Падежные окончания имен существительных 1 склонения 4 класс конспект урока перспектива

Обновлено: 07.07.2024

ВложениеРазмер
rya_4_klass.docx 32.99 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

Конспект пробного урока

по русскому языку

Мериковой Эльмирой Александровной

Место проведения: МБОУ СОШ №22

Дата проведения:15.11.2017 г.

Газалова Ольга Васильевна

Хапсирокова Жанна Владимировна

Заведующая педагогической практикой:

Мастеренкова Инна Ивановна

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: развивать умение распознавать имена существительные 1 склонения, провести наблюдения за изменением окончаний имен существительных 1 склонения.

1. Образовательные: познакомить учащихся с падежными окончаниями имен существительных 1 склонения.

2. Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, научную речь.

3. Воспитательные: воспитывать аккуратность в записи , организованность.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Используемые ресурсы: учебник по русскому языку 4 класс 1 часть. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий., доска, мел, учебник, тетрадь, презентация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

– упражнять учащихся в применении ими правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных 1 склонения проговаривая алгоритм выбора буквы;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с одноклассниками (регулятивные).

метапредметные:

– развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– формировать коммуникативные навыки (построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации, учет мнения и позиции другого, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве).

Этапы урока

Деятельность учащихся

- Как вы её понимаете? ( Мы узнаём что-то новое).

Запишем дату, классная работа. Пропишите пословицу. Выделите орфограммы.

Актуализация знаний учащихся.

Предлагаю провести интеллектуальную опрос (корреспондент Сотрудник средств информации.).

Отвечать четко и кратко.

1. Что называют именем существительным?
2. Как изменяются имена существительные? (число и падеж,)

3. Что такое изменение по падежам?
4. Сколько падежей в русском языке?

5. Сколько склонений имеют имена существительные?

6. Какие существительные относятся к 1 склонению?
7. Что значит, поставить существительное в начальную форму?

8. Кого? Чего? Это вопросы …

9. Слово-помощник для определения Р.п.

10.Кем? Чем? Это вопросы…

1 ученик: школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить названия 14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в грамматике Венгрии 22 падежа;

2 ученик: звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше 50 падежей;

3 ученик: а вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов.

Итог интеллектуальной разминки.

Постановка учебной цели, определение темы урока.

На доске две группы слов:

(записываем, определить падеж, поставить ударение)

ИЗ ЗЕМЛ__ ИЗ ИЗБУШК__

ПО ВОД___ ПО КОМНАТ___

НА СТЕН__ НА УЛИЦ___

Чем отличаются две группы слов? (В первом столбике окончания ударные, во втором - безударные).

Какое окончание вызывает трудность при написании? (Безударное).

Какая тема ? Сегодня на уроке мы узнаем, как правильно писать безударные окончания имён существительных.

Работа по теме урока.

Цели и задачи урока следующие:

- учимся писать окончания имён существительных по алгоритму, думаем, рассуждаем;

- развиваем умение определять падежи имён существительных;

- трудимся добросовестно, работаем активно в парах, в группах.

Проведем исследование. Работаем в парах (2 ученика у доски).

Ваша задача просклонять имена существительные (сестра, папа). Поставить ударение, выделить окончания.

Какие окончания имеют существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже? (Одинаковые, ударные и безударные)

Работа в группе Таблица: Все падежи с окончаниями.

-Какие выводы вы сделали? В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется …. Повторим еще раз.

Таблица: Все падежи с окончаниями.

Вывод: у имён существительных 1 склонения одинаковые окончания (ударные и безударные).

Итог исследования, работа с памяткой, первичное закрепление

- Как проверить безударное окончание имени существительного?

(работа с памяткой на стр.52 в РТ)

Алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных

(слайд 7 )

1. Поставлю ударение в слове

2. Если окончание ударное, то:

Написание соответствует произношению

3.Если безударное окончание, то:

Ставлю слово в начальную форму и определяю склонение

Подбираю слово-помощник и ставлю его в том же падеже или вспоминаю окончание по таблице

Пишу окончание, какое и в слове – помощнике или в таблице

- Итак, мы вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к закреплению учебных действий. Р

Вернемся к словам из начала урока. Объясните, какие букв пропущены в окончаниях (первый пример поясняет учитель с комментированием, остальные учащиеся с места).

ИЗ ИЗБУШК__ НА УЛИЦ___ ПО КОМНАТ___

Именительный падеж употребляется с предлогами.

У сущ 1 склонения в форме В.п. и Т.П. одинаковые окончания.

У сущ. 1 скл. В форме П.п. и Д.п. окончания совпадают.

Отработка умения в определении безударных окончаний имен существительных.

Записываем слова из физминутки. На карточках: На ветки сирени, за подругай, до деревне, возле речке, по тропинк

Дифференцированная работа: учащиеся с высоким уровнем успешности усвоениясамостоятельно выполняют 1 уровень, учащиеся с низким уровнем успешности вместе с учителем

- Спишите слова, вставьте окончание. Проверьте выполнения задания по карточке-помощнице. Определите трудность выполнения задания.

Из черемух. около деревн. к учительниц. на стройк. в рощ…, из Сибир. на капельк. из брусник. в тундр. на работ…, к синиц…, возле речк…, нашей молодеж.

(Из черемухи, около деревни, к учительнице, на стройке, в роще, из Сибири, на капельке, из брусники, в тундре, на работе, к синице, возле речки, нашей молодежи.)

До беседк… я шёл по дорожк… . Охотники прошли по тропинк…. .около речк… и скрылись в предрассветном тумене. Народ называет земл… кормилиц… . Над березов… рощ… плыло большое белое облако.

Задание: Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..

К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет.

Карточка-помощница.

1. Ставлю существительное в начальную форму и определяю склонение.

2. Подбираю слово-помощник и ставлю его в ту же форму.

3. Пишу такое же окончание, как у слова – помощника.

4. Проверяю, обозначаю орфограмму графически.

- Определи порядок алгоритма правописания безударных окончаний имен существительных 1 склонения.

Переведи слово в начальную форму.

Поставь слова "земля" или "вода" в ту же форму.

- Скажите когда не будет возникать затруднения при написании окончаний имён существительных?

Самостоятельная работа по учебнику.

- Распределите данные словосочетания в три группы, запишите.

- Как проверить безударное окончание имён существительных?

(Определить падеж, склонение, вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в нужном падеже).

Проверка у доски с мультимедийной презентацией.

1 гр. РТ с.55 № 6.

2 гр. Комментирование с места РТ с.54, № 4.

Вот и подошла к концу наша исследовательская работа.

- Знания о какой части речи мы сегодня закрепляем?

Что мы с вами уже вспомнили?

С какими трудностями столкнулись?

Расскажите правила правописания безударных падежных окончаний имён
существительных. Что нужно знать, чтобы правильно написать безударные
падежные окончания имён существительных?

Закончите фразу:
В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется ….

Где вы будете применять полученные знания? Как помогут, полученные знания, в жизни? (ответы)

Тема: Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа 1-, 2-, 3-го склонения.

Тип урока : урок – рефлексии.

Цель урока: закрепление и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.

- выработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных, и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений.

- формировать у обучающихся способность к рефлексии;

- научить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен

- отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.

-осознавать роль языка в жизни людей;

- понимать эмоции одноклассников, выражать свои эмоции;

- уметь делать самооценку на основе наблюдений за собственной речью.

- самостоятельно формировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы;

-работать по плану.

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составить таблицу);

-устанавливать причинно-следственные связи

-оформлять свои мысли в письменной речи;

-слушать и слышать других;

-договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;

  • различать существительные 1,2,3 склонения;
  • правильно писать безударные падежные окончания существительных единственного числа.

Оборудование : учебник Русский язык Л.М.Хохолова, проектор, ноутбук, карточки для работы.

-Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.

-Что ещё может делать улыбка? (Дарит хорошее настроение, радость). -----Пусть хорошее настроение всегда будет с вами.

- Отметьте на полях, с каким настроением вы пришли сегодня на урок (смайлик).

-Представьте себе, что вы устроились удобно в кресле, приготовились смотреть любимый фильм, а вместо этого на экране появляется завораживающая картина и вы слышите:

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

- Что вы почувствовали, представили?

-Не показалось ли вам, что мы оказались в зимнем лесу?

- Оказывается, в зимнем лесу можно побывать, не выходя из класса, только этого нужно сильно захотеть (появляется слово на доске) и приложить ….. (ответы детей)

На доске: Фантазия, желание, захотеть .

-Расскажите, что вы знаете об имени существительном? (составление кластера на доске)

- Какие существительные относятся к 1 склонению? 2? 3?

-Работа с предложением (письмо под диктовку).

Зимний лес спит волшебным сном.

-Какое задание можно выполнить с этим предложением? ( синтаксический разбор, определить падеж, склонение существ.) Определите склонение и падеж имен существительных.

- А сейчас давайте проведем маленькое исследование. Каждая группа получает свое задание.

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак – и доказать свой выбор.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание, в дательном и предложном падеже окончание – е.

Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – е.

Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – и.

Имена существительные 3 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.

Имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание –и .

Проверка (вывод каждой группы фиксируется на доске).

На доске появляется:

  • Какова тема урока? Это первый урок по теме?
  • Что у вас больше всего вызывает затруднение?

- Какова цель урока?

  • Как проверить написание безударных окончаний в именах существительных:
  • Вспомним наши шаги.
  1. знать склонение
  2. знать падеж
  3. применять слова-помощники
  1. Работа над решением поставленных задач.

- В тяжёлые снеговые шубы нарядила зима сосны и ели, даже о веточках не позабыла – им приготовила пуховые варежки. А нам приготовила задания.

1. Работа в парах (на карточках).

На белой скатерт… снегов видны следы рыс…. От ёлк.. к ёлк.. прыгает шустрая

белка. На берёз.. лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земле от такой тяжест….

  • Кто справился с этим заданием без ошибок? Кто ошибся?
  • Какие ошибки допустили?
  • Как вы думаете, что нужно было вам сделать, чтобы избежать ошибок? Оцените свою работу.

Я буду называть существительные.

Если оно относится:

к 1–ому склонению, вы хлопаете в ладоши,

ко 2-ому – приседаете,

к 3 склонению – прыгаете на месте.

астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

2. Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы. Обучающиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания, проанализировав тексты.

1 уровень – самый легкий, т.к. окончание имени существительного записано, нужно определив тип склонения и падеж доказать правописание данного окончания.

С собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, на снежинке.

2 уровень – сложнее, т.к. необходимо самостоятельно найти ошибки и объяснить письменно.

К деревни по тропинки бежит хохлатый жаворонок. С первым снегам появляется он на деревенской улици . Весь день жаворонок проводит в поисках пищи . На морози жаворонок не зябнет.

3 уровень – самый сложный. Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.

  1. тропинка, узкая, детей, еловой, привела, к рощ…;
  2. висели, высокой, шишки, на , ел…;
  3. белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;
  4. недалеко, от, остановились, дети, полянк…;
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

Цели: развивать умение распознавать имена существительные 1-го склонения; провести наблюдения над изменением оконча­ний имён существительных 1-го склонения; учить проверять на­писание безударных окончаний ударными.

Формируемые УУД : п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; анализ, сравнение, класси­фикация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — ини­циативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержа­ния, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей .

- Как вы её понимаете? ( Мы узнаём что-то новое).

Запишем дату, классная работа. Пропишите пословицу. Выделите орфограммы.

3. Актуализация знаний
Предлагаю провести интеллектуальную дуэль (ученики выбирают помощников).

Отвечать четко и кратко.

1. Что называют именем существительным?
2. Как изменяются имена существительные? (число, род, падеж, склонение)

3. Что такое изменение по падежам?
4. Сколько падежей в русском языке?

5. Сколько склонений имеют имена существительные?

6. Какие существительные относятся к 1 склонению?
7. Что значит, поставить существительное в начальную форму?

8. Кого? Чего? Это вопросы …

9. Слово-помощник для определения В.п.

10.Кем? Чем? Это вопросы..

( Учитель читает группы слов, близких по значению, учащиеся выписывают существительные 1-го склонения.)

1) Сторона, бок, поверхность.

2) Осадок, гуща, муть.

3) Печаль, тоска, горе.

4) Ограда, забор, изгородь.

5) Веселье, радость, потеха.

6) Бой, сражение, баталия.

7) Ошибка, недочёт, оплошность.

8) Миг, секунда, мгновение.

9) Встреча, приём, свидание.

10) Отвага, храбрость, бесстрашие.

11) Юноша, мальчик, парень.

— Выделите окончания существительных 1-го склонения, определите род.

— Подчеркните орфограммы в словах. Назовите проверочные слова.

— Сделайте звуко-буквенный разбор слова юноша.

— Разберите по составу слово ограда.

( Два ученика выполняют грамматические разборы на откид­ной доске.)

III . Самоопределение к деятельности. Работа по карточкам. Работа в паре.

Быстрая река — интересная книга, берег рек.. — страница книг. плыть по рек.. — читать по книг. войти в рек.. — смотрю в книг. туман над рек.. — заинтересовался книг. построили на рек.. — найти в книг.

— Что вы можете сказать о существительных река и книга ? (Это существительные 1-го склонения.)

— Докажите. (Они женского рода, в именительном падеже един­ственного числа (первая пара словосочетаний) имеют окон­чание -а.)

— Как определить, какое окончание следует писать? (Ответы детей.)

— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в распо­знавании имён существительных 1-го склонения, научиться правильно писать их падежные окончания.)

IV . Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 33(с. 22)). ( По рядам. Далее коллективное обсуждение.)

— Назовите окончания в словах. Почему они одинаковы в разных словах ?(Одно и тоже скл.)

— Как вы определили склонение? (По их начальной форме.)

— Рассмотрите таблицу .Прочитайте слова Самоварова.

— Как пишутся окончания 1-го скло­нения в одном и том же падеже? (Одинаково.)
Упр.34.с.22(По заданию.)
Упр.35.с.22(По рядам)

-В каких падежах в написании окончания у вас возникали сомнения ?
Чтение слов Мудрого Совенка .

V . Физкультминутка

VI . Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 36 (с. 23). ( Коллективное выполнение с комментированием.)

Упр. 19 (с. 15).Рабочая тетрадь.(С.р.)
Проверка

VII . Рефлексия. Работа по карточкам.

— Определите падеж имён существительных. Пользуясь таб­лицей, вставьте пропущенные буквы в окончания имён существительных 1-го склонения.

Одуванчик у дорожк..

с длинной ножк..й.

Я нашла его в лесу,

но с собой не унесу:

лишь возьму его в букет,

дунет ветер — шапк.. нет.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII . Подведение итогов урока

— Что такое склонение?

— Как определить склонение имени существительного в кос­венной форме?

— Расскажите, какие существительные относятся к 1-му скло­нению. Приведите примеры.

Читайте также: