Евгений онегин собранье пестрых глав конспект
Обновлено: 03.07.2024
5 Работа А.С.Пушкина над романом Глава I Хандра Кишинев, Одесса 1823, 9 мая Глава II Поэт Одесса Глава III Барышня Одесса. Михайловское Глава IV Деревня Михайловское Глава V Именины Михайловское Глава VI Поединок Михайловское Глава VII песнь Москва Михайловское Глава VIII Странствие Москва Болдино Глава IX Большой свет Болдино 1830.
6 Работа над романом длилась 7 лет 4 месяца 17 дней
7 1831 г. - дополнение к VIII главе Письмо Онегина к Татьяне
8 Сюжетно-композиционные особенности первого русского романа I особенность Сюжет Онегин- Татьяна Служит для развития основного конфликта романа Не развивается, помогает Татьяне понять Онегина Ленский - Ольга
12 4-хстопный ямб помогает передать эпические, разговорные интонации
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель: первичный целостный обзор романа.
Задачи: 1)познакомить учащихся с историей создания романа, жанровой характеристикой романа, композиционными особенностями.
2)познакомить с онегинской строфой.
3) знакомство с главным героем романа.
Литературоведческая концепция.
Роман – литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни. Охватывает широкий пласт исторических событий, много героев.
Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно, строки с пятой по восьмую — попарно, строки с девятой по двенадцатую связаны кольцевой рифмой. Оставшиеся 2 строчки строфы рифмуются между собой.
Мой дядя самых честных правил, A
Когда не в шутку занемог, b
Он уважать себя заставил A
И лучше выдумать не мог. b
Его пример другим наука; C
Но, боже мой, какая скука C
С больным сидеть и день и ночь, d
Не отходя ни шагу прочь! d
Какое низкое коварство E
Полуживого забавлять, f
Ему подушки поправлять, f
Печально подносить лекарство, E
Вздыхать и думать про себя: g
Когда же черт возьмет тебя!
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго. навсегда.
Пушкин оставляет финал открытым, чтобы максимально приблизить сюжет романа к реальности. Для поэта важна смысловая недосказанность, ощущение которой невозможно было бы передать при наличии развязки. В.Г. Белинский связывал идейно-композиционную роль открытого финала с понятием лишнего человека, которому среда не предоставляет возможности самореализоваться.
Основным приемом в построении композиции романа является зеркальная симметрия. Способ ее выражения - смена героями позиций, занимаемых в романе: повторение одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча— письмо — объяснение.
- связаны с сюжетом романа, с отношением автора к своим героям. Например, Пушкин противопоставляет Татьяну светским красавицам:
Я знал красавиц недоступных,
Холодных, чистых, как зима,
Неумолимых, неподкупных,
Непостижимых для ума.
- связаны с биографией автора, отражают определенные жизненные события, представления Пушкина о любви, свободе, юности и зрелости, значении человеческой жизни:
Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к твоим ногам.
- содержат обращения к читателю, что позволяет связать лирическое с эпическим:
Позвольте ж мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.
- лирические отступления погружают читателя в сам процесс творчества.
Таким образом, роман повествует и о судьбах героев, и о создании романа, его написании.
В композиции романа “Евгений Онегин” наблюдаются необычная свобода повествования, непринужденность развития сюжета. Это делает роман цельным и законченным. Пушкин стремился максимально приблизить роман к действительности, сделать свое произведение самой жизнью, оригинальной и неповторимой.
Основной композиционной единицей служит глава, которая является новым этапом в развитии сюжета.
Знаменательна и роль пейзажа в романе: 1) показывает ход времени (правда, время в романе не всегда соотносится с реальным),
2)характеризует внутренний мир героев (часто природные зарисовки сопровождают образ Татьяны).
Первичное восприятие текста.
-Какие главы романа читались с наибольшим интересом?
-Было ли что-то, что затрудняло чтение?
-К каким эпизодам произведения вы хотели бы нарисовать иллюстрации? Опишите их.
-Какие вопросы возникали при чтении романа?
Целеполагание.
Учитель записывает вопросы на доске.
Слово учителя: что ж, эти вопросы могут быть основой нашего анализа романа, который мы начнем прямо сейчас.
Анализирующее наблюдение.
Слово учителя: Сначала познакомимся с жанром произведения.
-Чем необычна композиция романа?
-Кого можно считать главным героем романа?
-В чем же отличие Онегина от других?
-Какие вы еще можете вспомнить произведения, которые также названы именем главного героя?
Концептуальное осмысление.
Возрастная группа: 9-10 класс
Цели и задачи:-воспитание любви к литературе, родному слову, творчеству А.С. Пушкина;
- обзор содержания романа;
- развитие творческих способностей учащихся, совершенствование коммуникативных умений и навыков.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг, иллюстрации к роману.
Конспект проведения урока:
По вопросу каждой команде. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Город, где родился Онегин Петербург
2. Кто из известных современников А.С. Пушкина упоминается в 1 главе Чаадаев, Каверин
3. При каких обстоятельствах в романе появляется медведь Во сне Татьяны
4. Имя сестры Татьяны Ольга
5. Кто из родственников Онегина упоминается в романе Отец, дядя
6. За кого вышла замуж Ольга Улана
8. В какой сад водили гулять Онегина Летний сад
9. Человек, выставляющий на показ свои знания Педант
10. Что такое лорнет Очки с ручкой
11. По какому бульвару гулял Онегин Невский проспект
12. Что такое боливар Шляпа с широкими полями
На что намекает Пушкин Намек на южную ссылку
14. Авторы романов, которые читала Татьяна Ричардсон Руссо
15. Как разносили блюда в доме Лариных По чинам
16. Во сколько лет выдали няню Татьяны замуж 13 лет
17. Зачем поехал Онегин в деревню Ухаживать за дядей
18. Чем заканчивается дуэль Онегина с Ленским Гибелью Ленского
19. Сколько сюжетных линий в романе 2: Онегин – Ленский Онегин – Татьяна
20. Каким стихотворным размером написан роман Четырехстопный ямб
- Дайте обоснованный ответ на вопрос.
- .мы все учились понемногу чему – нибудь и как – нибудь.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Сегодня на уроке мы:
· поговорим о художественных особенностях этого романа;
Но так и быть – рукой пристрастной
Прими собранье пёстрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, лёгких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
Роман посвящён близкому другу Пушкина, поэту, критику и профессору русской словесности Петру Александровичу Плетнёву.
Они познакомились в 1817 году и дружили всю жизнь.
Как вы думаете, сколько времени ушло у Пушкина на роман в стихах?
Вот и выходит, что первая глава – плод незрелых лет, а последняя – увядших.
То есть, в начале работы Пушкин был уверен, что не сможет напечатать свой роман, поэтому его свободу творчества ничего не ограничивало. Более того, работая над первой главой, Пушкин точно не знал, что будет в следующих. В этом он сам признаётся на страницах романа:
Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне –
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал.
Именно полная свобода творчества позволила Пушкину создать самый уникальный роман русской литературы. Чем же он уникален, спросите вы. Да всем!
Роман – жанр эпический, а вот стихотворение – это лирика.
В эпосе главное – события, в лирике – внутренние переживания.
Пушкин нам не просто рассказывает историю персонажей, он подробно описывает реалии своего времени: помещичий и столичный быт, моду, досуг.
Постойте, скажете вы. Если главный герой романа – автор, то есть Пушкин, как он может гулять по берегам Невы с выдуманным Онегиным и хранить письмо выдуманной Татьяны?
Очень просто! Помните, мы говорили о свободе творчества и о том, что Пушкин называл роман плодом забав?
Поэт затевает с читателем увлекательную игру. Он в персонажа-автора вкладывает свои мысли и идеи, но сам при этом прячется за литературной маской. Этот приём позволяет поэту откровенно говорить на любые темы.
Необычно и то, что роман по сути представляет собой дружескую, непринуждённую беседу с читателем. Смотрите, как поэт вворачивает шутку, обращённую к читателю, прямо в центр зимнего пейзажа:
И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей.
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Такого до Пушкина тоже никто не писал. Романы в письмах были, а вот романа-разговора – нет.
Много споров всегда вызывала и композиция романа. Начинается он внезапно мыслями Онегина о дяде. А финальная сцена и вовсе обрывается появлением мужа Татьяны. Что будет с героями, непонятно. Для романов XIX века – это просто дико! Но благодаря такой незавершенности, роман кажется неупорядоченным куском жизни, а не художественным построением.
Как и Жуковский, Пушкин создаёт свою строфу на основе сонета.
Классический сонет – это стихотворение из 14 строк, которые группируются по особым правилам. Начало сонета – это 2 четверостишия-катрена, после катренов идут два трёхстишия, которые называются тэрцетами, а завершается сонет двустишием, которое обычно подводит смысловой итог стихотворения.
На самом деле, правил для создания сонета довольно много.
Определённым законам подчиняется и рифмовка. Например, в катренах она может быть одного типа, а в терцетах – другого.
В XIX веке существовало 3 строя сонета: итальянский, французский и английский.
У каждого из них были свои особенности.
Что же сделал Пушкин? Он взял строфику английского сонета – 3 катрена и двустишие. Английскую строфику поэт соединил с итальянским принципом рифмовки, сделав её сложнее и интереснее. Напомним, что в сонете все катрены рифмовались по одной схеме. У Пушкина в каждом катрене свой тип рифмы.
В строках, которые рифмуются, одинаковое количество слогов.
Роман написан четырёхстопным ямбом. Каждая строфа начинается с новой темы, а заканчивается лирическими отступлениями и авторскими замечаниями. Это правило Пушкин нарушает только 3 раза – в песне девушек и письмах Онегина и Татьяны.
Вот вам и болтливая муза! Получается, что за видимой лёгкостью стоит напряжённый труд, а ощущение небрежной свободы – результат тщательного планирования.
Была и ещё одна глава, в которой Пушкин писал о восстании декабристов. Но поэт сжёг десятую главу, чтобы не рисковать собой и окончательно не испортить отношения с властями. Сохранилось только несколько четверостиший, которые поэт предусмотрительно зашифровал. Некоторые исследователи считают, что Пушкин хотел сделать декабристом Онегина. Другие уверены, что декабристом должен был стать муж Татьяны, а Татьяна поехала бы за ним в ссылку.
Путешествие Евгения Онегина, которое длилось около 3 лет, Пушкин тоже вывел за рамки романа. Так 9 песнь стала 8 главой.
Каждая глава – это новый виток сюжета. Как же устроен сюжет романа?
В романе две сюжетные линии.
Это линия любви (Онегин – Татьяна) и линия дружбы (Онегин – Ленский).
Так, сюжеты 3 и 8 глав повторяются, но герои меняются местами: в 3 главе Татьяна пишет письмо, ждёт ответа и получает отповедь от Онегина, а в 8 всё строго наоборот. Центр симметрии – дуэль Онегина и Ленского.
Кроме того, Пушкин использует антитезу. Например, первая глава посвящена Евгению Онегину и его миру – миру Петербурга со всеми его модными веяниями. А вторая глава описывает деревню — это среда, которая сформировала характер Татьяны. Благодаря такому резкому контрасту двух миров мы можем видеть, насколько разные люди Онегин и Татьяна.
Приём антитезы очень ярко проявляется в системе образов. Противопоставлены друг другу Онегин и Татьяна, Татьяна и Ольга, Онегин и Ленский.
Интересно то, что герои не только противопоставлены друг другу – мы можем провести между ними параллели.
Так, Онегин и Ленский – романтические герои разных типов. Онегин – разочарованный романтик байронического типа, а Ленский – мечтатель из романтических элегий. Образ автора-повествователя объединяет главных героев романа, и здесь тоже отслеживается одновременно и сопоставление, и противопоставление. Подробнее о взаимоотношениях героев мы поговорим на следующих уроках.
Поэтесса Анна Ахматова о своих читательских впечатлениях написала такие строки:
Читайте также: