Шуточные песни 3 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Речевая разминка
Коляда, коляда! Ты подай пирога, Или хлеба ломтину, Или денег полтину, Или курочку с хохлом, Петушка с гребешком! Или сена клок, или вилы в бок. Прочитайте медленно, жужжащим способом. А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче. Прочитаем с ускорением. Начнём медленно, затем с каждой строчкой будем увеличивать скорость

Слайд 6

Актуализация знаний. Постановка целей урока
Колядка, или колядная песня, – Новогодняя торжественная песня – величание в честь хозяев дома. Колядовщики - певцы (чаще всего подростки) желали получить за пение подарки. Если хозяева скупились на подаяние, то их корили за скупость.

Слайд 7

Песни, которые исполнялись на Руси назывались по разному. На юге-колядки, в центральных областях-овсень, на севере-виноградье.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Работа по теме урока. с. 14 Прочитайте текст - Приведите примеры русских народных песен. Какие они бывают?

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

На зарядку солнышко Поднимает нас. Поднимаем руки мы По команде "раз." А над нами весело шелестит трава. Опускаем руки мы По команде "два." Соберем в корзинки мы Ягоды, грибы, Дружно наклоняемся По команде "три". На "четыре" и на "пять" Станем дружно мы скакать. Ну, а по команде "шесть" Всем за парты тихо сесть!

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Покосные песни (осенние )
Покосные песни хоть и связаны с народным календарём (заготовкой сена, покосом травы) являются трудовыми песнями. Они исполнялись во время коллективного труда или после его окончания.

Слайд 19

Слайд 20

Во поле берёза стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли, люли стояла. Некому берёзку заломати, Некому кудряву заломати, Люли, люли заломати. Я пойду во поле погуляю, Белую берёзу заломаю, Люли, люли заломаю. Срежу я с берёзы три пруточка, Сделаю из них я три гудочка, Люли, люли три гудочка.

Слайд 21

Слайд 22

Создавались, когда чувства, переживания требовали выражения в словах и мелодии. Передавались из уст в уста, от поколения к поколению. Первые записи народных песен относятся к XVII в. Собиратели: Пушкин, Гоголь, Чулков, Кольцов, Рыбникова, Путилов, Востоков, Веселовский, Пропп и др.
Русские народные песни:

Устное народное творчество - это словесное творчество народа, передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение.

Фольклор – устное народное творчество.

Потешка - песенка, помогающая научить маленького ребенка понимать человеческую речь;

Закличка - песня, исполняемая хором детей и обращенная к силам природы;

Колыбельная песня - песня, исполняемая при укачивании ребенка;

Шуточная песня- веселая юмористическая песня, как правило, исполняется в быстром темпе под гармонь, балалайку или вовсе без музыкального сопровождения.

Ключевые слова

Устное народное творчество. Фольклор. Русские народные песни. Заклички. Потешки. Колыбельные, лирические, шуточные народные песни.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1.Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., - 223с.:ил. с.14-17

2.Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. с. 16-17

3.Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013

4.Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей в 14т.- М: АСТ – 1996., Т.3 С.166,380,430, Т.5 С. 150.

На уроке мы узнаем, о новых жанрах устного народного творчества;

Научимся прогнозировать содержание раздела,

различать виды (жанры) устного народного творчества, находить созвучные окончания слов в песне, выразительно читать песни.

Сможем познакомиться с разными видами народных песен.

Основное содержание урока

Песенки-заклички относят к малым жанрам фольклора. Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму произведения.к ним относятся также колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, пословицы, считалки, скороговорки, загадки.

Большими жанрами фольклора называют сказки, былины, песни, романсы, частушки, народные драмы

  1. С давних пор песня сопровождает людей в разные моменты жизни, от рождения до глубокой старости. Люди пели на работе, на празднике, стараясь развлечь малышей или убаюкивая их перед сном.

Вот проснулась Алёнушка, умывается, а матушка припевает песенку-потешку: (звучит песня)

Умой Алёнушке личико!

Чтоб глазоньки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Захотели дети выйти на улицу погулять, а там дождик идет. Вот и поют они песню солнышку: (звучит песня)

Выгляни в окошечко!

Поскорей, не робей,

В России зима долгая. Никак весна не наступает. Вот люди и придумывают песенку- закликают весну:(звучит песня) «Весна, Весна красная!

Приди, Весна, с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

А вот девушка сидит, грустит, тоскует о чем-то и поёт лирическую песню (звучит песня)

«Из-за лесу, лесу тёмного,

Из-за гор ли, гор высоких,

Летит стадо лебединое,

А другое – гусиное.

Что от стада лебединого,

Как ко стаду ко серым гусям.

Начали её гуси щипати,

А лебёдушка кликати:

– Не щиплите, гуси серые,

Не сама я к вам залетела,

Занесло меня погодою,

А вот друзья собрались повеселиться. Здесь звучат веселые шуточные песни: (звучит песня).

По водичку пошёл,

Голова с горшок.

Поехала по дрова,

Зацепилась за пенёк,

Наступил вечер, баюкает матушка сыночка, поет колыбельную: (звучит песня).

«Бай, бай, люли, люли,

Прилетели гули, гули,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Тихо Мишу усыплять.

Спи, спи, почивай,

Вы услышали разные песни: лирические, шуточные, колыбельные, песни-заклички. Русские народные песни бережно сохраняются в народной памяти и передаются от поколения к поколению. Благодаря им мы многое узнаем о жизни и обычаях русского народа.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Впишите в текст пропущенные слова из песенки-заклички.

Прилетите к нам.

Унесите от нас _____________холодную.

Прилетите к нам.

Принесите нам лето тёплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Разбор типового контрольного задания

Образуйте пары отрывков из песенок одного вида (потешки, колыбельные, заклички и т.д.)

Цели: Познакомить учащихся с русскими народными песнями, лирическими и шуточными народными песнями; показать обращение народа к силам природы; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, к народному творчеству.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать виды (жанры) устного народного творчества, находить созвучные окончания слов в песне, выразительно читать песни.
Оборудование: выставка книг по теме урока; текст речевой разминки записан на доске.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте текст на доске.
Коляда, коляда!
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Или сена клок,
Или вилы в бок.
— Прочитайте медленно, жужжащим способом.
— А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче.
— Прочитаем с ускорением. Начнем медленно, затем с каждой строчкой будем увеличивать скорость.

продолжить работу с жанром шуточной народной песни;знакомить со старинным русским бытом (хороводы);учить характеризовать персонажа по его поступкам;продолжать работу над средствами создания речевой выразительности;продолжать работу по развитию речи;развивать эмоциональный мир ребёнка;способствовать творческому развитию личности;воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, к его прошлому.

Оборудование: мультимедиа, телевизор.

I. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать шуточные народные песни. Мы познакомимся с одним из жанров шуточных народных песен - хороводные песни.

- Какие песни называются народными? (песни, которые сочинил народ)

- Когда они появились? (очень давно)

- Почему мы изучаем, читаем эти песни, ведь современных песен очень много?

Читая песни, мы узнаём о прошлом, о старинных обычаях, праздниках и не перестаём удивляться красоте родного языка.

III. Проверка домашнего задания.

- Назовите персонажей этой песни. (воробей, сова)

- Вы дома готовили фольклорные произведения, героем которых является воробей. Давайте послушаем, что вы подготовили. (учащиеся читают пословицы, загадки, потешки, дразнилки о воробьях)

1) Не робей, воробей, дерись и с вороной.

2) Слово - не воробей: вылетит - не поймаешь.

3) Зайцу да воробышу, а третьему - приёмышу нет житья на свете хуже.

В сером армячишке

По дворам шныряет,

На полях ночует,

1) Вот сказали, воробья не слыхать,

Вот сказали, воробья не видать,

Не видать его, не видывать,

Его голосу не слыхивать.

А воробушек по улице идёт,

В левом крылышке скрипочку несёт,

Правым крылышком наигрывает,

С ноги на ногу попрыгивает.

2) Андрей - воробей,

Не гоняй голубей,

3) Синичка, синичка,

Залез в амбаришко

4) - Чив-чив, воробей,

Сбегай грядки полей!

В крыше дырку забей!

Сядь за стол поскорей!

1) Андрей - воробей,

Не гоняй голубей.

На крышу не садятся.

- Ещё вы подготовили рисунки, на которых постарались изобразить воробья. (рассматривание выставки рисунков)

- Какой воробей на рисунках? (реальный, сказочный)

IV. Работа по теме урока.

1) Знакомство с песней.

- Вам интересно её послушать? Тогда откройте учебник на с. 98.

(Учитель читает песню).

2) Словарная работа (гербарий, картинка).

Лён - травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно, а из семян - масло.

Конопель - конопля - травянистое растение, стебли которого идут на изготовление грубого прядильного волокна, а семена - на масло.

(Дети читают песню).

3) Анализ произведения по вопросам.

- Это песня шуточная. А в чём шутка?

- Каким народ изобразил воробья в этой песне? (воришка)

- Почему? У кого в произведениях во время проверки домашнего задания прозвучало, что воробей - вор?

- Здесь мы имеем дело с народной наблюдательностью. Существуют правдивые доказательства, что воробей именно такой.

Самая знаменитая птица - обыкновенный домовый воробей, его знают все. Нет, он не домашний, а именно домовый: живёт самостоятельно, но близко к людям.

Человек уже хорошо знает воробьёв: знает, что они едят и где живут, как ведут себя в разных условиях. Но не знает (вернее, не может никак решить), полезна для нас эта птица или нет.

5) Чтение учащегося отрывка из произведения Александра Ивановича Куприна.

- Так с доброй улыбкой писал А.И. Куприн о воробьях.

6) Работа над выразительным чтением.

- На сколько частей можно разделить эту песню? (4)

- Какие это части? (1) посев льна; 2) вор - воробей; 3) расправа с воробьём; 4) больше так не будет)

- С одинаковым ли настроением надо читать все эти части? (нет)

- Какое настроение выражено в каждой части? (1) радостное; 2) грустное; 3) сердитое; 4) гнев переходит на успокоение)

- Попробуйте прочитать эту песню, передавая смену настроения. (дети читают песню выразительно)

8) Рассказ учителя музыки (видеозапись).

Хоровод - это танец, движение (чаще всего по кругу). Но это и пение, и игра на музыкальных инструментах, под которые танцевали.

Хороводные песни разнообразны. Среди них можно выделить две группы:

- Почему вы так решили?

- Чем интересна эта песня по своему построению? (постоянные повторы)

- Зачем народ в песне повторяет по нескольку раз одни и те же выражения?

Повторы замедляют действие, и песня исполняется дольше; повторы создают ритм, под который удобно ходить, двигаться в хороводе.

(Чтение этой песни перед доской: 6 человек по 3 строчки).

10) Продолжение беседы о воробьях.

11) Рассказ учителя.

Мы привыкли к нашим воробьям - невзрачным, сереньким, шумливым, таким обыкнове.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Читайте также: