Ежик в тумане конспект

Обновлено: 04.07.2024

к ним и улыбнитесь – под елитесь своей радостью. Они вам тоже улыбнутся.

От наших у лыбок в классе стал о так те пло, светло и у ютно.

- Предлагаю вам расшифровать имя и фамилию п исателя.

- Как вы думаете, п очему мы заговорили об эт ом писателе ?

- Н екоторые думают, что сказк и сочинять просто: нафантазировал, чего в

жизни не бывает - вот тебе и сказ ка. Но это не так. Умение видеть жизнь у

сказочника особ ое - вот и весь секрет. Рассмот реть что - то чудесное,

Сказочники - лю ди особые. Сказочн иком сделаться нельзя, сказочником

рождаются. Вот и б олее 60 лет тому назад родился такой волшебник -

сказочник Сергей Григорьевич Козлов. Автор б олее 30 книг д ля детей, двух

десятков пьес для кукольных театров. По его сценариям сн ято более 20

мультфильмов. Е го книги изданы на м ногих яз ыках мира.

Поэт и сказочник Сергей Григорьевич Козлов — автор любимых детьми и

взрослыми историй про Ёжика и его друзей Медвежонка и Зайца, а также

историй про Л ьвёнка и Черепа ху, котор ые пели песню .

В его произведениях к аждый зверёк живёт в своём доме, запасает еду и

дрова, топит печку, смотрит на огонь, слушает дождь и ветер. Когда захотят,

зверьки ходят друг к другу в гост и, уг ощают друг друга гри бами, ябл окам и и

чаем с мёдом, если пого да тёпла я - гуляют возле р еки и до темно ты сидят у

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для формирования умения анализировать текст при помощи системы вопросов.

Обучающийся получит возможность научиться:

- обосновывать и подтверждать своё мнение фрагментами текста;

- читать сознательно текст;

- оформулировать тему и главную мысль.

- понимание и трансформация информации.

– проявлять интерес к групповой работе;

– реализовывать потребность в общении со сверстниками;

– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках.

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их;

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи.

Обучающие: познакомиться с новым видом сказок – сказки-размышления, сказки-переживания.

Развивающие: развивать умения работы с текстом, находить в тексте нужный отрывок, ответы на вопросы, идею и главную мысль сказки.

Воспитывающие: воспитывать внимательное отношение к слову, учить выражать своё отношение к героям, событиям.

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.

УМК Н. А. Чуракова, Литературное чтение 1 часть.

Созерцание, любование, Сергей Григорьевич Козлов – автор-сказочник.

Окружающий мир, физическая культура

Создание условий для подготовки учащихся к осознанной деятельности на уроке.

Начать наш урок.

Улыбнитесь своему соседу по парте и нашим гостям самой доброй и ласковой улыбкой, пожелайте ему успехов на нашем уроке. От наших положительных эмоций в классе стало теплее и уютнее.

Приветствуют учителя, ждут команды к действию.

Выполняют самооценку готовности к уроку.

- иметь ценностное отношение к учебной деятельности на личностном значимом уровне.

метапредметные:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

- способность мобилизироваться для выполнения работы предметные:

- предметная готовность к учебной деятельности.

Речевая разминка в игровой форме.

Прочитаем скороговорку с постепенным ускорением:

Ёж с ежихой и с ежонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

Выполняют речевую разминку.

регулятивные:

- оценивают правильность действий.

2. Актуализация знаний

Повторение изученного материала.

Каждый из нас восхищается красотой. Поэты выражают своё отношение к окружающему миру и красоте природы в поэзии, музыканты в музыкальных промзведениях, а художники – в картинах. Поэт и писатель, художник и композитор, - каждый очень своеобразно, - создают картину мира. Пользуясь особыми методами и приемами, творческие люди помогают нам её представить, вообразить. Мы учимся у них видеть, слышать, понимать и чувствовать всё, что нас окружает.

Давайте вспомним, к кому мы попали в гости на прошлом уроке?

- Какой секрет Гостеприимный Барсук нам открыл?

Чтобы восхищаться, надо уметь наблюдать, знать, что такое настоящее богатство. Видеть богатство природы можно в разных местах и странах.

- Давайте вспомним, чем любуются японцы осенью?

- Каким цветком любят любоваться японцы?

- В чём он заключается?

Вы тоже были попробовать увидеть красоту в обыденном, незаметном, простом и составить хокку. А что же такое хокку? В чем это искусство заключается?

- Послушаем хокку, которые вы составили дома.

Работают с ранее изученным материалом.

- иметь ценностное отношение к умению воспринимать задания.

метапредметные:

- использовать адекватные речевые высказывания.

- уметь отличать уже полученные ранее знания от нового материала;

- уметь воспринимать задание, понимать содержание задания и решать поставленную задачу;

- владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли.

3. Постановка учебной задачи

Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого

Мы к Барсуку пришли затем,

Чтоб новое узнать.

О чём же мы будем говорить на нашем уроке? Какова цель нашего урока? (Раскрыть секреты любования)

А поможет нам в этом писать С. Г. Козлов. Кому знаком этот писатель? А кто нам может рассказать об этом авторе?

Прежде чем сказку

Начнем мы читать,

Названье ее нужно

(На доске запись: ЕНАМУТ В КИЖЕ).

- Так с каким произведением будем знакомиться?

- Что новое вы хотели узнать на нашем уроке? Чему бы хотели научиться?

- Мне хочется, что бы на нашем уроке сегодня вы были очень внимательными и вдумчивыми читателями.

Отвечают на вопросы учителя.

- иметь ценностное отношение к умению самостоятельно определять и формировать учебную задачу и способ деятельности.

метапредметные:

- контролировать, оценивать результаты работы;

- формулировать цель и задачи урока;

- слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- высказывать свое предположение на основе учебного материала, анализировать с целью выделения существенных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения;

- проявляют внимание и уважение к ценностям культур других народов.

4. Работа по теме урока.

Обеспечивать мотивацию к деятельности. Контролирует выполнение работы.

- Ребята, а как вы понимаете что такое туман? (Туман – это мельчайшие капли воды, скопившиеся в воздухе.)

Перед вами текст нашего произведения. Давайте познакомимся с ним. Читаем выразительно по цепочке.

- Кто является главным героем?

Главный герой Ёжик – уникальное существо.

Сейчас вам предстоит поработать в парах и выяснить некоторые черты характера Ёжика.

- На карточках №2 слова- помощники, которыми вы можете пользоваться во время ответа. Лишние слова исключите.


МЕЧТАТЕЛЬНЫЙ
ОДИНОКИЙ
ПЕЧАЛЬНЫЙ
СОЗЕРЦАТЕЛЬ

ПОГРУЖЕННЫЙ СВОИ МЫСЛИ

ВЕРИТ В ДОБРО И КРАСОТУ
ЖЕЛАЮЩИЙ ЗАВЕСТИ ДРУЗЕЙ

Поделитесь своим настроением после прочтения этого произведения. Что сделало мир Ёжика необычным, волшебным? (Луна)

Найдите и зачитайте произведение, с которым мы познакомились на прошлом уроке, в котором говорится о преображающей силе луны.

Что наблюдает Ёжик, сидя на горке под сосной? (Найдите подтверждающие строчки в тексте).

Как вы думаете, то, что видит Ёжик, красиво? Какие слова в тексте подтверждают, что было невероятно красиво? (Слова в розовой рамке)

Кто кроме Ёжика откликнулся на красоту ночи? Найдите подтверждение в тексте? (В жёлтой рамке).

Участвуют в совместном обсуждении. Умеют изменять свою точку зрения.

Учащиеся выбирают подходящие слова, которые описывают характер ёжика, могут добавлять свои.

- осознают свои возможности в учении;

- в рамках коммуникации как сотрудничества: работают с соседом по парте: распределяют работу между собой и соседом, выполняют свою часть работы, осуществляют взаимопроверку выполненной работы;

метапредметные:

- определять способы для достижения поставленной цели;

- самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

- иметь собственное мнение и позицию.

- уметь самостоятельно отбирать необходимый материал для решения учебной задачи.

Активный отдых во время малоподвижных занятий. Смена видов деятельности.

Ходил ёжик по полянке

(Ходьба на месте)

Он искал грибы опятки.

(Повороты головы вправо и влево).

Глазки щурил и моргал,

(Сильно прищуриться и широко открыть глаза)

Но грибов не увидал.

(Развести руки в стороны).

Вверх смотрел он,

(Поднять голову, посмотреть вверх)

(Опустить голову, посмотреть вниз)

Сам тихонечко пыхтел

(Голова неподвижна, посмотреть влево)

Смотрел вправо
(Голова неподвижна, посмотреть вправо)

Вдруг увидел гриб на славу!

(Плотно закрыть и широко открыть глаза)

Оглянулся он ёщё

(Руки спрятать за спину)

Через левое плечо

(Повернуть голову влево, посмотреть назад)

Через правое ещё

(Повернуть голову вправо. Посмотреть назад)

Ёж затопал по тропинке

(Ходьба на месте, высоко поднимая ноги)

И грибок унёс на спинке.

Проговаривание текста физкультминутки, выполнение физических упражнений.

5. Первичное закрепление

Структу-рирование полученных знаний

– Прочитайте сказку ещё раз самостоятельно только глазками, определите, что общего между сказкой С. Козлова и произведением Иссы? (Ночь, луна, которые дарят окружающему миру красоту, праздник.)

– К какому жанру отнесем это произведение? (Это сказка.)

- Докажите, что это сказка? (Ёжик думает, размышляет, ставит проблемы.)

– А быть созерцателем и исследователем красоты – это одно и то же?

– Что бы выбрали вы?

Самостоятельное чтение текста сказки детьми.

- иметь ценностное отношение к умению применять новые знания;

- в рамках коммуникации как взаимодействия: видят разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяются к одной из них;

- находят в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения;

метапредметные

- умеют следовать режиму организации учебной деятельности;

- определяют план выполнения заданий на уроке.

6. Работа в группах.

Формирование умения работать в микрогруппах.

Поработаем в группах. У каждой группы свой эпизод из произведения. Ваша задача совместно посовещаться и проиллюстрировать заданный фрагмент, а также найти его и зачитать.

2. Спасение Ёжика.

3. Ёжик в опасности.

4. Лошадка в тумане.

Выполняют задание, совещаясь. Отвечают развернутыми ответами на поставленные вопросы. Подкрепляют свои ответы фрагментами из текста.

– сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи);

- участвуют в диалоге;

метапредметные:

– владеть общими способами решения конкретных задач;

устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

- строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы;

- определяют план выполнения заданий на уроке.

7. Закрепление и рефлексия.

Формирование личной ответственности за результаты своей деятельности.

Какова тема урока?

Какую задачу мы ставили сегодня на уроке?

– А вам понравился Ёжик? Чем? Давайте еще раз вспомним какой он? (Добрый, чуткий, заботливый, самоотверженный, с ним всем хорошо).

Можно сказать, что в Ёжике похож на солнышко, потому что все доброе и хорошее сравнивается с солнышком. Но согреть может не только солнце! Нам приносит радость доброта, забота людей, красота окружающего мира. Поэтому добрые слова и улыбки, преданность друзей, красота природы – все это согревает нас и делает счастливее. Добро и тепло дарят нам сказки С. Козлова.

– На следующем уроке мы еще раз в этом убедимся.

Туман опустился, накрыл всё вокруг,

И вдруг в тишине послышался звук.

То громче, то тише, и тише, и тише,

Шуршанье в тумане ёжик услышал.

Ковёр из осенних листочков шуршит,

И к нам на полянку ёжик спешит.

Из листиков наших на яркой подстилке,

Как будто на мягкой пуховой перинке,

Туман одеялом зверька накрывает,

Усталого ёжика спать приглашает.

- Чтобы нашему Ёжику сладко спалось всю зиму, устроим ему подстилку из осенних листьев.

Раскрасьте тот листок, который соответствует вашему ощущению от урока.

Жёлтый листок – если считаете, что вместе с Ёжиком вам удалось прочувствовать красоту природы, удалось понять чувства и ощущения главного героя.

Красный листок – если считаете, что недостаточно прочувствовали красоту природы, не совсем поняли чувства и ощущения Ёжика.

Осуществляют самооценку, предварительную оценку. Формируют конечный результат своей работы на уроке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

учитель начальных классов

Ученики научатся осознанно воспринимать содержания текста, оценивать его характер.

Проанализируют рассказ, средства выразительности, использованные в нем.

Проанализируют характер литературного героя.

У обучающегося будут сформированы:

– умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

Регулятивные

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

– выполнять учебные действия в устной,письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их.

Коммуникативные

– реализовывать потребность в общении со сверстниками;

– проявлять интерес к общению и групповой работе;

– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках.

I. Организационный момент.

Надеюсь, ребята, что сегодняшний урок принесёт нам радость познания нового и общения друг с другом. Желаю успехов и удовлетворения от труда.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

- Каждый из нас тоже любуется красотой. Поэты выразили своё отношение к природе в стихах, музыканты в музыке, а художники – в картинах.Поэт и писатель, художник и композитор , - каждый по-своему , - создают картину мира. Пользуясь особыми приемами, творцы помогают нам её представить, вообразить. Мы учимся у них видеть и слышать окружающий мир, учимся понимать и чувствовать.

На прошлом уроке мы с вами говорили о красоте.

Какое д.з. было у вас на прошлом уроке?

Вы тоже попробовали увидеть красоту в простом, незаметном, повседневном и составили хокку

Чтение хокку, которое составили сами дети.(Рисунки на доске)

II. Введение в тему.

Доброта и умение видеть красоту – главные качества героев сказок Сергея Григорьевича Козлова. Его сказки написаны необычно.

Некоторые думают, что сказки сочинять просто: нафантазировал, нарассказывал, чего в жизни не бывает, – вот тебе и сказка. Но это не так. В истинной сказке все – истинная правда. Только умение видеть жизнь у сказочника особое – вот и весь секрет. Рассмотреть что-то чудесное, волшебное в нашей жизни – главное чудо!

– Кто читал сказки Сергея Григорьевича Козлова? Кто герои его сказок? Где живут Ёжик, Медвежонок, Заяц? (В лесу, в мире зачарованном, в мире чудесного.)

Сказочник Сергей Григорьевич Козлов. Автор более 30 книг для детей, двух десятков пьес для кукольных театров. По его сценариям снято более 20 мультфильмов. Его книги изданы на многих языках мира.

Поэт и сказочник Сергей Григорьевич Козлов — автор любимых детьми и взрослыми историй про Ёжика и его друзей Медвежонка и Зайца, а также историй про Львёнка и Черепаху, которые пели песню.

IV. Изучение нового материала.

1. Слушание с к а з к и

- Попробуйте охарактеризовать главного героя:

Дети: - он мечтательный, внимательный, грустный, одинокий, верит в добро и красоту, фантазёр, хочет поделиться с кем-то своими открытиями.

( На доске схема паучок) Ёжик – мечтатель, фантазёр, одинок, поэт, исследователь, верит в добро и красоту, хочет поделиться своими открытиями.

– Каким видел окружающий мир Ёжик? (Красивым, необычным, таинственным.)

– Прочитайте хокку, записанное на доске (учебник, с. 37):

Вот выплыла луна,

И самый мелкий кустик

На праздник приглашен.

– Как вы понимаете смысл этого трехстишия? (Темная ночь, неожиданно озаряются лунным светом травы, кусты, деревья. Они ощущают себя нарядными и прекрасными, как на торжественном приеме

2. П о в т о р н о е ч т е н и е и б е с е д а по содержанию.

– Прочитайте сказку самостоятельно, определите, что общего между сказкой С. Козлова и произведением Иссы? (Ночь, луна, которые дарят окружающему миру красоту, праздник.)

– Какие чувства возникли у вас при чтении этой сказки? (Чувство приятного удивления.)

– Докажите, что это сказка. (Ёжик думает, размышляет, ставит проблемы.)

– А быть зрителем и исследователем красоты – это одно и то же? (Нетзритель созерцает, наслаждается увиденным, а исследователь изучает, находит закономерности, экспериментирует.)

– Что выбираете вы?

V. Закрепление изученного.

Работа в парах.

1.Прочитайте в парах друг другу отрывки текста, которые вам больше всего понравились так, чтобы получилось очень красиво, загадочно, таинственно.

Прочитайте их так, чтобы слушателям тоже понравилось

2. Найдите в тексте приемы олицетворения.

VI. Итог урока.

Какова тема урока?

Какую задачу мы ставили сегодня на уроке?

– А вам понравился Ёжик? Чем? Давайте еще раз вспомним какой он? (Добрый, чуткий, заботливый, самоотверженный, с ним всем хорошо).

Можно сказать, что в Ёжике живет солнышко, потому что все доброе и хорошее сравнивается с солнышком. Но согреть может не только солнце! Нам приносит радость доброта, забота людей, красота окружающего мира. Поэтому добрые слова и улыбки, преданность друзей, красота природы – все это согревает нас и делает счастливее. Добро и тепло дарят нам сказки С. Козлова.

– На следующем уроке мы еще раз в этом убедимся.

8.Какое домашнее задание вам хотелось бы выполнить?

- Предлагаю на выбор:

1) подготовить выразительное чтение текста, как бы нарисовать голосом сказочную красоту природы;

Цель урока: познакомить с необычной сказкой С.Г. Козлова.

  • помочь увидеть обыденность и привычные явления глазами главного героя сказки;
  • учить, используя сказку, составлять характеристику героя;
  • развивать умения замечать и ценить то, что незаметно с первого взгляда;
  • учить понимать важность добра и красоты;
  • совершенствовать технику чтения;
  • познакомить с разными видами искусства и их возможностью раскрыть идею сказки;
  • воспитывать добрые качества: сочувствие, умение наслаждаться красотой, данную нам природой.

1. Организационный момент

Повернитесь друг к другу и улыбнитесь – поделитесь своей радостью. От наших улыбок в классе стало так тепло, светло и уютно.

2. Мотивация учебной деятельности

3. Первичное усвоение новых знаний

Ребята дома подготовили рассказ об авторе, давайте послушаем. (Презентация)

II ученик: Сказки С.Козлова необычны. Его герои – Ежик, Медвежонок, Филин, Лошадь, Лиса, Ворон – не похожи на зверей из народных сказок. Зло, горе, смерть не проникают в их сказочный мир. Их мир – зачарован, всё, что может встретиться к нем, наполнено загадочной красотой и прелестью. Обыденные и привычные явления – лес, река, поле, трава, деревья, звезды – преображаются, когда мы видим их глазами Ежика или Медвежонка. Герои сказок С.Козлова обладают даром удивляться и видеть прекрасное.

Сказка перед вами, а мультфильм вы хотите еще раз посмотреть? Мы устроим просмотр после прочтения сказки.

Дети читают сказку вслух по цепочке.

5. Первичная проверка понимания прочитанного

Беседа на основе эмоционального восприятия текста. Выборочное чтение.

6. Физминутка

Только в лес мы вошли,
Появились комары. (Отмахиваемся от комаров.)
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем. (Руки за голову, идём вразвалочку.)
Вдруг мы видим:
У куста птенчик выпал из гнезда. (Взмахи руками.)
Тихо птенчика берём (Наклон.)
И в гнездо его кладём. (Подняться на носочках.)
Чтобы хитрая лиса
Не достала до птенца. (Погрозить пальцем.)

7. Первичное закрепление

Работа над образом главного героя. Работа в парах.

– Главный герой Ёжик – необыкновенное существо.
Я предлагаю поработать в парах и выяснить особенности характера Ёжика.
Вот Ежик – лесной житель, а у нас Ежик сказочный.

РОМАНТИЧНЫЙ
МЕЧТАТЕЛЬНЫЙ
ОДИНОКИЙ
ГРУСТНЫЙ
СОЗЕРЦАТЕЛЬ пассивный, погруженный в бездеятельное наблюдение, ВЕРИТ В ДОБРО И КРАСОТУ
ХОЧЕТ ПОДЕЛИТЬСЯ С КЕМ-ТО СВОИМИ ОТКРЫТИЯМИ

– Зная особенности нашего героя, прочитаем текст по ролям.

Чтение по ролям: автор, Ежик, неизвестное существо.
За Ежика будут читать 2 ученика – стр. 6 и стр 7. Сравним, кто лучше представляет героя сказки.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

– А были ли у вас в жизни такие события, что-то такое красивое или необычайно красивое вы увидели, что вас поразило, вы замерли, не удержались от возгласа, затаили дыхание, и вам тут же очень захотелось рассказать об этом? (Как опускается за деревьями солнце, как ложится на землю тьма, а над верхушками деревьев, выплывает золотая долька луны или….).
А мы с вами живем в Мурманской области, где наша северная природа необычайно красива во все времена года, и кто приезжает к нам изумляется этой красотой. Я сейчас покажу только небольшую часть этой красоты.
Слайды с природой Мурманской области.
– Своей сказкой и героем Ежиком Сергей Козлов хотел донести до нас, читателей, свою главную авторскую идею: в жизни важнее всего – добро и красота, понимание и умение замечать и ценить то, что незаметно с первого взгляда, так же – цель, к которой стремишь.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Задание вы можете выбрать сами. Я предлагаю варианты:

– Найти рассказ, в котором автор описывает красоту нашей природы (А.Чехов «Рассказы для детей),
– Описать в мини-сочинении, что вы видели красивое,
– Найти картинку, фотографию, на которой запечатлено что-то необычно красивое.

Читайте также: