Конспект урока 8 кл сжатое изложение

Обновлено: 07.07.2024

Одним из наиболее сложных заданий в ГИА по русскому языку является написание сжатого изложения. Дело в том, что такой вид работы требует не механического, а осмысленного запоминания текста, активизирует аналитические способности: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать ее кратко и связно.

Данный урок направлен на углубление знаний обучающихся о работе с текстом. Тип урока - практикум.

Урок состоит из следующих основных этапов:

- организационный (постановка цели и конкретизация задач)

-повторение, актуализация знаний

- промежуточный контроль выполнения заданий

Приёмы и формы работы:

- коллективная, парная и индивидуальная деятельность

- работа с текстом

- работа с дидактическим раздаточным материалом

Методы, использованные на уроке:

подготовка к ГИА: обучение видам сжатия текста;

развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем;

развитие навыков использования в работе над текстом способов и приёмов компрессии;

развитие умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;

развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

развитие умения логически излагать свои мысли;

развитие умения слушать;

содействовать развитию умения учащихся общаться между собой, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

показать важность таких жизненных понятий, как верность, любовь, милосердие.

Оборудование:

Тексты изложений (распечатаны для каждого ученика).

Карточки-задания для коллективной практической работы.

I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Вы уже знаете, что первая часть экзамена - это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста. И сегодня мы продолжим с вами готовиться к предстоящей государственной итоговой аттестации.

II. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Написать любую работу нелегко, нужно потрудиться.

Необходимо хорошо понять содержание текста.

Надо текст услышать, а не просто прослушать, понять тему (о чем он), уловить главную мысль (идею; с какой целью автор это написал, что хотел сказать), определить стиль и тип речи.

текст лучше запоминается с закрытыми глазами (чтобы не отвлекаться).

III. Актуализация знаний уч-ся.

сжатое изложение – это краткое изложение …. (исходного текста с передачей существенной информации и сокращением второстепенной)

текст – это группа предложений, … (связанная одной темой)

3) идея - это то, … (о чём или о ком говорится в тексте)

4) текст-рассуждение состоит из … (тезиса, аргументов и вывода)

5) сжать текст - это значит сократить его, но при этом … (сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце)

6) микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, … (связанных одной мыслью – абзац).

IV. Постановка цели и задач урока.

Учитель: Какова цель нашего урока? (продолжим учиться написанию сжатого изложения, применяя способы и приёмы компрессии текста).

Учитель: Сформулируйте задачи урока (ответы детей)

Вывод учителя: Не надо думать, что хорошо пишет изложение только тот, у кого хорошая память. Надо уметь адекватно воспроизводить авторский замысел, вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, лаконично и точно излагать содержание текста.

V. Работа в группах: составить кластер (каждая группа работает с одним приёмом сжатия, а на доске составляется общий кластер)

Учитель: - Давайте вспомним, какие способы сжатия текста мы знаем?

- Что можно исключить из текста?

VI. Коллективная практическая работа. Применение навыков сжатия

текста (работа в парах).

- Перед вами находятся карточки – задания. Потренируемся в сжатии текстов и предложений

Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя их суть.

1 пара. Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью.

(Ценность времени – в его быстротечности).

(В Спарте убивали физически слабых детей, хотя среди них могли быть гении).

3 пара. Мордочка Микки-Мауса изображена на куртках, футболках, ночных рубашечках, пижамках, носках, свитерах, фартучках, портфелях, пеналах, карандашах, на обоях, на часах (предмет коллекционный); на детских бутылочках, на баночках, коробках, картонках, на бумаге, пластмассе, дереве, жести.

(Мордочка Микки-Мауса изображена на многих вещах, предметах, материалах).

4 пара. Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его. Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясен его жизненной силой, игрой воли, неукротимым ритмом движения. Море – вот поистине колдовской калейдоскоп самых невероятных сочетаний цветов, бликов и пятен.

(Однажды увидев море, невозможно забыть его невероятную красоту и неукротимую мощь).

2. Прочитайте тексты и запишите их сжато, используя приёмы компрессии.

Сделайте вывод, какой приём вы использовали.

Вероятнее всего, талант накапливается по капельке, передаваясь по

наследству, от колена к колену, как цвет волос, черты лица или характера. Он

пробирается по родословной, как огонек по бикфордову шнуру, чтобы однажды, в каком-нибудь там поколении, разразиться ослепительным взрывом. Он мог не проявляться в предыдущих коленах, но не проявившиеся крупицы его все равно передавались дальше и копились, копились, дожидаясь своего проявления.

(Талант накапливается и передаётся по наследству. Он пробирается по

родословной, чтобы в одном из поколений разразиться ослепительным взрывом. Талант копится по крупицам, дожидаясь своего проявления).

Вывод учащихся: применили приём исключения второстепенной информации.

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я

получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.

(Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый

год подарили книгу с его сказкам).

Вывод учащихся: применили приём обобщения

VII. Работа с текстом. Изложение из банка заданий.

Первоначальный вариант текста. (Без деления на абзацы)

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни. Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру. Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

(По Ю. Бондареву) 152 слова

Давайте определим тему текста. Как это можно сделать?

Тема определяется различными способами:

- по началу текста;

- по ключевым словам;

- по ключевым эпизодам;

- по заглавию текста.

Итак, о чем текст, который мы с вами читали? Какова его тема?

(Война была для детей же­сто­кой и гру­бой шко­лой).

Какова его главная мысль? Что хотел донести автор до читателя?

(Па­мять о войне долж­на жить, ведь глав­ные участ­ни­ки ис­то­рии - это Люди и Время)

Определение количества абзацев в тексте, определение микротемы каждого абзаца. Запишите каждую микротему кратко, опуская второстепенную информацию.

1 абзац – Жестокая школа войны.

3 абзац – Память о войне должна жить.

Приёмы сжатия. Редактируем каждый абзац.

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

(Исключаем прилагательное в 1 предложении, одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем):

Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. Дети не по­ни­ма­ли ис­тин­ной цен­но­сти про­стых вещей, так как не об­ла­да­ли жиз­нен­ным опы­том

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

(Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).

Война наполнила их душевный опыт. Они могли пла­кать не от горя, а от не­на­ви­сти, могли радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности. Вер­нув­ши­е­ся с войны су­ме­ли со­хра­нить в себе чистый мир, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

(Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первог):

Па­мять о войне долж­на жить, ведь главные участники истории – Люди и Время.

VIII. А теперь пришло время написать сжатое изложение.

Образец сжатого изложения.

Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. Дети не по­ни­ма­ли ис­тин­ной цен­но­сти про­стых вещей, так как не об­ла­да­ли жиз­нен­ным опы­том.

Война наполнила их душевный опыт. Они могли пла­кать не от горя, а от не­на­ви­сти, могли радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности. Вер­нув­ши­е­ся с войны су­ме­ли со­хра­нить в себе чистый мир, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости.

Па­мять о войне долж­на жить, ведь главные участники истории – Люди и Время.

IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Надо повторить ещё раз

Всё легко и просто

X. Домашнее задание. Приложение 2

Работа с текстом по памятке №2 “Как писать сжатое изложение”

Написать любую работу нелегко, нужно потрудиться.

Необходимо хорошо понять содержание текста.

Надо текст услышать, а не просто прослушать, понять тему (о чем он), уловить главную мысль (идею; с какой целью автор это написал, что хотел сказать), определить стиль и тип речи.

текст лучше запоминается с закрытыми глазами (чтобы не отвлекаться).

Приложение №1

сжатое изложение – это краткое изложение ….

текст – это группа предложений, …

4) текст-рассуждение состоит из …

5) сжать текст - это значит сократить его, но при этом …

6) микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, …

Памятка №2 “Как писать сжатое изложение”

Внимательно прочитайте тест и выделите в нем важные, необходимые мысли.

В каких словах заключена главная мысль.

Разбейте текст на части (микротемы) и сгруппируйте его вокруг существенных мыслей.

Подумайте, какая информация в каждой части является второстепенной, от каких подробностей можно отказаться.

Приложение №2

Методическая литература и Интернет-ресурсы,

использованные для разработки урока:

Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. – М.: Просвещение, 1984. – с.128.

Тип урока: комбинированный (повторение теории, обучение работе по сжатию текста, словарная работа, творческая работа) .

Оборудование урока:

  • дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося);
  • тексты памяток написания изложений,
  • пустая таблица для написания микротем;
  • презентация (Приложение 1).

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

Рассказать о каком-то случае, событии в вашей жизни можно подробно со всеми деталями, а можно и кратко, т. е. самое главное, без подробностей и каких-либо моментов уточнения.

Умение кратко и лаконично говорить очень важно в современной жизни. В каких ситуациях может это потребоваться? Это, например, обзор новых книг, вышедших из печати, или объявление программы передач по телевидению. На уроках литературы и русского языка вы научились выделять самое главное в текстах, именно эти умения помогут вам в написании сжатого изложения в 9 классе на экзамене в форме ГИА.

Учитель.

Как вы понимаете, что значит пересказать текст подробно, сжато?

Примерный ответ.

Подробно – это близко к тексту.

Слово сжато от глагола сжать (сократить, уменьшить в объеме). Сжать можно за счет того, что мы исключим, уберем из текста детали (не нужные на наш взгляд подробности) или обобщим отдельные факты, действия.

Слайд 1

III. Работа по памяткам написания изложений (есть у каждого учащегося).

  1. Прочитать текст, определить его тему и главную мысль (то есть идею текста), отметить изобразительно-выразительные средства.
  2. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача.
  3. Выделить в тексте все части (абзацы) отметить, сколько их.
  4. Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему?
  5. Составить план (можно цитатный) сжатого изложения.
  6. В каждой части текста отметить главное, то есть выделить ключевые слова.
  7. Отметить в тексте то, что можно объединить, сделать короче.
  8. Подобрать обобщающие слова и предложения, если сокращать текст будете этим способом.
  9. Изложить сжато каждую часть, не пропуская ключевых слов.
  10. Подумать, как связать части между собой (какие союзы, союзные слова добавите).
  11. Объём изложения должен быть девяносто (90) слов.

IV. Проверка домашнего задания

Учитель.

Вы получили на дом текст, в котором должны были оставить только необходимую лексику, а слова, без которых могли обойтись, взять в скобки или подчеркнуть цветной пастой.

Два ученика читают получившиеся варианты, остальные проверяют, объясняя, почему убрали некоторые слова.

Учитель.

Каким способом вы сократили данный текст?

Учащиеся.

Все три абзаца сократили способом исключения.

Проверка данного задания после работы с учащимися по слайду.

рис.1

Учитель.

Сегодня мы продолжим данную работу. Прослушайте текст, который у вас лежит на столах.

Чтение текста учителем.

(У учителя для урока уже выделено в тексте всё необходимое и заполнена таблица микротем. У учащихся текст дан без выделения абзацев, а таблица пустая. Её необходимо будет заполнить в ходе урока)

Информация о тексте для сжатого изложения

Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни ос­тавались школьные подруги. То же и у моего отца: все его друзья были друзьями молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости форми­руется характер человека, формируется и круг его лучших друзей — самых близких, самых нужных.

Информация о тексте для сжатого изложения

Характер человека и круг его лучших друзей формируется в молодости.

В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость.

До глубокой старости храните молодость в своих старых друзьях, в при­вычках, в своей открытости людям.

V. Анализ текста.

Беседа с учащимися по следующим вопросам:

1. Какова тема и главная мысль этого текста?

(Тема – дружба; основная мысль – настоящая дружба начинается с детства) В тетрадь по развитию речи пишем. Слайд 2 (на нём тема и идея текста)

2. Слайд 3 Определите тип речи текста. (Повествование с элементом рассуждения)

3. А стиль? (Это текст публицистического стиля (обращение к публике, к читателю)

4. Где в этом рассказе экспозиция, где завязка? (1 и 2 предложения – экспозиция, с 3 – завязка)

6. Укажите развязку в тексте (не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иными и будете жить в другом мире)

7. На сколько смысловых частей можно разбить текст? (на 3) Слайд 4

8. Что можно сохранить, а что убрать как второстепенное в каждой части текста? (Можно убрать из текста однородные члены, лексические повторы)

9. В какой части текста предложения можно объединить? (Последний абзац)

VI. Сжатие текста. 1 часть.

Подчеркните слова, без которых нельзя передать содержание 1-й части.

1) Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни оставались школьные подруги. 2) То же и у моего отца: все его друзья были друзьями молодости. 3) Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно.4) Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его лучших друзей — самых близких, самых нужных. (25 слов)

Учитель. Способ сжатия?

Исключение. Слайд 5 – проверка

Учитель. Сформулируйте микротему. Запишем её таблицу.

Характер человека и круг его лучших друзей формируется в молодости.

Подчеркните слова, без которых нельзя передать содержание 2 части.

Слайд 6 – проверка

Учитель. Способ сжатия?

Учитель. Эту микротему пишем во второй строке таблицы.

В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость.

Подчеркните слова, без которых нельзя передать содержание 3 части.

Слайд 7 – проверка

3-й пункт тезисного плана. Запишем его как микротему в листы.

До глубокой старости храните молодость в своих старых друзьях, в при­вычках, в своей открытости людям.

Учитель.

Пользуясь записями в тетради, перескажите весь текст сжато.

Имеете ли вы право добавлять в пересказ свои слова?

Ученик. Да, особенно, если это союзы или местоимения.

Учитель. Так как мы сдаём экзамен по русскому языку, обратим внимание на орфографию, чтобы написать изложение грамотно.

Критерии оценивания изложения вы знаете, они есть и у вас в пособиях.

Орфографическая и пунктуационная подготовка .

  1. Как определить окончание глагола? (По 1 и 2 спряжению)
  2. Найдите в 1 абзаце текста глаголы 1 спряжения (формируется, выберет, будет).

Выделите зелёной пастой в тексте окончания этих глаголов.

  1. Как определить, когда у существительных на конце пишется Е, а когда И?

Ученик.

У существительных окончание –Е– пишется в Д.п. и П.п. 1-го склонения, в П.п. 2-го склонения, у разносклоняемых и существительных на –ИЯ-ИЕ-ИЙ в Т.п.

  1. Найдите в 1 абзаце сущ. 3 склонения (молодость). Выделите окончание.

Учитель.

Посмотрите в пособие по подготовке к ГИА и скажите, в каком задании предлагается определить лексическое значение слова?

– А 2

А определить средство выразительности текста?

– А 3.

Поможет ли вам в написании изложения задание В2?

-Да, потому что не всегда запомнишь точно словосочетание, а если понял смысл, можешь его записать по-другому.

Учитель.

РЕШИТЕ ТЕСТ (СЛАЙДЫ) с № 8

А 2. Укажите, в каком значении используется в предложении 4 слово формируется?

а) развивается б) определяется в) организовывается

А 3. В какой части текста встречается такое средство синтаксической выразительности, как анафора? ( в 3-й)

В 2. Замените словосочетание душевное богатство, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление (богатство души)

В 3. Выпишите грамматическую основу первого предложения третьего абзаца

(храните – односоставное.)

В 6. Укажите количество грамматических основ в предложении № 5. (Три)

Домашнее задание: (оно высвечивается на слайде, чтобы все учащиеся могли записать его)

Конспект урока по русскому языку

Урок посвящен подготовке к предстоящему экзамену по русскому языку в форме ГИА. Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором" максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.) Главная задача сжатого изложения - кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления или события, вычленить наиболее важный материал, самостоятельно подобрать слова и синтаксические конструкции.

«Пишем

Урок русского языка в 8 классе.

Учитель русского языка и литературы Дорохова Н.В.

2015 – 2016 учебный год

Цель урока: готовить учащихся к написанию сжатого изложения в формате ОГЭ.

• познакомить с различными приемами сжатия исходного текста;

• формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;

• отрабатывать умение преобразовывать информацию;

1. Организация класса.

Наш урок посвящен подготовке к предстоящему экзамену по русскому языку в форме ГИА. Сегодня мы будем учиться писать сжатое изложение. Для этого познакомимся с тем, какие есть способы сжатия текста. Также продолжим работу по развитию связной, красивой речи.

3. Введение в тему.

Прежде чем рассуждать по этому поводу, давайте посмотрим, как сформулировано 1 задание в КИМах (Контрольных Измерительных Материалах):

Про­слу­шай­те текст и на­пи­ши­те сжа­тое из­ло­же­ние. Учти­те, что Вы долж­ны пе­ре­дать глав­ное со­дер­жа­ние как каж­дой мик­ро­те­мы, так и всего тек­ста в целом. Объём из­ло­же­ния — не менее 70 слов. Пи­ши­те из­ло­же­ние ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

Итак, какое изложение вам надо написать по прослушанному тексту?

4. Изучение нового.

Для того, чтобы понять, что такое сжатое изложение, давайте вспомним, как приготовить свежевыжатый сок.
Берём самый большой и спелый апельсин. Чтобы получить из него свежий натуральный сок, избавляемся от толстой корки, которая на сок совсем не годится, мякоти, косточек и получаем свежевыжатый вкусный сок!

Вы спросите: "Какое отношение имеет сок к изложению?"

Сейчас поймёте сами, какое!
Изложение у нас сжатое!
Сок получили свежевыжатый!
Видите сходство?

Этот наглядный пример с соком и объясняет вам, что такое сжатое изложение.

Итак, чтобы СЖАТЬ изложение, нужно обработать прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали и оставить только самое главное, важное, суть.

Давайте прочитаем научное определение:

Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором" максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)

Главная задача сжатого изложения - кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления или события, вычленить наиболее важный материал, самостоятельно подобрать слова и синтаксические конструкции.

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.

Ну вот, что такое сжатое изложение, мы вроде бы разобрались.

Теперь нам нужно выяснить, какими способами можно сжать текст.

Итак, для того чтобы написать сжатое изложение, необходимо знать, какими способами можно сжать текст.

Помните разговор про апельсиновый сок?

Какими способами можно выжать сок?

Рукой, соковыжималкой механической или электрической.

В любом случае, независимо от способа, мы получим один и тот же результат - свежевыжатый сок.

Получить сжатый текст мы тоже можем различными способами.

О них сейчас и поговорим.

Известны три способа сжатия текста. Какие?

Что вам известно об этих способах?

А теперь давайте рассмотрим эти способы более подробно.

При исключении необходимо:

· выделить главное (существенное) и детали (подробности);

· пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;

· пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;

· составить новый текст.

Варианты исключения:

1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

после сжатия

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

после сжатия

Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.

При обобщении необходимо:

· вычленить единичные факты;

· подобрать языковые средства их обобщённой передачи;

· составить новый текст.

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

после сжатия

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

Третий способ сжатия текста - это упрощение.

При упрощении необходимо:

· заменить сложное предложение простым;

· заменить предложение или его часть указательным местоимением;

· объединить два или три предложения в одно;

· разбить сложное предложение на сокращённые простые;

· перевести прямую речь в косвенную.

Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

до сжатия

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

после сжатия

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

после сжатия

Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

после сжатия

Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.

5.Закрепление.

А теперь применим полученные знания на практике. Перед вами текст.

Ваша задача - сжать данный текст, при этом постарайтесь использовать все приемы сжатия.

Для того, чтобы вам было легче, предлагаю вам воспользоваться памяткой.

  1. Выделите в тексте важные, необходимые мысли.
  2. Найдите среди них главную мысль.
  3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
  4. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
  5. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
  6. Обдумайте средства связи между частями.

6.Написание изложения.

При написании текста важно не допускать традиционных для учащихся ошибок: повторения одних и тех же слов, неправильного употребления личных местоимений. Важно следить за правильной передачей прямой речи, не писать от первого лица. После окончания работы нужно несколько раз проверить готовый текст. Несколько раз - это как минимум три. Первая проверка должна показать, насколько верно и полно передано содержание текста. Все ли учтено? Нет ли лишних деталей? Не пропали ли нужные мелочи? Оформлен ли логичный и плавный переход от части к части? Иными словами, проверяется текст как таковой. Вторая проверка касается языка. Упомянутые выше личные местоимения и косвенная речь, строй предложений, наличие абзацев. "Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения" - это один из критериев оценки изложения как этапа ГИА. Третья проверка отлавливает орфографические и пунктуационные ошибки. Кстати сказать, такая трехступенчатая проверка хороша в любой работе: изложение ли, сочинение - любой авторский текст должен проверяться таким образом, это поможет создавать наилучшие работы и избегать всевозможных ошибок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На прошлом уроке познакомились с приемами сжатия текста, алгоритмом работы по сжатию текста.

? Что значит сжато пересказать

текст? (изложить его кратко,

сжато, самое главное)

Слово сжато от глагола сжать

(= сократить, уменьшить в объеме).

Каким образом можно сжать текст?

(за счет того, что исключим из

текста детали (подробности),

или обобщим отдельные факты,

действия, или упростим

предложения, фрагменты)

2. Проверяет домашнее задание.

1.Отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

2.Оценивают работу учеников и свою работу.

3.Редактируют полученный результат (микротекст).

4.Участвуют в воспроизведении ранее изученных понятий.

Познавательные:

- осуществляют самооценку и взаимооценку

- создают монологическое высказывание, аргументируя свой выбор

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: обсудить затруднения (почему возникли затруднения? чему еще надо научиться?)

1.Создает проблемную ситуацию:

что показалось самым трудным в ходе выполнения работы? (передать содержание текста сжато, при этом разными способами, легче подробно рассказать о красоте осеннего леса)

2.Побуждает учащихся к учебной деятельности (формулировке темы, цели и задач урока) и обобщает высказанные их предположения: а зачем нужно умение сжимать текст? а как, по-вашему, можно научиться сжимать текст?

Какова тема урока?

Попытайтесь сформулировать цель

и задачи нашего урока.

1. Предлагают способы решения проблемы.

2.Совместно с учителем определяют тему, цель, задачи урока (в самых разных жизненных ситуациях может потребоваться умение излагать свои мысли кратко, выбирая главное: например, на занятиях по всем предметам нужно уметь кратко передавать содержание статьи учебника, да и экзамен по русскому языку в следующем году потребует умения пересказывать текст сжато;

цель и задачи урока (учиться кратко пересказывать текст, применяя различные приемы сжатия (а значит, начать подготовку к участию в ГИА);

применять разные приемы сжатия; анализировать текст, обобщать, выделять главное и второстепенное)

3.Записывают цель в листы самооценки.

Познавательные:

- оценивают проблемную ситуацию, учатся ее понимать;

- высказывают предположения о решении учебной задачи;

- доказывают необходимость умения сжимать текст и знания приемов сжатия текста

- формулируют тему, цель урока;

Коммуникативные:

-коллективно обсуждают речевую ситуацию;

- совместно принимают решение

- устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые), в измененной ситуации (конструктивные)

Цель: проговорить полученное знание (в виде алгоритма), создать микротекст (фронтальная работа У↔у) по образцу

1. Знакомит с текстом (чтение).

Текст, с которым будем работать, очерк В. Пескова – известного публициста, автора очерков и миниатюр о проблемах экологии.

2.Проводит беседу по содержанию исходного текста.

? Какова тема текста?

Определите основную мысль

3.Корректирует ответы учащихся.

4. Организует дифференцированную работу с учащимися высокого уровня обучаемости (О) – творческую работу.

5.Осуществляет подготовку учащихся к составлению плана текста.

? Какие микротемы вы выделили в

Почему две микротемы объединены в один абзац? Что хотел подчеркнуть автор? (дело не в том, что сердце автора зачерствело, нет; он просто с горечью ощущает обыденность этого факта)

! Оставьте 2-3 строчки.

6. Корректирует ответы учащихся, помогая в решении учебной задачи.

! Оставьте 2 строчки.

7. Показывает алгоритм работы создания сжатого текста. Работа с текстом (1 микротема).

!? Назовите приемы сжатия текста

(исключение, обобщение, упрощение)

Что такое исключение? Способы

(показ презентации).

1. Анализируют текст (совместно с учителем): определяют тему текста (взаимоотношения человека и природы) и основную мысль (конфликт человека с дикой природой растет у нас на глазах (примеры видны всюду), автор призывает о них задуматься).

3.Выделяют части текста, определяют микротемы

( 1) Молчание в лесу – это не мертвое безмолвие, это тишина покоя, гармонии;

2) Войдя в лесной терем, автор старается не нарушить неосторожным движением царящего здесь покоя: спрятавшись, любуется спорой работой дятла. Вдруг выстрел – и рассказчик испытал мучительную боль от невозможности спасти храм природы от нашествия варваров.)

3) Кто же убил? Кто этот злодей? И главное – зачем?

1. Осенью лес молчит.

2. Я любовался работой единственного в безмолвном лесу музыканта. Грянул выстрел…

3. Из синего дыма вышел лет семнадцати парень.

5. Отвечают на вопросы.

6. Осуществляют совместно с учителем поэтапно действия по сжатию 1 части текста (1 микротема), используя прием исключения предложений, содержащих второстепенные факты:

- выделяем главное и детали;

- находим ключевые слова;

(лес молчит; такая тишина; ни звука; особую радость; рабочая музыка дятла)

Познавательные:

- формулируют тему, основную мысль текста, микротемы;

- строят логическую цепь рассуждения при составлении плана;

- выделяют главное и второстепенное в 1 микротеме;

- создают сжатый текст с использованием приемов сжатия;

- сжимают текст посредством исключения второстепенного

- осуществляют действия по выделению главного и второстепенного по алгоритму;

- сличают способ действия и результат с эталоном

Коммуникативные:

- строят продуктивное речевое взаимодействие со взрослыми;

- формируют умение адекватно воспринимать письменную речь

- оценивают ситуацию с нравственно-этической точки зрения

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Цель: включение полученного знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

1.Организует работу в группах.

Работа с текстом (2 микротема)

с последующей самопроверкой.

?! Что такое обобщение?

Назовите способы обобщения

(показ презентации).

Вычлените единичные факты во 2

Найдите ключевые слова.

2.Осуществляет коррекционную деятельность.

Работа с текстом (3 микротема).

!? Назовите способы упрощения

(показ презентации).

Определите главное и

Найдите ключевые слова.

1.Отвечают на вопросы.

3.Определяют ключевые слова.

(единственного в безмолвном лесу музыканта; работал без устали; спрятался, любуясь работой; к сожалению, нередкая; грянул выстрел; упала птица)

4.Выполняют задания, предложенные учителем (работа в группах с учеником-

1,2 группы – задание: обобщите информацию заменой двух смежных предложений сложным предложением; сжато передайте текст.

3,4 группы – задание: передайте сжато содержание, обобщив фрагменты текста.

5.Проверяют получившийся текст (показ презентации).

6.Участвуют в воспроизведении ранее полученных знаний.

7.Выделяют главное и второстепенное в 3 микротеме.

8.Самостоятельно определяют ключевые слова (лет семнадцати парень, встреча не сулит ничего хорошего, зачем, просто так, неловко потоптался, патрон сунул в карман).

9. Выполняют задания, предложенные учителем (работа в группах с учеником-

1,2 группы – задание: перескажите кратко текст, применив прием упрощения – перевод диалога в косвенную речь.

3 группа – задание: упростите текст путем слияния нескольких предложений в одно.

4 группа – задание: переформулируйте мысли своими словами, сжав текст.

10.Самопроверка (показ презентации).

Проверка: 1,2 группы-

- анализируют текст, вычленяя единичные факты во 2 микротеме;

- находят ключевые слова, соотнося их с темой высказывания;

- сжимают текст, применяя разные способы обобщения;

- конструируют высказывание с использованием ключевых слов

- осуществляют взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку;

- вносят необходимые дополнения или изменения в способы действия в случае расхождения с эталоном

Коммуникативные:

- формируют умение точно, правильно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

- осуществляют управление поведением партнера;

- формируют умение слышать других для получения положительного результата совместной деятельности

- осуществляют самооценку на основе наблюдения за собственной речью

Познавательные:

- анализируют текст, выделяя главное и второстепенное в 3 микротеме;

- находят ключевые слова, соотнося их с темой высказывания;

- сжимают текст, применяя разные способы упрощения;

- конструируют высказывание с использованием ключевых слов

- осуществляют взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку;

- вносят необходимые дополнения или изменения в способы действия в случае расхождения с эталоном

Коммуникативные:

- формируют умение точно, правильно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

- формируют навык диалогической речи;

- формируют умение слышать других для получения положительного результата совместной деятельности

- дают собственную оценку поступка молодого человека

Контроль усвоения

Цель: внедрение ранее изученного в новую ситуацию

1.Организует самостоятельную работу (4 микротема).

Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?

2) Осуществляет проверку:

? Какова микротема данного

Как озаглавили последний пункт

2.Проверяет и комментирует

3. Осуществляет проверку работ учащихся (О), выполнявших задание самостоятельно.

Задание: внимательно прослушайте текст. Какие приемы сжатия текста были использованы?

1.Выполняют самостоятельную работу. Задание: прослушайте текст. Перескажите сжато, используя любые приемы сжатия текста. В записи микротем и плана добавьте нужное.

(4 – За разрушенный храм ответственность ложится на тех, кто не научил мальчишку беречь этот мир и ценить его красоту.)

(4. Кто же научит мальчишек беречь и любить природу?)

3.Слушают тексты, составленные учащимися (О), выполнявшими задание самостоятельно.

Познавательные:

- самостоятельно формулируют 4 микротему, озаглавливают пункт плана;

- формулируют тезис (об ответственности человека за окружающий мир) и приводят аргументы;

- перерабатывают, систематизируют и предъявляют информацию разными способами

- планируют цель и способы ее достижения;

Коммуникативные:

- формируют умение точно правильно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме

- делают личностно-моральный выбор

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

1.Организует работу с листами самооценки

1.Осуществляют взаимооценку работы в группе.

2.Осуществляют самооценку: заполняют листы самооценки

?! - Какую цель ставили на уроке?

Удалось ли ее реализовать?

- Где можно применить новые знания?

- Какие уроки жизни вы получили?

- соотносят результат с целью

- вырабатывают умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей

Задание на дом

Сжато пересказать текст упр. 154, используя разные приемы сжатия текста

Заключительное слово учителя

Сегодня на уроке мы не только учились писать сжатое изложение, но и учились быть людьми. Я надеюсь, что очерк В.Пескова заставил вас задуматься о том, как много значит в жизни людей природа, как важно ее любить и беречь. Ведь сам человек – тоже частица природы, и нам с вами обязательно надо жить с природой в мудром согласии.

Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершении всего он не знал, что делать с птицей.

Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

Приложение 1

Задание для работы над сжатым изложением

1. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль.

2. Каковы микротемы данного текста?

3. Составьте план текста.

Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершении всего он не знал, что делать с птицей.

Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

Вопросы и задания:

1. Найдите в каждой микротеме ключевые слова.

2. Почему 2 и 3 микротемы объединены в один абзац (2)? Что хотел подчеркнуть автор?

Приложение 2

Задание учащимся (О) для работы с текстом

Напишите сжатое изложение по тексту В. Пескова. Выполняя это задание, учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Помните, что при написании сжатого изложения следует заменять конкретное и отдельное обобщающим, а также исключать несущественное.

Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершении всего он не знал, что делать с птицей.

Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?

Как работать над сжатым изложением

1. Прочитать текст, определить его тему и главную мысль, отметить изобразительно-выразительные средства.

2. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача.

3. Выделить в тексте все части.

4. Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему? Определить микротемы.

5. Составить план сжатого изложения.

6. В каждой части отметить главное и второстепенное.

7. Определить ключевые слова.

8. Изложить кратко текст, применив приемы сжатия текста.

9. Подумать, как связать части между собой.

10. Перечитать написанное изложение. Все ли в нем будет понятно тому, кому оно адресовано?

Читайте также: