Евгений онегин собранье пестрых глав конспект

Обновлено: 03.07.2024

5 Работа А.С.Пушкина над романом Глава I Хандра Кишинев, Одесса 1823, 9 мая Глава II Поэт Одесса Глава III Барышня Одесса. Михайловское Глава IV Деревня Михайловское Глава V Именины Михайловское Глава VI Поединок Михайловское Глава VII песнь Москва Михайловское Глава VIII Странствие Москва Болдино Глава IX Большой свет Болдино 1830.

6 Работа над романом длилась 7 лет 4 месяца 17 дней

7 1831 г. - дополнение к VIII главе Письмо Онегина к Татьяне

8 Сюжетно-композиционные особенности первого русского романа I особенность Сюжет Онегин- Татьяна Служит для развития основного конфликта романа Не развивается, помогает Татьяне понять Онегина Ленский - Ольга

12 4-хстопный ямб помогает передать эпические, разговорные интонации

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: первичный целостный обзор романа.

Задачи: 1)познакомить учащихся с историей создания романа, жанровой характеристикой романа, композиционными особенностями.

2)познакомить с онегинской строфой.

3) знакомство с главным героем романа.

Литературоведческая концепция.

Роман – литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни. Охватывает широкий пласт исторических событий, много героев.

Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно, строки с пятой по восьмую — попарно, строки с девятой по двенадцатую связаны кольцевой рифмой. Оставшиеся 2 строчки строфы рифмуются между собой.

Мой дядя самых честных правил, A
Когда не в шутку занемог, b
Он уважать себя заставил A
И лучше выдумать не мог. b

Его пример другим наука; C
Но, боже мой, какая скука C
С больным сидеть и день и ночь, d
Не отходя ни шагу прочь! d

Какое низкое коварство E
Полуживого забавлять, f
Ему подушки поправлять, f
Печально подносить лекарство, E

Вздыхать и думать про себя: g
Когда же черт возьмет тебя!

И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго. навсегда.

Пушкин оставляет финал открытым, чтобы максимально приблизить сюжет романа к реальности. Для поэта важна смысловая недосказанность, ощущение которой невозможно было бы передать при наличии развязки. В.Г. Белинский связывал идейно-композиционную роль открытого финала с понятием лишнего человека, которому среда не предоставляет возможности самореализоваться.

Основным приемом в построении композиции романа является зеркальная симметрия. Способ ее выражения - смена героями позиций, занимаемых в романе: повторение одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча— письмо — объяснение.

- связаны с сюжетом романа, с отношением автора к своим героям. Например, Пушкин противопоставляет Татьяну светским красавицам:
Я знал красавиц недоступных,
Холодных, чистых, как зима,
Неумолимых, неподкупных,
Непостижимых для ума.

- связаны с биографией автора, отражают определенные жизненные события, представления Пушкина о любви, свободе, юности и зрелости, значении человеческой жизни:

Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к твоим ногам.

- содержат обращения к читателю, что позволяет связать лирическое с эпическим:

Позвольте ж мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.

- лирические отступления погружают читателя в сам процесс творчества.

Таким образом, роман повествует и о судьбах героев, и о создании романа, его написании.

В композиции романа “Евгений Онегин” наблюдаются необычная свобода повествования, непринужденность развития сюжета. Это делает роман цельным и законченным. Пушкин стремился максимально приблизить роман к действительности, сделать свое произведение самой жизнью, оригинальной и неповторимой.

Основной композиционной единицей служит глава, которая является новым этапом в развитии сюжета.

Знаменательна и роль пейзажа в романе: 1) показывает ход времени (правда, время в романе не всегда соотносится с реальным),

2)характеризует внутренний мир героев (часто природные зарисовки сопровождают образ Татьяны).

Первичное восприятие текста.

-Какие главы романа читались с наибольшим интересом?

-Было ли что-то, что затрудняло чтение?

-К каким эпизодам произведения вы хотели бы нарисовать иллюстрации? Опишите их.

-Какие вопросы возникали при чтении романа?

Целеполагание.

Учитель записывает вопросы на доске.

Слово учителя: что ж, эти вопросы могут быть основой нашего анализа романа, который мы начнем прямо сейчас.

Анализирующее наблюдение.

Слово учителя: Сначала познакомимся с жанром произведения.

-Чем необычна композиция романа?

-Кого можно считать главным героем романа?

-В чем же отличие Онегина от других?

-Какие вы еще можете вспомнить произведения, которые также названы именем главного героя?

Концептуальное осмысление.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возрастная группа: 9-10 класс

Цели и задачи:-воспитание любви к литературе, родному слову, творчеству А.С. Пушкина;

- обзор содержания романа;

- развитие творческих способностей учащихся, совершенствование коммуникативных умений и навыков.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг, иллюстрации к роману.

Конспект проведения урока:

По вопросу каждой команде. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Город, где родился Онегин Петербург

2. Кто из известных современников А.С. Пушкина упоминается в 1 главе Чаадаев, Каверин

3. При каких обстоятельствах в романе появляется медведь Во сне Татьяны

4. Имя сестры Татьяны Ольга

5. Кто из родственников Онегина упоминается в романе Отец, дядя

6. За кого вышла замуж Ольга Улана

8. В какой сад водили гулять Онегина Летний сад

9. Человек, выставляющий на показ свои знания Педант

10. Что такое лорнет Очки с ручкой

11. По какому бульвару гулял Онегин Невский проспект

12. Что такое боливар Шляпа с широкими полями

На что намекает Пушкин Намек на южную ссылку

14. Авторы романов, которые читала Татьяна Ричардсон Руссо

15. Как разносили блюда в доме Лариных По чинам

16. Во сколько лет выдали няню Татьяны замуж 13 лет

17. Зачем поехал Онегин в деревню Ухаживать за дядей

18. Чем заканчивается дуэль Онегина с Ленским Гибелью Ленского

19. Сколько сюжетных линий в романе 2: Онегин – Ленский Онегин – Татьяна

20. Каким стихотворным размером написан роман Четырехстопный ямб

  1. Дайте обоснованный ответ на вопрос.
  1. .мы все учились понемногу чему – нибудь и как – нибудь.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

· поговорим о художественных особенностях этого романа;

Но так и быть – рукой пристрастной

Прими собранье пёстрых глав,

Полусмешных, полупечальных,

Простонародных, идеальных,

Небрежный плод моих забав,

Бессонниц, лёгких вдохновений,

Незрелых и увядших лет,

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

Роман посвящён близкому другу Пушкина, поэту, критику и профессору русской словесности Петру Александровичу Плетнёву.


Они познакомились в 1817 году и дружили всю жизнь.


Как вы думаете, сколько времени ушло у Пушкина на роман в стихах?

Вот и выходит, что первая глава – плод незрелых лет, а последняя – увядших.

То есть, в начале работы Пушкин был уверен, что не сможет напечатать свой роман, поэтому его свободу творчества ничего не ограничивало. Более того, работая над первой главой, Пушкин точно не знал, что будет в следующих. В этом он сам признаётся на страницах романа:

Промчалось много, много дней

С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал.

Именно полная свобода творчества позволила Пушкину создать самый уникальный роман русской литературы. Чем же он уникален, спросите вы. Да всем!

Роман – жанр эпический, а вот стихотворение – это лирика.

В эпосе главное – события, в лирике – внутренние переживания.


Пушкин нам не просто рассказывает историю персонажей, он подробно описывает реалии своего времени: помещичий и столичный быт, моду, досуг.

Постойте, скажете вы. Если главный герой романа – автор, то есть Пушкин, как он может гулять по берегам Невы с выдуманным Онегиным и хранить письмо выдуманной Татьяны?

Очень просто! Помните, мы говорили о свободе творчества и о том, что Пушкин называл роман плодом забав?


Поэт затевает с читателем увлекательную игру. Он в персонажа-автора вкладывает свои мысли и идеи, но сам при этом прячется за литературной маской. Этот приём позволяет поэту откровенно говорить на любые темы.

Необычно и то, что роман по сути представляет собой дружескую, непринуждённую беседу с читателем. Смотрите, как поэт вворачивает шутку, обращённую к читателю, прямо в центр зимнего пейзажа:

И вот уже трещат морозы

И серебрятся средь полей.

(Читатель ждет уж рифмы розы;

На, вот возьми ее скорей!)

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Такого до Пушкина тоже никто не писал. Романы в письмах были, а вот романа-разговора – нет.

Много споров всегда вызывала и композиция романа. Начинается он внезапно мыслями Онегина о дяде. А финальная сцена и вовсе обрывается появлением мужа Татьяны. Что будет с героями, непонятно. Для романов XIX века – это просто дико! Но благодаря такой незавершенности, роман кажется неупорядоченным куском жизни, а не художественным построением.

Как и Жуковский, Пушкин создаёт свою строфу на основе сонета.

Классический сонет – это стихотворение из 14 строк, которые группируются по особым правилам. Начало сонета – это 2 четверостишия-катрена, после катренов идут два трёхстишия, которые называются тэрцетами, а завершается сонет двустишием, которое обычно подводит смысловой итог стихотворения.


На самом деле, правил для создания сонета довольно много.

Определённым законам подчиняется и рифмовка. Например, в катренах она может быть одного типа, а в терцетах – другого.

В XIX веке существовало 3 строя сонета: итальянский, французский и английский.

У каждого из них были свои особенности.

Что же сделал Пушкин? Он взял строфику английского сонета – 3 катрена и двустишие. Английскую строфику поэт соединил с итальянским принципом рифмовки, сделав её сложнее и интереснее. Напомним, что в сонете все катрены рифмовались по одной схеме. У Пушкина в каждом катрене свой тип рифмы.


В строках, которые рифмуются, одинаковое количество слогов.


Роман написан четырёхстопным ямбом. Каждая строфа начинается с новой темы, а заканчивается лирическими отступлениями и авторскими замечаниями. Это правило Пушкин нарушает только 3 раза – в песне девушек и письмах Онегина и Татьяны.

Вот вам и болтливая муза! Получается, что за видимой лёгкостью стоит напряжённый труд, а ощущение небрежной свободы – результат тщательного планирования.


Была и ещё одна глава, в которой Пушкин писал о восстании декабристов. Но поэт сжёг десятую главу, чтобы не рисковать собой и окончательно не испортить отношения с властями. Сохранилось только несколько четверостиший, которые поэт предусмотрительно зашифровал. Некоторые исследователи считают, что Пушкин хотел сделать декабристом Онегина. Другие уверены, что декабристом должен был стать муж Татьяны, а Татьяна поехала бы за ним в ссылку.

Путешествие Евгения Онегина, которое длилось около 3 лет, Пушкин тоже вывел за рамки романа. Так 9 песнь стала 8 главой.

Каждая глава – это новый виток сюжета. Как же устроен сюжет романа?

В романе две сюжетные линии.

Это линия любви (Онегин – Татьяна) и линия дружбы (Онегин – Ленский).


Так, сюжеты 3 и 8 глав повторяются, но герои меняются местами: в 3 главе Татьяна пишет письмо, ждёт ответа и получает отповедь от Онегина, а в 8 всё строго наоборот. Центр симметрии – дуэль Онегина и Ленского.

Кроме того, Пушкин использует антитезу. Например, первая глава посвящена Евгению Онегину и его миру – миру Петербурга со всеми его модными веяниями. А вторая глава описывает деревню — это среда, которая сформировала характер Татьяны. Благодаря такому резкому контрасту двух миров мы можем видеть, насколько разные люди Онегин и Татьяна.

Приём антитезы очень ярко проявляется в системе образов. Противопоставлены друг другу Онегин и Татьяна, Татьяна и Ольга, Онегин и Ленский.


Интересно то, что герои не только противопоставлены друг другу – мы можем провести между ними параллели.

Так, Онегин и Ленский – романтические герои разных типов. Онегин – разочарованный романтик байронического типа, а Ленский – мечтатель из романтических элегий. Образ автора-повествователя объединяет главных героев романа, и здесь тоже отслеживается одновременно и сопоставление, и противопоставление. Подробнее о взаимоотношениях героев мы поговорим на следующих уроках.

Поэтесса Анна Ахматова о своих читательских впечатлениях написала такие строки:

Читайте также: