А с пушкин история пугачева отрывки конспект урока 8 класс

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Исследовать историческую эпоху, показанную А.С. Пушкиным в романе;

выявить основные черты образа Пугачёва

Развивать умение работать с различными источниками информации и устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.

Способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство".

Воспитывать интерес к истории и культуре России.

II. Мотивация и целеполагание.

Пушкин изображает … как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом.

Все эти черты дают нам облик подлинного …. С.М.Петров

… - изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают. В.Б. Броневский

-Перед вами высказывания критика-литературоведа С. Петрова и польского историка В. Броневского. О ком идет речь?

- Как бы вы сформулировали тему урока: " Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

Запись в тетрадях темы урока.

- Попробуйте сформулировать цели урока.

III . Практический этап (работа в группах, составление кластера).

Выступления 1 группы - историки

Крестьянская война под предводительством Пугачева – одна из самых масштабных гражданских войн в России. В этом восстании участвовали тысячи людей, причем ряды Пугачева росли очень быстро и постоянно пополнялись. Предводитель появился как раз в нужное время, многие тогда были не довольны текущим положением.

Недовольство народа – главная причина восстания.

Крестьяне были возмущены своим бесправным положением. Их могли продавать, проигрывать в карты, отдавать без их согласия для работы на завод и т.п. Ситуация усугубилась тем, что в 1767 году Екатерина II издала указ, запрещающий крестьянам жаловаться в суд или императрице на помещиков.

Присоединенные национальности (чуваши, башкиры, удмурты, татары, калмыки, казахи) были недовольны притеснением их веры, изъятием их земель и строительством на их территориях военных сооружений.

Казакам тоже не нравилось, что ущемляют их свободу, ограничивают их права. Государство также установило монополию на соль, что подорвало экономику казаков. Дело в том, что казаки в основном жили за счет продажи рыбы и икры, а соль играла важную роль в увеличении их срока годности.

Наконец, казачье войско отказалось от погони за калмыками, которая была приказана им сверху. Правительство отправило отряд с целью усмирить казаков. На это казаки ответили только новым восстанием, которое было жестоко подавлено. Люди были в ужасе от наказаний главных зачинщиков и были напряжены.

К причинам восстания также можно отнести всевозможные слухи, которые ходили в народе. Поговаривали, что император Петр III выжил, что планируется в скором времени освобождение крепостных и дарование им земель. Эти не подтвержденные ничем слова держали крестьян в напряжении, которое было готово вылиться в восстание.

Также говоря о причинах восстания, нельзя не сказать о самом предводителе. Ведь в те времена появлялось много самозванцев, и только Пугачев смог собрать вокруг себя тысячи людей. Все это благодаря его уму и личности.

Пугачев Емельян Иванович родился в 1740 или 1742 году в донской станице Зимовеевской. По происхождению казак; грамоте обучен не был.

1768 – 1770 годы – Пугачев участвует в русско-турецкой войне. Заслуживает звание хорунжего за храбрость (младший казачий офицерский чин).

1771 год – Пугачев дезертирует из армии после того, как ему отказано в увольнении по причине болезни. Его трижды арестовывают, и трижды он бежит из-под стражи.

Конец 1772 года – Пугачев пробирается на Яик, к казакам. Здесь он пытается подбить людей на восстание, но его снова арестовывают и доставляют в тюрьму Казани. Он обвиняется в государственной измене. Приговор утверждает сама Екатерина II – пожизненные каторжные работы. Исполнение приговора назначено на 1 июня 1773 года, но за три дня до этого Пугачев в шестой раз совершает удачный побег из острога.

После побега Пугачев скрывается в Яицких степях, где встречается с участниками неудачного крестьянского восстания 1772 года.

Участники восстания Емельяна Пугачева

По социальному составу: казаки, крестьяне, рабочие заводов

По национальному составу: русские, чуваши, калмыки, татары, казахи, башкиры, удмурты

Яицкие казаки были первыми, кто присоединился к Пугачеву, дальше его войско росло очень стремительно. За две недели оно выросло с 80 человек до 2,5 тысяч. Захватив несколько мелких городов, восставшие направились к Оренбургу.

Сразу Оренбург взять не удалось, пришлось осаждать город. Часть войска Пугачева время от времени отлучалась от главной цели и захватывала мелкие населенные пункты, в том числе были попытки взять Уфу и Челябинск.

На первом этапе шла организация войска Пугачева, которое достигло по одним данным 30 тыс. человек, по другим – 40. Постоянно расширялись территории, вовлеченные в восстание. Но несмотря на это, 22 марта 1774 года Пугачев потерпел крупное поражение под Татищевской крепостью и вынужден был бежать.

Пугачев быстро восполнил свои ряды, так как люди сами рвались к нему в войско. Восставшие захватили несколько крепостей и заводов на Урале. После взятия Казани восставшими, их разбили правительственные отряды Михельсона.

Побежденный Пугачев с отрядом в 500 человек переправился на другой (правый) берег Волги.

Народы и крестьяне Поволжья с радостью вступали в войско Пугачева. Так были взяты (многие без боя) города Саранск, Саратов, Пенза.

Восставшие уже были близ Москвы. Екатерина и представители власти уже ждали похода Пугачева на старую столицу, но тот двинулся на юг, с целью поднять донских казаков на восстание. В августе Пугачев и его измотанное войско попыталось взять Царицын, но это им не удалось. Вскоре армия восставших была разбита. Пугачев бежал с небольшим отрядом.

В сентябре 1775 года приближенные Пугачева, чтобы заслужить помилование, сдали предводителя правительству. Закованного в цепи, в клетке его доставили в столицу.

Казнь Пугачева и других приговоренных состоялась 21 января 1775 года в Москве на Болотной площади. По рассказам современников, на казни бунтаря присутствовало очень много народу, стоял лютый мороз. По прочтении манифеста Пугачев, стоя на эшафоте, перекрестился на соборы, поклонился на все стороны и покаялся перед народом.

Рядовые люди Пугачева также были сурово наказаны – многих повесили и пустили плоты с виселицами по течению главных рек (для устрашения населения)

Так кончился мятеж, начатый горсткой непослушных казаков, но взволновавший страну от Сибири до Москвы и от Кубани до Муромских лесов.

Выступления 2 ГРУППЫ – пушкинистов

"Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское ".

Подобное описание показывает, что герой не так прост, как может показаться. Бегающие глаза, плутовское выражение лица и воровской разговор заставляют Гринёва напряжённо вглядываться в лицо незнакомца, но он остаётся неразгаданным как для него, так и для читателя. Пушкин использует в данном эпизоде весьма значимые детали: заячий тулуп, обращение дворянина к мужику – брат. Савельич тычет пальцем в наготу Пугачёва, дескать, пропьёт, собака, барский заячий тулуп в первом же кабаке. В противовес ему - позиция Гринёва: но ведь этот бродяга ведь тоже человек, ему же холодно. Савельич оценивает ситуацию с практической точки зрения, Гринёв же, мы считаем, - с точки зрения христианской морали, милосердия и благодарности.

Попробуем подобрать примеры слов с тем же суффиксом -щин: военщина, боярщина, разинщина. Они обозначают общественные явления под стать стихийным. Им невозможно сопротивляться, они, как вулканическая лава, как океанская волна, неотвратимо надвигаясь, накрывают вас с головой. Военной вылазки, набега Пугачёва можно избежать, пугачёвщины — нет.

Значит, пугачевщина—страшное стихийное явление, а Пугачев—злодей.

Капитан Миронов читает воззвание Пугачева , где разбойник предупреждает командиров о бесполезности сопротивления, угрожая им казнью.

В 6 главе Пугачев представлен как злодей, а пугачевщина как стихийное, опасное явление, непонятно почему нарушающее спокойную жизнь обитателей Белогорской крепости.

- Как характеризует данный фрагмент Пугачева?

4. В главе 7 Приступ Пугачев предстает перед нами в роли военачальника. Он нарисован в гуще вооруженной толпы, его портрет дан как обобщенный образ предводителя: "Между ними на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев. Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор поскакали под самую крепость".

Атрибутика, которой окружает себя герой, свидетельствует о его желании соответствовать представлению народа о командире. И защитники крепости, и нападающие видят, что Пугачев — центр толпы, он управляет разыгрывающимися событиями.

Из разговора Гринёва с Пугачёвым мы понимаем, что Гринёв не боится Пугачёва. Он отказывается ему служить, не верит в то, что он царь.

Речь Гринева поразила Пугачёва своей искренностью. Он поступает как благородный человек и отпускает Гринёва.

6. Демонстрируется кластер (или вывешивается на доске).

-Таким увидел Емельяна Пугачева А.С. Пушкин, но и художники не могли оставаться равнодушными и неоднократно изображали предводителя восстания. Сегодня на презентации вы уже видели репродукции картин именитых наших художников: А.Пластова, В.Перова, В.Маторина и др. 3 группа расскажет нам историю еще одного портрета.

Слово 3 группе – искусствоведы.

В Историческом музее Москвы хранится портрет Емельяна Ивановича Пугачева, написанный неизвестным художником. Сравнительно недавно реставраторы обнаружили, что он написан поверх другого портрета. Когда же частично был снят наружный красочный слой, то обнаружилось, что портрет написан на холсте, изображавшем императрицу Екатерину II. Пытаясь восстановить историю двойного портрета, писательница О. Чайковская отмечала: "Легко представить себе, что этот большой царский портрет висел в каком-нибудь официальном учреждении, сюда ворвались восставшие, сорвали его со стены, в нескольких местах проткнули, но потом кто-то сообразил, что такому добротному холсту грех пропадать. И может быть, тут же возникла идея поверх портрета императрицы написать портрет мужицкого царя. Холст зачинили, обрезали по краям - и он стал основой для единственного подлинного пугачевского портрета (если не считать того, где Пугачев изображен уже пленным, в цепях)

- Разделяете ли вы точку зрения О. Чайковской, которая утверждает: "Этот "двойной" портрет являет собой как бы сопоставление двух царей (тем более что одним замазали другого - это значит, что в народном сознании один другого уже победил)?

IV . Рефлексивно-оценочный этап.

-Ребята, возвращаясь к целям нашего урока, как бы вы ответили на вопрос: Пугачев – народный защитник или злодей?

Пушкин в своем Пугачеве дал нам неразрешимую загадку: злодеяния – и чистого сердца. Пушкин в Пугачеве дал нам доброго разбойника. (М.Цветаева)

V .Домашнее задание. Подобрать тему к сочинению , составить сложный план.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 8 классе.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение новой темы.

2. Слово учителя.

Общественная обстановка 1830-х годов характеризовалась растущим напряжением. Победа общеевропейской реакции, начавшаяся разгромом испанской революции 1820 г. и завершившаяся пушечными залпами на Сенатской площади (1825 г.), оказалась недолговечной. В 1830 году Европа вступила в новую фазу революций. По России прокатилась волна народных беспорядков. В этих условиях исторические размышления Пушкина приобретали особенно напряженный характер. Стремясь разглядеть в прошлом те исторические силы, которым предстоит сыграть решающую роль в будущем, Пушкин видел три таинственных образа, загадочное поведение которых могло определить грядущую судьбу России: самодержавную власть, высшие возможности которой казались воплощенными в Петре; просвещенное дворянство, размышляя о котором надо было решить, исчерпало ли оно свои исторические возможности на Сенатской площади или способно заполнить еще одну страницу в истории России; и народ, образ которого все больше принимал черты Пугачева. Так завязался узел основных тем творчества 1830-х годов.

– Как же была встречена «История Пугачевского бунта? В чем вообще значение этого исторического труда великого поэта России?

4. Завершение чтения статьи учебника (с. 104–105).

1) Чтение гл. II, с. 97–98.

IV. Подведение итогов урока.

1. Заключительное слово учителя.

Апробация технологии проектов с 2008 года. Я решила поделиться опытом с коллегами, как использовать метод проекта при изучении повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. В разработке и проведении учебного проекта в системе уроков я показала нестандартный подход к изучению повести, постаралась найти связующее звено между содержанием произведения и проблемами современного общества. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта.

Форма урока: урок-исследование в системе учебного проекта.

  • Выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя.
  • Ознакомить с историей создания произведения.
  • Рассмотреть образ Пугачёва на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения.
  • Ввести в общую проблематику повести.
  • Развивать аналитическое мышление, творческие способности, умение обобщать материал, быстро и грамотно отвечать на вопросы, выражать своё мнение.
  • Способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, интереса к историческим корням литературы.

Использование образовательных технологий: технология учебного проекта.

Материалы и оборудование: учебник; портреты Пушкина художников Кипренского, Тропинина; мультимедийная установка, презентация по теме, раздаточный материал.

(Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания учащихся. Целеполагание).

II. Вступительное слово учителя. Беседа по вопросам с учащимися.

– Вы уже знаете, что А.С. Пушкин не только поэт, но и прозаик.

Вопрос: Какие произведения А.С. Пушкина в прозе вам известны?

(Ответы учащихся: “Дубровский”, “Повести Белкина”, “Капитанская дочка”).

– Многим из вас запомнился “Дубровский” - роман о “благородном разбойнике”, его трагической судьбе, связавшей дворянина-помещика и его крепостных крестьян в борьбе за справедливость, а главное – о его романтической любви к Маше Троекуровой. Дома вы читали и повесть, над которой нам вместе предстоит поразмышлять, - “Капитанская дочка”.

Вопрос: Похож ли ее герой и сюжет на роман о Владимире Дубровском?

(Ответы учащихся: Оба произведения основаны на любовной интриге, в обоих повествование о любви главных героев сопряжено с изображением крестьянского выступления, и в том и в другом показаны дворянские усадьбы, их быт, нравы, семейные уклады. Но есть и различия: Петр Гринев внешне совсем не похож на блистательного гвардейского офицера Дубровского, Маша Миронова сходна с Машей Троекуровой, пожалуй, только именем, да и финалы любовных историй разные; в описании семей Гриневых и Мироновых нет ничего похожего на троекуровские порядки; но главное различие – в “Капитанской дочке” изображено крупнейшее восстание крестьян под предводительством Пугачева, а в “Дубровском” - недовольство крестьян Дубровского, выступивших со своим барином против несправедливости со стороны Троекурова).

– Вы правильно назвали основные сходства и различия, хотя можно найти и другие. Но вот что интересно. Эти произведения написаны один за другим. 6 февраля 1833 г. Пушкин дописал 19 главу “Дубровского”, на которой работа остановилась (роман остался незаконченным), а 7 февраля обратился за разрешением ознакомиться с архивными документами по делу Пугачева.

Что же заставило писателя изменить свои планы?

Может быть, ответ в том, что возобладал интерес к историческим событиям, которыми насыщена “Капитанская дочка” и которых нет в “Дубровском”?

Ведь мы знаем, что Пушкин давно проявлял интерес к историческому прошлому России.

Вопрос: Какие произведения Пушкина, связанные с историей России, вы знаете?

(Ответы учащихся: “Борис Годунов”, “Полтава”, “Медный всадник”).

– Но Пушкин не только писал произведения на исторические темы, он фактически был историком в прямом смысле слова. В 1830-е годы по поручению Николая I он работал над историей Петра Великого, а в 1834 г. закончил труд “История Пугачева”, который по указанию Николая I вышел под названием “История пугачевского бунта”.

Послушаем, что известно о работе Пушкина над материалами о пугачевском восстании.

В 1833 г. Пушкин начинает изучать архивные материалы, обращается к разным лицам с просьбой сообщить ему все, что известно о Пугачеве. Вот что он сам говорит о своей работе: “Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того

18 толстых томов…разных рукописей, указов, донесений и прочее. Я посетил места, где произошли события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикой … Вся эта эпоха была худо известна. Военная часть оной никем не была обработана: многое даже могло быть обнародовано только с высочайшего соизволения” (А.С. Пушкин “Об истории Пугачевского бунта””).

А вот фрагмент из письма Пушкина жене, Наталье Николаевне, написанного во время его поездки по местам, где проходило восстание: “Я в Казани с пятого… Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал. Записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону” (8 сентября 1833 г.).

Вопрос: Что же нам сейчас известно об этих исторических событиях?

Восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева произошло в 1773-1774 гг. в период царствования Екатерины 2. На Урале среди казачества, русских заводских рабочих, калмыков, татар и других народностей возникла в то время легенда о том, что жив царь Петр 3 (супруг Екатерины 2, убитый в 1762 г. во время дворцового переворота), что он идет спасать народ от голода и нищеты. В 1773 г. появился человек, который назвал себя Петром 3 (это и был Емельян Пугачев). Он призвал народ к восстанию. Крестьянская война длилась почти полтора года, против восставших были брошены войска русской армии во главе с крупнейшими военачальниками. Борьба была очень жестокой и кровопролитной. Но в конце 1774 г. исход ее был решен. 8 сентября Пугачев был схвачен и 10 января казнен в Москве.

– Для нас сейчас все это – давняя история. Но, как мы слышали, во времена Пушкина еще были живы очевидцы событий – из числа и дворян. И простого народа. Вроде бы события одни и те же, но как по-разному они воспринимались! Если для дворян Пугачев был “злодеем”, “извергом”, то в народном сознании, отраженном в песнях и сказаниях, эта личность постепенно приобрела легендарные черты, воплотила представление о сильном, строгом, но справедливом вожде, “заступнике”.

Осенью 1833г. приехал в Оренбург А.С. Пушкин для собирания сведений о пугачевском бунте и пожелал посетить Берду “…мы отправились с вечера, чтобы к утру собрать стариков и старух, помнящих Пугачева…Одна старуха…много ему рассказывала и спела или проговорила песню, сложенную про Пугачева, которую Пушкин просил повторить”

(Кайдалов Н.А. Воспоминания).

Кто знает, может, Пушкин слышал песню, наподобие той, которую и мы сейчас послушаем?

Прослушивание русской народной песни “Далеко-далеко степь за Волгу ушла”. (cм. Презентацию)

Вопрос: А какие характеристики даны были Пугачёву современниками Пушкина?

“Емелька Пугачёв, бесспорно, принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рождённым; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают.

История сего злодея может изумить порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек, какою адскою злобою может быть преисполнено его сердце. (Один из современников Пушкина, историк).

– Но и писатели конца 18 – начала 19 веков были вполне едины в негативной трактовке образа Пугачёва. Убедите в этом примерами.

Один из самых ярких писателей второй половины 18 века А.П. Сумароков называл Пугачёва “варваром”, “псом бешеным”, “врагом Отечества”, превзошедшим “тигра и аспида”, “свирепым Атреем”, т.е. сыноубийцей и клятвопреступником.

В “Стансе граду Синбирску на Пугачёва” он писал:

Убийца сей, разив, тираня благородных,
Колико погубил отцов и матерей!
В замужество дает за ратников негодных
Почтенных дочерей.

Вопрос: Так какое же место в этих двух так непохожих трактовках – народной и дворянской – Пугачёва занимает пушкинская точка зрения?!

(Ответы учащихся: Конечно, у Пушкина Пугачёв больше похож на героя из народной песни).

Вы говорите, основываясь на прочитанном произведении. Но не спешите с выводами.

Мы не зря вспомнили исторический труд Пушкина о Пугачёве. И ещё не раз обратимся к его страницам. На сей раз строки Пушкина-историка: “Имя страшного бунтовщика гремит ещё в краях, где он свирепствовал. Народ живо ещё помнит кровавою пору, которую – так выразительно – прозвал он “пугачёвщиною” (“История Пугачёва”).

“Уральские казаки (особливо старые люди) доныне привязаны к памяти Пугачёва. “ Грех сказать, – говорила мне 80-летняя казачка, – на него мы не жалуемся; он нам зла не сделал”.

“Расскажи мне, – говорил я Д. Пьянову, – как Пугачёв был у тебя посаженым отцом?

– Он для тебя Пугачёв, – отвечал мне сердито старик, – а для меня он был великий государь Петр Федорович” (“Замечания о бунте”).

– Опять что-то непонятное – то у Пушкина “страшный бунтовщик”, то вдруг возникает образ “посаженого отца”. В чём же здесь дело? Действительно, ситуация на первый взгляд странная и удивительная. В историческом труде Пушкина, написанном на основе фактов, Пугачёв – злодей, способный на низкие и подлые поступки, предательство в любви и дружбе, а в повести – яркая и цельная личность, воплощающая лучшие черты русской натуры с её щедростью и широтой души, высокими нравственными принципами, силой и удалью.

Как же соотносятся историческая правда и вымысел в повести, каков он – настоящий Пугачёв?

На все эти вопросы мы постараемся ответить, читая “Капитанскую дочку” вместе.

Мы знаем, что до “Капитанской дочки” был написан ещё и “Дубровский”, и решили, что работа над ним остановилась потому, что Пушкина увлёк исторический материал. Однако, сравнивая эти два произведения, вы отметили, что и в “Дубровском” есть тема крестьянского протеста: отряд недовольных крестьян возглавляет обиженный Троекуровым дворянин Дубровский. И это не случайно. Пушкин считал, что борьба за свободу может связывать народ и старинное дворянство, к которому принадлежал и он сам. Вот почему в этом произведении дворянин Дубровский оказывается предводителем крестьянского отряда. Но, уже работая над повестью, Пушкин стал сомневаться в реальности такого сюжета и решил проверить свои идеи на подлинном историческом материале.

Так началась работа над “Капитанской дочкой”. Интересно, что первоначальный замысел этой повести был похож на замысел “Дубровского”: в центре его должна быть судьба дворянина, перешедшего на сторону Пугачёва. Но исторические факты, которые узнал Пушкин, разрушили такой сюжет. Свои новые идеи он выразил так: “Весь чёрный народ был за Пугачёва. … Однако дворянство было открытым образом на стороне правительства. Пугачёв и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противоположны”, – писал он в “Замечаниях о бунте”, которые должен был передать Николаю I.

Вот таким образом в центре “Капитанской дочки” оказывается не дворянин, перешедший на сторону Пугачёва (хотя такой персонаж здесь остался в виде предателя Швабрина), а молодой офицер Пётр Гринёв, верный долгу и присяге, сумевший в “жестокий век” сохранить в себе доброту и человечность, честь и достоинство.

И всё же как главное мы отметили другое различие – в “Дубровском” рассказ о крестьянском выступлении отодвигается на второй план, а в центре внимания оказывается история взаимоотношений Маши и Владимира. В “Капитанской дочке” эти сюжетные линии тесно переплетаются.

Именно Пугачёв определяет, вольно или невольно, судьбу действующих лиц произведения. Именно Емельян Пугачёв изображён главным героем. Пугачёв впервые появляется в повести Пушкина “Капитанская дочка” при романтических обстоятельствах, “в мутном кружеве метели”, второй раз он предстаёт уже “государем”. Автор создаёт образ Емельяна Пугачёва постепенно: от внешнего описания героя – к его психологическому портрету.

Вождь кровопролитной и длительной крестьянской войны впервые был изображён не злодеем и извергом, но человеком, вызывающим несомненное сочувствие, воплотившим в себе многие черты русского национального характера: мятежную жажду воли, широкую удаль, живой и острый ум. Пугачёв справедлив, великодушен, отзывчив. Он кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Но автор не идеализирует бунтовщика. За свою свободу Пугачёв платит чужими жизнями. Изображая сцены расправы, Пушкин откровенно протестует против жестокости и насилия.

Так с помощью построения произведения, переплетения его сюжетных линий ставятся важнейшие для творчества Пушкина 1830-х годов проблемы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства, долга, чести. В произведении ставятся проблемы обязанностей дворянства перед народом, государством и столкновение интересов дворянства и крестьян, делающее конфликт между ними фатально неразрешимым. Пушкина интересует проблема: что происходит, когда история сталкивается с личной жизнью человека; возможно ли в жестокой борьбе противоположных сил сохранить доброту и человечность. Честь и достоинство.

Вопрос: Как вы считаете, важна ли эта проблема в наше время?

– Конечно же, проблемы не потеряли своей актуальности. Более того, 21 век заставил всех ещё серьёзнее над ними задуматься. Может быть, это одна из причин того, что и сейчас мы читаем “ Капитанскую дочку” с не меньшим интересом, чем наши предшественники. Всем известна фраза из этого произведения: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!”

III. Самостоятельная работа.

Учащиеся работают с раздаточным материалом: ответы на вопросы и задания по материалу презентации к уроку.

  • Какие эпизоды, страницы, картины показались неожиданными и особенно волнующими?
  • Как читалась “Капитанская дочка”?
  • Какого героя ожидали каждый раз с нетерпением?
  • Словесное рисование понравившегося эпизода.

V. Подведение итогов урока.

(Проанализировать работу учащихся, выставить оценки).

Использованные материалы и литература.

3. Материалы газеты “Литература. Первое сентября”, 2007, 2008 гг.

4. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В. Охременко, О.В. Федина. Москва, “Аквариум”, 1997.

5. Литература. 8 класс. Поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной I часть. С.Б. Шадрина. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2008 г.



"Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками". Художник С. Герасимов. Иллюстрации к "Капитанской дочке" А.С.Пушкина

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Предполагается вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений,
исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.

Цели урока:
— формирование целостного восприятия образа Поэта — А. С. Пушкина;
— повторение и закрепление исторических и культурологических сведений, полученных учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы;
— закрепление знаний восьмиклассников по истории России;
— углубление представления школьников о жанровом многообразии русской литературы XIX века;
— развитие читательских умений учеников;
— развитие эмоционального восприятия подростками исторического прошлого страны;
— воспитание уважительного отношения к прошлому русского народа.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Слово учителя (частично под запись; возможна презентация).

II. Работа с учебником.

2. Работа с вопросами и заданиями на с. 96.

III. Беседа с классом.

— Вспомните, что вы ранее узнали о жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Какой образ Поэта сформировался в вашем воображении? Опишите этот образ. Как вы думаете, почему в нашем образе Поэта всегда присутствует элемент вымысла, фантазии? С чем это связано?

— Расскажите, что вас заинтересовало в поэзии или прозе А. С. Пушкина.

— Какое впечатление сложилось у вас о личности юного Саши Пушкина?

— Что вы помните о начале его творческого пути?

— Чем прославился А. С. Пушкин еще в Царскосельском лицее?
(Своим поэтическим даром, честностью и прямотой характера, правдолюбием, умением дружить.)

— Расскажите, что вы знаете о раннем творчестве поэта. Каким предстает А. С. Пушкин в своей лирике?

— Что вы помните об отношении Александра Пушкина к истории своего Отечества? Что нового узнали из только что прочитанной статьи учебника?

— Какой образ зрелого А. С. Пушкина возникает в нашем воображении?

— Каким было отношение Александра Пушкина к известным историческим деятелям? Расскажите об этом. Приведите примеры.

— Как вы полагаете, почему поэт и писатель часто говорил о народности произведений? Что, по-вашему, он имел в виду?

— Почему потомки говорят о непреходящем значении творчества А. С. Пушкина?

V. Чтение произведения.

VI. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

— Как вы думаете, почему появление Емельяна Пугачева сразу обросло множеством слухов?

— Что говорит А. С. Пушкин о причинах побега казака Емельяна с Дона? Почему тот вдруг оказался в Польше, всегда враждовавшей с Украиной, а потом с Россией?
(Даже когда Польша вошла в состав Российской империи.)

— Как вы думаете, почему смутьяну не сиделось в Польше? Зачем он подался на Урал?
(Да, мы не знаем истинных причин появления Пугачева на Урале, но можем судить по его характеру, хорошо описанному Пушкиным, что этот человек нигде и никогда не смог бы жить спокойно, — авантюрный и провокационный тип личности[4]. К сожалению, такие люди были и есть всегда, во все времена и у всех народов. В конце XVIII столетия в России все сошлось воедино: недовольство части яицких казаков; праздношатающиеся воровские банды, жаждущие наживы; угнетенные местные племена и беглые крепостные крестьяне; смерть императора Петра III; появление харизматичной авантюрной личности Пугачева, умеющего и любящего воевать.)

— Для чего, с вашей точки зрения, Пугачев пошел на Волгу?

— Что об этом рассказывает беспристрастный Пушкин-историк?

Фено́мен (от др.-греч. — кажущееся, видимое) — необычное, очень редкое явление или человек, наделенный уникальными способностями (Новейший словарь иностранных слов и выражений. — М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. — С. 839.).

— Какое на вас произвело впечатление описание пугачевщины? Обоснуйте свой ответ, опираясь при этом на текст произведения.

VI. Работа по группам (cooperative learning).

Содержание карточек, а также вопросы и задания примерно одинаковые, так как здесь главным являются два момента:

1) приобщение всех учащихся к работе с незнакомым текстом, интеллектуальный и читательский индивидуальный рост каждого ученика;
2) показ точки зрения А. С. Пушкина на историю и современность, цели и задачи исторической прозы.

КАРТОЧКА 1

2. Один ученик подготовит выразительное чтение этого фрагмента текста.

3. Расскажите, какой видел историческую прозу А. С. Пушкин. Что он считал недопустимым в художественном произведении на историческую тему? Что высмеивал Пушкин-историк в современной ему европейской исторической прозе? Почему?

*4. Как вы полагаете, почему А. С. Пушкин называет Вальтера Скотта[10] чародеем? Если вы читали произведения В. Скотта, обоснуйте свой ответ, опираясь на прочитанное, приводя цитаты.

5. Согласны ли вы с точкой зрения писателя-историка?

КАРТОЧКА 2

1. Прочитайте текст. Определите его основную мысль.

*2. Подготовьте выразительное чтение данного фрагмента из заметок А. С. Пушкина, заменив французские слова и фразы комментариями по-русски.

3. Как вы думаете, почему часть чернового текста А. С. Пушкина написана на французском языке? Почему, как правило, в беловом варианте французский текст заменялся писателем на русский? Как это характеризует автора заметок о литературе? Обоснуйте свой ответ.

4. В чем А. С. Пушкин видит достоинство романов Вальтера Скотта? Для чего противопоставляет их истории, т. е. историческим хроникам, летописям, исторической науке в целом?

*5. Для чего, по мнению Пушкина, необходимо читать исторические романы?

6. Согласны ли вы с точкой зрения писателя-историка?

КАРТОЧКА 3

1. Прочитайте фрагмент текста. Определите его основную мысль.

2. Подготовьте выразительное чтение данного фрагмента.

4. Почему, на ваш взгляд, Пушкин иронизирует и по поводу вкусов современников-читателей, и по поводу исторической прозы Николая Полевого? Что не устраивало писателя-историка во взглядах его современников на историческую прозу?

*5. О каких анекдотах упоминает А. С. Пушкин в этом письме?

КАРТОЧКА 4

1. Прочитайте текст. Определите его основную мысль.

2. Подготовьте выразительное чтение данного фрагмента из заметок А. С. Пушкина.

3. Объясните, как понимал А. С. Пушкин долг историка. Чем, по его мнению, исторический труд отличается от исторической прозы?

4. Согласны ли вы с точкой зрения поэта?

КАРТОЧКА 5

1. Прочитайте выразительно текст:

2. Вспомните, кто такой Денис Васильевич Давыдов. Почему А. С. Пушкин называет его и певцом, и героем?

4. Каков жанр данного стихотворения?
(Жанр послания.)

VII. Обобщение.

— Какие особенности исторической прозы Вальтера Скотта подчеркивает А. С. Пушкин? Почему он противопоставляет прозу Скотта французским героическим трагедиям?

VIII. Домашнее задание.

. Имя девицы Мироновой вымышлено. Роман мой
основан на предании, некогда слышанном мною.
Пушкин — Корсакову. 1836. 25 октября
[21]

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

1. Слово учителя (частично под запись).

Писателя В. Ф. Одоевского поразила и лаконичность прозы Пушкина, и быстрота сюжетных поворотов, и композиционная динамичность, которая была несвойственна романтическим историческим произведениям.

Но проза А. С. Пушкина уже была другой прозой — прозой реалистической. Именно поэтому новизна формы и содержания этого произведения до сих пор тревожит умы читателей и исследователей.

Реали́зм (от лат. realis — вещественный) — один из творческих методов в литературе и искусстве. Реализм в искусстве — это верность изображения характеров персонажей, их психологии, психологии их среды, времени и места обитания.

Однако впервые в русской литературе XIX столетия поднятая тема и широта охвата исторических событий впечатляют не объемом, а глубиной и оценкой исторических событий, так или иначе выводящих нас на понятие романа.

Рома́н (от фр. roman — первоначально произведение на романских языках) — большая форма эпического жанра литературы Нового времени. Его наиболее общие черты:
изображение человека в сложных формах жизненного процесса,
многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц,
многоголосие,
отсюда большой объем сравнительно с другими жанрами[24].

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Повезло в том смысле, что современный учитель имеет возможность выбрать тот путь изучения произведения, который ему кажется наиболее приемлемым в данном классе. Не повезло, потому что право выбора — самое трудное из прав, данных человеку.

Примерно в это же время был предложен иной путь изучения пушкинского шедевра. Предлагалась следующая система занятий:

Исходя из современной ситуации в школе, мы можем выбрать несколько путей прочтения и анализа произведения А. С. Пушкина, но все они так или иначе будут зависеть от количества выделенного на его изучение времени. Можно пойти следующим путем:

1. А. С. Пушкин — историк и бытописатель. Изображение в повести картин быта и нравов дворян XVIII века. Семья Мироновых. Семья Гриневых. Савельич.

2. Российское дворянство в XVIII столетии. Образ Петра Гринева. Образ Швабрина. Маша Миронова.

3. Пугачевщина. Изображение в повести Пугачевского восстания. Два лагеря — лагерь восставших и лагерь императорских войск. Образ Пугачева.

4. Характеристики образов персонажей: Пугачев, Гринев, Швабрин, Маша Миронова, Екатерина II.

5. Идейное содержание и значение повести.

III. Чтение фрагментов произведения.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

В эпическом роде литературы выделяют три основных жанра (таблица заполняется учащимися в течение всего учебного года):

РОМАН ПОВЕСТЬ РАССКАЗ

Все они повествуют нам о действительности. Многие исследователи считают, что роман — это крупный жанр повествования, который позволяет нарисовать жизнь наиболее полно.

IV. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

— Что мы узнаем о семействе Гриневых из первой главы?
(Типичное провинциальное дворянское семейство XVIII века, живущее в своей небольшой усадьбе, патриархальное и набожное.)

— Кто такой Андрей Петрович Гринев? Каково его социальное положение?
(Андрей Петрович Гринев — помещик Симбирской губернии, отставной премьер-майор.)
— Что автор говорит о матушке Петра Гринева?
(Мать Гринева была дочерью бедного дворянина, т. е. отец на ней женился не из-за приданого, а по взаимной приязни. Матушка родила девятерых детей, но все, кроме Петра, умерли во младенчестве. Это говорит о том, что семья была православная, верующая: сколько Бог давал детей, столько и рожали.)

— Как родители Гринева относятся друг к другу? Найдите примеры в тексте главы.
(Любят, уважают и заботятся друг о друге.)

— Что мы узнаем из этой главы о Петре Гриневе?

— Опишите жизнь провинциального дворянского недоросля.

— Как Петр Гринев относится к своим родителям?
(Проявляет чувство искренней любви и признательности, послушания и верности заветам своих родителей.)

— Расскажите, кто такой Савельич. Почему именно его Андрей Петрович Гринев приставил дядькой к единственному сыну-наследнику?

— От чьего имени ведется повествование? Каким перед нами предстает рассказчик?
(Рассказчик — человек явно преклонных лет, с живым умом и хорошим чувством юмора. Как видно из его повествования, эти его качества проявились уже в юности, когда он покинул родной дом, отправляясь на службу. Далее в повести будет чередование: рассказчик юный и он же, но уже по прошествии многих десятилетий. Но оценку всем событиям дает взрослый Гринев-рассказчик, часто его речь сливается с авторским повествованием или рассуждением — несобственно-прямая речь. В начале XIX века такой стилистический прием был внове.)

— Какие заветы дает Андрей Петрович Гринев своему сыну? Объясните, как вы их понимаете.

— Каковы первые шаги Петруши Гринева в самостоятельной жизни? Расскажите, что произошло в Симбирске.

— Как заканчивается первая глава? Перечитайте про себя два последних абзаца и ответьте, какие отношения связывали молодого барина Петра Гринева и его дядьку Савельича.

— Какие черты характера Гринева раскрываются в его отношении к Савельичу и крепостным крестьянам? Приведите примеры.

— Перечитайте эпиграф к первой главе. Объясните, как вы его поняли.

— Какое место из первой главы напоминает эпиграф?
(Беседу старших Гриневых во время написания сопроводительного письма начальнику Петруши.)

— Как относится старик Гринев к военной службе? Почему он не отсылает сына в гвардию, в Семеновский полк, квартировавший в Петербурге?
(Для Гринева-отца служба в армии — выполнение дворянского и гражданского долга, а не путь по карьерной лестнице или пустое времяпрепровождение.)

— Какие черты характера старшего Гринева раскрываются в этом эпизоде? (Независимость, честность, демократизм.)

— Вспомните, что вы уже прочитали о коменданте Белогорской крепости — капитане Миронове. Подумайте и объясните, какие человеческие качества сближают двух незнакомых между собой людей — премьер-майора Гринева и капитана Миронова. Аргументируйте свой ответ.

— Как отнеслась комендантша к появлению в крепости юного офицера?
(Стала опекать по-матерински.)

— Почему Петр Гринев почти сразу стал чувствовать себя в семье Мироновых как дома? О чем это говорит?
(Доброжелательные и хлебосольные хозяева. Привычный домашний уклад жизни. Милая девушка — сначала почти друг, затем невеста. Сам Гринев добр и открыт, воспитан и четко представляет, как и где должно поступать.)

— Какие общие черты старинного дворянского быта наблюдаем мы в семьях Гриневых и Мироновых? Расскажите об этом подробно.

1. Предвестие бурана.
2. Описание бурана.
3. Встреча с вожатым.
4. Сон Гринева.
5. Прибытие на постоялый двор.

— Какая картина предстает перед глазами юного Гринева в начале пути? Почему он стремится быстрее добраться до места службы?
(Унылая безбрежная степь, тоска из-за отсутствия людей и жилья, однообразный пейзаж, навевающий невеселые мысли.)

— Какими эпитетами описывает автор степь? Найдите их в тексте. Какое настроение порождают эти слова?
(Тоскливое, даже тревожное.)

Эпи́тет (от греч. epitheton — приложение) — слово, поясняющее, определяющее, характеризующее какое-либо свойство или качество понятия, явления, предмета.

— Опишите внезапно появившегося вожатого. Как вы думаете, что он делал в степи? Почему не скрылся до начала бурана?

— Опишите само буйство метели, опираясь на текст произведения.

— Почему ямщику неприятно вмешательство вожатого, его команды?

— Почему чувства ямщика разделяет и Савельич? Что отталкивает Савельича в незнакомце? Обоснуйте свой ответ.

— Как на все это реагирует вожатый? Трогают ли его чужие эмоции — ямщика, Савельича, даже Гринева?

— Объясните, что нам дает описание местности в начале этого фрагмента и в конце?
(Во-первых, описание местности — фрагмент целостный, завершенный, может рассматриваться как текст.
Во-вторых, из данного эпизода логически вытекают все дальнейшие события повести: сон Гринева — пророческий; Пугачев запомнил Савельича только из-за его пререканий с юным барином и им самим; барину он благодарен не столько за подержанный заячий тулупчик, сколько за доброту и сочувствие.)

V. Домашнее задание.

Цели уроков:
— формирование навыка художественного пересказа текста;
— совершенствование умения анализировать читаемое произведение;
— повторение и закрепление исторических и культурологических сведений, полученных учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы;
— развитие эмоционального восприятия читаемого.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

I. Проверка домашнего задания.

III. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

— Расскажите, в каких поступках Петра Гринева, описанных во второй главе, обнаружились положительные черты его характера.
(Привязанность и любовь к своему крепостному дядьке. Чувство благодарности и признательности к человеку, оказавшему услугу. Твердость характера.)

— Какие черты Гринева-младшего характеризуют его как представителя дворянского сословия? Приведите примеры.

— В каких чертах дан портрет вожатого? Что в этом портрете указывает на выдающиеся свойства его характера?

— Случайно ли вожатый (вожак? предводитель?) появляется среди бурана? Какой смысл несет в себе такое появление в произведении нового персонажа?

— Какое переносное значение имеют поговорки, которыми обмениваются друг с другом хозяин постоялого двора и вожатый?

— В каких поступках Пугачева обнаруживается его сметливость, смелость, знание людей и умение с ними ладить?

— В чем и как противопоставлены Савельич с ямщиком и вожатый с хозяином постоялого двора?
(Первые законопослушны, трудолюбивы, работают на хозяина и на себя. Вторые самостоятельны, свободолюбивы, не зависят ни от чьего мнения, поэтому легко друг друга понимают.)

— Определите значение сна Гринева. С какими последующими событиями связано содержание этого сна?

— Каково художественное значение этой части главы?

— Что вы можете сказать об эпиграфах к главе третьей? Как они соотносятся с содержанием главы?

— Расскажите, как развивались взаимоотношения Гринева со Швабриным.

— Какие черты характера Швабрина подчеркивает автор?

— Как развивалось действие этой сюжетной линии до начала пугачевщины?

IV. Групповая работа (cooperative learning).

Класс разбивается на 3 группы , каждая группа получает задание на карточке — охарактеризовать персонажа повести, после выполнения этого задания представитель(и) группы озвучивает(ют) и задание, и анализ прочитанного с характеристикой данного группе персонажа (групповая работа с уже прочитанным текстом — вторичное прочтение).
Оценка работы, как и на предыдущих занятиях, с использованием метода cooperative learning.
Каждой группе можно выдать план характеристики персонажа:

— в табличном варианте;

Кроме характеристики образа персонажа, учащиеся подбирают цитаты к каждому пункту плана.

Читайте также: