочет пожать твою руку. Молодец!
Компьютерные игры на автоматизацию звука [Ш] Игра "Фонетическая разминка". Цель: Уточнение произнесения изолированного звука [ш]. Закрепление произнесения длительного звука [ш] на выдохе.
4 Идем вместе с мышкой по дорожке, а картинки за нами переворачиваются. (На обратной стороне каждой картинки изображен символ). 6.По дорожке мышка привела нас в магазин. Подскажи, что она там купила. Я начну, а ты продолжи. Мышка купила много (Выкладывает перед ребенком картинки: шуба, машина, шкаф, подушка и др.) А как же вернуться домой? Карта нам поможет. Вот и знакомая дорожка. Вспомни, что изображено на картинках. Ребенок вспоминает картинки, опираясь на символы. А дальше пойдем по короткому пути. На карте он обозначен еле заметной линией. Тебе понадобится карандаш. Ребенок проводит карандашом по пунктирной линии. 7.Вот и домик мышки. Вошла мышка в дом и стала сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние словечки. Рисуют дружно малыши, У них в руках карандаши. Носит яркий гребешок Наш веселый петушок. Вот бежит малышка Серенькая мышка. Зашуршали тихо шины Это едет к нам машина.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать у обучающихся самоконтроль за вновь поставленными звуками. Воспитывать интерес к занятиям.
Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения у ребенка с дизартрией. (Учителя-логопеды Аверкина Л.Ю., Кобылинская Т.А.)
Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения у ребенка с дизартрией. (Учителя-логопеды Аверкина Л.Ю., Кобылинская Т.А.) Тема: «Автоматизация и дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах с применением
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска 15
Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Звук [Ш], буква Ш
Дымаренок Елена Дмитриевна,
Цель: Закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова.
Цели: Учить правильно, произносить звук [с] по подражанию. Задачи:
Цели: Учить правильно, произносить звук [с] по подражанию. Задачи: Коррекционно-образовательные Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений. Продолжать формирование длительной направленной
Тема: Автоматизация звука [ш] в предложениях. Цель: Автоматизация звука Ш в словах и в предложениях.
Методическая разработка по коррекции произносительной стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями реи Разработала учитель-логопед Кудряшкина Т.
Методическая разработка по коррекции произносительной стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями реи Разработала учитель-логопед Кудряшкина Т. А г. Москва 2014г. Подгрупповое логопедическое занятия на
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Тема: «Дифференциация звуков [с] - [ш] (подготовительная группа). Цели: 1. Учить различать звуки [с] - [ш] на слух и в произношении.
Занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе.
Метод наглядного моделирования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 28 г. Яровое Алтайского края Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию
Конспект музыкального занятия в средней группе.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 404 г. о. Самара Конспект музыкального занятия в средней группе. Музыкальный руководитель: А.Ю. Окропилашвили
Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Н. В. Нищева. Тетрадь-тренажер. для автоматизации произношения и дифференциации звуков [ш], [ж] и дифференциации звуков [c] [ш] [з] [ж]
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 21 Колпинского района г. Санкт-Петербурга
Конспект индивидуально занятия Работа по дифференциации звуков с и ш.
Тема: Деление слов на слоги. Односложные, двухсложные, трёхсложные слова.
Тема: Деление слов на слоги. Односложные, двухсложные, трёхсложные слова. Цель: закрепить умение делить слова на слоги с использованием односложных, двухсложных и трёхсложных слов. Задачи: 1. Повторить
В разработке мероприятия участвовали : учитель-логопед - Полозова И.А.; преподаватели физкультуры - Снегурова К.Н., Семыкина Е.А.
Игровые приемы для автоматизации шипящих звуков (рекомендации для родителей) Учитель-логопед:Платонова Н.О.
Конспект занятия по правилам дорожного движения в средней группе.
Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально.
Содержание Речевая гимнастика. 8 Развитие фонематического слуха. 16 Закрепление и автоматизация звука [с]. 20 Закрепление и автоматизация
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА Ш В СЛОГАХ, СЛОВАХ. ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗАЙЧИШКИ-ТРУСИШКИ И ЕГО ДРУЗЕЙ.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 9 г.славянска-на-кубани муниципального образования Славянский район ул.победы 244 г.славянск-на-кубани Краснодарский
Рекомендации учителя - логопеда для родителей на летний период. Учитель логопед: Парамонова Екатерина Александровна
Рекомендации учителя - логопеда для родителей на летний период Учитель логопед: Парамонова Екатерина Александровна Для того чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения,
Лиса и аист поделили апельсин. Найди и сосчитай все дольки с буквой А.
À Лиса и аист поделили апельсин. Найди и сосчитай все дольки с буквой А. ЛИСА АЛ Л А А Л Л А АИСТ Посмотри, как пишутся названия этих животных. Где буква А стоит в начале слова, а где в конце? Буквы А
Пояснительная записка
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа 657 Приморского района г. Санкт-Петербурга ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-А КЛАССА
Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа: подготовительный этап, этап постановки звука, автоматизация звука.
Составительская методическая разработка. словесно - дидактических игр по сказкам.
Программное содержание:
Родительское собрание. Тема: «Звуковая культура речи детей дошкольного возраста
Родительское собрание Тема: «Звуковая культура речи детей дошкольного возраста Речь возникает и развивается при наличии нескольких условий: нормальное созревание и функционирование центральной нервной
развивать силу голоса и интонационную выразительность речи.
формировать доброжелательные отношения.
Оборудование: символ звука, картинки, в названии которых есть звук "л", звуковая линейка, карточки на определение места звука в слове, звуковые сигналы, массажер "Су-Джок", игрушка Лунтик, мозаика.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Вспомним наше правило:
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
2. Массаж ладоней игольчатым массажером "Су-Джок".
Я катаю свой орех, чтобы был круглее всех.
3. Массаж лица.
По кругу щечки дружно разотрем:
Так забывчивым мишуткам память разовьем.
1, 2, 3 - скажу 4, 5 и 6, и 7.
Не забудь массаж для щечек нужно делать всем.
На подбородке круг черчу:
Мишутке я помочь хочу
Четко, быстро говорить, звуки все произносить.
1, 2, 3 - скажу 4, 5 и 6, и 7.
Не забудь массаж такой нужно делать всем.
Чтобы думали получше озорные мишки
Мы погладим лобики плюшевым плутишкам
1, 2, 3 - скажу 4, 5 и 6, и 7.
Не забудь массаж такой нужно делать всем.
Мотивация.
Дети находят письмо. "Спешу в гости :унтик".
Логопед. Я знаю, что и у вас не получается произносить звук "л". Поможем Лунтику и поучимся вмести с ним.
4. Развитие артикуляционной моторики.
Артикуляционный уклад звука "л".
- язык вверху, кончик прижат к бугоркам (альвеолам);
- по бокам языка образуется щель, в которую проходит воздух;
- губы разомкнуты, зубы тоже.
б) Дать характеристику звука "л"
Согласный, твердый, звонкий.
в) Символ звука: большой самолет гудит: Л-Л-Л.
г) Артикуляционная гимнастика.
Показываю картинки-упражнения, дети выполняют под счет.
Язычок лег на нижнюю губу, какой он красивый, расслабленный ("Блинчик").
Язычку очень хочется послушать интересную историю и от нетерпения он то выглядывает, то снова прячется за зубки ("Вкусное варенье").
Бегает язычок, ищет местечко поудобнее ("Индюк").
Увидел в вдалеке пароход и запел песенку ("Пароход гудит").
(Дети упирают язык в верхние зубы и гудят, как пароход).
5. Формирование диафрагмального дыхания "Часики".
Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку - вдох. Вернуться в исходное положение- полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.
Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так:
Наклон влево, наклон вправо,
Наклон влево, наклон вправо.
Читайте также: