План конспект занятия с ребенком с ламбдацизмом

Обновлено: 07.07.2024

Данное занятие было посвящено закреплению в изолированном виде и автоматизации в слогах звука [Л]. Дефекты произношения данного звука довольно распространенны в дошкольном и младшем школьном возрасте. Из аномалий анатомического строения речевого аппарата, предрасполагающих к этому нарушению, следует назвать укороченную подъязычную уздечку.

Упражнения, направленные на закрепление полученной артикуляции, сводятся к произнесению полученного звука сначала в закрытых слогах (АЛ), затем в позиции между гласными (АЛА) и, наконец, в открытом слоге (ЛА). Далее вводятся слоги с гласными Ы, О, У. Аналогично строится работа и по автоматизации полученного звука в словах: сначала в словах с закрытыми слогами, затем в позиции между гласными и в словах с открытыми слогами.

Если при ламбдацизмах исправление звука Л заканчивается автоматизацией звука, то при параламбдацизмах необходимо провести полную дифференциацию (в изолированном положении, в слогах, в словах, и в предложениях) этого звука и его заменителя.

Тема: Закрепление звука [Л] в изолированном виде и в слогах

Цели: - Создание и закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад в изолированном виде, в слогах:

  • Развитие органов артикуляции с помощью общих и специальных (статических и динамических) артикуляционных упражнений
  • Развитие силы и направленности воздушной струи в ходе работы над дыханием
  • Развитие фонематического слуха при сравнивании вызванных у ребенка звуков с образцом, данным логопедом
  • Развитие психических процессов (мышления, восприятия, внимания, памяти), пространственных отношений, точности движений пальцев рук при работе с пазлами на компьютере
  • Закрепление навыков чтения при анализе слогов

- Сегодня мы вспомним, как научились произносить звук [ Л]. А поможет нам в этом один сказочный персонаж, который спрятался от тебя в компьютере. Собери пазлы и назови сказочного героя.

а) Артикуляционная гимнастика

б) Работа над дыханием

Поднялся сильный ветер. Паутинки-дорожки закачались. Давай попробуем подуть на них.

в) Постановка твердого звука [ Л]

Обратить внимание ребенка на получившиеся звуки, сравнивая его артикуляцию с образцом.

г) Закрепление в изолированном виде и в слогах твердого звука [ Л]

В это время в небе закружились самолеты. Как гудели самолеты?

(Выяснить артикуляционный уклад звука)

Самолеты летали над домами, чтобы найти Человека-паука. На крышах зданий были написаны разные буквы, чтобы летчикам проще было ориентироваться в городе. Прочитай, над какими зданиями пролетали самолеты. (Слоги АЛ, ОЛ,УЛ,ЫЛ,АЛА,ОЛО, ЛУ, ЛЫ и др.).

Но летчики так и не увидели спрятавшегося на крыше Человека-паука. Он от радости запел: АЛ-АЛ-ОЛ, ОЛ-УЛ-ОЛ, ЛЫ-ЛЫ-ЛУ, ЛО-ЛЫ-ЛЫ, ЛА-ЛО-ЛУ.

4. Подведение итогов.

Мы сегодня совершили полет над городом вместе с Человеком-пауком. Какие задания ты выполнял вместе с ним?

Человек-паук оставил тебе на память свой портрет-раскраску и попросил тебя потренироваться петь его песни. А еще он очень надеется, что ты будешь совершать только добрые поступки, защищать младших и не обижать животных.

Успешная социализация невозможна без правильной речи. Над красотой речи необходимо работать с детского возраста. Очень часто у детей возникают проблемы с произношением Л. Взрослому человеку кажется, что произносить этот звук просто. Однако дети получают навык проговаривания фонемы только к 6 годам. В статье рассказывается, когда требуется логопедическая постановка звука Л, перечисляются подходящие логопедические упражнения.

Ламбдацизм и параламбдацизм – что это такое?

Носовой ламбдацизм

Этот термин подразумевает неправильное произношение твёрдого и мягкого Л. Причём сюда включается не только искажённое звучание, но и отсутствие фонемы в произносимых словах. Ламбдацизм бывает:

Также существует параламбдацизм, когда правильное произношение заменяется неправильным. Обычно заменяют на:

Причины неправильного произношения

Ребёнок

Произношение может быть неправильным или несформированным, потому что:

В вышеописанных случаях артикуляция нарушена из-за дефекта расположения языка во рту. Также дефект произношения бывает следствием того, что формируется искажённый воздушный поток из-за неправильного положения конца или середины языка:

  • двигаются при звукоформировании губы, а не язык;
  • конец речевого органа опускается, а не упирается в верхние резцы;
  • середина языка выгибается вверх, а конец опускается (в норме должно быть наоборот).

Артикуляционные упражнения

Мама и ребёнок

При любой форме ламбдацизма перед основным комплексом исправляющих занятий необходимо пройти курс артикуляционной гимнастики, улучшающей подвижность речевых органов. Каждое упражнение выполняется 5 секунд, тренировки проходят ежедневно по 2 раза в день.

Тренироваться нужно не меньше 2 недель. После тренировки можно приступать к упражнениям, назначенным логопедом для постановки звука Л.

Ошибки при попытке произнести звук

Тренировки могут не давать результата, потому что:

Постановка звука Л по подражанию

Родители самостоятельно, находясь перед зеркалом, могут показать детям правильную артикуляцию. При произношении согласного:

  • губы находятся в положении улыбки, рот приоткрыт, верхние и нижние зубы не соприкасаются;
  • конец языка устремлён вверх, прижат к задней поверхности дёсен над верхними резцами;
  • воздух выдыхается с обоих боков языка, устремляется в щёки.

Дети должны повторять действия за родителями, глядя в зеркало. Однако такой способ тренировки не подходит для маленьких детей, ещё не способных к подражанию. В данном случае используются другие способы постановки звука Л.

Логопедическая постановка звука Л

Используются следующие приёмы постановки согласного звука Л:

  • тренировка артикуляции;
  • развитие речевого дыхания;
  • автоматизация произношения.

Каждый перечисленный приём необходимо включать во все проводимые дома занятия. Причём нужно учитывать, что дети до 4 лет не должны тренироваться дольше 20 минут, дети 4 – 6 лет – дольше 25 минут.

Занятия проводятся поэтапно. Перед началом занятий по речевому развитию несколько минут необходимо тренировать дыхание:

  • делать короткий секундный вдох;
  • затем медленный спокойный выход в течение примерно 5 секунд.

Для тренировки дыхания можно выполнять следующие упражнения:

Так же, Вам возможно будет интересно ознакомиться как в домашних условиях научиться выговаривать звук Р.

Механический способ постановки

В логопедии практикуется постановка звука Л механическим способом. Применяются следующие действия:

  • дошкольник сгибается, вытягивает вперед голову, напрягает шейно-плечевой пояс, в этом положении тела пытается протягивать согласный;
  • логопед кладёт указательные пальцы на шею пациента, безымянные располагает с лёгким надавливанием в области углов челюстей, при этом пациент старается произнести фонему;
  • при губно-зубном произношении дошкольнику необходимо выдвинуть губы вперёд, задержать их в таком положении при выходе воздуха;
  • при носовом произношении логопед должен научить пациента выдвигать язык к зубам, чтобы воздух выходил вдоль боков речевого органа через углы губ;
  • механический вариант тренировки подразумевает использование зонда №4 (Постановка звука Л осуществляется с помощью логопедического массажа зондами, путём закрепления положения языка, при котором воздух выходит боковыми струями).

Артикуляционная гимнастика для звука Л

Она является основным этапом постановки звука Л, осуществляемой поэтапно. Занятия, в зависимости от возраста пациента, длятся от 15 до 25 минут.

Автоматизация звука Л

Сформированное произношение нужно закрепить, постоянно его произносить. Если дошкольник не умеет читать, то произношение закрепляется путём повторения за родителями.

Сначала произносятся слоги, в которых согласный стоит перед гласным: ла, ло, ле, ли. Затем, где первым идёт гласный: ол, ал, ел, ил. После чего переходят на проговаривание слов, где согласный находится в начале, середине и конце, где идёт смягчение фонемы и сочетание её с другими согласными.

Далее отрабатывают произношение словосочетаний и фраз, где в каждом слове или в большинстве слов присутствуют слоги:

Слоги

Постановка звука Л твёрдого занимает немало времени. Обычно приходится проговаривать с детьми одни и те же слова и фразы в течение нескольких дней.

Когда в словах и фразах фонема отработана хорошо, можно переходить к стишкам, чистоговоркам и скороговоркам, потешкам, загадкам.

В интернете и книжных магазинах можно найти разнообразный логопедический материал. Тексты нужно проговаривать неторопливо и чётко, не искажая звуки. Если произношение ошибочное, предложение повторяется заново.

Если на начальном этапе закрепляющих занятий пациент повторяет слоги, слова, фразы за логопедом, то далее он должен самостоятельно вспоминать и проговаривать слова и предложения. А специалист только даёт задания:

  • перечислить названия животных, включающие прорабатываемую фонему;
  • названия растений;
  • названия продуктов питания;
  • названия предметов обихода.

Если произношение твёрдой фонемы затруднено, то можно начинать закрепляющие занятия с мягких слогов:

Далее мягкая фонема, как и твёрдая, закрепляется в словах, фразах, предложениях. Применяются чистоговорки и скороговорки, стихи и загадки. Чистоговорки родители могут сочинять сами вместе с детьми.

Логопедические занятия: закрепление произношения

Логопедические занятия в игровой форме, вызывают у детей большой интерес. В итоге удаётся быстрее достичь положительных результатов. Наиболее часто применяются следующие игры:

  • Предметные карточки. На карточках изображены предметы, в названии которых имеется проблемный согласный. Дошкольнику предлагается назвать изображённый предмет.

Предметные карточки

Логопедическая карточка
Карточка с буквой Л

Обычно со всеми вышеперечисленными занятиями родители справляются самостоятельно. Но если прошло много времени, а логопедические тренировки в домашних условиях так и не дали положительного результата, то требуется помощь логопеда.

Логопед. Посмотри, к нам сегодня в гости из леса прибежала лисичка-сестричка.

Лисичка-сестричка хочет с тобой поиграть, она будет тебе говорить слова если ты услышишь звук [л] нужно хлопнуть в ладоши.

ложка, лед, лава, мешок, сова, зонт, лиса , лес, коза, кашка, улитка, лак, бак, белье, мак, колодец.

Чтобы правильно и красиво произносить звук л, давай выполним гимнастику для язычка, а лисичка будет наблюдать за нами.

Артикуляционная гимнастика:

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.

Язык в иголку превращаю,

Напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну,

До пяти считать начну. Раз, два, три, четыре, пять!

Иголку я могу держать.

Щёткой кухню подмету,

Наведу вам чистоту,

Вправо, влево гну щетинки,

Не оставлю ни соринки!

Показала змейка жало,

Убрала и хвост поджала-

Жало вынула опять,

Хочет всех вас испугать!

Паровоз без колес!

Что за чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел –

Прямо по морю пошел.

А теперь давай выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчики здороваются(пальчики обеих рук поочередно соприкасаются с большими пальцами)

В лесу лисичка встретила ежика, он попал в беду и просит помощи. Давай поможем ежику.

Упражнение на развитие фонетического слуха. Игра "Помоги ежику". Картинки ежика и грибов. На обратной стороне грибка - картинка. Нужно выбрать только те картинки, в которых есть звук л.

Ты хочешь прокатиться на поезде? Перед тобой поезд с тремя вагонами и картинки (Логопед предлагает ребенку картинки с изображением слов со звуком [л] в начале, середине и конце слова).
Размести слова по вагонам. Если звук в начале – в первый вагон, если в середине - в средний вагон (во второй), если в конце – в третий.

7. Уточнение артикуляции звука [л]

- Посмотри на язычок, когда он произносит звук [л].
Где находится кончик языка? (кончик языка вверху).
- Зубы сомкнуты или раскрыты? (раскрыты).
- Боковые края языка прижаты к верхним зубам или нет? (Нет).
- Язык в форме седла (показать рукой).

Постановка звука [л]

Подведение итогов занятия

- Какой звук мы учились произносить? (Звук [л]).
- Как произносится звук [л]? (Ребенок повторяет артикуляцию звука л).

Ламбдацизм

Разновидности ламбдацизма

Параламбдацизм

Все эти огрехи в произношении лечатся регулярным выполнением упражнений с логопедом и дома. Специалисты зачастую обходятся недешево, но есть случаи, когда всего один урок с врачом по постановке речи дает положительный результат, а закреплением уже можно заниматься в домашних условиях.

Нарушение речи – даже в отдельных звуках – вовсе не безобидный дефект, оно способно привести к затруднению развития: ребенок будет сложно обучаться письму и чтению (врачи называют такое расстройство дислексией и дисграфией), к отставанию в учебе. Дети, не выговаривающие буквы, часто становятся объектом насмешек и передразниваний, чего хотелось бы избежать каждому родителю и самому ребенку. Поэтому лучшим вкладом в будущее малыша будет работа над произношением.

Предварительные артикуляционные упражнения

Упражнение

Для начала ребенку рассказывают и показывают строение рта: губы, верхняя и нижняя; за ними зубы, верхние и нижние; наверху – бугорок; за ним твердое нёбо, оно продолжается мягким нёбом и обрывается нёбной занавеской, на которой есть язычок. Если у ребенка выявлен ламбдацизм в любом варианте, то для начала необходимо сделать следующие артикуляционные упражнения (выполнять каждый день перед зеркалом под счет от одного до пяти, по пять-десять минут два раза в день):

Упражнение

Рекомендуется проводить такую гимнастику от двух до четырех недель. Таким образом вырабатывается навык фиксировать необходимую артикуляционную позу, точно совершать все движения и следить за губами, языком и всем речевым аппаратом.

3. Метод при двугубном ламбдацизме.

Три упражнения для расслабления мышц:

Чтобы закрепить звук после как минимум месяца работы, нужно использовать следующие способы:

Чистоговорки на звук

Предложенные выше упражнения можно проделывать самостоятельно дома. Но если улучшения не происходит, обязательно следует пойти к логопеду.

Читайте также: